Кто поедет первым?

Ж/Д транспорт
Кто поедет первым?

Глава РЖД Олег Белозеров в марте предложил министру транспорта Евгению Дитриху внести изменения в правила железнодорожных грузоперевозок, в соответствии с которыми у грузов появится приоритетность – в первую очередь будут перевозиться те, за которые внесена предоплата. Железнодорожная монополия подготовила соответствующий проект поправок в закон о железнодорожном транспорте и в Устав железнодорожного транспорта.

В то же время грузоперевозчики к таким новациям настроены скептически – вместо того чтобы повышать качество, скорость доставки грузов, эффективность работы и снижать тарифы, РЖД предлагают бизнесу дополнительное финансовое обременение. Впрочем, отдельные компании, которым нужно вовремя вывезти дорогое экспортное сырье, готовы вносить предоплату за транспортировку. А в случаях, когда место добычи не имеет выхода на железнодорожную сеть, даже строить дороги за свой счет.

Элеонора Григорьева

Сначала – деньги, потом – отгрузка

Внедрение приоритетности и очередности перевозок грузов по железной дороге предполагает договорные отношения между грузоотправителями, перевозчиками и операторами. По данным РЖД, в контрактах на перевозку грузов, заключенных не менее чем на год, будет предусмотрен пункт о приоритетности перевозок при наличии предоплаты. Также будет оговорено, что если грузоотправитель перевез меньше грузов, чем заявлено в договоре, то он должен заплатить штраф. При этом уже внесенная им предоплата не возвращается. В свою очередь размер предоплаты, получаемой РЖД от грузоотправителя, может составлять сумму годового объема стоимости перевозок.

Кроме того, РЖД предлагают законодательно закрепить понятие особо значимых грузов. Их список будет определять правительство. Под перевозку таких грузов операторы обязаны будут предоставлять вагоны и контейнеры. В случае неисполнения обязательства предусмотрена ответственность. В документе РЖД также вводится понятие «участок с ограниченными пропускными и провозными способностями», по которым перевозки могут осуществляться особым порядком.

Напомним, что ранее Минтранс допускал, что грузы, перевозимые в государственных или социально значимых целях, по долгосрочным контрактам, а также перевозки грузоотправителей в адрес портов, в развитие которых они инвестируют, могут получить приоритет. В то же время сейчас законодательно предусмотрен только приоритет перевозки грузов для ликвидации последствий ЧС.

Ранее РЖД предлагали грузоотправителям заключать долгосрочные договоры на перевозку грузов по принципу take-or-pay («бери или плати») по долгосрочному тарифу, в котором будет учтена инвестиционная составляющая вложений в инфраструктуру (тариф+). В частности, в 2013 году, когда разрабатывались планы строительства железнодорожных подходов к новому сухогрузному району порта Тамань, госмонополия предлагала такой вариант соглашений компаниям из Казахстана, планирующим строительство терминалов в Тамани. Впрочем, тогда обсуждение ничем не закончилось, и вопрос отложили.

Сейчас по мере реализации новых добычных проектов вновь появился повод для возвращения к теме инвестиционных договоров с РЖД. Так, Дмитрий Босов, владеющий компаниями «Сибантрацит» и «ВостокУголь», 11 марта написал письмо президенту РФ Владимиру Путину, в котором попросил предоставить «Сибантрациту» приоритетный доступ к БАМу и Транссибу на 25 лет для перевозки 50 млн тонн грузов в год. Взамен «ВостокУголь» обещает профинансировать строительство второго Северомуйского тоннеля, который является узким местом на Восточном полигоне.

Тоннель за свой счет

УК «ВостокУголь» планирует к 2024 году добывать в Арктике (месторождения антрацита на полуострове Таймыр) 30 млн тонн угля. К 2021 году она намерена построить угольный терминал «Чайка» мощностью до 10 млн тонн в год, оставшиеся 20 млн тонн последуют по БАМу к тихоокеанским гаваням. При этом доля стран АТР (Китай, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Южная Корея, Япония) в поставках УК «ВостокУголь» составляет 70% и рост экспорта всячески приветствуется. Сдерживают его только узкие места на БАМе, не позволяющие быстро нарастить объем перевозок.

Особенно остро стоит вопрос строительства второго Северомуйского тоннеля – первый был проложен давно и требует ремонта, и пустить через него дополнительные поезда в принципе невозможно. Новый тоннель позволит увеличить пропускную способность БАМа с 16 млн до 100 млн тонн грузов в год. По оценкам РЖД, для этого потребуется 250 млрд рублей. В ближайших планах перевозчика такие вложения не предусмотрены.

Исходя из этого, УК «ВостокУголь» предложила президенту РФ построить тоннель за свой счет, а потом передать его на баланс РЖД, взамен получив приоритетность перевозок грузов компании по БАМу и Транссибу на 25 лет с объемом перевозки 50 млн тонн грузов в год. Финансовые условия сделки сейчас обсуждаются в специально созданной рабочей группе под руководством главы РЖД Олега Белозерова.

По факту компания Д.Босова уже реализует проект строительства Северомуйского тоннеля-2 – зарегистрировано юрлицо, создана служба заказчика, определяются подрядчики. Однако в РЖД считают такие шаги поспешными, так как приоритетный доступ инвестора к участку инфраструктуры общего пользования российским законодательством пока не предусмотрен.

Выиграют не все

Большинство участников рынка железнодорожных перевозок по-прежнему считают, что при введении предоплаты и приоритетности перевозок доступ к инфраструктуре большинства грузоотправителей может ухудшиться.

По мнению генерального директора Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, в случае перехода РЖД на авансовые платежи интересы грузоотправителей будут ущемлены в результате закрепления пропускной способности за несколькими компаниями. По данным ИПЕМ, в 2018 году в направлении Восточного полигона грузы отгружали свыше 1,5 тыс. компаний с более чем 1,4 тыс. железнодорожных станций, при этом перечень грузов превысил 1,7 тыс. наименований.

«Рынок торговли пропускными способностями железнодорожной инфраструктуры обязательно будет серым. Риск того, что чьи-то интересы будут ущемлены в результате закрепления пропускной способности за несколькими компаниями, очень высок, а такой подход противоречит национальным интересам», – полагает Ю.Саакян. Кроме того, существует риск, что к торговле приоритетностью доступа к инфраструктуре подключатся финансовые организации (по аналогии с лизинговыми компаниями на рынке железнодорожных операторов), и это значительно ухудшит ситуацию на рынке перевозок.

В 2017 году Ассоциация металлургов «Русская сталь» обратилась в Минтранс с просьбой не допустить внедрения РЖД договоров грузоперевозки по механизму take-or-pay («бери или плати»). Как отмечалось в письме, предложения РЖД предполагают, что в случае заключения договоров с грузоотправителями на условиях инвестирования в строительство, модернизацию и реконструкцию инфраструктуры и/или внесения предоплаты за перевозки госмонополия получит право ограничивать доступ к инфраструктуре другим грузам и нарушит принцип публичности перевозчика. Вместе с тем, на железную дорогу приходится до 90% отгрузки стали и угля, и металлурги в случае неподписания соответствующего договора с РЖД рискуют столкнуться с задержкой в перевозках грузов. При этом РЖД допускает несвоевременный вывоз грузов уже сейчас.

Также против приоритетности в перевозке грузов выступил Союз операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ), мотивируя это тем, что компании начнут перепродавать имеющийся у них доступ к инфраструктуре. По данным газеты «Коммерсант», в письме СОЖТ к заместителю главы Минтранса Владимиру Токареву от 17 апреля 2019 года операторы категорически отказались поддержать принцип распределения провозных мощностей в зависимости от финансовых возможностей грузоотправителя. Они напомнили, что в других отраслях внедрение take-or-pay привело к формированию рынка перепродаж и спекулятивному повышению цены для конечного потребителя.

«Подход по перекладыванию ответственности за техническое состояние и пригодность вагонов на грузоотправителя и их владельца влечет существенные риски для безопасности движения», – говорится в документе СОЖТ.

По мнению главы «Infoline-Аналитика» Михаила Бурмистрова, текущие предложения РЖД выглядят крайне радикально и являются скорее поводом к обсуждению, чем готовым решением проблемы. «Рынок не готов к столь лобовому нарушению принципа равнодоступности инфраструктуры, которое позволит некоторым угольным компаниям улучшить свою логистику, но за счет других грузоотправителей», – рассказал он «Коммерсанту».

Встречное предложение

В то же время Минэкономразвития для решения проблемы с инвестициями грузоотправителей в железнодорожную инфраструктуру подготовило проект постановления Правительства РФ об инвестиционных тарифах – на перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования. Как следует из документа, инвестиционные тарифы будут предоставляться на срок от одного года и более. Они будут источником финансирования для реализации проектов по строительству, реконструкции или модернизации отдельных участков инфраструктуры, а также искусственных сооружений, направленных на увеличение ее пропускной или провозной способности. На практике госмонополия будет применять повышающие или понижающие коэффициенты к общесетевым тарифам РЖД на перевозку грузов.

Предложение Минэкономразвития участники рынка железнодорожных перевозок обсудили 24 апреля 2019 года на встрече заместителя председателя правительства РФ Максима Акимова с руководителями компаний крупного бизнеса. Во встрече приняли участие глава РЖД Олег Белозеров, генеральный директор АО «СУЭК» Владимир Рашевский, председатель совета директоров ПАО «Мечел» Игорь Зюзин, председатель совета директоров AEON Corporation Роман Троценко, генеральный директор ПАО «ТМК» Александр Ширяев и другие. Модерировал дискуссию вице-президент РСПП Игорь Вдовин.

Участники встречи обсудили вопросы соблюдения баланса интересов частного бизнеса и госмонополий, а также обменялись мнениями относительно участия в реализации крупных инфраструктурных проектов.

По итогам обсуждения М.Акимов заявил, что коллег беспокоят возможности, предложения некоторых грузоотправителей по приоритетному доступу к инфраструктуре в обмен на инвестиции, поэтому все категорически высказались против этого принципа. До 15 июня РСПП должен представить свои предложения о том, в каких вариантах грузоотправители могут инвестировать строительство железнодорожной инфраструктуры. М. Акимов также уточнил, что «мигалки» на железной дороге правительством не рассматриваются и что для расшивки узких мест необходимо менять структуру рынка, а не монополизировать его.

Морские порты №3 (2019)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Объ» передали "Росатомфлоту"

Первый неатомный: ледокол «Объ» передали "Росатомфлоту" Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...