Есть ли будущее у научного флота?

Морской транспорт
Есть ли будущее у научного флота?

Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное будущее. Судьба судов науки в нашей огромной стране, кажется, почти никого не волнует. Между тем, изменения климата, развитие новых месторождений, экологическая безопасность требуют современного подхода к морским исследованиям.

Олег Степаньян, заведующий отделом изучения экстремальных природных явлений и техногенных катастроф ЮНЦ РАН, помощник председателя ЮНЦ РАН по экспедиционным исследованиям

Советское прошлое

В 1980-1990 гг. заметным событием стала работа небольшого, но оборудованного научного судна, принадлежавшего Южному отделению Института океанологии РАН, – НИС «Акванавт». На этом судне выполнено много экспедиций, оно обеспечивало работу глубоководной станции, испытания которой проводились в районе Геленджика в 1970-х годах. Первые рейсы, начиная с 1978 года, судно работало в Средиземном море, выходило в Красное море и Индийский океан, выполняло комплекс геолого-геофизических исследований по проектам «ГЕОС», «Палеоокеанология» с применением буксируемых и телеуправляемых аппаратов «Звук-4М» и «Манта-1,5». Основной объем работ судно выполнило по комплексному исследованию Черного моря. Проводились работы и по исследованию сейсмичности дна, в частности на трассе газопровода Джубга – Самсун. К 2008 году НИС «Акванавт» совершило 120 рейсов. С 2009 г. не эксплуатировалось. К сожалению, это судно не пережило очередной оптимизации и сокращения научного флота и было списано для утилизации.

В Морском гидрофизическом институте (МГИ) (г. Севастополь), который ранее находился в ведении Академии наук Украины, имелся мощный флот разнотоннажных научных судов, в том числе НИС «Михаил Ломоносов и «Академик Вернадский», последний был флагманом научного флота МГИ. НИС «Академик Вернадский» был построен в 1968 г. на верфи «Матиас Тезен» в ГДР, совершил многочисленные экспедиции в 1970-1980-е годы по международным программам и проектам, таким как ГЛОБЭКС, ПОЛИМОДЕ, «Совфранс-2», «Разрезы», «Космос». На его борту работали выдающиеся геофизики В.В. Шулейкин и А.Г. Колесников, заложившие основные направления океанологических, геофизических, гидрологических, электромагнитных исследований. На НИС «Академик Вернадский» была опробована экспериментальная передача сигнала с искусственного спутника Земли, обнаружено и выделено в самостоятельный бассейн море академика Вернадского в Тихом океане, обследованы синоптические вихри, течение Ломоносова. Были изучены обширные акваториальные области: Карибское море, антарктические воды к югу от Африки, Индийский и Тихий океаны, Средиземное море; совершено кругосветное плавание. Но эти суда были списаны и утилизированы в начале 1990-х годов в период развала СССР и возникновения нового государства Украины.

Чем располагаем?

В настоящее время на акватории Черного и Азовского морей работает 4 научно-исследовательских судна Российской академии наук: «Профессор Водяницкий», «Ашамба», «Денеб», «Профессор Панов».

Самое большое по водоизмещению (1498 т) – НИС «Профессор Водяницкий». Судно было построено в 1976 году на верфи Rauma в Финляндии. Оно носит имя организатора и первого директора Института биологии южных морей имени А.О. Ковалевского АН УССР, члена-корреспондента АН УССР, доктора биологических наук, профессора Владимира Алексеевича Водяницкого. За свою более чем 40-летнюю службу НИС «Профессор Водяницкий» выполнил около 100 научных рейсов, изучая пелагические и донные биоценозы Атлантического и Индийского океанов, биологическую продуктивность и биоразнообразие Черного моря. После событий «крымской весны» в 2014 г. судно перешло под российский флаг и речной регистр с особым статусом. Находится в оперативном управлении ФИЦ «Институт биологии южных морей имени А.О. Ковалевского РАН».

Сегодня НИС «Профессор Водяницкий» активно работает в пределах 12-мильной зоны в российских территориальных водах, совершая в год более 5 крупных экспедиций с участием российских специалистов из Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга и других городов. В 2015-2017 гг. при поддержке Федерального агентства научных организаций (ФАНО) проведена модернизация судна, продлен класс на 5 лет.

НИС «Ашамба» (названо в честь одноименной реки, протекающей вблизи Южного отделения Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН) – небольшое морское судно: водоизмещение 27 т, длина 15 м, ширина 4 м, осадка 1,5 м. Оно выполняет не менее 10 экспедиций (с апреля по декабрь) ежегодно в прибрежной зоне Черного моря на участке от Геленджика до Анапы.

Исследование современных природных и антропогенных процессов в южных морях России – одна из приоритетных задач ФИЦ Южного научного центра РАН (ЮНЦ РАН). В течение 15 лет ежегодно ЮНЦ РАН проводит морские экспедиции на юге России. В 2017 г. исполнилось 10 лет первой экспедиции НИС «Денеб» в Азовское и Черное моря. НИС «Денеб» имеет водоизмещение 190 т, было построено в Астрахани в 1993 г. С декабря 2006 г. оно находится в оперативном управлении ЮНЦ РАН. Изначально НИС «Денеб» – это «рыбак» – приемно-транспортный рефрижератор. Именно наличие двух трюмов позволило провести его глубокую модернизацию, сделав комфортабельные лаборатории и оснастив современным научным оборудованием. Класс судна позволяет осуществлять работы без ограничений в Азовском, Черном и Каспийском морях. С 2014 г. морские исследования на НИС «Денеб» проводятся при целевой поддержке Министерства науки и высшего образования РФ в рамках научных программ, утвержденных Советом по гидросфере Земли. В период с 2007 по 2018 год НИС «Денеб» осуществило более 90 комплексных экспедиций на Азовском и Черном морях. База океанографических данных пополнилась 7500 океанологическими станциями. На более чем 2900 комплексных гидробиологических станциях отобрано свыше 21 тыс. проб. Экспедиционные съемки выполняются по схемам, представляющим совокупность стандартных «вековых» меридиональных и широтных разрезов, отдельных станций и полигонов. Океанологические, гидрохимические, гидробиологические наблюдения проводятся по стандартным методам с применением современного экспедиционного оборудования. Комплексные исследования включают метеорологические наблюдения, изучение гидролого-гидрохимического режима, особенностей пространственного распределения планктона и бентоса, осуществление судовых наблюдений за птицами и морскими млекопитающими.

Таганрогский залив Азовского моря более 100 лет привлекает внимание ученых. В разные годы интенсивность исследований то увеличивалась, то шла на спад, но только с началом работ ЮНЦ РАН с 2003 г. стали выполняться круглогодичные масштабные комплексные исследования морской среды и биоты как в самом заливе, так и в реке Дон – важнейшей речной артерии юга России. Исследования, проведенные за последние 15 лет, позволили закрыть многие белые пятна в палеоистории Таганрогского залива, формировании биопродуктивности, особенностях гидрологического и гидробиологического режимов, провести масштабную оценку антропогенной деятельности (загрязнение, промысел, браконьерство, судоходство и др.). Такие морские научные работы были бы невозможны без научно-исследовательского судна «Профессор Панов», названного в честь выдающегося отечественного морского геолога и геоморфолога профессора Ленинградского и Ростовского университетов, д.г.н. Д.Г. Панова.

За 15 лет на НИС «Профессор Панов» выполнено более 150 экспедиций и экспедиционных выездов, в которых собран значительный объем современной информации, существенно расширившей знания о Таганрогском заливе и Азовском море. Экспедиции на НИС «Профессор Панов» носят комплексный характер и отвечают на широкий круг вопросов современной океанологии в области гидрологии, гидробиологии, гидрохимии, литологии, палеогеографии, орнитологии и др.

Однако какими бы значительными ни были работы, выполненные на перечисленных судах, ощущается острая их нехватка. Между тем планы проведения научных исследований масштабны, учитывая и географию нашей страны, и новые задачи в связи с развитием СМП, шельфовых месторождений в разных точках российских морей.

Остается жить надеждами

Так какое же будущее ждет научный флот Академии наук? Недавно в СМИ появилась информация, что в ближайшие пять лет флот РАН должен пополниться двумя научно-исследовательскими судами. На это из бюджета в 2019-2024 годах планируется выделить 28 млрд рублей в рамках нацпроекта «Наука». Врио директора Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН А.В. Соков рассказал в одной из центральных газет, что речь идет о комплексных многофункциональных судах для фундаментальных исследований, которые будут использоваться во всем Мировом океане, включая Арктику и Антарктику. Их планируется строить по модульному принципу, с контейнерными лабораториями для биологов, химиков, гидрологов, геологов и т.д., набор модулей будет зависеть от специализации рейса.

Но это Арктика и Антарктика, а что будет с исследованиями южных морей России?

Академик Г.Г. Матишов на страницах научной газеты «Поиск» 2 ноября 2018 г. высказал мнение, что «…в России целесообразно построить или модернизировать более экономичные суда – в 1,5-2,5 тыс. тонн. Назрела безусловная необходимость в открытости базы океанографических данных. В России должен быть единый центр – Федеральное агентство оперативной океанологии…»

Хотелось бы верить, что средства в нацпроекте «Наука» найдутся на решение всех амбициозных задач, стоящих перед отечественной академической наукой и флотом. А пока живем надеждами…

Морской флот №5 (2018)


Вернуться к разделу Морской транспорт

Новости

Лента новостей

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика

Выборгский судостроительный завод провел День поставщика Выборгский судостроительный завод (ВСЗ, входит в ОСК) совместно с департаментом развития пос...

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье

Электромеханики, радиоинженеры, IT-специалисты: ярмарка вакансий в МГУ им Невельского выявила отраслевые тренды в Приморье В Морском университете имени адмирала Г.И. Невельского 21 февраля впервые прошла масштабная Ярмарка ...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск

Мурманскому филиалу передано гидротехническое сооружение в морском порту Мурманск Гидротехническое сооружение предназначено для отстоя расчетных судов длиной 166 метров, шириной 23 м...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту 8 декабря

Первый пассажирский поезд проедет по Крымскому мосту  8 декабря Первый пассажирский   состав проследует по Крымскому мосту 8 декабря, продажа   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Лоцманской деятельности – законное урегулирование

Лоцманской деятельности – законное урегулирование Уважаемая редакция, поскольку на мою информацию об откровенном растаскивании части лоцманского сбора...

Морские порты

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Порт на Амуре работает на федеральные проекты

Порт на Амуре работает на федеральные проекты Навигация в замерзающем морском порту Николаевск-на-Амуре, расположенном в устье реки Амур, сезонная...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...