Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Речной транспорт
Багаевский гидроузел: новая экономика региона

23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевского гидроузла, – закладка первого камня в новый объект. Начало строительства Багаевского гидроузла – историческое событие, которого давно ждала вся транспортная отрасль. На мероприятии губернатор Василий Голубев сообщил, что строительство гидроузла – это часть новой экономики региона, которая даст развитие транспортной системе, а также решит ряд проблем судоходства, рыбоводства, мелиорации и водоснабжения. Глава Ростовской области напомнил о периодах маловодья, периодически угрожающих Донскому региону коллапсом судоходства и обеспечения населения водой, отметив, что строительство гидроузла позволит сохранить Дон.

Проект высокого профессионального уровня

Сергей Гайдаев, руководитель ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация»

На совещании, состоявшемся после торжественного мероприятия, заместитель руководителя Росморречфлота Виктор Вовк уточнил, что к работе по углубленной профессиональной экспертизе проекта гидроузла на площадке Агентства морского и речного транспорта были привлечены основные профильные проектные учреждения и организации, работающие в стране, что позволило получить на выходе проект высокого профессионального уровня.

В свою очередь известный гидротехник, принимавший участие в создании и модернизации целого ряда донских гидроузлов, начальник отдела Российского научно-исследовательского института проблем мелиорации Виктор Шкура пояснил, что строительство «Багаевки» представляет собой уникальную возможность для улучшения ситуации с водными ресурсами и водопользованием на всем Нижнем Дону. По его оценке, включенный в состав гидроузла тщательно рассчитанный извилистый рыбоходный канал представляет оптимальные условия как для прохода рыб разных видов, так и в качестве обширной и комфортной площадки функционирования разнообразных искусственных нерестилищ.

«Будущий гидроузел – своеобразный страховочный механизм, который необходим лишь тогда, когда Дон настигает маловодье. Если воды хватает, то гидроузел спроектирован так, чтобы работать в безнапорном, то есть полностью открытом режиме, не оказывая влияния на миграцию рыбы и гидрологические процессы», – отметил эксперт.

Также в соответствии с поручениями президента страны строительство Багаевского гидроузла стоит на первом месте в утвержденном плане мероприятий по оздоровлению Цимлянского водохранилища, от которого зависит не только осуществление судоходства по Волго-Донскому водному пути, но и программы мелиорации и водоснабжения обширных вододефицитных территорий Ростовской и Волгоградской областей.

Проектом предусмотрено строительство Багаевского гидроузла в два этапа. На первом этапе предусмотрено выполнение подготовительных работ, на втором – строительство основных сооружений.

К объектам 1-го этапа относятся: устройство судоходной прорези в левом рукаве шириной 150 м, используемой как для судоходства в период строительства основных сооружений, так и для пропуска расходов воды в наводнение; площадка стройбазы на правом берегу, площадка под объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения (ОПСТВН) и поселок строителей на левом берегу, образуемые из грунта, вынимаемого при устройстве прорези; причал стройбазы для доставки основных строительных материалов и оборудования; временная линия электроснабжения от подстанции БГ-2.

В настоящее время генеральным подрядчиком АО «Стройтрансгаз» выполнены работы по разбивке осей объектов капитального строительства на местности и по разбивке строительной сетки в количестве 35 точек. Произведена расчистка территории строительства от зеленых насаждений общей площадью 7,33 га, смонтирован штаб строительства. Произведены работы по обследованию территории общей площадью 74 га на наличие взрывоопасных предметов (ВОП). В результате этих работ были обнаружены 11 снарядов различного калибра. В акватории выполнена эхолокация и магнитометрия, проводятся работы по обследованию дна, в ходе которых были обнаружены 3 фрагмента затопленных судов. По результатам предварительного обследования 2 катера являются боевыми, затонувшими во время Великой Отечественной войны. С большой долей вероятности можно говорить о том, что в них находятся взрывоопасные предметы.

Начаты работы по строительству временной линии электропередач (ЛЭП 6 кВ), которая будет обеспечивать электроэнергией строительство объектов основного периода.

В ближайшее время планируется выполнить подготовительные работы по обустройству площадки под объекты производственного, служебно-технического и вспомогательного назначения.

Навигация 2018 года

Навигация 2018 года в Азово-Донском бассейне внутренних водных путей отмечалась благоприятными путевыми и гидрологическими условиями. Однако открытие навигации было непростым по причине аномального весеннего половодья. К 1 апреля 2018 г. уровень водохранилища составлял 34,44 м. После окончания весеннего половодья максимальный уровень воды Цимлянского водохранилища составил 35,91 мБС (в период с 30 мая по 3 июня 2018 года). Общий приток воды в Цимлянское водохранилище в период половодья составил 16,7 км3, в связи с чем была скорректирована сработка водохранилища. При этом максимальный расход в створе Цимлянской плотины составил 1800 м3/с с 7 по 16 мая 2018 года. С 12 сентября по 1 октября 2018 года расход – 410 м3/с.

С 19 апреля по 16 июня 2018 года на участке 3003,6-005,9 км р. Дон проход судов осуществлялся через судоходную плотину Кочетовского гидроузла.

Рациональное регулирование сработки Цимлянского водохранилища позволило обеспечить оптимальные для данных условий глубины на Нижнем Дону выше гарантированных (390-400 см), что позволило обеспечить бесперебойное движение флота, загруженного на максимальную осадку 360-370 см. Однако даже с учетом правильного, разумного использования водных ресурсов Цимлянского водохранилища, только зарегулировав участок от Кочетовского г/у до хутора Арпачин и создав подпор низконапорным гидроузлом, можно полностью ликвидировать затруднительные для судоходства участки.

Благоприятные гидрометеорологические условия позволили перевезти за 9 месяцев 2018 года в границах Азово-Донского бассейна ВВП 8 млн 073 тыс. тонн грузов, что составляет 107,2% к аналогичному периоду 2017 года (из них: транзитный грузопоток – 6 млн 732 тыс. тонн; грузопотоки пристаней р. Дон и р. Северский Донец – 1 млн 341 тыс. тонн). По состоянию на 1 октября 2018 года количество судозаходов флота в направлении «Юг – Север» составило 2406 ед., в направлении «Север – Юг» – 2297 ед.

Выявить и ликвидировать

Александр Тараненко, первый заместитель руководителя – капитан Азово-Донского бассейна ВВП

Интенсивность движения в бассейне высокая, от всех участников транспортного процесса требуется максимальная отдача сил.

Неукоснительное исполнение требований нормативно-правовых документов, надлежащее техническое состояние флота, степень готовности судовых экипажей к работе на Нижнем Дону являются основными факторами безопасности судоходства. Переоценить их сложно. Безопасность судоходства в целом и в Азово-Донском бассейне в частности – это основа, обеспечивающая ритмичность транспортной работы на ВВП, а осуществление государственного контроля за судами и иными плавучими объектами на ВВП является одной из ключевых составляющих обеспечения безопасности судоходства.

Инспекция государственного портового контроля Азово-Донского бассейна ВВП за 9 месяцев 2018 г. выполнила 712 проверок, выявлено 3079 нарушений обязательных требований, временно задержано 29 судов. Процент временных задержаний от общего количества проверок составляет 4,1%. За 9 месяцев навигации ИГПК было выявлено 13 административных правонарушений, составлено 13 протоколов, материалы переданы в Южное УГМРН Ространснадзора, возвратов не было.

Вместе с тем проблемные ситуации на этом направлении работы не прекращаются. Волго-Донская транспортная прокуратура в очередной раз указала на неправомерность применения инспекцией государственного портового контроля Распоряжения Ространснадзора и Росморречфлота № АК-281-р (фс), № АД-238-р от 20.06.2014 «О взаимодействии капитанов морских портов, Администраций бассейнов внутренних водных путей, находящихся в ведении Федерального агентства морского и речного транспорта, и территориальных управлений государственного морского и речного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта при выявлении административных правонарушений в ходе проверок судов и иных плавучих объектов». Разработанная в 2016 г. схема взаимодействия ИГПК, ЮУГМРН Ространснадзора, Волго-Донской транспортной прокуратуры при рассмотрении дел об административных правонарушениях, выявленных в процессе проверок судов, после проверки признана неправомочной. По имеющейся информации, подобные механизмы взаимодействия созданы во многих бассейнах ВВП РФ, но, судя по всему, не все они вписываются в законодательное поле. В вышестоящие организации направлены запросы с просьбой о принятии мер для правового урегулирования вопросов ведения административной практики.

Работа инспекции ГПК Азово-Донского бассейна направлена на выявление и ликвидацию нарушений обязательных требований, ведущих к транспортным происшествиям на внутренних водных путях, снижение аварийности в бассейне, обеспечение четкого, выверенного ритма транспортного процесса.

Дипломирование

Служба аттестации, дипломирования и выдачи УЛМ оказывает услуги по направлениям:

Дипломирование членов экипажей судов внутреннего плавания и аттестация лиц, занимающих должности исполнительных руководителей и специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, лиц, ответственных за безопасную эксплуатацию судов, лоцманов, диспетчерский состав организаций независимо от форм собственности.

Оформление и выдача удостоверений личности моряка (УЛМ), оформление и выдача мореходных книжек (МК), внесение записи о служебном положении на судне в мореходные книжки и заверка судовых ролей.

Все аттестуемые проходят специальную подготовку на курсах повышения квалификации по безопасной эксплуатации судов на ВВП в Институте водного транспорта им. Г.Я. Седова – филиале Государственного морского университета им. адмирала Ф.Ф. Ушакова.

За оказанием услуг в службу обращаются Институт водного транспорта им. Г.Я. Седова, Ростовский-на-Дону колледж водного транспорта, около 450 судовладельческих и крюинговых компаний. По официальным запросам предоставляется информация надзорным и контролирующим органам, а также смежным организациям.

За девять месяцев 2018 года оформлено 1911 УЛМ и 444 МК, внесено записей о служебном положении на судне в мореходные книжки – 547, выдано 207 рабочих речных дипломов, 56 подтверждений к рабочим речным дипломам, 402 квалификационных свидетельства, 5 свидетельств о прохождении проверки знаний правил плавания по ВВП; прошли аттестацию 9 специалистов, связанных с обеспечением безопасности судоходства, в том числе инженер-диспетчер, три лоцмана, два специалиста, ответственных за безопасность судоходства на ВВП, и три – за безопасную эксплуатацию судов (СУБ).

Регистрация флота

В Государственном судовом реестре Администрации по состоянию на 30.09.2018 зарегистрировано 786 судов, за 9 месяцев 2018 г. осуществлено около 784 регистрационных действий.

В целях актуализации данных реестра отделом государственной регистрации судов проводится постоянная работа по выявлению и исключению судовладельцами из Государственного судового реестра «призраков» – конструктивно погибших судов.

Публичность судовых реестров обеспечивает информативную задачу, поставленную государством. Отдел государственной регистрации судов работает в постоянном взаимодействии с налоговыми, правоохранительными, судебными органами, службами судебных приставов, нотариусами, арбитражными управляющими, иными заинтересованными лицами. За три квартала 2018 года осуществлено более 1500 информационных действий.

На сайте ФБУ «Азово-Донская бассейновая администрация» размещены полезные ссылки на действующее законодательство, регламентирующее данные процедуры, а также контактные данные, позволяющие оперативно получить квалифицированную консультацию непосредственно начальника отдела. За истекший период 2018 года сотрудниками отдела государственной регистрации судов оказано судовладельцам более 700 консультаций.

На данном направлении деятельности есть и неразрешенные пока проблемы. В первую очередь это острая необходимость приведения Правил государственной регистрации судов в соответствие с реформируемым гражданским законодательством, а также с аналогичными процедурами капитанов морских портов.

Упрощение процедур регистрационных действий для судовладельцев, а также сокращение сроков регистрации являются первоочередными задачами отдела государственной регистрации судов.

Морские вести России №14 (2018)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом»

Liebherr налаживает производство на Кузбассе, в Челябинске и с «НОВАТЭКом» Российские самосвал, погрузчик и кран пройдут немецкий контроль качества

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Российская экономика

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа

«Ямал СПГ» увеличил экспорт в Великобританию на 1,44 млрд кубометров газа Из-за планового ремонта газопроводов и дешевизны

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске

Специализированный ж/д мост для грузовых поездов построят в Омске За 2 млрд рублей

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года

«Маржи» в 1,36 млрд рублей ждет «РЖД Логистика» от 2019 года Одно из направлений бизнеса отделилось, но сильного убытка это не принесло

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...