Есть ли будущее у научного флота?

Морской транспорт
Есть ли будущее у научного флота?

Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное будущее. Судьба судов науки в нашей огромной стране, кажется, почти никого не волнует. Между тем, изменения климата, развитие новых месторождений, экологическая безопасность требуют современного подхода к морским исследованиям.

Олег Степаньян, заведующий отделом изучения экстремальных природных явлений и техногенных катастроф ЮНЦ РАН, помощник председателя ЮНЦ РАН по экспедиционным исследованиям

Советское прошлое

В 1980-1990 гг. заметным событием стала работа небольшого, но оборудованного научного судна, принадлежавшего Южному отделению Института океанологии РАН, – НИС «Акванавт». На этом судне выполнено много экспедиций, оно обеспечивало работу глубоководной станции, испытания которой проводились в районе Геленджика в 1970-х годах. Первые рейсы, начиная с 1978 года, судно работало в Средиземном море, выходило в Красное море и Индийский океан, выполняло комплекс геолого-геофизических исследований по проектам «ГЕОС», «Палеоокеанология» с применением буксируемых и телеуправляемых аппаратов «Звук-4М» и «Манта-1,5». Основной объем работ судно выполнило по комплексному исследованию Черного моря. Проводились работы и по исследованию сейсмичности дна, в частности на трассе газопровода Джубга – Самсун. К 2008 году НИС «Акванавт» совершило 120 рейсов. С 2009 г. не эксплуатировалось. К сожалению, это судно не пережило очередной оптимизации и сокращения научного флота и было списано для утилизации.

В Морском гидрофизическом институте (МГИ) (г. Севастополь), который ранее находился в ведении Академии наук Украины, имелся мощный флот разнотоннажных научных судов, в том числе НИС «Михаил Ломоносов и «Академик Вернадский», последний был флагманом научного флота МГИ. НИС «Академик Вернадский» был построен в 1968 г. на верфи «Матиас Тезен» в ГДР, совершил многочисленные экспедиции в 1970-1980-е годы по международным программам и проектам, таким как ГЛОБЭКС, ПОЛИМОДЕ, «Совфранс-2», «Разрезы», «Космос». На его борту работали выдающиеся геофизики В.В. Шулейкин и А.Г. Колесников, заложившие основные направления океанологических, геофизических, гидрологических, электромагнитных исследований. На НИС «Академик Вернадский» была опробована экспериментальная передача сигнала с искусственного спутника Земли, обнаружено и выделено в самостоятельный бассейн море академика Вернадского в Тихом океане, обследованы синоптические вихри, течение Ломоносова. Были изучены обширные акваториальные области: Карибское море, антарктические воды к югу от Африки, Индийский и Тихий океаны, Средиземное море; совершено кругосветное плавание. Но эти суда были списаны и утилизированы в начале 1990-х годов в период развала СССР и возникновения нового государства Украины.

Чем располагаем?

В настоящее время на акватории Черного и Азовского морей работает 4 научно-исследовательских судна Российской академии наук: «Профессор Водяницкий», «Ашамба», «Денеб», «Профессор Панов».

Самое большое по водоизмещению (1498 т) – НИС «Профессор Водяницкий». Судно было построено в 1976 году на верфи Rauma в Финляндии. Оно носит имя организатора и первого директора Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского АН УССР, члена-корреспондента АН УССР, доктора биологических наук, профессора Владимира Алексеевича Водяницкого. За свою более чем 40-летнюю службу НИС «Профессор Водяницкий» выполнил около 100 научных рейсов, изучая пелагические и донные биоценозы Атлантического и Индийского океанов, биологическую продуктивность и биоразнообразие Черного моря. После событий «крымской весны» в 2014 г. судно перешло под российский флаг и речной регистр с особым статусом. Находится в оперативном управлении ФИЦ «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН».

Сегодня НИС «Профессор Водяницкий» активно работает в пределах 12-мильной зоны в российских территориальных водах, совершая в год более 5 крупных экспедиций с участием российских специалистов из Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В 2015-2017 гг. при поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО) проведена модернизация судна, продлен класс на 5 лет.

НИС «Ашамба» (названо в честь одноименной реки, протекающей вблизи Южного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН) – небольшое морское судно: водоизмещение 27 т, длина 15 м, ширина 4 м, осадка 1,5 м. Оно выполняет не менее 10 экспедиций (с апреля по декабрь) ежегодно в прибрежной зоне Черного моря на участке от Геленджика до Анапы.

Исследование современных природных и антропогенных процессов в южных морях России – одна из приоритетных задач ФИЦ Южного научного центра РАН (ЮНЦ РАН). В течение 15 лет ежегодно ЮНЦ РАН проводит морские экспедиции на юге России. В 2017 г. исполнилось 10 лет первой экспедиции НИС «Денеб» в Азовское и Черное моря. НИС «Денеб» имеет водоизмещение 190 т, было построено в Астрахани в 1993 г. С декабря 2006 г. оно находится в оперативном управлении ЮНЦ РАН. Изначально НИС «Денеб» – это «рыбак» – приемно-транспортный рефрижератор. Именно наличие двух трюмов позволило провести его глубокую модернизацию, сделав комфортабельные лаборатории и оснастив современным научным оборудованием. Класс судна позволяет осуществлять работы без ограничений в Азовском, Черном и Каспийском морях. С 2014 г. морские исследования на НИС «Денеб» проводятся при целевой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках научных программ, утвержденных Советом по гидросфере Земли. В период с 2007 по 2018 год НИС «Денеб» осуществило более 90 комплексных экспедиций на Азовском и Черном морях. База океанографических данных пополнилась 7500 океанологическими станциями. На более чем 2900 комплексных гидробиологических станциях отобрано свыше 21 тыс. проб. Экспедиционные съемки выполняются по схемам, представляющим совокупность стандартных «вековых» меридиональных и широтных разрезов, отдельных станций и полигонов. Океанологические, гидрохимические, гидробиологические наблюдения проводятся по стандартным методам с применением современного экспедиционного оборудования. Комплексные исследования включают метеорологические наблюдения, изучение гидролого-гидрохимического режима, особенностей пространственного распределения планктона и бентоса, осуществление судовых наблюдений за птицами и морскими млекопитающими.

Таганрогский залив Азовского моря более 100 лет привлекает внимание ученых. В разные годы интенсивность исследований то увеличивалась, то шла на спад, но только с началом работ ЮНЦ РАН с 2003 г. стали выполняться круглогодичные масштабные комплексные исследования морской среды и биоты как в самом заливе, так и в реке Дон – важнейшей речной артерии юга России. Исследования, проведенные за последние 15 лет, позволили закрыть многие белые пятна в палеоистории Таганрогского залива, формировании биопродуктивности, особенностях гидрологического и гидробиологического режимов, провести масштабную оценку антропогенной деятельности (загрязнение, промысел, браконьерство, судоходство и др.). Такие морские научные работы были бы невозможны без научно-исследовательского судна «Профессор Панов», названного в честь выдающегося отечественного морского геолога и геоморфолога профессора Ленинградского и Ростовского университетов, д.г.н. Д.Г. Панова.

За 15 лет на НИС «Профессор Панов» выполнено более 150 экспедиций и экспедиционных выездов, в которых собран значительный объем современной информации, существенно расширившей знания о Таганрогском заливе и Азовском море. Экспедиции на НИС «Профессор Панов» носят комплексный характер и отвечают на широкий круг вопросов современной океанологии в области гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, литологии, палеогеографии, орнитологии и др.

Однако какими бы значительными ни были работы, выполненные на перечисленных судах, ощущается острая их нехватка. Между тем планы проведения научных исследований масштабны, учитывая и географию нашей страны, и новые задачи в связи с развитием СМП, шельфовых месторождений в разных точках российских морей.

Остается жить надеждами

Так какое же будущее ждет научный флот Академии наук? Недавно в СМИ появилась информация, что в ближайшие пять лет флот РАН должен пополниться двумя научно-исследовательскими судами. На это из бюджета в 2019-2024 годах планируется выделить 28 млрд рублей в рамках нацпроекта «Наука». Врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН А.В. Соков рассказал в одной из центральных газет, что речь идет о комплексных многофункциональных судах для фундаментальных исследований, которые будут использоваться во всем Мировом океане, включая Арктику и Антарктику. Их планируется строить по модульному принципу, с контейнерными лабораториями для биологов, химиков, гидрологов, геологов и т.д., набор модулей будет зависеть от специализации рейса.

Но это Арктика и Антарктика, а что будет с исследованиями южных морей России?

Академик Г.Г. Матишов на страницах научной газеты «Поиск» 2 ноября 2018 г. высказал мнение, что «…в России целесообразно построить или модернизировать более экономичные суда – в 1,5-2,5 тыс. тонн. Назрела безусловная необходимость в открытости базы океанографических данных. В России должен быть единый центр – Федеральное агентство оперативной океанологии…»

Хотелось бы верить, что средства в нацпроекте «Наука» найдутся на решение всех амбициозных задач, стоящих перед отечественной академической наукой и флотом. А пока живем надеждами…

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату»

Столица Поволжья тепло встретила «Солнечную регату» В Нижнем Новгороде в акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» состоялся волжский этап всероссий...

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения

Компании на выставке «Нева 2019» смогут ярко и зрелищно представить свои новинки и инновационные решения Впервые на стартующей 17 сентября юбилейной 15-ой Международной выставке гражданского судостроения и...

Российская экономика

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой

Кузбасс снизил добычу угля из-за падения мировых цен и проблем с транспортировкой Угольные предприятия Кузбасса по итогам шести месяцев 2019 года снизили добычу угля энергетических м...

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС

Комитет Госдумы одобрил нулевой НДС на транзитные перевозки порожних контейнеров в ЕАЭС Комитет Госдумы по бюджету и налогам рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении з...

Транспортная политика

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии

Мост через реку Лена поможет экономить более 8 млрд руб. в год - глава Якутии Строительство моста через реку Лена позволит снизить расходы на северный завоз в Якутии на 8,4 млрд ...

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации

На сессии Совета ИМО намечены контуры реформы рабочих органов и порядка функционирования международной организации 122-я сессия Совета ИМО состоялась в штаб-квартире ИМО в период с 15 по 19 июля. В ее работе приняли...

Морские порты

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT

Новотранс получил положительное заключение Главгосэкспертизы России по проекту создания искусственных земельных участков комплекса LUGAPORT Подготовленные генеральным проектировщиком ЗАО «ГТ Морстрой» проектная документация и результаты инж...

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море

В Калининградском порту прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море В морском порту Калининград прошли учения по поиску и спасанию людей, терпящих бедствие в море.




Морской транспорт

Стоимость постройки двух новых ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 млрд рублей

Строительство третьего и четвертого серийных атомных ледоколов типа «Арктика» обойдется в 100 миллиа...

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз»

«Красное Сормово» сдало вторую серию сухогрузов проекта RSD59 для «Пола Райз» ПАО «Завод «Красное Сормово» (Нижний Новгород, входит в Объединенную судостроительную корпорацию...

Речной транспорт

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды

Из-за маловодья Волги навигация на ней в этом году завершится раньше - Минприроды Навигация на Волге закончится в этом году раньше из-за резкого понижения уровня воды в реке весной,...

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

Ж/Д транспорт

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта

Строительство «Северомуйского тоннеля-2» на БАМе продолжится при помощи инвестконсультанта Компания Infraоne будет инвестиционным консультантом проекта по строительству второй очереди Севером...

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок

АО «ОТЛК ЕРА» сохраняет положительную динамику объемов перевозок Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных сервисах Акционерного ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...