Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Морские порты
Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к берегам пяти морей – Черному, Азовскому и через внутренние водные пути к Каспийскому, Белому и Балтийскому морям. В 2009 году порту Ростов-на-Дону был присвоен статус морского порта.

В настоящее время это крупнейший транзитный и перевалочный пункт на Юге России. Общий судозаход порта превышает 6 тыс. единиц судов с общим грузооборотом 18 млн тонн в год. В 1998 году был открыт международный пункт пропуска через государственную границу, что позволило принимать суда под иностранным флагом и благоприятно сказалось на экономическом развитии порта и региона в целом. Ежегодно пункт пропуска осуществляет более 6 тыс. оформлений судов загранплавания.

Владимир Калашников, исполняющий обязанности капитана морского порта Ростов-на-Дону, ФГБУ «АМП Азовского моря»

Важнейшей задачей Службы капитана морского порта Ростов-на-Дону является создание, развитие и поддержание на высоком уровне всех систем и элементов, обеспечивающих безопасность мореплавания. В своей деятельности Служба руководствуется требованиями международных и национальных нормативных документов.

Вопросы обеспечения безопасности судоходства решаются в тесном взаимодействии с ФБУ «Администрация Азово-Донского бассейна внутренних водных путей» и Службой капитана морского порта Азов, поскольку одной из особенностей нашего порта является наличие смежной акватории с морским портом Азов и прямого выхода на внутренние водные пути. В рамках взаимодействия происходит обмен информацией о подходящих судах, проводимых в акваториях и влияющих на безопасность мореплавания работах, об изменениях режима судоходства, о наличии навигационных опасностей, о чрезвычайных происшествиях.

Характеристики и показатели работы порта

Возможность захода морских судов с большой осадкой лимитируется глубинами в Таганрогском заливе и перекатами реки Дон в акватории морского порта Ростов-на-Дону. Эти глубины значительно меняются под влиянием сгонно-нагонных ветров.

Морской порт открыт для навигации круглый год, осуществляет работу круглосуточно, принимает суда длиной до 142 метров, шириной до 18 метров. Морской порт является замерзающим портом. В условиях льдообразования в акватории порта и на подходах к нему осуществляется ледокольная проводка судов.

В границах порта находятся шесть мостовых переходов через реку Дон, что усложняет плавание в акватории и ограничивает высотные габариты судов, которые способен принимать морской порт. Наибольшую сложность представляет проход судов под подъемной фермой Ростовского железнодорожного моста, подъем которой осуществляется три раза в сутки согласно графику. Ограниченное время подъема фермы и большое количество судов требуют четкого взаимодействия Службы капитана порта и диспетчерской службы железной дороги.

Морской порт Ростов-на-Дону – это крупнейший транзитный и перевалочный пункт на юге России. Грузооборот порта по итогам 2016 года составил 19,39 млн тонн, в том числе погрузка – 12,67 млн тонн (65,4%), выгрузка – 800,89 тыс. тонн (4,1%), транзит – 5,9 млн тонн (30,5%). Грузооборот порта по итогам 2017 года составил 21,6 млн тонн, в том числе погрузка – 14,56 млн тонн (67,4%), выгрузка – 730,77 тыс. тонн (3,4%), транзит – 6,31 млн тонн (29,2%). В период с 2007 по 2017 год грузооборот порта вырос фактически в 2,5 раза.

Порт Ростов-на-Дону идет в ногу со временем – современное оборудование, применяемое на терминалах порта, позволяет наращивать объемы перевалки грузов, о чем свидетельствует статистика (см. рис. 1).

Рис. 1. Объемы перевалки грузов в морском порту Ростов-на-Дону, 2007-2017 гг., тыс. тонн.

В номенклатуре грузов, обрабатываемых в порту и перевозимых транзитом, преобладают нефть и нефтепродукты, зерновые грузы, незерновые навалочные грузы, уголь, кокс, металлолом, генеральные грузы, металл, пищевые грузы наливом.

В 2017 году в порту оформлено 7252 прихода судов (в 2016 г. – 6474), отходов – 7254 (в 2016 г. – 6524), всего оформлено 14506 судов (в 2016 г. – 12998). Общее количество судозаходов увеличилось на 11,2% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Рис. 2. Количество судозаходов в морской порт Ростов-на-Дону, 2007-2017 гг., ед.

На текущий момент 2018 года перевалка грузов демонстрирует рост на 18,3%, а судозаходы – на 21,1% в сравнении с аналогичным периодом 2017 года.

Безопасность судоходства

Ведущая роль в обеспечении безопасности мореплавания в морском порту принадлежит инспекции государственного портового контроля (ИГПК), которая выполняет широкий круг задач по контролю за соблюдением судами и организациями действующих международных и национальных нормативных документов, а также инструкций и распоряжений, относящихся к торговому мореплаванию, проверке готовности судов к выходу в море, контролю за строительными и другими работами в акватории порта.

Немаловажным аспектом обеспечения безопасности мореплавания является деятельность отдела по проверке российских и иностранных судов. Инспекторами отдела в рамках контроля за готовностью судов к выходу из порта налажено взаимодействие с Российским речным регистром и Российским морским регистром судоходства. Необходимый уровень компетенции работников ИГПК и отдела по проверке российских и иностранных судов поддерживается регулярным обучением инспекторов на курсах повышения квалификации и проведением технической учебы.

Морской порт Ростов-на-Дону входит в зону действия морского района Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности (ГМССБ), информационно связанного с морским спасательно-координационным подцентром «Тамань». Связь с судами в морском районе A1 ГМССБ обеспечивается работой базовой береговой станции MMSI №002734487, позывной «Таганрог-Радио-1» с зоной действия, перекрывающей всю акваторию морского порта. Суда, следующие в морской порт, устанавливают связь с капитаном порта на рабочем 14-м канале ОВЧ морского диапазона (150 МГц), позывной «Ростов-Порт-Контроль». Все суда в акватории порта несут радиовахту на 14-м и 16-м каналах ОВЧ морского диапазона (150 МГц).

Передача срочной информации об изменениях в навигационной обстановке, режиме плавания судов и штормовые предупреждения в акватории морского порта Ростов-на-Дону осуществляются начальником смены ИГПК (позывной «Ростов-Порт-Контроль») немедленно после их получения и далее с интервалом времени, установленным капитаном порта на 14-м канале ОВЧ морского диапазона (150 МГц).

Акватория морского порта Ростов-на-Дону расположена в густонаселенной экономически развитой территории, играя важную роль в транспортном процессе города и региона, и одновременно является одним из наиболее сложных участков для судоходства. В настоящее время в акватории порта ведется работа по улучшению безопасности судоходства. Осуществляется лоцманская проводка судов, регулирование движения флота. Установленная обязательная лоцманская проводка осуществляется 14 лоцманскими компаниями, из которых наиболее крупные – ООО «Аквалайнс», ООО «Торнадо», ООО «Меркурий». Лоцманы осуществляют проводку судов как в акватории морского порта, так и за ее пределами.

В акватории порта выставлены знаки плавучего ограждения, согласно системе МАМС, регион А. Установлены круглогодично светящиеся средства навигационной обстановки, что позволяет осуществлять круглосуточное движение судов не только в летний, но и в осенне-зимний период. Для оказания услуг и с целью обеспечения безопасности судоходства в акватории порта работают более 100 единиц флота.

Готовность к ЧС

Обеспечение безопасности мореплавания подразумевает не только контроль за безопасностью судоходства и предотвращением загрязнения окружающей среды с судов, но и организацию готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации. В порту осуществляются грузовые операции с различными грузами, в том числе с опасными грузами 3, 4, 4.1, 4.2 и 9 класса опасности согласно Международному морскому кодексу по опасным грузам (ММОГ).

Нефтеналивные терминалы и терминалы, на которых осуществляются грузовые операции с опасными грузами, расположены в черте города. Основной номенклатурой опасных грузов являются нефтепродукты и навалочные грузы, такие как уголь, отходы переработки зерновых культур. В целях обеспечения пожарной и экологической безопасности Службой капитана морского порта осуществляется мониторинг за перевалкой опасных грузов и проведением бункеровочных операций в акватории порта.

Транспортировка, перевалка, погрузка и хранение нефтепродуктов являются потенциальными источниками загрязнения акваторий. В границах порта Ростов-на-Дону операции с нефтепродуктами осуществляют ОАО «Новошахтинский завод нефтепродуктов» филиал «Ростовский», ООО «Росмортранс-Терминал» и более 10 бункеровочных компаний, имеющих собственные аттестованные аварийно-спасательные формирования либо договоры с профессиональными АСФ, обеспечивающими аварийно-спасательную готовность в порту Ростов-на-Дону.

Ледокольные проводки

Ростов-на-Дону является замерзающим портом, в котором в условиях льдообразования осуществляется ледокольная проводка судов, поэтому особое внимание уделяется вопросу обеспечения безопасности мореплавания в осенне-зимний период. При подготовке порта к осенне-зимнему периоду в Службе капитана порта проводятся совещания с участниками транспортного процесса, на которых определяется стратегия и порядок работы в этих условиях.

В целях обеспечения безопасности мореплавания и организации ледокольных проводок заблаговременно перед началом зимней навигации создается Штаб ледокольных операций морского порта Ростов-на-Дону.

Для руководства и оперативного управления ледокольными проводками в акваториях российских морских портов Азовского моря и на подходах к ним создается Бассейновая комиссия, в которую входят капитаны российских морских портов Азовского моря, представители АБФ ФГУП «Росморпорт» и работники Службы капитана порта. В задачи Бассейновой комиссии входит выдача рекомендаций с учетом имеющихся ограничений для судов по режиму ледового плавания и оценка возможности ледовой проводки по каждой конкретной заявке, определение составов караванов и изменения планов работы ледоколов в соответствии с полученным ледовым и метеорологическим прогнозом.

В Службе капитана порта приступает к работе Единый ситуационный центр, выполняющий функции по сбору и анализу заявок на ледокольную проводку, ледовых и гидрометеорологических прогнозов, информации о фактических условиях на маршруте движения караванов, контролю за положением ледоколов и судов. Данная информация предоставляется Бассейновой комиссии для выработки необходимых рекомендаций и принятия решений. Регулярно проводятся открытые заседания комиссии с приглашением всех участников транспортного процесса, до сведения которых доводится информация о работе Бассейновой комиссии и ледовой обстановке. Информация об итогах заседаний, движении флота, ледовых и метеорологических прогнозах размещается на официальном сайте в сети Интернет.

Четкое выполнение своих функций, последовательная реализация приоритетных для транспортного комплекса проектов, соблюдение и совершенствование системы мер обеспечения безопасности судоходства и внедрение инновационных технологий в повседневную деятельность позволяет Службе капитана морского порта Ростов-на-Дону обеспечивать в зоне своей ответственности должный уровень безопасности мореплавания.

Морские порты №8 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...