Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

Морские порты
Порт Кавказ: серьезный контроль, большие перспективы

История порта Кавказ начинается с 1954 года, когда он начал эксплуатироваться как портопункт Керченского морского торгового порта. Его инфраструктура была ориентирована на работу железнодорожной и автомобильной паромной переправы, связывающей Таманский полуостров с Крымским полуостровом.

Созданные Северный и Южный молы образовали акваторию порта (ныне Внутренний ковш Северного района с разворотным кругом) с действующими глубинами от 4,5 до 7 метров, а причалы и берегоукрепительные сооружения, построенные с необходимыми расчетными параметрами, обеспечили безопасную работу судов паромного сообщения.

В конце 80-х – начале 90-х годов XX века работа паромного комплекса была прекращена, развитие порта остановилось. Оно возобновилось лишь в начале 2000-х. В 2005 году было восстановлено железнодорожное сообщение паромной переправы, построены новые и реконструированы старые причалы и берегоукрепительные сооружения. Помимо первоначального назначения порт начал осуществлять перевалку генеральных и зерновых грузов, нефтепродуктов и жидких химических удобрений.

Сергей Наумов, капитан морского порта Кавказ ФГБУ «АМП Азовского моря»

Характеристики порта

В настоящее время площадь территории морского порта Кавказ составляет 46,5 га, площадь акватории – 40,68 км2. Количество причалов в порту – 10, длина причального фронта – 987,1 пог. метра. Пропускная способность грузовых терминалов – 8,4 млн тонн в год, пассажирских терминалов – 400 тыс. пассажиров в год. Максимальные габариты судов, заходящих в порт: длина – 150 метров, ширина – 22 метра, осадка – 5,3 метра. Габариты судов, принимаемых на рейде: длина – 300 метров, ширина – 46 метров, осадка – 22,6 метра.

На сегодня морской порт Кавказ состоит из 4 участков. Участок №1 акватории морского порта включает в себя Северный район (внутренний ковш Северного района с разворотным кругом, подходной канал к Северному району, район перспективного развития Северо-Восточного грузового района, фарватер №28, Южный район, фарватер подхода к Южному району). Участок №2 включает в себя глубоководный рейдовый перегрузочный район №2; участок №3 – глубоководный рейдовый перегрузочный район №3; участок №4 – якорную стоянку №455.

На рейдовых перегрузочных районах (РПР) №2 и №3 осуществляется обслуживание наливных и сухогрузных судов, перевалка наливных, насыпных и навалочных грузов. Судоходство в акватории Керченского пролива в/из порта осуществляется по Таманскому судоходному пути, в состав которого входят фарватер №50 Керченского пролива, участок перехода с фарватера №50 на фарватер №52, фарватер №52 Керченского пролива, и по Керчь-Еникальскому каналу, в состав которого входят Павловское колено, Бурунское, Еникальское колено, Чушкинское колено. Длина канала – 24,3 км, ширина – 120 метров, глубина – до 9,3 метра. Начинается канал в Черном море, заканчивается – в Азовском. Пропускная способность канала – до 150 судов в сутки. Акватория Керченского пролива является районом обязательной лоцманской проводки. Навигация в морском порту Кавказ осуществляется круглогодично, порт осуществляет работу круглосуточно.

Грузооборот порта за 2017 год составил 44,3 млн тонн. Из них генеральных грузов – 11,76 млн тонн, насыпных – 19,18 млн тонн, наливных – 12,67 млн тонн, ро-ро грузов – 689 тыс. тонн, автомобилей паромами – 1,82 млн единиц, пассажиров паромами – 5,79 млн человек. За 7 месяцев 2018 года в порту переработано 31,9 млн тонн, что на 27% больше по сравнению с аналогичным периодом 2017-го (и в 5 раз больше, чем в 2007 году).

В настоящее время морской порт Кавказ стремительно развивается. Развитие происходит как в акватории (открываются дополнительные якорные стоянки, что позволяет ежегодно наращивать объемы грузоперевалки), так и на территории порта.

Для примера: Южный морской торговый терминал (причалы №24 и №25) в 2014 году перегрузил 422 тыс. тонн, а в 2018-м – уже 1,35 млн тонн. Одновременно с увеличением обработки грузов строится новая инфраструктура. Так, объемы площадей для хранения грузов в 2014 году составляли 20 тыс. м2, а в 2018 году – 120 тыс. м2, что сегодня позволяет единовременно хранить до 350 тыс. тонн навалочных грузов. Только у этого стивидора выгрузка на железной дороге достигла 112 вагонов ежесуточно, а в конце 2018 года планируется ввод в эксплуатацию двух вагоноопрокидывателей.

Количество судозаходов в 2017 году составило 29700. За 8 месяцев 2018 года количество судозаходов – 17942, за аналогичный период 2017 года – 18635. Соотношение составило 98%, что связано с сокращением количества рейсов паромов, следующих в Республику Крым и обратно, в связи со сдачей в эксплуатацию транспортного перехода через Керченский пролив и направлением легкового транспорта по Крымскому мосту.

В ближайшее время ожидается введение в эксплуатацию железнодорожного моста через пролив, что высвободит железнодорожную станцию Кавказ и позволит порту увеличить объемы перегрузки грузов на суда.

Работа СУДС, АИС и СНО

СУДС Керченского пролива с центром СУДС в морском порту Кавказ обслуживает морские порты Кавказ, Тамань и Темрюк и классифицируется как СУДС высшей категории. Зона действия СУДС Керченского пролива включает акваторию Керченского пролива и акваторию морских портов Кавказ, Тамань и Темрюк с подходами к ним.

На СУДС в пределах установленной зоны действия возлагается:

обнаружение судов на подходах к зоне действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;

передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;

оказание помощи в судовождении;

организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зоне действия СУДС в морских портах;

контроль за движением судов и положением судов на якорных стоянках и выносных причальных устройствах;

содействие в проведении ава-рийно-спасательных и поисковых операций, работ по локализации последствий загрязнения акватории;

сбор информации о положении плавучих СНО по данным радиолокационной информации и докладам с судов, передача данной информации в подразделения Таманского управления АЧБФ ФГУП «Росморпорт» и сторонние организации в соответствии с установленным порядком и другое.

Персонал СУДС Керченского пролива укомплектован в соответствии со структурой и установленными функциями. Непрерывная круглосуточная деятельность СУДС обеспечивается сменной работой персонала.

Движение судов регулируется в соответствии с графиком движения и расстановки судов. До начала движения судно должно запросить разрешение на начало движения. Регулирование движения судов в зоне действия СУДС Керченского пролива осуществляется посредством передачи судам рекомендаций в отношении: очередности и времени начала движения; маршрута, интервала и скорости движения; порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; действий для предотвращения непосредственной опасности и т.д.

Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется по запросу судна или по инициативе СУДС в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства.

В зоне действия СУДС Керченского пролива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

Рабочие места операторов СУДС оборудованы средствами УКВ-радиосвязи, монитором системы видеонаблюдения, телефоном связи с ИГПК, системой предупреждения об аварийной навигационной ситуации в зоне ответственности со звуковой и световой сигнализацией.

Центр СУДС оснащен системой документирования радиолокационной и АИС информации о движении судов, радиотелефонных переговоров, гидрометеорологической информации. В Центре СУДС создана и ведется электронная база данных судов (БД РСМБ 2.0).

Обязательные постановления и обеспечение безопасности мореплавания

Приказом Минтранса России от 23.03.2018 г. №110 утверждена новая редакция Обязательных постановлений в морском порту Кавказ. В данном документе содержится описание морского порта, правила захода и выхода судов в/из порта, правила плавания судов в акватории морского порта, описание зоны действия СУДС и правила плавания в этой зоне, правила стоянки судов в морском порту, обеспечения экологической безопасности, соблюдения карантина, правила пользования специальными средствами связи на территории и в акватории, сведения о границах, сведения о технических возможностях порта, периоде навигации, районах обязательной лоцманской проводки и другое.

Обязательные постановления разработаны с учетом действующей нормативно-правовой базы, учитывают правила хорошей морской практики и подлежат к исполнению судами независимо от их национальной и ведомственной принадлежности, а также физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность в границах порта.

В морском порту и на его подходах действует разрешительный порядок движения и стоянки судов в соответствии с графиком расстановки и движения судов в морском порту. Режим формирования графика расстановки и движения судов, постановки их к причалам, на якорные стоянки, рейдовые перегрузочные районы происходит в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах РФ и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 и действующими Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

График расстановки и движения судов утверждается капитаном порта ежедневно в 15.00 часов по местному времени на основании информации о заходе судна, передаваемой в соответствии с пунктом 18 Обязательных постановлений в морском порту Кавказ, и размещается по адресу в сети Интернет: http://kavkaz.azovseaports.ru. Информация о заходе/выходе судна в/из морского порта передается капитану порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru.

Движение судов в акватории морского порта и на его подходах (участки №1-4, Керчь-Еникальский канал и Таманский судоходный путь) регулируется в соответствии с графиком расстановки и движения судов службой управления движением судов Керченского пролива и инспекцией государственного портового контроля (ИГПК) Службы капитана морского порта Кавказ. На начало движения судно запрашивает разрешение ИГПК и СУДС.

Для обеспечения безопасности мореплавания, безаварийной работы судов, охраны окружающей среды, предупреждения аварийности и охраны человеческой жизни на море Служба капитана морского порта Кавказ в своей деятельности руководствуется требованиями международных конвенций (СОЛАС-74, МАРПОЛ, ПДМНВ-78 и др.), международных кодексов (МКУБ, ОСПС, ЛСА и др.), федеральными законами РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными документами Минтранса России.

Практикуемая комплексная система мер по контролю за надлежащим исполнением действующего законодательства в области эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, его действенным и безошибочным правоприменением, по постоянному повышению профессиональных качеств работников Службы капитана порта путем утвержденных способов повышения профессионального мастерства и квалификации способствует повышению безопасности мореплавания, обеспечивает безопасную практику эксплуатации судов. А регулярно проводимые тренировки совершенствуют навыки берегового и судового персонала по управлению безопасностью, включая готовность к аварийным ситуациям, относящимся как к безопасности, так и к защите окружающей среды.

Повышение привлекательности порта

Актуальными вопросами повышения привлекательности морского порта Кавказ в настоящее время являются:

1. Расширение якорных мест глубоководной перевалки, в частности, доведение на участке №3 их количества до проектных показателей – 18 мест.

2. Создание в Керченском проливе единого оператора системы управления движения судов, что позволит повысить уровень контроля при регулировании движением судов, находящихся в акватории пролива в целях проведения погрузочно-разгрузочных операций, и судов, осуществляющих транзитное плавание.

3. Создание в Керченском проливе единой лоцманской службы. Возможность выдачи разрешений капитанам судов на право плавания без лоцмана в соответствии с приказом Минтранса России от 20.09.2016 г. №270 и Обязательными постановлениями в морском порту Кавказ.

4. Выполнение работ по должному обеспечению безопасности мореплавания в акватории Керченского пролива с оснащением данного района развитой сетью береговых и плавучих средств навигационного обеспечения и постоянное ее совершенствование.

5. Дальнейшая проработка и реализация процесса ускорения прохождения осмотров судов государственными контрольными органами.

6. Развитие наземной транспортной связи в порту и на подходах к нему, обеспечивающейся железнодорожным и автомобильным видами транспорта.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело

В связи с крушением двух Су-34 у Сахалина завели уголовное дело Военные следователи возбудили уголовное дело о нарушении правил полетов и подготовки к ним после сто...

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей

Офицер на Камчатке выбросил в болото боеприпасы на 1,3 млн рублей На Камчатке возбуждено уголовное дело на офицера, который выбросил в болото боеприпасы стоимостью бо...

Российская экономика

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики

Путин поддержал идею расширить функции Минвостокразвития вопросами Арктики Президент России Владимир Путин на встрече с премьер-министром Дмитрием Медведевым поддержал его пре...

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках

Блокчейн в логистике РФ возможен - и прежде всего в Ж/Д перевозках Крупные иностранные игроки на рынке перевозок рассматривают технологии блокчейн как вполне перспекти...

Транспортная политика

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку

Юрий Цветков: на южном направлении РЖД выгоднее отдать какие-то грузы на реку Отвечая на вопросы журналистов после совместного заседания Коллегии Росморречфлота и Общественного с...

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры

Проект перегрузочных СПГ-комплексов в Арктике может войти в план развития инфраструктуры Минтранс, Минфин, Минэкономразвития России совместно с «Новатэком» должны до 1 марта 2019 года прора...

Морские порты

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн

Консолидированный грузооборот Группы НМТП за январь - ноябрь 2018 года составил 127 283 тыс. тонн Группа НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) сообщает, что консолидированный грузооборот Группы НМТП ...

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года

Стивидорная компания «НЕВА-МЕТАЛЛ» на 3% увеличила объем перевалки грузов по итогам 2018 года Стивидорная компания ПАО «Северсталь» - АО «НЕВА-МЕТАЛЛ» в 2018 году обработала около 3,2 млн. тонн ...




Морской транспорт

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья»

На Адмиралтейских верфях отметили 30-летие передачи в состав вмф легендарной МПЛ «Пиранья» На предприятии прошла научно-практическая конференция, посвященная первой современной малой подводно...

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в I квартале 2019 г.

ОСК надеется закрыть сделку по продаже финской верфи в   I квартале 2019 г. Объединенная   судостроительная корпорация (ОСК) надеется закрыть сделку &nbs...

Речной транспорт

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге

Ученые «Плавучего университета» представили наглядный отчет по итогам экспедиционного сезона на Волге Итоги экспедиционного сезона-2018 участники проекта «Плавучий университет Волжского бассейна» предст...

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия

На совещании по проектированию Нижегородского гидроузла рассмотрены природоохранные и компенсационные мероприятия Замруководителя Росморречфлота Виктор Вовк накануне совместно с замгубернатора, зампредседателя прав...

Ж/Д транспорт

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г.

Движение по Ж/Д-части Крымского моста может быть запущено раньше декабря 2019 г. Министр транспорта РФ Евгений   Дитрих допустил возможность запуска движения по  ...

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича

ВТБ провел в СД «Трансконтейнера» новых представителей структур Абрамова и Абрамовича Представители «Суммы» и их партнеров покинули совет директоров ПАО «Трансконтейнер».

Авто транспорт

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию

92% федеральных трасс Пермского края приведены Росавтодором к нормативному состоянию Накануне в Росавтодоре состоялась рабочая встреча главы Федерального дорожного агентства Андрея Кост...

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля

«Автонет» предлагает внедрить электронные накладные в грузоперевозках по РФ уже с апреля Об этом рассказал член рабочей группы НТИ «Автонет» по нормативному регулированию Дмитрий Лобанов.

Аналитика

Транспортная политика

Великий северный путь – разморозить!

Великий северный путь – разморозить! Сегодня каждому образованному человеку понятно, что Арктика – это не просто завтрашний день России, ...

Транспорт явного преимущества

Транспорт явного преимущества Основополагающим документом для транспортного процесса, всех организаций и физических лиц, принимающ...

Морские порты

Порт в ипотеку

Порт в ипотеку В сентябре в Москве прошел III Стратегический форум «Транспортная инфраструктура России», организова...

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок

Безопасность на Дону способствует росту морских перевозок Порт Ростов-на-Дону находится в центре транспортных магистралей Юга России, обеспечивающих выход к б...

Морской транспорт

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью

«Совкомфлот» завершил третий квартал с прибылью Правление ПАО «Совкомфлот» (группа компаний СКФ) рассмотрело операционные и производственные...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Не научные роты, а военные кафедры!

Не научные роты, а военные кафедры! Авторы сочли возможным обобщить опыт, вытекающий из их взглядов на проблемы современного подхода к о...

Грузовая база

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы

Производству удобрений срочно требуются экспортные терминалы В 2017 году в России было произведено 22,5 млн тонн минеральных удобрений (в пересчете на 100...

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры

Рост экспорта зерновых требует развития инфраструктуры В последние несколько лет сбор зерновых в России растет, устанавливая новые рекорды. Рост урожая сти...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...

Опыт тяжелых арктических навигаций

Опыт тяжелых арктических навигаций В 2009 г. был завершен международный проект AMSA (оценка влияния глобального потепления на аркти...




Судостроение

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Как стимулировать к внедрению инноваций?

Как стимулировать к внедрению инноваций? Проектно-аналитическая сессия по инновационному развитию Объединенной судостроительной корпорации &#...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...