Перспективы роста порта Шахтерск - Морские вести России

Перспективы роста порта Шахтерск

20.10.2019

Морские порты

Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За последние 5 лет грузооборот порта увеличился в 6 раз, достигнув 8 млн тонн, а сегодня портовики ставят амбициозную задачу – превысить показатель в 20 млн тонн уже через три года.

Значительный рост грузооборота и числа судозаходов предполагает модернизацию портовой инфраструктуры и расширение границ морского порта. В связи с такими перспективами возникают и вызовы для функционирования и развития главной угольной гавани Сахалина.

Вячеслав Питеркин, исполняющий обязанности капитана морского порта Шахтерск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Особенности порта и перевалки в нем

Морской порт Шахтерск расположен в нескольких километрах от поселка Шахтерск и города Углегорска. Названия населенных пунктов говорят сами за себя – это шахтерский край, угольную составляющую здесь без преувеличения можно назвать районообразующей.

Добытый уголь всегда имеет пункт назначения, следовательно, нужны средства отгрузки и доставки. Поскольку доля внутреннего потребления угля относительно добываемых объемов невелика, то для острова это морской порт и, соответственно, морские суда. Через порт Шахтерск и два его терминала, Углегорск и Бошняково, отгружается большая часть экспортного угля, занимающего по объемам и выручке вторую позицию после углеводородного сырья и его производных в структуре экспорта Сахалинской области.

Порт расположен на западном побережье острова Сахалин, в центральной части Татарского пролива. Эта часть Сахалина, как, впрочем, и остров в целом, не изобилует гаванями, которые могли бы защитить от ветра и волнения крупнотоннажные океанские суда. Берега здесь отмелые, глубины у причалов составляют от 2 до 5,5 метра. В зимнее время акватория порта покрывается льдами.

Эта совокупность природных факторов побудила угледобывающие компании искать эффективные решения для перевалки угля и использовать рейдовую перегрузку. В итоге порт, который еще несколько лет назад принимал суда дедвейтом 5-8 тыс. тонн, за четыре месяца текущего года, с момента открытия навигации, отгрузил четыре балкера дедвейтом более 170 тыс. тонн.

Для оптимизации и достижения наивысшей эффективности операторы морских терминалов применяют уникальную для России технологию погрузки угля путем создания производственной цепочки «разрез – порт – рейд».

Уголь складируется за пределами территории порта и доставляется к причалам высокоскоростными конвейерами. Далее используются специализированные самоходные баржи, выполняющие функции челноков. Несмотря на свое скромное название, некоторые баржи принимают в трюмы более 7 тыс. тонн угля, оборудованы азимутальными движителями. Время погрузки такой баржи составляет 20 минут. Выгрузка угля из баржи на балкер занимает не более трех часов. Такая скорость достигается за счет наработанной схемы, когда задействованы грузоподъемные средства самого балкера, а портом предоставляется навесное оборудование и обученные специалисты.

Как следствие, грузооборот порта Шахтерск, включая терминалы, характеризуется стабильным ростом. В 2018 году объем перевалки в сравнении с 2015 годом увеличился на 41% – до 8,7 млн тонн, из которых 99% – экспорт. Порядка 80% груза перерабатывает порт Шахтерск, остальное – терминалы Углегорск и Бошняково. За 6 месяцев текущего года объем перевалки составил 3,5 млн тонн. Если в прош-лом году терминалы перерабатывали примерно равные объемы груза, то по итогам полугодия терминал Бошняково вышел в лидеры, перевалив более 330 тыс. тонн.

Количество судозаходов в 2018 году увеличилось с 218 до 229. За 6 месяцев текущего года порт посетило 71 судно, при этом возрос тоннаж заходящих судов. Основные направления перевозок каменного угля – КНР, Республика Корея, Филиппины.

Модернизацию порта осуществляют стивидорные компании. Программа модернизации и развития причально-отгрузочных мощностей угольного терминала в морском порту Шахтерск, реализованная в 2017-2018 годах, позволила увеличить мощность берегового погрузочного комплекса до показателей обработки более 4,4 тыс. тонн угля в час. Сегодня объем портовых складов превышает 2,5 млн тонн. Планируется дальнейшее усиление портовой инфраструктуры с доведением производительности до 10 тыс. тонн в час. Запланированы увеличение складских площадей до 5 млн тонн, установка высокоэффективного оборудования непрерывной загрузки/разгрузки (стакер-реклаймеров) и увеличение протяженности внутренней конвейерной сети порта более чем до 5 км.

Учитывая усилия операторов по модернизации порта, можно сказать, что в перспективе рост грузооборота продолжится. Как планируют стивидоры, к 2022 году объемы перевалки груза достигнут 20 млн тонн.

Состояние портового флота и контроль судоходства

Основу портового флота составляют самоходные баржи грузоподъемностью 650 тонн, 1,7 тыс. тонн, 3,5 тыс. тонн и 7,5 тыс. тонн, а также специализированные рейдовые перегружатели. Для организации технологического процесса в порту задействовано около 20 единиц портового флота. Весь портовый флот находится в собственности стивидоров – «Восточной горнорудной компании» и ее дочерней компании «ВГК-Стивидор», созданной совместно с сингапурской компанией Rocktree Logistic Pte Ltd и работающей на правах резидента свободного порта Владивосток.

Существенное обновление флота произошло в 2019 году. В рамках инвестиционного проекта было приобретено 4 новых рейдовых судна грузоподъемностью 7,5 тыс. тонн и 55-тысячный плавучий терминал-перегружатель GTGENOVA, оснащенный четырьмя 40-тонными кранами Liebherr со скоростью погрузки 4 тыс. тонн в час.

Итогом модернизации стало сокращение времени обработки балкеров, что, по мнению портовиков, позволит расширить географию поставок. По сообщениям стивидорной компании, в ближайшее время ожидается подход балкеров дедвейтом 150 тыс. тонн для транспортировки угля в Индию.

Движение в порту интенсивное, что требует повышенной концентрации внимания Службы капитана морского порта, исполняющей, согласно действующему законодательству, функции контроля судоходства и управления судоходством. Некоторые функции капитана порта выполняются сотрудниками на рейде и в режиме «на ходу».

Резкое увеличение размерений заходящих судов потребовало расширения границ акватории морского порта. Капитаном порта подан и оперативно рассмотрен Росморречфлотом проект соответствующих изменений в распоряжение Правительства РФ. Ожидается скорое вступление изменений в силу.

Обеспечение безопасности в порту

Инспекция государственного портового контроля (ИГПК) выполняет широкий круг возложенных на нее задач. Приоритетными являются обеспечение безопасности плавания и стоянки судов в морском порту и на подходах к нему, осуществление функций государственного портового контроля.

Безопасность мореплавания важна как при нахождении судна в порту, так и при плавании судна в море. Для выполнения задач по обеспечению безопасности у инспекции есть такие рычаги, как оформление приходов и выходов судов и проведение осмотров судов. Ответственный подход к выполнению каждой из этих функций создает в совокупности эффективный контроль за судами.

Осмотры судов производятся как в рамках выполнения обязанностей государства флага для российских судов, так и в рамках государства порта (под эгидой Токийского меморандума о взаимопонимании по контролю судов государством порта в Азиатско-Тихоокеанском регионе) для судов, плавающих под флагами иностранных государств.

Перед проведением осмотра инспекторы, основываясь на факторах риска каждого судна, проводят анализ несоответствий в истории судна, подлежащего проверке, и готовят план проведения осмотра, заранее выявляя слабые места. В 2018 году ИГПК проведено 55 осмотров судов, выявлено 326 несоответствий. За 6 месяцев текущего года проведено 32 осмотра, выявлено 250 несоответствий.

ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки» принимает активные меры по повышению эффективности и улучшению условий труда специалистов Службы капитана порта. В текущем году инспекторы ИГПК оснащены переносными видеорегистраторами для проведения инспекций судов. Установлено оборудование Policom для видеоконференций и оперативной связи, уже доказавшее свою эффективность. Кроме того, Администрация ведет работу по расширению служебных помещений Службы капитана порта, в ближайшее время инспекция ИГПК переедет в новое помещение.

Одним из важных направлений в работе портовых властей является обеспечение экологической безопасности. Законодательство предписывает капитану порта руководить мероприятиями по предотвращению загрязнения акватории порта опасными и вредными для здоровья человека и окружающей среды веществами.

На практике это означает контроль за соответствующими судовыми документами при оформлении прихода либо выхода судна в/из порта, проверка соблюдения экипажем судна требований российского и международного законодательства при проведении осмотров, извещение федеральных органов власти по их компетенции при обнаружении тех или иных несоответствий на судне или в порту. Например, Кодекс торгового мореплавания разрешает не допускать в порт судно, если на борту такого судна отсутствует свидетельство о страховании или об ином финансовом обеспечении ответственности за ущерб, причиненный опасными и вредными веществами.

В то же время следует отметить, что стивидорные компании, осуществляющие свою деятельность в морском порту Шахтерск, стараются работать ответственно, ориентируясь на международные стандарты производства и используя экологически продвинутые технологии перевалки угля.

Морские порты №6 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика