ПМЭФ-2019: экспортеры определились с проектами

Российская экономика
ПМЭФ-2019: экспортеры определились с проектами

В начале июня в Санкт-Петербурге прошел Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ-2019), в котором приняло участие беспрецедентное количество участников – 19 тыс. человек из 145 стран мира. На форум прибыло 57 иностранных министров, 79 глав иностранного дипломатического корпуса, а также спикеры парламентов. Масштабность форума подтвердило участие более 3500 российских и иностранных компаний, из них более 570 иностранных и свыше 1800 российских компаний были представлены на уровне руководителей.

Мероприятие стало знаковым для транспортной отрасли – главы крупнейших российских и зарубежных корпораций презентовали несколько десятков проектов в сфере морских, автомобильных и железнодорожных перевозок, в том числе строительства новых перегрузочных терминалов на Балтике, в Северном море и на Тихоокеанском побережье России. Большое внимание было уделено вывозу продукции с арктических месторождений нефти и газа по Северному морскому пути.

Елена Александрова

Основным событием форума стало пленарное заседание с участием Президента РФ Владимира Путина. Обращаясь к участникам, он рассказал о целях и задачах, которые Россия ставит перед собой, и о значимости национальных проектов как драйверов роста экономики.

«Мы приняли решение, выделили основные задачи, цели развития и организовали их работу в рамках так называемых национальных проектов, и они, эти проекты, предполагают объединение усилий государства, регионов Российской Федерации, общества, разумеется, и бизнеса для решения общих задач, а также концентрацию серьезных ресурсов на выполнение, достижение тех целей, которые мы перед собой ставим. Общий бюджет нацпроектов должен составить порядка 25,7 триллиона рублей, это около 400 миллиардов долларов. Среди наших приоритетов такие направления, как здравоохранение, образование, научные исследования и разработки, а также поддержка предпринимательства. Кроме того, значительные средства будут выделены на развитие магистральной инфраструктуры, транспорта, энергетики», – сказал В. Путин.

В ходе основной программы, состоявшей из четырех тематических блоков («Мировая экономика в поисках баланса», «Российская экономика: реализуя цели национального развития», «Технологии, приближающие будущее», «Человек – прежде всего»), эксперты, представители бизнеса и власти вели дискуссии по таким вопросам, как стимулирование создания новых производств и бизнесов, поддержание макроэкономической стабильности, устойчивость банковской системы, снижение административного и силового давления на бизнес, то есть по тем составляющим, которые помогут обеспечить мировую конкурентоспособность российской экономики.

Традиционно ПМЭФ – это не только серьезная экспертная, дискуссионная и выставочная площадка, но также и поле для практической деятельности, на котором ведутся переговоры и заключаются деловые контракты по крупным международным проектам и соглашениям. Этот форум не стал исключением – на нем были подписаны сотни контрактов в области ТЭК, промышленного производства, транспорта и других отраслей экономики.

Арктическому газу нужны суда и порты

Основная часть заключенных соглашений касалась переработки и вывоза углеводородного сырья и других природных ресурсов. Напомним, что в настоящее время компания «НОВАТЭК» реализует проект «Арктик СПГ-2» (добыча газа на Салмановском месторождении), предусматривающий строительство трех очередей по сжижению природного газа (СПГ) мощностью 6,6 млн тонн в год каждая. Для вывоза СПГ в Обской губе планируется построить терминал «Утренний» мощностью 20 млн тонн в год.

В ходе форума «НОВАТЭК» подписал договор с дочерней компанией Китайской национальной нефтегазовой корпорации (CNPC) – CNOOC Ltd., специализирующейся на разведке и добыче газа. Китайский партнер предоставит финансирование и технологии взамен 10% акций в проекте «Арктик СПГ-2». Вывозом СПГ будут заниматься «Совкомфлот» и китайская COSCO. По словам главы «НОВАТЭКа» Леонида Михельсона, к 2026 году для проекта потребуется 15-17 газовозов арктического класса.

Отметим, что речь идет о судах на газомоторном топливе. Строить их планируется в том числе на судоверфи «Звезда». О финансировании двух таких судов для вывоза продукции «Роснефти» на ПМЭФ договорились «Совкомфлот» и группа ВЭБ.РФ. Заправку танкеров будут вести специализированные бункеровщики, которые построит для «Совкомфлота» компания «Газпромнефть Марин Бункер». Соответствующее соглашение также было подписано на форуме.

Проект по производству сжиженного газа реализует «Газпром»: в рамках «Балтийского СПГ» в Усть-Луге будет построен комплекс, включающий установку переработки газа мощностью 45 млрд кубометров, а также его сжижения мощностью 17 млн тонн в год. Это самый крупный СПГ-терминал в российской части Балтийского моря. Первую очередь проекта планируется реализовать к концу 2023 года, вторую – до конца 2024 года.

Еще один терминал СПГ, но уже малотоннажный, на 100 тыс. тонн в год, «Газпром» построит на Сахалине в порту Поронайск. На ПМЭФ было подписано соответствующее соглашение между Сахалинской областью и компанией «Газпром СПГ технологии». В рамках проекта к 2021-2022 годам предполагается построить две очереди мощностью 45 тыс. тонн в год каждая.

Также «Газпром» заключил соглашение с компанией «Ростех» о сотрудничестве в области производства газотурбинного и газоперекачивающего оборудования, оборудования для хранения и транспортировки СПГ, а также в области внедрения цифровых технологий и решения задач технологического развития и импортозамещения. Напомним, что до последнего времени в России отсутствовало собственное производство оборудования для добычи, транспортировки и сжижения газа.

По северному маршруту

Крупнейший производитель никеля в мире компания «Норникель» уже использует Северный морской путь (СМП) для вывоза продукции в страны Юго-Восточной Азии. Однако большие перспективы для СМП связаны с экспортом углеводородов и международным транзитом грузов.

На форуме было подписано соглашение между Российским фондом прямых инвестиций (РФПИ), госкорпорацией «Росатом» и одним из крупнейших мировых портовых операторов DP World (DPW) о создании совместного предприятия для реализации проекта по комплексному развитию СМП. После того как будет построена необходимая инфраструктура, DPW станет оператором контейнерных линий в Арктике.

Также по СМП планирует экспортировать уголь «Морской торговый порт Лавна» в Мурманске. Сейчас ведется строительство угольного комплекса на основе концессии. Ожидается, что к 2022 году мощность порта составит 18 млн тонн в год.

Кроме того, в Мурманской области предполагается построить новую верфь: на ПМЭФ компания «НОВАТЭК» подписала соглашение с властями региона о запуске судостроительного проекта в Белокаменке стоимостью 100 млрд рублей, которое стало одним из крупнейших соглашений с точки зрения объема инвестиций.

В балтийских водах

На форуме были представлены новые стивидорные проекты на Балтике в портах Приморск, Усть-Луга, Бронка и Высоцк.

Так, на ПМЭФ было подписано соглашение между «Приморским универсально-перегрузочным комплексом» («Приморский УПК») и немецким портом Росток. Компании реализуют проект строительства перевалочного комплекса мощностью 70 млн тонн в год в порту Приморск. В рамках проекта будут построены терминалы по перевалке угля, минеральных удобрений, генеральных грузов, контейнеров и зерна, создан транспортно-логистический центр.

В Усть-Луге (д.Вистино) планируется построить терминал для перевалки удобрений мощностью 15 млн тонн в год с возможностью расширения до 25 млн тонн. Перевозчик минеральных удобрений в контейнерах компания «Ультрамар» подписала договоры о перевалке с группой «ФосАгро» (на 5-6 млн тонн в год), «Уралхим» (на 2-2,5 млн тонн), «Акрон» (на 1,2-1,5 млн тонн) и компанией «Уралкалий» (на 3 млн тонн). В настоящее время ведется строительство железной дороги к терминалу, а в ближайшее время планируется начать строительство складов и морской инфраструктуры.

Там же, в Усть-Луге, железнодорожный оператор «Новотранс» собирается построить универсальный торговый терминал «Усть-Луга» мощностью 25 млн тонн в год (проект Lugaport, включен в Стратегию развития транспортной инфраструктуры России). На форуме «Новотранс» подписал соглашение с Ленинградской областью о социально-экономическом сотрудничестве, чем подтвердил намерение инвестировать в развитие портовой инфраструктуры региона.

Компания также намерена увеличить грузопоток между портами Усть-Луга и Балтийск и расширить номенклатуру перевозимых грузов. В текущем году «Новотранс» купил 100% акций компании «Глобал-Сервис» – усть-лужского оператора автомобильно-железнодорожного паромного комплекса (АЖПК). Сейчас на переправе работают два парома – «Амбал» и «Балтийск», способные перевозить до 1,5 млн тонн грузов в год. При этом АЖПК в Усть-Луге является единственным в России транспортным объектом, через который происходит доставка грузов в Калининградскую область и обратно без пересечения границ других государств.

В порту Бронка планируется построить крупный транспортно-логистический центр (ТЛЦ) стоимостью 10 млрд рублей. Соответствующий договор на форуме подписали РЖД, губернатор Санкт-Петербурга и «ТЛЦ «Бронка». Проект предусматривает строительство магистральной железнодорожной инфраструктуры (7 путей общей протяженностью свыше 7 км), включающей вспомогательные сооружения, подъездные дороги, склады и сервисные пункты на площади более 310 тыс. кв. метров.

На ПМЭФ были подписаны договоренности между городскими властями и «Петербургским нефтяным терминалом» о модернизации терминала, которая продлится до 2024 года. На базе устаревшей части терминала будет создан современный перегрузочный комплекс, обеспечивающий высокотехнологичную перевалку широкого спектра нефтепродуктов. Инвестиции в проект составят 6,5 млрд рублей.

Два инвестиционных соглашения Ленинградская область заключила по развитию порта Высоцк. В соответствии с одним в порту будет построен зерновой терминал мощностью 4 млн тонн в год. Железнодорожный оператор «Технотранс» инвестирует в него 7 млрд рублей. Отгрузка на комплексе, как ожидается, начнется в 2022 году. Второе соглашение с компанией «СПК Высоцк» связано со строительством терминала по перевалке угля. Инвестиции в угольный терминал составят 24 млрд рублей. К 2021 году планируется запустить первую очередь мощностью 7 млн тонн в год, к 2023 году – расширить мощность до 15 млн тонн.

Госвложения

Развитию транспорта в рамках национальных проектов государство придает стратегическое значение. Помимо национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», затраты на который предполагаются в объеме 4,780 трлн рублей, государство, согласно проекту «Морские порты России» – транспортной части Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, вложит в развитие федеральных трасс к 10 морским портам свыше 114 млн рублей (стоимость всей транспортной части плана составляет 6,3 трлн рублей, из них 3 трлн рублей – средства федерального бюджета).

Речь идет о трассах, ведущих к портам Арктического, Балтийского, Азово-Черноморского и Каспийского бассейнов. Всего до 2024 года планируется построить и отремонтировать 308 км федеральных трасс. Большинство из них будет соответствовать I категории дорог с пропускной способностью до 20 тыс. автомобилей в сутки. Это позволит обеспечить беспрепятственный и безопасный проезд к портам Архангельск, Мурманск, Санкт-Петербург, Выборг, Астрахань, Оля, Махачкала, Новороссийск, Анапа и Тамань.

Объем финансирования проекта «Железнодорожный транспорт и транзит» до 2024 года составит 1,253 трлн рублей. Федеральным проектом предусматривается увеличение пропускной способности БАМа и Транссиба до 182 млн тонн, что в 1,5 раза больше по сравнению с нынешним показателем, а также перевозку контейнеров по железной дороге с Дальнего Востока до западной границы РФ за 7 дней вместо нынешних 9 дней. Кроме того, в 4 раза планируется увеличить объем транзитных перевозок контейнеров по железной дороге. Бюджетные средства также направляются на развитие пропускной способности железнодорожной инфраструктуры на подъездах к портам (подробнее об этом см. в статье «Железнодорожная шестилетка», МП №2-2019).

Арктические проекты правительство намерено поддержать экономическими льготами. По словам Министра по развитию Дальнего Востока и Арктики Александра Козлова, до 1 июля в Госдуму будет внесен законопроект, предусматривающий специальные меры господдержки проектов, реализующихся в Арктике, в частности льготное финансирование. Кроме того, сейчас активно обсуждается инвестиционный налоговый вычет, который позволит опережающими темпами создавать инфраструктуру в арктических регионах.

Напомним, что в рамках федерального проекта «Северный морской путь» Комплексного плана предполагается развитие инфраструктуры Севморпути с целью увеличения грузопотока по нему до 80 млн тонн. Запланированный объем финансирования составляет 587,45 млрд рублей, из них средства федерального бюджета – 265,89 млрд рублей. И наконец, федеральный проект «Морские порты России» учитывает вложение инвестиций в размере 927 млрд рублей, в том числе 236,29 млрд рублей из федерального бюджета.

Итоги форума

Всего на ПМЭФ-2019 было подписано 745 соглашений на общую сумму 3,27 трлн рублей (учтены соглашения, сумма которых не является коммерческой тайной).

Наиболее крупные из них – это проект «РусХимАльянса» на 750 млрд рублей, предполагающий строительство завода по производству СПГ в районе Усть-Луги Кингисеппского района; проект «ЮГ-Энерго» на 177 млрд рублей, включающий реализацию на мощностях Новошахтинского завода нефтепродуктов (НЗНП) ряда нефтеперерабатывающих проектов; проект «Еврохима» по реализации инвестиционной программы «Еврохим-Северо-Запад-2» на 163 млрд рублей, направленной на развитие инфраструктурных, в том числе портовых проектов, и другие соглашения.

Наибольший объем инвестиций (около трети суммы от всех заключенных на ПМЭФ соглашений) будет вложен в объекты, расположенные в Ленинградской области. По словам губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко, сумма свыше 1 трлн рублей инвестиций (от заключенных 46 соглашений) не только обеспечит область долгосрочными перспективными проектами, но и позволит создать более 9 тыс. новых рабочих мест. Подводя итоги форума для своего региона, А.Дрозденко сказал: «Объем привлеченных в рамках форума средств можно назвать беспрецедентным: ни один регион до нас не подписывал столько контрактов на такие суммы».

Морские порты №5 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...