Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Морские порты
Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 19.04.2017 г. №176, является неотъемлемой частью Доктрины национальной безопасности РФ и определяет государственную политику в сфере обеспечения экологической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Документ содержит оценки состояния окружающей среды как существенно негативные вследствие концентрации источников загрязнения на объектах промышленности, энергетики, агропромышленного комплекса, коммунальных агломераций, на транспорте за счет сверхнормативных выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, накопленного вреда от захоронения токсичных отходов, в том числе в мировом океане, сбросов неочищенных сточных вод в водоемы и прибрежные районы морей, разливов нефти и нефтепродуктов в морских акваториях.

Евгений Тузинкевич, капитан морского порта Новороссийск ФГБУ «АМП Черного моря»

Морской транспорт – один из источников неблагоприятного воздействия на природную среду. Однако к настоящему времени международным морским сообществом выработаны императивные регулирующие инструменты для компенсации негативных последствий от деятельности морской индустрии.

Экологическая политика в Черноморском бассейне вместе с тем осуществляется под эгидой стратегии причерноморских государств, объединенных целями Бухарестской конвенции по защите Черного моря от загрязнения.

В рамках Черноморской комиссии ФГБУ «АМП Черного моря» в морском порту Новороссийск является признанным центром активности и отмечено почетной медалью за вклад в организацию деятельности по ряду направлений:

обеспечению готовности на случаи загрязнения моря нефтью;

контролю нелегальных сбросов с судов с использованием средств дистанционного зондирования Земли по программе «Космоснимки»;

реализации плана действий по контролю и управлению балластными водами;

реализации плана по управлению приемными сооружениями для отходов судов.

Обеспечение готовности ЛРН

Достижение целей готовности на случаи загрязнения моря нефтью осуществляется в рамках системного аварийного реагирования в акватории морского порта Новороссийск и на подходах к нему путем формирования функциональной подсистемы РСЧС/Н Росморречфлота портового уровня.

К настоящему времени на предприятиях Новороссийского портового комплекса сосредоточены мощности специальных технических средств для ликвидации разливов нефти в расчете на ликвидацию порядка 15 тыс. тонн сырой нефти. Работоспособность органов управления и технических средств аварийно-спасательных формирований регулярно подтверждается практикой отработки учений в рамках объектовых планов аварийного реагирования.

Конечной оценкой эффективности действия системы по предупреждению аварийных разливов нефти является статистика аварийных случаев, которая на протяжении последних лет остается на уровне единичных по числу и незначительных по масштабу происшествий (см. рис. 1).

Рис. 1. Число ЛРН-операций и количество собранных нефтепродуктов в 2013-2018 годах в порту Новороссийск.

Мониторинг сбросов из космоса

Контроль нелегальных сбросов с судов на подходах к порту и установление источника сброса осуществляется путем удаленного доступа к данным гидрометеорологической обстановки (поля приводного ветра, температура морской поверхности), совмещенным с космическими изображениями на единой картографической основе с использованием информационного обмена по сети Интернет и данных системы АИС РИС-Юг (Региональная информационная система наблюдения за судоходством в Азово-Черноморском регионе) ФГУП «Росморпорт».

Реализацией программы спутникового контроля нелегальных сбросов достигнут положительный эффект, последовавший после расследования ряда эпизодов причастности судов к загрязнению на подходных путях к портам Новороссийск, Туапсе, Тамань, уведомления об инцидентах судовладельцев и администраций государств флага, а также публикаций в средствах информации. Основным итогом работы стало дисциплинирующее воздействие на экипажи судов в части их экологического поведения в зоне ответственности РФ.

Рис. 2. Сликовая область (выделена красным цветом) на снимке, полученная в результате спутникового контроля.

Кроме того, обнаружилась тенденция незаконных сбросов нефтепродуктов с судов в неконтролируемых РФ морских районах – зонах ответственности сопредельных стран. Данные о причастности судов к несанкционированным сбросам передавались в морские администрации сопредельных стран – Турции, Болгарии, Грузии, а также в Секретариат Черноморской комиссии по сотрудничеству.

Портовые власти Черноморского и Средиземноморского бассейнов стали регулярно обращаться с просьбами о целевом досмотре судов, подозреваемых в незаконном сбросе нефтесодержащих вод на основе данных космической съемки в их зонах ответственности. Все обращения отслеживались, по каждому проводились углубленные проверки судов с предоставлением результатов стороне, направившей запрос.

Анализируя спутниковые данные о загрязнениях в сравнении с предыдущими годами, нужно отметить, что при переходе с ИСЗ Radarsat-1 и Radarsat-2 на Sensinel-1 разрешение снимков из космоса увеличилось с 50 метров на пиксель до 5 метров на пиксель, в связи с чем увеличилось количество обнаруживаемых сликов. При этом общее количество сликов, связанных с загрязнением с судов, уменьшилось. Последнее говорит об улучшении качества работы портовых приемных сооружений для судовых отходов в Черном море.

Рис. 3. АИС-треки судов в районе зафиксированного слика.

Контроль балластных вод

Особого внимания заслуживает тема имплементации Международной конвенции о контроле судовых балластных вод, осадков и управления ими (МК BWМ-2004), принятой Дипломатической конференцией ООН в 2004 году и введенной в действие в сентябре 2017 года.

С учетом оборота в порту Новороссийск порядка 50 млн м3 балластных вод в год и актуальности биологических инвазий в прибрежную зону Черного моря с 2005 года применялось Правило D-1 Конвенции, предусматривающее замену балласта в Черном море для судов, следующих под погрузку к терминалам порта Новороссийск. Был разработан и внедрен в действие План комплексного применения МК BWM-2004. Подтверждение замены балласта документируется по форме Ballast Water Reported Form. Порядка 80% балласта судов контролируется инструментально по показателям плотности и солености.

К настоящему времени План переработан, разрешение на сброс балласта в морском порту Новороссийск выдается при выполнении судном процедур Правила D-1 либо Правила D-2 (обработка балласта на борту судна). Актуальный порядок контроля прописан Распоряжением капитана морского порта Новороссийск от 30.11.2017 г. №ЕТ-53-р.

По договору о сотрудничестве между ФГБУ «АМП Черного моря» и Южным научным центром РАН с 2004 года реализуется программа экосистемного мониторинга биоразнообразия в местах сброса балластных вод. Данные многолетних наблюдений публикуются в открытой печати.

Управление приемными сооружениями

Развитие приемных сооружений для отходов в морском порту Новороссийск определяется тем, что, согласно Приложениям I, IV, V Международной конвенции МАРПОЛ 73/78, Черное море наделено статусом особого района со строгой регламентацией легальных и запретом несанкционированных сбросов нефтесодержащих и сточных вод, эксплуатационных отходов, включая пластмассы, синтетические тросы, рыболовные сети, аккумуляторы, электрические лампы; мусора, включая бумагу, ветошь, стекло, металл, бутылки, упаковочные материалы и прочее; а также остатков груза трюмов, не содержащихся в промывных водах, в том числе туш павших животных, перевозимых морем. Мощность приемных сооружений обусловлена интенсивностью судозаходов, номенклатурой грузов, включая навалочные, наливные, контейнерные и другие.

С учетом потребностей порта в 2009 году издан План по управлению судовыми отходами, в котором были отражены технические и технологические возможности комплекса приемных сооружений для приема всех видов отходов судов. В 2013 году План переработан с учетом обновлений Резолюции КЗМС 201(62) 2011 «Правила предотвращения загрязнения мусором с судов» и Руководства по выполнению пересмотренного Приложения V.

В настоящее время подготовлена редакция Плана-2019, в котором актуализированы вопросы организации, технического обеспечения и управления деятельностью приемных сооружений, контроля за движением отходов на основании Декларации о судовых отходах на приход судна и документов о снятии отходов при оформлении отхода судна.

Технические возможности комплекса приемных сооружений в Новороссийске позволяют осуществлять прием замазученных вод с судов, очищать их до нормативного состояния на очистных сооружениях АО «Черномортранснефть» и сбрасывать через глубоководный водовыпуск в море.

Отработана технология приема сточных вод с судов, стоящих у причалов и на рейдовых стоянках, с последующим сбросом в систему муниципальной канализации, размещением на городских очистных сооружениях, очисткой и сбросом в море. При этом большинство современных судов оборудованы установками обработки сточных вод; при стоянке в порту сточные воды накапливаются и легально сбрасываются за пределами 12-мильной зоны, согласно Приложению IV МК МАРПОЛ 73/78.

В рамках требований Руководства 2011 года по приемным сооружениям, согласно Приложению VI Конвенции МАРПОЛ 73/78, в порту Новороссийск обустроены мощности по приему паров с танкеров при погрузке летучих углеводородов у причалов нефтегавани Шесхарис и пристани №5 (ПАО «НМТП»).

Деятельность специализированных предприятий по снятию всех видов отходов с судов осуществляется на лицензионной основе в рамках действующих национальных нормативных документов. Судовые отходы проходят паспортизацию по действующим в РФ видам отходов, нормируются в рамках установленных для данных предприятий лимитов для их размещения.

Следует отметить, что управление экологической безопасностью в порту требует серьезного и системного организационного подхода на практике. Эта функция, возложенная на капитанов портов, остается важным элементом национальной и международной экологической политики.

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале

В Иркутской области ограничили туризм на Байкале Правительство Иркутской области утвердило правила организации туризма и отдыха на Байкале, чтобы обе...

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику

Россия сделала сильный ход в битве за Арктику Северный флот России заявил, что новая система «Триумф С-400» была установлена на архипелаге Новая З...

Российская экономика

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019

ОСК подвела итоги участия в Международной выставке Неве-2019 Объединенная судостроительная корпорация приняла участие в Международной выставке и конференции по г...

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины»

СМИ узнали о возможной отмене праздников из-за «регуляторной гильотины» «Регуляторная гильотина» должна отменить ряд устаревших нормативных актов. Профильные компании обесп...

Транспортная политика

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути

Карелия хочет включить Беломорканал в состав Северного морского пути Власти Карелии предложили включить Беломорско-Балтийский канал (ББК) в состав Северного морс...

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности

Минтранс: изменение регистрации маломерных судов негативно отразится на их безопасности Предложенное  Минвостокразвития РФ изменить порядок регистрации   маломерных суд...

Морские порты

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов

Серик Жусупов: одна из серьезнейших задач – внедрение сквозных цифровых технологий при транспортировке и перевалке грузов На этой неделе в рамках выставки «НЕВА-2019» в Санкт-Петербурге состоялась VII ежегодная конференция...

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения

В Махачкалинском филиале состоялись командно-штабные учения В Махачкалинском филиале ФГУП «Росморпорт» 18 сентября 2019 года проведены командно-штабные учения в...




Морской транспорт

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов

Для строительства военной базы в Тикси доставлено более 1 тыс. тонн грузов Сухогруз «Вячеслав Анисимов», действующий в интересах Северного флота, доставил продовольствие, веще...

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск»

Визит представителей Российской палаты судоходства и Международной палаты судоходства на ледокол «Мурманск» Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» организовал ознакомительную экскурсию на ледоко...

Речной транспорт

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия»

На заводе «Красное Сормово» спущен на воду сухогруз «Пола Пелагия» 20 сентября 2019 года на заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду сух...

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна

Принято в эксплуатацию построенное на ЯСЗ промерное судно для Ленского бассейна На ПАО «Ярославский судостроительный завод» 19 сентября приемочной комиссией принято в эксплуатацию ...

Ж/Д транспорт

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области

Новые мультимодальные маршруты «поезд+автобус» свяжут города Курской области Для повышения комфорта пассажиров холдинг «РЖД» совместно с АНО «Единая транспортная дирекция» 27 се...

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники

Грузоперевозчики просят власти отказаться от перевода вагонов на новые подшипники Необходимость перевода железнодорожных перевозок на подшипники кассетного типа ранее обосновывали в ...

Авто транспорт

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего

Около 20 млн рублей выделено на проектирование автомобильного моста через Транссиб в Приамурье взамен рухнувшего Власти Свободного Амурской области потратят 20 млн рублей на проектирование нового автомобильного пу...

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре

Финальный вариант трассы от Краснодара до Крымского моста будет определен в октябре Об этом журналистам в   кулуарах Восточного экономического форума сообщил директор &n...

Аналитика

Транспортная политика

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания

Большие планы Росморречфлота в сфере безопасности мореплавания В Москве 5 июля, накануне Дня работников морского и речного флота, прошло совместное заседание Колле...

Морские порты

Победу одержали профессионализм и ответственность

Победу одержали профессионализм и ответственность На 20-й сессии Комитета Черноморского меморандума (ЧМ), состоявшейся в апреле этого года в б...

Мы работаем для моряков

Мы работаем для моряков Одной из ключевых функций, возложенных на капитана морского порта, является выдача дипломов, квалифи...

Морской транспорт

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года

ПАО «Совкомфлот»: Производственные и финансовые итоги 2018 года Совет директоров ПАО «Совкомфлот» рассмотрел результаты работы группы компаний в 2018 году. Год был ...

Речной транспорт

С учетом природных особенностей

С учетом природных особенностей Основные судоходные пути в границах Беломорско-Онежского бассейна это: трасса Беломорско-Балтийского...

На арктических реках началась навигация

На арктических реках началась навигация Администрация осуществляет содержание внутренних водных путей на территории семи самостоятельных бас...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...