Порт в ипотеку

Морские порты
Порт в ипотеку

В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организованный Национальным центром ГЧП при участии Минтранса России. Одна из сессий была посвящена механизмам привлечения инвестиций в портовую отрасль. В ходе дискуссии представители ФГУП «Росморпорт», ФКУ «Ространсмодернизация» и бизнес-сообщества обсудили такие инструменты государственно-частного партнерства (ГЧП), как частная концессионная инициатива, инвестиционный сбор и ипотечный кредит на строительство портовой инфраструктуры.

Участники дискуссии отметили, что слабый рубль в настоящее время стимулирует компании наращивать экспорт и, как следствие, развивать транспортную инфраструктуру и перевалочные мощности. Вместе с тем, в казне нет денег для обеспечения всех потребностей экспортеров. Исходя из этого, чиновники предлагают бизнесу за счет собственных средств строить не только перегрузочные терминалы, но и подходные каналы и подъездные пути к портам. Вернуть вложения предприниматели смогут в процессе эксплуатации объекта или на этапе передачи его госзаказчику.

Элеонора Григорьева

Запрос на инфраструктуру

За последние 10 лет грузооборот российских портов увеличился на 75% и в 2017 году достиг 787 млн тонн. В текущем году рост сохранился: за 9 месяцев грузооборот морских портов составил 604,2 млн тонн, что на 4% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Прирост дали такие грузы, как зерно, уголь, черные металлы, железорудное сырье, контейнеры и другие.

По данным Минтранса, на сегодня в России зарегистрировано 67 морских портов и 880 перегрузочных терминалов общей мощностью свыше 1 млрд тонн. В сентябре 2018 года правительство утвердило Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года (распоряжение Правительства РФ от 30.09.2018 г. №2101-р), согласно которому мощности портов за шесть лет должны увеличиться на 357 млн тонн: в 2018 году – на 19 млн тонн, в 2019-м – на 34 млн тонн, в 2020-м – на 56 млн тонн, в 2021-м – на 34 млн тонн, в 2022-м – на 45 млн тонн, в 2023-м – на 125 млн тонн, в 2024-м – на 44 млн тонн.

В частности, на Дальнем Востоке ожидаемый рост перевалки составит 130,7 млн тонн (+36,6% по бассейну), в том числе строительство терминала в бухте Мучке обеспечит 24 млн тонн (+18,4% по бассейну), развитие транспортного узла Восточный-Находка добавит еще 31 млн тонн (+16,8% по бассейну).

В Арктическом бассейне прирост мощностей составит 64,7 млн тонн (+18,1%), в том числе за счет угольного терминала «Лавна» 18 млн тонн (+27,8% по бассейну), а также порта Диксон, где строятся два новых терминала: угольный терминал «Чайка» «Арктической горной компании», осваивающей Лемберское месторождение, и нефтяной терминал «Таналау» Пайяхского и Северо-Пайяхского месторождений «Роснефти». Суммарно мощность Диксона прибавит порядка 10 млн тонн (+15,5% по бассейну).

В Северо-Западном бассейне потенциал портов увеличится на 53,8 млн тонн (+15,1%), в том числе за счет строительства морского международного грузопассажирского района в г.Пионерском Калининградской области мощностью 3 млн тонн (+5,6% по бассейну).

В Каспийском бассейне мощность портов прибавит 1 млн тонн, в Азово-Черноморском бассейне – 103,9 млн тонн, в том числе за счет создания сухогрузного района порта Тамань 62 млн тонн (+59,7% по бассейну).

По словам начальника Управления инвестиций и стратегического развития ФГУП «Росморпорт» Андрея Болдорева, вероятность реализации всех заявленных в плане проектов отличается в зависимости от того, на каком этапе сейчас они находятся. Например, строительство порта в Калининграде фактически уже завершено, а в других местах еще идет выкуп земельных участков. При этом не все объекты федеральной собственности Минтранс будет финансировать из казны.

«Законом о морских портах предусмотрено ограничение по нахождению определенных объектов в частной собственности, следовательно, их финансирование возможно только через федеральный бюджет либо путем применения различных инструментов ГЧП», – пояснил А. Болдорев. Таким образом, чем больше инструментов финансирования инфраструктурных проектов предложит государство, тем больше шансов появится у инвесторов реализовать тот или иной инвестпроект.

Как отмечали на форуме эксперты, за последние три года объем вложенных средств частного капитала в портовые проекты заметно вырос, а в прошлом году вообще стал рекордным, превысив 80 млрд рублей. При этом доля частников в общем объеме инвестиций составила свыше 70%. Ситуация с ростом частных инвестиций понятна: если проект востребован, то его нужно реализовывать здесь и сейчас – рынок ждать не будет. То есть частным инвесторам интересней вложить деньги, используя разные механизмы ГЧП, а не ждать пока у государства появятся средства на строительство государственной инфраструктуры.

По мнению генерального директора ФКУ «Ространсмодернизация» Ильи Гудкова, коммерческая привлекательность портового бизнеса в настоящее время находится на высоком уровне. С учетом нынешнего курса рубля все российские грузы еще долго будут популярны на мировых рынках, полагает он, вследствие чего экспортерам понадобятся новые порты и подходные пути к ним.

Если взять, к примеру, угольный рынок, то последние четыре года цена на каменное топливо и коксующиеся угли в мире была беспрецедентно высокой. Это послужило толчком к развитию новых проектов в отрасли: уже готовы к разработке пять угольных месторождений, продукция которых пойдет на экспорт, – их нужно обеспечить транспортной инфраструктурой и морскими перегрузочными комплексами.

Проблема синхронизации

Как отметил руководитель проектов инвестиционной компании InfraOne Александр Кижло, сегодня для инвестора на первый план выходит задача синхронизации строительства портов и транспортных подходов к ним. Если раньше механизмы ГЧП в портовой сфере работали четко, разделяясь по объектам инфраструктуры – частный бизнес строил терминалы, государство – подъездные пути, то сейчас денег в бюджете мало и объем выделяемых средств на строительство подъездных путей значительно сократился. «Инвесторы стали обращать внимание на то, что их проекты находятся в зоне высокого риска, ведь грузы не смогут приехать в новый порт, если там не будет построено дорог», – подытожил А.Кижало.

С ним согласен партнер Capital Legal Service Павел Карпунин. Он рассказал о том, что со стороны государства есть госпрограммы, в которых указаны и сроки строительства подъездных путей, и объемы финансирования, но эти программы не могут минимизировать риски инвестора, потому что в условиях сокращения бюджетных средств вполне возможен случай, когда порт уже построен, а железная дорога еще нет.

«Концессионер обязан осуществлять деятельность, но это невозможно. Соответственно, он вынужден нарушать условия концессионного соглашения из-за того, что у государства нет денег на железную дорогу. Вины инвестора нет, но его наказывают, вплоть до расторжения концессионного соглашения», – дополнил свое выступление П.Карпунин.

В свою очередь председатель Комитета инвестиционных программ развития портовой инфраструктуры и производственных вопросов Ассоциации морских торговых портов, директор по взаимодействию с государственными органами ООО «УК Глобал Портс» Дмитрий Морозов сообщил, что в конце 2017 года предыдущим составом правительства были утверждены «дорожные карты» развития портовой инфраструктуры в морских бассейнах, где инвестиционные проекты были увязаны с планами прокладки магистральных железнодорожных путей и автомобильных подходов к портам. Проекты были синхронизированы по срокам и направлениям инвестиций. В то же время в новом плане развития магистральной инфраструктуры «дорожные карты» не учтены, и как они будут встроены в новый план, пока не известно.

«Но это документ более высокого уровня, и мы надеемся, что в развитие комплексного плана будут подтверждены планы по объемам инвестиций и направлениям, определенные в ранее утвержденных «дорожных картах», – подчеркнул Д. Морозов.

Вместе с тем, пока задача синхронизации строительства морских терминалов и объектов федеральной собственности, необходимых для их функционирования, не решена, бизнесу нужно найти такие инструменты взаимодействия с государством, которые позволили бы сбалансировать частные вложения в государственную инфраструктуру по срокам, объемам и механизмам возврата.

Новые механизмы ГЧП

Как отмечали на форуме эксперты, строительство инфраструктурных объектов, таких как дороги и порты, требует от государства значительных затрат. Через проектное финансирование, к которому относится концессия и другие механизмы ГЧП, оно снимает с себя часть забот. Инициаторы проекта самостоятельно занимают деньги под залог активов, которые будут созданы в будущем, и продумывают модель возврата заемных средств. Кредитор, принимая решение о выделении денег, прежде всего интересуется источниками доходов для покрытия долга, а не залогом. Именно поэтому для инициатора проекта важно правильно построить финансовую модель. Она должна убедить банки и другие финансовые институты в отсутствии рис-ков возврата инвестиций.

Частная концессионная инициатива

По единодушному мнению экспертов, наиболее эффективным инструментом ГЧП в настоящее время является частная концессионная инициатива (ЧКИ). Это механизм подачи инвестиционной заявки в государственные органы исполнительной власти, при котором инвестор предлагает уже готовый концессионный проект с технико-экономическим обоснованием и финансовыми параметрами, а исполнительный орган принимает решение о реализации данного проекта без проведения конкурсных процедур. Предполагается, что конкуренты у данного проекта отсутствуют.

На основе ЧКИ было заключено концессионное соглашение о строительстве порта «Лавна» в Мурманске (распоряжение Правительства РФ от 01.10.2018 г. №2111-р). По этой же схеме планируется подписать соглашение на строительство сухогрузного района порта Тамань.

Старший юрист компании Herbert Smith Freehills Роман Чураков полагает, что ЧКИ-проекты сейчас занимают абсолютное большинство среди всех портовых инициатив. Особенно это касается проектов дальневосточной локализации с участием китайских инвесторов: МТК «Приморье-1» и «Приморье-2», Петропавловск-Камчатский морской порт и другие.

По словам генерального директора АО «Арктический транспортно-промышленный узел «Архангельск» Сергея Кокина, проект строительства глубоководного района порта Архангельск, ориентированный на перевалку до 38 млн тонн грузов в год, тоже будет реализован на базе ГЧП с применением механизма частной концессионной инициативы. Объектом концессии будут гидротехнические сооружения, а также подъездная инфраструктура, причалы и морские терминалы.

Инвестиционный сбор

В следующем году будет введен такой инструмент ГЧП, как инвестиционный сбор. Его значимость обусловлена тем, что инвестор при построении финансовой модели строительства, к примеру гидротехнических сооружений в порту, сможет включить инвестиционный сбор в доходы от текущей деятельности.

Как пояснил А.Болдорев из «Росморпорта», с помощью инвестиционного сбора частные инвесторы смогут профинансировать строительство всех объектов федеральной собственности. Логика сбора как раз и заключается в том, чтобы суда загранплавания, принадлежащие компаниям и иностранным юрлицам, ведущим внешнеэкономическую деятельность, платили за использование федеральной инфраструктуры в российских портах.

Сейчас в инвестиционный сбор можно включить все затраты на строительство объекта федеральной собственности. Естественным ограничением является только сопоставимость размера сбора по бассейну: в случае завышения тарифа в одном порту суда начнут заходить в другой (если речь не идет о кэптивных компаниях).

Размер инвестиционного сбора будет определяться государством для каждого порта в отдельности исходя из финансово-экономических обос-нований расходов на строительство и содержание его гидротехнических сооружений. Данный сбор может собирать стивидорная компания, если она реализует инвестиционный проект, в котором сбор включен в доходы, учитываемые финансовой моделью. В таком случае собранный с судов инвестиционный сбор пойдет на погашение долга инвестора.

При этом основным администратором инвестиционного сбора является ФГУП «Росморпорт». По информации А.Болдорева, размер ставок для портов, не участвующих в ГЧП-проектах, будет определяться на основании их индивидуальных потребностей в обновлении ГТС, а полученные средства пойдут на поддержание этих объектов в рабочем состоянии. Впрочем, окончательную методику расчета инвестиционного сбора пока не утвердил Минфин.

Инфраструктурная ипотека

Еще одним новым инструментом ГЧП является ипотечный кредит, взятый на строительство инфраструктуры. По словам Р. Чуракова из Herbert Smith Freehills, разговоры о нем ведутся уже порядка четырех лет, причем на самом высоком уровне: о целесообразности его введения говорили президент Путин и премьер Медведев. Однако до сих пор такой механизм не нашел формализации. «Я знаю, что сейчас идет дискуссия в Минэкономики в отношении того, как именно он должен выглядеть, но пока никакого даже проекта документа, его оформляющего, нет», – пояснил эксперт.

Финансисты данный инструмент представляют в виде целевого кредита на строительство инфраструктурного объекта, гарантии по которому выдает правительство или специальный бюджетный фонд, создаваемый для этих целей. После возведения объекта инвестор передает его госзаказчику, а возврат кредита происходит из казны.

Напомним, что в 2017 году В. Путин на Петербургском международном экономическом форуме предложил внедрить в России механизм инфраструктурной ипотеки для инвесторов. В предлагаемой схеме кредитования объект инфраструктуры фактически покупается госорганом в кредит. При этом строительством объекта и привлечением заемных средств занимается частный инвестор. В качестве займов в этой схеме используются инфраструктурные облигации, выпущенные государственным фондом развития инфраструктуры.

Несмотря на длительность предварительного обсуждения, эксперты уверены, что данный механизм ГЧП будет введен с высокой долей вероятности, и уже в ближайшем будущем инвесторы смогут строить собственные перегрузочные комплексы вместе с объектами государственной инфраструктуры, получив ипотечный кредит под госгарантии.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде

Гранд-финал Национальной парусной лиги в Калининграде Команда Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» с 16 по 18 августа 2019 года приняла...

Комплексные учения в Карском море

Комплексные учения в Карском море С 15 по 19 августа в Карском море и на береговой полосе северо-западной части полуострова Ямал прошл...

Российская экономика

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов

Reuters: «Роснефть» переведет в евро новые контракты на экспорт нефтепродуктов Агентство отмечает, что переход на расчеты в евро отражает попытки компании снизить негативное влиян...

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли

Путин 22 августа обсудит с главами угледобывающих регионов России развитие отрасли В совещании примут участие главы Новосибирской и Кемеровской области, Якутии и Хакасии, Забайкальско...

Транспортная политика

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией

Замруководителя Росморречфлота обсудил вопросы организации регулярного круизного сообщения между Россией и Абхазией Заместитель руководителя Федерального агентства морского и речного транспорта Захарий Джиоев 16 авгу...

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта

Правительством РФ формируется рабочая группа по реализации механизма «регуляторной гильотины» в сфере водного транспорта 14 августа 2019 года у заместителя руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации Ю.С. Люб...

Морские порты

Общественная палата РФ посетила ММТП

Общественная палата РФ посетила ММТП Цель визита – знакомство с опытом АО «Мурманский морской торговый порт» в реализации экологических и...

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии

Порт Янпу на Хайнане к 2035 году станет ключевым пунктом контейнерных перевозок в Азии Предполагается, что в следующем году через порт перевезут более 1 млн контейнеров, сообщает ТАСС.




Морской транспорт

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна

На Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась торжественная церемония спуска на воду дноуглубительного судна 23 августа 2019 года в Петрозаводске на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе состоялась тор...

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов

Балтийский завод подписал договор о строительстве еще двух атомных ледоколов ФГУП «Атомфлот» и АО «Балтийский завод» подписали договор на выполнение работ по строительству треть...

Речной транспорт

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка

Дневник навигации ЛОРП: на Яне сложная обстановка Арктическая навигация в самом разгаре. Для речников и моряков – это напряженный период обеспечения С...

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!»

Речники ПАО «ЛОРП»: «На российский флаг равняйсь!» 22 августа коллектив Ленского пароходства одним из первых торжествено поднял российский флаг. На суд...

Ж/Д транспорт

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах

На Дальневосточной магистрали обсудили организацию перевозки грузов и выгрузку в Приморских портах и нефтебазах 23 августа во Владивостоке состоялся Дальневосточный межрегиональный координационный совет по вопрос...

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года

Движение поездов по Крымскому мосту откроют согласно графику до конца года Движение поездов по   Крымскому мосту будет запущено до конца текущего года, как &nbs...

Авто транспорт

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км

Сеть скоростных дорог «Автодора» в 2019 году увеличится на 200 км Сеть скоростных федеральных   дорог под управлением «Автодора» увеличится на 201,8 км по&n...

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России

Совфед отклонил закон о весогабаритном контроле транспорта в России Совет Федерации на заседании в пятницу отклонил закон о расширении полномочий Минтранса РФ в части р...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

Новые возможности для экспорта угля

Новые возможности для экспорта угля В 2018 году объем экспорта российского угля в восточном направлении обновил исторический рекорд, пре...

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ

Изменились правила отбора к осмотру судов под флагом РФ Акватория морского порта Магадан состоит из 4 участков, три из которых расположены в бухте Нагаева и...

Морской транспорт

Флагман «зеленого» судоходства

Флагман «зеленого» судоходства С каждым годом мировые стандарты в области экологии и энергоэффективности становятся все жестче. Для...

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

Речной транспорт

Навигация в условиях низкой водности

Навигация в условиях низкой водности В 2019 году и плановом периоде 2020 и 2021 гг. Администрация должна оказать услуги по дипломированию...

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтепереработка: качественный рост с убытками

Нефтепереработка: качественный рост с убытками В прошлом году в России было переработано более 290 млн тонн нефти, что чуть больше, чем в 2017 году...

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...