Национальные валюты против доллара США

Российская экономика
Национальные валюты против доллара США

Американская политика санкций продолжает оказывать давление на российское государство: теперь под угрозу ставится возможность проведения Россией банковских операций в долларах – в ноябре Госдеп намерен ввести запрет на сотрудничество с государственными кредитными организациями РФ всем юридическим лицам США.

Российские власти такой шаг администрации Дональда Трампа расценили как максимально недружественный и в принципе неадекватный, ведь в конечном счете проиграет именно доллар – кто из суверенных государств захочет использовать валюту, подверженную таким политическим рискам? Вполне вероятно, что отказ от доллара повлечет за собой развитие глобального тренда – переход в межгосударственных расчетах к национальным валютам, а также снизит мировую потребность в займах в американской валюте.

Елена Александрова

Сенаторы США разработали проект закона «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018», который, помимо требования вернуть Крым Украине, предлагает признать Россию государством - спонсором терроризма и заблокировать ей возможность долларовых расчетов для ключевых участников банковской системы страны. Под удар могут попасть семь крупнейших госбанков – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, ВЭБ и Банк Москвы. В случае принятия законопроекта их операции с безналичными долларами станут невозможны, а долларовые вклады придется заморозить или конвертировать в рубли.

По мнению участников финансового рынка, такой вариант развития событий маловероятен, но совсем сбрасывать его со счетов нельзя. Пойдет ли администрация Трампа на блокировку российских банков, станет ясно уже в ноябре текущего года, когда положение об очередных антироссийских санкциях вступит в силу.

Чем ответит Россия и ее партнеры?

Президент РФ Владимир Путин в мае текущего года заявил о необходимости перехода во внешней торговле России на расчеты в национальной валюте. По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, это основная повестка дня Минфина на ближайшие два года. «Сейчас у нас, например, по торговле со странами бывшего СССР 60% расчетов идет в рублях. Прогресс существенный, вопрос в том, что это надо распространять и на страны не только так называемого ближнего зарубежья, но и на дальнее зарубежье. Нет никакой причины, почему мы торгуем валютой третьих стран», – полагает он.

Доллар становится рисковым инструментом расчетов, и в ближайшее время Россия очевидно перейдет на продажу нефти за рубли и за валюту страны покупателя, уверен первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов.

Помимо России, альтернативу американской валюте сейчас ищут многие страны, тем или иным образом столкнувшиеся с политическим давлением Вашингтона. К примеру, после введения санкций в отношении Ирана эта страна перешла на расчеты с Ираком в иранских риалах, евро и иракских динарах.

Президент Турции Реджеп Эрдоган тоже заявил, что привязка международной торговли к доллару превращается в серьезную проблему и необходимо как можно быстрее переходить на расчеты в национальных валютах. Турция готовит соответствующие договоренности с Россией, Китаем, Ираном, Украиной и европейскими странами. Первыми откликнулись российские автопроизводители, выразившие готовность рассчитываться за поставки турецких комплектующих местной валютой.

Японский премьер Синдзо Абэ на встрече с Владимиром Путиным в сентябре этого года обратил внимание на высокие риски курсовых разниц при расчетах в долларах и поддержал переход на национальные валюты. По его словам, в Японии лишь небольшая часть внешнеторговых платежей происходит в йенах, в основном все рассчитываются долларами. «Можно и в тугриках рассчитываться. Вопрос не в расчетах, а в курсах и курсовой разнице, как решать этот вопрос предварительно на уровне центробанков. Это все механизмы, которые отрабатываются», – подтвердил В.Путин.

Одним из инструментов перехода в международных расчетах на национальные валюты является заключение своп-соглашений. В таких документах центральные банки фиксируют курсы валют, по которым будут обмениваться национальные денежные единицы контрагентов в определенный период времени. Сейчас Россия готовится подписать своп-соглашение с Центральным банком Монголии. Об этом на IV Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассказал президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

В отсутствие договоренностей о валютных курсах между двумя странами торговые партнеры России при отказе от доллара могут перейти на расчеты в собственных денежных единицах или в российской валюте. Купить рубли они могут на Московской бирже за евро, франки, йены, юани, турецкие лиры и другие валюты по рыночному курсу.

Трудности перехода

Крупнейшими торговыми партнерами России являются Китай и Германия. В прошлом году товарооборот с Поднебесной составил $84 млрд, с Германией – $50 млрд. Эти страны покупают в России нефть, газ, уголь и другое сырье в основном за доллары. Так, в торговле с КНР по итогам прошлого года 88% экспорта из России и 73,6% импорта из Китая оплачивалось американской валютой, и только 8% экспортных российских сделок были оплачены юанями.

По словам главы представительства Банка России в КНР Владимира Данилова, масштабы применения национальных валют в расчетах между Россией и Китаем в настоящее время не соответствуют потенциалу их торговых отношений.

Однако в текущем году китайские банки отказываются продавать свои товары за рубли, доля российской валюты в экспортных контрактах КНР идет на спад. Фактически кредитные организации Китая присоединились к ограничениям, введенным США и Евросоюзом в отношении России, – они задерживают перечисления на счета российских банков или вообще отказываются проводить платежи.

«Проблемы связаны с расширенной интерпретацией рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран, из-за которых под блокировку попадают транзакции даже не включенных в санкционные списки компаний», – поясняет В.Данилов. Это приводит к задержкам при проведении платежей клиентов российских банков и встречных платежей в пользу российских компаний. Причем сложности возникают уже на этапе открытия корсчетов.

Российские экспортеры пока также неохотно соглашаются на подписание контрактов в национальных валютах. По словам президента ВТБ Андрея Костина, на сегодняшний день на Дальнем Востоке 70% торговых операций с Китаем проводится в долларах, 8% – в юанях и 22% – в рублях. Выбор валюты во многом зависит от желания наших экспортеров, отмечает банкир.

По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, расчеты в национальных валютах – это дополнительные издержки для бизнеса. «Расплатиться долларом вы можете за любой товар любой страны и любой компании. Рублями вы не можете расплатиться с компаниями любой страны и за любой товар. Значит, вам нужно будет искать какие-то другие схемы через другие товары, через другие валюты, а это дополнительные издержки», – пояснил он.

Однако платежи в национальных валютах контрагентов повышают безопасность расчетов, уменьшают зависимость от санкций. Поэтому компаниям придется эту цену платить, даже несмотря на то, что доллары и евро использовать удобнее, поскольку они более ликвидны. И альтернативы отказа от доллара у российских экспортеров, похоже, нет.

Глобальные последствия

По мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Вашингтон нагло манипулирует долларом в своих интересах, поэтому его роль в качестве международной резервной валюты для многих стран находится под вопросом. По данным МВФ, на 1 января 2018 года в американской валюте хранилось почти 63% мировых валютных резервов, в евро – 20%, доля других валют не превышала 5%. В 2007 году порядка 70% резервной валюты всех стран сберегалось в долларах. Как отмечают эксперты, причина хранить запасы в долларах с недавних пор теряет актуальность, а политика США последних лет лишь усугубила проблему доверия к мировой резервной валюте.

«После американского финансового разбоя доллар не может считаться международной резервной валютой. Он стал токсичным. Если у вас сбережения в долларах, значит, вы рискуете все деньги потерять просто потому, что кому-то в Вашингтоне не понравилась ваша физиономия. Поэтому уход от доллара – это императив экономической безопасности и для России, и для ее партнеров», – полагает советник президента РФ Сергей Глазьев.

Всем известно, что Россия является крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире. Она обеспечивает треть потребностей Европы в газе. Однако торговые расчеты ведутся главным образом в долларах. По этому поводу недавно высказался председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «Абсурдно, что Европа оплачивает 80% импорта энергоносителей (300 млрд евро в год) в американских долларах, при этом только 2% импорта приходится на США». По его мнению, Евросоюзу необходимо увеличивать торговлю в евро и сокращать в американских долларах. Уже до конца года Еврокомиссия планирует представить план по усилению роли евро в международной торговле.

Напомним, что в августе этого года вступил в силу запрет США на торговлю с Ираном. Европа официально отказалась его поддерживать. В ответ на действия Вашингтона в Евросоюзе будут созданы независимые от США платежные каналы, европейский валютный фонд и в целом отдельная франко-германская финансовая система. Об этом недавно заявил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр.

Россия тоже планирует создание своего внутреннего финансового рынка с независимыми от глобальных (американских) фондов институтами. В частности, глава ВТБ А.Костин для смягчения последствий от санкций предложил перевести крупнейшие российские холдинги в отечественную юрисдикцию, провести размещение их облигаций и лицензировать участников фондового рынка, а также выйти из ряда глобальных финансовых организаций, которые ограничивают конкурентоспособность России на мировых рынках.

«Мне кажется, надо переосмыслить наши международные обязательства, насколько они нам выгодны, насколько они соответствуют нам и насколько это нормально, когда мы приезжаем на «двадцатку» и начинаем обсуждать вопрос сотрудничества в финансовой сфере, а с другой стороны – на нас танком едут, а мы навстречу с газонокосилкой идем. Мне кажется, это не совсем верно», – пояснил он. По мнению банкира, апрельские санкции США в отношении крупных российских бизнесменов показали, что это удушение российских корпораций, а не ограничение их деятельности, как утверждает Вашингтон. Продолжать ждать, когда тебя окончательно задушат, выполняя все нормативы международных регуляторов, по меньшей мере наивно. Хотя Банк России с этим и не согласен.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли

В Росрыболовстве обсуждают создание Академии повышения квалификации специалистов рыбной отрасли Росрыболовство рассматривает возможность создания Академии повышения квалификации специалистов рыбох...

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт

На Канале имени Москвы пройдет капитальный ремонт Эксперты Главгосэкспертизы России провели проверку достоверности определения сметной стоимости работ...

Российская экономика

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ

«Новатэк» рассчитывает занять значительную долю на рынке бункеровки СПГ «Новатэк» высоко оценивает перспективы рынка бункеровки   судов сжиженным природным газом ...

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ

ГТЛК расширяет географию клиентов в авиационном лизинге в странах СНГ ГТЛК, крупнейшая лизинговая компания России, совместно с международной лизинговой платформой GTLK Gl...

Транспортная политика

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду

Рабочая группа по Нижегородскому гидроузлу подвела предварительные итоги рассмотрения вопросов к материалам оценки воздействия на окружающую среду По итогам совещания по предложению главы Минтранса России было принято решение создать совместную с ...

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Морские порты

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала

НМТП и ВТБ закрыли сделку по продаже Новороссийского зернового терминала ПАО НМТП (LSE: NCSP, MOEX: NMTP) и банк ВТБ сообщают о закрытии сделки по продаже всех прина...

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding

Бизнес – о возможном запрете на экспорт металлолома. UCL Holding В начале 2019 года представители металлургической промышленности выступили с предложением ограничить...




Морской транспорт

Штаты срочно обзаводятся ледоколами

Штаты срочно обзаводятся ледоколами Компания Singapore Technologies Engineering получила от Министерства военно-морских сил США заказ на...

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку

Порядка 20 круизных лайнеров зайдут в этом году на Камчатку Круизный сезон на Камчатке откроется в начале мая, сообщает в среду пресс-служба правительства Камча...

Речной транспорт

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей

24 апреля начнется навигация в Московском бассейне внутренних водных путей К новому сезону речных перевозок готовы и отлажены гидротехнические сооружения ФГБУ «Канал имени Мос...

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы

Флот «БашВолготанкера» приступил к перевозкам нефтепродуктов из Уфы 18 апреля к нефтеналивным причалам в Уфе под погрузку встали первые составы судоходной компании «Баш...

Ж/Д транспорт

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году

РЖД разработают концепцию ж/д узла Петербурга в этом году ОАО «Российские железные дороги» планирует разработать концепцию Санкт- Петербургского транспортного...

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера»

Группа «Дело» будет бороться за контрольный пакет «Трансконтейнера» Группа «Дело» подтверждает свои намерения приобрести контрольный пакет акций компании «Трансконтейне...

Авто транспорт

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на повышение безопасности на дорогах

«Автодор» в 2019 г. направит 643 млн рублей на  повышение безопасности на дорогах Госкомпания «Автодор» в 2019 году направит на повышение безопасности на своих дорогах   64...

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч

Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах до 110 км/ч Вице-премьер Максим Акимов предложил увеличить скорость на федеральных трассах с   нынешни...

Аналитика

Транспортная политика

Лоцманский бизнес

Лоцманский бизнес На хозяев частных лоцманских компаний «в эпоху перемен» случайно скатился добротный, гарантированный...

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...