Статистическая недостоверность

Российская экономика
Статистическая недостоверность

Росстат переживает очередной этап реформирования. На этот раз основное изменение кроется в сфере сбора первичной информации: если сейчас ведомство в своей работе использует в основном отчеты компаний, то в перспективе это будут данные из интернета (Big data) – от мобильных операторов, банков, платежных систем и других электронных ресурсов. Соответствующие новшества планируется внедрить уже в следующем году во время реализации пилотных проектов сбора статистической информации в сфере туризма и миграции.

Кроме того, служба статистики поменяла базисный год при расчете индикаторов экономической деятельности с 2010 года на 2017 год. Это автоматически улучшило показатели промышленного производства, так как цена на нефть за этот период снизилась с 79 до 54 долларов за баррель, при этом низкий базис обеспечил более высокие темпы прироста.

Елена Александрова

Методом проб и ошибок

Марк Твен писал о существовании трех видов лжи: обычной лжи, наглой лжи и статистики. С такой характеристикой статистической науки писателя-классика сегодня согласилось бы немало россиян, особенно тех, кому на практике пришлось столкнуться с официальной статистикой.

Поневоле задумаешься о правдивости статистической информации, когда целая государственная служба – Росстат – без особого основания «накручивает» статистические показатели. Например, как могло получиться, что объем строительства в России, прибавлявший по итогам января-ноября 2018 года всего 0,5%, по итогам 12 месяцев вдруг вырос до 5,3%. Или как ВВП РФ в годовом выражении увеличился на 2,3%, притом что в декабре власти ожидали не более 1,8-2%, и экономика чудес не показывала.

По данным самого ведомства, резкие изменения статистических показателей связаны с тем, что компании, сдающие отчетность, сначала предоставляют неверные цифры, а потом меняют их на другие, порой, радикально не соответствующие первоначальным. Но заметим, что изменения всегда происходят в большую сторону.

Специалистов также удивляет многолетнее снижение доходов населения на фоне роста зарплат и пособий, а также увеличения оборота розничной торговли. Очевидно, что причиной является несовершенство методики расчета доходов, не учитывающей в полной мере величину зарплат «в конвертах».

По оценкам Всемирного банка, зарплаты в официальном секторе России составляют всего 38% совокупных доходов домохозяйств. Вместе с тем, скрытую оплату труда Росстат считает как разницу между общими потребительскими расходами и наблюдаемыми доходами населения. Аналогичные перекосы существуют и в статистике промышленного комплекса.

Как отмечает главный директор по экономическому направлению ИЭФ (МИИТ) Марсель Салихов, хорошо известна проблема сильного искажения структуры промышленного производства Москвы, когда объем отгруженной продукции по виду деятельности «добыча сырой нефти и природного газа» превышает 1,4 трлн рублей при полном отсутствии добычи нефти и газа в столице. Это приводит к искажению данных как по названным отраслям, так и по промышленности в целом.

Проблема характерна для многих регионов России, что в свою очередь делает практически невозможным корректное использование показателя «объем отгруженной продукции» на региональном уровне. Причиной является регистрация промышленных компаний в столице, а не по месту ведения работ.

«Все это порождает ощущение хаоса и беспорядка в статистике. Можно признать, что порядок публикации данных Росстата не соответствует современным стандартам не только развитых стран, но и большинства развивающихся», – констатирует эксперт.

Отметим, что правительство неоднократно подвергало Росстат публичной критике. В декабре прошлого года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что качество официальной статистики плохое, поэтому службу необходимо срочно реформировать. По его мнению, Росстат пользуется устаревшими технологиями, что приводит к ужасным по качеству расчетам.

«Организация нуждается в серьезном реформировании. Нужно говорить об обновлении команды, обновлении принципов, методов и работ», – говорил он в интервью РБК, комментируя перестановки в руководстве ведомства. По словам А.Силуанова, Росстату необходимо задействовать новые современные источники информации, например данные Федеральной налоговой службы, а не собирать информацию вручную.

Напомним, что в декабре 2018 года экс-глава Росстата Александр Суринов, проработавший в должности руководителя девять лет, уволился по собственному желанию. Руководить госстатистикой вместо него назначили экс-руководителя департамента госуправления Минэкономразвития Павла Малкова, который на прежней должности курировал автоматизацию госуслуг в МФЦ. Новый глава ведомства сразу же обозначил цели своей работы – впереди у Росстата модернизация системы сбора и обработки статистических данных и переход на электронную отчетность.

Суть реформы

В апреле 2019 года Росстат должен представить стратегию развития ведомства до 2024 года. По словам П. Малкова, главные изменения статистической службы будут включать в себя переход к работе с большими массивами интернет-данных и создание аналитической платформы. Сейчас, по его мнению, у российской статистики есть три главных вызова: для бизнеса – это избыточная нагрузка из-за обязательной отчетности, для самого Росстата – низкое качество поступающих данных, для сторонних пользователей — нехватка информации, непонимание методологии и недостаточная скорость предоставления сведений.

Решать данные проблемы Росстат намерен с помощью цифровизации. В частности, на новом сайте служба планирует разместить дорожные карты взаимодействия с другими ведомствами, собирающими статистику, а в 2020 году – запустить пилотные проекты по Big data (большим данным). Например, в туристической отрасли сбор первичных статданных будет осуществляться на основе сведений мобильных операторов, банков, платежных систем и других интернет-ресурсов. В области миграции сведения будут собираться с использованием данных мобильных операторов. В торговле – с помощью данных контрольно-кассовой техники и платежных систем.

В настоящее время статистику по инфляции сотрудники Росстата собирают лично, обходя магазины и фиксируя цены. Впрочем, по словам П. Малкова, так обстоят дела не только в России, так как автоматического анализа потребительских цен пока не существует ни в одной стране мира.

Стоит отметить, что помимо Росстата статистику в России сегодня собирают порядка 60 разных ведомств, которые часто предоставляют разную информацию по одним и тем же показателям. Данные периодически дублируются или вообще противоречат друг другу.

«В связи с этим и возникла необходимость создания единой платформы. Это единая методология, это единое окно сбора, обработки и распространения данных, а также это переход от традиционной отчетности к новым технологиям», – полагает глава Росстата.

По планам ведомства, во втором квартале 2019 года появится новый интернет-портал Росстата, в третьем квартале – дорожные карты с ведомствами по использованию административных данных, включая ФНС, ПФР и других источников, а к концу года будут запущены в опытную эксплуатацию основные компоненты Цифровой аналитической платформы статистических данных, подразумевающие единую методологию, окно сбора данных, их обработки и распространения. Платформа на первом этапе будет включать в себя хранилище первичных данных, а также реестры форм показателей и респондентов.

Кроме того, платформа в автоматическом режиме позволит формировать план статистических работ. По словам П.Малкова, сейчас план утверждается правительством, а затем практически сразу подвергается изменениям, которые опять приходится утверждать в правительстве. На электронной платформе Росстата план будет формироваться без повторных согласований.

Государственные цифры

Как считает А. Силуанов, перед Росстатом стоят важные государственные задачи. В 2020 году ведомству предстоит провести очередную всероссийскую перепись населения. Кроме того, служба должна мониторить 90 показателей эффективности национальных проектов, реализуемых в рамках майских указов президента РФ.

В целях исполнения поставленных задач на высоком технологическом уровне Минэкономразвития подготовило законопроект, согласно которому в 2020-2021 годах респонденты должны будут предоставлять первичные статистические данные Росстату в электронном виде.

В пояснительной записке к документу сообщается, что ведомство в ближайшие годы должно уйти от традиционного способа сбора первичной статистической информации, получая от респондентов заполненные от руки бланки форм статистического наблюдения, так как он требует значительных финансовых и трудовых затрат. Кроме того, такой подход приводит к возрастанию отчетной нагрузки на респондентов по причине избыточности и дублирования форм статистической отчетности, а также к необходимости последующего взаимодействия с респондентом для уточнения и корректировки предоставленных данных, что отрицательно влияет на качество первичных статистических данных.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года. С этого времени компании перестанут сдавать отчетность на бумаге, и так же, как в ФНС, начнут загружать документы на сайте службы через личный кабинет.

Добавим, что изменение расчета индикаторов экономического роста привело к пересмотру поквартальных данных начиная с 2015 года. Нетрудно догадаться, что индикаторы показали гораздо более благоприятную ситуацию в российской экономике, чем это было в предыдущем варианте расчетов. Так, в 2015 году вместо падения ВВП на 0,2% получился рост на 0,3%, в 2017 году рост увеличился с 1,5% до 1,6%. В 2015 году падение ВВП сохранилось и после пересмотра. Но ранее спад ВВП составлял 3,7%, потом 3% и следом 2,8%. После последнего пересчета ВВП в 2015 году уменьшился на 2,3%.

В текущем году рост экономики продолжает ставить рекорды. Так, в феврале индекс промышленного производства увеличился более чем на 4%. Такого не было в 2015-2018 годах. Между тем прогнозы независимых от государства экспертов свидетельствуют о росте всего в 1,5%. Кроме того, в начале 2019 года ухудшился индекс предпринимательской уверенности того же Росстата, что говорит о спаде экономической активности в стране. Такую нестыковку аналитики объясняют в том числе и тем, что Росстат перешел на новую корзину товаров представителей при расчете индекса промпроизводства, в ней стало больше товаров, выпуск которых реально увеличился.

Также эксперты связывают «накрутку» экономического роста и промышленного производства с заменой базисного года в расчетах. Базисным считается год, в котором индекс промышленного производства равен 100%. При сравнении с базисом получается либо прирост показателей, либо убыль. Так как абсолютные значения показателей базисного года Росстат не публикует, надо понимать, что высокий базис (год с хорошими темпами экономического роста) дает впоследствии ухудшение показателей и наоборот.

Поскольку российская экономика завязана на стоимости нефти, то замена базисного года с 2010-го на 2017-й (за этот период цена нефти сократилась с 79 до 54 долларов за баррель) обеспечила индикаторам низкий базис сравнения и таким образом приукрасила статистику.

Морские порты №3 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Первый этилен из отечественного сырья произвели на «ЗапСибНефтехиме»

Первый этилен из отечественного сырья произвели на «ЗапСибНефтехиме» Общая стоимость проекта с гигантскими мощностями оценивается в 9,5 млрд долларов.

«Транснефть» отчиталась о девятикратном увеличении прибыли за девять месяцев

«Транснефть» отчиталась о девятикратном увеличении прибыли за девять месяцев Снизились только доходы от участия в других организациях

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

До закрытия беломорской навигации суда Ленпароходства перевезут 40 тысяч тонн грузов

До закрытия беломорской навигации суда Ленпароходства перевезут 40 тысяч тонн грузов Должны успеть

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Потери РЖД от перевозок зерна к новому терминалу Дальнего Востока возместит Минсельхоз

Потери РЖД от перевозок зерна к новому терминалу Дальнего Востока возместит Минсельхоз Дополнение: терминал в 70 км от Китая позволит транспортировать продукцию для продажи в азиатские ст...

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...