Не так страшен внешний долг, как то, что он в долларах

Российская экономика
Не так страшен внешний долг, как то, что он в долларах

Американские санкции могут негативно сказаться на финансовом состоянии российских экспортеров: большинство компаний имеет высокий уровень долговой нагрузки с коротким сроком погашения. Если зарубежные банки закроют доступ к дешевым кредитам, то гасить займы придется за счет выручки, а это чревато снижением инвестиционной активности и потерей финансовой устойчивости. Особенно если санкции приведут к сокращению экспорта и снижению валютной выручки. Ведь американцы вынуждают глобальные корпорации сворачивать сотрудничество с российским бизнесом, а введение запрета на долларовые операции для российских госбанков вообще может вызвать массовый отказ от покупок продукции из РФ.

Не дожидаясь такого развития событий, российские корпорации, в том числе государственные, начали досрочно гасить валютные займы. В то же время Банк России ускоренно избавляется от американских гособлигаций – за год из международных резервов было продано $93 млрд. Впрочем, эксперты сохраняют оптимизм, полагая, что в случае развертывания негативного сценария российское правительство может объявить мораторий по внешним долгам, а торговые партнеры предпочтут сохранить сотрудничество с Россией, используя для расчетов другие валюты.

Елена Александрова

Россия гасит долги

За девять месяцев текущего года внешний долг России сократился почти на 10% – с $518,1 млрд до $467,1 млрд. Текущий уровень долга является минимальным с 2010 года. Как отмечают в Банке России, снижение задолженности произошло главным образом в результате уменьшения обязательств перед зарубежными кредиторами частного сектора.

Напомним, что в апреле США ввели санкции против отдельных российских компаний (особенно сказались на «Русале»). Во II квартале у многих российских компаний и финансовых организаций началиcь проблемы с выплатами по внешнему долгу, так как международные банки отказались выдавать им новые займы, и гасить долги пришлось без рефинансирования.

По данным ЦБ РФ, за период с апреля по июнь сумма выплат по внешним обязательствам превысила $34 млрд, что стало рекордным показателем с 2014 года. В частности, корпорации потратили на выплату внешнего долга $10,2 млрд, банки – $9,8 млрд. Банк России выплатил по кредиту, взятому летом прошлого года на санацию банка «Открытие», $2,8 млрд. Еще $3,7 млрд ушло на погашение других кредитов ЦБ РФ.

Рекордная сумма выплат связана с тем, что компании начали погашать валютные займы досрочно. Например, компания «Транснефть», находящаяся под санкциями, полностью закрыла свои валютные обязательства, включая еврооблигации и кредит Банка развития Китая. «Мы все последние годы старались перевести валютный долг в рублевый, так как из-за обесценения рубля займы подорожали в два раза: по китайскому кредиту ставка достигла 13%, а по облигациям – 21%, при этом валютной выручки у нас почти нет», – рассказал глава компании Николай Токарев.

Компания «Сибур» в октябре начала выкуп с рынка собственных еврооблигаций со сроком погашения в 2023 году. По ее данным, это является показателем эффективного управления долгом, когда при избытке ликвидности, полученной благодаря стабильно растущему денежному потоку, часть средств идет на досрочное погашение валютных обязательств.

Досрочно избавляются от валютных кредитов и стивидорные компании. В частности, Global Ports выплатила по внешнему долгу в 1-м полугодии на $8 млн больше запланированного уровня. Как сообщили в компании, рост перевалки на 16% увеличил выручку, и это позволило сократить долговую нагрузку. Доходы, полученные Global Ports от продажи «ТрансКонтейнеру» компании «Логистика-Терминал», в размере 1,9 млрд рублей также пойдут на погашение кредитов.

Как отмечают эксперты, размер внешнего долга России сейчас соответствует уровню 2008 года ($464,4 млрд), когда мировой финансовый кризис привел к череде банкротств и ужесточению банковского кредитования, вследствие чего многим российским компаниям отказывали в зарубежных займах. Такая же ситуация сложилась после падения курса рубля в 2014 году, в результате чего за период с 1 июля 2014 года по 1 октября 2018 года внешний долг России сократился более чем на треть – с $732,8 млрд до $467,1 млрд.

Структура заимствований

Как пишет в своем отчете директор Центра изучения проблем центральных банков ИПЭИ РАНХиГС Павел Трунин, доля российских компаний и корпораций во внешнем долге страны постепенно растет: если десять лет назад она незначительно превышала 50%, то сейчас достигает 68%. Этот сектор экономики привлекает зарубежное финансирование преимущественно в виде кредитов и депозитов либо долговых обязательств перед прямыми инвесторами.

Так, займы в небанковских отраслях экономики на 1 октября текущего года составляли $317,3 млрд, в том числе внешний долг компаний перед прямыми инвесторами был равен $133,7 млрд, задолженность по кредитам и депозитам – $163 млрд, по долговым ценным бумагам – $7,8 млрд, прочая задолженность компаний – $5,4 млрд. В свою очередь банковский сектор аккумулирует внешний долг в основном в виде текущих счетов и депозитов, что составляет примерно 90% от суммарной задолженности банков перед нерезидентами. На 1 октября внешний долг банков был равен $91,8 млрд.

Внешний долг органов госуправления не так велик – всего $46,5 млрд, в том числе обязательства перед нерезидентами по рублевым гособлигациям составляют $28,4 млрд, по валютным облигациям – $16,5 млрд. За девять месяцев долг по госбумагам уменьшился на 10,2% за счет массового выхода зарубежных инвесторов, напуганных санкциями, запрещающими американским резидентам держать на балансе бумаги российских эмитентов.

П.Трунин обратил внимание на то, что реальный госдолг России на самом деле больше, чем обязательства госорганов. Дело в том, что задолженность компаний, в которых доля государства превышает 50% капитала, составляет значительную величину. Так, на 1 апреля текущего года из $105 млрд внешнего долга банков $72 млрд (69%) приходилось на контролируемые государством финансовые организации. Для нефинансового сектора это соотношение составляет 32% – $107 млрд из $338 млрд. Высокое значение для банковского сектора объясняется доминированием в нем банков с госучастием.

Таким образом, с учетом контролируемых государством компаний внешний долг госсектора достигает $255 млрд (49% всего внешнего долга), тогда как задолженность органов госуправления – $77 млрд (15,4%) и Центробанка – $11,5 млрд (2,2%).

Также эксперт отметил, что большую часть внешних займов России предстоит погасить в ближайшие два года. В частности, до 1 апреля 2019 года необходимо выплатить $89 млрд (17,1%), в промежутке от года до двух лет – еще $51 млрд, на горизонте свыше двух лет – $284 млрд.

Еще $28 млрд составляет задолженность до востребования и по сумме $67 млрд график погашения либо не определен, либо отсутствует. При этом самым краткосрочным является внешний долг Банка России, а самый длительный срок погашения предусмотрен по долгам органов госуправления – 93% займов нужно будет погасить через два года и позже.

Этот долг хорош еще и тем, что 70% обязательств составляют выплаты в рублях, c которыми не возникнет проблем в условиях обострения санкций. В то же время компании и банки должны выплачивать свои долги в долларах и евро.

По мнению П.Трунина, значительная доля краткосрочного долга несет риски, так как на оплату процентов по кредитам уходит почти треть всех валютных доходов российской экономики, а с учетом повышения ставок ФРС США обслуживать внешние займы будет еще дороже.

На фоне катаклизмов с санкциями и ускоренного выхода российского правительства из американских гособлигаций, когда за год – с мая 2017 года по май 2018 года – размер вложений в них сократился с $107,8 млрд до $14,9 млрд, возникает вопрос: какую валюту и для каких целей Россия хранит в резервах?

Валютная копилка

По данным Банка России, международные резервы РФ по состоянию на 5 октября составляли $459,2 млрд. За девять месяцев они увеличились на $35,6 млрд преимущественно за счет приобретения валюты в рамках бюджетного правила. По словам первого заместителя председателя ЦБ РФ Ксении Юдаевой, прежний ориентир по валютным запасам в $500 млрд, сохранявшийся с 2015 года, больше не актуален – России незачем да и опасно держать в кубышке большие объемы ликвидности. Эксперты с ней согласны.

По мнению директора аналитического департамента компании «Альпари» Александра Разуваева, $459 млрд резервов для России является не только достаточной, но даже избыточной суммой, поэтому часть средств можно направить на развитие реального сектора экономики, прежде всего в различные инфраструктурные проекты и строительство жилья. Опасаться, что резервов не хватит на экстренное погашение долга, не стоит. «Если Запад рискнет арестовать российские международные резервы, то Россия легко ответит мораторием по внешним долгам, при этом останется даже в плюсе, так как примерно $80 млрд из международных резервов ЦБ РФ – это монетарное золото, его даже пощупать можно», – прокомментировал РИА «Новости» А. Разуваев.

По словам эксперта Центра экономического прогнозирования АО «Газпромбанк» Кирилла Никоды, отношение внешнего государственного долга (органы госуправления и ЦБ РФ) к ВВП Российской Федерации на данный момент составляет около 3,7%, что значительно меньше, чем у большинства стран. С учетом корпоративного сектора и банков внешняя долговая нагрузка России составляет около 30% ВВП, что можно считать комфортным уровнем по сравнению с другими странами, который сопоставим с Мексикой и Бразилией. Такой уровень значительно ниже, чем у многих развивающихся стран. К примеру, в Турции отношение внешнего долга к ВВП составляет 53%, в Чили – 65%, ЮАР – 50%. Высокая долговая нагрузка характерна также и для большинства развитых стран.

«Если гипотетически представить, что сегодня потребуется погасить все кредиты перед внешними контрагентами, то текущих золотовалютных резервов России для этого хватит и уж тем более их хватит для обслуживания краткосрочных обязательств (до 1 года). На фоне положительного торгового баланса это является признаком устойчивой финансовой системы и платежеспособности страны. При этом в долгосрочной перспективе активного наращивания внешнего долга не предвидится, скорее, возможно его сокращение или замещение на внутренние источники», – пояснил К. Никода.

В Банке России полагают, что прибегать к резервам для выплат по внешним долгам не придется даже после введения самых жестких санкций. По данным регулятора, на 1 сентября текущего года российские банки имели запас ликвидности в $43,9 млрд против $39,7 млрд на аналогичную дату годом ранее. В то же время с 1 октября 2018 года по 1 июля 2019 года ожидаемый объем погашения обязательств в иностранной валюте для крупнейших банков страны составит $17,5 млрд.

В поисках альтернативы доллару

Между тем у российских банков существует угроза полного прекращения поступления долларовой ликвидности. Дело в том, что в августе Конгресс США обнародовал законопроект об очередной порции санкций против России, которые могут быть введены до конца года. Документом предусмот-рен запрет на сделки с активами в США Внешэкономбанку, Сбербанку, ВТБ, Газпромбанку, Банку Москвы, Россельхозбанку и Промсвязьбанку. Если ограничение будет введено, то доллары перестанут поступать на счета этих банков по всем зарубежным контрактам компаний, которые в них обслуживаются.

Представители Минфина России не исключают такую ситуацию. Для предотвращения негативных последствий разрабатываются собственные каналы расчетов. «Локальная инфраструктура в плане расчетов – она независима, все расчеты, в том числе и с вкладчиками, они под риски западных санкций не попадают, внешняя торговля будет во многом зависеть от торговых партнеров. Собственно говоря, для этого эту инфраструктуру расчетов в локальных валютах мы и хотим выстроить для того, чтобы даже в этом случае торговые партнеры могли эту инфраструктуру использовать», – говорит заместитель министра финансов РФ Владимир Колычев. По его заверениям, в самом крайнем случае валютой российскую экономику поддержит Банк России.

Компании тоже заранее готовят поч-ву для обеспечения стабильной работы в условиях жестких санкций, стараясь договориться со своими торговыми партнерами о продолжении сотрудничества без использования доллара. Недавно «Газпром нефть» подписала с партнерами дополнительные соглашения о возможности перевода расчетов по контрактам с долларов США на евро. «Газпром» сейчас работает над механизмом расчетов за газ с зарубежными партнерами в национальных валютах с привязкой к цене золота.

Впрочем, не у всех российских компаний и не всегда получается договориться с международными банками и корпорациями. У того же «Газпрома» сложилась непростая ситуация. Для выплаты внешнего долга компании пришлось выпустить облигаций на 40 млрд рублей, из которых на 32 млрд рублей выкупили негосударственные пенсионные фонды РФ. В планах у газовой монополии было рефинансирование валютного долга за рубежом путем размещения в июне еврооблигаций в британских фунтах, однако в мае Стокгольмский арбитражный суд обязал компанию выплатить «Наф-тогазу» Украины $2,6 млрд, и в счет обеспечения этой суммы были арестованы активы «Газпрома» в Швейцарии и Нидерландах. Как посчитали в компании, британские фунты, полученные от размещения, соответственно, так же могут быть заморожены, и решили не рисковать. Сейчас внешние займы для «Газпрома» невозможны, а собственных средств на строительство новых газопроводов у компании нет.

Таким образом, санкции США в отношении России могут вызвать значительные изменения в ее экономике – без доступа к дешевым зарубежным кредитам у российских банков и корпораций не будет средств для развития и им придется искать источники ресурсов на внутреннем рынке. Хотя, вероятнее всего, российская экономическая модель останется прежней, так как при всем желании политиков спрос на дешевое российское сырье в мире подавить не удастся, и экспортеры в короткий срок смогут наладить новые каналы поставок и расчетов, не подпадающие под американское правосудие.

Морские порты (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна может перекрыть Ормузский про...

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан

Теплоход «Гранит», накануне из-за поломки потерявший ход в Японском море, прибыл в порт Пусан в Южно...

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил письмо первому вице-п...

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...