Развитие Шахтерска под контролем портовых властей

Морские порты
Развитие Шахтерска под контролем портовых властей

Морской порт Шахтерск – единственный порт на Сахалине, специализирующийся только на отгрузке угля. Он расположен в Углегорском районе, где добывается более 78% от всего объема островной добычи. Порт производит погрузку угля с разреза «Солнцевский» в период активной навигации с марта по декабрь. Сегодня под управлением ООО «Восточная горнорудная компания» Шахтерск активно развивается, экспортируя островной уголь в страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Вячеслав Питеркин, и.о. капитана морского порта Шахтерск ФГБУ «АМП Сахалина, Курил и Камчатки»

Рост мощностей и объемов перевалки

Страницы новой истории порт Шахтерск открыл в 2013 году, когда новый собственник, ООО «Восточная горнорудная компания» (ВГК), начал масштабные преобразования в порту и на его терминалах. Компания разработала стратегию развития порта и инвестиционную программу, делающие упор на модернизацию инфраструктуры порта, обновление парка механизации и портового флота, внедрение новых технологий погрузки. Она также является резидентом свободного порта Владивосток.

Предпринятые усилия принесли ожидаемые результаты в первый же год: в 2013 году грузооборот Шахтерска с терминалами составил 2,08 млн тонн, а в 2017 году – уже 6,19 млн тонн, в текущем году планируется нарастить грузооборот до 7,5-8 млн тонн. В июне порт установил рекорд перевалки – 1,1 млн тонн. Сахалинский уголь востребован странами Азиатско-Тихоокеанского региона, практически весь отгружаемый уголь идет в Китай, Японию, Южную Корею.

На сегодняшний день порт Шахтерск имеет самые высокие по Сахалинской области показатели отгрузки угля. Ископаемые запасы разреза «Солнцевский», разрабатываемого ВГК, составляют более 280 млн тонн угля.

В марте этого года ВГК учредила дочернее предприятие для строительства глубоководного порта на Сахалине – ООО «ВГК Транспортные системы», которое займется созданием глубоководного порта в Углегорском районе и конвейера с Солнцевского разреза протяженностью 28 км. Перегрузочный комплекс расположится примерно в 0,5-1 км от действующего терминала в Шахтерске (оператором является «Угольный морской порт Шахтерск»).

Пока уголь доставляется в порт грузовым автотранспортом, что сказывается негативно на экологии района. По сообщению пресс-службы ВГК, с вводом в эксплуатацию конвейера будет обеспечено бесперебойное поступление угля с месторождения на портовые склады в необходимом количестве, а также улучшится экологическая обстановка в районе. Новый порт позволит уйти от рейдовой перевалки угля – именно таким способом идет перегрузка в действующем порту Шахтерск. Кроме того, суммарные возможности по отгрузке угля возрастут до 12 млн тонн в год.

Обновляется флот порта и парк механизации: для осуществления рейдовой перевалки стивидорной компанией были приобретены два сухогруза – «Николай Чудотворец» и «Святая Варвара» дедвейтом по 4,5 тыс. тонн, а также построены в Китае 6 самоходных барж под групповым названием «Рейд». За один раз «Рейд» берет на борт 500 тонн угля.

В конце мая этого года ВГК завершила переоснащение и ремонт перегружателя ЕМСО-1. Его производительность составляет 2,5 тыс. тонн в час. Помимо флота в 2017-2018 годах производится обновление причального комплекса и крановой техники, установлено новое высокоточное навигационное оборудование.

В порту намечено строительство нового терминала с выносной эстакадой, что позволит обрабатывать крупнотоннажные суда непосредственно у причальной стенки. Проект проходит этап геологических изысканий и проектирования. Какая будет глубина у этого терминала, покажут результаты геодезических исследований.

Обеспечение безопасности в порту

Основа безопасности мореплавания в акватории порта – неукоснительное соблюдение положений российских и международных морских кодексов, содержание в надлежащем состоянии аварийно-спасательных средств, радионавигационного оборудования и средств связи, гидротехнических сооружений, а также четкое взаимодействие со стивидорными компаниями, осуществляющими эксплуатацию причалов.

Всем этим занимается Служба капитана порта. Следует отметить, что с началом развития в 2013 году морской порт Шахтерск работает безаварийно благодаря слаженной работе инспекторов портового контроля, профессионализму судоводителей, лоцманов и берегового персонала. Флот порта с каждым годом увеличивается, внутренние и внешние рейды принимают суда гораздо большего тоннажа, чем несколько лет назад.

Обеспечение экологической безопасности – одна из функциональных обязанностей капитана порта, закрепленная в международных и национальных нормативно-правовых актах. В этом направлении ведется серьезная работа, включающая круглосуточное наблюдение за акваторией порта, бункеровкой судов, состоянием сливных стоков, своевременное информирование федеральных органов исполнительной власти о разливе нефти и нефтепродуктов.

ООО «Угольный морской порт Шахтерск» уголь складирует на 6 площадках. Новые конвейерные линии протяженностью 3,1 км совместно с существующей ранее сетью конвейеров объединяются в единую транспортную нить, идущую до судопогрузочных машин.

Конвейерная сеть на местах пересыпов оснащена водяными форсунками. За счет воды, распыляемой на уголь во время его движения по ленте, исключаются факторы возникновения угольной пыли. Каждая линия конвейера на месте перехода на погрузочную машину оснащена мощной магнитной установкой, ее роль заключается в извлечении металлического мусора, попавшего в уголь во время транспортировки с места добычи до склада порта.

Таким образом, от склада до трюма судна уголь транспортируется конвейером, и угольная пыль в воду не попадает. В этом году ВГК планирует приобрести вакуумную установку, которая позволит бороться с россыпью угля, что также приведет к снижению образования пыли в порту.

Стивидорной компанией разработан проект санитарно-защитной зоны, проведена его санитарно-эпидемиологическая экспертиза и получено экспертное заключение. Кроме того, на оператора терминала возложена обязанность оборудовать причалы системой ливневой канализации до 28 октября 2020 года. В соответствии с утвержденной программой производственного контроля проводятся лабораторные исследования атмосферного воздуха на территории порта, а также промышленных выбросов портовой котельной. Разрабатывается проект установки ветрозащитных экранов.

Службой капитана порта уделяется пристальное внимание выполнению судоходными компаниями и экипажами судов требований национального и международного законодательств. В первую очередь это Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов (МАРПОЛ) 73/78, Международная конвенция о контроле судовых балластных вод и осадков и управлении ими, вступившая в силу в 2017 году, Правила по предотвращению загрязнения с судов, эксплуатируемых в морских портах и внутренних водных путях Российской Федерации, Санитарные правила для морских судов.

В целях обеспечения безопасности судоходства Службой капитана порта в лице государственных инспекторов ИГПК проводятся проверки судов, в том числе и на соответствие их требованиям вышеперечисленных документов. В рамках портового контроля проводятся регулярные обходы территории порта с целью выявления потенциальных источников загрязнения акватории. Выявленные недостатки предъявляются оператору причалов, осуществляется контроль их устранения.

Государственная поддержка

Реконструкция и успешное развитие порта Шахтерск, постоянное наращивание грузооборота и морских перевозок были бы невозможны без поддержки государства. Модернизация порта включена в Стратегию социально-экономического развития Сахалинской области на период до 2025 года. Под руководством Росморречфлота и при финансовом участии ФГУП «Росморпорт» в порту и на его терминалах реконструированы гидротехнические сооружения, установлены защитные сооружения, ведется строительство причалов, проведены дноуглубительные работы.

16 августа текущего года на рейде в морском порту произведена погрузка на первое судно типоразмера Panamax дедвейтом 70 тыс. тонн. В ближайшее время ожидается подход судна еще большей вместимостьи.

Ведутся работы по укреплению угольного причала. Для обеспечения возможности круглосуточного захода судов под погрузку во внутреннюю гавань порта установлены новые средства навигационного обеспечения в виде двух береговых секторных светящих знаков и одного ограждающего светящего буя.

Для обеспечения безопасности мореплавания Сахалинским филиалом ФГУП «Росморпорт» в порту создана лоцманская служба, осуществляющая проводку судов к угольным причалам. Увеличено с трех до пяти количество рейдовых точек перегрузки угля, расширены границы акватории порта. Таким образом, одновременно стало возможным грузить сразу пять балкеров на рейде.

Подходит к концу строительство здания пункта пропуска через государственную границу РФ, сдача объекта запланирована на конец 2018 года. Современное оснащение этого объекта позволит существенно сократить время оформления судов и грузов пограничными и таможенными органами, а значит, и снизить себестоимость перевозки угля за счет сокращения времени стоянки и пути.

При динамичном росте азиатского направления грузоперевозок капитан морского порта Шахтерск и специалисты Службы капитана порта работают в тесном контакте с портовиками с целью обеспечения развития портового комплекса без ущерба для безопасности мореплавания и окружающей среды.

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В Черном море отработали морской бой

В Черном море отработали морской бой Учения проходили в группах

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен

В День создания регулярного Российского Флота возложат цветы и отслужат молебен «Морским судам быть!»

Российская экономика

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн

Минэнерго хочет увеличить добычу угля минимум на 110 млн тонн Для этого нужно развить ж/д

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться

Доля участия правительства в «Совкомфлоте» и «Зарубежнефти» может сократиться В «Аэрофлоте» и РЖД - нет. По крайней мере, в ближайшие три года

Транспортная политика

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается

Эксперт: локализовать производство иностранных двигателей в РФ пока не получается Новые правила Минпромторга не дали нужного эффекта

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН

Арктический шельф – российский: Минобороны подготовила доказательства для ООН Хребет Гаккеля обследовали тремя способами

Морские порты

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска

До 60 млн тонн планируют увеличить перевалку в портах Мурманска К 2035 году

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов

По просьбе жителей вокруг порта в Находке нарастили высоту защитных экранов До 20 метров




Морской транспорт

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту»

Первый неатомный: ледокол «Обь» передали «Росатомфлоту» Исключительные технические характеристики позволят работать не хуже «коллег» с реакторами

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения

«Василий Быков» отправился в Грецию на празднование годовщины Наваринского сражения Турки опасаются, что корабль идет в Сирию

Речной транспорт

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания

Эксперт: ввод новых речных судов не покрывает темпов списания Дело может исправить строительство новых плавдоков

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Ж/Д транспорт

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей

Обход для грузовых вагонов в Перми построят за 25 млрд рублей Срок - три года

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области

Шесть грузовых вагонов сошли с рельс в Кемеровской области В том числе цистерны

Авто транспорт

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти

Медведев и Дитрих согласовали строительство участка мегатрассы в обход Тольятти Стоимость проекта - 121 млрд рублей

18,5 млрд рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса

18,5 млрд  рублей потратят на ремонт дорог Кузбасса Работы продлятся три года

Аналитика

Транспортная политика

Япония: очередной «компромисс»?

Япония: очередной «компромисс»? В последние годы вопрос «подписания» мирного договора с Японией с передачей ей части суверенной терр...

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта

Мощности зерновых терминалов будут расти быстрее объемов экспорта Урожай зерна в 2019/20 сельхозгоду, согласно оценкам экспертов, составит около 118 млн тонн, что на ...

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Россия нацелена на развитие СМП

Россия нацелена на развитие СМП Северный морской путь – главная арктическая судоходная магистраль России, связывающая порты Арктики ...

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...