ФАС меняет правила игры

Российская экономика

Рыбаки требуют ввести мораторий на трансформацию «исторического принципа»

Не утихают споры вокруг попытки Федеральной антимонопольной службы изменить «исторический принцип» распределения квот на вылов рыбы, принятый в большинстве стран мира и показавший положительную динамику в России. На этот раз рыбацкая общественность взволнована подготовкой ФАС проекта распоряжения Правительства РФ о внесении изменений в план мероприятий (дорожную карту) по развитию конкуренции, согласно которому предлагается распределять не менее 50% объема квот добычи (вылова) водных биоресурсов, ранее распределявшегося по «историческому принципу», путем проведения аукциона в электронной форме.

Анна Горнова

Квота на вылов

В 2016 году летом был принят по итогам Госсовета фактически новый закон о рыболовстве, установивший «правила игры» в отрасли на 15 лет, этим же законом введен новый вид квот на инвестиционные цели. В 2018 году рыбаки перезаключили договора на следующие 15 лет, заложив в свои инвестиционные бюджеты постройку нового флота. Казалось бы, закон не имеет обратной силы, но ФАС настаивает на развитии конкуренции. Основной мотив – повышение эффективности отрасли, увеличение доходов в госбюджет.

Однако, полезна ли предлагаемая антимонопольщиками мера для самой отрасли и насколько она согласуется с документами долгосрочного стратегического планирования – вопрос весьма спорный. Так, к примеру, Стратегия пространственного развития России предполагает сконцентрироваться на «точках роста» каждого региона и улучшить условия жизни населения на местах, стимулировать привлечение населения в регионы, а не его отток. Стратегия национальной безопасности предполагает сохранение населения на окраинных территориях Севера и Дальнего Востока. Есть еще у нас прогноз социально-экономического развития, а также поручение президента РФ о поддержке и развитии малого и среднего бизнеса и кооперации.

Для рыбохозяйственного предприятия квота на вылов – это, по сути, инструмент долгосрочного планирования бизнеса. Инвестиционный цикл в отрасли в среднем 5-10 лет, чтобы выйти на окупаемость инвестиций. И так уж сложилось и в мире, и в России, что значительная часть рыбной отрасли – это как раз предприятия малого и среднего бизнеса, для которых новации антимонопольной службы – это прямой путь к банкротству. Отраслевые ведомства в лице Минсельхоза и Росрыболовства за минувшие годы уже посчитали, сколько нужно новых судов, составили и детально обговорили с рыбаками, какие суда и в какие сроки рыболовецкие компании построят на российских верфях. Рыбаки составили свои инвестиционные и производственные планы. Относительно производства продукции для промышленника в рыночной экономике ведь что важно – видеть спрос, удовлетворить его, иметь возможность спланировать предложение. Этой возможности на рынке ФАС пытается малый и средний рыбацкий бизнес своей новацией лишить.

Еще в России есть проблема северного завоза, окраинных удаленных территорий Севера и Дальнего Востока, с которых продолжается отток населения. И если поселкообразующие рыбацкие предприятия оттуда уйдут, население останется без работы, и его мы тоже потеряем. Кроме как «конкуренция – двигатель прогресса, аукционы хорошо пополняют бюджет», никаких других обоснований, анализа и прогноза возможных последствий введения своей новеллы ФАС общественности не представило. А ведь аукционы рыбаки уже проходили, и практика эта была отрицательная. Если основная все же цель – построить новый флот, то в некоторых зарубежных странах квота закрепляется за судном, но для этого у нас надо переделывать всю систему отраслевого права. При этом надо учитывать мировую тенденцию – переизбыток флота и сокращение ресурса. Нужна ли в итоге России такая трансформация отрасли – модель из нескольких десятков крупных предприятий и больших высокотехнологичных судов взамен уничтожения малых и средних организаций – большой вопрос. Устойчива ли такая модель для России? Или, может, все же надежнее оставить малых? И кто ответит за последствия, если новая модель окажется неудачной?

Есть колхоз – есть деревня

18 сентября в Москве в Торгово-промышленной палате РФ состоялось Всероссийское совещание рыболовецких колхозов (артелей), малых и средних рыбохозяйственных организаций РФ, участники которого единогласно высказались против распределения части объема квот добычи (вылова) ВБР, из ранее распределявшихся по историческому принципу, путем проведения аукциона. О данной инициативе ФАС рыбацкое сообщество узнало в августе уже после принятого в летнюю сессию Госдумой закона о распределении 50% долей краба с инвестиционными обязательствами посредством аукционов.

Открывая совещание, председатель правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев однозначно заявил, что такое бремя в виде отъема половины объема квот предприятия союза не вытянут, а это не только рыболовецкие колхозы, но и организации малого и среднего бизнеса по стране. «Как говорят, есть колхоз – есть деревня, нет колхоза – нет деревни. У нас такие градообразующие предприятия тянут всю социалку. Люди там живут, потому что там родились, жили и работают», – пояснил Андрей Ануфриев.

«За этой историей стоят люди – это главный ресурс нашей отрасли, и мы едины, чтоб этот принцип сохранить», – подчеркнул заместитель председателя правления Росрыбколхозсоюза Петр Джунковский. Он поблагодарил ветеранов отрасли за их принципиальную позицию и уведомил собравшихся о том, что Минсельхоз, Росрыболовство, такие организации, как ВАРПЭ, РСПП, региональные законодательные власти ряда приморских субъектов выразили поддержку сохранения «исторического принципа» в отрасли. Петр Джунковский поделился положением дел на отдаленных территориях Хабаровского края, Камчатки, арктического побережья, где расположены предприятия союза и где уровень цен и тарифов в разы выше, чем в Центральной России, а на некоторые продукты зашкаливает, в то время как зарплаты совсем невысокие и население убывает. И тем не менее люди благоустраивают территории, стремятся жить в нормальных условиях, надеются на лучшее.

Обеспокоенность сложившейся ситуацией выразил и приглашенный на совещание депутат Госдумы от Хабаровского края Борис Гладких (фракция «Единая Россия»). «Есть вопрос – повышение эффективности, доходности от отраслей в бюджет, всех отраслей, и на него можно смотреть по-разному. Представители отрасли смотрят своим взглядом, у субъектов свое мнение, правительство тоже принимает решение. Цель – получить максимальную эффективность в рыбной отрасли, просто где-то на этапе принятия решения надо добиваться, чтобы вас услышали.

Есть сферы, где конкуренция избыточна, и не все сферы можно мерить конкуренцией. Сегодня через конкуренцию мы получим сиюминутный доход в бюджет, а завтра это повлечет за собой потерю базовых предприятий региона, которые обеспечивают всю социальную составляющую. К тому же есть инвесторы, которые уже вложились в предприятия, им обещали – построишь, создашь рабочие места, а ведь если инвестор поймет, что ожидания могут не подтвердиться, что инвестору делать? Он черпанет оттуда по максимуму и постарается как можно скорее выйти из этой гонки. Вложения в отрасль должны быть на основе долгосрочных программ направлены на создание дополнительных возможностей. Не все сферы можно измерить тем, что там должна быть обязательно конкуренция и быстрая отдача в бюджет, не только налоговой отдачей можно получить эффект, важно ведь и сохранить жизнь на этих территориях», – выразил свою позицию парламентарий.

Ветеран рыбной отрасли Вячеслав Зиланов указал на то, что в настоящее время власть не считается ни с успешным зарубежным опытом, ни с традициями отечественного рыболовства, а также подчеркнул, что ни в одной стране, кроме как в России, за рыбу в воде не взимают плату, только с иностранцев.

С резкой критикой выступил председатель правления Межрегиональной ассоциации прибрежных рыбопромышленников Северного бассейна Валентин Балашов. Он отметил, что квоты фактически забирают у местного населения в пользу олигархических структур и что речь идет о том, останутся люди жить на своих местах или нет? И кто осмелится им сказать – вы неэффективны, вы нам не нужны?

Солидарность с коллегами выразил и председатель правления Калининградского областного Союза рыболовецких колхозов Олег Твердохлеб: «Если 50% ресурса у нас отберут, придется вполовину сократить работников, доходы упадут вдвое, и мы будем влачить существование на грани жизни и смерти. Это кому-то надо, это что-то дает государству?» – выразил сомнение представитель рыбацкой общественности. Олег Твердохлеб также привел пример, что Минсельхоз разработал пакет поправок, в котором в 5 раз для калининградцев увеличивается плата за ресурс. В связи со сложившейся ситуацией он призвал обратиться в адрес властей с просьбой ввести мораторий на все изменения законодательства, связанные с распределением квот по «историческому принципу», заявив, что это принципиальная позиция. «Мы проект судна заказали, планируем построить 14 судов, получается, что эти суда будут без работы? Условия нельзя менять каждый год. Сомнения рыбаков должны быть развеяны в ближайшее время», – обозначил принципиальную позицию руководитель регионального объединения.

Председатель подкомитета по развитию рыбохозяйственного комплекса Комитета ТПП РФ по развитию агропромышленного комплекса Виктор Кирочкин подчеркнул, что рыбацкое сообщество видит прежде всего оставшихся без работы людей, человеческий фактор, а регулятор видит объемы, прибыли, экономические категории. И в этом в т.ч. принципиальное различие взглядов.

Вице-президент НКО «Ассоциация рыбопромышленников Сахалина» Владимир Измайлов считает, что в данном случае правительство должно обязать ФАС дать обоснование к своей инициативе и нести ответственность за последствия. От ФАС должен быть анализ с расчетами и последствиями, к которым приведут аукционы. По мнению эксперта, рыбакам в сложившейся ситуации, возможно, следует обратиться в Конституционный суд, т.к. их лишают права на труд, и в Верховный суд, т.к. меняется законодательство, гарантирующее «правила игры» на 15 лет.

Заместитель председателя правительства Сахалинской области Виталий Гудин поддержал Олега Твердохлеба в том, что реальный выход из ситуации – это введение моратория на 15 лет с практическим мониторингом опыта по крабовым аукционам. За это время можно провести соответствующий анализ и расчеты. Основной аргумент, который, по мнению Виталия Гудина, обязана услышать власть, что предприятия малого и среднего бизнеса в отрасли, которые президент России Владимир Путин призывает поддерживать и развивать, – закроются.

Итоги подвел председатель правления Росрыбколхозсоюза Андрей Ануфриев. Участники совещания отразили свою позицию о введении моратория в решение совещания и намерены обратиться с этой просьбой к президенту РФ Владимиру Путину. А также проинформировать о своей позиции правительство, Минсельхоз, Росрыболовство и Законодательное Собрание РФ.

Морские вести России №13 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Макаровка» идет на Север

«Макаровка» идет на Север Ректор вуза обсудил сотрудничество с Газпромфлотом, Росатомфлотом и губернатором Мурманска

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки

На конкурсе в Новороссийске определили лучших работников перевалки С помощью заданий с погрузчиками, перегружателями, ролл-трейлером и портальным краном

Российская экономика

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах

ОСК внедряет типовую структуру цифровой верфи на заводах Для этого работают над 3D-моделированием на заводе и информационной защитой.

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Транспортная политика

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства

Лоцманское обеспечение могут сделать прерогативой государства Для этого предлагается создать отдельное федеральное учреждение

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства

За 15 лет обновят весь речной флот северного судоходства Первый шаг к решению масштабной задачи уже сделан

Морские порты

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50

Морстройтехнология: мощности на 100 млн тонн грузооборота в год построены, впереди еще 50 Контейнерные и наливные, угольные и минудобрений, СУГ и СПГ…

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае

Терминал за 57,8 млрд руб. собрался строить экс-глава «Роснефти» в Приморском крае Максимальный грузооборот по проекту – 35 млн тонн в год




Морской транспорт

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций

Суда нон грата: российские сухогруз и танкер не могут попасть в Россию из-за санкций Сингапурцы и корейцы отказываются помочь в обслуживании и «ставят палки в колеса»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих ледоколов «Атомфлота»

До 2030 года «доживет» только один из ныне действующих  ледоколов «Атомфлота» Советских «старичков» остановят

Речной транспорт

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб.

После столкновения сухогруза «Феофан Шохирев» страховая компания выплатила судовладельцу 12,8 млн руб. Не зря платили взносы

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения

Сделано у нас: Росморпорт стал лауреатом национальной премии в области импортозамещения Благодаря новому земснаряду

Ж/Д транспорт

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана

«Трансконтейнер» продал половину акций ведущего оператора логистических терминалов Казахстана И будет выступать на территории республики как самостоятельный экспедитор

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров

«РЖД Логистика» испытает систему локомотивной сигнализации с опцией «беспилотника» на заводе полимеров А также оптимизирует логистические цепочки

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...