Национальные валюты против доллара США

Российская экономика
Национальные валюты против доллара США

Американская политика санкций продолжает оказывать давление на российское государство: теперь под угрозу ставится возможность проведения Россией банковских операций в долларах – в ноябре Госдеп намерен ввести запрет на сотрудничество с государственными кредитными организациями РФ всем юридическим лицам США.

Российские власти такой шаг администрации Дональда Трампа расценили как максимально недружественный и в принципе неадекватный, ведь в конечном счете проиграет именно доллар – кто из суверенных государств захочет использовать валюту, подверженную таким политическим рискам? Вполне вероятно, что отказ от доллара повлечет за собой развитие глобального тренда – переход в межгосударственных расчетах к национальным валютам, а также снизит мировую потребность в займах в американской валюте.

Елена Александрова

Сенаторы США разработали проект закона «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018», который, помимо требования вернуть Крым Украине, предлагает признать Россию государством - спонсором терроризма и заблокировать ей возможность долларовых расчетов для ключевых участников банковской системы страны. Под удар могут попасть семь крупнейших госбанков – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, ВЭБ и Банк Москвы. В случае принятия законопроекта их операции с безналичными долларами станут невозможны, а долларовые вклады придется заморозить или конвертировать в рубли.

По мнению участников финансового рынка, такой вариант развития событий маловероятен, но совсем сбрасывать его со счетов нельзя. Пойдет ли администрация Трампа на блокировку российских банков, станет ясно уже в ноябре текущего года, когда положение об очередных антироссийских санкциях вступит в силу.

Чем ответит Россия и ее партнеры?

Президент РФ Владимир Путин в мае текущего года заявил о необходимости перехода во внешней торговле России на расчеты в национальной валюте. По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, это основная повестка дня Минфина на ближайшие два года. «Сейчас у нас, например, по торговле со странами бывшего СССР 60% расчетов идет в рублях. Прогресс существенный, вопрос в том, что это надо распространять и на страны не только так называемого ближнего зарубежья, но и на дальнее зарубежье. Нет никакой причины, почему мы торгуем валютой третьих стран», – полагает он.

Доллар становится рисковым инструментом расчетов, и в ближайшее время Россия очевидно перейдет на продажу нефти за рубли и за валюту страны покупателя, уверен первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов.

Помимо России, альтернативу американской валюте сейчас ищут многие страны, тем или иным образом столкнувшиеся с политическим давлением Вашингтона. К примеру, после введения санкций в отношении Ирана эта страна перешла на расчеты с Ираком в иранских риалах, евро и иракских динарах.

Президент Турции Реджеп Эрдоган тоже заявил, что привязка международной торговли к доллару превращается в серьезную проблему и необходимо как можно быстрее переходить на расчеты в национальных валютах. Турция готовит соответствующие договоренности с Россией, Китаем, Ираном, Украиной и европейскими странами. Первыми откликнулись российские автопроизводители, выразившие готовность рассчитываться за поставки турецких комплектующих местной валютой.

Японский премьер Синдзо Абэ на встрече с Владимиром Путиным в сентябре этого года обратил внимание на высокие риски курсовых разниц при расчетах в долларах и поддержал переход на национальные валюты. По его словам, в Японии лишь небольшая часть внешнеторговых платежей происходит в йенах, в основном все рассчитываются долларами. «Можно и в тугриках рассчитываться. Вопрос не в расчетах, а в курсах и курсовой разнице, как решать этот вопрос предварительно на уровне центробанков. Это все механизмы, которые отрабатываются», – подтвердил В.Путин.

Одним из инструментов перехода в международных расчетах на национальные валюты является заключение своп-соглашений. В таких документах центральные банки фиксируют курсы валют, по которым будут обмениваться национальные денежные единицы контрагентов в определенный период времени. Сейчас Россия готовится подписать своп-соглашение с Центральным банком Монголии. Об этом на IV Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассказал президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

В отсутствие договоренностей о валютных курсах между двумя странами торговые партнеры России при отказе от доллара могут перейти на расчеты в собственных денежных единицах или в российской валюте. Купить рубли они могут на Московской бирже за евро, франки, йены, юани, турецкие лиры и другие валюты по рыночному курсу.

Трудности перехода

Крупнейшими торговыми партнерами России являются Китай и Германия. В прошлом году товарооборот с Поднебесной составил $84 млрд, с Германией – $50 млрд. Эти страны покупают в России нефть, газ, уголь и другое сырье в основном за доллары. Так, в торговле с КНР по итогам прошлого года 88% экспорта из России и 73,6% импорта из Китая оплачивалось американской валютой, и только 8% экспортных российских сделок были оплачены юанями.

По словам главы представительства Банка России в КНР Владимира Данилова, масштабы применения национальных валют в расчетах между Россией и Китаем в настоящее время не соответствуют потенциалу их торговых отношений.

Однако в текущем году китайские банки отказываются продавать свои товары за рубли, доля российской валюты в экспортных контрактах КНР идет на спад. Фактически кредитные организации Китая присоединились к ограничениям, введенным США и Евросоюзом в отношении России, – они задерживают перечисления на счета российских банков или вообще отказываются проводить платежи.

«Проблемы связаны с расширенной интерпретацией рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран, из-за которых под блокировку попадают транзакции даже не включенных в санкционные списки компаний», – поясняет В.Данилов. Это приводит к задержкам при проведении платежей клиентов российских банков и встречных платежей в пользу российских компаний. Причем сложности возникают уже на этапе открытия корсчетов.

Российские экспортеры пока также неохотно соглашаются на подписание контрактов в национальных валютах. По словам президента ВТБ Андрея Костина, на сегодняшний день на Дальнем Востоке 70% торговых операций с Китаем проводится в долларах, 8% – в юанях и 22% – в рублях. Выбор валюты во многом зависит от желания наших экспортеров, отмечает банкир.

По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, расчеты в национальных валютах – это дополнительные издержки для бизнеса. «Расплатиться долларом вы можете за любой товар любой страны и любой компании. Рублями вы не можете расплатиться с компаниями любой страны и за любой товар. Значит, вам нужно будет искать какие-то другие схемы через другие товары, через другие валюты, а это дополнительные издержки», – пояснил он.

Однако платежи в национальных валютах контрагентов повышают безопасность расчетов, уменьшают зависимость от санкций. Поэтому компаниям придется эту цену платить, даже несмотря на то, что доллары и евро использовать удобнее, поскольку они более ликвидны. И альтернативы отказа от доллара у российских экспортеров, похоже, нет.

Глобальные последствия

По мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Вашингтон нагло манипулирует долларом в своих интересах, поэтому его роль в качестве международной резервной валюты для многих стран находится под вопросом. По данным МВФ, на 1 января 2018 года в американской валюте хранилось почти 63% мировых валютных резервов, в евро – 20%, доля других валют не превышала 5%. В 2007 году порядка 70% резервной валюты всех стран сберегалось в долларах. Как отмечают эксперты, причина хранить запасы в долларах с недавних пор теряет актуальность, а политика США последних лет лишь усугубила проблему доверия к мировой резервной валюте.

«После американского финансового разбоя доллар не может считаться международной резервной валютой. Он стал токсичным. Если у вас сбережения в долларах, значит, вы рискуете все деньги потерять просто потому, что кому-то в Вашингтоне не понравилась ваша физиономия. Поэтому уход от доллара – это императив экономической безопасности и для России, и для ее партнеров», – полагает советник президента РФ Сергей Глазьев.

Всем известно, что Россия является крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире. Она обеспечивает треть потребностей Европы в газе. Однако торговые расчеты ведутся главным образом в долларах. По этому поводу недавно высказался председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «Абсурдно, что Европа оплачивает 80% импорта энергоносителей (300 млрд евро в год) в американских долларах, при этом только 2% импорта приходится на США». По его мнению, Евросоюзу необходимо увеличивать торговлю в евро и сокращать в американских долларах. Уже до конца года Еврокомиссия планирует представить план по усилению роли евро в международной торговле.

Напомним, что в августе этого года вступил в силу запрет США на торговлю с Ираном. Европа официально отказалась его поддерживать. В ответ на действия Вашингтона в Евросоюзе будут созданы независимые от США платежные каналы, европейский валютный фонд и в целом отдельная франко-германская финансовая система. Об этом недавно заявил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр.

Россия тоже планирует создание своего внутреннего финансового рынка с независимыми от глобальных (американских) фондов институтами. В частности, глава ВТБ А.Костин для смягчения последствий от санкций предложил перевести крупнейшие российские холдинги в отечественную юрисдикцию, провести размещение их облигаций и лицензировать участников фондового рынка, а также выйти из ряда глобальных финансовых организаций, которые ограничивают конкурентоспособность России на мировых рынках.

«Мне кажется, надо переосмыслить наши международные обязательства, насколько они нам выгодны, насколько они соответствуют нам и насколько это нормально, когда мы приезжаем на «двадцатку» и начинаем обсуждать вопрос сотрудничества в финансовой сфере, а с другой стороны – на нас танком едут, а мы навстречу с газонокосилкой идем. Мне кажется, это не совсем верно», – пояснил он. По мнению банкира, апрельские санкции США в отношении крупных российских бизнесменов показали, что это удушение российских корпораций, а не ограничение их деятельности, как утверждает Вашингтон. Продолжать ждать, когда тебя окончательно задушат, выполняя все нормативы международных регуляторов, по меньшей мере наивно. Хотя Банк России с этим и не согласен.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве Инициатива регулятора может привести к банкротству и оттоку населения на Севере и Дальнем Востоке

Российская экономика

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза С угля и газа Европа переходит на пеллеты

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем И это лишь часть большого комплекса




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...