Бюджетные приоритеты

Российская экономика
Бюджетные приоритеты

Президент РФ Владимир Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2019 и на плановый период 2020-2021 годов. Главный финансовый документ страны ориентирован на реализацию национальных проектов и комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года. Наряду с увеличенным финансированием социальных статей бюджет предусматривает крупные вложения в транспортную отрасль, судостроение, цифровизацию экономики. В частности, на ближайшие три года запланированы сотни миллиардов рублей на создание новой портовой инфраструктуры, развитие Северного морского пути, строительство на основе инновационных технологий танкеров и ледоколов, развитие внутренних водных путей.

Елена Александрова

Основные параметры финансового плана

Основные характеристики федерального бюджета на 2019 год определены исходя из прогнозируемого объема ВВП, который в следующем году составит 105,8 трлн рублей, и уровня инфляции, не превышающего 4,3%. Доходы казны в 2019 году запланированы на уровне 19,9 трлн рублей, расходы – 18 трлн рублей, профицит составит почти 2 трлн рублей, или 1,8% ВВП.

В последующие два года ожидается рост ВВП и снижение инфляции: в 2020 году ВВП составит 110,7 трлн рублей (+ 2%), в 2021 году – 118,4 трлн рублей (+3,1%), инфляция в эти годы снизится до 3,8% и 4% соответственно. В 2020 и 2021 годах бюджет получит 20,2 трлн и 20,9 трлн рублей доходов, а расходы составят 18,9 трлн и 20 трлн рублей. Превышение доходов над расходами бюджета (профицит) на протяжении трехлетнего периода сохранится, хотя и будет уменьшаться. Нужно отметить, что профицитным этот бюджет принят впервые с 2014 года.

По словам Министра экономического развития РФ Максима Орешкина, профицитный бюджет является залогом устойчивости российской экономики к неблагоприятным внешним факторам, таким как падение мировых цен на нефть и санкции – в таких условиях и придется правительству исполнять бюджет. «Это залог того, что мы в полном объеме сможем выполнить наши обязательства, без сокращений, без секвестров, как раньше иногда было», – утверждает М.Орешкин.

Действующее бюджетное правило предполагает, что дополнительные нефтегазовые доходы будут направлены в Фонд национального благосостояния (ФНБ). В 2019 году дополнительными будут считаться доходы от цены нефти Urals более 41,6 доллара за баррель (ожидается 3,37 трлн рублей), в 2020 году – более 42,4 доллара за баррель (2,78 трлн рублей), в 2021 году – более 43,3 доллара за баррель (2,63 трлн рублей).

В целом объем Фонда национального благосостояния, из которого финансируются крупные инфраструктурные проекты, за три года по прогнозам должен вырасти в 3 раза: в 2019 году – 3,8 трлн рублей (3,6% ВВП), в 2020 году – 7,9 трлн рублей (7,1% ВВП), в 2021 году – 11,4 трлн рублей (9,7% ВВП).

Ранее глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин, выступая в Госдуме, обратил внимание правительства на то, что «ФНБ нуждается в дополнительной оценке ликвидности активов». Он напомнил, что ФНБ стал главным резервом вместо полностью израсходованного Резервного фонда – на покрытие дефицита бюджета в декабре 2017 года было направлено более 1 трлн рублей средств Резервного фонда.

Новый для бюджета инструмент финансирования госпрограмм – Фонд развития получит в 2019 году почти 437 млрд рублей, в 2020 году – около 583 млрд рублей и в 2021 году – 612 млрд рублей. Из него планируется осуществлять инвестиции в том числе в магистральную транспортную инфраструктуру путем прямых бюджетных вложений, софинансирования проектов ГЧП и т.д. К примеру, из Фонда развития будет профинансировано несколько проектов реконструкции и строительства автомобильных дорог, мостовых переходов и т.п.

Финансирование развития портовой инфраструктуры

Перед транспортной отраслью в настоящее время стоит три основных задачи: увеличение более чем на треть портовых мощностей, увеличение объема перевозок по СМП до 80 млн тонн, расширение пропускной способности внутренних водных путей.

Всего Минтрансу в рамках реализации госпрограмм в 2019 году из бюджета выделяется 162,6 млрд рублей, в 2020 году – 175 млрд рублей, в 2021 году – 174,9 млрд рублей. Из этих средств Росморречфлот получит 65,3, 68,2 и 83,9 млрд рублей соответственно.

На подпрограмму «Морской и речной транспорт» в 2019 году будет направлено 52 млрд рублей, в 2020 году – 60 млрд рублей и в 2021 году – 76,5 млрд рублей.

В свою очередь на федеральный проект «Морские порты России» запланировано в 2019 году 20,3 млрд рублей, в 2020 году – 31,3 млрд рублей, в 2021 году – 53,5 млрд рублей. Бюджетные средства пойдут на капитальные вложения в объекты федеральной собственности в морских портах.

Как отметил заместитель министра транспорта РФ – руководитель Росморречфлота Юрий Цветков, для реализации поставленных задач сегодня применяется проектный метод, определены ответственные исполнители с фамилиями и должностями, созданы проектные офисы, которые будут контролировать работу и принимать планомерные решения для корректировки выполнения федерального проекта в случае отклонения от заданных параметров.

Между тем, по словам Ю. Цветкова, основные инвестиции в федеральном проекте «Морские порты России» будет осуществлять частный бизнес (за счет средств федерального бюджета реализуются только портовые проекты в г.Пионерском Калининградской области и в бухте Мучке Хабаровского края). Исходя из этого, в задачу госорганов входит создание для частного бизнеса максимально благоприятных условий.

Важно отметить, что, хотя госвложения в отрасль морского и речного транспорта увеличиваются, доля государственного финансирования проектов сокращается. По данным PwC, в 2013 году бюджетные инвестиции в портовую инфраструктуру были максимальными – 26,8 млрд рублей (при общем объеме инвестиций 46,7 млрд рублей). Их доля в общем объеме инвестиций составляла 57,4%. В 2014 году бюджетные средства составили 17,4 млрд (общие – 29,2 млрд), в 2015 году – 20,3 млрд (общие – 71,3 млрд), в 2016 году – 15,1 млрд (общие – 61,2 млрд), в 2017 году – 17,1 млрд рублей (общие – 80,5 млрд).

Таким образом, доля государственных средств в портовых проектах снизилась с 57,4% в 2013 году до 21,2% в 2017 году. Это означает только одно, что государство сократило свое участие в инфраструктурных портовых проектах и возложило эту задачу на частный бизнес, оставив за собой право собственности на объекты портовой инфраструктуры и функции регулятора портовой деятельности, при том что количество проектов существенно возросло.

В целом исходя из того, что cуммарный объем инвестиций в портовую инфраструктуру в рамках реализации комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года составит свыше 900 млрд рублей, в том числе средства федерального бюджета – около 230 млрд рублей, доля государства в финансировании портовых проектов на ближайшие годы не превысит 25%.

Арктическое направление и поддержка судостроения

Устойчивое развитие Арктики и дальнейшее развитие маршрутов Северного морского пути (СМП) является приоритетом для государства. Еще недавно перевозки по СМП составляли 3-5 млн тонн в год. В прошлом году они достигли 15 млн тонн в год, из которых 0,5 млн тонн – транзит. В рамках федерального проекта «Северный морской путь» на капитальные вложения в объекты госсобственности в 2019 году планируется направить 9 млрд, в 2020 году – 14,6 млрд, в 2021 году – 13,7 млрд рублей.

Для дальнейшего роста перевозок необходимо обновить ледокольный флот, построить многофункциональные аварийно-спасательные суда и провести обновление гидрографического и лоцмейстерского флота.

В этих целях «Росатому» на строительство атомных ледоколов будет выделено в 2018 году 16,2 млрд, в 2019 году – 9,1 млрд, в 2020 году – 4,6 млрд рублей. Кроме того, на строительство природоохранного флота для Арктики в 2021 году предусмотрено 545 млн рублей, на строительство речных судов в 2018 году – 550 млн, в 2019 году – 2,5 млрд, в 2021 году – 1,1 млрд рублей.

Субсидии российским организациям в целях возмещения процентов по кредитам, привлеченным для реализации проектов по созданию судостроительных комплексов, в предстоящем бюджетном периоде предусматриваются в сумме 800 млн рублей. Размер господдержки российским транспортным компаниям, пароходствам, организациям рыбохозяйственного комплекса в целях приобретения гражданских судов и (или) утилизации отдельных групп судов в 2019 году составит 2,5 млрд рублей, в 2020-2021 годах – по 4,3 млрд рублей.

В бюджет включены и субсидии российским организациям на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях и во Внешэкономбанке в 2009-2021 годах, а также на уплату лизинговых платежей по договорам лизинга, заключенным в 2009-2021 годах с российскими лизинговыми компаниями, на приобретение гражданских судов: в 2019 году – 2,2 млрд рублей, в 2020-2021 годах – по 3,8 млрд рублей.

Кроме того, государство поставило цель – внедрить в отрасль морских перевозок самые передовые инновационные технологии. Это касается как технической базы, так и научного и кадрового потенциала. В частности, на прикладные научные исследования запланировано ежегодно выделять по 71,2 млн рублей, на образование и научную деятельность в системе высшего образования – в среднем по 3,3 млрд рублей. Еще почти по 4 млрд рублей ежегодно планируется выделять на создание научно-технического задела для развития морской и речной техники гражданского назначения. Также на разработку новых технологий и создание инновационных проектов для производства гражданской морской и речной техники предусмотрено 2 млрд рублей в 2019 году и по 217 млн рублей в 2020-2021 годах.

Финансирование федерального проекта «Внутренние водные пути» составит в 2019 году 33,2 млрд рублей, в 2020 году – 40,6 млрд рублей, в 2021 году – 33,2 млрд рублей. Из них 19,4, 26,6 и 18,8 млрд рублей соответственно будут направлены на вложения в инфраструктурные объекты госсобственности, оставшаяся часть – на предоставление субсидий бюджетным, автономным учреждениям и другим некоммерческим организациям.

Напомним, что протяженность внутренних водных путей (ВВП) России составляет порядка 100 тыс. км, из которых только 50% имеют гарантированные глубины, 14 тыс. км – это лимитирующие участки. Перед отраслью поставлена задача – за 6 лет ликвидировать лимитирующие участки, что позволит повысить пропускную способность ВВП на 55 млн тонн. Для этого планируется построить ряд новых ГТС (Багаевский и Нижегородский гидроузлы), провести дноуглубительные работы и создать специализированный флот, в том числе новые мощные дноуглубительные суда и земснаряды.

Финансирование смежников

Одной из крупных статей расходов в бюджете 2019-2021 годов станет финансирование национального проекта «Безопасные и качественные дороги» (общая сумма средств до 2024 г. – 1,24 трлн рублей). Существенно профинансирует бюджет и Федеральное дорожное агентство (Росавтодор) на развитие отрасли, смежной морским портам: 503,8 млрд – в 2019 году, 502,7 млрд – в 2020 году и 590,7 млрд рублей – в 2021 году. При этом объем финансирования дорожного хозяйства (размер дорожных фондов) составит в 2019 году 503,5 млрд, в 2020 году – 502,4 млрд, в 2021 году – 590,4 млрд рублей. То есть ремонт и строительство новых дорог будет осуществляться главным образом напрямую из бюджета.

В железнодорожной отрасли, у других смежников портовиков, дела обстоят немного иначе. Напомним, что начиная с 2018 года крупные железнодорожные стройки перестали финансироваться из госбюджета по решению Минфина. Cредства на крупные проекты предусмотрены в ФНБ и инвестиционной программе ОАО «РЖД». В частности, из ФНБ на развитие Восточного полигона РЖД (строительство БАМа и Транссиба) будет выделено в 2018 году 20 млрд рублей, в 2019 году – 30 млрд рублей. На эти же цели из инвестиционной программы РЖД в 2019 году пойдет 86,2 млрд рублей.

Бюджет Федерального агентства железнодорожного транспорта (Росжелдор) в 2019 году составит 91,7 млрд, в 2020 году – 82,9 млрд, в 2021 году – 80,5 млрд рублей. При этом финансировать строительство БАМа и Транссиба, как уже было сказано, Росжелдор не будет.

Добавим, что, согласно майским указам Президента РФ, пропускная способность БАМа и Транссиба к 2024 году должна увеличиться в 1,5 раза, до 180 млн тонн. В соответствии с этим ОАО «РЖД» реализует проект развития железных дорог Восточного полигона, предусматривающий повышение их провозной способности в направлении морских портов Дальнего Востока. Объем финансирования проекта до 2025 года составит порядка 1 трлн рублей.

Необходимо также отметить, что для стивидоров важна скорость строительства железнодорожных магистралей, ведущих к портам. Особенно это актуально для Дальневосточного бассейна, где прирост перевалочных мощностей происходит наиболее быстрыми темпами. В свою очередь темпы возведения инфраструктуры напрямую зависят от объемов финансирования.

Морские порты №9 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве Инициатива регулятора может привести к банкротству и оттоку населения на Севере и Дальнем Востоке

Российская экономика

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза С угля и газа Европа переходит на пеллеты

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем И это лишь часть большого комплекса




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...