На арктических реках началась навигация - Морские вести России

На арктических реках началась навигация

01.09.2019

Речной транспорт

Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бассейнов рек – Лены, Колымы, Индигирки, Яны, Нижней Тунгуски, Оленек и Анабара. Протяженность водных путей бассейна составляет 21 726 км, из них на 10 949 км водных путей содержатся средства навигационной обстановки.

На всех обслуживаемых водных путях в целях обеспечения судоходства проводится комплекс путевых работ, включающий дноуглубление, траление, выправительные работы, навигационно-гидрографическое обеспечение плавания судов.

Плановые показатели: дноуглубление (транзитное) – 2160 тыс. кбм; траление – 465 кв. км; выправление (эксплуатационное) – 32 тыс. кбм. Количество знаков судоходной обстановки около 16 100 единиц, из них 12 100 береговых знаков, 4000 плавучих, в т.ч. 1711 буев. На отдельных участках будут использоваться полиэтиленовые буи 2-го типоразмера и вехи. Количество полиэтиленовых буев в навигацию 2019 года составит 90 шт., полиэтиленовых вех – 40 шт. Судоходную обстановку обслуживают 74 путейские бригады и 1 семафорный пост, также на обслуживании обстановки будут задействованы прорабские теплоходы в количестве 14 ед.

Обновление флота как приоритет деятельности

Вскрытие Верхней Лены в 2019 году произошло почти в среднемноголетние сроки, в Усть-Куте ледоход начался 2 мая (среднемноголетняя дата – 3 мая), в Киренске – 6 мая (среднемноголетняя дата – 8 мая). Ледоход проходил спокойно, без задержек, уровни воды при этом наблюдались значительно ниже нормы.

Павел Снытко, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

После продвижения ледохода ниже Киренска 8 мая была открыта береговая судоходная обстановка на участке Лены Усть-Кут – Киренск. Тем самым положено официальное начало навигации 2019 года. В целом ледоход по реке и по основным боковым притокам на реках Алдан, Вилюй, Амга проходил спокойно при невысоких уровнях воды. Судоходная обстановка на водных путях бассейна в навигацию 2019 года открывается согласно установленным срокам. Исключение составляет Верхняя Лена, участок Киренск – Витим, где открытие судоходной обстановки происходило на 6 суток ранее установленных прогнозных сроков.

Открытие судоходной обстановки сразу после очищения ото льда позволило судам ПАО «ЛОРП» на гребне паводка доставить на быстромелеющую Амгу 16,4 тыс. тонн каменного угля, что составляет 53% от запланированного объема. При бесперебойной отгрузке каменного угля с карьера Джебарики-Хая есть уверенность, что весь запланированный объем туда будет доставлен.

Прохождение ледохода на арктических реках Яна, Индигирка, Колыма также проходит при невысоких уровнях воды на фоне неустойчивых положительных температур окружающего воздуха. В настоящее время полностью открыта судоходная обстановка на Колыме от Верхнего Сеймчана до Черского. Флот ОАО «Колымская судоходная компания» осуществляет перевозки грузов из Сеймчана и Зырянки по всей реке.

В навигацию 2019 года по договору с ФГУП «Гидрографическое предприятие» теплоходом «Шуга» Колымского РВПиС будут проводиться работы по постановке и снятию плавучих знаков (буев) на участке с морским режимом судоходства от Черского до м. Медвежий. Для выполнения этого в 2018 году теплоход был дооборудован необходимым радионавигационным оборудованием, спасательными средствами, экипаж прошел обучение.

Дноуглубление обеспечивает качество пути

На транзитных дноуглубительных работах будут задействованы:

– 7 многочерпаковых земснарядов общей производительностью 2260 м3/ч;

– 7 землесосов технической производительностью 15 600 м3/ч.

Всего 14 единиц дноуглубительной техники общей производительностью 17 860 м3/ч.

Всего на транзите планируется разработать 61 перекат на Лене, Яне, Колыме, в т.ч. бары Яны и Индигирки. Некоторые из объектов, такие как перекат Олекминский, подход к Якутскому речному порту, бары рек Яна и Индигирка, будут разрабатывать по несколько земснарядов.

Дноуглубительные работы в бассейне начаты 21 мая с разработки лимитирующих перекатов на участке Лены Усть-Кут – Киренск. Далее по плану будут разрабатываться перекаты на Средней и Нижней Лене.

В конце июня начнется разработка баров Яны и Индигирки. На дноуглубительных работах на баре Индигирки будут задействованы землесосы «Ленский-1021», «Олег Стрельченя» и «Индигирка». Общий планируемый объем дноуглубления на баре составляет 578,54 тыс. кбм. Разработку бара планируется начать 23 июня, после его очищения ото льда, затем с открытием прибрежных трасс между барами Яны и Индигирки в начале августа на работу на баре Индигирки с бара Яны прибудет землесос «Олег Стрельченя». Землесос «Индигирка» в августе будет передислоцирован на Лену для проведения ремонта и очередного докования.

Разработка бара Яны начнется после очищения ото льда ориентировочно 23 июня. На выполнении дноуглубительных работ на баре Яны будут задействованы землесосы «Олег Стрельченя», «Яна» и «Владимир Панченко». Планируемый объем дноуглубительных работ составляет 309,64 тыс. кбм.

Землесос проекта RDB66.42 «Владимир Панченко» прибыл в сентябре 2018 года в Нижнеянск. Он построен по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта в г. Городце, оснащен механическим и гидравлическим разрыхлителем, свайно-напорным ходом. С появлением нового землесоса на Яне повысится оперативность выполнения дноуглубительных работ и качество содержания водных путей.

В течение навигации в зависимости от складывающихся гидрологических условий по результатам мониторинга русловых деформаций на лимитирующих участках объекты и объемы дноуглубительных работ будут пересматриваться и определяться оптимальные схемы обеспечения гарантированных габаритов.

В навигацию 2019 года планируется работа 11 изыскательских партий и двух изыскательских отрядов (бары Яны, Индигирки).

Русловые изыскания

Работа русловых изыскательских партий запланирована на 61 объекте дноуглубления, а также других лимитирующих участках (протоки, дополнительные хода и пр.). Всего планируется выполнить около 500 съемок. С открытием судоходной обстановки на Алдане на участке устье Учур – устье и река Киренга от п. Магистральный до устья продолжена работа по созданию и обновлению баз данных электронно-навигационных карт. Протяженность водных путей, охваченных данной работой, в навигацию 2019 года составляет 1463 км.

С открытием судоходной обстановки начаты тральные работы. Сплошное траление судового хода производится тремя специализированными бригадами в Киренском, Витимском и Вилюйском районах водных путей.

На участках судоходных рек с гарантированными габаритами с наступлением меженного периода сплошное траление будет производиться путевыми мастерами в границах своих участков. Траление будет производиться как жесткими тралами, так и с использованием гидролокатора бокового обзора. Плановый объем тральных работ на транзите составляет 465 кв. км.

Судоремонт

Кроме путевых работ в навигационный период немаловажную роль в обеспечении судоходства играет подготовка флота в межнавигационный период. В судоремонт 2018-2019 годов на текущем, среднем и капитальном ремонте находилось 244 судна, в том числе 14 земснарядов. Для выполнения дефектации, безопасного отстоя и ремонта винторулевых комплексов и корпусов производилась выморозка 147 судов с объемом выморозки 11 501 кбм.

Для обеспечения судоремонта сменно-запасными частями, оборудованием и необходимыми услугами в соответствии с утвержденным планом-графиком проведены процедуры закупок.

Одной из главных задач судоремонта 2018-2019 гг. являлся ремонт корпуса землесоса «Индигирка» для подготовки его перехода с Индигирки на Лену. Были выполнены работы по устранению водотечности и подкреплению корпуса. Основные ремонтные работы планируется выполнить в плавучем доке ПАО «ЛОРП» в Пеледуе на Лене. На период ремонта землесоса «Индигирка» на бар Индигирки, как говорилось выше, будет направлен землесос «Олег Стрельченя». На баре Яны в этот период будут работать землесос «Яна» и новый землесос «Владимир Панченко».

Обновление технического флота является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации. За счет внебюджетных средств учреждением продолжается строительство служебно-разъездных катеров из материала АМг5. Катера используются для инспекторских осмотров водных путей и контроля за путевыми работами. Кроме постройки катеров Администрация осваивает изготовление рабочих лодок для путейских бригад.

В 2019 году учреждением продолжаются работы по восстановлению землесоса «Алдан» проекта 1-517-01, начатые в 2017 году. Землесос «Алдан» построен в 1971 году и был выведен из эксплуатации в 1996 году по техническому состоянию. В период с 2017 года были проведены работы по замене обшивки корпуса, он приведен в годное состояние. На 2019 год запланированы работы по капитальному ремонту электрооборудования.

Пополнение рабочего ядра дноуглубительной техники данным землесосом позволит сократить дефицит производственных мощностей по обеспечению гарантированных габаритов на Лене, особенно в период экстремально низких уровней воды.

В настоящее время открыта судоходная обстановка на большинстве участков водных путей Ленского бассейна, в середине июля – начале августа откроются устьевые участки Лены, бары Яны и Индигирки. Навигация в бассейне набирает обороты, и задача ленских путейцев не снижать темп и достойно провести навигацию 2019 года.

Положительная практика совместных проверок

Контроль за соблюдением требований обеспечения безопасной эксплуатации судов в бассейне осуществляется силами дружного коллектива инспекции государственного портового контроля, численность которого на данное время составляет 9 человек (2 начальника инспекций и 7 инспекторов). Сегодня можно с уверенностью сказать, что деятельность ИГПК эффективна и результативна.

Эдуард Недилько, 1-й заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

С начала навигационного периода проведено 240 инспекций, что составляет 27,6% от итогового значения на 2019 год, из них 75 проверок приходится на пассажирский флот. Выявлено 276 нарушений, из них 88 на пассажирских судах. В результате плановых осмотров выявлены нарушения обязательных требований, повлекших временное задержание 15 судов, из них 7 пришлось на пассажирский флот, большее число которого – маломерные суда.

В навигацию 2019 года планируется продолжить положительную практику проведения совместных проверок судов с представителями Федеральной службы безопасности, Транспортной прокуратуры, Следственного отдела на транспорте, Ространснадзора, Центра ГИМС МЧС России.

Дипломирование и аттестация

В июне 2018 года введено в действие новое Положение о дипломировании членов экипажей судов № 87 от 12.03.2018, вследствие чего изменен порядок оформления, выдачи и учета квалификационных документов.

Оформление, выдача и учет выдаваемых квалификационных документов непосредственно осуществляется через информационную систему «Система дипломирования экипажей судов внутреннего водного транспорта».

За период с 4 июня 2018 г. по 31 мая 2019 г. оформлено и выдано 867 квалификационных документов членам экипажей судов.

Комиссией при Администрации аттестовано 9 ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов на внутренних водных путях по применению системы управления безопасностью судов (СУБ).

Диспетчерское управление

По информации Комитета по обеспечению безопасности жизнедеятельности населения Республики Саха (Якутия), объем перевалки грузов через порт Осетрово в навигацию 2019 года должен составить 568 тыс. тонн, что на уровне 2018 года.

На настоящий момент из Осетровского транспортного узла отправлено 215,342 тыс. тоннн груза, из них:

– нефтепродуктов – 59,964 тыс. тонн (в том числе в Республику Саха (Якутия) 56,514 тыс. тонн);

– сухогрузов – 155,378 тыс. тонн (в том числе в Республику Саха (Якутия) 135,489 тыс. тонн).

По прогнозам ФГБУ «Иркутское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды», в 2019 году водность в бассейне Лены составит 80% от нормы, что позволяет прогнозировать маловодную навигацию. Поэтому важно начать перевозку грузов с самого начала навигации, используя период полноводности и благоприятные гидрометеорологические условия.

Регистрация судов

Функции осуществления государственной регистрации судов (плавсредств) и сделок с ними на территории бассейна возложены на отдел регистрации судов. По состоянию на 05.06.2019 в Государственном судовом реестре РФ по бассейну зарегистрирована 2341 единица флота, из них:

– самоходного – 1432 судна;

– несамоходного – 909 судов.

Количество зарегистрированных в Государственном судовом реестре РФ по бассейну правообладателей (собственников) судов составляет 631 (все формы собственности).

С начала 2019 года выполнено 473 регистрационных действия (прием/запись документов, проверка юридической силы, внесение записи в Государственный судовой реестр на бумажный и электронный носитель, изготовление свидетельств о праве собственности и праве плавания под флагом РФ, а также судовых билетов, изготовление и отправка формы КНД в налоговый орган).

Доходная составляющая деятельности отдела за указанный период обеспечила поступление 1 214 800 рублей в федеральный бюджет.

Морские вести России №9 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика