Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы - Морские вести России

Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

09.12.2018

Морские порты

История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченского морского торгового порта. Его инфраструктура была ориентирована на работу железнодорожной и автомобильной паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымским полуостровом.

Созданные Северный и Южный молы образовали акваторию порта (ныне Внутренний ковш Северного района с разворотным кругом) с действующими глубинами от 4,5 до 7 метров, а причалы и берегоукрепительные сооружения, построенные с необходимыми расчетными параметрами, обеспечили безопасную работу судов паромного сообщения.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века работа паромного комплекса была прекращена, развитие порта остановилось. Оно возобновилось лишь в начале 2000-х. В 2005 году было восстановлено железнодорожное сообщение паромной переправы, построены новые и реконструированы старые причалы и берегоукрепительные сооружения. Помимо первоначального назначения порт начал осуществлять перевалку генеральных и зерновых грузов, нефтепродуктов и жидких химических удобрений.

Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Характеристики порта

В настоящее время площадь территории морского порта Кавказ составляет 46,5 га, площадь акватории – 40,68 км2. Количество причалов в порту – 10, длина причального фронта – 987,1 пог. метра. Пропускная способность грузовых терминалов – 8,4 млн тонн в год, пассажирских терминалов – 400 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: длина – 150 метров, ширина – 22 метра, осадка – 5,3 метра. Габариты судов, принимаемых на рейде: длина – 300 метров, ширина – 46 метров, осадка – 22,6 метра.

На сегодня морской порт Кавказ состоит из 4 участков. Участок №1 акватории морского порта включает в себя Северный район (внутренний ковш Северного района с разворотным кругом, подходной канал к Северному району, район перспективного развития Северо-Восточного грузового района, фарватер №28, Южный район, фарватер подхода к Южному району). Участок №2 включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район №2; участок №3 – глубоководный рейдовый перегрузочный район №3; участок №4 – якорную стоянку №455.

На рейдовых перегрузочных районах (РПР) №2 и №3 осуществляется обслуживание наливных и сухогрузных судов, перевалка наливных, насыпных и навалочных грузов. Судоходство в акватории Керченского пролива в/из порта осуществляется по Таманскому судоходному пути, в состав которого входят фарватер №50 Керченского пролива, участок перехода с фарватера №50 на фарватер №52, фарватер №52 Керченского пролива, и по Керчь-Еникальскому каналу, в состав которого входят Павловское колено, Бурунское, Еникальское колено, Чушкинское колено. Длина канала – 24,3 км, ширина – 120 метров, глубина – до 9,3 метра. Начинается канал в Черном море, заканчивается – в Азовском. Пропускная способность канала – до 150 судов в сутки. Акватория Керченского пролива является районом обязательной лоцманской проводки. Навигация в морском порту Кавказ осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно.

Грузооборот порта за 2017 год составил 44,3 млн тонн. Из них генеральных грузов – 11,76 млн тонн, насыпных – 19,18 млн тонн, наливных – 12,67 млн тонн, ро-ро грузов – 689 тыс. тонн, автомобилей паромами – 1,82 млн единиц, пассажиров паромами – 5,79 млн человек. За 7 месяцев 2018 года в порту переработано 31,9 млн тонн, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го (и в 5 раз больше, чем в 2007 году).

В настоящее время морской порт Кавказ стремительно развивается. Развитие происходит как в акватории (открываются дополнительные якорные стоянки, что позволяет ежегодно наращивать объемы грузоперевалки), так и на территории порта.

Для примера: Южный морской торговый терминал (причалы №24 и №25) в 2014 году перегрузил 422 тыс. тонн, а в 2018-м – уже 1,35 млн тонн. Одновременно с увеличением обработки грузов строится новая инфраструктура. Так, объемы площадей для хранения грузов в 2014 году составляли 20 тыс. м2, а в 2018 году – 120 тыс. м2, что сегодня позволяет единовременно хранить до 350 тыс. тонн навалочных грузов. Только у этого стивидора выгрузка на железной дороге достигла 112 вагонов ежесуточно, а в конце 2018 года планируется ввод в эксплуатацию двух вагоноопрокидывателей.

Количество судозаходов в 2017 году составило 29700. За 8 месяцев 2018 года количество судозаходов – 17942, за аналогичный период 2017 года – 18635. Соотношение составило 98%, что связано с сокращением количества рейсов паромов, следующих в Республику Крым и обратно, в связи со сдачей в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив и направлением легкового транспорта по Крымскому мосту.

В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию железнодорожного моста через пролив, что высвободит железнодорожную станцию Кавказ и позволит порту увеличить объемы перегрузки грузов на суда.

Работа СУДС, АИС и СНО

СУДС Керченского пролива с центром СУДС в морском порту Кавказ обслуживает морские порты Кавказ, Тамань и Темрюк и классифицируется как СУДС высшей категории. Зона действия СУДС Керченского пролива включает акваторию Керченского пролива и акваторию морских портов Кавказ, Тамань и Темрюк с подходами к ним.

На СУДС в пределах установленной зоны действия возлагается:

обнаружение судов на подходах к зоне действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;

передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;

оказание помощи в судовождении;

организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зоне действия СУДС в морских портах;

контроль за движением судов и положением судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах;

содействие в проведении ава-рийно-спасательных и поисковых операций, работ по локализации последствий загрязнения акватории;

сбор информации о положении плавучих СНО по данным радиолокационной информации и докладам с судов, передача данной информации в подразделения Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и сторонние организации в соответствии с установленным порядком и другое.

Персонал СУДС Керченского пролива укомплектован в соответствии со структурой и установленными функциями. Непрерывная круглосуточная деятельность СУДС обеспечивается сменной работой персонала.

Движение судов регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов. До начала движения судно должно запросить разрешение на начало движения. Регулирование движения судов в зоне действия СУДС Керченского пролива осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении: очередности и времени начала движения; маршрута, интервала и скорости движения; порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; действий для предотвращения непосредственной опасности и т.д.

Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется по запросу судна или по инициативе СУДС в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства.

В зоне действия СУДС Керченского пролива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

Рабочие места операторов СУДС оборудованы средствами УКВ-радиосвязи, монитором системы видеонаблюдения, телефоном связи с ИГПК, системой предупреждения об аварийной навигационной ситуации в зоне ответственности со звуковой и световой сигнализацией.

Центр СУДС оснащен системой документирования радиолокационной и АИС информации о движении судов, радиотелефонных переговоров, гидрометеорологической информации. В Центре СУДС создана и ведется электронная база данных судов (БД РСМБ 2.0).

Обязательные постановления и обеспечение безопасности мореплавания

Приказом Минтранса России от 23.03.2018 г. №110 утверждена новая редакция Обязательных постановлений в морском порту Кавказ. В данном документе содержится описание морского порта, правила захода и выхода судов в/из порта, правила плавания судов в акватории морского порта, описание зоны действия СУДС и правила плавания в этой зоне, правила стоянки судов в морском порту, обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина, правила пользования специальными средствами связи на территории и в акватории, сведения о границах, сведения о технических возможностях порта, периоде навигации, районах обязательной лоцманской проводки и другое.

Обязательные постановления разработаны с учетом действующей нормативно-правовой базы, учитывают правила хорошей морской практики и подлежат к исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в границах порта.

В морском порту и на его подходах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. Режим формирования графика расстановки и движения судов, постановки их к причалам, на якорные стоянки, рейдовые перегрузочные районы происходит в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 и действующими Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

График расстановки и движения судов утверждается капитаном порта ежедневно в 15.00 часов по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 18 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ, и размещается по адресу в сети Интернет: http://kavkaz.azovseaports.ru. Информация о заходе/выходе судна в/из морского порта передается капитану порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru.

Движение судов в акватории морского порта и на его подходах (участки №1-4, Керчь-Еникальский канал и Таманский судоходный путь) регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов службой управления движением судов Керченского пролива и инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Кавказ. На начало движения судно запрашивает разрешение ИГПК и СУДС.

Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, предупреждения аварийности и охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Кавказ в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС, ЛСА и др.), федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами Минтранса России.

Практикуемая комплексная система мер по контролю за надлежащим исполнением действующего законодательства в области эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, его действенным и безошибочным правоприменением, по постоянному повышению профессиональных качеств работников Службы капитана порта путем утвержденных способов повышения профессионального мастерства и квалификации способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов. А регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

Повышение привлекательности порта

Актуальными вопросами повышения привлекательности морского порта Кавказ в настоящее время являются:

1. Расширение якорных мест глубоководной перевалки, в частности, доведение на участке №3 их количества до проектных показателей – 18 мест.

2. Создание в Керченском проливе единого оператора системы управления движения судов, что позволит повысить уровень контроля при регулировании движением судов, находящихся в акватории пролива в целях проведения погрузочно-разгрузочных операций, и судов, осуществляющих транзитное плавание.

3. Создание в Керченском проливе единой лоцманской службы. Возможность выдачи разрешений капитанам судов на право плавания без лоцмана в соответствии с приказом Минтранса России от 20.09.2016 г. №270 и Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

4. Выполнение работ по должному обеспечению безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива с оснащением данного района развитой сетью береговых и плавучих средств навигационного обеспечения и постоянное ее совершенствование.

5. Дальнейшая проработка и реализация процесса ускорения прохождения осмотров судов государственными контрольными органами.

6. Развитие наземной транспортной связи в порту и на подходах к нему, обеспечивающейся железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Морские порты №7 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика