Национальные валюты против доллара США

Российская экономика
Национальные валюты против доллара США

Американская политика санкций продолжает оказывать давление на российское государство: теперь под угрозу ставится возможность проведения Россией банковских операций в долларах – в ноябре Госдеп намерен ввести запрет на сотрудничество с государственными кредитными организациями РФ всем юридическим лицам США.

Российские власти такой шаг администрации Дональда Трампа расценили как максимально недружественный и в принципе неадекватный, ведь в конечном счете проиграет именно доллар – кто из суверенных государств захочет использовать валюту, подверженную таким политическим рискам? Вполне вероятно, что отказ от доллара повлечет за собой развитие глобального тренда – переход в межгосударственных расчетах к национальным валютам, а также снизит мировую потребность в займах в американской валюте.

Елена Александрова

Сенаторы США разработали проект закона «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля 2018», который, помимо требования вернуть Крым Украине, предлагает признать Россию государством - спонсором терроризма и заблокировать ей возможность долларовых расчетов для ключевых участников банковской системы страны. Под удар могут попасть семь крупнейших госбанков – Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Промсвязьбанк, Россельхозбанк, ВЭБ и Банк Москвы. В случае принятия законопроекта их операции с безналичными долларами станут невозможны, а долларовые вклады придется заморозить или конвертировать в рубли.

По мнению участников финансового рынка, такой вариант развития событий маловероятен, но совсем сбрасывать его со счетов нельзя. Пойдет ли администрация Трампа на блокировку российских банков, станет ясно уже в ноябре текущего года, когда положение об очередных антироссийских санкциях вступит в силу.

Чем ответит Россия и ее партнеры?

Президент РФ Владимир Путин в мае текущего года заявил о необходимости перехода во внешней торговле России на расчеты в национальной валюте. По словам заместителя министра финансов РФ Алексея Моисеева, это основная повестка дня Минфина на ближайшие два года. «Сейчас у нас, например, по торговле со странами бывшего СССР 60% расчетов идет в рублях. Прогресс существенный, вопрос в том, что это надо распространять и на страны не только так называемого ближнего зарубежья, но и на дальнее зарубежье. Нет никакой причины, почему мы торгуем валютой третьих стран», – полагает он.

Доллар становится рисковым инструментом расчетов, и в ближайшее время Россия очевидно перейдет на продажу нефти за рубли и за валюту страны покупателя, уверен первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов.

Помимо России, альтернативу американской валюте сейчас ищут многие страны, тем или иным образом столкнувшиеся с политическим давлением Вашингтона. К примеру, после введения санкций в отношении Ирана эта страна перешла на расчеты с Ираком в иранских риалах, евро и иракских динарах.

Президент Турции Реджеп Эрдоган тоже заявил, что привязка международной торговли к доллару превращается в серьезную проблему и необходимо как можно быстрее переходить на расчеты в национальных валютах. Турция готовит соответствующие договоренности с Россией, Китаем, Ираном, Украиной и европейскими странами. Первыми откликнулись российские автопроизводители, выразившие готовность рассчитываться за поставки турецких комплектующих местной валютой.

Японский премьер Синдзо Абэ на встрече с Владимиром Путиным в сентябре этого года обратил внимание на высокие риски курсовых разниц при расчетах в долларах и поддержал переход на национальные валюты. По его словам, в Японии лишь небольшая часть внешнеторговых платежей происходит в йенах, в основном все рассчитываются долларами. «Можно и в тугриках рассчитываться. Вопрос не в расчетах, а в курсах и курсовой разнице, как решать этот вопрос предварительно на уровне центробанков. Это все механизмы, которые отрабатываются», – подтвердил В.Путин.

Одним из инструментов перехода в международных расчетах на национальные валюты является заключение своп-соглашений. В таких документах центральные банки фиксируют курсы валют, по которым будут обмениваться национальные денежные единицы контрагентов в определенный период времени. Сейчас Россия готовится подписать своп-соглашение с Центральным банком Монголии. Об этом на IV Восточном экономическом форуме во Владивостоке рассказал президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

В отсутствие договоренностей о валютных курсах между двумя странами торговые партнеры России при отказе от доллара могут перейти на расчеты в собственных денежных единицах или в российской валюте. Купить рубли они могут на Московской бирже за евро, франки, йены, юани, турецкие лиры и другие валюты по рыночному курсу.

Трудности перехода

Крупнейшими торговыми партнерами России являются Китай и Германия. В прошлом году товарооборот с Поднебесной составил $84 млрд, с Германией – $50 млрд. Эти страны покупают в России нефть, газ, уголь и другое сырье в основном за доллары. Так, в торговле с КНР по итогам прошлого года 88% экспорта из России и 73,6% импорта из Китая оплачивалось американской валютой, и только 8% экспортных российских сделок были оплачены юанями.

По словам главы представительства Банка России в КНР Владимира Данилова, масштабы применения национальных валют в расчетах между Россией и Китаем в настоящее время не соответствуют потенциалу их торговых отношений.

Однако в текущем году китайские банки отказываются продавать свои товары за рубли, доля российской валюты в экспортных контрактах КНР идет на спад. Фактически кредитные организации Китая присоединились к ограничениям, введенным США и Евросоюзом в отношении России, – они задерживают перечисления на счета российских банков или вообще отказываются проводить платежи.

«Проблемы связаны с расширенной интерпретацией рядом китайских банков ограничительных мер третьих стран, из-за которых под блокировку попадают транзакции даже не включенных в санкционные списки компаний», – поясняет В.Данилов. Это приводит к задержкам при проведении платежей клиентов российских банков и встречных платежей в пользу российских компаний. Причем сложности возникают уже на этапе открытия корсчетов.

Российские экспортеры пока также неохотно соглашаются на подписание контрактов в национальных валютах. По словам президента ВТБ Андрея Костина, на сегодняшний день на Дальнем Востоке 70% торговых операций с Китаем проводится в долларах, 8% – в юанях и 22% – в рублях. Выбор валюты во многом зависит от желания наших экспортеров, отмечает банкир.

По мнению главы Счетной палаты Алексея Кудрина, расчеты в национальных валютах – это дополнительные издержки для бизнеса. «Расплатиться долларом вы можете за любой товар любой страны и любой компании. Рублями вы не можете расплатиться с компаниями любой страны и за любой товар. Значит, вам нужно будет искать какие-то другие схемы через другие товары, через другие валюты, а это дополнительные издержки», – пояснил он.

Однако платежи в национальных валютах контрагентов повышают безопасность расчетов, уменьшают зависимость от санкций. Поэтому компаниям придется эту цену платить, даже несмотря на то, что доллары и евро использовать удобнее, поскольку они более ликвидны. И альтернативы отказа от доллара у российских экспортеров, похоже, нет.

Глобальные последствия

По мнению министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, Вашингтон нагло манипулирует долларом в своих интересах, поэтому его роль в качестве международной резервной валюты для многих стран находится под вопросом. По данным МВФ, на 1 января 2018 года в американской валюте хранилось почти 63% мировых валютных резервов, в евро – 20%, доля других валют не превышала 5%. В 2007 году порядка 70% резервной валюты всех стран сберегалось в долларах. Как отмечают эксперты, причина хранить запасы в долларах с недавних пор теряет актуальность, а политика США последних лет лишь усугубила проблему доверия к мировой резервной валюте.

«После американского финансового разбоя доллар не может считаться международной резервной валютой. Он стал токсичным. Если у вас сбережения в долларах, значит, вы рискуете все деньги потерять просто потому, что кому-то в Вашингтоне не понравилась ваша физиономия. Поэтому уход от доллара – это императив экономической безопасности и для России, и для ее партнеров», – полагает советник президента РФ Сергей Глазьев.

Всем известно, что Россия является крупнейшим экспортером энергоресурсов в мире. Она обеспечивает треть потребностей Европы в газе. Однако торговые расчеты ведутся главным образом в долларах. По этому поводу недавно высказался председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер: «Абсурдно, что Европа оплачивает 80% импорта энергоносителей (300 млрд евро в год) в американских долларах, при этом только 2% импорта приходится на США». По его мнению, Евросоюзу необходимо увеличивать торговлю в евро и сокращать в американских долларах. Уже до конца года Еврокомиссия планирует представить план по усилению роли евро в международной торговле.

Напомним, что в августе этого года вступил в силу запрет США на торговлю с Ираном. Европа официально отказалась его поддерживать. В ответ на действия Вашингтона в Евросоюзе будут созданы независимые от США платежные каналы, европейский валютный фонд и в целом отдельная франко-германская финансовая система. Об этом недавно заявил министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мэр.

Россия тоже планирует создание своего внутреннего финансового рынка с независимыми от глобальных (американских) фондов институтами. В частности, глава ВТБ А.Костин для смягчения последствий от санкций предложил перевести крупнейшие российские холдинги в отечественную юрисдикцию, провести размещение их облигаций и лицензировать участников фондового рынка, а также выйти из ряда глобальных финансовых организаций, которые ограничивают конкурентоспособность России на мировых рынках.

«Мне кажется, надо переосмыслить наши международные обязательства, насколько они нам выгодны, насколько они соответствуют нам и насколько это нормально, когда мы приезжаем на «двадцатку» и начинаем обсуждать вопрос сотрудничества в финансовой сфере, а с другой стороны – на нас танком едут, а мы навстречу с газонокосилкой идем. Мне кажется, это не совсем верно», – пояснил он. По мнению банкира, апрельские санкции США в отношении крупных российских бизнесменов показали, что это удушение российских корпораций, а не ограничение их деятельности, как утверждает Вашингтон. Продолжать ждать, когда тебя окончательно задушат, выполняя все нормативы международных регуляторов, по меньшей мере наивно. Хотя Банк России с этим и не согласен.

Морские порты №7 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Российские военные открыли четыре острова в Красном море

Российские военные открыли четыре острова в Красном море В прошлый раз акваторию исследовали 108 лет назад

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России

Шельф – наш: эксперты нашли новые доказательства принадлежности подводного хребта Менделеева России  Для этого геологи разработали серию карт, где описаны процессы его геологической и тектонической эво...

Российская экономика

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина

Первое судно построенное по инвестквотам получил рыболовецкий колхоз им. Ленина Это первое судно из трёх заказанных.

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается

Экспертное мнение: без господдержки производство газохимии открыть не получается А право на экспорт есть только у «Газпрома»

Транспортная политика

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП

Прошло первое заседание рабочей группы по вопросам развития квалификаций при комитете АСОП Обсудили планы и введение независимой оценки квалификации  докеров-механизаторов и инженер...

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов

На заседании Глав делегаций Комиссии по защите морской среды района Балтийского моря (ХЕЛКОМ) россиян поддержали в части вопросов Часть требует дополнительного согласования

Морские порты

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт

Суда из Архангельска и Калининграда стали лидерами по доставке рыбы… в Мурманский рыбный порт Впрочем, грузооборот по итогам 11 месяцев снизился на 20,7%

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов

Беспилотные электротягачи закупил порт «Бронка» у французов 70 тонн современных технологий каждый




Морской транспорт

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы

Шесть 15-палубных круизных судов нового поколения построят китайцы, шведы, швейцарцы и немцы До 4 тысяч пассажиров. На газу. Общая стоимость двигателей и цифрового оборудования  - 157...

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны

Батискаф для погружения в Марианскую впадину построят «Адмиралтейские верфи» по заказу Минобороны Возможно, на борт пустят путешественника Федора Конюхова

Речной транспорт

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году

4599 нарушений выявили службы портконтроля во время инспекций на судах в Московском бассейне в 2019-м году На 200 больше, чем в прошлом году при меньшем количестве проверок

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ

Закрытием судоходства в Азово-Донском бассейне завершилась навигация-2019 на ВВП РФ Ноябрьские гидрометеоусловия оставляли желать лучшего

Ж/Д транспорт

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году

20,5 млрд рублей на модернизацию БАМа и Транссиба не дополучит РЖД в этом году Все ради развития дополнительного участка

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу

«Срежем» через Россию: «ТрансКонтейнер» отправил пилотный поезд из Южной Кореи в Польшу В два раза быстрее, чем в обход по морю

Авто транспорт

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном

Дитрих и Кадыров открыли движение по магистрали и мосту между Чечней и Дагестаном Параллельно строится другая «федералка»

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году

Более 50 млрд рублей от инвесторов вложили в строительство платных дорог РФ в этом году И планируют оборудовать ЦКАД «оплатой без барьеров»

Аналитика

Транспортная политика

Стратегия прорывного развития

Стратегия прорывного развития В настоящее время группой отраслевых специалистов под руководством Научного центра по комплексным тр...

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Морские порты

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок

Порт Феодосия снижает аварийность и повышает объемы перевозок Морской порт Феодосия расположен в западной части Феодосийского залива Черного моря. Он является пер...

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот

Порт Де-Кастри наращивает отгрузки Амурскому ГПЗ и обновляет флот На протяжении последних 14 лет основная специализация морского порта Де-Кастри остается неизменной –...

Морской транспорт

Энергетические суда:какие они и чем регулируются?

Энергетические суда:какие они и чем регулируются? Судно-батарейка как будущая неотъемлемая часть морской инфраструктуры. Проблемы и перспективы законо...

К чему приведет беспилотное судоходство?

К чему приведет беспилотное судоходство? Проблемами автоматизации технологических процессов человечество озабочено издревле. Перспективы зама...

Речной транспорт

«Между прошлым и будущим»

«Между прошлым и будущим» Под таким заголовком в газете «Морские вести России» № 3 в этом году напечатана статья капитана И. К...

Другая экономика

Другая экономика Бассейн канала имени Москвы – это сердце внутренних водных путей России. При этом многие даже не пре...




Темы

Инфраструктура / Образование

Якорь стал памятником

Якорь стал памятником Все знают, насколько трудна и опасна работа моряков. Год от года они уходят в море и, к огромному со...

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Грузовая база

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту

Проекты нефтехимии: рост масштабов и стремление к экспорту Проекты нефте- и газохимических производств в России становятся все более масштабными и амбициозными...

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Безопасность мореплавания

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься

Прокрастинация: необходимость и соблазн отвлечься Полярные состояния, влияющие на принятие управленческих решений, – это то, что в китайской философии...

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов

Спасательный жилет для тяжелых инвалидов В последние десятилетия пассажирами морских и речных судов нередко становятся инвалиды с серьезным у...

Севморпуть

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути

Перспективы и неопределенности развития Северного морского пути В 2018 году проект развития Северного морского пути был внесен в «Комплексный план модернизации и ра...

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...




Судостроение

Особенный судоремонт

Особенный судоремонт В работе конференции «Судоремонт в России. Современные технологии и оборудование для судостроения и ...

Судоремонт в России: надежда на возрождение

Судоремонт в России: надежда на возрождение Проблемы развития судоремонта и пути их решения, меры господдержки, опыт работы отдельных предприяти...

Таможня

К совершенству таможенного законодательства

К совершенству таможенного законодательства 3 октября 2019 года вступил в силу приказ ФТС России №541, в соответствии с которым взаимодействие у...

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...