Наперегонки с Германией - Морские вести России

Наперегонки с Германией

06.08.2019

Российская экономика

Правительство запланировало вхождение России в пятерку крупнейших экономик мира – в 2023 году ВВП страны должен стать выше ВВП Германии, которая сейчас находится на пятом месте по размеру экономики, исходя из паритета покупательной способности. Единый план по достижению национальных целей развития РФ был подписан председателем Правительства РФ Дмитрием Медведевым 8 мая 2019 года. Достигнуть поставленной цели кабинет министров намерен за счет усиления экономического роста и сдерживания инфляции.

При этом паритет покупательной способности национальной валюты экономисты не считают достоверным показателем, на основании которого можно судить о размерах экономики, так как он сильно зависит от курса валюты – в случае ее слабости ВВП в пересчете на паритет будет завышен. В то же время по номинальному размеру ВВП (чистой стоимости всех произведенных за год товаров и услуг) Россия занимает 12-е место в мире, а по размеру ВВП на душу населения – 73-е место.

Елена Александрова

Планов громадье…

Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев утвердил Единый план по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года. Это межпрограммный документ, включающий планы развития на ближайшие пять лет сразу по нескольким направлениям развития страны. Фактически правительство закрепило в нормативном акте те национальные цели развития, которые сформулировал президент РФ в своем указе от 7 мая 2018 года, подкрепив их набором показателей, отражающих стадию реализации того или иного проекта.

Как отмечают составители Единого плана, достижение ни одной из национальных целей не может быть обеспечено в рамках лишь одной государственной программы или национального проекта, так как они тесно взаимосвязаны. Достижение одних целей находится в прямой зависимости от достижения других. Так, снижение в два раза уровня бедности невозможно без устойчивого экономического роста, а рост производительности труда – без широкого распространения цифровых технологий и инновационного развития.

Таким образом, Единый план представляет собой набор показателей, характеризующих данные цели, а также перечень инструментов и механизмов, направленных на их достижение вне зависимости от принадлежности к государственным программам и национальным проектам (см. «Национальные цели развития России»).

Для исполнения национальных целей развития РФ утверждены Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года. Инструментами реализации ОНДП являются государственные программы, наиболее значительные направления реализации которых выделены в национальные проекты.

В свою очередь, госпрограммы и национальные проекты представляют собой комплексы мероприятий по достижению целевых показателей, структурированные по этапам, срокам и ответственным исполнителям. При этом система управления национальными проектами отвечает принципам проектного управления: в национальных проектах обозначены конкретные механизмы и инструменты достижения целевых показателей, объемы и источники их финансирования.

В то же время Единый план представляет собой «траектории выхода показателей, характеризующих данные цели, на целевые уровни».

Ответственность за достижение национальной цели развития «Вхождение Российской Федерации в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%» возложена на Первого заместителя председателя правительства – министра финансов РФ Антона Силуанова. Данная цель базируется на оценках Международного валютного фонда (МВФ), согласно которым в 2017 году Россия находилась на шестом месте по объему ВВП по паритету покупательной способности (ППС). При этом отставание от Германии, занимающей пятое место по данному показателю, составило 4,4%, а от седьмой по списку Индонезии Россию отделяло 19,1%.

Для того чтобы занять пятую строчку в рейтинге МВФ, российскую экономику необходимо будет серьезно разогнать – ее темпы роста должны превышать темпы роста мировой экономики. Вместе с тем, сейчас эта задача выглядит фантастично. Напомним, что в 2018 году мировая экономика приросла на 3,3%, а российская – всего на 1,5%.

Какими силами

Как полагают в правительстве, для ускорения темпов экономического роста необходимо решить четыре задачи: во-первых, повысить качество инвестиций в основной капитал и увеличить их объем до 25% ВВП, во-вторых, добиться роста производительности труда, в том числе не связанного с новыми инвестициями, в-третьих, увеличить уровень добавленной стоимости, формируемой на территории России, и в-четвертых, повысить экономическую активность населения и увеличить численность рабочей силы.

Каждая из этих задач довольно сильно структурирована. Так, инвестиции в основной капитал потребуют обеспечения стабильности налоговой системы и генерирования внутренних финансовых ресурсов. На достижение цели направлены такие государственные программы, как «Развитие транспортной системы», «Развитие судостроения и техники для освоения шельфовых месторождений на 2013-2030 годы», «Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности на 2013-2025 годы» и другие.

В правительстве полагают, что вслед за повышением уровня инвестиций в основной капитал и роста их качества придут новые технологии, что обеспечит рост производительности труда. В ближайшие пять лет на предприятиях предполагается внедрять методы «бережливого производства», обучать работников организаций перспективным технологиям, а также развивать систему профессиональной переподготовки, развитие квалификаций в соответствии с программой World Skills.

Рост рабочей силы предполагается обеспечивать за счет мигрантов и повышения продолжительности жизни россиян. «Повышению уровня экономической активности населения будет способствовать вовлечение в трудовую деятельность категорий населения с традиционно низким уровнем вовлеченности в рынок труда – людей старшего поколения, инвалидов, а также лиц, находящихся в отпуске по уходу за ребенком», – отмечается в Едином плане.

Кроме того, обеспечение темпов экономического роста выше среднемировых потребует повышения вовлеченности России в глобальную экономику, в частности в международную торговлю, что предполагает рост российского экспорта. В этих целях будет осуществляться работа по устранению логистических ограничений при транспортировке экспортных товаров железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, а также внедрение к 2021 году механизма «одного окна» для интеграции всех видов контроля международной торговли. По данным правительства, требований валютного контроля в отношении экспорта услуг с каждым годом будет все меньше, равно как и подтверждающих документов в экспортных операциях.

Прочь сомнения…

Специалисты МВФ полагают, что догнать Германию России не удастся. Более того, Россия спустится с шестого на седьмое место, уступив Индонезии. В этой связи интересны заявления премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о необходимости изменить методику оценки ВВП. На Гайдаровском форуме он, комментируя тему сбора статистических данных, задался вопросом, как правильно считать валовой внутренний продукт (ВВП) и надо ли вообще его считать, может, пора отказаться от этого показателя, чтобы адекватно отразить состояние экономики.

По словам Д.Медведева, изменения могут потребоваться также в таможенной статистике и в международных расчетах. Согласно правительственному плану, годовой рост ВВП в 2021 году должен резко увеличиться с 2% до 3,1% и в дальнейшем не опускаться ниже 3%, достигнув к 2024 году 3,3% при уровне инфляции 3,5%. При этом курс рубля начиная со следующего года снизится до 68,6 рубля за доллар США.

Между тем текущая ситуация в российской экономике не внушает оптимизма. Рост ВВП России в первом квартале 2019 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 0,5%. Это самый слабый показатель за последние два года. Он хуже прогноза Минэкономразвития, ранее оценившего этот же рост в 0,8%. В 2018 году рост ВВП России составил 2,3%. При этом, по оценке Минэкономразвития, рост российской экономики в 2019 году замедлится до 1,3%.

Обратим внимание также на тот факт, что показатель ВВП по паритету покупательной способности не признается экономистами объективным и точно отражающим экономическую ситуацию в той или иной стране, так как в этом случае номинальную (без учета инфляции) стоимость всех товаров и услуг, произведенных в стране, пересчитывают с поправкой на курс рубля к доллару (см. «Что такое ВВП»). К примеру, номинальный размер ВВП России по итогам 2018 года составил $1,6 трлн (данные МВФ), что соответствует 12-й позиции в рейтинге крупнейших экономик мира. В то же время ВВП по ППС составил $4 трлн – это 6-я позиция.

Германия с показателем ВВП по ППС $4,2 трлн находится на 5-й позиции в рейтинге МВФ, а по номинальному ВВП $4 трлн – на 4-й строчке рейтинга. Индонезия, так же как и Россия, имеющая слабую валюту, с $3,2 трлн находится на 7-й позиции по ВВП. В то же время номинальный размер ее ВВП составляет $1 трлн – это 16-я строчка рейтинга.

Так как ВВП по ППС не всегда признается экономистами значимой величиной, то чаще используется показатель ВВП на душу населения. По нему Россия в 2018 году заняла 73-е место ($9,3 тыс. на человека). Мировыми лидерами здесь являются Люксембург ($110,1 тыс. на человека), Швейцария ($80,1 тыс. на человека) и Норвегия ($73,8 тыс. на человека).

Отметим также, что в мае 2019 года Европейская комиссия пересмотрела в сторону понижения прогноз роста российской экономики на текущий год, ожидая, что ВВП России по итогам года вырастет на 1,5%. В предыдущем (осеннем) прогнозе регулятор предполагал, что ВВП страны увеличится на 1,6%. Кроме того, в начале апреля Всемирный банк (ВБ) ухудшил свой прогноз экономического подъема в России. Теперь ВБ ожидает, что российская экономика прибавит по итогам года 1,4% против ранее предполагавшихся 1,5%.

Национальные цели развития России

Указом Президента РФ от 07.05.2018 г. №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены девять национальных целей развития России:

1) обеспечение устойчивого естественного роста численности населения РФ;

2) повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году – до 80 лет);

3) обеспечение устойчивого роста реальных доходов граждан, а также роста уровня пенсионного обеспечения выше уровня инфляции;

4) снижение в два раза уровня бедности;

5) улучшение жилищных условий не менее 5 млн семей ежегодно;

6) ускорение технологического развития страны, увеличение количества организаций, осуществляющих технологические инновации, до 50% от их общего числа;

7) обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере;

8) вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира, обеспечение темпов экономического роста выше мировых при сохранении макроэкономической стабильности, в том числе инфляции на уровне, не превышающем 4%;

9) создание в базовых отраслях экономики, прежде всего в обрабатывающей промышленности и агропромышленном комплексе, высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

Что такое ВВП

Валовой внутренний продукт (ВВП) отражает рыночную стоимость всех конечных товаров и услуг, произведенных за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства. ВВП выражается в национальной валюте либо пересчитывается в иностранную валюту по биржевому курсу, а также может быть представлен по паритету покупательной способности (ППС). ВВП по ППС – параметр, который рассчитывается исходя из стоимости товаров и услуг в стране в сравнении со стоимостью аналогичных товаров и услуг в других странах.

Номинальный размер ВВП России по годам (млрд рублей)

1995 г. – 1428,5

1996 г. – 2 007,8

1997 г. – 2342,5

1998 г. – 2629,6

1999 г. – 4823,2

2000 г. – 7305,6

2001 г. – 8943,6

2002 г. – 10830,5

2003 г. – 13208,2

2004 г. – 17027,2

2005 г. – 21609,8

2006 г. – 26917,2

2007 г. – 33247,5

2008 г. – 41276,8

2009 г. – 38807,2

2010 г. – 46308,5

2011 г. – 60282,5

2012 г. – 68163,9

2013 г. – 73133,9

2014 г. – 79199,7

2015 г. – 83232,6

2016 г. – 86010,2

2017 г. – 92089,3

2018 г. – 103626,6

Морские порты №4 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика