Перспективы создания логистических центров вне комплексного плана - Морские вести России

Перспективы создания логистических центров вне комплексного плана

26.05.2021

Логистика

Перспективы создания логистических центров вне комплексного плана

Фото: ГК «Дело»

По инициативе Минтранса России из Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (КПМИ) исключен Федеральный проект «Транспортно-логистические центры» (ТЛЦ). Это не означает, что правительство не заинтересовано в развитии ТЛЦ, скорее подразумевается, что основное финансирование будет происходить за счет частных инвесторов при регуляторной поддержке государства. По сообщениям СМИ, сейчас инвесторы ожидают подтверждения обязательств государства по уже заключенным соглашениям.

Анна Варкентина

Федеральный проект ТЛЦ исключен из Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры решением президиума Совета при Президенте РФ по инициативе Минтранса России, сообщили корреспонденту «МП» в Минэкономразвития. По данным Минтранса решение об исключении было принято еще в августе 2020 года, одновременно с ним правительство поручило ведомству представить предложения по переносу мероприятий из Федерального проекта ТЛЦ в госпрограмму «Развитие транспортной системы».

Концепция «сухих портов»

Анализ Федерального проекта ТЛЦ в том виде, в каком он входил в КПМИ, показывает, что доля участия государства в строительстве логистических центров была минимальной и сводилась к утверждению планирования и согласованию проектов со всеми заинтересованными ведомствами, органами власти и инвесторами. Такая поддержка хоть и значима, но не предполагала значительных вложений средств.

Между тем роль ТЛЦ в связанности территории страны с учетом ее масштабов, в развитии внутренних и внешнеторговых перевозок представляется насущной необходимостью. «Развитие транспортно-логистической инфраструктуры позволит увеличить грузопотоки РЖД, «расшить» узкие места, обеспечить модернизацию объектов и привлечь более широкий ассортимент для транспортировки», – поясняет важность строительства ТЛЦ Тамара Сафонова, доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления (ВШКУ) РАНХиГС.

ТЛЦ позволяют решить целый комплекс задач, поскольку каждый из них, по сути, должен стать «сухим портом», соединенным железной дорогой с одним или несколькими видами транспорта, или «железнодорожным портом». Кроме повышения логистической доступности, они позволяют снизить общий уровень логистичес-ких издержек, повысить предпринимательскую активность, обеспечить интенсивное развитие рынка логистических услуг, в том числе повышение позиций России в рейтинге эффективности логистики (Logistics Performance Index, LPI), обеспечить совершенствование пространственной организации агломераций, в которых будут созданы ТЛЦ прежде всего за счет оптимизации грузопотоков в транспортном узле, сократить сроки обработки и оформления грузов благодаря возможности перенести из портов в ТЛЦ таможенное оформление грузов и т.д.

«За счет концентрации региональных грузопотоков в ТЛЦ, наличия многофункциональной и качественной терминально-складской инфраструктуры, реализации современных перевозочных и информационных технологий, высокого уровня компетенций персонала компаний-операторов и т.п. формируются уникальные условия для оказания логистических услуг с добавленной стоимостью, ориентированных на конечного потребителя, в том числе сортировка, фасовка, упаковка, маркировка, комплектование и доставка смешанных заказов в торговые сети, предпродажная подготовка, проверка качества, управление запасами, крупноузловая сборка, обратная логистика и др.», – описывает прототип ТЛЦ Научный центр по комплексным транспортным проблемам Минтранса России.

С учетом таких особенностей ТЛЦ сегодня, безусловно, интересны инвесторам. «В настоящее время каждое логистическое, стивидорное предприятие стремится найти возможности диверсификации номенклатуры транспортируемых грузов, – считает Т. Сафонова из ВШКУ РАНХиГС. – Особенно важна модернизация терминалов, обеспечивающих перевалку традиционных энергетических грузов и топлива в связи с меняющейся структурой мирового топливно-энергетического баланса и перспективой «озеленения» мировой энергетики».

Таблица. Потенциал грузопереработки опорной сети ТЛЦ, тыс. тонн в год

Локация ТЛЦ

Релевантные грузопотоки

Перерабатывающая способность ТЛЦ (к 2024 г.)

внутренние

экспортно-импортные

транзитные

Всего

Московская агломерация

6 183

8 165

4 782

19 130

14 576

Санкт-Петербургская агломерация

2 354

5 748

5 007

13 109

8 746

Краснодарский край

2 098

2 761

1 252

6 111

6 096

Ростовская область

2 388

1 613

200

4 201

4 298

Республика Татарстан

1 640

1 109

1 000

3 749

2 556

Нижегородская область

1 661

938

500

3 099

2 556

Свердловская область

3 321

2 567

3 670

9 558

7 124

Самарская область

2 594

1 750

500

4 844

4 095

Приморский край

1 472

2 611

3 097

7 180

6 520

Новосибирская область

2 712

2 781

5 493

6 592

Калининградская область

267

89

2 087

2 443

1 974

Республика Бурятия

1 372

2 862

1 500

5 734

3 018

ИТОГО:

28 062

32 994

23 595

84 651

68 150

33,2 %

38,9 %

27,9 %

100 %

80 %

Источник: Генеральная схема развития сети ТЛЦ

Исключили, несмотря ни на что

Решение убрать Федеральный проект ТЛЦ из КПМИ было принято, несмотря на возражения Минэкономразвития. «Взамен Минтрансом разработан и направлен на согласования с заинтересованными ФОИВами ведомственный проект «Формирование сети транспортно-логистических центров» (ВП ТЛЦ), – рассказали в пресс-службе Минэкономразвития. – Он нацелен на формирование сети грузовых мультимодальных ТЛЦ и на ускорение средней коммерческой скорости товародвижения. Мы подготовили замечания к этому проекту, в частности касающиеся уточнения источников финансирования, в том числе развития цифровых сервисов, а также необходимости увязки ВП ТЛЦ с другими национальными и федеральными проектами, направленными на развитие инфраструктуры».

Еще в декабре прошлого года, по данным Минтранса, велась работа по досрочному завершению Федерального проекта ТЛЦ в рамках КПМИ. Проектом предусматривалось решение трех задач: формирование опорной сети узловых грузовых мультимодальных логистических центров; формирование единой цифровой транспортно-логистической среды, в том числе в части обеспечения функционирования опорной сети ТЛЦ; развитие и повышение эффективнос-ти использования международных транспортных коридоров, проходящих по территории России.

Предполагалось, что исполнение этих задач к концу 2024 года позволит РФ подняться в рейтинге эффективности логистики Всемирного банка с 75 на 50 место, снизить процентные расходы на логистику на один процент, а мощность узловых грузовых мультимодальных ТЛЦ увеличится до 51,6 млн тонн. Достичь этой цели планировалось за счет строительства 19 ТЛЦ в семи федеральных округах для обслуживания грузопотоков Цент-ральной России, Поволжья, Урала, Восточной Сибири, Дальнего Востока, МТК «Восток – Запад», «Север – Юг», портов Балтийского и Азово-Черноморского бассейнов.

В соответствии с генеральной схемой реализации проекта в 2020 году были заключены соглашения с инвес-торами и региональными органами власти о реализации проектов в Мос-ковской, Калужской, Свердловской, Новосибирской и Калининградской областях. Кассовое исполнение этой задачи было нулевым. Также с нулевым исполнением закрывается и вторая задача – формирование единой цифровой транспортно-логистической среды, несмотря на заключение трех госконтрактов на 84 млн рублей: на дату закрытия проекта не завершена проверка качества их исполнения. В рамках исполнения третьей задачи планировался ряд мероприятий по аналитической и информационной поддержке развития и эффективного использования международных транспортных коридоров. На эти цели выделялись субсидии. Теперь же они перераспределены на другие проекты КПМИ.

Сейчас первая задача будет исполняться в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы», вторая – в рамках ведомственной программы «Цифровая платформа транспортного комплекса РФ», третья – в ведомственной целевой программе «Организационное и информационное обеспечение». Фактически это означает снижение статуса мероприятий и размывание исполнения целей, что ставит под вопрос их достижение.

Как теперь будут достигаться задачи, сформулированные в Федеральном проекте ТЛЦ, пока неясно. Понятно, что теперь их статус понизится, исчезнет единая структура проекта, что может привести к рассогласованности принимаемых решений, да и сроки исполнения могут затянуться. Все это вместе с отсутствием ответственных за исполнение и контроль проекта лиц ставит под угрозу его реализацию.

Соглашения – залог спокойствия инвесторов

Уже сейчас очевидно, что ожидать строительства всех 19 ТЛЦ не стоит, а исполнение уже заключенных соглашений теперь сопряжено с повышенными рисками. По данным «Коммерсанта», Минтранс нашел инвесторов для 16 ТЛЦ из 19, предусмотренных федеральным проектом. При этом компании «ТрансКонтейнер» и Freight Village RU, инвесторы четырех проектов, сообщили о намерении завершить свои проекты в случае подтверждения обязательств местными властями и РЖД. В компаниях считают, что есть основания полагать, что все обязательства будут исполнены.

«Для проектов, уже находящихся в стадии реализации и имеющих инвесторов, изменение федерального статуса не повлияет на конечный результат, – отмечает эксперт Т.Сафонова. – Риски для инвесторов могут быть нейтрализованы при наличии долгосрочных соглашений с заказчиками на загрузку мощностей вновь вводимых терминалов».

Интерес инвесторов к реализации проектов даже без дополнительного бюджетного финансирования вполне оправдан, считает и глава агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмис-тров. По его словам, такие проекты обладают хорошей экономикой за счет роста электронной торговли и железнодорожных контейнерных перевозок. К тому же не стоит преуменьшать значение регуляторной поддержки в части землеотведения, как и строительства коммуникаций и прочей инфраструктуры. Если при этом РЖД выполнит свою часть обязательств по подведению железной дороги к ТЛЦ, то их эффективность только вырастет, при том что ТЛЦ могут работать и без привязки к железной дороге, используя автотранспорт, который может обеспечить требуемую точность и динамичность поставок, считает эксперт.

Следует отметить, что несколько ТЛЦ уже построены и доказали свою востребованность и эффективность. Например, ТЛЦ Калининградской области «Калининград» и «Черняховск» уже показывают хорошую эффективность, что положительно сказывается на экономике всего региона. Там оказываются все виды таможенно-брокерских услуг, а зонами обслуживания является практически вся Европа (Роттердам, Гамбург, Антверпен, Вена и т.д.), отмечают аналитики.

Вместе с запуском ТЛЦ Калининградская железная дорога демонстрирует рост как по погрузке, так и по номенклатуре. В 2019 году перевозки автомобилей выросли на 12,9%, грузы в контейнерах – на 25,1%, импортные грузы – в 26,6 раза. Последнее было достигнуто за счет реализации ускоренной доставки товаров народного потребления из Китая в 40-футовых контейнерах за девять дней.

Пользуются спросом и показывают высокую эффективность и два других ТЛЦ в Балтийском бассейне, расположенных в Санкт-Петербурге, – это ТЛЦ «Логистический парк «Янино» и «Логистика-Терминал» в Шушарах (см. «Действующие транспортно-логистические центры на Балтике»).

В случае если государство подтвердит взятые на себя обязательства по ранее заключенным соглашениям, есть высокая вероятность успешного завершения строительства 16 ТЛЦ. Это станет понятно после окончания всех согласований по проектам в правительстве.

Действующие транспортно-логистические центры на Балтике

ТЛЦ «Логистический парк «Янино»

Входит в группу Global Ports. Современный многофункциональный логистический комплекс под Санкт-Петербургом. На территории «ЛП «Янино» работают контейнерный и железнодорожный терминалы, складские и таможенный комплексы. «ЛП «Янино» оказывает услуги по хранению и обработке контейнерных грузов. На территории расположен таможенный пост «Янинский» Санкт-Петербургской таможни и работает склад временного хранения.

ТЛЦ построен в 2011 году. Тогда затраты инвесторов оценивались в $145 млн. На момент запуска мощность терминала составляла 200 тыс. TEU и 400 тыс. тонн генеральных грузов, проектная мощность комплекса при полном развитии – 400 тыс. TEU и 1 млн тонн генеральных грузов.

ТЛЦ «Логистика-Терминал»

Принадлежит «ТрансКонтейнеру». Многофункциональный логистический комплекс, оказывает услуги по обработке контейнерных и генеральных грузов. Расположен в 17 км от Большого порта Санкт-Петербург в промзоне Шушары. «Логистика-Терминал» обеспечивает обработку грузов клиентов всех морских терминалов и любых экспедиторских компаний. На территории терминала работает Пушкинский таможенный пост Санкт-Петербургской таможни. На территории

92 га располагаются контейнерный терминал, склад СВХ, склад класса А. Емкость контейнерной площадки (груженые) – 12,5 тыс. TEU, контейнерного депо (порожние) – 4,5 тыс. TEU. Пропускная способность – 273 тыс. TEU в год. Это первый «сухой порт» на территории Российской Федерации, начал работать в 2010 году.

Морские порты №2 (2021)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ