Как выгоднее доставить груз - Морские вести России

Как выгоднее доставить груз

20.09.2021

Логистика

Как выгоднее доставить груз

Фото: kzd.rzd.ru

При транспортировке грузов важнейшее значение имеет фактор времени, но и надежность, и сохранность также на первом месте.

Группа «Морские вести России» попросила экспертов отрасли ответить на вопрос: какие они видят плюсы и минусы отправки грузов по железной дороге в сравнении с морскими, автомобильными и авиаотправками? Какова выгода при использовании мультимодального сервиса?

Владимир Френтий, ведущий специалист по интермодальным перевозкам логистической компании «ДАКСЕР»

Какие плюсы и минусы отправки грузов по железной дороге в сравнении с морскими, автомобильными и авиаотправками вы видите?

С учетом текущей сложной ситуации с контейнерами железнодорожный транспорт стал хорошей альтернативой для грузоперевозок из Азии в Европу и Россию. Можно сказать, что популярность транспортировок по железным дорогам выросла. Наиболее востребованы сейчас отправки поездов из Китая в Москву, Польшу и Германию.

Что касается автомобильных перевозок из той же Поднебесной, то они сопряжены с определенными трудностями. Помимо больших расстояний, это еще и серьезный санитарный контроль на границах ― водители регулярно сдают ПЦР-тесты, также проверяются и сами машины. Подобные процедуры значительно увеличивают транзитное время, поскольку их прохождение вызывает большое скопление грузовиков. Именно поэтому автомобильные отправки ― не всегда выгодная альтернатива железнодорожным, морским или воздушным.

Отмечу, что по-прежнему актуальна тенденция транспортировки дорогостоящих грузов авиационным транспортом. При небольших объемах поставок грузовладельцы делают выбор в пользу самолетов, а большие партии чаще всего отправляются уже в контейнерах, но главным вопросом становится срок перевозки.

В нашей компании повышенным спросом на данный момент пользуются доставки по железной дороге, хотя и другие сервисы тоже востребованы, в том числе транспортировки по морю через Владивосток с последующим вывозом товаров поездами. Спрос в целом высокий, грузов очень много, но зачастую наблюдается дефицит предложений со стороны операторов и линий. Не хватает как контейнеров, так и мест на судах. С наступлением «высокого» сезона весьма вероятно более частое использование самолетов, но и остальные виды транспорта останутся востребованы.

С какими проблемами можно столкнуться при мультимодальной перевозке грузов - по морю, железной дороге и при использовании автотранспорта?

Если остановиться, к примеру, на мультимодальном сервисе через Владивосток, то там при большом количестве контейнеров ощущается нехватка платформ для погрузки на железную дорогу. Такие же трудности есть и в порту Восточный. Все эти факторы приводят к увеличению сроков доставки. Ставки в свою очередь растут, а с наступлением предпраздничного сезона станут еще выше.

Какова может быть выгода при транспортировке грузов по мультимодальному маршруту?

Использование контейнеров при мультимодальной перевозке даёт возможность доставки товаров без их выгрузки ― это обеспечивает оперативную обработку грузов, а также их сохранность при транспортировке.

Владислав Мартин, руководитель отдела железнодорожных перевозок регионов ЕС и Китай группы компаний AsstrA

Какие плюсы и минусы отправки грузов по железной дороге в сравнении с морскими, автомобильными и авиаотправками вы видите?

К преимуществам доставки грузов по железной дороге по сравнению с морской отправкой можно отнести транзитный срок. В теории он должен быть короче, однако это еще предстоит проверить. На данный момент существуют сложности с наличием транспорта для перевозок из Китая, это касается как морских отправок, так и железнодорожных. Если не будет улучшений с китайской стороны ― наличия необходимого контейнерного оборудования и более быстрого согласования планов отправок китайскими железными дорогами – транзитное время может быть лишь ненамного короче.

Пожалуй, одной из главных проблем станет отсутствие возможности перевозки опасных грузов, так как политика китайских железных дорог в отношении подобных товаров довольно строгая. Так, например, устройства, содержащие аккумуляторы, не смогут перевозиться по этому маршруту, как и ряд других. Это может казаться небольшой проблемой, однако стоит учесть, что Китай является главным поставщиком США (в 2020 году Китай поставил в США товаров на общую сумму в 457 миллиардов долларов США, обогнав следующего главного поставщика – Мексику – на целых 130 миллиардов долларов США) и практически 20% товаров, поставляемых из Китая в США, приходится на электронику и различное оборудование, 8,4% – на различные химикаты, из которых немалую часть составляют и опасные товары. Соответственно почти треть всего объема грузов не может быть перевезена по этому маршруту.

Любое усложнение в логистике может привести к большему количеству проблем во время доставки, поэтому очень важно выбирать маршруты без возможных сложностей на погранпереходах. Практически каждая компания, поставляющая товары по железным дорогам из Китая, сталкивалась с такой ситуацией, когда товар мог задержаться на границе на 10, 20 и более дней. Вполне возможно, что итоговое транзитное время может не отличаться от сроков морских перевозок, нивелируя тем самым все преимущества железнодорожного сервиса.

При всём при этом стоит понимать, что объемы, перевозимые морем между Китаем и странами ЕС (так как именно через ЕС поезда будут входить в Калининград), несравнимо больше железнодорожных. Загрузка одного поезда ― 50 FEU (40-футовых контейнеров), в то время как судно того же OOCL может взять 10 706 FEU. Да, это рекордная цифра, но в среднем крупные контейнеровозы могут брать до 7 500 FEU за раз, т.е. при железнодорожных отправках будет не хватать провозных возможностей. Учитывая бесконечно растущие объемы перевозок по железным дорогам между Китаем и ЕС, дисбаланс в торговле стран Европы и Поднебесной может помешать стабильному функционированию линии из-за сложностей, связанных с возвратом контейнерных железнодорожных платформ на восточную часть для их перегрузки с платформ китайской колеи на колею стран СНГ (1520 мм). С другой стороны, учитывая сроки ожидания в портах США (в частности в порту Лос-Анджелес), это может быть отличным способом избежать недельного простоя судна, так как суда из Калининграда отправятся в Саванну, Чарлстон и Нью-Йорк, что тоже немного сократит время, так как эти порты менее загружены, чем порты на западном побережье.

С другой стороны, это прецедент, который даст пример другим компаниям, что для меня как для сторонника железнодорожных перевозок будет хорошей возможностью показать альтернативы уже существующим традиционным маршрутам.

Какова может быть выгода при транспортировке грузов по мультимодальному маршруту?

Значительно выгоднее, нежели авиатранспортом, если смотреть на ставку, а не на транзитное время, но вряд ли выгоднее, чем по морю. Разумеется, у каждого маршрута будет свой клиент, но если морские ставки вернутся на прежний уровень, что очень сомнительно в ближайший год или даже два, или, возможно, хотя бы частично снизятся, то преимущества этого маршрута будут под вопросом. Хотя в нынешних реалиях постоянной нехватки мест на судах это может быть неплохой, но далеко не идеальной альтернативой морским перевозкам. Если данный маршрут все же будет дешевле морского транспорта в течение продолжительного времени, Панама может почувствовать небольшую просадку в доходах, однако совершенно незначительную.

Каждый новый железнодорожный, интермодальный или включающий в себя любую таможенную обработку грузов сервис требует оптимизации работы таможенных органов, что также ускоряет работу на уже существующих железнодорожных маршрутах того же Нового Шелкового пути.

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ