Бюджетные приоритеты
23.01.2019
Российская экономика
Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020-2021 годов. Главный финансовый документ страны ориентирован на реализацию национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Наряду с увеличенным финансированием социальных статей бюджет предусматривает крупные вложения в транспортную отрасль, судостроение, цифровизацию экономики. В частности, на ближайшие три года запланированы сотни миллиардов рублей на создание новой портовой инфраструктуры, развитие Северного морского пути, строительство на основе инновационных технологий танкеров и ледоколов, развитие внутренних водных путей.
Елена Александрова
Основные параметры финансового плана
Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП, который в следующем году составит 105,8 трлн рублей, и уровня инфляции, не превышающего 4,3%. Доходы казны в 2019 году запланированы на уровне 19,9 трлн рублей, расходы – 18 трлн рублей, профицит составит почти 2 трлн рублей, или 1,8% ВВП.
В последующие два года ожидается рост ВВП и снижение инфляции: в 2020 году ВВП составит 110,7 трлн рублей (+ 2%), в 2021 году – 118,4 трлн рублей (+3,1%), инфляция в эти годы снизится до 3,8% и 4% соответственно. В 2020 и 2021 годах бюджет получит 20,2 трлн и 20,9 трлн рублей доходов, а расходы составят 18,9 трлн и 20 трлн рублей. Превышение доходов над расходами бюджета (профицит) на протяжении трехлетнего периода сохранится, хотя и будет уменьшаться. Нужно отметить, что профицитным этот бюджет принят впервые с 2014 года.
По словам Министра экономического развития РФ Максима Орешкина, профицитный бюджет является залогом устойчивости российской экономики к неблагоприятным внешним факторам, таким как падение мировых цен на нефть и санкции – в таких условиях и придется правительству исполнять бюджет. «Это залог того, что мы в полном объеме сможем выполнить наши обязательства, без сокращений, без секвестров, как раньше иногда было», – утверждает М.Орешкин.
Действующее бюджетное правило предполагает, что дополнительные нефтегазовые доходы будут направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году дополнительными будут считаться доходы от цены нефти Urals более 41,6 доллара за баррель (ожидается 3,37 трлн рублей), в 2020 году – более 42,4 доллара за баррель (2,78 трлн рублей), в 2021 году – более 43,3 доллара за баррель (2,63 трлн рублей).
В целом объем Фонда национального благосостояния, из которого финансируются крупные инфраструктурные проекты, за три года по прогнозам должен вырасти в 3 раза: в 2019 году – 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2020 году – 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), в 2021 году – 11,4 трлн рублей (9,7% ВВП).
Ранее глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что «ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов». Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо полностью израсходованного Резервного фонда – на покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года было направлено более 1 трлн рублей средств Резервного фонда.
Новый для бюджета инструмент финансирования госпрограмм – Фонд развития получит в 2019 году почти 437 млрд рублей, в 2020 году – около 583 млрд рублей и в 2021 году – 612 млрд рублей. Из него планируется осуществлять инвестиции в том числе в магистральную транспортную инфраструктуру путем прямых бюджетных вложений, софинансирования проектов ГЧП и т.д. К примеру, из Фонда развития будет профинансировано несколько проектов реконструкции и строительства автомобильных дорог, мостовых переходов и т.п.
Финансирование развития портовой инфраструктуры
Перед транспортной отраслью в настоящее время стоит три основных задачи: увеличение более чем на треть портовых мощностей, увеличение объема перевозок по СМП до 80 млн тонн, расширение пропускной способности внутренних водных путей.
Всего Минтрансу в рамках реализации госпрограмм в 2019 году из бюджета выделяется 162,6 млрд рублей, в 2020 году – 175 млрд рублей, в 2021 году – 174,9 млрд рублей. Из этих средств Росморречфлот получит 65,3, 68,2 и 83,9 млрд рублей соответственно.
На подпрограмму «Морской и речной транспорт» в 2019 году будет направлено 52 млрд рублей, в 2020 году – 60 млрд рублей и в 2021 году – 76,5 млрд рублей.
В свою очередь на федеральный проект «Морские порты России» запланировано в 2019 году 20,3 млрд рублей, в 2020 году – 31,3 млрд рублей, в 2021 году – 53,5 млрд рублей. Бюджетные средства пойдут на капитальные вложения в объекты федеральной собственности в морских портах.
Как отметил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, для реализации поставленных задач сегодня применяется проектный метод, определены ответственные исполнители с фамилиями и должностями, созданы проектные офисы, которые будут контролировать работу и принимать планомерные решения для корректировки выполнения федерального проекта в случае отклонения от заданных параметров.
Между тем, по словам Ю. Цветкова, основные инвестиции в федеральном проекте «Морские порты России» будет осуществлять частный бизнес (за счет средств федерального бюджета реализуются только портовые проекты в г.Пионерском Калининградской области и в бухте Мучке Хабаровского края). Исходя из этого, в задачу госорганов входит создание для частного бизнеса максимально благоприятных условий.
Важно отметить, что, хотя госвложения в отрасль морского и речного транспорта увеличиваются, доля государственного финансирования проектов сокращается. По данным PwC, в 2013 году бюджетные инвестиции в портовую инфраструктуру были максимальными – 26,8 млрд рублей (при общем объеме инвестиций 46,7 млрд рублей). Их доля в общем объеме инвестиций составляла 57,4%. В 2014 году бюджетные средства составили 17,4 млрд (общие – 29,2 млрд), в 2015 году – 20,3 млрд (общие – 71,3 млрд), в 2016 году – 15,1 млрд (общие – 61,2 млрд), в 2017 году – 17,1 млрд рублей (общие – 80,5 млрд).
Таким образом, доля государственных средств в портовых проектах снизилась с 57,4% в 2013 году до 21,2% в 2017 году. Это означает только одно, что государство сократило свое участие в инфраструктурных портовых проектах и возложило эту задачу на частный бизнес, оставив за собой право собственности на объекты портовой инфраструктуры и функции регулятора портовой деятельности, при том что количество проектов существенно возросло.
В целом исходя из того, что cуммарный объем инвестиций в портовую инфраструктуру в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года составит свыше 900 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – около 230 млрд рублей, доля государства в финансировании портовых проектов на ближайшие годы не превысит 25%.
Арктическое направление и поддержка судостроения
Устойчивое развитие Арктики и дальнейшее развитие маршрутов Северного морского пути (СМП) является приоритетом для государства. Еще недавно перевозки по СМП составляли 3-5 млн тонн в год. В прошлом году они достигли 15 млн тонн в год, из которых 0,5 млн тонн – транзит. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» на капитальные вложения в объекты госсобственности в 2019 году планируется направить 9 млрд, в 2020 году – 14,6 млрд, в 2021 году – 13,7 млрд рублей.
Для дальнейшего роста перевозок необходимо обновить ледокольный флот, построить многофункциональные аварийно-спасательные суда и провести обновление гидрографического и лоцмейстерского флота.
В этих целях «Росатому» на строительство атомных ледоколов будет выделено в 2018 году 16,2 млрд, в 2019 году – 9,1 млрд, в 2020 году – 4,6 млрд рублей. Кроме того, на строительство природоохранного флота для Арктики в 2021 году предусмотрено 545 млн рублей, на строительство речных судов в 2018 году – 550 млн, в 2019 году – 2,5 млрд, в 2021 году – 1,1 млрд рублей.
Субсидии российским организациям в целях возмещения процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов, в предстоящем бюджетном периоде предусматриваются в сумме 800 млн рублей. Размер господдержки российским транспортным компаниям, пароходствам, организациям рыбохозяйственного комплекса в целях приобретения гражданских судов и (или) утилизации отдельных групп судов в 2019 году составит 2,5 млрд рублей, в 2020-2021 годах – по 4,3 млрд рублей.
В бюджет включены и субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и во Внешэкономбанке в 2009-2021 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009-2021 годах с российскими лизинговыми компаниями, на приобретение гражданских судов: в 2019 году – 2,2 млрд рублей, в 2020-2021 годах – по 3,8 млрд рублей.
Кроме того, государство поставило цель – внедрить в отрасль морских перевозок самые передовые инновационные технологии. Это касается как технической базы, так и научного и кадрового потенциала. В частности, на прикладные научные исследования запланировано ежегодно выделять по 71,2 млн рублей, на образование и научную деятельность в системе высшего образования – в среднем по 3,3 млрд рублей. Еще почти по 4 млрд рублей ежегодно планируется выделять на создание научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения. Также на разработку новых технологий и создание инновационных проектов для производства гражданской морской и речной техники предусмотрено 2 млрд рублей в 2019 году и по 217 млн рублей в 2020-2021 годах.
Финансирование федерального проекта «Внутренние водные пути» составит в 2019 году 33,2 млрд рублей, в 2020 году – 40,6 млрд рублей, в 2021 году – 33,2 млрд рублей. Из них 19,4, 26,6 и 18,8 млрд рублей соответственно будут направлены на вложения в инфраструктурные объекты госсобственности, оставшаяся часть – на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и другим некоммерческим организациям.
Напомним, что протяженность внутренних водных путей (ВВП) России составляет порядка 100 тыс. км, из которых только 50% имеют гарантированные глубины, 14 тыс. км – это лимитирующие участки. Перед отраслью поставлена задача – за 6 лет ликвидировать лимитирующие участки, что позволит повысить пропускную способность ВВП на 55 млн тонн. Для этого планируется построить ряд новых ГТС (Багаевский и Нижегородский гидроузлы), провести дноуглубительные работы и создать специализированный флот, в том числе новые мощные дноуглубительные суда и земснаряды.
Финансирование смежников
Одной из крупных статей расходов в бюджете 2019-2021 годов станет финансирование национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (общая сумма средств до 2024 г. – 1,24 трлн рублей). Существенно профинансирует бюджет и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) на развитие отрасли, смежной морским портам: 503,8 млрд – в 2019 году, 502,7 млрд – в 2020 году и 590,7 млрд рублей – в 2021 году. При этом объем финансирования дорожного хозяйства (размер дорожных фондов) составит в 2019 году 503,5 млрд, в 2020 году – 502,4 млрд, в 2021 году – 590,4 млрд рублей. То есть ремонт и строительство новых дорог будет осуществляться главным образом напрямую из бюджета.
В железнодорожной отрасли, у других смежников портовиков, дела обстоят немного иначе. Напомним, что начиная с 2018 года крупные железнодорожные стройки перестали финансироваться из госбюджета по решению Минфина. Cредства на крупные проекты предусмотрены в ФНБ и инвестиционной программе ОАО «РЖД». В частности, из ФНБ на развитие Восточного полигона РЖД (строительство БАМа и Транссиба) будет выделено в 2018 году 20 млрд рублей, в 2019 году – 30 млрд рублей. На эти же цели из инвестиционной программы РЖД в 2019 году пойдет 86,2 млрд рублей.
Бюджет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) в 2019 году составит 91,7 млрд, в 2020 году – 82,9 млрд, в 2021 году – 80,5 млрд рублей. При этом финансировать строительство БАМа и Транссиба, как уже было сказано, Росжелдор не будет.
Добавим, что, согласно майским указам Президента РФ, пропускная способность БАМа и Транссиба к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза, до 180 млн тонн. В соответствии с этим ОАО «РЖД» реализует проект развития железных дорог Восточного полигона, предусматривающий повышение их провозной способности в направлении морских портов Дальнего Востока. Объем финансирования проекта до 2025 года составит порядка 1 трлн рублей.
Необходимо также отметить, что для стивидоров важна скорость строительства железнодорожных магистралей, ведущих к портам. Особенно это актуально для Дальневосточного бассейна, где прирост перевалочных мощностей происходит наиболее быстрыми темпами. В свою очередь темпы возведения инфраструктуры напрямую зависят от объемов финансирования.
Морские порты №9 (2018)