Cтроительным грузам – подвижной состав

Ж/Д транспорт
Cтроительным грузам – подвижной состав

Правительство предложило ОАО «РЖД» повысить тарифы на порожний пробег полувагонов, чтобы высвободить подвижной состав для перевозки строительных материалов и тем самым предотвратить его дефицит в случае повышенного спроса. Ударные темпы строек, по мнению кабмина, потребуют больше щебня, песка и других инертных грузов, соответственно, у железнодорожников, во-первых, должна быть возможность своевременно довезти грузы до строек, а во-вторых, цены на перевозки не должны увеличиваться вслед за спросом.

Повышенные тарифы на порожний пробег вагонов на дальние расстояния, а также введение платы за нахождение вагонов на путях общего пользования, по мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, смогут развернуть операторов вагонного парка в сторону грузоотправителей строительного комплекса и заполнить полувагоны, следующие из портов пустыми несколько тысяч километров.

Элеонора Григорьева

Государственный почин

Премьер-министр России Дмитрий Медведев на совещании 12 апреля заявил о грандиозных инициативах правительства в области строительного комплекса. «Мы начинаем беспрецедентную по своим масштабам стройку на территории всей страны, и это уже сейчас влечет за собой повышенные потребности в таких стройматериалах, как щебень, песок, бетон, сталь, некоторые другие», - пояснил он.

В связи с этим перед ведомствами была поставлена задача – строго следить за ценами на рынке стройматериалов, в том числе с использованием возможностей ФАС и других контролирующих органов. Также глава кабмина призвал использовать механизмы общественного контроля, чтобы ни у кого не возникало желания взвинчивать цены из-за роста спроса. Профильным министерствам – Минстрою, Минтрансу, Минэнерго и Минэкономразвития дано поручение мониторить цены на рынке стройматериалов и при возникновении рисков необоснованного повышения цен принимать меры.

Как подчеркнул премьер-министр, необходимо уже на начальном этапе проанализировать возможности транспортной инфраструктуры по доставке строительных грузов. С этой целью Минтрансу, ФАС, Минэкономразвития и Минпромторгу совместно с ОАО «РЖД» и саморегулируемой организацией (СРО) «Союз операторов железнодорожного транспорта» (СОЖТ) поручено обеспечить должный уровень эффективности использования грузового подвижного состава, чтобы снизить стоимость предоставления полувагонов. В частности, предлагается повысить тарифы на порожний пробег полувагонов на дальние расстояния, ввести плату за нахождение порожних вагонов на железнодорожных путях общего пользования, а также увеличить аренду вагонов на онлайн-платформе «Грузовые перевозки».

Перед этим Минтранс и Минэкономразвития должны согласовать нормативное обеспечение технологических сроков оборота вагонов и погрузочно-разгрузочных работ на железнодорожных путях необщего пользования, а также установить ответственность грузоотправителей и грузополучателей за нарушение данных сроков.

Кроме того, Минтрансу и Минстрою совместно с Минпромторгом, Минэнерго и ОАО «РЖД» дано задание проработать вопрос и представить в правительство предложения по созданию межрегиональных складских мощностей и по использованию существующих мощностей железнодорожной монополии для межсезонного хранения стройматериалов и оборудования в целях бесперебойного обеспечения потребностей дорожной и строительной отраслей в рамках реализации национальных проектов.

Как заполнить порожняк

Снизить коэффициент порожнего пробега подвижного состава (отношение порожнего пробега к общему) – давняя цель РЖД. В силу того, что почти треть железнодорожных грузоперевозок в России приходится на уголь, данный коэффициент составляет около 40%, а в сегменте полувагонов почти 43%: после выгрузки угля в порту вагоны, как правило, движутся в обратную сторону пустыми, при этом расстояние от места погрузки (угольного месторождения) до места разгрузки (портовый терминал) составляет несколько тысяч километров.

Решить проблему можно за счет обработки вагонов после выгрузки и использования их для перевозки других грузов в попутном направлении. Такая технология уже используется, но существуют свои нюансы: из-за плохой погоды в зимнее время многие портовые угольные терминалы не в состоянии работать с грузом, вследствие чего уголь остается в вагонах на путях общего и необщего (на терминалах) пользования в ожидании начала разгрузки (так называемые брошенные поезда) и примерзает к полу и стенкам вагона. Длительность очистки перед погрузкой других грузов в этом случае значительно возрастает, что снижает оборот подвижного состава.

Традиционно ОАО «РЖД» совместно с ФАС пытается решать проблему порожнего пробега экономически – путем повышения платы. Напомним, что с 2019 года в прейскуранте железнодорожных тарифов, помимо общего повышения тарифных ставок на 3,6%, тарифы на порожний пробег полувагонов выросли на 6% (с применением коэффициента 1,06). Такое решение было призвано стимулировать сокращение порожнего пробега подвижного состава и нерациональной загрузки железнодорожной сети, отмечал регулятор.

Однако, как считают эксперты, вряд ли повышение тарифа будет эффективным и позволит изменить общий дисбаланс в структуре железнодорожных перевозок. В настоящее время доля полувагонов составляет около 50% парка подвижного состава – примерно 530 тыс. единиц из 1,1 млн единиц общего парка вагонов. При этом прирост полувагонов на сети происходит быстрее относительно других видов подвижного состава (особенно цистерн) по причине того, что наиболее быстрыми темпами на сети растет отгрузка угля.

Уголь является абсолютным фаворитом в железнодорожных перевозках за счет высоких мировых цен, низкой себестоимости добычи с учетом паритета рубля к доллару и тарифных преференций ОАО «РЖД». Вследствие этих факторов наиболее эффективную работу в прошлом году продемонстрировали операторы, осуществляющие перевозки угля в полувагонах с улучшенными эксплуатационными характеристиками повышенной грузоподъемности.

Так, у компании «Восток 1520» производительность полувагона составила 14,5 тыс. т-км на вагон в сутки при среднем показателе по отрасли 8,5 тыс. т-км на вагон в сутки. В то же время компании, не специализирующиеся на перевозках угля, показывают производительность ниже среднеотраслевой. В частности, у АО «Федеральная грузовая компания» (ФГК) – это 8,3 тыс. т-км на вагон в сутки, АО «Первая грузовая компания» (ПГК) – 7,5 тыс. т-км на вагон в сутки, АО «Новая перевозочная компания» (НПК) – 7 тыс. т-км на вагон в сутки.

Получается, что железнодорожные операторы с наибольшим порожним пробегом имеют более высокую производительность подвижного состава. Добавим, что практически все операторы, работающие с углем, работают по схеме угольной вертушки: после разгрузки в порту полувагоны возвращаются обратно порожними за новой партией угля. Брать попутный груз им не выгодно, так как это снижает время возврата вагона под следующую погрузку угля.

Вместе с тем, у крупнейшего оператора на рынке полувагонов ФГК уголь в структуре перевозок занимает менее 10%. Компания заинтересована в сокращении коэффициента порожнего пробега, который сейчас составляет порядка 40%. Однако по факту контрактуется не более 10% порожнего пробега полувагонов при загрузке в обратном направлении, то есть спроса со стороны грузоотправителей нет. И операторы на этом зарабатывают, так как клиент платит за полный оборот вагона по маршруту, включающий 100% порожнего пробега. Фактически для оператора важна только доходность на вагон (выручка в единицу времени), а как он загружен, при этом уже не имеет большого значения.

Таким образом, высокий коэффициент порожнего пробега стимулирует рост ставок аренды подвижного состава, например, с помощью искусственного поддержания дефицита на него. Это особенно характерно для перевозки строительных грузов, например щебня. По данным экспертов, при существующих ставках аренды операторы могут не эксплуатировать до 10-12% парка без сокращения общей эффективности.

Однако это расходится с позицией железнодорожной монополии, которая, ратуя за полный вывоз всех предъявляемых к погрузке грузов, выступает против искусственно завышаемых тарифов операторов подвижного состава. «Мы должны максимально эффективно использовать существующую инфраструктуру и заинтересованы в устойчивой работе операторского сообщества. Вагоны простаивать не должны», – сказал глава ОАО «РЖД» Олег Белозеров на недавней встрече с представителями СРО «СОЖТ». При этом в качестве одного из механизмов повышения эффективности использования парка грузовых вагонов может рассматриваться такой канал продаж, как электронная торговая площадка «Грузовые перевозки» (ЭТП ГП). С 1 июня операторы подвижного состава получили новую ставку платы за использование ее услуг – 1 рубль в день вместо 1% от оборота.

Стройка оживает

Все последние годы перевозка строительных грузов по железной дороге стабильно сокращалась, однако в текущем году ситуация начала меняться. К примеру, Свердловская железная дорога прибавила объем погрузки стройматериалов на 26%, в частности, выросли перевозки щебня, цемента, гранулированных шлаков.

Впрочем, в целом на сети погрузка стройматериалов продолжает падать – за пять месяцев 2019 года их объем составил 49 млн тонн, что на 5,6% ниже уровня прошлого года. Железнодорожники связывают такую динамику с окончанием крупных строек при отсутствии новых проектов.

Вместе с тем, по мнению председателя экспертного совета Института исследования проблем железнодорожного транспорта Павла Иванкина, сильное падение перевозок строительных грузов на сети (их доля упала с 15% до 9% за последние 10 лет) связано с возросшей конкуренцией с автотранспортом. Раньше автомобили конкурировали с железной дорогой на транспортном плече до 350 км, а сейчас выгоднее перевозить грузы автотранспортом на расстояние 1000 км и даже больше.

Если это мнение соответствует действительности, то возникает закономерный вопрос – каким образом повышение тарифов на порожний пробег и введение платы за оставленные на путях вагоны (эти меры приведут к подорожанию вагонов для грузоотправителей) могут заставить покупателей щебня перевозить его железной дорогой вместо более дешевого автомобильного транспорта? Экономически это не оправдано. Только если правительство вслед за повышением тарифов на железнодорожные перевозки в полувагонах введет ограничения для грузовиков, тогда у грузоотправителя не останется выбора... Или придется использовать вариант перевозки строительных грузов речным транспортом. Возможно, речники уже этим летом увидят больше инертных грузов, чем в прошлые годы.

Морские порты №4 (2019)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Камчатский медведь загрыз смотрителя маяка

Камчатский медведь загрыз смотрителя маяка Другой мужчина чудом спасся

1,3 тонны японских товаров пытались спрятать от таможни в тайнике на судне

1,3 тонны японских товаров пытались спрятать от таможни в тайнике на судне Шоколад, вино, сладости

Российская экономика

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев

На 15% увеличился объем внешней торговли Дальнего Востока за девять месяцев Стали вывозить больше топлива и рыбы и ввозить автомобили и электромашины

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Транспортная политика

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя

Государство может взять страховку арктических перевозок на себя Возможный срок оплаты рисков – 10 лет

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Морские порты

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев

В два раза увеличили перевалку нефти в Махачкалинском торговом порту за девять месяцев Порт стал лидером Каспия по росту грузооборота

Севастопольский морской порт может остаться городским

Севастопольский морской порт может остаться городским Если будет достаточно прибылен




Морской транспорт

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском

Промысловое судно терпит бедствие под Мурманском На винт намоталась сеть

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность

Российскому ледоколу, подавшему сигнал SOS, не угрожает опасность Но судно сменит пункт назначения из-за ледовой обстановки

Речной транспорт

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна

Дно Ленского бассейна начнут снимать в 3D с нового судна Углубление по науке

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана

Модернизированный танкер назвали в честь ленского капитана Капитан М. Ф. Спиридонов работал на флоте около 60 лет

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Перспективы роста порта Шахтерск

Перспективы роста порта Шахтерск Морской порт Шахтерск является одним из самых динамично развивающихся портов Сахалинской области. За...

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...