ПМЭФ-2019: экспортеры определились с проектами - Морские вести России

ПМЭФ-2019: экспортеры определились с проектами

18.09.2019

Российская экономика

В начале июня в Санкт-Петербурге прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019), в котором приняло участие беспрецедентное количество участников – 19 тыс. человек из 145 стран мира. На форум прибыло 57 иностранных министров, 79 глав иностранного дипломатического корпуса, а также спикеры парламентов. Масштабность форума подтвердило участие более 3500 российских и иностранных компаний, из них более 570 иностранных и свыше 1800 российских компаний были представлены на уровне руководителей.

Мероприятие стало знаковым для транспортной отрасли – главы крупнейших российских и зарубежных корпораций презентовали несколько десятков проектов в сфере морских, автомобильных и железнодорожных перевозок, в том числе строительства новых перегрузочных терминалов на Балтике, в Северном море и на Тихоокеанском побережье России. Большое внимание было уделено вывозу продукции с арктических месторождений нефти и газа по Северному морскому пути.

Елена Александрова

Основным событием форума стало пленарное заседание с участием Президента РФ Владимира Путина. Обращаясь к участникам, он рассказал о целях и задачах, которые Россия ставит перед собой, и о значимости национальных проектов как драйверов роста экономики.

«Мы приняли решение, выделили основные задачи, цели развития и организовали их работу в рамках так называемых национальных проектов, и они, эти проекты, предполагают объединение усилий государства, регионов Российской Федерации, общества, разумеется, и бизнеса для решения общих задач, а также концентрацию серьезных ресурсов на выполнение, достижение тех целей, которые мы перед собой ставим. Общий бюджет нацпроектов должен составить порядка 25,7 триллиона рублей, это около 400 миллиардов долларов. Среди наших приоритетов такие направления, как здравоохранение, образование, научные исследования и разработки, а также поддержка предпринимательства. Кроме того, значительные средства будут выделены на развитие магистральной инфраструктуры, транспорта, энергетики», – сказал В. Путин.

В ходе основной программы, состоявшей из четырех тематических блоков («Мировая экономика в поисках баланса», «Российская экономика: реализуя цели национального развития», «Технологии, приближающие будущее», «Человек – прежде всего»), эксперты, представители бизнеса и власти вели дискуссии по таким вопросам, как стимулирование создания новых производств и бизнесов, поддержание макроэкономической стабильности, устойчивость банковской системы, снижение административного и силового давления на бизнес, то есть по тем составляющим, которые помогут обеспечить мировую конкурентоспособность российской экономики.

Традиционно ПМЭФ – это не только серьезная экспертная, дискуссионная и выставочная площадка, но также и поле для практической деятельности, на котором ведутся переговоры и заключаются деловые контракты по крупным международным проектам и соглашениям. Этот форум не стал исключением – на нем были подписаны сотни контрактов в области ТЭК, промышленного производства, транспорта и других отраслей экономики.

Арктическому газу нужны суда и порты

Основная часть заключенных соглашений касалась переработки и вывоза углеводородного сырья и других природных ресурсов. Напомним, что в настоящее время компания «НОВАТЭК» реализует проект «Арктик СПГ-2» (добыча газа на Салмановском месторождении), предусматривающий строительство трех очередей по сжижению природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. Для вывоза СПГ в Обской губе планируется построить терминал «Утренний» мощностью 20 млн тонн в год.

В ходе форума «НОВАТЭК» подписал договор с дочерней компанией Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) – CNOOC Ltd., специализирующейся на разведке и добыче газа. Китайский партнер предоставит финансирование и технологии взамен 10% акций в проекте «Арктик СПГ-2». Вывозом СПГ будут заниматься «Совкомфлот» и китайская COSCO. По словам главы «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, к 2026 году для проекта потребуется 15-17 газовозов арктического класса.

Отметим, что речь идет о судах на газомоторном топливе. Строить их планируется в том числе на судоверфи «Звезда». О финансировании двух таких судов для вывоза продукции «Роснефти» на ПМЭФ договорились «Совкомфлот» и группа ВЭБ.РФ. Заправку танкеров будут вести специализированные бункеровщики, которые построит для «Совкомфлота» компания «Газпромнефть Марин Бункер». Соответствующее соглашение также было подписано на форуме.

Проект по производству сжиженного газа реализует «Газпром»: в рамках «Балтийского СПГ» в Усть-Луге будет построен комплекс, включающий установку переработки газа мощностью 45 млрд кубометров, а также его сжижения мощностью 17 млн тонн в год. Это самый крупный СПГ-терминал в российской части Балтийского моря. Первую очередь проекта планируется реализовать к концу 2023 года, вторую – до конца 2024 года.

Еще один терминал СПГ, но уже малотоннажный, на 100 тыс. тонн в год, «Газпром» построит на Сахалине в порту Поронайск. На ПМЭФ было подписано соответствующее соглашение между Сахалинской областью и компанией «Газпром СПГ технологии». В рамках проекта к 2021-2022 годам предполагается построить две очереди мощностью 45 тыс. тонн в год каждая.

Также «Газпром» заключил соглашение с компанией «Ростех» о сотрудничестве в области производства газотурбинного и газоперекачивающего оборудования, оборудования для хранения и транспортировки СПГ, а также в области внедрения цифровых технологий и решения задач технологического развития и импортозамещения. Напомним, что до последнего времени в России отсутствовало собственное производство оборудования для добычи, транспортировки и сжижения газа.

По северному маршруту

Крупнейший производитель никеля в мире компания «Норникель» уже использует Северный морской путь (СМП) для вывоза продукции в страны Юго-Восточной Азии. Однако большие перспективы для СМП связаны с экспортом углеводородов и международным транзитом грузов.

На форуме было подписано соглашение между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), госкорпорацией «Росатом» и одним из крупнейших мировых портовых операторов DP World (DPW) о создании совместного предприятия для реализации проекта по комплексному развитию СМП. После того как будет построена необходимая инфраструктура, DPW станет оператором контейнерных линий в Арктике.

Также по СМП планирует экспортировать уголь «Морской торговый порт Лавна» в Мурманске. Сейчас ведется строительство угольного комплекса на основе концессии. Ожидается, что к 2022 году мощность порта составит 18 млн тонн в год.

Кроме того, в Мурманской области предполагается построить новую верфь: на ПМЭФ компания «НОВАТЭК» подписала соглашение с властями региона о запуске судостроительного проекта в Белокаменке стоимостью 100 млрд рублей, которое стало одним из крупнейших соглашений с точки зрения объема инвестиций.

В балтийских водах

На форуме были представлены новые стивидорные проекты на Балтике в портах Приморск, Усть-Луга, Бронка и Высоцк.

Так, на ПМЭФ было подписано соглашение между «Приморским универсально-перегрузочным комплексом» («Приморский УПК») и немецким портом Росток. Компании реализуют проект строительства перевалочного комплекса мощностью 70 млн тонн в год в порту Приморск. В рамках проекта будут построены терминалы по перевалке угля, минеральных удобрений, генеральных грузов, контейнеров и зерна, создан транспортно-логистический центр.

В Усть-Луге (д.Вистино) планируется построить терминал для перевалки удобрений мощностью 15 млн тонн в год с возможностью расширения до 25 млн тонн. Перевозчик минеральных удобрений в контейнерах компания «Ультрамар» подписала договоры о перевалке с группой «ФосАгро» (на 5-6 млн тонн в год), «Уралхим» (на 2-2,5 млн тонн), «Акрон» (на 1,2-1,5 млн тонн) и компанией «Уралкалий» (на 3 млн тонн). В настоящее время ведется строительство железной дороги к терминалу, а в ближайшее время планируется начать строительство складов и морской инфраструктуры.

Там же, в Усть-Луге, железнодорожный оператор «Новотранс» собирается построить универсальный торговый терминал «Усть-Луга» мощностью 25 млн тонн в год (проект Lugaport, включен в Стратегию развития транспортной инфраструктуры России). На форуме «Новотранс» подписал соглашение с Ленинградской областью о социально-экономическом сотрудничестве, чем подтвердил намерение инвестировать в развитие портовой инфраструктуры региона.

Компания также намерена увеличить грузопоток между портами Усть-Луга и Балтийск и расширить номенклатуру перевозимых грузов. В текущем году «Новотранс» купил 100% акций компании «Глобал-Сервис» – усть-лужского оператора автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК). Сейчас на переправе работают два парома – «Амбал» и «Балтийск», способные перевозить до 1,5 млн тонн грузов в год. При этом АЖПК в Усть-Луге является единственным в России транспортным объектом, через который происходит доставка грузов в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств.

В порту Бронка планируется построить крупный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) стоимостью 10 млрд рублей. Соответствующий договор на форуме подписали РЖД, губернатор Санкт-Петербурга и «ТЛЦ «Бронка». Проект предусматривает строительство магистральной железнодорожной инфраструктуры (7 путей общей протяженностью свыше 7 км), включающей вспомогательные сооружения, подъездные дороги, склады и сервисные пункты на площади более 310 тыс. кв. метров.

На ПМЭФ были подписаны договоренности между городскими властями и «Петербургским нефтяным терминалом» о модернизации терминала, которая продлится до 2024 года. На базе устаревшей части терминала будет создан современный перегрузочный комплекс, обеспечивающий высокотехнологичную перевалку широкого спектра нефтепродуктов. Инвестиции в проект составят 6,5 млрд рублей.

Два инвестиционных соглашения Ленинградская область заключила по развитию порта Высоцк. В соответствии с одним в порту будет построен зерновой терминал мощностью 4 млн тонн в год. Железнодорожный оператор «Технотранс» инвестирует в него 7 млрд рублей. Отгрузка на комплексе, как ожидается, начнется в 2022 году. Второе соглашение с компанией «СПК Высоцк» связано со строительством терминала по перевалке угля. Инвестиции в угольный терминал составят 24 млрд рублей. К 2021 году планируется запустить первую очередь мощностью 7 млн тонн в год, к 2023 году – расширить мощность до 15 млн тонн.

Госвложения

Развитию транспорта в рамках национальных проектов государство придает стратегическое значение. Помимо национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», затраты на который предполагаются в объеме 4,780 трлн рублей, государство, согласно проекту «Морские порты России» – транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, вложит в развитие федеральных трасс к 10 морским портам свыше 114 млн рублей (стоимость всей транспортной части плана составляет 6,3 трлн рублей, из них 3 трлн рублей – средства федерального бюджета).

Речь идет о трассах, ведущих к портам Арктического, Балтийского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Всего до 2024 года планируется построить и отремонтировать 308 км федеральных трасс. Большинство из них будет соответствовать I категории дорог с пропускной способностью до 20 тыс. автомобилей в сутки. Это позволит обеспечить беспрепятственный и безопасный проезд к портам Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург, Выборг, Астрахань, Оля, Махачкала, Новороссийск, Анапа и Тамань.

Объем финансирования проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» до 2024 года составит 1,253 трлн рублей. Федеральным проектом предусматривается увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 182 млн тонн, что в 1,5 раза больше по сравнению с нынешним показателем, а также перевозку контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы РФ за 7 дней вместо нынешних 9 дней. Кроме того, в 4 раза планируется увеличить объем транзитных перевозок контейнеров по железной дороге. Бюджетные средства также направляются на развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подъездах к портам (подробнее об этом см. в статье «Железнодорожная шестилетка», МП №2-2019).

Арктические проекты правительство намерено поддержать экономическими льготами. По словам Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, до 1 июля в Госдуму будет внесен законопроект, предусматривающий специальные меры господдержки проектов, реализующихся в Арктике, в частности льготное финансирование. Кроме того, сейчас активно обсуждается инвестиционный налоговый вычет, который позволит опережающими темпами создавать инфраструктуру в арктических регионах.

Напомним, что в рамках федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана предполагается развитие инфраструктуры Севморпути с целью увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн. Запланированный объем финансирования составляет 587,45 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 265,89 млрд рублей. И наконец, федеральный проект «Морские порты России» учитывает вложение инвестиций в размере 927 млрд рублей, в том числе 236,29 млрд рублей из федерального бюджета.

Итоги форума

Всего на ПМЭФ-2019 было подписано 745 соглашений на общую сумму 3,27 трлн рублей (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

Наиболее крупные из них – это проект «РусХимАльянса» на 750 млрд рублей, предполагающий строительство завода по производству СПГ в районе Усть-Луги Кингисеппского района; проект «ЮГ-Энерго» на 177 млрд рублей, включающий реализацию на мощностях Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП) ряда нефтеперерабатывающих проектов; проект «Еврохима» по реализации инвестиционной программы «Еврохим-Северо-Запад-2» на 163 млрд рублей, направленной на развитие инфраструктурных, в том числе портовых проектов, и другие соглашения.

Наибольший объем инвестиций (около трети суммы от всех заключенных на ПМЭФ соглашений) будет вложен в объекты, расположенные в Ленинградской области. По словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, сумма свыше 1 трлн рублей инвестиций (от заключенных 46 соглашений) не только обеспечит область долгосрочными перспективными проектами, но и позволит создать более 9 тыс. новых рабочих мест. Подводя итоги форума для своего региона, А.Дрозденко сказал: «Объем привлеченных в рамках форума средств можно назвать беспрецедентным: ни один регион до нас не подписывал столько контрактов на такие суммы».

Морские порты №5 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ