Четверть века на службе флоту - Морские вести России

Четверть века на службе флоту

15.07.2019

Морской транспорт

25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание членов палаты, прошедшее в Гербовом зале Министерства транспорта России.

В торжественном мероприятии приняли участие заместитель министра транспорта – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, председатель Совета палаты, генеральный директор – председатель правления ПАО «Совкомфлот» Сергей Франк, депутат Госдумы Виктор Дерябкин, президент Российской палаты судоходства Алексей Клявин, заместитель генерального директора – директор Дирекции Севморпути ГК «Росатом» Вячеслав Рукша, руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин, президент Объединенной судостроительной корпорации Алексей Рахманов, председатель Общероссийского движения поддержки флота Михаил Ненашев, ветераны морского и речного флота, представители более 80 организаций и компаний морской и речной отрасли.

Мария климова, спецкор

Площадка взаимодействия

Председатель собрания Сергей Франк зачитал поздравительные приветствия от помощника президента РФ Игоря Левитина и представителей морской отрасли. От имени моряков поблагодарил Российскую палату судоходства Юрий Сухоруков, председатель Российского профсоюза моряков, отметив, что работа этой организации направлена на развитие в стране социально ответственного судоходного:

– Российская палата судоходства как объединение работодателей не забывает о тружениках флота. Об этом свидетельствует Федеральное отраслевое соглашение по морскому транспорту на 2018-2020 годы: оно впервые заключено с участием четырех крупнейших профсоюзов страны и регулирует условия труда исключительно моряков. В этом его принципиальное отличие от предыдущего документа. Да, в ходе обсуждений между нами были разногласия, однако благодаря желанию обеих сторон сделать условия труда членов экипажей лучше мы пришли к компромиссу.

Все выступавшие отметили большой вклад Российской палаты судоходства в возрождение российского флота, создание профессиональной площадки взаимодействия бизнеса и власти, консолидацию и отстаивание позиции судоходного сообщества в деле формирования законодательной базы отрасли. Так, Алексей Рахманов, президент ОСК, напомнил о 305-м федеральном законе о поддержке судоходства и судостроения (разработан и принят титаническими усилиями тогдашнего заместителя министра транспорта Виктора Олерского – ред.), в котором были увязаны интересы судостроителей и судовладельцев и с которого начался поворотный этап в российском судостроении. Руководитель ведущей судостроительной корпорации назвал РПС своим надежным партнером и заверил, что «корабелы готовы к реализации масштабных проектов».

Участники заседания приветствовали Михаила Романовского, который стоял у истоков Российской палаты судоходства и в период 1995 -2013 гг. возглавлял Cоюз российских судовладельцев.

Задачи и решения

После торжественной части заседания участники собрания перешли к повестке дня, основным вопросом которой был отчет о деятельности Российской палаты судоходства в 2018 году. Президент Алексей Клявин, возглавляющий организацию с 2011 года, выступил с докладом, в котором отметил достижения РПС за 25 лет, и рассказал о задачах, которыми решает палата сегодня, а также определил приоритетные направления современной деятельности.

Он отметил, что РПС – это объединение судоходных компаний и других организаций, которое отражает современные интересы отрасли и участвует в решении самых актуальных задач. По сути, РПС сегодня – это «голос отрасли». Ни одно значимое событие, касающееся внутреннего водного и морского транспорта, не обходится без ее участия. Можно вспомнить, к примеру, подготовку к президиуму Госсовета по развитию ВВП в 2016 году или подготовку и принятие важнейших законов о СМП, о поддержке судостроения и судоходства и др.

Сегодня РПС объединяет крупнейшие отечественные компании: 81 организацию морского и речного транспорта, из них 55 судоходных с общим совокупным дедвейтом флота около 19 млн тонн, в том числе судов под российским флагом, занятых в международном судоходстве, – 2,27 млн тонн.

Тем не менее, многие отраслевые вопросы, например, речного флота, остаются нерешенными либо решаются недостаточно эффективно и быстро, что свидетельствует о недостаточном использовании потенциала ВВП. Так, грузооборот внутреннего водного транспорта на фоне роста общего грузооборота продолжает сокращаться (за период с 1990 года он сократился на 150 млрд тонн на км). Что же мешает остановить этот процесс и обратить его вспять?

Алексей Клявин назвал несколько причин, среди которых, согласно проведенному РПС анализу, инфраструктурные ограничения, рост цен на топливо, старение флота, отмена акциза на топливо для речных судов, тарифная политика ряда естественных монополий и др.

Что касается морского транспорта, то есть реальное увеличение количества судов и тоннажа под российским флагом, однако эта тенденция встречает избыточное количество административных барьеров и нерешенные системные проблемы отрасли (доступ к грузовой базе).

Серьезную озабоченность вызывает вопрос каботажа. Незавершенность подзаконного регулирования позволяет заинтересованным грузовладельцам и заказчикам формально обходить требования, определяющие право российских судов осуществлять каботаж.

– Мы считаем, что для обеспечения права на каботаж и, соответственно, права на труд российских моряков требуется кардинальный пересмотр при­менения порядка выдачи разрешения иностранным судам. Наше мнение по этому вопросу сформировано и отправлено в Минтранс, – сказал А. Клявин.

Отдельный вопрос – о судовом топливе. По мнению А. Клявина, в связи с подступающей проблемой – вступлением в силу с 1 января 2020 года общего требования IMO по использованию низкосернистого топлива не более 0,5% по массе – судоходство стоит на пороге глобальных перемен. Нефтеперерабатывающая отрасль будет не в состоянии поставить необходимый объем топлива, следовательно, вырастут цены, а также стоимость импортных поставок, кроме того, придется пересматривать схемы перевозок, сокращать количество заходов в порты. Для российских судовладельцев эта ситуация усугубляется решениями, принятыми на национальном уровне. Речь, в частности, о полном запрете на территории Таможенного союза высокосернистого топлива (решение комиссии Таможенного союза от 2011 г. № 826). В конечном итоге все возникающие проблемы могут привести к сворачиванию программ по обновлению флота.

– Это вопросы, которые придется решать как приоритетные в ближайшей перспективе, – подчеркнул А. Клявин.

О проблемах и перспективах судоходной отрасли говорили и другие выступавшие. Так, Вячеслав Рукша, директор Дирекции Севморпути ГК «Росатом», отмечая достижения предприятия «Росатом» в строительстве ледоколов, сказал о необходимости в ближайшей перспективе обсудить прямой доступ морским транспортом на рынки Тихого океана для доставки продукции в азиатские регионы:

– Мы должны палатой обсудить «восточный вопрос», чтобы с большим объемом продукции оказаться на Тихом океане.

Виктор Олерский, экс-глава Росморречфлота, призвал речную и морскую индустрию к большей ответственности в вопросе безопасности и отметил два важных момента сегодняшнего дня. Первый, касающийся вопроса каботажа, который, по его мнению, «вызван совершенно искусственно, потому что законодательно урегулировано использование судов под иностранным флагом в каботаже в том случае, когда у нас нет для этого судов под российским флагом». По словам В. Олерского, с одной стороны, мы ратуем за защиту грузовой базы, а с другой, «даем на ровном месте иностранцам, пусть даже очень хорошим судовладельцам, эксплуатировать в каботаже и пытаемся открыть ящик Пандоры». Нет никакой проблемы, так как «ничто не мешает нам самим сделать то же самое». Второй: «мы не видим в полной мере желания больше строить».

В разрешении и того и другого вопроса может активно участвовать РПС, которая может стать для Росморречфлота, по словам В. Олерского, крепким помощником.

Российская палата судоходства появилась в результате реорганизации Союза российских судовладельцев, который был создан 19 апреля 1994 года. Основными целями РПС являются защита и продвижение интересов организаций-членов как на национальном, так и на международном уровне, а также улучшение имиджа российского судоходства в целом, содействие развитию и обновлению морского и речного флота.

Особое внимание уделяется вопросам сохранения лучших флотских традиций и продвижению качественного судоходства. Важнейшее направление работы – создание в России благоприятных условий для судоходного бизнеса при неукоснительном соблюдении требований безопасности мореплавания и судоходства.

Морской флот №2 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика