На пути к цифровой платформе - Морские вести России

На пути к цифровой платформе

07.05.2019

Речной транспорт

Распоряжением Правительства России от 28.07.2017 № 1632-р утверждена программа «Цифровая экономика Российской Федерации». Фундаментом для внедрения элементов цифровой экономики в работу флота на внутренних водных путях является электронная навигационная карта водных путей (ЭНК).

Первая ЭНК на внутренних водных путях России по стандарту Международной гидрографической организации была создана в 2001 году картографической службой Волго-Балта на часть основной трассы – Нева, Свирь, Водораздельный канал – всего 663 километра.

Рождение электронных навигационных карт

Создание электронных и обновление навигационных карт сопровождалось определенными трудностями. В бригадах, обслуживающих навигационное оборудование на водных путях, отсутствовали современные автоматизированные обстановочные комплексы, функционирующие на основе данных спутниковых навигационных систем и позволяющие получать информацию об изменениях в схеме расстановки средств навигационного оборудования на участке водного пути в координатном поле.

Федор Шишлаков, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Волго-Балт»

Данную проблему путейцы и картографы Волго-Балта начали решать собственными силами, создав в 2007 году комплекс «Путевой мастер» и оснастив им обстановочные бригады по основной трассе Волго-Балтийского водного пути с библиотекой речных условных знаков и набором ЭНК. Массовое внедрение в других администрациях бассейнов комплексов такого класса осуществлялось позднее в виде судовых обстановочных комплексов (СОК).

Значительное ускорение работ по созданию ЭНК на внутренние водные пути произошло в рамках федеральных целевых программ «Глобальная навигационная система» и «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012-2020 годы». Картографическая служба ФБУ «Администрация «Волго-Балт» принимала постоянное участие в этих работах, как непосредственно создавая и обновляя ячейки ЭНК, так и осуществляя камеральную проверку всех государственных ЭНК других бассейнов.

Созданная база данных ЭНК Волго-Балта на сегодняшний день покрывает 4920 километров водных путей бассейна и регулярно актуализируется.

Министерством транспорта РФ и Росморречфлотом проводится плановая работа по созданию современных ЭНК и их обновлению. На сегодняшний день уже создан солидный задел в виде баз данных ЭНК по бассейнам.

Теперь необходимо доработать и издать формализованные требования к государственным навигационным картам, в том числе и электронным. После этого в отрасли предстоит выстроить систему регулярного обновления и своевременного доведения корректур судоводителям, решив вопросы организационного и финансового характера.

В результате отрасль получит актуальную, регулярно обновляемую координатную основу, и у специалистов администраций появится полноценный инструмент для начала внедрения принципов цифровой экономики в производственную деятельность, что в итоге позволит создать цифровую платформу внутренних водных путей бассейна.

На основе новых принципов

Результатом создания цифровой платформы станет переход на новый принцип работы с обеспечением автоматизированного ведения производственной деятельности, когда информация, поступающая от судовых комплексов обстановочных бригад и русловых изыскательских партий, автоматизированных диспетчерских пунктов, систем координированного управления позиционированием дноуглубительного флота, систем мониторинга средств навигационного оборудования и автоматических датчиков состояния уровней воды, будет направляться в цифровом виде в автоматизированную систему управления производством, обрабатываться по заложенным алгоритмам и выдавать решение на автоматизированное рабочее место конкретного специалиста администрации.

Например, формирование путевого листа будет происходить в автоматическом виде, без участия специалиста, которому будет необходимо только проверить и утвердить информацию.

Внедрение цифровой платформы администрации бассейна в сочетании с электронными навигационными картами и соответствующая модернизация нормативной базы позволят перейти к новому принципу обслуживания водных путей без регулярного выставления плавучей навигационной обстановки. Это обеспечит как оптимизацию затрат на содержание участков водных путей, так и возможность осуществления судоходства в неблагоприятных погодных условиях, в темное время суток, а также позволит реализовать безопасное продление периода работы флота.

Виртуальные СНО

Обеспечение регулярной корректуры ЭНК и оперативное доведение ее до судоводителей – важнейший элемент комплекса мер по обеспечению безопасности судоходства. В период, когда корректура еще не доведена до конечных пользователей, для информирования может быть использована технология виртуальных СНО, транслируемых по каналам автоматической идентификационной системы (АИС).

Примером реализации данной технологии является опытное использование виртуальных СНО на Кошкинском фарватере Ладожского озера.

При решении задач цифровизации производственной деятельности администрация опирается на международно признанные научно-технологические платформы – Общеевропейскую концепцию речных информационных служб (РИС) и стратегию «е-Навигации», разрабатываемую Международной морской организацией.

С 2017 года в рамках государственного контракта выполняется ОКР «е-Море». В соответствии с техническим заданием на ОКР в бассейне реки Невы, Ладожского озера и реки Свирь создается тестовая акватория е-Навигации (речной сегмент), где проходит апробация современных цифровых технологий для водного транспорта. В перспективе создаваемая тестовая акватория может быть использована для испытаний автоматизированных и полностью автономных безэкипажных судов. Первые шаги в этом направлении уже сделаны.

Цифровизация производственной деятельности неизбежно сопровождается социальными последствиями, а именно – сокращением неквалифицированного персонала и сопутствующих трудозатрат, ростом спроса на квалифицированных специалистов, прежде всего в сфере информационных технологий. Это общемировая тенденция, и к этим проблемам надо заранее готовиться. Например, пора начать внедрение автоматизированных водомерных постов и метеостанций вместо традиционных водомерных реек, узаконить получение путевой информации по беспроводному интернету вместо голосового радиобюллетеня, узаконить компьютерные вахтенные журналы шлюзов вместо «прошитых и пронумерованных» бумажных и многое другое, что предусмотрено концепцией РИС и стратегией «е-Навигации».

Создание системы на внутренних водных путях, в которой данные в цифровой форме будут использоваться и путейцами, и судоводителями, позволит значительно повысить производительность труда и безопасность судоходства, обеспечить экономию средств бюджета.

Обоснованный оптимизм

В обеспечении непрерывности транспортного процесса во всех отраслях транспорта, будь то водный, железнодорожный или воздушный, ключевую роль занимает диспетчерское регулирование.

В настоящее время на судоходных путях Волго-Балтийского бассейна диспетчеризация транспортного процесса осуществляется службой регулирования движения судов Администрации. Интенсивность движения флота на Волго-Балте весьма высока, в разгар навигации на контроле у диспетчеров одновременно находится до 450 единиц транзитного, технического и местного флота.

Аркадий Биргер, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волго-Балтийского бассейна ВВП

Фактор времени

При управлении транспортным процессом важная роль отводится фактору времени. Необходимость его учета налагает существенные рамки на сроки принятия диспетчером того или иного решения. Примечательным является суточный интервал, за этот промежуток, а точнее за рабочую смену, диспетчер должен оценить всю поступающую информацию, касающуюся движения флота, и принять ряд не терпящих промедления решений. В составе службы трудится более 80 высококвалифицированных сотрудников, обеспечивающих круглосуточное регулирование движения судов на сложных участках рек и каналов, крупных озерах, имеющих морские условия плавания.

Диспетчерская служба функционирует в тесном взаимодействии с органами государственной власти, контролирующими и правоохранительными органами, в том числе по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В настоящее время прорабатывается вопрос с комитетом по информации и связи Санкт-Петербурга о включении Администрации в программу «Безопасный город».

Большое внимание уделяется участию в организации проведения крупных мероприятий на воде, таких как Главный военно-морской парад в Санкт-Петербурге, праздник выпускников «Алые паруса», парусные регаты и т.д.

Слаженная работа диспетчерского аппарата Администрации позволила осуществить в последние годы ряд поистине уникальных проводок сверхгабаритных судов. Например, проводка в 2018 году через невские мосты морского танкера «Академик Пашин», при организации пропуска которого было задействовано большое количество специалистов Администрации.

Руководит службой Алексей Сидоров, молодой, но уже опытный специалист, прошедший путь от дежурного диспетчера движения до начальника службы.

Отдел дипломирования

В июне 2018 года вступило в силу новое «Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта», и с этого момента отдел дипломирования осуществляет свои функции в соответствии с ним. В отделе 4 сотрудника с большим опытом работы. Деятельность отдела достаточно неплохо отлажена. Во исполнение решений, принятых на заседании Совета руководителей администраций бассейнов внутренних водных путей от 18.12.2018, в настоящее время ведется активная работа по совершенствованию (оптимизации) работы отдела.

Вступающий в силу Регламент по предоставлению услуги дипломирования членов экипажей судов внутреннего водного плавания направлен на дальнейшее улучшение качества обслуживания заявителей. Это прежде всего касается непосредственно проведения квалификационных испытаний, а также приема заявлений на дипломирование, выдачи квалификационных документов членам экипажей судов. Особое место занимает порядок взаимодействия сотрудников отдела дипломирования с заявителями. Новый регламент расставляет акценты, уточняет некоторые детали, в том числе требования к помещениям, в которых предоставляется услуга, к месту ожидания и приема заявителей, оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке предоставления услуги и т.д. Работы предстоит много, но нет сомнений в том, что руководимые Ириной Морозовой сотрудники отдела дипломирования справятся со всеми поставленными задачами.

Лоцманская служба

Одной из составляющих безопасности плавания на внутренних водных путях, которую обеспечивает в своих границах Администрация, является лоцманская проводка судов. Для этих целей в составе Администрации с 1996 года создана лоцманская служба. Проводка судов выполняется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения, на участках ВВП, где лоцманская проводка обязательная, и в других случаях по заявкам капитанов судов. Большая часть проводок приходится на петербургские мосты, негабаритные толкаемые составы и составы с негабаритными грузами, а также на негабаритные морские суда на участке Санкт-Петербург – Торово (Череповец).

Но самым ответственным участком обязательной лоцманской проводки является участок Санкт-Петербургских мостов.

Для обеспечения судов лоцманами численный состав лоцманской службы составляет:

– 35 лоцманов для проводки судов на участке городских мостов;

– 16 лоцманов для проводки судов по трассам участка Санкт-Петербург – Торово (Череповец).

В период судоходства в 2018 году было привлечено к проводкам:

Санкт-Петербургские мосты – 3330 лоцманов, из них 551 лоцман для проводки негабаритных судов и составов;

Санкт-Петербург – Торово (Череповец) – 482 лоцмана.

Для поддержания необходимого уровня квалификации по знанию лоцманского дела все они, согласно требованиям о периодической проверке знаний на соответствие должности лоцмана, раз в пять лет проходят обучение по программе дополнительной профессиональной подготовки при Государственном университете морского и речного флота имени адмирала С.О. Макарова и ежегодно, перед открытием движения судов по ВВП, техническую учебу в лоцманской службе. Бессменным руководителем службы является Борис Малиновский.

Инспекция государственного портового контроля

На данный момент Администрация укомплектована инспекторами государственного портового контроля в количестве 20 человек, которые осуществляют деятельность в подконтрольных районах: Невско-Ладожский РВПиС, Свирский РГСиС, Вытегорский РГСиС, Череповецкий РВПиС, Новгородский РВПиС и Гвардейский РВПиС.

Все сотрудники, имеющие большой практический опыт работы на флоте в должностях капитанов, старших помощников капитана и старших механиков, дополнительно прошли специальную подготовку для того, чтобы работать в качестве инспекторов ГПК.

Все отделы инспекции оснащены необходимыми средствами связи и оргтехники, позволяющими использовать информационную систему инспектирования речных судов с внесением в нее оперативных данных по результатам проверок судов и других плавучих объектов. Для доставки инспекторов на проверяемые суда выделяется автотранспорт Администрации и в необходимых случаях лоцманские и обстановочные теплоходы, не задействованные на основных работах.

Инспекторы портового контроля под руководством Эдуарда Черепанова в предстоящую навигацию 2019 года будут продолжать работать в тесном контакте со службой регулирования движения судов Администрации. В случае выявления нарушений, которые должны быть устранены до выхода судна в рейс, диспетчер движения дает разрешение на отход такому судну только по согласованию с ИГПК. С другой стороны, диспетчер при выявлении нарушений правил плавания информирует об этом ИГПК для принятия соответствующих мер.

В навигацию 2018 года было выполнено 1447 инспекций судов. Выявлено 3470 нарушений обязательных требований, включая 74 серьезных нарушения, повлекших временное задержание судов. Особое внимание уделялось применению системы управления безопасностью на судах. В межнавигационный период ведется адресная работа с компаниями, у которых были выявлены недостатки в этой части, с тем, чтобы войти в новую навигацию без повторения старых ошибок.

В 2018 году в Великом Новгороде образован новый отдел ИГПК. Это сразу привело к увеличению количества проверок судов по сравнению с предыдущим годом – проверено на 190 судов больше.

Результаты работы инспекции хорошо видны. Количество серьезных нарушений у судов, которые являются частыми гостями на Волго-Балте, сокращается. Этот факт подтверждает, что то, ради чего мы работаем – уровень безопасности судоходства, повышается, и это не может не вселять оптимизм.

Морские вести России №3 (2019)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ