Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания - Морские вести России

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

12.09.2019

Транспортная политика

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта (Росморречфлот) и Общественного совета при Росморречфлоте, на котором были рассмотрены актуальные задачи, стоящие перед отраслью. В рамках мероприятия, традиционно предшествующего Дню флота, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков зачитал поздравительные телеграммы президента, председателя правительства, председателя Совета Федерации и председателя Государственный Думы по случаю отраслевого профессионального праздника, поступившие в Федеральное агентство. Глава Росморречфлота также вручил отраслевые награды и поощрения группе сотрудников Федерального агентства и подведомственных предприятий.

Владимир Михайлов

Открывая заседание, заместитель министра транспорта РФ – руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Юрий Цветков отметил, что погодные аномалии 2019 года – маловодье в европейской части страны и беспрецедентные паводки в ряде районов Сибири – не снимают с Агентства ответственности за выполнение планового государственного задания, обязательств по реализации федеральных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, четкое обеспечение северного завоза, осуществление других плановых мероприятий. При этом приоритетными требованиями в деятельности Росморречфлота остаются обеспечение безопасности мореплавания и судоходства, защита окружающей среды от загрязнений. С приветствием к участникам заседания обратились депутат Госдумы Виктор Дерябкин и заместитель руководителя Ространснадзора Сергей Сарицкий.

С информацией о деятельности Общественного совета при Росморречфлоте выступил его председатель, глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов. Рассказав о проделанной за отчетный период работе, он также поздравил всех представителей отрасли с профессиональным праздником.

Морское образование под контролем Росморречфлота

С докладом о практической подготовке курсантов морских образовательных организаций по итогам подготовки в 2018 году и задачам в образовательной сфере на перспективу выступил заместитель руководителя Росморречфлота Андрей Тарасенко.

Он отметил, что существующая система подготовки кадров для отрасли обеспечивает постоянный контроль качества знаний и компетенций со стороны Минтранса России и Росморречфлота. Многоуровневая структура образования плавсостава (профессиональное, среднее профессиональное, высшее, дополнительное профессиональное) позволяет готовить специалистов на все должности от рядовой до капитанской.

Подготовка специалистов на любом уровне дает необходимые как теоретические знания, так и практические навыки. В ходе тренажерной подготовки обучающиеся закрепляют приобретенные теоретические знания, получают возможность отработать элементы самостоятельной практической деятельности в конкретной области. После освоения необходимых компетенций на тренажерах курсанты проходят практику на учебных судах ФГУП «Росморпорт» через три центра организации учебных практик (ЦОУП) – Дальневосточный, Европейский и Южный, расположенных во Владивостоке, Санкт-Петербурге и Новороссийске, где первичные навыки отрабатываются в реальных условиях.

Как подчеркнул А.Тарасенко, трехлетний опыт работы ЦОУП позволяет сделать вывод о решении поставленной перед ними задачи по обеспечению качественной первичной практикой всех курсантов, в том числе из филиалов.

«Создано единое учебно-методическое обеспечение прохождения практики. В 2018 году разработан единый стандарт оснащения учебных судов с целью обеспечения достижения требуемого уровня практической подготовки курсантов, который определяет, каким оборудованием, инвентарем и учебно-методическим обеспечением должно быть оснащено судно», – также проинформировал заместитель руководителя Росморречфлота.

Вместе с тем, он высказал предложение о необходимости наращивать активность и разнообразить форматы взаимодействия с зарубежными морскими вузами, которые сегодня ограничены в возможностях участия в международных регатах парусных учебных судов, а также расширять международные контакты по линии молодежных чемпионатов рабочих профессий по стандартам World Skills. А.Тарасенко считает полезным организацию соревнований по компетенциям судовождения между командами морских вузов разных стран, которые можно было бы проводить в формате турниров на тренажерном оборудовании на приз руководителя Росморречфлота.

В прениях по докладу заместитель председателя Общественного совета при Росморречфлоте, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев сообщил, что российское морское образование высоко котируется и его выпускники востребованы на мировом рынке судоходства. Он привел данные о том, что 7 из 10 капитанов, проходящих по главным мировым судоходным маршрутам, таким как Аденский залив, – русские капитаны, получившие образование в наших вузах.

Однако длительное недофинансирование государством отраслевого образования привело к неприемлемой деградации учебной базы, состояния аудиторий и тренажерного оборудования. По оценке М.Ненашева, для выведения материально-технического образовательного потенциала всех 5 вузов Росморречфлота с их 24 филиалами на уровень современных требований необходимо порядка 20 млрд рублей. В этой связи часть имеющегося профицита федерального бюджета, по мнению председателя Общероссийского движения поддержки флота, целесообразно направить на финансирование модернизации морского образования и повышение оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

Ю.Цветков поддержал эти и другие предложения, прозвучавшие в обсуждении доклада, такие как, например, решение вопроса о строительстве современных судов для прохождения курсантами плавательной практики, и сообщил о разработке Росморречфлотом комплексного проекта модернизации отраслевого образования к предстоящему обсуждению на Морской коллегии при Правительстве РФ. Глава Федерального агентства призвал вносить в этот проект дополнительные идеи.

Создание условий для безопасного судоходства по СМП

Вопросы обеспечения безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути (СМП) стали темой доклада заместителя начальника Управления безопасности судоходства Росморречфлота Юрия Панкрашкина.

Как отметил докладчик, необходимым условием обеспечения безопасности плавания судов в ледовых условиях СМП является наличие ледокольного флота. Сегодня в акватории СМП работает, как правило, 8 линейных ледоколов, из которых 4 атомных и 4 дизель-электрических. В 2015 году построены два многофункциональных дизель-электрических ледокола «Мурманск» и «Владивосток» мощностью 16 МВт, в 2016 году – еще один ледокол того же типа «Новороссийск», которые могут преодолевать льды толщиной до 1,5 метра и имеют неограниченный район плавания. В настоящее время ведется строительство крупнейшего дизель-электрического многофункционального ледокола «Виктор Черномырдин» мощностью 25 МВт.

Другим важнейшим направлением, связанным с созданием условий для безопасного и эффективного судоходства и хозяйственной деятельности в Арктическом бассейне, является выполнение гидрографических исследований и работ. Один из сдерживающих факторов плавания по СМП крупнотоннажных судов – малые глубины на существующих традиционных трассах. Для крупнотоннажных судов нужны новые высокоширотные глубоководные маршруты – севернее Новосибирских островов и далее до пролива Лонга. Эти районы характеризуются слабой гидрографической изученностью, на некоторых участках планируемого маршрута на картах существуют белые пятна.

В этой связи были закуплены и установлены на специализированные суда Гидрографического предприятия современные промерные комплексы для площадного обследования рельефа дна, благодаря которым с 2011 года проводятся исследования глубин в целях издания и поддержания на уровне современности морских навигационных карт, руководств и пособий для плавания. В 2018 году объем работ по гидрографическому изучению дна в акватории СМП составил около 37 тыс. приведенных километров, создано 253 единицы различных картографических материалов, в том числе издана 21 навигационная карта.

В области навигации с 2004 по 2018 год на объектах средств навигационного оборудования установлено и введено в действие 280 комплектов автономных источников питания на основе светодиодных технологий, солнечных панелей и ветрогенераторов. Россия в соответствии с международными обязательствами ведет передачу навигационных предупреждений на районы НАВАРЕА ХХ и ХХI в Арктике.

Как сообщил Ю. Панкрашкин, организация и координация поиска и спасания в акватории СМП обеспечивается морским спасательно-координационным центром (МСКЦ) Диксон и морскими спасательно-координационными подцентрами (МСПЦ) Тикси и Певек. Сформирован резерв аварийно-спасательного оборудования и снаряжения для проведения крупномасштабных поисково-спасательных и аварийно-спасательных операций. Наращиваются силы и средства для ликвидации возможных разливов нефти и нефтепродуктов, объемы перевозок которых в Арктическом регионе растут.

В целях компенсации возможных рисков в Арктической зоне несение аварийно-спасательной готовности осуществляется судами филиалов ФГБУ «Морспасслужба» – на сегодня имеется 82 судна различного типа (многофункциональные, спасательные буксирные, водолазные, нефтесборные, вспомогательные и другие). В Диксоне, Тикси, Певеке и Провидения созданы и функционируют четыре пункта передового базирования, которые оснащены оборудованием первого броска для ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

В связи с увеличившимися объемами перевозок для решения задач поисково-спасательного обеспечения в Арктическом и Дальневосточном регионах для ФГБУ «Морспасслужба» построены 29 новых современных спасательных судов ледового класса.

В настоящее время силы и средства осуществляют несение дежурства в районах СПБУ «Приразломная», Новопортовского месторождения в Обской губе, Варандейского морского отгрузочного терминала. На линейных ледоколах, работающих в акватории СМП, размещается оборудование и персонал для несения аварийно-спасательной готовности, включая водолазные работы и готовность к ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.

Выступая в прениях, Ю.Цветков перечислил ряд вопросов, которые необходимо решить для повышения безопасности мореплавания в акватории СМП, включая строительство гидрографического, лоцмейстерского, аварийно-спасательного флота, развитие систем глобального позиционирования и связи, а также дублирующих навигационных систем на подходах к морским портам, работающим с судами повышенного водоизмещения, таким как Сабетта.

Прозвучавшая реплика аудитора Счетной палаты РФ Валерия Богомолова о высоком уровне неосвоения ведомством средств федерального бюджета, выделенных на отраслевые проекты, позволила выявить несовершенство нормативно-правовых механизмов, препятствующее в некоторых случаях выстраиванию ритмичной работы по освоению направляемых на эти цели бюджетных средств. В этой связи представитель Счетной палаты сообщил о подходах нового руководства СП, нацеливающего аудиторов на замену прежней «контрольно-карательной» функции форматом взаимодействия с проверяемыми ведомствами.

В ходе обсуждения проблемы была достигнута договоренность о разворачивании совместной с СП работы по преодолению обнаруженных нестыковок в нормативно-правовом обеспечении федеральных проектов.

Обеспечение безопасности мореплавания «Росморпортом»

Вопросы функционирования и перспектив развития систем обеспечения безопасности мореплавания в морских портах РФ были представлены в докладе представителя ФГУП «Росморпорт» Виктора Замятина.

Как отметил докладчик, обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним – одна из ключевых задач ФГУП «Росморпорт». Для решения вопросов, связанных с безопасностью судовождения, своевременной доставкой грузов и экологической защитой прибрежной зоны, предусматривается комплекс мер по обеспечению безопасности мореплавания, в том числе создание таких специализированных, технически оснащенных береговых систем, как системы управления движением судов (СУДС), береговые радиостанции Глобальной морской системы связи при бедствии (ГМССБ) и для обеспечения безопасности морских районов А1 и А2, береговые радиостанции службы НАВТЕКС (подсистема ГМССБ), контрольно-корректирующие станции (ККС) Глобальных навигационных спутниковых систем (ГНСС) ГЛОНАСС/GPS.

ФГУП «Росморпорт» проводится большая работа по развитию и поддержанию в исправном техническом состоянии систем обеспечения безопасности мореплавания (СОБМ). Услуги СУДС оказываются в 35 морских портах РФ. За 15 лет деятельности по направлению «безопасность мореплавания» предприятие достигло следующих показателей: в 14 раз уменьшилась относительная аварийность судов с причастностью операторов СУДС, более чем в 4 раза (с 218 тыс. до 968 тыс.) увеличилось количество судов под контролем СУДС, 1400 подготовленных специалистов обеспечивают функционирование СУДС и ГМССБ, включая 389 операторов СУДС и 149 операторов ГМССБ, в 8 раз снизилось количество нарушений судами правил судоходства в зонах действия СУДС.

По словам В.Замятина, береговые системы обеспечения безопасности мореплавания создаются в едином комплексе с развитием морской портовой инфраструктуры. Так, предлагаемый на рассмотрение Коллегии Росморречфлота План ФГУП «Росморпорт» по строительству, реконструкции и техническому перевооружению СОБМ на период до 2024 года учитывает основные особенности развития морской портовой инфраструктуры и направлен на снижение рисков морских аварий и выполнение международных обязательств РФ в области обеспечения безопасности мореплавания и охраны человеческой жизни на море.

В целом тенденция развития СОБМ такова: если до 2014 года развитие СОБМ в основном осуществлялось за счет строительства новых СУДС и объектов ГМССБ, реконструкции действующих систем с целью расширения зон их действия, то начиная с 2015 года акцент начал смещаться в сторону технического перевооружения существующих СОБМ.

«С целью создания новых, реконструкции и технического перевооружения действующих СУДС и объектов ГМССБ в соответствии с Планом предусматривается выполнение более 40 крупных мероприятий, – отметил В.Замятин. – Большая часть работ будет связана с реконструкцией и техническим перевооружением существующих систем. Строительство новых объектов СОБМ в основном будет выполняться в Арктическом и Дальневосточном бассейнах».

Далее представитель «Росморпорта» привел примеры запланированных объектов. Так, в рамках федерального проекта «Северный морской путь» с целью доведения до мореплавателей важной навигационной и гидрометеорологической информации в 2021 году планируется строительство радиостанций службы НАВТЕКС в морских портах Диксон и Певек. Проектирование строительства станций планируется выполнить в 2019-2020 годах.

Проектирование СУДС морского порта Петропавловск-Камчатский в основном завершено. Реализация проектных решений предусматривается в 2020-2021 годах. Будут построены Центр управления СУДС в Петропавловске-Камчатском и автоматизированный радиотехнический пост (АРТП) на горе Маячная.

Вместе с заменой антенно-мачтовых сооружений береговых радиостанций ГМССБ морского района А2 и службы НАВТЕКС, их изношенных технических средств также необходимо создание единого центра управления связью ГМССБ морских районов А1, А2 и НАВТЕКС в морском порту Мурманск. С этой целью готовятся необходимые техзадания.

Требуют капитального ремонта, реконструкции и технического перевооружения 4 береговые станции морского района А1 и А2, береговые станции морского А2 ГМССБ на юге Сахалина, которые находятся в неудовлетворительном состоянии. Проектирование планируется выполнить в 2020-2021 годах, а реализовать проектные решения в 2022-2024 годах.

Техническое перевооружение СУДС Новороссийска обусловлено потребностью в обновлении технологического оборудования радиотехнических постов «Пенай» и «Дооб». Установленное на постах оборудование эксплуатируется круглосуточно и круглогодично с момента последней модернизации в 2008 году. Мероприятия по техническому перевооружению постов планируются на 2023-2024 годы, так как именно к этому времени ресурс программно-аппаратных комплексов на постах будет исчерпан.

В целом, как отметил В.Замятин в заключение, План ФГУП «Росморпорт» по строительству, реконструкции и техническому перевооружению СОБМ на предстоящие пять лет представляет собой программу конкретных мероприятий с целью обеспечения должного уровня охраны человеческой жизни на море и обеспечения безопасности мореплавания в акваториях и на подходах к морским портам РФ.

В рамках совместного заседания было подписано федеральное отраслевое соглашение о финансировании из федерального бюджета подведомственных организаций в сфере внутреннего водного транспорта и образовательных организаций, являющееся фундаментом для заключения коллективных договоров. Свои подписи под отраслевым соглашением поставили глава Росморречфлота Юрий Цветков и председатель Профсоюза работников водного транспорта Олег Яковенко.

Дань памяти

В тот же день по давней традиции представители руководства Росморречфлота и Совета ветеранов приняли участие в возложении цветов к мемориальным доскам морякам и речникам, защищавшим Родину и погибшим во время Великой Отечественной войны, в зданиях Минтранса России и Росморречфлота.

Затем представители Минтранса и Росморречфлота, руководители администраций морских портов и речных бассейнов, отраслевых учебных заведений приняли участие в возложении венков к Могиле Неизвестного Солдата в Александровском саду.

Министр транспорта РФ Евгений Дитрих, его заместитель Юрий Цветков, директор профильного Департамента Минтранса Юрий Костин, заместители руководителя Росморречфлота Виктор Вовк, Захарий Джиоев и Константин Стасюк, глава Совета ветеранских организаций морского и речного флота Юрий Михайлов, генеральный директор ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, работники Росморречфлота, судоходных компаний и ветераны возложили цветы к Вечному огню у Кремлевской стены.

Морские порты №5 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика