Есть ли будущее у научного флота?

Морской транспорт
Есть ли будущее у научного флота?

Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное будущее. Судьба судов науки в нашей огромной стране, кажется, почти никого не волнует. Между тем, изменения климата, развитие новых месторождений, экологическая безопасность требуют современного подхода к морским исследованиям.

Олег Степаньян, заведующий отделом изучения экстремальных природных явлений и техногенных катастроф ЮНЦ РАН, помощник председателя ЮНЦ РАН по экспедиционным исследованиям

Советское прошлое

В 1980-1990 гг. заметным событием стала работа небольшого, но оборудованного научного судна, принадлежавшего Южному отделению Института океанологии РАН, – НИС «Акванавт». На этом судне выполнено много экспедиций, оно обеспечивало работу глубоководной станции, испытания которой проводились в районе Геленджика в 1970-х годах. Первые рейсы, начиная с 1978 года, судно работало в Средиземном море, выходило в Красное море и Индийский океан, выполняло комплекс геолого-геофизических исследований по проектам «ГЕОС», «Палеоокеанология» с применением буксируемых и телеуправляемых аппаратов «Звук-4М» и «Манта-1,5». Основной объем работ судно выполнило по комплексному исследованию Черного моря. Проводились работы и по исследованию сейсмичности дна, в частности на трассе газопровода Джубга – Самсун. К 2008 году НИС «Акванавт» совершило 120 рейсов. С 2009 г. не эксплуатировалось. К сожалению, это судно не пережило очередной оптимизации и сокращения научного флота и было списано для утилизации.

В Морском гидрофизическом институте (МГИ) (г. Севастополь), который ранее находился в ведении Академии наук Украины, имелся мощный флот разнотоннажных научных судов, в том числе НИС «Михаил Ломоносов и «Академик Вернадский», последний был флагманом научного флота МГИ. НИС «Академик Вернадский» был построен в 1968 г. на верфи «Матиас Тезен» в ГДР, совершил многочисленные экспедиции в 1970-1980-е годы по международным программам и проектам, таким как ГЛОБЭКС, ПОЛИМОДЕ, «Совфранс-2», «Разрезы», «Космос». На его борту работали выдающиеся геофизики В.В. Шулейкин и А.Г. Колесников, заложившие основные направления океанологических, геофизических, гидрологических, электромагнитных исследований. На НИС «Академик Вернадский» была опробована экспериментальная передача сигнала с искусственного спутника Земли, обнаружено и выделено в самостоятельный бассейн море академика Вернадского в Тихом океане, обследованы синоптические вихри, течение Ломоносова. Были изучены обширные акваториальные области: Карибское море, антарктические воды к югу от Африки, Индийский и Тихий океаны, Средиземное море; совершено кругосветное плавание. Но эти суда были списаны и утилизированы в начале 1990-х годов в период развала СССР и возникновения нового государства Украины.

Чем располагаем?

В настоящее время на акватории Черного и Азовского морей работает 4 научно-исследовательских судна Российской академии наук: «Профессор Водяницкий», «Ашамба», «Денеб», «Профессор Панов».

Самое большое по водоизмещению (1498 т) – НИС «Профессор Водяницкий». Судно было построено в 1976 году на верфи Rauma в Финляндии. Оно носит имя организатора и первого директора Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского АН УССР, члена-корреспондента АН УССР, доктора биологических наук, профессора Владимира Алексеевича Водяницкого. За свою более чем 40-летнюю службу НИС «Профессор Водяницкий» выполнил около 100 научных рейсов, изучая пелагические и донные биоценозы Атлантического и Индийского океанов, биологическую продуктивность и биоразнообразие Черного моря. После событий «крымской весны» в 2014 г. судно перешло под российский флаг и речной регистр с особым статусом. Находится в оперативном управлении ФИЦ «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН».

Сегодня НИС «Профессор Водяницкий» активно работает в пределах 12-мильной зоны в российских территориальных водах, совершая в год более 5 крупных экспедиций с участием российских специалистов из Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В 2015-2017 гг. при поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО) проведена модернизация судна, продлен класс на 5 лет.

НИС «Ашамба» (названо в честь одноименной реки, протекающей вблизи Южного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН) – небольшое морское судно: водоизмещение 27 т, длина 15 м, ширина 4 м, осадка 1,5 м. Оно выполняет не менее 10 экспедиций (с апреля по декабрь) ежегодно в прибрежной зоне Черного моря на участке от Геленджика до Анапы.

Исследование современных природных и антропогенных процессов в южных морях России – одна из приоритетных задач ФИЦ Южного научного центра РАН (ЮНЦ РАН). В течение 15 лет ежегодно ЮНЦ РАН проводит морские экспедиции на юге России. В 2017 г. исполнилось 10 лет первой экспедиции НИС «Денеб» в Азовское и Черное моря. НИС «Денеб» имеет водоизмещение 190 т, было построено в Астрахани в 1993 г. С декабря 2006 г. оно находится в оперативном управлении ЮНЦ РАН. Изначально НИС «Денеб» – это «рыбак» – приемно-транспортный рефрижератор. Именно наличие двух трюмов позволило провести его глубокую модернизацию, сделав комфортабельные лаборатории и оснастив современным научным оборудованием. Класс судна позволяет осуществлять работы без ограничений в Азовском, Черном и Каспийском морях. С 2014 г. морские исследования на НИС «Денеб» проводятся при целевой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках научных программ, утвержденных Советом по гидросфере Земли. В период с 2007 по 2018 год НИС «Денеб» осуществило более 90 комплексных экспедиций на Азовском и Черном морях. База океанографических данных пополнилась 7500 океанологическими станциями. На более чем 2900 комплексных гидробиологических станциях отобрано свыше 21 тыс. проб. Экспедиционные съемки выполняются по схемам, представляющим совокупность стандартных «вековых» меридиональных и широтных разрезов, отдельных станций и полигонов. Океанологические, гидрохимические, гидробиологические наблюдения проводятся по стандартным методам с применением современного экспедиционного оборудования. Комплексные исследования включают метеорологические наблюдения, изучение гидролого-гидрохимического режима, особенностей пространственного распределения планктона и бентоса, осуществление судовых наблюдений за птицами и морскими млекопитающими.

Таганрогский залив Азовского моря более 100 лет привлекает внимание ученых. В разные годы интенсивность исследований то увеличивалась, то шла на спад, но только с началом работ ЮНЦ РАН с 2003 г. стали выполняться круглогодичные масштабные комплексные исследования морской среды и биоты как в самом заливе, так и в реке Дон – важнейшей речной артерии юга России. Исследования, проведенные за последние 15 лет, позволили закрыть многие белые пятна в палеоистории Таганрогского залива, формировании биопродуктивности, особенностях гидрологического и гидробиологического режимов, провести масштабную оценку антропогенной деятельности (загрязнение, промысел, браконьерство, судоходство и др.). Такие морские научные работы были бы невозможны без научно-исследовательского судна «Профессор Панов», названного в честь выдающегося отечественного морского геолога и геоморфолога профессора Ленинградского и Ростовского университетов, д.г.н. Д.Г. Панова.

За 15 лет на НИС «Профессор Панов» выполнено более 150 экспедиций и экспедиционных выездов, в которых собран значительный объем современной информации, существенно расширившей знания о Таганрогском заливе и Азовском море. Экспедиции на НИС «Профессор Панов» носят комплексный характер и отвечают на широкий круг вопросов современной океанологии в области гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, литологии, палеогеографии, орнитологии и др.

Однако какими бы значительными ни были работы, выполненные на перечисленных судах, ощущается острая их нехватка. Между тем планы проведения научных исследований масштабны, учитывая и географию нашей страны, и новые задачи в связи с развитием СМП, шельфовых месторождений в разных точках российских морей.

Остается жить надеждами

Так какое же будущее ждет научный флот Академии наук? Недавно в СМИ появилась информация, что в ближайшие пять лет флот РАН должен пополниться двумя научно-исследовательскими судами. На это из бюджета в 2019-2024 годах планируется выделить 28 млрд рублей в рамках нацпроекта «Наука». Врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН А.В. Соков рассказал в одной из центральных газет, что речь идет о комплексных многофункциональных судах для фундаментальных исследований, которые будут использоваться во всем Мировом океане, включая Арктику и Антарктику. Их планируется строить по модульному принципу, с контейнерными лабораториями для биологов, химиков, гидрологов, геологов и т.д., набор модулей будет зависеть от специализации рейса.

Но это Арктика и Антарктика, а что будет с исследованиями южных морей России?

Академик Г.Г. Матишов на страницах научной газеты «Поиск» 2 ноября 2018 г. высказал мнение, что «…в России целесообразно построить или модернизировать более экономичные суда – в 1,5-2,5 тыс. тонн. Назрела безусловная необходимость в открытости базы океанографических данных. В России должен быть единый центр – Федеральное агентство оперативной океанологии…»

Хотелось бы верить, что средства в нацпроекте «Наука» найдутся на решение всех амбициозных задач, стоящих перед отечественной академической наукой и флотом. А пока живем надеждами…

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория»

Росатомфлот – участник форума «Моя профессиональная траектория» 23 апреля в Центре дополнительного образования «Лапландия» состоялся форум «Моя профессиональная тра...

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон

Россиянам могут запретить ввозить пармезан и хамон Вместе с мясными и молочными изделиями в страну могут попасть опасные вирусы животных, считают произ...

Российская экономика

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2»

«Дочка» китайской CNPC купит у НОВАТЭК 10% в «Арктик СПГ 2» НОВАТЭК подписал обязывающее соглашение об условиях вхождения в проект «Арктик СПГ 2» со 100%-но...

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург

РЖД передали в правительство предварительную оценку стоимости ВСМ Москва - Петербург РЖД передали в правительство материалы по предварительной оценке стоимости  высокоскоростн...

Транспортная политика

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года

Проект мультимодального логистического центра в СЗФО разработают до июля 2019 года Место расположения и характеристики МТЛЦ, строительство которого запланировано в Северо-Западном фед...

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Морские порты

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро

Пассажирский порт Петербурга реконструирует пункт пропуска через границу за 3,3 млн евро Пассажирский порт Петербурга «Морской фасад» приступил к реконструкции   постоянного много...

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов

Промышленный порт Череповецкого меткомбината начал отправку судов В промышленном порту Череповецкого металлургического комбината (ЧерМК, входит в дивизион «Северс...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

Строительство двух теплоходов для Красноярского края начнется к 2020 году

Строительство двух теплоходов для Красноярского края   начнется к 2020 году Строительство двух теплоходов, которые будут курсировать по Енисею (Красноярский край), начн...

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Ж/Д транспорт

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске

«РЖД Логистика» перевезла по железной дороге негабаритные автоклавы для строительного завода в Ульяновске АО «РЖД Логистика» в период с ноября 2018 года по март 2019 года организовало серию внутрироссийских...

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...