Водный путь между Севером и Югом - Морские вести России

Водный путь между Севером и Югом

24.10.2018

Речной транспорт

Волго-Балт, как часть Единой глубоководной системы европейской части России, позволяет осуществлять транспортировку грузов между портами Балтийского моря с севера, Каспийского и Черного морей с юга. К сожалению, в последние годы таких транзитных рейсов было немного. В 2017 году около 90 рейсов от Санкт-Петербурга до Астрахани и дальше. Общая протяженность водных путей Волго-Балтийского бассейна составляет 4944 км. 32 путейские бригады обслуживают с обстановкой 3526 км, в том числе с освещаемой 2196,2 км. Всего в работе 4569 навигационных знаков, из них 2179 плавучих.

Особое внимание развитию туризма

Владимир Николаев, руководитель ФБУ «Администрация Волго-Балт»

В 2017 году путейцам добавили 7 километров устья реки Вуоксы с баровым участком для обеспечения безопасного пассажирского движения между городом Приозерском и островом Валаам. На первый взгляд мелочь, но пришлось создавать бригаду, организовывать береговое хозяйство и приобретать путейский теплоход.

В 2017 году 180 судоходных компаний перевозили грузы и пассажиров по Волго-Балту. Под руководством диспетчеров Администрации в границах бассейна было выполнено 20 500 рейсов. Объем перевозок составил 16,6 млн т, из них строительные составили 53%.

В 2018 году наблюдается снижение общих объемов перевозок на 7%, при этом число рейсов снизилось на 2%. В навигацию 2018 года на 15% увеличилось количество туристических рейсов на о. Валаам, судами пассажирского флота перевезено более 140 тыс. человек.

Для захода круизных судов с Ладожского озера в Старую Ладогу установлено увеличение гарантированной глубины до 350 см на Волховском баре и нижнем участке р. Волхов. Учитывая дефицит финансирования, на основной трассе пришлось до минимума сократить дноуглубительные работы.

Инновационные подходы

Картографическая служба продолжает камеральную проверку электронных навигационных карт ВВП, создаваемых в структуре Росморречфлота, и редакторскую проверку бумажных навигационных карт ВВП.

В первом полугодии 2018 года подготовлены к изданию и выпущены цифровые оригиналы для типографской печати навигационных карт: том 8 часть 2, том 9 часть 1, том 6 часть 2, река Вилюй.

По поручению Росморречфлота введен в эксплуатацию региональный центр комплексной автоматизированной системы сбора и оперативной передачи актуализированных электронных навигационных карт на суда подведомственных Росморречфлоту организаций (ССП ЭНК).

Специалистами инновационно-технического отдела за 6 месяцев подготовлены материалы для 225 согласований использования акватории. В настоящее время ведутся работы по испытаниям береговых навигационных фонарей с дистанционным мониторингом и фонарей для плавучих навигационных знаков с питанием от солнечных батарей. Проведена работа по лазерному сканированию пролетов пяти разводных мостов реки Невы с целью определения их точных габаритов.

В межнавигационный период был выполнен ремонт 166 судов. В текущую навигацию произведено плановое докование 12 ед. Продолжаются работы по капитальному ремонту дноочистительного крана «ДТС-10» проекта 612.

В навигацию 2017 на шлюзах Волго-Балта выполнено 34 тыс. шлюзований, пропущено 60 тыс. судов. В 2018 году наблюдается увеличение судопотока по шлюзам № 1-8 на 5% в сравнении с навигацией 2017 года. Однако на Свирских шлюзах судопоток уменьшился в среднем на 17%.

В навигацию 2018 года на 01.09.2018 на шлюзах Волго-Балта выполнено 22 389 шлюзований, пропущено 41 053 единицы флота.

Число транспортных происшествий, связанных с навалами судов на конструкции шлюзов, меньше, чем на этот же период 2017 года: 4 против 6.

В навигацию 2018 года наблюдаются повышенные уровни воды в Ладожском озере и реке Неве, в связи с чем большая часть пассажирских круизных судов не смогла пройти Кузьминский железнодорожный мост без его разводки. Службой регулирования движения судов была проведена непростая работа с ОАО «РЖД» и достигнута договоренность о введении дополнительных разводок Кузьминского моста во избежание срывов расписаний и значительных простоев пассажирских судов.

Уже несколько лет в акватории реки Невы помимо ежегодного праздника выпускников школ «Алые паруса» проходят различные праздничные мероприятия и водные соревнования. В 2018 году самое значимое из них – Балтийская яхтенная неделя. В рамках Яхтенной недели прошел фестиваль классических яхт, который призван повысить интерес к парусной культуре и дать стимул развитию морского туризма в городе на Неве. Совместная работа Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, Санкт-Петербургского парусного союза, специалистов лоцманской службы и диспетчерского аппарата Администрации позволила достойно провести этот красивый водный праздник и обеспечить безопасность судоходства.

Второй год специалисты Волго-Балта участвуют в подготовке Главного военно-морского парада, который прошел в Санкт-Петербурге 29 июля 2018 года.

В 2017 году через Санкт-Петербургские мосты было выполнено 2969 лоцманских проводок. За первую половину навигации 2018 год кроме обычных обязательных проводок в границах Волго-Балта и Санкт-Петербургских мостов осуществлялись проводки специальных судов и баржебуксирных составов с оборудованием для нефтегазового комплекса Каспийского моря, а также ряд нетиповых проводок.

Продолжаются работы по реконструкции сооружений Шекснинского гидроузла. По шлюзу №7 основные строительно-монтажные работы близятся к завершению. Установлены новые металлоконструкции ворот и затворов. Завершены работы по реконструкции фасадов зданий и механизмов. По шлюзу №8 завершена работа по реконструкции причала нижнего подходного канала. Установлены автономные источники энергоснабжения и предохранительные устройства от навала судов на основные ворота нижних голов.

Бассейновым узлом связи ведутся работы по тестированию перспективных систем мониторинга СНО по технологии АИС. На трех участках Ладожского озера запрограммированы и включены так называемые виртуальные СНО-АИС, всего 60. Начаты испытания комплектов мониторинга физических (реальных) СНО-АИС с целью определения возможности их использования на внутренних водных путях, а также перспектив импортозамещения ключевых компонентов этих изделий.

Завершен монтаж и ввод в опытную эксплуатацию комплекса оборудования контрольно-корректирующей станции ГЛОНАСС/GPS в пос. Свирица Ленинградской области (ККС «Свирица»). В течение навигации планируется проверка качества сигнала дифференциальных поправок и уточнение границ рабочей зоны покрытия.

Кадровое решение

Для выполнения всех задач по поддержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности плавания, разумеется, нужны грамотные специалисты.

В 2018 году заключено 54 договора о целевом обучении между Администрацией и абитуриентами – детьми работников транспортной отрасли. Наши специалисты, занимающие руководящие должности в ФБУ «Администрация «Волго-Балт», являются председателями или входят в состав государственных экзаменационных комиссий в профильных учебных заведениях.

Хочется верить, что специальности, связанные с речной отраслью, будут востребованы и труд путейцев будет оцениваться по достоинству.

Основными задачами коллектива Волго-Балта были и остаются – содержание и развитие водных путей, судоходных гидротехнических сооружений, технологической связи и систем управления движением судов.

В целом эти задачи выполняются, и коллектив прилагает все усилия, чтобы достойно завершить навигацию и выполнить возложенные на нас функции.

Даже возрастные суда подтянулись

Аркадий Биргер, и.о. первого заместителя руководителя – капитана Волго-Балтийского бассейна ВВП

Администрация Волго-Балтийского бассейна внутренних водных путей в полном объеме осуществляет свои функции по обеспечению безопасности судоходства в бассейне в соответствии со статьей 34 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ.

Одной из ключевых составляющих задачи обеспечения безопасности судоходства является осуществление государственного портового контроля за судами и иными плавучими объектами.

За период с начала функционирования инспекции ГПК в Волго-Балте сложился коллектив из 19 опытных сотрудников. Руководит инспекцией Э.В. Черепанов.

В каждом из 6 филиалов – свой отдел. Свирский и Вытегорский отделы имеют в своем составе по одному человеку. К ним в этом году добавился Новгородский отдел в связи с существенным увеличением количества маломерных судов, занимающихся коммерческой деятельностью в регионе. В Череповце и Шлиссельбурге, где набольшее количество проверок, по 3-4 человека. И центральный офис в Санкт-Петербурге – 8 человек. Жизнь показала, что такое распределение штата инспекции близко к оптимальному.

Группа порядка

В Петербурге при Северо-Западной транспортной прокуратуре создана межведомственная рабочая группа по предупреждению, выявлению, пресечению правонарушений и профилактике преступлений на водном транспорте Северо-Западного транспортного региона. В состав группы помимо сотрудников прокуратуры включен представитель нашей ИГПК. Также туда входят представители МВД на транспорте, следственных органов, МЧС Ространснадзора. Группа проводит рейды по проверкам пассажирских судов и на Неве, и на городских водных путях, что для нас весьма актуально. Дело в том, что суда, базирующиеся на реках и каналах Санкт-Петербурга, за пределами федеральных водных путей не подлежат проверкам инспекцией ГПК. При этом они совершают регулярные рейсы с пассажирами по Неве без подходов к причалам. И хотя наши инспекторы в таких рейдах выполняют функции экспертов, основная задача – контроль за выполнением обязательных требований по обеспечению безопасности судоходства на этих судах – в результате выполняется.

За годы функционирования инспекции ГПК наблюдается тенденция уменьшения количества выявленных нарушений обязательных требований. Этому есть, мы считаем, разумное объяснение. Судовладельцы и капитаны судов знают, что их ожидают достаточно жесткие проверки в строгом соответствии с нормативными документами. При этом инспекторы, прибывающие на борт, люди опытные, бескомпромиссные. И мы видим, что даже возрастные суда, которым под 30 лет и более, подтянулись. В большей степени это касается тех, которые совершают регулярные рейсы, в том числе туристических теплоходов.

К сожалению, приходится сталкиваться с тем, что некоторые судоходные компании до сих пор не внедрили у себя систему управления безопасностью судов в соответствии со статьей 34.1 КВВТ. В связи с этим за истекший период этого года 42 судам было оформлено временное задержание.

Диспетчерское регулирование

Важнейшей составляющей обеспечения безопасности судоходства является диспетчерское регулирование движения судов. В составе службы регулирования движения судов трудится 83 опытных сотрудника. В состав службы входит центральная диспетчерская, расположенная в Санкт-Петербурге, а также 10 диспетчерских пунктов на трассе Волго-Балта.

В этом году заключено 236 договоров с судовладельцами и их агентирующими компаниями.

Диспетчерская служба функционирует в тесном взаимодействии с правоохранительными органами, органами государственной власти, контролирующими органами. В случае аварийных происшествий или каких-либо чрезвычайных ситуаций информация о них немедленно передается по адресам, указанным в аварийной папке диспетчера.

Большое внимание уделяется вопросам движения по Волго-Балту судов и составов, которые по своим габаритам требуют в соответствии с действующими нормативными документами дополнительных согласований с Администрацией. Это одиночные суда длиной более 140 м и крупногабаритные составы, не входящие в типовые схемы формирования составов.

Руководит службой регулирования движения судов Алексей Сергеевич Сидоров, прошедший путь от дежурного диспетчера движения до начальника службы.

Лоцманское обеспечение

Говоря об обеспечении безопасности судоходства, нельзя не упомянуть о лоцманской проводке судов. В Администрации с 1996 года успешно функционирует лоцманская служба. Её деятельность осуществляется на основании статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта. Проводка судов выполняется лоцманами, имеющими выданные в установленном порядке лоцманские удостоверения.

Самым ответственным участком обязательной лоцманской проводки является участок Санкт-Петербургских мостов. Для обеспечения судов лоцманами согласно приказу Минтранса РФ от 4 сентября 2003 года № 182 численный состав лоцманской службы составляет:

29 лоцманов для проводки судов на участке Санкт-Петербургских мостов;

18 лоцманов для проводки судов по трассам участка Санкт-Петербург – Череповец.

Возглавляет лоцманскую службу Борис Павлович Малиновский – профессионал своего дела с большим опытом работы в должности капитана.

Дипломирование

Функции отдела дипломирования входят в перечень важнейших функций Администрации бассейна, направленных на обеспечение безопасности судоходства. В настоящее время работа отдела ведется в соответствии со вступившим недавно в силу приказом Минтранса РФ от 12 марта 2018 г. № 87 «Об утверждении положения о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта». Как обычно, в переходный период от старого порядка к новому нет-нет да возникают трудности. Несмотря на это, процесс выдачи дипломов и квалификационных свидетельств уже начался. Сотрудники отдела обладают необходимыми знаниями и опытом. Многолетний руководитель отдела –И.А. Морозова.

В 2017 году выдано 306 квалификационных свидетельств плавсоставу, 265 дипломов и 276 подтверждений к дипломам. На 01.09.2018 выдано 294 квалификационных свидетельства плавсоставу, 226 дипломов и 441 подтверждение к дипломам.

В соответствии с Приказом Минтранса № 287 от 11 сентября 2013 г. проведена аттестация лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов, в количестве 14 человек.

В соответствии с Приказом Минтранса и Минтруда 13/11 от 11 марта 1994 г. было аттестовано 24 специалиста. Данные на каждого специалиста внесены в Информационную систему дипломирования членов экипажей судов ВВП.

В отделе оформления и выдачи удостоверений личности моряка и мореходных книжек трудятся 3 человека. Их работа чрезвычайно ответственна и важна. Ошибки исключены. С начала года оформлено 254 УЛМ и 86 мореходных книжек. Руководит отделом Ю.С. Локтева.

С 2012 года в Администрации функционирует служба регистрации судов. Основные задачи службы:

проверка юридической силы представленных для госрегистрации правоустанавливающих документов;

проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;

государственная регистрация прав и выдача соответствующих документов;

предоставление информации о зарегистрированных правах по запросам компетентных органов.

В 2016 году было произведено 745 регистрационных действий, в 2017 г. – 782. С начала текущего года – 434.

Проведена регистрация ипотечных и арендных сделок: в 2016 году – 178, в 2017 г. – 83. С начала текущего года – 42. Начальник службы – Л.Н. Соколова, имеющая большой опыт работы в этой сфере.

В заключение хотелось бы сказать, положительный результат в столь ответственном деле, как обеспечение безопасности судоходства, может быть достигнут только при объединении усилий сотрудников всех служб, отделов, филиалов Администрации бассейна, постоянном стремлении каждого к совершенствованию своих навыков, повышению уровня знаний и ответственности каждого за порученное дело.

Период

Кол-во инспекций

Кол-во замечаний

Кол-во задержаний

Кол-во инспекций пассажирских судов

Кол-во замечаний на пассажирских судах

Кол-во задержаний пассажирских судов

2015 год

1216

3439

51

310

990

14

2016 год

1142

2523

41

270

496

3

2017 год

1261

2721

31

303

657

4

на 01.09.2018

921

2225

42

251

635

0

Морские вести России №13 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика