Основной вектор развития стандартизации логистической деятельности - Морские вести России

Основной вектор развития стандартизации логистической деятельности

21.10.2019

Логистика

Основной вектор развития стандартизации логистической деятельности

Технический комитет ТК 246 «Контейнеры» Росстандарта России функционирует с 1996 года на базе АО «Промтрансниипроект». Исходя из функциональной специфики рассматриваемых вопросов, в структуру комитета включаются соответствующие подкомитеты и рабочие группы. В процессе своего развития структура комитета неоднократно изменялась с учетом адаптации к новым условиям и сферам деятельности, гибко реагируя на вызовы и конъюнктуру рынка.

В настоящее время к традиционным видам деятельности комитета (существуют с момента его создания), связанным с направлениями стандартизации в области контейнеров (универсальных и специализированных) и пломбировочных устройств, добавились вопросы логистики и ее технических средств. Таким образом, была создана базовая составляющая развития стандартизации, обеспечивающая комплексное рассмотрение вопросов обобщения в стандартах лучших практик в области логистики в увязке с правилами эксплуатации контейнеров и обеспечения сохранности грузов для последующего их распространения в практической деятельности.

Л.А. Андреева, председатель ТК 246 «Контейнеры», заместитель директора АО «Промтрансниипроект», д.т.н.;

А.А. Зенкин, ответственный секретарь ПК «Логистика и ее технические средства» ТК 246 «Контейнеры», к.э.н.

Рынок ТЛУ

На современном этапе развития рынка транспортно-логистических услуг (ТЛУ) отмечается закономерное, с темпом роста от 4% до 10% в год, увеличение его объемов, и уже в ближайшей перспективе в стоимостном выражении он приблизится к $5,5 трлн (рис. 1). Наибольшие объемы оказания ТЛУ приходятся на США, государства Европы, в том числе Германию, и на Китай, составляя соответственно 23%, 20%, в том числе 4%, и 17% от общемировых. Доля России на мировом рынке ТЛУ не превышает 3%.

Рис. 1. Объем мирового рынка транспортно-логистических услуг

Для современных российских условий характерна определенная рецессия на логистическом рынке, выражающаяся в замедлении темпов его роста вследствие низкой динамики мировой торговли, продолжающегося санкционного давления со стороны Евросоюза и США на фоне стагнации грузовой базы. На рис. 2 представлены отчетные с прогнозом на ближайшую перспективу данные по российскому рынку ТЛУ.

Рис. 2. Объем российского рынка транспортно-логистических услуг

Структура мирового рынка ТЛУ в динамике является достаточно устойчивой, с небольшим постепенным снижением доли грузоперевозок и экспедиторских услуг и секторальным ростом сфер комплексных логистических решений и управленческой логистики (рис. 3).

Рис. 3. Структура мирового рынка транспортно-логистических услуг

В России основными видами деятельности по оказанию логистических услуг являются грузоперевозки (более 86%), которые вместе с экспедированием обеспечивают порядка 93% рынка. При этом следует отметить крайне слабое развитие управленческой логистики на отечественном рынке ТЛУ (0,5-0,7%). Общие тенденции изменения российского рынка ТЛУ по видам деятельности представлены на рис. 4.

Рис. 4. Структура российского рынка транспортно-логистических услуг

Следует также отметить общие тенденции развития самих логистических компаний в зависимости от спектра (диапазона) оказываемых ими услуг. Если в Китае и Европе доля сегмента 3 PL в общем логистическом аутсорсинге превышает 20%, то в России в основном преобладают услуги 2 PL

(грузоперевозки, экспедирование и прямая аренда складов). Компании, которые можно отнести к

3 PL-операторам, занимают около 8% отечественного рынка ТЛУ, что соответствует не более чем 1% мирового объема ТЛУ в сегменте 3 PL. На логистический аутсорсинг приходится 39% от общего объема услуг на транспорт и логистику, в то время как в США – 81%, в среднем в Европе – 65%, в Китае – 49%.

Финансовое состояние отечественных компаний на рынке логистических услуг во многом определяется видом их деятельности. Разброс показателя рентабельности, составляющий в среднем 7,5%, у компаний, предоставляющих различные логистические услуги, является достаточно существенным. Так, у компаний, ориентированных на обеспечение перевозочного процесса, рентабельность находится на уровне 5-6%, выполнение погрузочно-разгрузочных и сопутствующих операций в портах приносит превышение затратной час-

ти, связанной с выполнением услуг, на 28-38%, складские операции приносят от 10% до 14% прибыльности.

Данные показатели в настоящее время превышают аналогичные их значения в развитых странах с рыночной экономикой, составляющие от 3% до 4%. С одной стороны, это является фактором, обеспечивающим привлечение инвестиций в развитие рынка ТЛУ, а с другой – связано с неразвитостью и несбалансированностью самой отрасли, наличием на рынке ТЛУ случайных игроков, не имеющих долгосрочных целей и перспективных планов работы в сфере логистики.

Основные направления развития и стандартизации логистики

При определении вектора развития деятельности в области логистики, направленного на реализацию логистических стратегий компаний, следует учитывать два основных направления развития логистики: операторскую деятельность (на железнодорожном транспорте – эксплуатация подвижного состава и фрахт, на других видах транспорта – в основном перевозки) и оказание услуг инфраструктуры.

С позиции объектной принадлежности логистическая инфраструктура – это терминальные комплексы, склады, транспортные коммуникации, объекты транспортно-логистического сервиса, телекоммуникационная и информационная составляющие общей логистической системы.

Развитие операторской деятельности достаточно специфично, поскольку базируется на одной из основных базовых специализированных услуг, к которым могут быть отнесены перевозки определенным видом транспорта, перевозки определенных грузов, ответственное хранение, терминальная обработка и т.п. Как правило, для выполнения своих функций компаниям-операторам необходимо иметь доступ к материальным активам – средствам производства, которые могут находиться как на балансе самого оператора, так и использоваться на правах аренды или лизинга.

Каждую из базовых специализированных услуг можно рассматривать как отдельную ключевую компетенцию, развитие самой компании-оператора заключается в расширении компетенций, позволяющих оказывать комплексные логистические услуги в виде осуществления комбинированных перевозок, управления цепями поставок и т.д. Фактически речь идет о постепенном эволюционном развитии и отборе компаний в рыночных условиях от сегмента операторов PL1 до PL2, PL3 и далее при определенной целесообразности и эффективности решения до PL4 и PL5.

Развитие стандартизации логистики в деятельности ТК 246 «Контейнеры» началось с разработанного в 2016 году ГОСТ Р «Интермодальные перевозки. Термины и определения». Необходимость его введения обусловливалась решением вопросов систематизации существующих понятий в данной области, исключающей двойственное их толкование, с которым часто приходится сталкиваться в практической деятельности, связанной в первую очередь с оформлением документов по транспортировке грузов.

В настоящее время Комитетом проводится работа по его пересмотру. Как показала практика, участие широкого числа специалистов в обсуждении данного стандарта позволяет обеспечить подготовку более актуального документа по стандартизации, который будет принят более широкой аудиторией пользователей.

При непосредственном участии Комитета, в тесном сотрудничестве с ТК 465 «Строительство» были подготовлены своды правил (входят в систему разрабатываемых документов в области стандартизации): СП 262.1325800 «Контейнерные площадки и терминальные устройства на предприятиях промышленности и транспорта. Правила проектирования и строительства» и СП 316.1325800 «Терминалы контейнерные. Правила проектирования», в которых были отражены основные тенденции развития логистических процессов в сфере транспортировки грузов применительно к проектной деятельности.

Так, непосредственно в составе комплексов автоматизированных систем управления контейнерным терминалом по СП 316.1325800 и информационных логистических систем обеспечения технологических процессов контейнерных площадок по СП 262.1325800 предусматривается использование систем автоматического управления, включая системы автоматической идентификации контейнеров на контейнерных терминалах и площадках, влияющих на эффективность логистических процессов в цепях поставок.

В 2018 году с целью развития и внедрения в практику новых инновационных решений, связанных с обеспечением информационных процессов в цепи поставок, подготовлен и находится на стадии утверждения в Росстандарте ГОСТ Р «Контейнеры грузовые. Системы автоматические. Контроль за перемещением и сохранностью грузов в контейнерах на контейнерных площадках и терминалах. Общие технические требования». Стандарт должен способствовать использованию современных технологических и технических разработок при внедрении и эксплуатации автоматических систем на контейнерных терминалах и контейнерных площадках для контроля перемещения грузов в контейнерах и установления местоположения грузов в процессе перевозки, а также обеспечения возможности оповещения о состоянии сохранности контейнера и груза с использованием электронных пломбировочных устройств (ЭПУ) и RFID-меток при выполнении идентификации.

В настоящее время в рамках развития логистического направления деятельности ТК 246 в соответствии с Планом национальной стандартизации Росстандарта начата разработка ГОСТ Р «Перевозки интермодальные. Обеспечение требований к технологическим процессам. Основные положения». Необходимость разработки данного стандарта обусловливается наличием многообразных, часто противоречивых требований, связанных с организацией интермодальных перевозок.

Дело в том, что при интермодальной перевозке грузов транспортно-технологическая система организации перевозок предусматривает использование нескольких видов транспорта и их определенное взаимодействие в пунктах смены одного вида транспорта на другой. Возможные комбинации и условия участия видов транспорта в процессе интермодальной перевозки определяются внедрением инновационных решений, наличием существующих и развитием новых технологий транспортных схем доставки с использованием в них разных типов интермодальных транспортных единиц, что и должно найти отражение при подготовке данного стандарта.

Новый техрегламент ЕАЭС для перевозки контейнеров

Деятельность ТК 246 «Контейнеры» связана с комплексным подходом к основным направлениям, определяющим разработку межгосударственной и национальной системы стандартизации, и способствует обеспечению устойчивого функционирования отечественной контейнерной базы. В настоящее время Комитетом инициировано предложение о разработке Технического регламента ЕАЭС «О безопасности контейнеров и контейнерных перевозок разными видами транспорта», обеспечивающего защиту имущества физических и юридических лиц, государственного и муниципального имущества.

Законодательство о техническом регулировании, в том числе ТР ТС 001/2011 «О безопасности железнодорожного подвижного состава» не устанавливает требований к контейнерам. Таким образом, на сегодняшний день отсутствуют основания для проверки требований безопасности (техрегулирования) к контейнерам при осуществлении государственного железнодорожного контроля и надзора Ространснадзором.

Это относится ко всем типам контейнеров, затрагивая и специализированные, в первую очередь танк-контейнеры. Ввиду того, что в танк-контейнерах перевозятся грузы как в жидком, так и газообразном состоянии, в том числе относимые к категории опасных, необходимость технического регулирования их производства, эксплуатации и утилизации является одной из основных задач, которые будут решаться при подготовке Технического регламента и последующей их конкретизации в документах по стандартизации.

На данный момент определен круг заинтересованных лиц, поддерживающих необходимость разработки Технического регламента, который постоянно расширяется, и проводится обобщение предложений для согласования с Министерством промышленности и торговли РФ на предмет его включения в число приоритетных при подготовке и уточнении Программы формирования первоочередных документов в области технического регулирования. Введение в действие данного регламента позволит скоординировать действия государств ЕАЭС в направлении кооперации и поиска механизмов взаимовыгодного сотрудничества в области развития производства и эксплуатации контейнеров, повысить безопасность их использования на транспорте, сохранность перевозимых в них грузов за счет инновационного внедрения электронных пломбировочных устройств и технологий цифровой логистики.

Необходимость и актуальность решения проблемы в сфере развития отечественной контейнерной базы и разработки в этой связи Технического регламента определяется также требованиями по реализации положений, вытекающих из Указа Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Таким образом, на современном этапе, по нашему мнению, развитие сферы оказания логистических услуг связано в первую очередь с внедрением инновационных технологий, обеспечивающих совершенствование процессов и схем продвижения грузопотоков. Именно данное направление является приоритетным в области подготовки документов по стандартизации логистики и ее технических средств.

Но, вместе с тем, необходимо уделять должное внимание и рассмотрению вопросов, связанных с вопросами клиентоориентированности логистики – клиентской базой. Даже при всем должном развитии схем и способов доставки, предложении новых логистических продуктов без необходимой потребительской составляющей при рассмотрении функционирования всей системы эффективность от внедрения инновационных решений не приведет к необходимым положительным результатам. Деятельность по оказанию услуг любой логистической компании во многом определяется не только процессами, связанными с перевозкой, переработкой, хранением, погрузкой (выгрузкой) грузов, а и управленческой структурой – менеджерами, способными грамотно выстроить цепочку взаимодействия с клиентами, обеспечить поиск новой и сохранение существующей потребительской базы, без которой невозможно по определению существование самой логистической системы. В этой связи вектор развития, связанный с клиентской базой, также должен быть включен в качестве одной из составляющих в вопросы, направленные на совершенствование стандартизации логистики и ее технических средств.

Основная направленность развития стандартизации логистической деятельности на среднесрочную перспективу может быть сфокусирована на подготовке документов по решению следующих актуальных вопросов:

– сокращения логистических затрат и оптимизации цепей поставок;

– внедрения инноваций и систем управления в цепях поставок;

– развития технологий, сервисных услуг и профессионализма;

– расширения действия систем контроля по отслеживанию, перемещению, определению местоположения грузов и обеспечению их сохранности в процессе перевозки.

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ