Ставки сделаны

Российская экономика
Ставки сделаны

Банк России 14 декабря на последнем заседании в уходящем году принял решение о повышении ключевой ставки на 0,25 процентного пункта – до 7,75%. Это второе повышение за год. По мнению регулятора, такая мера будет способствовать сдерживанию инфляции, которая грозит существенно вырасти в 2019 году. Рост цен ожидается от изменения НДС, ставка которого 1 января 2019 года увеличится с 18% до 20%, а также от ослабления рубля, связанного с геополитическими факторами.

Для экономики повышение ключевой ставки означает замедление экономического роста. Во-первых, снизится инвестиционная активность, так как на обслуживание долга предприятиям потребуется больше средств. Во-вторых, повысится доходность банковских депозитов, что заставит инвесторов сделать выбор в пользу вкладов, а не реального производства.

Елена Александрова

По итогам 2018 года инфляция в РФ ожидается на уровне 4%, что является плановым показателем Банка России. По итогам ноября индекс потребительских цен составил 3,8%. При этом финансовый регулятор два раза снижал ключевую ставку: 9 февраля на 0,25% – до 7,5% и 23 марта – до 7,25%. Еще четыре заседания Совета директоров ЦБ РФ прошли без изменения ставки. Повышение ключевой ставки до 7,5% произошло 14 сентября 2018 года. В октябре ставка осталась неизменной, а в декабре она снова пошла вверх.

Основной причиной декабрьского повышения ключевой ставки Банк России назвал сдерживание роста цен в 2019 году на уровне 5-5,5%. В 2020 году он должен вернуться к целевому показателю 4%. Это непростая задача, считает регулятор, так как предстоящей весной ожидает всплеск инфляции до 10% и выше. Его необходимо погасить, этим и объясняется ужесточение денежно-кредитной политики.

Последствия для экономики

Согласно постулатам монетарной экономической теории, роль ключевой ставки в экономике заключается в регулировании стоимости денег: если ставка увеличивается, то займы коммерческих банков в ЦБ становятся дороже, соответственно, их ставки кредитования реального сектора экономики и домохозяйств идут вверх.

Банковская ставка всегда выше ставки Центробанка, так как в стоимость кредитов закладываются издержки самих банков. С ростом ключевой ставки предприятиям и гражданам необходимо получать больший доход, чтобы гасить дорожающие кредиты.

Если экономические условия этого не позволяют (в экономике нет притока денег), то возможность получать займы идет вниз и количество денег в стране еще больше снижается. Тем самым ограничивается спрос на товары и услуги и сдерживается рост цен: в отсутствие платежеспособного спроса перестают открываться новые производства, а цены стоят на месте, так как предприниматели любыми путями стараются распродать уже готовую продукцию и вернуть вложенные средства.

Кроме того, при повышении ключевой ставки становятся более выгодными сбережения, поскольку банки повышают ставки по депозитам. Максимальный уровень таких ставок сейчас составляет порядка 8% годовых. Инвестор, имеющий в наличии свободные денежные средства и думающий о том, как их приумножить с минимальными рисками, вероятнее всего, выберет банковский депозит, обеспечивающий стабильную доходность, а не вложения в производство товаров и услуг. Именно так поступают крупнейшие госкомпании, ежегодно размещающие доходы на банковских депозитах.

Что касается ставок кредитования, то, по мнению финансовых аналитиков, российские предприятия в следующем году вряд ли столкнутся с их резким повышением – они уже и без того высокие. Максимум, на что могут решиться банки, – увеличить их на 0,25-0,5 процентного пункта к уже существующим уровням. В секторе ипотеки ставки могут вырасти до 1 базисного пункта.

Сейчас средние ставки кредитования реального сектора экономики составляют порядка 12-15%. Самим банкам займы на один день (овернайт) под залог рыночных активов в ЦБ обходятся в 8,75% (ключевая ставка плюс один процентный пункт).

Рис. 1. Зависимость инфляции в россии от ключевой ставки ЦБ

По данным ЦБ, минфина, минэкономразвития

В качестве сравнения стоит привести данные по ключевым ставкам в странах, которые принято называть экономически развитыми. Так, в Норвегии ключевая ставка находится на уровне 0,75%, в Канаде – 1,75%, в Великобритании – 0,75%. В Швеции и Швейцарии, где финансовые услуги занимают значительную долю в структуре ВВП, она имеет отрицательное значение – минус 0,5% и минус 0,75% соответственно.

Интересно сравнить реакцию руководителей двух мировых держав – США и России – на повышение ключевой ставки в своих странах. ФРС США подверглась жесткой критике со стороны Дональда Трампа после того, как в декабре ключевая ставка была повышена на 0,25% – до диапазона 2,25-2,5%. Президент Соединенных Штатов заявил, что такое решение бьет по экономическому росту, тем более в условиях, когда на фоне ослабления налоговой нагрузки на корпоративный сектор в стране отмечается открытие новых производств и рост кредитования. Он даже поспешил заявить о возможной смене главы ФРС, но окончательного решения принято не было, так как ему не хватило для этого полномочий.

В то же время Владимир Путин одобрил повышение ключевой ставки Банком России. «Здесь есть и плюсы, и минусы, но делается это в том числе для того, чтобы избежать роста инфляции и цен. Поэтому в целом я считаю, что решение правильное, сбалансированное. Это дает дополнительные доходы бюджета и возможности реализовать наши планы развития в рамках национальных проектов», – сказал Президент РФ на своей ежегодной пресс-конференции.

Мнения противоположные, но ситуация в странах разная: у них – ослабление налоговой нагрузки, открытие новых производств, рост кредитования и инвестиций; у нас – ужесточение налоговой нагрузки, сокращение производств, стагнация в кредитовании и бегство капитала. При этом нужно учесть, что доллар еще является мировой резервной валютой, а рубль – нет.

За и против

Многие банковские аналитики перед заседанием Совета директоров Центробанка делали прогноз о том, что регулятор не будет повышать ключевую ставку в декабре. Так, по мнению главного экономиста BCS Global Markets Владимира Тихомирова, серьезным доводом против такого шага была динамика внутренних экономических факторов, в частности замедление внутреннего спроса – темпы роста розничного оборота товаров к концу года начали сокращаться (1,9% в октябре против 2,2% в ноябре).

В то же время, по словам начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК «Фридом Финанс» Георгия Ващенко, если ставку не поднять в нынешних условиях, то дешевые рубли станут приманкой для спекулянтов, которые конвертируют рублевые займы в валюту и зарабатывают на падении рубля. Это так называемая схема керри-трейда, когда доход приносит разница между ценой валюты в момент ее покупки и продажи.

В Центробанке также взвесили все за и против перед принятием решения. По словам главы ЦБ РФ Эльвиры Набиуллиной, руководители территориальных подразделений банка накануне заседания совета директоров констатировали низкий спрос и неоднородность динамики потребления по регионам, чему способствовало замедление темпов роста зарплат в стране.

Также они отмечали, что потребительский спрос в России поддерживает не зарплата, а розничное кредитование, которое уверенно набирает темпы и не создает инфляционных рисков. За 11 месяцев 2018 года прирост розничного кредитования составил 21,4%, в то время как реальные зарплаты россиян увеличились только на 7,4%. Как следствие, прибыль банков выросла в 1,5 раза – до 1,3 трлн рублей, а реальные денежные доходы населения, напротив, сократились по сравнению с прошлым годом.

В конечном итоге Банк России посчитал более весомыми аргументы, указывающие на необходимость увеличения ключевой ставки. Немаловажную роль в этом сыграла геополитическая обстановка вокруг России и ослабление рубля.

Ставкой по курсу

Напомним, что 6 ноября США должны были ввести в действие против России санкции, запрещающие американским инвесторам покупку российских гособлигаций, а также ограничивающие долларовые расчеты для ряда отечественных банков. В середине ноября стало известно, что рассмотрение соответствующего законопроекта Сенат США отложил на 2019 год.

Как полагают эксперты, если США решатся на блокировку валютных счетов российских госбанков, то спрос на валюту в России резко пойдет вверх и курс доллара может превысить текущий максимум в 70 рублей за доллар. Чтобы предотвратить падение национальной валюты, Банку России ничего не оставалось, как заранее поднять ключевую ставку и путем повышения стоимости заимствований в рублях ограничить спрос на валюту.

Аналитики поддержали такой шаг, полагая, что уже само ожидание роста курса доллара может стать причиной повышения ключевой ставки. «Ожидания – вполне материализуемая финансовая категория. И если население и экспертное сообщество имеют прогнозы о падении рубля к 70, а то и 80 единиц за доллар США, а также опасаются непредсказуемости санкций, то регулятор эти ожидания учитывает. В этом смысле повышение ключевой ставки – обоснованное решение для поддержания устойчивости курса рубля в борьбе за спокойствие граждан», - говорит член правления ИК «ЦЕРИХ Кэпитал Менеджмент» Андрей Хохрин.

Впрочем, ослабить национальную валюту в следующем году могут не только санкции, но и действия регулятора. По словам Э.Набиуллиной, в январе 2019 года ЦБ РФ вернется к политике покупки валюты на бирже. Эксперты не сомневаются, что это вызовет очередной виток девальвации.

Скупка валюты, приостановленная 23 августа 2018 года из-за ослабления рубля до 70 рублей за доллар, возобновится с 15 января 2019 года в рамках бюджетного правила. Бюджетное правило предполагает, что доходы, поступающие в бюджет РФ от продажи энергоресурсов, не все могут использоваться на финансирование бюджетных расходов – часть из них должна быть зарезервирована Минфином. Поэтому Центробанк покупает на рынке валюту. Объем закупок валюты исчисляется исходя из стоимости нефти, превышающей базовый показатель. В настоящее время базовый показатель составляет $40 за баррель. К примеру, если нефть стоит $57 за баррель, то $17 c каждого проданного барреля нефти пойдет в резерв.

В будущем году объем покупки валюты будет увеличен за счет отложенных покупок 2018 года. Это дополнительно порядка $29,5 млрд до 2021 года. То есть давление на рубль будет высоким. По подсчетам экономиста Bloomberg Economics Скотта Джонсона, при цене на нефть $60 за баррель в январе объем покупок составит примерно $201 млн в день, или 13,4 млрд рублей в день.

Российские аналитики считают, что скупка Центробанком долларов к немедленному ослаблению рубля не приведет, так как в январе приток валюты в страну максимальный и рубль может даже укрепиться до 65 за доллар. Но во второй половине года изъятие валюты из оборота способно спровоцировать очередную девальвацию до 73-77 рублей за доллар. Это означает, что Банку России еще раз придется поднять ключевую ставку.

Морские порты №10 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...