ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года - Морские вести России

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

05.09.2019

Морской транспорт

Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был непростым в первую очередь с точки зрения состояния фрахтовых рынков, однако компания добилась устойчивых производственных и финансовых результатов. Итоги комментирует председатель совета директоров Илья Клебанов и топ-менеджмент группы компаний.

Конъюнктура фрахтового рынка

Превышение предложения танкерного тоннажа над спросом, в том числе вследствие роста спекулятивных заказов на танкеры на фоне непродолжительного всплеска рыночной конъюнктуры в 2015 году, в совокупности с действующими ограничениями ОПЕК+ на добычу и морскую торговлю нефтью привели к тому, что ставки на нефтеналивные суда в отчетном периоде были на 35-65% ниже уровня 2017 года и в целом оставались на своих минимальных значениях за последние четверть века.

В четвертом квартале 2018 года наметились признаки восстановления рыночной конъюнктуры в том числе благодаря сезонному росту спроса на танкерный тоннаж на рынках Азии. Наметившаяся положительная тенденция сохранилась и в первом квартале 2019 года.

Устойчивость бизнес-модели

Несмотря на неблагоприятные рыночные тенденции 2018 года, группа «СКФ» продемонстрировала устойчивость действующей бизнес-модели, увеличила размер выручки в тайм-чартерном эквиваленте и сумела нивелировать негативные рыночные тенденции за счет дальнейшего развития индустриальных сегментов бизнеса. Доходы от обслуживания судами компании шельфовой нефтегазодобычи, а также от морской транспортировки газа устойчиво росли и на конец отчетного периода составляли 57% от выручки на основе тайм-чартерного эквивалента (в 2017 г. – 51%).

Показатель EBITDA вырос на 6,5% до $580,7 млн, операционная прибыль составила $187,3 млн.

На отчетную дату объем законтрактованной выручки будущих периодов составил $8,4 млрд.

Завершена работа над обновленной стратегией развития на период 2019-2025 гг., в которой будет продолжен избранный вектор развития, гарантирующий стабильную занятость флота в рамках индустриальных проектов.

Ключевые события 2018 года

В феврале в состав флота вошло судно «Евгений Примаков» (ледовый класс Icebreaker Ice15), завершившее серию из четырех ультрасовременных МФЛС, работающих в рамках 20-летнего соглашения с компанией «Сахалин Энерджи» (оператор проекта «Сахалин-2»). Таким образом, всего в рамках сахалинских проектов по контрактам с «Сахалин Энерджи» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» (оператор проекта «Сахалин-1») работают 10 МФЛС «Совкомфлота».

Группа «Совкомфлот» и концерн «Шелл» заключили долгосрочные тайм-чартерные соглашения на эксплуатацию двух танкеров типоразмера «Афрамакс» на газомоторном (СПГ) топливе. Головное судно этой серии – «Проспект Гагарина» – было принято в эксплуатацию в июле 2018 года; в октябре танкер совершил свой первый коммерческий рейс из порта Приморск в Роттердам на СПГ-топливе.

В июне группа «СКФ» и компания «Новатэк» заключили соглашение о стратегическом сотрудничестве в области транспортного обеспечения проектов «Ямал СПГ», «Арктик СПГ-2» и др.

В августе танкер-газовоз «Псков» доставил потребителям первую партию сжиженного природного газа, произведенного на второй технологической линии завода «Ямал СПГ».

В декабре арктический газовоз «Кристоф де Маржери» принял на борт первую партию сжиженного природного газа, произведенного на третьей технологической линии проекта «Ямал СПГ».

В течение года группа компаний «СКФ» подписала соглашения о строительстве на верфи «Звезда» двух танкеров типоразмера «Афрамакс» нового поколения на газомоторном топливе, а также трех танкеров типоразмера MR «зеленой серии». Суда будут зафрахтованы компаниями «Роснефть» и «Новатэк».

В течение года группа компаний «СКФ» заключила серию кредитных соглашений, привлекла около $900 млн, выполнив среднесрочные финансовые обязательства.

Компания выиграла ряд международных тендеров на морскую транспортировку газа и заключила соответствующие долгосрочные тайм-чартерные соглашения с компаниями «Шелл» и «Тоталь».

Долгосрочные тайм-чартерные соглашения на четыре арктических шаттл-танкера для проектов «Сахалин-2» и «Варандей» были продлены фрахтователями, укрепив лидерство СКФ в обслуживании нефтегазовых месторождений в Арктическом и субарктическом регионах.

Отраслевые награды

В течение года компания «Совкомфлот» была отмечена следующими международными премиями в области судоходства: Marine Money – Project Financing Deal of the Year – West (соглашение о финансировании на сумму 260 млн долл. США с банком ВТБ), Royal Institution of Naval Architects – «Судно 2017 года» («Кристоф де Маржери»), LNG World Shipping – «Судно года» («Кристоф де Маржери»), Lloyd's List Global Awards – награда в области охраны окружающей среды (танкеры серии «Проспект Гагарина»). Международный конкурс научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, при поддержке Министерства энергетики РФ – первая премия за разработку технологических решений, обеспечивших условия для безопасного мореплавания в Обской губе.

Состав флота

По состоянию на 31 декабря 2018 года флот группы компаний состоял из 144 собственных и зафрахтованных судов (включая суда в СП) общим дедвейтом 12,5 млн тонн.

Илья Клебанов, председатель совета директоров ПАО «Совкомфлот»

«В условиях неблагоприятной для танкерных судовладельцев конъюнктуры фрахтового рынка ПАО «Совкомфлот» в полном объеме выполнило задачи, предусмотренные стратегией развития общества, подтвердив эффективность действующей бизнес-модели. Последовательная реализация стратегии позволила нарастить долю участия флота в индустриальных проектах с высокой добавленной стоимостью, в результате чего компания добилась по итогам года лучших финансовых результатов, чем у большинства конкурентов. Совет директоров предложил направить на выплату дивидендов 1,435 млрд рублей».

Сергей Франк, генеральный директор, председатель правления ПАО «Совкомфлот»

«В четвертом квартале 2018 года наметились признаки улучшения рыночной конъюнктуры. Восстановление баланса спроса и предложения тоннажа создает предпосылки для положительной коррекции рынка после трехлетнего периода снижения уровня фрахтовых ставок. Наметившаяся положительная тенденция сохранилась и в первом квартале 2019 года. По данным системы управленческой отчетности, чистая выручка компании за первый квартал 2019 года на 22% выше аналогичного периода прошлого года».

Евгений Амбросов, первый заместитель генерального директора ПАО «Совкомфлот»

«В 2018 году во взаимодействии с ключевыми фрахтователями компания воплотила в жизнь ряд стратегических проектов. Наиболее значимым из них стало начало коммерческой эксплуатации судов «Афрамакс» «зеленой серии», проекта, который был реализован совместно с компанией «Шелл». Флот судов, работающих на шельфе острова Сахалин, пополнило ледокольное судно снабжения «Евгений Примаков», зафрахтованное в рамках 20-летнего тайм-чартерного соглашения с компанией «Сахалин Энерджи». Арктический танкер-газовоз «Кристоф де Маржери» принял на борт первый груз СПГ, произведенный третьей технологической линией завода «Ямал СПГ».

Игорь Тонковидов, первый заместитель генерального директора, главный инженер ПАО «Совкомфлот»

«В 2018 году группа «Совкомфлот» продолжила внедрение инновационных технических решений, направленных на повышение эффективности и безопасности морских перевозок углеводородов. Введен в действие Центр операционного контроля за работой флота СКФ в Арктическом морском бассейне. Компания успешно реализовала проект создания серии первых в мире танкеров «Афрамакс» на газомоторном топливе. Являясь одним из крупнейших заказчиков отечественного судостроения, «Совкомфлот» активно участвует в процессе локализации производства танкеров нового поколения на мощностях ССК «Звезда» в Приморском крае».

Николай Колесников, первый заместитель генерального директора, финансовый директор ПАО «Совкомфлот»

«За отчетный период группа «Совкомфлот» привлекла внешнее финансирование в общем объеме около $900 млн. В частности, с консорциумом из шести международных банков было заключено соглашение на сумму $252 млн. Средства направлены на строительство серии из шести танкеров типа «Афрамакс» на газомоторном топливе. На конец отчетного периода группа обладала кредитными рейтингами международных рейтинговых агентств: Standard & Poor's, BB+, прогноз «стабильный»; Fitch, BB, прогноз «позитивный», Moody's, Ba1, прогноз «стабильный».

По материалам «Вестника СКФ»

Морской флот №3 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика