Перспективы порта, связанные с интеграцией в систему Севморпути

Морские порты
Перспективы порта, связанные с интеграцией в систему Севморпути

В 2019 году один из крупнейших портов Дальнего Востока России – морской порт Петропавловск-Камчатский – вступил в фазу активной реализации масштабных транспортных проектов, благодаря которым в среднесрочной перспективе порт может увеличить грузооборот в десятки раз, став полноценной частью международных транспортных маршрутов между Европой, Азией, Северной и Южной Америкой. ФГБУ «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки» является важным участником данного процесса.

Иван Бунин, капитан морского порта Петропавловск-Камчатский ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Порт сегодня

В настоящее время морской порт Петропавловск-Камчатский располагает 70 причалами общей протяженностью более 7 км, способен принимать суда длиной до 400 мет-ров с осадкой до 11 метров и функционирует, исходя из сложившихся потребностей в переработке морских грузов. Работа порта происходит в полном соответствии с требованиями по обеспечению безопасности мореплавания в акватории, по соблюдению технических норм производства работ в порту, экологических стандартов и прочих требований отечественного и международного законодательства.

Сегодня, как и на протяжении последних лет, порт Петропавловск-Камчатский ориентирован в основном на каботажные перевозки. Небольшие экспортные отправки в Японию, Рес-публику Корею и другие страны АТР составляют незначительную долю – около 2%. Основные виды перерабатываемых грузов – генеральные и навалочные (в основном уголь и металлолом), а также контейнерные грузы и морские биоресурсы. До недавних пор сложившаяся система грузопотоков в регионе обеспечивала порту грузооборот порядка 1,4 млн тонн, однако в последние годы наблюдается тенденция к его росту.

Так, в 2018 году грузооборот порта вырос на 19% по сравнению с показателями предыдущего года – до 1,7 млн тонн. Большая часть этого объема – более 1,5 млн тонн – приходится на каботаж, экспорт составляет 145 тыс. тонн, остальное – импорт. В 2019 году тенденция сохраняется. Грузооборот за 7 месяцев текущего года составил более 1 млн тонн грузов, из них 98% – каботаж.

Важным событием 2019 года стали прием и обработка атомного лихтеровоза «Севморпуть». В конце августа судно прибыло на терминал «Сероглазка», где было загружено рефконтейнерами с рыбопродукцией и отправлено по Северному морскому пути (Севморпуть, СМП) в Санкт-Петербург. Работа с 260-метровым судном, крупнейшим в своем классе, впервые зашедшем в порт Петропавловск-Камчатский, потребовала большого профессионализма не только портовиков, но и сотрудников Службы капитана порта. Тестовая обработка судна была выполнена успешно. Сейчас ведутся переговоры об открытии регулярной линии в 2020 году.

Необходимо отметить, что в порту растет объем морских пассажирских перевозок, связанных с развитием международного туризма. В 2018 году пассажиропоток в Петропавловске-Камчатском составил 12843 человека (43% к 2017 году).

Особенностью сезона 2019 года стала постановка к причалам крупнейших в истории порта морских лайнеров Celebrity Millennium и Norwegian Jewel, оба длиной 295 метров и осадкой 8,5 метра. Среди прочих круизных судов порт посетил 227-метровый лайнер Viking Orion, следовавший из Японии в Канаду. Примечателен также заход лайнера под японским флагом Asuka с туристами из Японии. Иностранные гости посетили музеи, осмотрели достопримечательности столицы «таинственной страны Уйкоаль», как называют Камчатку ительмены, познакомились с культурой коренных жителей полуострова.

Всего в 2019 году в порт Петро-павловск-Камчатский зашло 17 круизных судов. Все суда обрабатывались у причалов порта в отличие от предыдущих лет, когда пассажиры оформлялись на рейде, а затем доставлялись на берег судовыми плавсредствами через необорудованный пирс, расположенный на отшибе. Это стало возможно благодаря Государственной программе Камчатского края «Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края», в которой было предусмотрено строительство нового морского вокзала. Оформление пассажиров через участок пункта пропуска, расположенный в здании морского вокзала, возможность сойти на берег не по расписанию судового катера, а когда удобно пассажирам, резко повысило качество их обслуживания и комфортабельность.

Возросшее количество судозаходов круизных лайнеров ставит порт Петропавловск-Камчатский на лидирующие позиции среди дальневос-точных портов на круизном рынке региона. В этом контексте стоит упомянуть о проекте строительства автопассажирского парома CNF-25 для организации регулярного морского пассажирского сообщения между полуостровом Камчатка и портами Дальнего Востока, реализуемом в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Прошедший недавно V Восточный экономический форум с участием Президента РФ Владимира Путина и глав ряда государств АТР в качестве особого направления роста экономики Дальневосточного региона выделил развитие Камчатского края, уже само географическое расположение которого определило отрасль морского транспорта в качестве ведущей (на долю морского порта Петропавловск-Камчатский приходится более 80% грузооборота края).

Перспективы порта Петропавловск-Камчатский обусловлены его географическими особенностями и наличием возможностей для дальнейшего развития. Среди преимуществ порта помимо расположения в незамерзающей бухте – близость к транспортному коридору между Азией и Северной Америкой, а также возможность перевозки грузов по транзитному маршруту через Севморпуть. Стоит отметить наличие удобных якорных стоянок и мест перевалки, в том числе специализированных терминалов для обработки различных видов грузов.

По мнению специалистов ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки», принципиально новые возможности порта связаны с ростом грузовой базы, прогнозируемым в соответствии с запланированным развитием различных отраслей экономики региона (горнорудная, рыбоперерабатывающая, туристическая) в рамках преференциальных режимов ТОР «Камчатка» и свободный порт Владивосток, а также интеграцией морского порта в систему Севморпути.

Порт рассматривается как перспективный туристический центр, ориентированный на прием круизных судов. С 2015 года количество иностранных туристов, прибывших в порт на круизных судах, увеличилось более чем в 3 раза – с 5 тыс. до почти 15 тыс. человек в 2019 году.

По данным Агентства инвестиций и предпринимательства Камчатского края, сегодня в регионе реализуется и планируется к реализации более 240 инвестиционных проектов на общую сумму 216 млрд рублей, из них 77 проектов на сумму более 67 млрд рублей находятся на стадии активной реализации, и значительная доля проектов относится к морскому порту. В то же время Стратегия развития порта Петропавловск-Камчатский предполагает создание грузового хаба мощностью 160 млн тонн в год. В рамках этой стратегии реализуется пять крупных проектов строительства новых терминалов и перегрузочных комплексов.

Крупные инвестпроекты

Наиболее масштабным является инвестиционный проект ПАО «НОВАТЭК» – строительство морского терминала по хранению и перегрузке сжиженного природного газа (СПГ) в бухте Бечевинская в северной части Авачинского залива. Проект предполагает создание к 2024 году перегрузочного комплекса проектной мощностью 21,7 млн тонн СПГ в год. Основная цель – снизить транспортные издержки при доставке газа с арктических месторождений на рынки АТР.

До конца 2019 года российское правительство поручило определить источники финансирования строительства объектов федеральной собственности – подходного канала, причала, объектов обеспечения безопасности мореплавания. На всех стадиях реализация проекта будет проходить в тесном сотрудничестве со Службой капитана морского порта Петропавловск-Камчатский. На сегодня уже получены согласования на расширение границ морского порта и включения в них участка акватории бухты Бечевинская, где планируется строительство комплекса. Соответствующие документы направлены на рассмотрение в Росморречфлот.

В числе крупных инфраструктурных проектов строительство комплекса по складированию и хранению неф-тепродуктов в порту, которое компания «Морской Стандарт-Бункер» планирует закончить в 2020 году. Инвестиционный проект, реализуемый в рамках ТОР «Камчатка», предполагает создание комплекса с возможностью единовременного хранения 18 тыс. тонн топлива и ежегодным оборотом в объеме 169 тыс. тонн.

На данный момент проект находится в заключительной стадии реализации: установлены резервуары, ведется монтаж технологического оборудования. Реализуя проект строительства топливного комплекса за счет собственных средств и государственных преференций, компания-инвестор, обладающая танкерным флотом из 16 судов общим дедвейтом более 100 тыс. тонн, ориентируется на создание сервиса для обеспечения растущего транспортного рынка в регионе, в первую очередь транзита по Севморпути.

Другим масштабным проектом является строительство глубоководного контейнерного терминала в порту, анонсированное ООО «Приморский универсальный перегрузочный комплекс», которое начнется в 2024 году. Информацию о строительстве недавно подтвердило Министерство экономического развития и торговли Камчатского края.

В рамках стратегии стивидорной компанией «Авача» реализуется проект создания хаба по комплексному обслуживанию рыбопромысловых судов и организации перевалки рефрижераторных и сухих контейнерных грузов стоимостью 2 млрд рублей. Специализированный хаб позволит удовлетворить потребности предприятий рыбной отрасли региона в комплексном обслуживании во время стоянки в порту и в рефрижераторных перевозках готовой рыбной продукции на экспорт, минуя существующую в настоящее время необходимость перевалки в портах Республики Кореи. Кроме того, компания «Авача» рассчитывает увеличить грузооборот морского порта за счет обработки судов международной линии Maersk. Реализация проекта рассчитана на период с 2017 по 2032 год.

Также в морском порту в рамках ТОР «Камчатка» инициирован проект строительства терминала по переработке навалочных и генеральных грузов мощностью до 600 тыс. тонн и морского пассажирского терминала для организации водного туризма. Проект общей стоимостью 2,2 млрд рублей планируется реализовать к 2022 году.

Наконец, говоря о перспективах порта, нельзя не упомянуть о том, что в его структуру входят 13 участков: Пахачи, Тиличики, Оссора, Усть-Камчатск, Никольское, Озерновский, Октябрьский, Кировский, Крутогорово, Усть-Хайрюзово, Тигиль, Палана и Манилы. Задачи по модернизации и реконструкции этих портопунктов с целью придания положительного синергетического эффекта общей работе порта Петропавловск-Камчатский также входят в инвестиционный план региона. Так, заявлено о реализации проекта реконструкции портопункта Оссора, подразумевающего установку плавучего причала для рейдовой обработки крупнотоннажного и маломерного флота, строительство складских площадей, здания портопункта, приобретение плавсредств и крана грузоподъемностью 25 тонн. Проект предполагает восстановление и развитие каботажных перевозок в данном портопункте.

Роль АМП

Поскольку все названные проекты относятся к сфере морского транспорта и напрямую связаны с развитием морского порта и судоходства, ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» в лице Службы капитана морского порта Петропавловск-Камчатский оказывает поддержку и содействие, используя все свои возможности и профессиональные навыки.

Потенциальные возможности порта по обеспечению транзитных грузоперевозок по международным маршрутам, в том числе по СМП, очевидны, а экстенсивный рост производства накладывает дополнительную ответственность на работу государственных служб. В результате модернизации и развития портовой инфраструктуры и, как следствие, увеличения перегрузочных мощностей возникает возможность повысить привлекательность порта для захода морских судов как под российским, так и под иностранными флагами. В итоге порт должен стать одним из важных транзитных пунктов на Севморпути, частью единой логистической системы.

В условиях роста интенсивности судоходства в морском порту и на подходах к нему с учетом перспектив развития порта Петропавловск-Камчатский усиливается роль Службы капитана порта по обеспечению безопасности мореплавания. Налаживание безаварийной работы в порту, обеспечение развития портовой инфраструктуры без ущерба для безопасности мореплавания и экологии должно происходить в строгом соответствии с российским и международным законодательством.

Недавний опыт приема в порту крупнейших пассажирских и грузовых судов подтвердил высокое качество и слаженность работы стивидоров и портовых властей, что свидетельствует о готовности бизнеса и государственных служб к реализации масштабных проектов и выполнению государственных задач.

Морские порты №7 (2019)

Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле»

Иск на 2,93 млрд рублей за задержку «Каракурта» подало Минобороны к «Пелле» Корабль сдали позже из-за ЧМ по футболу, парада и задержек поставок двигателя

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом

11 тысяч крабов на свободе: ФСБ Приморья задержало браконьеров с большим уловом Ущерб государству в 53 млн рублей предотвращен

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года

306 млрд рублей могут направить на развитие внутренних водных путей до 2025 года Утроенный транзит между Петербургом, Астраханью и Ростовом на Дону, строительство и ремонт гидроузло...

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

Морские порты

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке

Как и обещали: прокуратура остановила работу угольного терминала в Находке Из-за нарушений экологических норм

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…




Морской транспорт

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега

Так близко, но так далеко: буксир на Сахалине выбросило на мель в нескольких метрах от берега Спасатели пытаются выгрузить с судна 28 тонн горючего

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Второй траулер по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это к большому улову

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...