Водные пути четырех регионов - Морские вести России

Водные пути четырех регионов

08.07.2019

Речной транспорт

Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих четыре региона Приволжского федерального округа: Пермский край, Удмуртскую Республику, Республику Башкортостан и Республику Татарстан. В том числе с гарантированными габаритами 1619 км. Из них 1409 км с освещаемой обстановкой и 210 км с неосвещаемой.

Качественные характеристики путей улучшены

В навигацию 2018 года за счет субсидии из федерального бюджета велись работы по улучшению качественных характеристик путей, а именно на плесе Камы Боровская Воложка – промпорт Соликамск протяженностью 15 км достигнуто увеличение гарантированной глубины с 320 до 370 см, также увеличили гарантированную глубину на плесе Белай устье Уфы – д. Груздевка со 180 до 190 см, восстановлено обслуживание дополнительного судового хода рек Иньва – Косьва протяженностью 11 км.

Сергей Сергеев, руководитель ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Цифровые технологии

Кроме того, дополнительно была выставлена обстановка на 279 км, обслуживаемых по договорам.

Навигационное оборудование введено в действие в плановые сроки, за исключением Камского водохранилища вследствие низких уровней воды. Срыва заданных габаритов пути не допущено.

В 2018 году русловыми изыскательскими партиями выполнены гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт. Проведены работы по поддержанию и развитию планово-опорной высотной сети бассейна на отдельных участках, в навигацию 2019 года будут продолжать работу по развитию планово-опорной высотной сети и гидрографические работы для обновления и создания бумажных и электронных навигационных карт.

Благодаря внедрению спутниковых и цифровых технологий продолжается развитие и усовершенствование технологий на русловых изысканиях, судоходной обстановке, тралении, землечерпании и в картографии.

В государственное задание на навигацию 2019 года добавлено обслуживание участков с гарантированными габаритами: Чусовой от Верхнечусовских городков до устья протяженностью 115 км в освещаемом варианте, Обвы от п. Ильинский до устья протяженностью 30 км в освещаемом варианте, также добавлена река Уфа от с. Караидель до Павловского шлюза на одноименном водохранилище, протяженностью 100 км в неосвещаемом варианте с гарантированной глубиной 150 см.

Общая протяженность водных путей с гарантированными габаритами увеличилась на 244 км, до 1863 км, с освещаемыми СНО – на 155 км, до 1564 км. Согласно прогнозу, навигация 2019 года обещает благоприятные гидрологические условия и спокойный паводок.

Оптимизация СНО

Для обеспечения гарантированных габаритов пути в рабочем ядре на навигацию 2019 года находится 4 многочерпаковых земснаряда общей технической производительностью 1400 м3/час. Начато восстановление земкаравана «Волжский-211».

Продолжается оптимизация состава СНО, упразднение части избыточных береговых навигационных знаков и установки коридора из плавучих знаков.

В навигацию 2018 года была запущена система удаленного мониторинга за плавучими средствами навигационного оборудования, которая показала себя работоспособной в зонах уверенного приема сигнала GSM. В навигацию 2019 года система будет установлена на участках в местах устойчивого приема сигнала GSM.

В навигацию 2018 года начаты научно-исследовательские работы по р. Уфе от Павловского гидроузла до устья (р. Белая) и р. Белой от устья реки Уфы до устья (р. Кама) по увеличению гарантированных габаритов пути и расчета рациональности выполнения таких работ. В 2019 году даны рекомендации по улучшению качественных характеристик данных рек с обоснованием плана путевых мероприятий по коренному улучшению условий судоходства, потребности в финансовых и технических ресурсах и экономической целесообразности увеличения гарантированных габаритов судового хода.

Продолжается работа по качественному улучшению СНО. Администрацией приобретаются и устанавливаются знаки плавучей обстановки из полиэтилена низкого давления. Используются новые фонари на светодиодах, которые уже показали экономическую эффективность при снижении эксплуатационных расходов на элементы питания и в безотказности работы. В навигацию 2018 года проходили испытания фонари на возобновляемых источниках питания (на солнечных батареях), в навигацию 2019 года испытания таких источников питания продолжатся. При успешном завершении испытаний и вводе в эксплуатацию данной продукции мы сможем сократить расходы на содержание судоходной обстановки и увеличить срок эксплуатации оборудования.

Гидротехнические сооружения

Четыре судоходных гидротехнических сооружения находятся в Пермском крае (Пермский и Чайковский шлюзы), в Республике Татарстан Нижнекамский шлюз и в Республике Башкортостан Павловский шлюз.

Гидротехнические сооружения выполняют свои функции по осуществлению пропуска судов и сброса паводковых вод Камы обеспеченностью 0,1% (Чайковский и Нижнекамский).

Все гидротехнические сооружения бассейна своевременно были введены в эксплуатацию. Навигация по Пермскому и Павловскому шлюзам завершена в установленные сроки, продление навигации на основе договоров с судоходными компаниями было по Чайковскому шлюзу на 1 сутки, по 4 ноября, и Нижнекамскому шлюзу – на 8 суток, т.е. до 18 ноября.

В 2018 году по плану НИОКР завершена работа «Проведение научных исследований по определению причин деформаций стен первой секции камеры Павловского шлюза и остаточного ресурса металлоконструкций ферм-распорок камеры».

В 2018 году проведено преддекларационное обследование, разработана Декларация безопасности и проведена экспертиза Декларации безопасности Павловского шлюза.

Основные производственные показатели за 2018 год: продолжительность навигации – 207 суток, количество шлюзований – 6092 (113% к 2017 г.), пропущено судов – 13 784 ед. (116% к 2017 г.), в т.ч. 35 плотов (109% к 2017 г.).

Грузоперевозки

В навигацию 2018 года в бассейне перевезено 13 497,2 тыс. тонн грузов. Объем перевозок в сравнении с 2017 г. остался практически на том же уровне (в 2017 г. – 13 481,4 тыс. тонн).

Объем межбассейновых грузовых перевозок составил 9265,3 тыс. тонн, в том числе завезено в бассейн 504,5 тыс. тонн, вывезено из бассейна 8760,7 тыс. тонн грузов.

Общий объем пассажирских перевозок в 2018 году составил 920,7 тыс. пассажиров. По сравнению с 2017 годом объем увеличился на 1,3%. Пассажирские межбассейновые перевозки составили за навигацию 67,454 тыс. пассажиров. По сравнению с 2017 годом объем увеличился на 8,4%. По многолетним наблюдениям спрос на пассажирские перевозки остается на постоянно высоком уровне.

По состоянию на конец навигации 2018 г. в бассейне было совершено 12 116 рейсов судов, перевезено, как сказано выше, порядка 13,5 млн тонн груза, в том числе вверх – 1,9 млн тонн, вниз – 11,6 млн тонн. Основными факторами увеличения объемов грузов являются увеличение перевозок технической соли и лесоматериалов, а также перевозки нефтепродуктов на Белой. За 2017-2018 гг. по этой реке перевезено около 2 млн тонн нефтепродуктов производства уфимских НПЗ. Транспортировка осуществляется в двух экспортных направлениях: северном – на Балтийское море и южном – в Керченский пролив. Дополнительно в навигацию 2018 г. перевозку нефтепродуктов на р. Белой осуществляла судоходная компания «Белмакс». За навигацию ею было перевезено 76 тыс. тонн мазута. На основании вышеприведенных данных можно сделать вывод, что на сегодняшний день Камский бассейн традиционно остается грузообразующим бассейном.

В весенний период навигации с Верхней Камы в 2017 году было вывезено рекордное количество леса в плотах за последние десять лет – 472,7 тыс. м3. В 2018 году объем выведенных плотов уменьшился на 3,6% и составил 455,9 тыс. м3. В основном лес идет на АО «Соликамскбумпром» – это один из лидеров целлюлозно-бумажной промышленности России. В течение навигации 2018 г. продолжилась поставка леса в плотах на ОАО «Красный Октябрь» в Перми.

Структура перевозимых грузов в Камском бассейне практически не меняется – это минерально-строительные грузы, нефтепродукты, лесоматериалы, удобрения, техническая соль, зерновые и прочие грузы. Доминирующее положение занимают минерально-строительные грузы.

Аварийность не пройдет

Заканчивается межнавигационный период 2018-2019 гг. Идет подготовка служб и отделов к навигации 2019 г. В том числе уделяется пристальное внимание организации работы службы регулирования движения судов, службы связи и инспекций портового контроля бассейна. Обсуждается порядок взаимодействия и оповещения. Определяется место дислокации судов, задействованных при осуществлении госпортконтроля в Камском бассейне.

Валерий Михеев, первый заместитель руководителя – капитан Камского бассейна ВВП ФБУ «Администрация «Камводпуть»

Обеспеченный транзит

Диспетчерское регулирование судов в Камском бассейне в навигацию 2019 года будет осуществляться на транзитном участке Камы от Соликамска до устья Вятки протяженностью 912 км. На Белой будет мониторинг движения и стоянки судов от устья Уфы до устья Белой протяженностью 462 км. Выполнять эту работу будут 10 контрольных пунктов службы регулирования движения судов. Для устойчивой связи судов с диспетчерским аппаратом в эксплуатацию будет введено 13 береговых УКВ-радиостанций, в том числе работающих по принципу удаленного доступа, и КВ-радиостанция в пригороде Перми.

Инспекции портового контроля обеспечены тремя судами проекта «Р-376» и тремя легковыми автомобилями. Надеемся, что предпринятые организационные мероприятия позволят не допустить роста аварийности в бассейне.

К сожалению, навигация 2018 года не обошлась без транспортных происшествий. Судоводителями были допущены два удара о причальные сооружения и одна посадка на мель. Во всех случаях причиной транспортных происшествий стал пресловутый человеческий фактор. Как показал анализ аварийности в Камском бассейне ВВП, за последние 5 лет произошло: в 2014 г. – 9 транспортных происшествий, в 2015 г. – 7, в 2016 г. – 6, в 2017 г. – 8, в 2018 г. – 3.

Во всех случаях причиной транспортных происшествий явилось невыполнение командным составом судов или береговыми работниками предприятий обязательных требований. Аварийности по причине отказов судовой техники или неудовлетворительного содержания пути в бассейне в последние годы не было. Состояние водных путей поддерживается на должном уровне – обновляется навигационная обстановка, внедряются электронные карты, уменьшаются зоны неуверенного приема береговых УКВ-радиостанций.

Суда подлежат обязательному освидетельствованию экспертами Российского речного регистра, а в период эксплуатации проверяются в рамках госпортконтроля. Так, в навигацию 2018 года проверено 1202 судна, выявлено 2366 несоответствий, 72 судна задержано. В 30 случаях из 72 задержаний выявлено отсутствие на борту действующих документов Регистра и различных технических неисправностей. Инспекторами портконтроля предотвращено движение судов, у которых техническое состояние не соответствовало обязательным требованиям, уменьшена опасность аварийности с судами по технической неисправности.

Экзамен на профессионализм

Перед навигацией 2019 года большая нагрузка легла на плечи квалификационных комиссий по дипломированию членов экипажей судов. До 1 июля 2018 года квалификационные испытания проводились на основании Положения о дипломировании членов экипажей судов (утв. постановлением Правительства РФ от 31 мая 2005 г. № 349).

За первую половину 2018 года было выдано: 301 документ подтверждений к диплому на право занятия должности, 479 дипломов командного состава судов внутреннего водного транспорта, 932 свидетельства на право занятия должности рядового состава. После вступления в силу нового Положения о дипломировании членов экипажей судов, утвержденного приказом Минтранса № 87 от 12 марта 2018 года, в Администрации созданы три квалификационные комиссии по дипломированию: в управлении Администрации (Пермь), Бельском районе водных путей и судоходства (Уфа), Нижнекамском районе гидротехнических сооружений и судоходства (Набережные Челны). С 2 июля 2018 г. по 1 апреля 2019 г. комиссиями выдано: дипломов – 342, квалификационных свидетельств – 194, в том числе по совмещению профессий.

Общественный совет бассейна в деле

Вопросы по безопасности судоходства и подготовки плавсостава поднимались на заседании Общественного совета Камского бассейна 5 марта 2019 г. в Пермском филиале ФГБОУ ВО «ВГУВТ», в том числе обсуждались пути снижения аварийности и порядок подготовки, подбора и назначения специалистов на суда. Заострено внимание на неукоснительном соблюдении судовладельцами трудового законодательства, выполнении требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства в части профессиональных и квалификационных требований к членам экипажей судов.

Директорами Пермского и Уфимского филиалов ФГБОУ ВО «ВГУВТ» высказана обеспокоенность по поводу невозможности в силу требований п. 5 Положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденного приказом Минтранса России № 87 от 12.03.2018, прохождения квалификационных испытаний и получения документов на право занятия рядовых должностей плавсостава курсантами, которым не исполнилось 18 лет. Выполнение этого требования может отрицательно сказаться на наработке курсантами отделений среднего профессионального образования достаточного стажа плавания для получения первого рабочего диплома.

Также участники совета подняли вопрос о порядке подготовки судоводителей маломерных судов и достаточности их квалификации при управлении баржебуксирными составами паромных переправ, состоящих из маломерного судна – буксировщика и несамоходной баржи, предназначенной для перевозки автотранспорта и пассажиров. Судовладельцами таких баржебуксирных составов планируется назначать на должности командного состава буксировщиков лиц, имеющих подготовку только судоводителя маломерного судна. По мнению участников Общественного совета, здравый смысл по комплектованию экипажей судов должен преобладать перед призрачной финансовой целесообразностью.

Задачи навигации:

Выполнение процедур госпортконтроля, регистрации судов, проведение квалификационных испытаний членов экипажей судов.

Работа по устранению зон неуверенного приема УКВ-связи.

Обеспечение судовладельцев и судоводителей информацией в максимально полном объеме при оказании услуг службой регулирования движения судов.

Транспортная безопасность

На водных путях Администрации 4 категорированных судоходных гидротехнических сооружения и одно транспортное средство.

В соответствии с требованиями законодательства осуществлена дополнительная оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры. На этом основании внесены изменения (дополнения) в план обеспечения транспортной безопасности.

Произведена замена морально устаревшего оборудования технических средств обеспечения транспортной безопасности на Павловском шлюзе, Пермского, Нижнекамского районов гидротехнических сооружений и судоходства, проведена аттестация ответственных лиц.

Морские вести России №7 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика