Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Морские порты
Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченского морского торгового порта. Его инфраструктура была ориентирована на работу железнодорожной и автомобильной паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымским полуостровом.

Созданные Северный и Южный молы образовали акваторию порта (ныне Внутренний ковш Северного района с разворотным кругом) с действующими глубинами от 4,5 до 7 метров, а причалы и берегоукрепительные сооружения, построенные с необходимыми расчетными параметрами, обеспечили безопасную работу судов паромного сообщения.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века работа паромного комплекса была прекращена, развитие порта остановилось. Оно возобновилось лишь в начале 2000-х. В 2005 году было восстановлено железнодорожное сообщение паромной переправы, построены новые и реконструированы старые причалы и берегоукрепительные сооружения. Помимо первоначального назначения порт начал осуществлять перевалку генеральных и зерновых грузов, нефтепродуктов и жидких химических удобрений.

Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Характеристики порта

В настоящее время площадь территории морского порта Кавказ составляет 46,5 га, площадь акватории – 40,68 км2. Количество причалов в порту – 10, длина причального фронта – 987,1 пог. метра. Пропускная способность грузовых терминалов – 8,4 млн тонн в год, пассажирских терминалов – 400 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: длина – 150 метров, ширина – 22 метра, осадка – 5,3 метра. Габариты судов, принимаемых на рейде: длина – 300 метров, ширина – 46 метров, осадка – 22,6 метра.

На сегодня морской порт Кавказ состоит из 4 участков. Участок №1 акватории морского порта включает в себя Северный район (внутренний ковш Северного района с разворотным кругом, подходной канал к Северному району, район перспективного развития Северо-Восточного грузового района, фарватер №28, Южный район, фарватер подхода к Южному району). Участок №2 включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район №2; участок №3 – глубоководный рейдовый перегрузочный район №3; участок №4 – якорную стоянку №455.

На рейдовых перегрузочных районах (РПР) №2 и №3 осуществляется обслуживание наливных и сухогрузных судов, перевалка наливных, насыпных и навалочных грузов. Судоходство в акватории Керченского пролива в/из порта осуществляется по Таманскому судоходному пути, в состав которого входят фарватер №50 Керченского пролива, участок перехода с фарватера №50 на фарватер №52, фарватер №52 Керченского пролива, и по Керчь-Еникальскому каналу, в состав которого входят Павловское колено, Бурунское, Еникальское колено, Чушкинское колено. Длина канала – 24,3 км, ширина – 120 метров, глубина – до 9,3 метра. Начинается канал в Черном море, заканчивается – в Азовском. Пропускная способность канала – до 150 судов в сутки. Акватория Керченского пролива является районом обязательной лоцманской проводки. Навигация в морском порту Кавказ осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно.

Грузооборот порта за 2017 год составил 44,3 млн тонн. Из них генеральных грузов – 11,76 млн тонн, насыпных – 19,18 млн тонн, наливных – 12,67 млн тонн, ро-ро грузов – 689 тыс. тонн, автомобилей паромами – 1,82 млн единиц, пассажиров паромами – 5,79 млн человек. За 7 месяцев 2018 года в порту переработано 31,9 млн тонн, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го (и в 5 раз больше, чем в 2007 году).

В настоящее время морской порт Кавказ стремительно развивается. Развитие происходит как в акватории (открываются дополнительные якорные стоянки, что позволяет ежегодно наращивать объемы грузоперевалки), так и на территории порта.

Для примера: Южный морской торговый терминал (причалы №24 и №25) в 2014 году перегрузил 422 тыс. тонн, а в 2018-м – уже 1,35 млн тонн. Одновременно с увеличением обработки грузов строится новая инфраструктура. Так, объемы площадей для хранения грузов в 2014 году составляли 20 тыс. м2, а в 2018 году – 120 тыс. м2, что сегодня позволяет единовременно хранить до 350 тыс. тонн навалочных грузов. Только у этого стивидора выгрузка на железной дороге достигла 112 вагонов ежесуточно, а в конце 2018 года планируется ввод в эксплуатацию двух вагоноопрокидывателей.

Количество судозаходов в 2017 году составило 29700. За 8 месяцев 2018 года количество судозаходов – 17942, за аналогичный период 2017 года – 18635. Соотношение составило 98%, что связано с сокращением количества рейсов паромов, следующих в Республику Крым и обратно, в связи со сдачей в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив и направлением легкового транспорта по Крымскому мосту.

В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию железнодорожного моста через пролив, что высвободит железнодорожную станцию Кавказ и позволит порту увеличить объемы перегрузки грузов на суда.

Работа СУДС, АИС и СНО

СУДС Керченского пролива с центром СУДС в морском порту Кавказ обслуживает морские порты Кавказ, Тамань и Темрюк и классифицируется как СУДС высшей категории. Зона действия СУДС Керченского пролива включает акваторию Керченского пролива и акваторию морских портов Кавказ, Тамань и Темрюк с подходами к ним.

На СУДС в пределах установленной зоны действия возлагается:

обнаружение судов на подходах к зоне действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;

передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;

оказание помощи в судовождении;

организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зоне действия СУДС в морских портах;

контроль за движением судов и положением судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах;

содействие в проведении ава-рийно-спасательных и поисковых операций, работ по локализации последствий загрязнения акватории;

сбор информации о положении плавучих СНО по данным радиолокационной информации и докладам с судов, передача данной информации в подразделения Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и сторонние организации в соответствии с установленным порядком и другое.

Персонал СУДС Керченского пролива укомплектован в соответствии со структурой и установленными функциями. Непрерывная круглосуточная деятельность СУДС обеспечивается сменной работой персонала.

Движение судов регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов. До начала движения судно должно запросить разрешение на начало движения. Регулирование движения судов в зоне действия СУДС Керченского пролива осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении: очередности и времени начала движения; маршрута, интервала и скорости движения; порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; действий для предотвращения непосредственной опасности и т.д.

Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется по запросу судна или по инициативе СУДС в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства.

В зоне действия СУДС Керченского пролива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

Рабочие места операторов СУДС оборудованы средствами УКВ-радиосвязи, монитором системы видеонаблюдения, телефоном связи с ИГПК, системой предупреждения об аварийной навигационной ситуации в зоне ответственности со звуковой и световой сигнализацией.

Центр СУДС оснащен системой документирования радиолокационной и АИС информации о движении судов, радиотелефонных переговоров, гидрометеорологической информации. В Центре СУДС создана и ведется электронная база данных судов (БД РСМБ 2.0).

Обязательные постановления и обеспечение безопасности мореплавания

Приказом Минтранса России от 23.03.2018 г. №110 утверждена новая редакция Обязательных постановлений в морском порту Кавказ. В данном документе содержится описание морского порта, правила захода и выхода судов в/из порта, правила плавания судов в акватории морского порта, описание зоны действия СУДС и правила плавания в этой зоне, правила стоянки судов в морском порту, обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина, правила пользования специальными средствами связи на территории и в акватории, сведения о границах, сведения о технических возможностях порта, периоде навигации, районах обязательной лоцманской проводки и другое.

Обязательные постановления разработаны с учетом действующей нормативно-правовой базы, учитывают правила хорошей морской практики и подлежат к исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в границах порта.

В морском порту и на его подходах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. Режим формирования графика расстановки и движения судов, постановки их к причалам, на якорные стоянки, рейдовые перегрузочные районы происходит в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 и действующими Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

График расстановки и движения судов утверждается капитаном порта ежедневно в 15.00 часов по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 18 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ, и размещается по адресу в сети Интернет: http://kavkaz.azovseaports.ru. Информация о заходе/выходе судна в/из морского порта передается капитану порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru.

Движение судов в акватории морского порта и на его подходах (участки №1-4, Керчь-Еникальский канал и Таманский судоходный путь) регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов службой управления движением судов Керченского пролива и инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Кавказ. На начало движения судно запрашивает разрешение ИГПК и СУДС.

Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, предупреждения аварийности и охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Кавказ в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС, ЛСА и др.), федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами Минтранса России.

Практикуемая комплексная система мер по контролю за надлежащим исполнением действующего законодательства в области эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, его действенным и безошибочным правоприменением, по постоянному повышению профессиональных качеств работников Службы капитана порта путем утвержденных способов повышения профессионального мастерства и квалификации способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов. А регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

Повышение привлекательности порта

Актуальными вопросами повышения привлекательности морского порта Кавказ в настоящее время являются:

1. Расширение якорных мест глубоководной перевалки, в частности, доведение на участке №3 их количества до проектных показателей – 18 мест.

2. Создание в Керченском проливе единого оператора системы управления движения судов, что позволит повысить уровень контроля при регулировании движением судов, находящихся в акватории пролива в целях проведения погрузочно-разгрузочных операций, и судов, осуществляющих транзитное плавание.

3. Создание в Керченском проливе единой лоцманской службы. Возможность выдачи разрешений капитанам судов на право плавания без лоцмана в соответствии с приказом Минтранса России от 20.09.2016 г. №270 и Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

4. Выполнение работ по должному обеспечению безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива с оснащением данного района развитой сетью береговых и плавучих средств навигационного обеспечения и постоянное ее совершенствование.

5. Дальнейшая проработка и реализация процесса ускорения прохождения осмотров судов государственными контрольными органами.

6. Развитие наземной транспортной связи в порту и на подходах к нему, обеспечивающейся железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...