Проблемы в сфере танк-контейнерного бизнеса сдерживают развитие нефтехимии

Логистика
Проблемы в сфере танк-контейнерного бизнеса сдерживают развитие нефтехимии

В России танк-контейнеры появились только 18-20 лет назад. Относительно всего мира российский рынок семимильными шагами освоил этот удобный способ транспортировки. Однако в нем остается много «неудобств», которые пусть не останавливают развитие танк-контейнерного бизнеса, но точно не способствуют. Речь идет не о танк-контейнерных операторах, их проблемах и возможностях, а о роли подвижного состава в себестоимости российской нефтехимии для конечных потребителей. Итак, посмотрим, какие неудобства являются сегодня в России сдерживающими факторами развития перевозок жидких нефтехимических грузов в танк-контейнерах.

Елена Андреянова, глава департамента коммерческой логистики группы компаний «АВЕСТРА»

Нормативные помехи

Прежде всего, к сдерживающим факторам развития танк-контейнерных перевозок необходимо отнести отсутствие гармонизации российских регламентов и правил перевозок с европейскими. Например, только в России существует понятие, как грузы с повышенной опасностью из-за возможности их использования в террористических целях. С одной стороны, любому человеку хочется жить в обществе, где safety first, с другой – многие правила существует ради правил.

Для продукта в танк-контейнере понятие «группа упаковки» неприменимо, так как упаковки нет – налив невозможно упаковать для затарки в танк-контейнер. Для сухогрузных перевозок, конечно, есть бочки, кубы и другая тара. Здесь история группы упаковки очень актуальна. Однако только для танков с продуктами определенной группы упаковки и только в России нужно делать специальные разрешения, помимо АДР. А это увеличивает стоимость перевозки.

Еще пример. Во всем мире у swap body tank container, по-простому свопа, – увеличенная колба, выходящая за рамы стандарта ISO, используется для продуктов с низкой плотностью, есть кодификация оборудования как контейнера. В России – нет. ОАО «РЖД» не знает, что такое своп, и тарификация применяется повагонная. Нет прописанных регламентов по креплению и размещению свопов на фитинговой железнодорожной платформе. Поэтому по железной дороге в РФ весь налив перевозится в 20-футовых танках, когда в свопах тех же продуктов можно было бы возить на 3-5 тонн больше при такой же или почти такой же стоимости перевозки.

Уже несколько лет грузовладельцы и операторы подвижного состава активно пишут письма в ОАО «РЖД», Минтранс и другие инстанции с призывом обратить внимание на этот вопрос. Дело так и не сдвинулось с места.

По некоторым продуктам отсутствует гармонизация правил соответствия подвижного состава перевозимому продукту. Взять, например, метанол. Тарифная политика поддерживает перевозку метанола в вагонах-цистернах, но не всегда поставка в них возможна, скажем, к месторождениям или через порты. С советских времен в Правилах перевозки железнодорожным транспортом указано требование использования под метанол глуходонных цистерн.

Однако танк-контейнер – не цистерна, и правило должно быть другое, но его нет. По регламенту ООН – мирового нормирующего органа работы с опасными грузами – танки под метанол подходят с нижним и верхним сливными устройствами. Участники метанольных перевозок оказываются в рамках противоречия и чаще склоняются к варианту «лишь бы не придрались». А этот вариант стоит дороже и платит за него потребитель.

Аналогичная история была с гликолями. Во всем мире этот продукт классифицирован как неопасный для транспортировки. Но в РФ ему присвоен 6 класс опасности по IMDG, из-за чего нужна была перемаркировка в Европе, и потребитель платил надбавку за опасность. Два года назад документ SDS на гликоли был гармонизирован. Между тем подобные случаи встречаются и сегодня.

Существует еще одна нормативная помеха. Перевалка на терминалах химии из контейнеров и цистерн в баки производится только сверху, согласно правилам Ростехнадзора и Ространснадзора, введенным еще в советские времена. Так переваливаются даже те продукты, которые можно сливать через нижнее сливное устройство. Из-за этого у заводов и у грузовладельцев всегда возникает проблема остатков, которые нужно утилизировать. Компании за свои деньги вынуждены утилизировать продукт, который они купили. Это двойная потеря и увеличение стоимости перевозки.

Инфраструктурные недостатки

В РФ еще очень слабо развита обслуживающая танк-контейнеры инфраструктура – ремонтные депо, промывочные станции и терминалы. Зачастую заезд танка между рейсами в депо для ремонта, мойки или других процедур может занимать несколько дополнительных сотен километров, что помимо железнодорожного тарифа увеличивает срок оборота оборудования.

Качество услуг промывочных станций тоже не всегда оставляет заказчика в уверенности, что танк-контейнер действительно чистый. Случаются забраковки на заводах из-за постороннего запаха или наличия остатков предыдущих грузов. В России только 2 депо имеют европейскую сертификацию стандарта EFTCO – это слишком мало.

Локация заводов и депо зачастую не пересекается, и грузовладелец или оператор вынужден в ущерб качественной подготовке оборудования к следующему рейсу прибегать к кустарной обработке, но «под рукой». А скупой, как известно, платит дважды, и необходимость перемывки танк-контейнеров нивелирует всю экономию. Поэтому очень важна развитая сеть контейнерных депо с железнодорожными путями и с мировыми стандартами качества ремонта и мойки, а также развитая сеть сервисных центров (представительств) зарубежных и отечественных производителей запорной арматуры в максимальной близости к химическим заводам страны.

Уже несколько лет идет активное замещение вагонов-цистерн танк-контейнерами. Последние купить или взять в аренду не сложно – рынок очень активен. Но с фитинговыми платформами, особенно с 40-футовыми, ситуация сложнее. Вагоностроительные заводы не были готовы к такому наплыву заказов на платформы. Мощности производств в среднем выполняют заказ около года, основные сложности – с производством колесных пар. Ком задержек производства из года в год создает дефицит платформ. Ставки за платформы растут по несколько раз на год. В итоге оператор танк-контейнеров должен или озадачиваться наличием собственного парка фитинговых платформ, или быть готовым к постоянным изменениям себестоимости перевозки.

И еще одна инфраструктурная проблема. В России множество терминалов для перевалки нефтепродуктов имеется почти в каждом бассейне, много их в Северо-Западном, Азово-Черноморском, Дальневосточном бассейнах. Но недостает портовых мощностей для перевалки жидкой нефтехимии. Сегодня значительный поток экспортных нефтехимических грузов идет через терминалы Финляндии и Прибалтики. Наличие аналоговых накопителей в предпортовых зонах морских портов РФ может значительно сократить себестоимость поставок отечественной нефтехимической продукции на мировой рынок.

В этой статье перечисленные проблемы показаны неспроста – это призыв участников рынка к решению данных проблем. Оптимизация логистических процессов не только упростит ситуацию на рынке танк-контейнерных перевозок, но и, что особенно важно, повысит качество услуг и улучшит производственные показатели компаний-грузовладельцев и их экономику. Тем более, что ослабление рубля уже несколько лет подряд делает российскую нефтехимию высококонкурентной в мире, и, несмотря на имеющиеся сложности, развитие отрасли налицо.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...