Перспективы порта, связанные с интеграцией в систему Севморпути - Морские вести России

Перспективы порта, связанные с интеграцией в систему Севморпути

25.11.2019

Морские порты

В 2019 году один из крупнейших портов Дальнего Востока России – морской порт Петропавловск-Камчатский – вступил в фазу активной реализации масштабных транспортных проектов, благодаря которым в среднесрочной перспективе порт может увеличить грузооборот в десятки раз, став полноценной частью международных транспортных маршрутов между Европой, Азией, Северной и Южной Америкой. ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» является важным участником данного процесса.

Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Порт сегодня

В настоящее время морской порт Петропавловск-Камчатский располагает 70 причалами общей протяженностью более 7 км, способен принимать суда длиной до 400 мет-ров с осадкой до 11 метров и функционирует, исходя из сложившихся потребностей в переработке морских грузов. Работа порта происходит в полном соответствии с требованиями по обеспечению безопасности мореплавания в акватории, по соблюдению технических норм производства работ в порту, экологических стандартов и прочих требований отечественного и международного законодательства.

Сегодня, как и на протяжении последних лет, порт Петропавловск-Камчатский ориентирован в основном на каботажные перевозки. Небольшие экспортные отправки в Японию, Рес-публику Корею и другие страны АТР составляют незначительную долю – около 2%. Основные виды перерабатываемых грузов – генеральные и навалочные (в основном уголь и металлолом), а также контейнерные грузы и морские биоресурсы. До недавних пор сложившаяся система грузопотоков в регионе обеспечивала порту грузооборот порядка 1,4 млн тонн, однако в последние годы наблюдается тенденция к его росту.

Так, в 2018 году грузооборот порта вырос на 19% по сравнению с показателями предыдущего года – до 1,7 млн тонн. Большая часть этого объема – более 1,5 млн тонн – приходится на каботаж, экспорт составляет 145 тыс. тонн, остальное – импорт. В 2019 году тенденция сохраняется. Грузооборот за 7 месяцев текущего года составил более 1 млн тонн грузов, из них 98% – каботаж.

Важным событием 2019 года стали прием и обработка атомного лихтеровоза «Севморпуть». В конце августа судно прибыло на терминал «Сероглазка», где было загружено рефконтейнерами с рыбопродукцией и отправлено по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) в Санкт-Петербург. Работа с 260-метровым судном, крупнейшим в своем классе, впервые зашедшем в порт Петропавловск-Камчатский, потребовала большого профессионализма не только портовиков, но и сотрудников Службы капитана порта. Тестовая обработка судна была выполнена успешно. Сейчас ведутся переговоры об открытии регулярной линии в 2020 году.

Необходимо отметить, что в порту растет объем морских пассажирских перевозок, связанных с развитием международного туризма. В 2018 году пассажиропоток в Петропавловске-Камчатском составил 12843 человека (43% к 2017 году).

Особенностью сезона 2019 года стала постановка к причалам крупнейших в истории порта морских лайнеров Celebrity Millennium и Norwegian Jewel, оба длиной 295 метров и осадкой 8,5 метра. Среди прочих круизных судов порт посетил 227-метровый лайнер Viking Orion, следовавший из Японии в Канаду. Примечателен также заход лайнера под японским флагом Asuka с туристами из Японии. Иностранные гости посетили музеи, осмотрели достопримечательности столицы «таинственной страны Уйкоаль», как называют Камчатку ительмены, познакомились с культурой коренных жителей полуострова.

Всего в 2019 году в порт Петро-павловск-Камчатский зашло 17 круизных судов. Все суда обрабатывались у причалов порта в отличие от предыдущих лет, когда пассажиры оформлялись на рейде, а затем доставлялись на берег судовыми плавсредствами через необорудованный пирс, расположенный на отшибе. Это стало возможно благодаря Государственной программе Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края», в которой было предусмотрено строительство нового морского вокзала. Оформление пассажиров через участок пункта пропуска, расположенный в здании морского вокзала, возможность сойти на берег не по расписанию судового катера, а когда удобно пассажирам, резко повысило качество их обслуживания и комфортабельность.

Возросшее количество судозаходов круизных лайнеров ставит порт Петропавловск-Камчатский на лидирующие позиции среди дальневос-точных портов на круизном рынке региона. В этом контексте стоит упомянуть о проекте строительства автопассажирского парома CNF-25 для организации регулярного морского пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка и портами Дальнего Востока, реализуемом в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Прошедший недавно V Восточный экономический форум с участием Президента РФ Владимира Путина и глав ряда государств АТР в качестве особого направления роста экономики Дальневосточного региона выделил развитие Камчатского края, уже само географическое расположение которого определило отрасль морского транспорта в качестве ведущей (на долю морского порта Петропавловск-Камчатский приходится более 80% грузооборота края).

Перспективы порта Петропавловск-Камчатский обусловлены его географическими особенностями и наличием возможностей для дальнейшего развития. Среди преимуществ порта помимо расположения в незамерзающей бухте – близость к транспортному коридору между Азией и Северной Америкой, а также возможность перевозки грузов по транзитному маршруту через Севморпуть. Стоит отметить наличие удобных якорных стоянок и мест перевалки, в том числе специализированных терминалов для обработки различных видов грузов.

По мнению специалистов ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», принципиально новые возможности порта связаны с ростом грузовой базы, прогнозируемым в соответствии с запланированным развитием различных отраслей экономики региона (горнорудная, рыбоперерабатывающая, туристическая) в рамках преференциальных режимов ТОР «Камчатка» и свободный порт Владивосток, а также интеграцией морского порта в систему Севморпути.

Порт рассматривается как перспективный туристический центр, ориентированный на прием круизных судов. С 2015 года количество иностранных туристов, прибывших в порт на круизных судах, увеличилось более чем в 3 раза – с 5 тыс. до почти 15 тыс. человек в 2019 году.

По данным Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, сегодня в регионе реализуется и планируется к реализации более 240 инвестиционных проектов на общую сумму 216 млрд рублей, из них 77 проектов на сумму более 67 млрд рублей находятся на стадии активной реализации, и значительная доля проектов относится к морскому порту. В то же время Стратегия развития порта Петропавловск-Камчатский предполагает создание грузового хаба мощностью 160 млн тонн в год. В рамках этой стратегии реализуется пять крупных проектов строительства новых терминалов и перегрузочных комплексов.

Крупные инвестпроекты

Наиболее масштабным является инвестиционный проект ПАО «НОВАТЭК» – строительство морского терминала по хранению и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская в северной части Авачинского залива. Проект предполагает создание к 2024 году перегрузочного комплекса проектной мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. Основная цель – снизить транспортные издержки при доставке газа с арктических месторождений на рынки АТР.

До конца 2019 года российское правительство поручило определить источники финансирования строительства объектов федеральной собственности – подходного канала, причала, объектов обеспечения безопасности мореплавания. На всех стадиях реализация проекта будет проходить в тесном сотрудничестве со Службой капитана морского порта Петропавловск-Камчатский. На сегодня уже получены согласования на расширение границ морского порта и включения в них участка акватории бухты Бечевинская, где планируется строительство комплекса. Соответствующие документы направлены на рассмотрение в Росморречфлот.

В числе крупных инфраструктурных проектов строительство комплекса по складированию и хранению неф-тепродуктов в порту, которое компания «Морской Стандарт-Бункер» планирует закончить в 2020 году. Инвестиционный проект, реализуемый в рамках ТОР «Камчатка», предполагает создание комплекса с возможностью единовременного хранения 18 тыс. тонн топлива и ежегодным оборотом в объеме 169 тыс. тонн.

На данный момент проект находится в заключительной стадии реализации: установлены резервуары, ведется монтаж технологического оборудования. Реализуя проект строительства топливного комплекса за счет собственных средств и государственных преференций, компания-инвестор, обладающая танкерным флотом из 16 судов общим дедвейтом более 100 тыс. тонн, ориентируется на создание сервиса для обеспечения растущего транспортного рынка в регионе, в первую очередь транзита по Севморпути.

Другим масштабным проектом является строительство глубоководного контейнерного терминала в порту, анонсированное ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс», которое начнется в 2024 году. Информацию о строительстве недавно подтвердило Министерство экономического развития и торговли Камчатского края.

В рамках стратегии стивидорной компанией «Авача» реализуется проект создания хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов стоимостью 2 млрд рублей. Специализированный хаб позволит удовлетворить потребности предприятий рыбной отрасли региона в комплексном обслуживании во время стоянки в порту и в рефрижераторных перевозках готовой рыбной продукции на экспорт, минуя существующую в настоящее время необходимость перевалки в портах Республики Кореи. Кроме того, компания «Авача» рассчитывает увеличить грузооборот морского порта за счет обработки судов международной линии Maersk. Реализация проекта рассчитана на период с 2017 по 2032 год.

Также в морском порту в рамках ТОР «Камчатка» инициирован проект строительства терминала по переработке навалочных и генеральных грузов мощностью до 600 тыс. тонн и морского пассажирского терминала для организации водного туризма. Проект общей стоимостью 2,2 млрд рублей планируется реализовать к 2022 году.

Наконец, говоря о перспективах порта, нельзя не упомянуть о том, что в его структуру входят 13 участков: Пахачи, Тиличики, Оссора, Усть-Камчатск, Никольское, Озерновский, Октябрьский, Кировский, Крутогорово, Усть-Хайрюзово, Тигиль, Палана и Манилы. Задачи по модернизации и реконструкции этих портопунктов с целью придания положительного синергетического эффекта общей работе порта Петропавловск-Камчатский также входят в инвестиционный план региона. Так, заявлено о реализации проекта реконструкции портопункта Оссора, подразумевающего установку плавучего причала для рейдовой обработки крупнотоннажного и маломерного флота, строительство складских площадей, здания портопункта, приобретение плавсредств и крана грузоподъемностью 25 тонн. Проект предполагает восстановление и развитие каботажных перевозок в данном портопункте.

Роль АМП

Поскольку все названные проекты относятся к сфере морского транспорта и напрямую связаны с развитием морского порта и судоходства, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» в лице Службы капитана морского порта Петропавловск-Камчатский оказывает поддержку и содействие, используя все свои возможности и профессиональные навыки.

Потенциальные возможности порта по обеспечению транзитных грузоперевозок по международным маршрутам, в том числе по СМП, очевидны, а экстенсивный рост производства накладывает дополнительную ответственность на работу государственных служб. В результате модернизации и развития портовой инфраструктуры и, как следствие, увеличения перегрузочных мощностей возникает возможность повысить привлекательность порта для захода морских судов как под российским, так и под иностранными флагами. В итоге порт должен стать одним из важных транзитных пунктов на Севморпути, частью единой логистической системы.

В условиях роста интенсивности судоходства в морском порту и на подходах к нему с учетом перспектив развития порта Петропавловск-Камчатский усиливается роль Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания. Налаживание безаварийной работы в порту, обеспечение развития портовой инфраструктуры без ущерба для безопасности мореплавания и экологии должно происходить в строгом соответствии с российским и международным законодательством.

Недавний опыт приема в порту крупнейших пассажирских и грузовых судов подтвердил высокое качество и слаженность работы стивидоров и портовых властей, что свидетельствует о готовности бизнеса и государственных служб к реализации масштабных проектов и выполнению государственных задач.

Морские порты №7 (2019)
ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика