Дорога жизни

Речной транспорт
Дорога жизни

Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни городов и поселков, выросших вдоль их берегов. Река Печора – важнейшая транспортная артерия, являющаяся единственным путем помимо авиатранспорта, благодаря которому многие населенные пункты Крайнего Севера, в том числе НАО, и расположенные в них промышленные предприятия и организации получают все необходимое для жизнедеятельности.

Уже более 80 лет безопасную навигацию на водных путях бассейна обеспечивает ФБУ «Администрация «Печораводпуть». Общая протяженность судоходных водных путей бассейна составляет 2594 км, в том числе обслуживаемых судоходной обстановкой с гарантированными габаритами – 1013 км.

Водные пути – свободные реки

Сегодня в бассейне зарегистрировано около 690 ед. флота, в том числе несамоходного. Ежегодно здесь перевозится около 650 тыс. тонн грузов и более 100 тыс. человек за навигационный период. Услугами водного транспорта пользуются как представители органов власти, организующие пассажирские муниципальные перевозки, так и промышленные, коммерческие предприятия и организации различных сфер деятельности. Благодаря работе речников-путейцев обеспечивается безопасность судоходства на 1043 км реки Печоры, 809 км из которых содержатся в светоотражающем режиме.

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Водные пути бассейна – свободные, незарегулированные реки. Перекаты на них отличаются высокой динамичностью развития, а интенсивные русловые переформирования происходят в течение всей навигации, по сути, ежедневно. Практически на всем протяжении рек есть участки, где судовой ход крайне неустойчив, особенно это сказывается при скачках уровней воды. Примером этого может послужить навигация 2019 года, которая началась в среднем на 5 суток ранее сроков, установленных госзаданием.

Ледоход прошел спокойно, без заторных явлений и возникновения аварийных и чрезвычайных ситуаций при сравнительно низких уровнях воды из-за преобладания холодной весенней погоды и отсутствия талых вод. Однако после начала интенсивного снеготаяния, при установлении теплой погоды произошло повышение уровней воды в реках бассейна. Колебания погодных условий: благоприятное сочетание теплых (жарких) и дождливых дней с количеством выпадающих осадков больше нормы на протяжении практически всего летнего периода привело к тому, что межень, ежегодно повторяющаяся с середины июля по сентябрь на реке Печоре, в эту навигацию еще не наступила, уровни воды по водпостам ниже проектных значений не опускались, а фактические габариты пути превышают гарантированные значения.

Резкое падение и подъем уровней воды (так называемые скачки), которые наблюдаются на реках бассейна с начала навигации, являются причиной подвижности перекатов и русловых переформирований, требующие от путейцев большого труда и дополнительного объема работ по маневрированию судоходной обстановкой, а также проведению дноуглубительных работ на наиболее «опасных» лимитирующих перекатах.

Безопасная обстановка

Сегодня судоходная навигационная обстановка отвечает всем требованиям безопасности движения флота. На ВВП Печорского бассейна (р. Печора от г. Вуктыла до г. Нарьян-Мара и р. Уса от г. Усинска до устья) работает 15 обстановочных бригад, обслуживающих около 1500 ед. береговых навигационных знаков, в которые входят осевые и кромочные створы, перевальные, ходовые и информационные знаки, а также более 1300 ед. плавучих знаков, представленных буями (410 ед.), буй-бочками и вехами.

Для производства дноуглубительных работ в навигацию 2019 года введены в эксплуатацию 4 земснаряда общей производительностью 1650 м3/час, а также несамоходный плавкран производительностью 120 м3/час. На сегодняшний день объемы дноуглубления составляют около половины от запланированного навигационного объема.

Для проверки чистоты судовых ходов проводится траление силами двух тральных бригад и непосредственно обстановочными бригадами.

Неотъемлемой частью обеспечения безопасности судоходства является проведение изыскательских и картографических работ. В последние годы эта работа производится с применением высокоточных автоматизированных промерных комплексов. Обработка полевых материалов и составление карт выполняется на современном программном обеспечении. В навигацию 2019 года в работу введены три изыскательские русловые партии. Материалы изыскательских работ используются для создания новых и корректировки действующих навигационных пособий (карт), обстановочные бригады используют их для контроля за правильностью расстановки навигационного оборудования, прорабский персонал – для подготовки планов дноуглубительных работ, а картографы – для подготовки цифровых баз данных для создания и обновления электронных навигационных карт (ЭНК).

Электронные навигационные карты – одно из перспективных направлений современной картографии. На сегодняшний день отделом картографии Администрации выполнены работы по созданию ЭНК рек бассейна общей протяженностью более 2200 км. К 2020 году планируется покрыть ЭНК все реки Печорского бассейна, востребованные для судоходства.

В ногу со временем

Администрация старается идти в ногу со временем и постоянно продолжает работу по внедрению на предприятии инновационных технологий. За последние два года, включая 2019-й, Администрация закончила работу по плановой замене физически и морально устаревших металлических буев на современные (из высокомолекулярного пропилена), закуплено два резинотканевых грунтопровода для замены металлических, пришедших в негодность. Для обеспечения световой навигационной обстановки в бассейне Администрацией проводится закупка светосигнального оборудования – светодиодных фонарей, оснащенных блоками с системой мониторинга.

В начале навигации 2019 года введены в эксплуатацию два судовых технологических комплекса, поставляемые в рамках федеральной целевой программы «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы», которые позволяют перейти на новый уровень производства путевых работ. Внедрение весной этого года на землесосе проекта 23-110 автоматизированной системы координированного управления позиционированием, предназначенного для позиционирования земснаряда на прорези, позволило получать оперативные данные о ходе дноуглубительных работ, в том числе в автоматическом режиме, т.е. без участия экипажа с возможностью произвести оценку объемов выполненных и предстоящих работ.

Технологическая связь в бассейне обеспечивается ежегодным выполнением комплексных работ по обслуживанию антенно-мачтовых сооружений, базовых радиостанций и своевременным переоформлением, а в случае необходимости получением новых разрешений на использование радиочастот или радиочастотных каналов.

Во втором квартале завершена работа по проведению экспертизы возможности использования заявленных радиоэлектронных средств и их электромагнитной совместимости с действующими и планируемыми для использования радиоэлектронными средствами и получено положительное заключение экспертизы, в третьем квартале планируется завершить работу по получению разрешения на использование радиочастот или радиочастотных каналов на радиомаяк контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS, планируемой к проектированию и установке для полного покрытия бассейна высокоточным радионавигационным полем.

Кроме того, учреждение оказывает услуги в сфере внутреннего водного транспорта: дипломирует работников плавсостава, проводит аттестацию работников, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации транспортного флота, осуществляет государственную регистрацию судов Печорского бассейна, осуществляет мониторинг движения судов, государственный портовый надзор и т.д.

Новые задачи

Сегодня перед коллективом стоят новые ответственные задачи, заявленные в Стратегии развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года. Учитывая выполнение стратегической задачи по увеличению пропускной способности ВВП, начиная с 2020 года Администрация планирует на участке реки от г. Печоры до г. Нарьян-Мара перейти на световую судоходную обстановку с завершением работ к 2023 году.

В судоремонт 2018-2019 гг. в учреждении было отремонтировано 44 судна, в том числе 10 среднего ремонта.

В рамках капитального ремонта произведена замена главного двигателя на теплоходе проекта 391, шести вспомогательных дизель-генераторов на различных судах, главного дизель-генератора на земснаряде «Печорская-220».

Все работы проведены силами судовых команд и работниками промышленных баз учреждения. Замена агрегатов, выработавших срок службы, позволит повысить надежность работы флота при выполнении государственного задания.

В настоящее время активно продолжается работа по замене дизель-генераторов и главных двигателей на судах технического флота. Закупка оборудования и работы проводятся за счет целевых средств, выделенных на капитальный ремонт.

Для выполнения требований Российского речного регистра в межнавигационный период проведена установка радионавигационного оборудования: УКВ- и КВ-радиостанций, систем связи и трансляции.

Суда, находящиеся на балансе учреждения, давно самортизированы, часть отрабатывают третий срок службы и в годном техническом состоянии находятся лишь благодаря героическим усилиям коллективов судовых команд и береговых производственных участков.

В судоремонте 2018-2019 гг. возникали определенные трудности, связанные с общим износом оборудования промышленных баз, дефицитом специалистов, поставками запасных частей и материалов.

Тем не менее коллектив Администрации решает проблемы, своевременно подготовив флот к навигации 2019 г.

Инспектору нужно право выпускать судно в навигацию

Проверка судов и плавучих объектов по линии государственного портового контроля в Печорском бассейне ВВП началась сразу же с открытием навигации, т.е. в средних числах мая.

Борис Островский, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Середина навигации пройдена, за прошедший период службой государственного портконтроля проведено 227 инспекций, из них с замечаниями – 172 (75,8% от общего числа проверок), выявлено 400 нарушений, 14 судов задержано (6,2%, или почти каждое шестнадцатое судно).

Количество выявленных замечаний снизилось с 2,2 в 2018 году до 1,8 замечания на одну проверку на середину навигации 2019 года. Все большая часть проверок проходит без замечаний, снижение объясняется более качественным в техническом плане выпуске флота в навигацию, улучшением у добросовестных судовладельцев состояния системы управления безопасностью.

Документы несоответствия

Основной причиной задержания судов, как и в предыдущие годы, является отсутствие или просроченные на борту судовые свидетельства и документы, предусмотренные ст. 14 КВВТ РФ. Из судовых свидетельств больше всего несоответствий выявлено в документах, выдаваемых Российским речным регистром.

В связи с большой протяженностью водных путей бассейна и наличием одной-единственной инспекции ГПК, расположенной в головном предприятии Администрации п. Путеец, имеются проблемы в организации работы портового контроля. Из-за отсутствия закрепленного за службой ГПК на постоянной основе скоростного мелкосидящего судна лишается оперативности работа инспекторского состава.

Проводя анализ работы водного транспорта в бассейне за последние четыре года, сделан неутешительный вывод, практически от 10 до 15% буксирного, сухогрузного, вспомогательного, нефтеналивного флота ежегодно не вводилось в эксплуатацию, основная причина – отсутствие работы, т.е. перенаправление грузопотоков на железнодорожный и автомобильный транспорт, отток населения из районов Крайнего Севера. В Государственном судовом реестре по бассейну зарегистрировано 52 рыбопромысловых маломерных судна, из них за навигационный период 2019 года по линии портового контроля не проверено ни одно судно. После получения судового билета владельцы этих судов скрываются от предъявления портконтролю, причина – отсутствие документов Российского речного регистра. На наш взгляд, квоты на вылов рыбы должны даваться владельцам рыбопромысловых судов, находящихся в исправном техническом состоянии, подтвержденном документами РРР.

Хочется надеяться, что будут внесены дополнения в приказ Минтранса России от 10 апреля 2013 года № 114 «Об утверждении Порядка назначения проверок судов и иных плавучих объектов на основании оценок рисков нарушения обязательных требований и проведения таких проверок».

В Порядок назначения проверок судов и плавучих объектов, на наш взгляд, необходимо ввести норму обязательного предъявления судна по заявлению судовладельца или его представителя после ввода судна в эксплуатацию работникам инспекции портового контроля, т.е. дать право лицу, осуществляющему государственный портовый контроль, выпускать судно в навигацию. Особенно это актуально в закрытых бассейнах с ограниченным периодом навигации. К открытию навигационного периода в таких бассейнах практически весь флот по оценкам рисков попадает под плановые осмотры. В навигационный период периодичность проверок судна устанавливается на основании оценок рисков. При этом целесообразно также предусмотреть административную ответственность судовладельца за нарушение данной нормы Порядка.

Дипломирование и аттестация

Службы дипломирования и государственной регистрации судов работают в штатном режиме. За семь месяцев в 2019 году выдано 39 дипломов, 38 квалификационных свидетельств. Прошли аттестацию 2 кандидата на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов. За последние три года ни один из выпускников Печорского речного училища не обратился в службу дипломирования для получения рабочих дипломов помощника капитана, помощника механика. Основные причины – это призыв на срочную воинскую службу, поступление в высшие учебные заведения. Трудоустройство в иные отрасли наших выпускников вызвано низкой зарплатой и падением престижа профессии речника.

Государственная регистрация судов

С начала года службой регистрации проведено 49 регистраций: выдано 46 свидетельств о праве собственности и плавания под государственным флагом РФ, 14 судовых билетов, исключено из Государственного судового реестра 1 судно (перешло в ГИМС МЧС РФ 3 судна). В судовой реестр внесено 11 изменений, оформлено 16 переходов права собственности, зарегистрировано 4 договора аренды судов без экипажа, отказано в государственной регистрации по 3 заявлениям. Подготовлено и направлено по линии ИФНС 143 ответа, выдано 34 выписки из Государственного судового реестра РФ.

Морские вести России №12 (2019)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Этиленовое производство стоимостью в $9,5 млрд запустят в Тобольске до конца года

Этиленовое производство стоимостью в $9,5 млрд запустят в Тобольске до конца года Создавать полиэтилен могут начать и на Амуре

РЖД поможет развивать крупнейший терминал Южного Урала

РЖД поможет развивать крупнейший терминал Южного Урала Грузопоток планируют нарастить в четыре раза

Российская экономика

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Зерно лучше нефти

Зерно лучше нефти ВТБ планирует продолжать экспансию на зерновом рынке.

Транспортная политика

Евгений Дитрих: за последние пять лет перевалка грузов увеличилась почти в 1,5 раза до 817 млн тонн

Евгений Дитрих: за последние пять лет перевалка грузов увеличилась почти в 1,5 раза до 817 млн тонн При увеличении мощности до 1 млрд тонн в 2018 г.

К порту Саббета построят подъездную ж/д дорогу

К порту Саббета построят подъездную ж/д дорогу А Омск начнет перевозить зерно через морпункт.

Морские порты

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport

В 17,5 миллиардов рублей оценили потенциал ежегодного грузооборота терминала Lugaport При стоимости в 46,5 млрд руб.

Государственного ждут от государства: Михельсон попросил у президента 20 млрд руб.

Государственного ждут от государства: Михельсон попросил у президента 20 млрд руб. Повторно, со снижением размера «просьбы»




Морской транспорт

Доработанный план развития СМП внесен в правительство

Доработанный план развития СМП внесен в правительство Росатом вместе с Минвостокразвития завершил работу над проектом плана развития Северного морского пу...

Российский сухогруз полный древесины чуть не сгорел в Японском море

Российский сухогруз полный древесины чуть не сгорел в Японском море Прокуратура ведет проверку

Речной транспорт

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами

Первый плавучий «делюкс-отель» справился с ходовыми тестами Корабелы получили уникальный опыт

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг

Новейшие пассажирские суда для Волги построят в лизинг Имеющиеся - в «очень плачевном состоянии»

Ж/Д транспорт

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД

Тысячу поездов от польско-белорусской до российско-китайской границы отправили РЖД Доставка в 2,5 раза быстрее

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД

Меведев: 2,5 трлн рублей и три года обновят инфраструктуру РЖД Особый акцент – на перевозке пассажиров

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей

Морской порт Тамань: развитие инфраструктуры и подходных путей Распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 г. №1196-р морской порт Тамань открыт для международног...

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки

Анализ портовых бизнес-процессов: контроль от перевалки до морской перевозки Сегодня рынок морских грузоперевозок относится к категории низкомаржинальных бизнесов: сильный дисба...

Морской транспорт

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике

Паромная сеть – прорыв России в транспортной логистике Эффективную реализацию морского потенциала нашей страны в транспортной составляющей может дать синер...

Речной транспорт

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...

Единая магистраль пяти регионов

Единая магистраль пяти регионов Внутренние водные пути Амурского бассейна общей протяженностью 7285 км, на которых Администрация осу...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Новый вид технического флота

Новый вид технического флота Новый взгляд на суда технического флота – универсальная платформа, электродвижение, экологически чис...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...