Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск - Морские вести России

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

07.07.2019

Морские порты

Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. №176, является неотъемлемой частью Доктрины национальной безопасности РФ и определяет государственную политику в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Документ содержит оценки состояния окружающей среды как существенно негативные вследствие концентрации источников загрязнения на объектах промышленности, энергетики, агропромышленного комплекса, коммунальных агломераций, на транспорте за счет сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, накопленного вреда от захоронения токсичных отходов, в том числе в мировом океане, сбросов неочищенных сточных вод в водоемы и прибрежные районы морей, разливов нефти и нефтепродуктов в морских акваториях.

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря»

Морской транспорт – один из источников неблагоприятного воздействия на природную среду. Однако к настоящему времени международным морским сообществом выработаны императивные регулирующие инструменты для компенсации негативных последствий от деятельности морской индустрии.

Экологическая политика в Черноморском бассейне вместе с тем осуществляется под эгидой стратегии причерноморских государств, объединенных целями Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнения.

В рамках Черноморской комиссии ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Новороссийск является признанным центром активности и отмечено почетной медалью за вклад в организацию деятельности по ряду направлений:

обеспечению готовности на случаи загрязнения моря нефтью;

контролю нелегальных сбросов с судов с использованием средств дистанционного зондирования Земли по программе «Космоснимки»;

реализации плана действий по контролю и управлению балластными водами;

реализации плана по управлению приемными сооружениями для отходов судов.

Обеспечение готовности ЛРН

Достижение целей готовности на случаи загрязнения моря нефтью осуществляется в рамках системного аварийного реагирования в акватории морского порта Новороссийск и на подходах к нему путем формирования функциональной подсистемы РСЧС/Н Росморречфлота портового уровня.

К настоящему времени на предприятиях Новороссийского портового комплекса сосредоточены мощности специальных технических средств для ликвидации разливов нефти в расчете на ликвидацию порядка 15 тыс. тонн сырой нефти. Работоспособность органов управления и технических средств аварийно-спасательных формирований регулярно подтверждается практикой отработки учений в рамках объектовых планов аварийного реагирования.

Конечной оценкой эффективности действия системы по предупреждению аварийных разливов нефти является статистика аварийных случаев, которая на протяжении последних лет остается на уровне единичных по числу и незначительных по масштабу происшествий (см. рис. 1).

Рис. 1. Число ЛРН-операций и количество собранных нефтепродуктов в 2013-2018 годах в порту Новороссийск.

Мониторинг сбросов из космоса

Контроль нелегальных сбросов с судов на подходах к порту и установление источника сброса осуществляется путем удаленного доступа к данным гидрометеорологической обстановки (поля приводного ветра, температура морской поверхности), совмещенным с космическими изображениями на единой картографической основе с использованием информационного обмена по сети Интернет и данных системы АИС РИС-Юг (Региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово-Черноморском регионе) ФГУП «Росморпорт».

Реализацией программы спутникового контроля нелегальных сбросов достигнут положительный эффект, последовавший после расследования ряда эпизодов причастности судов к загрязнению на подходных путях к портам Новороссийск, Туапсе, Тамань, уведомления об инцидентах судовладельцев и администраций государств флага, а также публикаций в средствах информации. Основным итогом работы стало дисциплинирующее воздействие на экипажи судов в части их экологического поведения в зоне ответственности РФ.

Рис. 2. Сликовая область (выделена красным цветом) на снимке, полученная в результате спутникового контроля.

Кроме того, обнаружилась тенденция незаконных сбросов нефтепродуктов с судов в неконтролируемых РФ морских районах – зонах ответственности сопредельных стран. Данные о причастности судов к несанкционированным сбросам передавались в морские администрации сопредельных стран – Турции, Болгарии, Грузии, а также в Секретариат Черноморской комиссии по сотрудничеству.

Портовые власти Черноморского и Средиземноморского бассейнов стали регулярно обращаться с просьбами о целевом досмотре судов, подозреваемых в незаконном сбросе нефтесодержащих вод на основе данных космической съемки в их зонах ответственности. Все обращения отслеживались, по каждому проводились углубленные проверки судов с предоставлением результатов стороне, направившей запрос.

Анализируя спутниковые данные о загрязнениях в сравнении с предыдущими годами, нужно отметить, что при переходе с ИСЗ Radarsat-1 и Radarsat-2 на Sensinel-1 разрешение снимков из космоса увеличилось с 50 метров на пиксель до 5 метров на пиксель, в связи с чем увеличилось количество обнаруживаемых сликов. При этом общее количество сликов, связанных с загрязнением с судов, уменьшилось. Последнее говорит об улучшении качества работы портовых приемных сооружений для судовых отходов в Черном море.

Рис. 3. АИС-треки судов в районе зафиксированного слика.

Контроль балластных вод

Особого внимания заслуживает тема имплементации Международной конвенции о контроле судовых балластных вод, осадков и управления ими (МК BWМ-2004), принятой Дипломатической конференцией ООН в 2004 году и введенной в действие в сентябре 2017 года.

С учетом оборота в порту Новороссийск порядка 50 млн м3 балластных вод в год и актуальности биологических инвазий в прибрежную зону Черного моря с 2005 года применялось Правило D-1 Конвенции, предусматривающее замену балласта в Черном море для судов, следующих под погрузку к терминалам порта Новороссийск. Был разработан и внедрен в действие План комплексного применения МК BWM-2004. Подтверждение замены балласта документируется по форме Ballast Water Reported Form. Порядка 80% балласта судов контролируется инструментально по показателям плотности и солености.

К настоящему времени План переработан, разрешение на сброс балласта в морском порту Новороссийск выдается при выполнении судном процедур Правила D-1 либо Правила D-2 (обработка балласта на борту судна). Актуальный порядок контроля прописан Распоряжением капитана морского порта Новороссийск от 30.11.2017 г. №ЕТ-53-р.

По договору о сотрудничестве между ФГБУ «АМП Черного моря» и Южным научным центром РАН с 2004 года реализуется программа экосистемного мониторинга биоразнообразия в местах сброса балластных вод. Данные многолетних наблюдений публикуются в открытой печати.

Управление приемными сооружениями

Развитие приемных сооружений для отходов в морском порту Новороссийск определяется тем, что, согласно Приложениям I, IV, V Международной конвенции МАРПОЛ 73/78, Черное море наделено статусом особого района со строгой регламентацией легальных и запретом несанкционированных сбросов нефтесодержащих и сточных вод, эксплуатационных отходов, включая пластмассы, синтетические тросы, рыболовные сети, аккумуляторы, электрические лампы; мусора, включая бумагу, ветошь, стекло, металл, бутылки, упаковочные материалы и прочее; а также остатков груза трюмов, не содержащихся в промывных водах, в том числе туш павших животных, перевозимых морем. Мощность приемных сооружений обусловлена интенсивностью судозаходов, номенклатурой грузов, включая навалочные, наливные, контейнерные и другие.

С учетом потребностей порта в 2009 году издан План по управлению судовыми отходами, в котором были отражены технические и технологические возможности комплекса приемных сооружений для приема всех видов отходов судов. В 2013 году План переработан с учетом обновлений Резолюции КЗМС 201(62) 2011 «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» и Руководства по выполнению пересмотренного Приложения V.

В настоящее время подготовлена редакция Плана-2019, в котором актуализированы вопросы организации, технического обеспечения и управления деятельностью приемных сооружений, контроля за движением отходов на основании Декларации о судовых отходах на приход судна и документов о снятии отходов при оформлении отхода судна.

Технические возможности комплекса приемных сооружений в Новороссийске позволяют осуществлять прием замазученных вод с судов, очищать их до нормативного состояния на очистных сооружениях АО «Черномортранснефть» и сбрасывать через глубоководный водовыпуск в море.

Отработана технология приема сточных вод с судов, стоящих у причалов и на рейдовых стоянках, с последующим сбросом в систему муниципальной канализации, размещением на городских очистных сооружениях, очисткой и сбросом в море. При этом большинство современных судов оборудованы установками обработки сточных вод; при стоянке в порту сточные воды накапливаются и легально сбрасываются за пределами 12-мильной зоны, согласно Приложению IV МК МАРПОЛ 73/78.

В рамках требований Руководства 2011 года по приемным сооружениям, согласно Приложению VI Конвенции МАРПОЛ 73/78, в порту Новороссийск обустроены мощности по приему паров с танкеров при погрузке летучих углеводородов у причалов нефтегавани Шесхарис и пристани №5 (ПАО «НМТП»).

Деятельность специализированных предприятий по снятию всех видов отходов с судов осуществляется на лицензионной основе в рамках действующих национальных нормативных документов. Судовые отходы проходят паспортизацию по действующим в РФ видам отходов, нормируются в рамках установленных для данных предприятий лимитов для их размещения.

Следует отметить, что управление экологической безопасностью в порту требует серьезного и системного организационного подхода на практике. Эта функция, возложенная на капитанов портов, остается важным элементом национальной и международной экологической политики.

Морские порты №2 (2019)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика