Перспективы роста порта Шахтерск

Морские порты
Перспективы роста порта Шахтерск

Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За последние 5 лет грузооборот порта увеличился в 6 раз, достигнув 8 млн тонн, а сегодня портовики ставят амбициозную задачу – превысить показатель в 20 млн тонн уже через три года.

Значительный рост грузооборота и числа судозаходов предполагает модернизацию портовой инфраструктуры и расширение границ морского порта. В связи с такими перспективами возникают и вызовы для функционирования и развития главной угольной гавани Сахалина.

Вячеслав Питеркин, исполняющий обязанности капитана морского порта Шахтерск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Особенности порта и перевалки в нем

Морской порт Шахтерск расположен в нескольких километрах от поселка Шахтерск и города Углегорска. Названия населенных пунктов говорят сами за себя – это шахтерский край, угольную составляющую здесь без преувеличения можно назвать районообразующей.

Добытый уголь всегда имеет пункт назначения, следовательно, нужны средства отгрузки и доставки. Поскольку доля внутреннего потребления угля относительно добываемых объемов невелика, то для острова это морской порт и, соответственно, морские суда. Через порт Шахтерск и два его терминала, Углегорск и Бошняково, отгружается большая часть экспортного угля, занимающего по объемам и выручке вторую позицию после углеводородного сырья и его производных в структуре экспорта Сахалинской области.

Порт расположен на западном побережье острова Сахалин, в центральной части Татарского пролива. Эта часть Сахалина, как, впрочем, и остров в целом, не изобилует гаванями, которые могли бы защитить от ветра и волнения крупнотоннажные океанские суда. Берега здесь отмелые, глубины у причалов составляют от 2 до 5,5 метра. В зимнее время акватория порта покрывается льдами.

Эта совокупность природных факторов побудила угледобывающие компании искать эффективные решения для перевалки угля и использовать рейдовую перегрузку. В итоге порт, который еще несколько лет назад принимал суда дедвейтом 5-8 тыс. тонн, за четыре месяца текущего года, с момента открытия навигации, отгрузил четыре балкера дедвейтом более 170 тыс. тонн.

Для оптимизации и достижения наивысшей эффективности операторы морских терминалов применяют уникальную для России технологию погрузки угля путем создания производственной цепочки «разрез – порт – рейд».

Уголь складируется за пределами территории порта и доставляется к причалам высокоскоростными конвейерами. Далее используются специализированные самоходные баржи, выполняющие функции челноков. Несмотря на свое скромное название, некоторые баржи принимают в трюмы более 7 тыс. тонн угля, оборудованы азимутальными движителями. Время погрузки такой баржи составляет 20 минут. Выгрузка угля из баржи на балкер занимает не более трех часов. Такая скорость достигается за счет наработанной схемы, когда задействованы грузоподъемные средства самого балкера, а портом предоставляется навесное оборудование и обученные специалисты.

Как следствие, грузооборот порта Шахтерск, включая терминалы, характеризуется стабильным ростом. В 2018 году объем перевалки в сравнении с 2015 годом увеличился на 41% – до 8,7 млн тонн, из которых 99% – экспорт. Порядка 80% груза перерабатывает порт Шахтерск, остальное – терминалы Углегорск и Бошняково. За 6 месяцев текущего года объем перевалки составил 3,5 млн тонн. Если в прош-лом году терминалы перерабатывали примерно равные объемы груза, то по итогам полугодия терминал Бошняково вышел в лидеры, перевалив более 330 тыс. тонн.

Количество судозаходов в 2018 году увеличилось с 218 до 229. За 6 месяцев текущего года порт посетило 71 судно, при этом возрос тоннаж заходящих судов. Основные направления перевозок каменного угля – КНР, Республика Корея, Филиппины.

Модернизацию порта осуществляют стивидорные компании. Программа модернизации и развития причально-отгрузочных мощностей угольного терминала в морском порту Шахтерск, реализованная в 2017-2018 годах, позволила увеличить мощность берегового погрузочного комплекса до показателей обработки более 4,4 тыс. тонн угля в час. Сегодня объем портовых складов превышает 2,5 млн тонн. Планируется дальнейшее усиление портовой инфраструктуры с доведением производительности до 10 тыс. тонн в час. Запланированы увеличение складских площадей до 5 млн тонн, установка высокоэффективного оборудования непрерывной загрузки/разгрузки (стакер-реклаймеров) и увеличение протяженности внутренней конвейерной сети порта более чем до 5 км.

Учитывая усилия операторов по модернизации порта, можно сказать, что в перспективе рост грузооборота продолжится. Как планируют стивидоры, к 2022 году объемы перевалки груза достигнут 20 млн тонн.

Состояние портового флота и контроль судоходства

Основу портового флота составляют самоходные баржи грузоподъемностью 650 тонн, 1,7 тыс. тонн, 3,5 тыс. тонн и 7,5 тыс. тонн, а также специализированные рейдовые перегружатели. Для организации технологического процесса в порту задействовано около 20 единиц портового флота. Весь портовый флот находится в собственности стивидоров – «Восточной горнорудной компании» и ее дочерней компании «ВГК-Стивидор», созданной совместно с сингапурской компанией Rocktree Logistic Pte Ltd и работающей на правах резидента свободного порта Владивосток.

Существенное обновление флота произошло в 2019 году. В рамках инвестиционного проекта было приобретено 4 новых рейдовых судна грузоподъемностью 7,5 тыс. тонн и 55-тысячный плавучий терминал-перегружатель GTGENOVA, оснащенный четырьмя 40-тонными кранами Liebherr со скоростью погрузки 4 тыс. тонн в час.

Итогом модернизации стало сокращение времени обработки балкеров, что, по мнению портовиков, позволит расширить географию поставок. По сообщениям стивидорной компании, в ближайшее время ожидается подход балкеров дедвейтом 150 тыс. тонн для транспортировки угля в Индию.

Движение в порту интенсивное, что требует повышенной концентрации внимания Службы капитана морского порта, исполняющей, согласно действующему законодательству, функции контроля судоходства и управления судоходством. Некоторые функции капитана порта выполняются сотрудниками на рейде и в режиме «на ходу».

Резкое увеличение размерений заходящих судов потребовало расширения границ акватории морского порта. Капитаном порта подан и оперативно рассмотрен Росморречфлотом проект соответствующих изменений в распоряжение Правительства РФ. Ожидается скорое вступление изменений в силу.

Обеспечение безопасности в порту

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) выполняет широкий круг возложенных на нее задач. Приоритетными являются обеспечение безопасности плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему, осуществление функций государственного портового контроля.

Безопасность мореплавания важна как при нахождении судна в порту, так и при плавании судна в море. Для выполнения задач по обеспечению безопасности у инспекции есть такие рычаги, как оформление приходов и выходов судов и проведение осмотров судов. Ответственный подход к выполнению каждой из этих функций создает в совокупности эффективный контроль за судами.

Осмотры судов производятся как в рамках выполнения обязанностей государства флага для российских судов, так и в рамках государства порта (под эгидой Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе) для судов, плавающих под флагами иностранных государств.

Перед проведением осмотра инспекторы, основываясь на факторах риска каждого судна, проводят анализ несоответствий в истории судна, подлежащего проверке, и готовят план проведения осмотра, заранее выявляя слабые места. В 2018 году ИГПК проведено 55 осмотров судов, выявлено 326 несоответствий. За 6 месяцев текущего года проведено 32 осмотра, выявлено 250 несоответствий.

ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» принимает активные меры по повышению эффективности и улучшению условий труда специалистов Службы капитана порта. В текущем году инспекторы ИГПК оснащены переносными видеорегистраторами для проведения инспекций судов. Установлено оборудование Policom для видеоконференций и оперативной связи, уже доказавшее свою эффективность. Кроме того, Администрация ведет работу по расширению служебных помещений Службы капитана порта, в ближайшее время инспекция ИГПК переедет в новое помещение.

Одним из важных направлений в работе портовых властей является обеспечение экологической безопасности. Законодательство предписывает капитану порта руководить мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории порта опасными и вредными для здоровья человека и окружающей среды веществами.

На практике это означает контроль за соответствующими судовыми документами при оформлении прихода либо выхода судна в/из порта, проверка соблюдения экипажем судна требований российского и международного законодательства при проведении осмотров, извещение федеральных органов власти по их компетенции при обнаружении тех или иных несоответствий на судне или в порту. Например, Кодекс торгового мореплавания разрешает не допускать в порт судно, если на борту такого судна отсутствует свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами.

В то же время следует отметить, что стивидорные компании, осуществляющие свою деятельность в морском порту Шахтерск, стараются работать ответственно, ориентируясь на международные стандарты производства и используя экологически продвинутые технологии перевалки угля.

Морские порты №6 (2019)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Эксперт: российские конвейеры «побеждают» в конкуренции западные

Эксперт: российские конвейеры «побеждают» в конкуренции западные В цене и сроках разработки

Систему подавления угольной пыли в условиях российских морозов представил «Арден Эквипмент Восток»

Систему подавления угольной пыли в условиях российских морозов представил «Арден Эквипмент Восток» Воду можно подавать экономно и точечно

Российская экономика

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале

Россия в Египте хочет построить новую судоверфь и модернизировать имеющиеся в Суэцком канале Соответствующие проекты были представлены в ходе рабочей поездки в Египет замминистра промышленности...

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет

Цены на российскую нефть достигли максимума за 19 лет Причина – ограничение поставок в ноябре

Транспортная политика

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2»

В Бундестаге не приняли законопроект обхода директивы ЕС для газопровода «Северной поток 2» Хитрость не удалась

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы

Эксперт: ледовой проводке по Севморпути необходимы правовые границы Авария в акватории создаст международно-правовую коллизию

Морские порты

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске

Ледоколы Росморпорта начали сезон проводок в Архангельске Надежное сопровождение

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска

Собственный рекорд по погрузке угля на судно «побили» в торговом порту Мурманска Прошлый результат «держался» шесть лет




Морской транспорт

Судно обеспечения «Воевода» спустили на воду в Калиниграде

Судно обеспечения «Воевода» спустили на воду в Калиниграде Под его «руководством» 4 катера и 2 вертолета. Аварии точно будут ликвидированы

Финальный отсчет: первый серийный супер-ледокол уже на швартовых испытаниях

Финальный отсчет: первый серийный супер-ледокол уже на швартовых испытаниях На все 195 подадут напряжение

Речной транспорт

Мешавший всем плавресторан разберут

Мешавший всем плавресторан разберут Владелец винит Речной порт в затоплении дебаркадера

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы

Пассажиры Архангельска пересядут на ледоколы Интересный вариант общественного транспорта

Ж/Д транспорт

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем

РЖД ускорит перевалку контейнеров на границе с Китаем За счет широкой колеи и мультимодальности

Авто транспорт

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет

Участок мегатрассы от Москвы до Казани построят не раньше чем через 7 лет За 730 млрд рублей

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...

Байкальское притяжение

Байкальское притяжение Для содержания и обслуживания судоходной обстановки в Байкало-Ангарском бассейне на 1 июля 2019 года...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение

Судно с вертолетами для снабжения необорудованного берега: идея, реализация, применение Освоение Арктики и Дальнего Востока сопровождалось созданием множества отдельных поселений на морски...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...