Государства в экономике не много, а очень много

Российская экономика
Государства в экономике не много, а очень много

Доля государства в российской экономике составляет 33%. Такие данные привел Международный валютный фонд (МВФ) в своем недавнем исследовании. По подсчетам экспертов фонда, всего треть добавочной стоимости в РФ генерирует государственный сектор, остальные две трети производятся частными компаниями и предпринимателями.

Вместе с тем, у российских экономистов другие данные. В Федеральной антимонопольной службе (ФАС) полагают, что на долю государства приходится 70% производимого добавочного продукта, в Центре стратегических разработок (ЦСР) – 46%. При этом компании с госучастием получают максимум госфинансирования, льгот и субсидий, что ухудшает конкуренцию и замедляет рост ВВП. По мнению экспертов, для повышения экономической активности в стране необходимо возобновить приватизацию госактивов и снизить уровень госмонополизма.

Елена Александрова

Госмонополизм наступает

Больше всего государственной собственности наблюдается в таких отраслях российской экономики, как коммунальное хозяйство, добыча полезных ископаемых, транспорт, финансы, производство электроники и оборудования. Частными отраслями остаются сельское хозяйство, пищевая промышленность, обрабатывающие производства, за исключением переработки нефти и газа, а также торговля.

Как отмечают эксперты МВФ, 33% ВВП в 2016 году обеспечило госуправление – 13,5% и госпредприятия – 19,3%. Примечательно, что еще в 2014 году МВФ оценивал долю госсектора в российской экономике на уровне 70%, однако в последнем обзоре фонд изменил методику оценки и построил свои выводы на основе официальных данных об объемах реализации в различных отраслях промышленности, а также занятости в бюджетном секторе.

Официальная статистика относит дочерние предприятия крупных корпораций, таких как «Газпром» и «Роснефть», к частному сектору, а большинство исследователей полагают, что это госсектор.

В финансовом секторе долю государства в добавленной стоимости МВФ оценил не по выручке, а по активам. В итоге получились прежние 70% – отношение активов государственных банков к совокупным активам банковского сектора.

По данным МВФ, доминирование государства в финансовом секторе является особенностью России. Добавим, что за счет банковской чистки, проводимой ЦБ РФ, эта цифра быстро увеличивается, так как процедура санации обанкротившихся банков предполагает, что после избавления от токсичных активов они должны быть проданы. Однако частные финансовые организации не готовы их покупать, и Центробанк бесплатно передает банкротов госбанкам.

По мнению доцента кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС) Сергея Хестанова, доля государства в банковском секторе на уровне 70% примерно соответствует показателю огосударствления экономики в целом, то есть структура собственности отражает структуру капитала.

По подсчетам ЦСР, с 2006 по 2016 год доля государственного сектора в ВВП выросла с 39,6% до 46% (см. рисунок 1. Доля госсектора в ВВП РФ), при этом увеличилось количество предприятий, прямо или косвенно контролируемых государством.

Рис. 1. Доля госсектора в ВВП РФ, %.

Источник: ЦСР.

По оценкам ФАС, с 2005 по 2015 год вклад государства и госкомпаний в ВВП вырос с 35% до 70%, а в последнее время на фоне санкций госсектор еще больше укрепился, особенно в банковском секторе и промышленности. По мнению главы ФАС Игоря Артемьева, увеличение количества предприятий с госучастием в капитале обусловлено санкционным давлением на Россию. «Чем больше санкций действует, тем активнее происходит огосударствление», – заявил он в интервью газете «Коммерсантъ» в сентябре 2018 года.

Аналитики международного рейтингового агентства Moody's отмечают, что доминирование государственного сектора, составляющего от 40% до 50% российской экономики, а также монополизация рынков препятствуют росту инвестиций и производительности труда в России.

С ними согласен заведующий отделом рынков капитала Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова (ИМЭМО) РАН Яков Миркин, который сравнивает долю государства в экономике и банках на уровне 70% со свинцовым грузом, тянущим экономику вниз. Ухудшает ситуацию, по его мнению, тот факт, что, забирая в бюджет до 40% ВВП, государство мало тратит на социальные нужды. Россия занимает 118 место в мире по расходам на здравоохранение (5,6% ВВП), практически вдвое отставая от лидера – Норвегии (10% ВВП). На образование тратится 3,8% ВВП – это 88 место в мире, отмечает эксперт. При этом лидеры – Израиль и Норвегия – расходуют 5,7% и 7,7% ВВП соответственно.

Миллиарды для ГУПов

Эксперты ЦСР обращают внимание на то, что объем госзакупок в России превышает 6 трлн рублей в год (6% ВВП) и правила, которые устанавливает государство в этом секторе, определяют многие экономические процессы в стране.

По их подсчетам, в 2017 году около 11% госзаказа составляли контракты с организациями госсектора экономики, еще 16% – с госкорпорациями и 73% – c частными компаниями, к которым относятся и «дочки» госкомпаний (см. рисунок 2. Структура контрактов по трем секторам). При этом более половины стоимости контрактов госсектора и компаний с государственным участием (КГУ) – крупные и сверхкрупные контракты с ценой от 100 млн рублей.

Рис. 2. Структура контрактов по трем секторам (в среднем по году, 2016-2017 гг., %).

В исследовании ЦСР отмечается, что в сегменте «государство для государства» доминируют крупные поставщики: 17 ГУПов и 17 бюджетных учреждений (казенных предприятий) забирают в год около 40% всех контрактов (см. таблицу 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г.). Речь идет о представителях космической отрасли, организации оборонно-промышленного комплекса, научно-исследовательских институтах и операторе российской государственной почтовой связи ФГУП «Почта России». Также госкомпании являются поставщиками услуг в сфере организации коммунальной инфраструктуры, благоустройства территорий и электроэнергетики.

Табл. 1. Поставщики госсектора, работающие в форме ГУП, в 2017 г. (млн руб.).

Наименование поставщика

Стоимость контрактов

ФГУП «Ремонтно-строительное управление» Управления делами Президента РФ

47 132

ФГУП «Почта России»

26 428

ФГУП «Управление ведомственной охраны» Министерства транспорта РФ

14 727

ФГУП «Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры»

11 533

Государственное предприятие Нижегородской области «Нижегородская областная фармация»

8 377

ГУП города Москвы «Автокомбинат санитарного транспорта «Мосавтосантранс» Департамента здравоохранения города Москвы

8 122

ФГУП «Московское протезно-ортопедическое предприятие» Министерства труда РФ

7 863

Источник: ЦСР

Кроме того, к государственному сектору экономики в России относятся охранные предприятия, ремонтно-строительные фирмы, организации автодорожной отрасли, дилеры медтехники и фармации, торговые посредники. Госпредприятия в этих секторах составляют конкуренцию частным компаниям.

«Что касается инфраструктурных предприятий сферы коммунальных услуг, то их устойчивое присутствие в списке крупнейших поставщиков говорит о том, что в экономике сложился особый уклад их работы. В его основе — государственная собственность и бюджетные средства. Фактически речь идет о госсекторе, где превалируют административные отношения, а взаимодействие строится по принципу «задание – выполнение», – отмечается в исследовании ЦСР. Из этого можно сделать вывод, что именно государство является бенефициаром высоких тарифов на коммунальные услуги и ему выгодно держать их на максимальном уровне.

Среди организаций госсектора, поставляющих товары, оказывающих услуги и выполняющих работы по госзаказу, много тех, на которые возложены функции в области строительства зданий и сооружений, дорожного строительства и дорожного хозяйства, оборота лекарственных препаратов и медицинских изделий. В нормальных рыночных условиях они являются объектами частного предпринимательства. В России доля таких госорганизаций составляет до 60%. И это при том, что в расчете ЦСР учитывались только лидеры, занимающие крупные доли рынка.

Следствием такого огосударствления экономики является монополизм и низкое качество услуг при высоких ценах. «В ряде сфер госзакупок и, как следствие, отраслей экономики контрактные отношения привели к кристаллизации государственных структур, замыкающих на себе производство продукции и создание общественных благ, которыми, как правило, занимается частный бизнес», – отмечается в исследовании.

Высока доля государственных структур в оказании услуг здравоохранения, образования, научных исследований и экспериментальных разработок. Интересно, что в России в отличие от других стран мира у государственных организаций крупные доли присутствия на рынках услуг оптовой торговли, розничной торговли автотранспортными средствами, складирования и вспомогательных транспортных услуг. В нормальных рыночных условиях эти коммерчески привлекательные сферы обслуживаются бизнесом.

«Действительно, государство в лице административных структур активно проникает в традиционно рыночные сферы. Административная система теснит бизнес в поставках продукции пищевой промышленности и в общественном питании, в обслуживании зданий и инженерных услугах, в поставках разнообразной готовой продукции, на транспорте и в иных традиционно рыночных областях. Госсектор соперничает с бизнесом в сфере информационных технологий и услуг, в информационном бизнесе и массовых коммуникациях», – полагают эксперты ЦСР.

В конечном итоге это приводит к снижению эффективности функционирования рыночных механизмов – нарушаются принципы равенства компаний во взаимоотношениях с государством. Возникает конфликт интересов собственника и государства, которое должно обеспечить для всех государственных и частных компаний равные правила ведения бизнеса. Конкурентные механизмы (конкуренция через повышение эффективности или улучшение потребительских свойств выпускаемой продукции) замещаются в данном случае административным ресурсом и лоббистскими возможностями. Как следствие, экономика начинает пробуксовывать, что выражается в снижении темпов роста и усиливающемся технологическом отставании от более успешных стран на макроуровне.

Повышение размера прямой государственной собственности ведет к снижению производительности труда и показателей рентабельности, а также к росту долговой нагрузки, отмечается в исследовании ЦСР.

Прогнозы и перспективы

По мнению главы Счетной палаты РФ Алексея Кудрина, в ближайшие три года доля государства в экономике России не изменится. При этом снижение доли государства в рыночных сферах деятельности – это один из фундаментальных факторов экономического роста.

«Однако мы видим, что вопрос приватизации пока поставлен на паузу. За три года всего 24 млрд рублей запланировано получить от приватизации. Так мало никогда еще не планировалось», – отметил А.Кудрин на недавно прошедшем Гайдаровском форуме.

Напомним, что еще три года назад правительство собиралось к 2019 году продать 8% акций АЛРОСА, 35% – ВТБ, 25% – РЖД, а также доли в «Совкомфлоте», НМТП, ОЗК, ГТЛК и других компаниях с госучастием. Но этим планам мешали то плохая конъюнктура рынка, то санкции, то смена частных собственников (в НМТП и ОЗК), и в целом – отсутствие стратегических инвесторов, готовых купить государственные пакеты акций по хорошей цене.

Правительство не отказывалось от приватизации, оно ведет непубличный поиск инвесторов и готово рассмотреть продажу активов, если на них будет спрос, говорил глава Минэкономразвития Максим Орешкин в декабре 2018 года.

Вместе с тем, для снижения доли государства в экономике ведомство предлагает ограничить создание унитарных предприятий на конкурентных рынках, запретить государству приобретать акции компаний, работающих на конкурентных рынках, а также разработать план выхода Банка России из капитала санируемых банков.

Морские порты №2 (2019)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...