Статистическая недостоверность - Морские вести России

Статистическая недостоверность

07.07.2019

Российская экономика

Росстат переживает очередной этап реформирования. На этот раз основное изменение кроется в сфере сбора первичной информации: если сейчас ведомство в своей работе использует в основном отчеты компаний, то в перспективе это будут данные из интернета (Big data) – от мобильных операторов, банков, платежных систем и других электронных ресурсов. Соответствующие новшества планируется внедрить уже в следующем году во время реализации пилотных проектов сбора статистической информации в сфере туризма и миграции.

Кроме того, служба статистики поменяла базисный год при расчете индикаторов экономической деятельности с 2010 года на 2017 год. Это автоматически улучшило показатели промышленного производства, так как цена на нефть за этот период снизилась с 79 до 54 долларов за баррель, при этом низкий базис обеспечил более высокие темпы прироста.

Елена Александрова

Методом проб и ошибок

Марк Твен писал о существовании трех видов лжи: обычной лжи, наглой лжи и статистики. С такой характеристикой статистической науки писателя-классика сегодня согласилось бы немало россиян, особенно тех, кому на практике пришлось столкнуться с официальной статистикой.

Поневоле задумаешься о правдивости статистической информации, когда целая государственная служба – Росстат – без особого основания «накручивает» статистические показатели. Например, как могло получиться, что объем строительства в России, прибавлявший по итогам января-ноября 2018 года всего 0,5%, по итогам 12 месяцев вдруг вырос до 5,3%. Или как ВВП РФ в годовом выражении увеличился на 2,3%, притом что в декабре власти ожидали не более 1,8-2%, и экономика чудес не показывала.

По данным самого ведомства, резкие изменения статистических показателей связаны с тем, что компании, сдающие отчетность, сначала предоставляют неверные цифры, а потом меняют их на другие, порой, радикально не соответствующие первоначальным. Но заметим, что изменения всегда происходят в большую сторону.

Специалистов также удивляет многолетнее снижение доходов населения на фоне роста зарплат и пособий, а также увеличения оборота розничной торговли. Очевидно, что причиной является несовершенство методики расчета доходов, не учитывающей в полной мере величину зарплат «в конвертах».

По оценкам Всемирного банка, зарплаты в официальном секторе России составляют всего 38% совокупных доходов домохозяйств. Вместе с тем, скрытую оплату труда Росстат считает как разницу между общими потребительскими расходами и наблюдаемыми доходами населения. Аналогичные перекосы существуют и в статистике промышленного комплекса.

Как отмечает главный директор по экономическому направлению ИЭФ (МИИТ) Марсель Салихов, хорошо известна проблема сильного искажения структуры промышленного производства Москвы, когда объем отгруженной продукции по виду деятельности «добыча сырой нефти и природного газа» превышает 1,4 трлн рублей при полном отсутствии добычи нефти и газа в столице. Это приводит к искажению данных как по названным отраслям, так и по промышленности в целом.

Проблема характерна для многих регионов России, что в свою очередь делает практически невозможным корректное использование показателя «объем отгруженной продукции» на региональном уровне. Причиной является регистрация промышленных компаний в столице, а не по месту ведения работ.

«Все это порождает ощущение хаоса и беспорядка в статистике. Можно признать, что порядок публикации данных Росстата не соответствует современным стандартам не только развитых стран, но и большинства развивающихся», – констатирует эксперт.

Отметим, что правительство неоднократно подвергало Росстат публичной критике. В декабре прошлого года первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявил, что качество официальной статистики плохое, поэтому службу необходимо срочно реформировать. По его мнению, Росстат пользуется устаревшими технологиями, что приводит к ужасным по качеству расчетам.

«Организация нуждается в серьезном реформировании. Нужно говорить об обновлении команды, обновлении принципов, методов и работ», – говорил он в интервью РБК, комментируя перестановки в руководстве ведомства. По словам А.Силуанова, Росстату необходимо задействовать новые современные источники информации, например данные Федеральной налоговой службы, а не собирать информацию вручную.

Напомним, что в декабре 2018 года экс-глава Росстата Александр Суринов, проработавший в должности руководителя девять лет, уволился по собственному желанию. Руководить госстатистикой вместо него назначили экс-руководителя департамента госуправления Минэкономразвития Павла Малкова, который на прежней должности курировал автоматизацию госуслуг в МФЦ. Новый глава ведомства сразу же обозначил цели своей работы – впереди у Росстата модернизация системы сбора и обработки статистических данных и переход на электронную отчетность.

Суть реформы

В апреле 2019 года Росстат должен представить стратегию развития ведомства до 2024 года. По словам П. Малкова, главные изменения статистической службы будут включать в себя переход к работе с большими массивами интернет-данных и создание аналитической платформы. Сейчас, по его мнению, у российской статистики есть три главных вызова: для бизнеса – это избыточная нагрузка из-за обязательной отчетности, для самого Росстата – низкое качество поступающих данных, для сторонних пользователей — нехватка информации, непонимание методологии и недостаточная скорость предоставления сведений.

Решать данные проблемы Росстат намерен с помощью цифровизации. В частности, на новом сайте служба планирует разместить дорожные карты взаимодействия с другими ведомствами, собирающими статистику, а в 2020 году – запустить пилотные проекты по Big data (большим данным). Например, в туристической отрасли сбор первичных статданных будет осуществляться на основе сведений мобильных операторов, банков, платежных систем и других интернет-ресурсов. В области миграции сведения будут собираться с использованием данных мобильных операторов. В торговле – с помощью данных контрольно-кассовой техники и платежных систем.

В настоящее время статистику по инфляции сотрудники Росстата собирают лично, обходя магазины и фиксируя цены. Впрочем, по словам П. Малкова, так обстоят дела не только в России, так как автоматического анализа потребительских цен пока не существует ни в одной стране мира.

Стоит отметить, что помимо Росстата статистику в России сегодня собирают порядка 60 разных ведомств, которые часто предоставляют разную информацию по одним и тем же показателям. Данные периодически дублируются или вообще противоречат друг другу.

«В связи с этим и возникла необходимость создания единой платформы. Это единая методология, это единое окно сбора, обработки и распространения данных, а также это переход от традиционной отчетности к новым технологиям», – полагает глава Росстата.

По планам ведомства, во втором квартале 2019 года появится новый интернет-портал Росстата, в третьем квартале – дорожные карты с ведомствами по использованию административных данных, включая ФНС, ПФР и других источников, а к концу года будут запущены в опытную эксплуатацию основные компоненты Цифровой аналитической платформы статистических данных, подразумевающие единую методологию, окно сбора данных, их обработки и распространения. Платформа на первом этапе будет включать в себя хранилище первичных данных, а также реестры форм показателей и респондентов.

Кроме того, платформа в автоматическом режиме позволит формировать план статистических работ. По словам П.Малкова, сейчас план утверждается правительством, а затем практически сразу подвергается изменениям, которые опять приходится утверждать в правительстве. На электронной платформе Росстата план будет формироваться без повторных согласований.

Государственные цифры

Как считает А. Силуанов, перед Росстатом стоят важные государственные задачи. В 2020 году ведомству предстоит провести очередную всероссийскую перепись населения. Кроме того, служба должна мониторить 90 показателей эффективности национальных проектов, реализуемых в рамках майских указов президента РФ.

В целях исполнения поставленных задач на высоком технологическом уровне Минэкономразвития подготовило законопроект, согласно которому в 2020-2021 годах респонденты должны будут предоставлять первичные статистические данные Росстату в электронном виде.

В пояснительной записке к документу сообщается, что ведомство в ближайшие годы должно уйти от традиционного способа сбора первичной статистической информации, получая от респондентов заполненные от руки бланки форм статистического наблюдения, так как он требует значительных финансовых и трудовых затрат. Кроме того, такой подход приводит к возрастанию отчетной нагрузки на респондентов по причине избыточности и дублирования форм статистической отчетности, а также к необходимости последующего взаимодействия с респондентом для уточнения и корректировки предоставленных данных, что отрицательно влияет на качество первичных статистических данных.

Предполагается, что закон вступит в силу с 1 января 2020 года. С этого времени компании перестанут сдавать отчетность на бумаге, и так же, как в ФНС, начнут загружать документы на сайте службы через личный кабинет.

Добавим, что изменение расчета индикаторов экономического роста привело к пересмотру поквартальных данных начиная с 2015 года. Нетрудно догадаться, что индикаторы показали гораздо более благоприятную ситуацию в российской экономике, чем это было в предыдущем варианте расчетов. Так, в 2015 году вместо падения ВВП на 0,2% получился рост на 0,3%, в 2017 году рост увеличился с 1,5% до 1,6%. В 2015 году падение ВВП сохранилось и после пересмотра. Но ранее спад ВВП составлял 3,7%, потом 3% и следом 2,8%. После последнего пересчета ВВП в 2015 году уменьшился на 2,3%.

В текущем году рост экономики продолжает ставить рекорды. Так, в феврале индекс промышленного производства увеличился более чем на 4%. Такого не было в 2015-2018 годах. Между тем прогнозы независимых от государства экспертов свидетельствуют о росте всего в 1,5%. Кроме того, в начале 2019 года ухудшился индекс предпринимательской уверенности того же Росстата, что говорит о спаде экономической активности в стране. Такую нестыковку аналитики объясняют в том числе и тем, что Росстат перешел на новую корзину товаров представителей при расчете индекса промпроизводства, в ней стало больше товаров, выпуск которых реально увеличился.

Также эксперты связывают «накрутку» экономического роста и промышленного производства с заменой базисного года в расчетах. Базисным считается год, в котором индекс промышленного производства равен 100%. При сравнении с базисом получается либо прирост показателей, либо убыль. Так как абсолютные значения показателей базисного года Росстат не публикует, надо понимать, что высокий базис (год с хорошими темпами экономического роста) дает впоследствии ухудшение показателей и наоборот.

Поскольку российская экономика завязана на стоимости нефти, то замена базисного года с 2010-го на 2017-й (за этот период цена нефти сократилась с 79 до 54 долларов за баррель) обеспечила индикаторам низкий базис сравнения и таким образом приукрасила статистику.

Морские порты №3 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика