Долгожданная навигация для промышленников и населения Приамурья - Морские вести России

Долгожданная навигация для промышленников и населения Приамурья

26.08.2019

Морские порты

В 2018 году навигация в морском порту Николаевск-на-Амуре была закрыта 15 ноября с установлением полного ледостава в акватории и на подходах к порту. На длительный зимний отстой в порту встало 80 судов. Судовладельцы своевременно провели необходимые мероприятия, предусмотренные Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ, что дало положительный результат – зимовка судов прошла в штатном режиме без каких-либо происшествий и аварий.

В начале апреля 2019 года началась подготовка судов к предстоящей навигации: экипажи занимались ремонтом оборудования и механизмов, профилактическими работами, производили покраску судов для того, чтобы своевременно выйти в рейс.

Андрей Спиридонов, капитан морского порта Николаевск-на-Амуре ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Паромная переправа и основные маршруты

Ледоход в акватории морского порта Николаевск-на-Амуре в этом году длился с 6 по 9 мая. Его окончание завершило период зимнего отстоя судов в порту и дало основание капитану порта издать распоряжение об открытии навигации 2019 года с 10 мая.

Город и порт Николаевск-на-Амуре, как и многие другие приамурские населенные пункты, расположен на левом берегу реки Амур. В связи с отсутствием моста через реку с началом навигации активно начинает свою работу паромная переправа. На протяжении более 10 лет судовладелец ЗАО «Ремонтно-эксплуатационная база флота» организует доставку людей и различных грузов, перевозимых автомобилями, с левого берега Амура на правый и обратно. Паромная переправа обеспечивается буксиром-толкачом «Евгений Пикалов» и баржей «МП-1107», оборудованной для перевозки автомобилей и людей. Социальная значимость паромной переправы в порту очень высокая.

Весенний паводок, который длится с первой декады апреля по первую декаду мая, не дает возможности перевозить грузы с одного берега на другой. И к началу навигации на правом берегу Амура у села Подгорное скапливается много автомобилей с различными грузами для города и района. С первыми рейсами паромной переправы, которая является важным звеном в соединении основной дороги из Хабаровска до Подгорного и, по сути, продолжает эту трассу до Николаевска-на-Амуре, напряженность в доставке грузов и жителей в город и район снижается.

Первые морские суда по многолетней практике приходят в порт Николаевск-на-Амуре спустя 10-14 дней после прохождения ледохода в акватории порта и Амурского лимана.

В навигацию 2018 года были успешно выполнены первые плановые рейсы по доставке грузов, в том числе негабаритных, для строительства Амурского газоперерабатывающего завода в г.Свободном Амурской области. В навигацию 2019 года планируется увеличение рейсов по доставке негабаритных грузов из морского порта Де-Кастри через порт Николаевск-на-Амуре и далее по реке Амур до г.Свободного.

С открытием навигации возобновилась перевозка лесных грузов судами загранплавания из портопунктов, находящихся на реке Амур, в порты стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), а также перевозка грузов судами каботажного плавания в порты и портопункты побережья Охотского моря и Татарского пролива, такие как Чумикан, Аян, Охотск, Керан и другие.

Судами каботажного плавания в первую очередь обеспечивается завоз социально значимых и жизненно важных грузов, таких как топливо, продукты питания, медикаменты и т.п. Доставка судами различных грузов в порты и портопункты Охотского моря является основным способом транспортировки, поскольку автомобильных дорог из центра Хабаровского края не имеется, а воздушный транспорт обходится намного дороже.

Пассажирские линии на Амуре

На период навигации с 25 мая по 25 октября в порту Николаевск-на-Амуре работают пассажирские линии. Одна из них осуществляется по маршруту Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре – Комсомольск-на-Амуре. Морского вокзала и морских пассажирских линий в порту не имеется, но в период летней навигации устанавливается плавучий причал (дебаркадер), который используется для швартовок и последующих стоянок речных пассажирских судов типа «Метеор» и посадки/высадки пассажиров.

«Метеоры» «Капитан Князев» и «Сергей Торбин» ходят по расписанию. Рейс из Комсомольска-на-Амуре обычно начинается в 7 часов утра, в Николаевск-на-Амуре судно прибывает тем же днем в 18:30. За неделю в порту регистрируется три судозахода скоростных пассажирских судов. При выполнении данных рейсов «Метеоры» доставляют пассажиров в села и деревни, расположенные по реке Амур (п.Ягодный, д.Киселевка, с.Савинское, с.Богородское, с.Сусанино, д.Тахта).

Вторая пассажирская линия осуществляется пассажирским теплоходом «ОМ-5». Данным судном обеспечивается доставка в основном дачников из Николаевска-на-Амуре к дачным участкам, расположенным на берегах Амура, и обратно. Перевозки пассажиров теплоходом «ОМ-5» осуществляются также по расписанию с 1 июня по 1 ноября.

Перспективы развития

Одним из важных направлений в развитии морского порта Николаевск-на-Амуре является Государственная программа Хабаровского края «Развитие внутреннего и въездного туризма Хабаровского края», принятая правительством края в 2012 году. Данной программой предусмотрена реализация нескольких туристических линий, одной из которых будет линия Хабаровск – Комсомольск-на-Амуре – Николаевск-на-Амуре – Шантарские острова.

Шантарские острова – это архипелаг, расположенный в Охотском море у входа в залив Академии, Тугурский залив и Удскую губу. В его состав входит множество скал и кекуров (столбовидная или конусообразная скала естественного происхождения на реках и морских побережьях), а также 15 больших и малых островов. Общая площадь архипелага составляет 2,5 тыс. кв. км. Между островами и материком образовался замкнутый бассейн, который называется Шантарским морем.

Постановлением Правительства РФ от 30.12.2013 г. №1304 создан национальный парк «Шантарские острова», который передан под управление ФГБУ «Заповедное Приамурье». В настоящее время доставка туристов к Шантарским островам осуществляется вертолетами, а между островами – катерами.

В соответствии с госпрограммой к строительству запланированы два комфортабельных пассажирских судна с морским районом плавания. Оформление судов на выход в район Шантарских островов будет осуществляться в морском порту Николаевск-на-Амуре.

Итоги навигации

Подводя итоги навигации 2018 года, нужно отметить, что количество судозаходов в порт остается стабильным: зарегистрировано 780 судозаходов (761 судозаход в 2017 г.). Грузооборот порта составил 25,2 тыс. тонн.

В 2018 году инспекторами государственного портового контроля (ГПК) Службы капитана порта Николаевск-на-Амуре ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» на судах проведено 24 инспекции, что составляет 5,6% от общего количества судозаходов. Было выставлено и проверено устранение 63 замечаний. В том числе проведено 20 контрольных инспекций (83,4%), выставлено 46 (73%) замечаний; проведено 4 (16,6%) инспекции с целью проверки устранения ранее выставленных замечаний в Николаевске-на-Амуре и других портах РФ, где проверено устранение 17 (27%) замечаний.

В зимний период 2018-2019 годов работа Службы капитана порта была не столь напряженной, как в летнюю навигацию, но данный период использовался прежде всего для повышения образования, обмена опытом инспекторов ГПК с другими филиалами Администрации морских портов. Ежемесячно с инспекторами проводились занятия по изменениям в нормативно-правовых документах РФ и международных документах.

Начало новой навигации всегда настраивает коллектив Службы на дальнейшую активную работу по обеспечению безопасности мореплавания в акватории морского порта Николаевск-на-Амуре и на подходах к нему. Об этом свидетельствует успешное начало долгожданной для всех навигации 2019 года.

Морские порты №4 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика