Логистические и индустриальные зоны – факторы успешной реализации проектов

Логистика

Статья подготовлена консультационной фирмой PwC в России (www.pwc.ru). Команда PwC в секторе транспорта и логистики приняла участие в реализации более 15 проектов развития сухих портов, транспортных хабов и индустриальных зон за последние 3 года, содействуя клиентам в вопросах стратегического развития, структурирования коммерческой бизнес-модели, привлечения долгового и долевого финансирования.

Припортовые логистические и индустриальные зоны – это возможности для расширения спектра услуг для клиентов порта, выхода за пределы прибрежной зоны и повышения эффективности обслуживания грузопотоков. Размещение в припортовых индустриальных зонах производственных предприятий позволяет операторам в портах обеспечить стабильный грузопоток, а производствам – сэкономить на логистике.

Однако успешность проектов зависит от множества факторов, каждый из которых необходимо учесть еще на начальной стадии планирования. Эффективное развитие припортовой индустриальной зоны позволит создать площадку, генерирующую дополнительный грузопоток через порт, конкурентные преимущества резидентам и дополнительные точки экономического роста всему региону.

Михаил Баженов, Партнер PwC

Анна Ветрова, Старший консультант PwC

Сухой порт в классическом понимании – это вынесенный за пределы порта, но соединенный с ним железнодорожным и/или автомобильным сообщением портовый терминал, в котором происходит обработка и хранение грузов, направляющихся на внутренний рынок, процедура таможенного досмотра и прочие операции с грузами. Главной задачей такого терминала является высвобождение ценных гектаров прибрежной территории.

В России зачастую сухими портами называют не только сухопутные терминалы, обслуживающие морские порты, но и логистические терминалы в центре страны, не имеющие прямого отношения к морским перевозкам.

Отдельным сегментом являются припортовые логистические и индустриальные зоны, создаваемые для получения максимальной выгоды резидентов, разместивших рядом с портом производственные мощности. Данное направление можно считать самым перспективным для портов, так как резиденты зон генерируют грузопотоки и могут оказывать дополнительные услуги клиентам порта.

За пределами морского порта

Классические сухие порты, обслуживающие морские терминалы, выполняют схожие с ними функции, но находятся на некотором удалении от прибрежной зоны. Подобный способ расширения морского порта популярен в случае размещения его среди исторически сложившейся застройки. Основной недостаток подобного формата – дополнительные затраты на транспортировку грузов от морского до сухого терминала.

В России наиболее явными представителями категории «сухой порт» являются многофункциональные транспортно-логистические комплексы «Логистический парк «Янино» и «Логистика-терминал», изначально обслуживавшие контейнерные терминалы Большого порта Санкт-Петербург. Оба терминала начали работу в 2010 году после законодательного упрощения внутреннего таможенного транзита грузов из портов на склады временного хранения. На тот момент контейнерные терминалы порта Санкт-Петербург работали на пике своей загрузки. При этом возможности расширения контейнерных складских площадей в порту были ограничены из-за его расположения в черте города.

В 2010 году планировалось развитие еще пяти подобных терминалов. Однако ввод новых портовых мощностей в Балтийском бассейне, реконструкция контейнерных терминалов, позволившая сократить время обработки грузов, а также сокращение контейнерного грузопотока после 2014 года уменьшили потребность в площадях для хранения, и планы не были реализованы. В связи с сокращением грузопотока импортируемых контейнеров названные комплексы были переориентированы с дублирования функций морского терминала на оказание более широкого числа дополнительных услуг: освидетельствование, ремонт, очистку контейнеров и рефконтейнеров, а также консолидацию грузов на внутренних направлениях1.

Не у каждого порта есть море

Мультимодальные логистические терминалы, не обрабатывающие грузы, прибывающие морским транспортом, также часто называют сухими портами для передачи значимости и масштабности проекта. Например, «Фрейт Вилладж Ворсино» называют сухим портом из-за сопоставимой с морским терминалом мощности – порядка 350 тыс. контейнеров в год2.

В последние несколько лет в связи с активным развитием международных транспортных коридоров (МТК), проходящих по территории России, в данном сегменте наблюдается достаточно высокая активность. Основные заявленные проекты: мультимодальный транспортно-логистический комплекс «Сухой порт «Рязань» на МТК «Север – Юг», сухой порт и транспортно-логистический центр в Черняховске (Калининградская область), расширение мощностей ТЛЦ «Белый Раст» с участием китайского инвестора и несколько проектов по развитию сухих портов в Приморском крае.

В рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, разработанного на основании майских указов Президента РФ, Правительством РФ предусмотрено строительство грузовых мультимодальных логистических центров суммарной мощностью более 50 млн тонн.

Взаимовыгодное сотрудничество

Так как в России первоначальная концепция классического сухого порта не получила широкого распространения, концепция терминала-спутника трансформировалась в идею создания припортовых логистических и индустриальных зон.

Основные факторы успешного развития припортовой индустриальной зоны

Резидентами логистических зон обычно становятся компании, обслуживающие внешнеторговые грузопотоки и оказывающие услуги, выходящие за перечень стандартных услуг порта: сортировку и консолидацию грузов, длительное хранение, упаковку и прочие.

Таким образом, клиенты порта могут получать более широкий перечень услуг, чем может предоставить сам порт. Например, в мае 2017 года в Петербургском индустриальном парке «Марьино» логистическая группа «Адмирал-ТСВ» открыла транспортно-логистический комплекс для хранения автокомпонентов и промышленных товаров, нацеленный на обслуживание товарных потоков порта Бронка и контейнерного терминала «Моби Дик» в Кронштадте.

Среди резидентов припортовых индустриальных зон чаще всего можно встретить компании, производящие товары, ориентированные на экспорт, например, производителей удобрений, метанола, карбамида, нефтехимических продуктов, стоимость транспортировки которых является существенной частью конечной цены.

Например, продолжается обсуждение создания рядом с портом Находка нефтехимического кластера, резиденты которого могут получить льготы в рамках территории опережающего развития (ТОР) «Нефтехимический». Якорными резидентами кластера заявлены «Восточная нефтехимическая компания» и «Находкинский завод минеральных удобрений», которые смогут отгружать произведенную продукцию через порт на рынок Азиатско-Тихоокеанского региона.

Морской порт Тамань также ожидает рост грузопотока от проекта портово-индустриального парка компании ОТЭКО, в котором должны разместиться химические и агропромышленные предприятия, ориентированные как на экспорт, так и на переработку импортного сырья.

Рядом с портом Усть-Луга развиваются сразу несколько индустриальных парков, в которых планируется создание экспортно ориентированных производств: карбамидного завода ГК «ИСТ», завода по производству аммиака и завода по производству сжиженного природного газа (СПГ) – проект «Балтийский СПГ».

Море перспектив

Несмотря на очевидные выгоды размещения площадок вблизи портов, для эффективной реализации проекта развития индустриальной зоны, пользующейся спросом со стороны целевых резидентов, необходимо учитывать множество факторов.

Создание припортовых индустриальных зон наряду с созданием режима свободного порта, особых экономических зон и свободных торговых зон и другими механизмами может увеличить грузопоток порта и повысить инвестиционную привлекательность региона.

Создать площадку, генерирующую дополнительный грузопоток порту, конкурентные преимущества – резидентам, новые возможности развития – всему региону, позволит тщательная предварительная проработка проекта и выверенный выбор формата зоны с учетом региональных особенностей.  

1. В 2018 году после периода согласований с акционерами и регуляторами компания «Трансконтейнер» выкупила «Логистика-терминал» у Global Ports с целью дальнейшего развития вертикальной цепочки оператора контейнерных транспортных активов (фитинговых платформ, парка контейнеров, терминалов и сухого порта).

2. По данным, представленным на официальном сайте компании.

Морские порты №1 (2019)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Уникальный российский спасжилет для инвалидов прошел испытания

Уникальный российский спасжилет для инвалидов прошел испытания Разработка превосходит зарубежные аналоги

Военные запустят паром для поселка на Амуре

Военные запустят паром для поселка на Амуре В регионе действует режим ЧС

Российская экономика

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей Доступ в акваторию размером с Австрию закрыт почти 30 лет

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Арабы могут принять участие в развитии зернового терминала в Новороссийске

Арабы могут принять участие в развитии зернового терминала в Новороссийске Возможно, им продадут долю

На 170 тысяч тонн угля увеличили перевалку угля в порту Посьет

На 170 тысяч тонн угля увеличили перевалку угля в порту Посьет За счет модернизации




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ленские речники завершают арктическую навигацию

Ленские речники завершают арктическую навигацию Последние отгрузки этого года

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...

Бизнес на реке: проблемы и решения

Бизнес на реке: проблемы и решения Выездное отчетно-выборное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ&...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...