Транскорея – 2020: быть или не быть?

Ж/Д транспорт
Транскорея – 2020: быть или не быть?

Республика Корея заявила о возобновлении транспортного сообщения с КНДР, которое было прервано более полувека назад, в 1945 году в результате разделения Кореи на Северную и Южную. Для этого потребуется модернизировать транспортную инфраструктуру, предполагается также построить скоростную железную дорогу, соединяющую столицы двух государств Сеул и Пхеньян. К 2020 году планируется начать перевозки по Транскорейской железной дороге из южнокорейского порта Пусан в Россию и далее в европейские страны, для чего Южная Корея намерена вернуться к реализации транспортно-логистического проекта «Хасан – Раджин», из которого она вышла в 2016 году.

Однако этим планам могут помешать американские санкции против России. В случае принятия США очередного законопроекта российские компании не смогут осуществлять сделки с зарубежными партнерами в долларах, соответственно, у их южнокорейских контрагентов появятся проблемы с расчетами, а еще они окажутся в зоне пристального внимания американского «правосудия».

Элеонора Григорьева

Корейским странам разрешили дружить

В этом году произошли политические события, способствующие сближению позиций двух корейских республик в области экономического сотрудничества.

27 апреля во время встречи президентов Республики Кореи и Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) в Пханмунджоме (в 1953 году там было подписано соглашение о перемирии, а территория полуострова разделена демаркационной линией) была подписана совместная декларация о мире и денуклеаризации Корейского полуострова, одним из пунктов которой закреплено положение о приоритетном осуществлении проекта модернизации Транскорейской железнодорожной магистрали. Южнокорейский президент во время встречи даже передал президенту Ким Чен Ыну флешку с планом будущей железной дороги.

Затем 22 мая на встрече президентов Республики Кореи Мун Чжэ Ина и США Дональда Трампа было заявлено о смене вектора во внешней политике Северной Кореи и начале масштабной поддержки экономики опальной страны.

12 июня на первом в истории саммите США и КНДР лидеры двух стран заявили о переменах в политике Северной Кореи. В подписанном по итогам встречи коммюнике Пхеньян пообещал избавиться от ядерного оружия, а США в ответ обязались предоставить гарантии безопасности КНДР.

После этого 22 июня во время Московского саммита глав государств России и Южной Кореи ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и Корейские железные дороги (Korail) подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросам сотрудничества по проекту соединения Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссиб) и Транскорейской железной дороги (Транскорея). В документе шла речь об изучении и проработке условий организации железнодорожных перевозок в сообщении Республика Корея – Россия – Европа, включая трехсторонний проект соединения Транскореи и Транссиба с участием КНДР, Республики Кореи и России. Кроме того, руководители РЖД и Korail обсудили возможность создания совместного предприятия (СП), специализирующегося на железнодорожной логистике.

И наконец, 10 июля власти Республики Кореи заявили о возобновлении трехстороннего логистического проекта «Хасан – Раджин» и даже назвали начало его старта – 2020 год. По их оценкам, затраты на модернизацию Транскорейской железной дороги на территории КНДР составят $2,4 млрд.

Рис.1. Возможные маршруты транспортировки грузов из Китая и Кореи в Европу через территорию России

История проекта и продолжение

Железная дорога, соединяющая юг и север Корейского полуострова, была построена в 1906 году Японией. Магистраль «Кёнъисон» из Пусана в Синыйджу, расположенный на границе с Китаем, через Сеул и Пхеньян являлась частью военной инфраструктуры Японии, воевавшей против Кореи и Китая. Агрессия Японии против этих стран длилась с конца XIX века по 1945 год, пока Япония была не повержена.

В 1945 году на Потсдамской конференции произошло территориальное разделение Корейского полуострова на две зоны влияния – США и СССР. Сквозное железнодорожное сообщение с этого момента по магистрали прекратилось.

Война между Северной и Южной Кореей 1950-1953 годов окончательно разорвала транспортное сообщение между югом и севером полуострова. Из-за военных конфликтов Транскорейская железная дорога не смогла использовать имеющийся у нее потенциал транзитной магистрали, соединяющей Корею с Китаем, Россией и странами Европы через Транссибирскую магистраль.

Вновь актуальной тема соединения корейских железных дорог с российскими стала только в XXI веке. В 2001 году главы России и КНДР договорились соединить Транссиб с Транскорейской магистралью. Тогда Владимир Путин и Ким Чен Ир (на тот момент руководитель КНДР, отец Ким Чен Ына) подписали соответствующую Московскую декларацию.

Спустя семь лет, в 2008 году, РЖД совместно с партнерами из КНДР и Республики Кореи начали реализацию проекта «Хасан – Раджин», позиционируемого как первый этап реконструкции Транскорейской железной дороги.

Проект предполагал организацию железнодорожных перевозок российского угля в Южную Корею через территорию КНДР и отправку контейнерных грузов в обратном направлении. На первом этапе по Транссибу уголь следовал на приграничную станцию Хасан Приморского края, оттуда в северокорейский порт Раджин и далее в Южную Корею и Китай.

Второй этап планировался полностью сухопутным: сочленение Транссиба с Транскореей обеспечивало грузоотправителям двойной выигрыш по времени – преодолеть 10 тыс. км из Южной Кореи в Европу по Транссибу можно за 17-20 суток, морем – за 45 суток.

Каковы же современные перспективы проекта? По данным ОАО «РЖД», за пять месяцев 2018 года объем контейнерных перевозок между Россией и Республикой Кореей составил около 47 тыс. TEU, что на 40% превышает уровень 2017 года. Напомним, что в России работают такие крупные корейские компании, как LG Electronics, Samsung, Hyundai, табачная компания КТ&G, кондитерская фабрика Lotte Group и другие. Грузы в их адрес сейчас приходят в контейнерах, доставляемых морским путем.

К примеру, в августе текущего года FESCO совместно с южнокорейской логистической компанией Hyundai Glovis запустила регулярный контейнерный сервис из южнокорейского порта Пусан через порт Владивосток в Санкт-Петербург, где находится российский завод Hyundai Motor Manufacturing Rus. Минимальное время по маршруту Пусан – Санкт-Петербург составляет 15 суток. В месяц планируется перевозить примерно 500 TEU.

Добавим, что ежегодно Южная Корея экспортирует свыше 600 тыс. TEU, и Россия заинтересована, чтобы часть этого объема пошла по Транссибу.

Вложения в КНДР – деньги на ветер?

В 2008 году компания РЖД в рамках проекта «Хасан – Раджин» начала реконструкцию участка железной дороги Туманган – Раджин протяженностью 54 км, пропускной способностью около 5 млн тонн грузов в год и одновременно приступила к строительству контейнерного терминала в порту Раджин мощностью 4 млн тонн грузов в год.

В 2013 году в эксплуатацию была пущена дорога, в 2014 году – терминал. Инвестиции РЖД составили свыше 10 млрд рублей, из которых 5,5 млрд рублей пошло на реконструкцию железной дороги, 5 млрд рублей – на терминал.

Для реализации проекта было создано российско-северокорейское СП «РасонКонТранс», 70% акций в котором принадлежит ОАО «РЖД». Доля властей КНДР в СП включает в себя аренду пирса порта Раджин и части прилегающей территории сроком на 49 лет. При этом участок железной дороги Туманган – Раджин РЖД арендуют у компании «Тонхе» Министерства железных дорог КНДР. Срок договора аренды также составляет 49 лет. Ежегодно за аренду РЖД платят от 400 тыс. до 700 тыс. евро.

В 2014-2015 годах по маршруту Хасан – Раджин было экспортировано менее 200 тыс. тонн российского угля. В 2016 году отгрузки приостановились из-за ядерных испытаний в КНДР, после которых Южная Корея запретила судам третьих стран, заходившим в порты КНДР, швартоваться у своих причалов. Таким образом, доставка российского угля в Южную Корею через северокорейский порт Раджин стала невозможной.

Нужно отметить, что через Раджин можно отправлять уголь на юг Китая и в другие страны АТР. Для российских угольных компаний экспорт через КНДР является более выгодным, чем через российские порты. По сравнению с перевалкой в Находке экономия составляет $1 с тонны. Но, как отмечает посол РФ в КНДР Александр Мацегора, угольщики не готовы рисковать миллиардными активами, зарегистрированными в США, ради нескольких миллионов долларов, полученных от работы в КНДР. Из-за этого реализация проекта «Хасан – Раджин» в 2016 году фактически остановилась.

В настоящее время в отношении КНДР действуют жесткие санкции. В 2013 году после испытания атомной бомбы Совет безопасности ООН ввел запрет в отношении всех поступающих в страну денежных переводов. В 2017 году было запрещено создавать СП с северокорейскими предприятиями, поставлять в страну нефть и газ и покупать любую продукцию местного производства.

В то же время для проекта «Хасан – Раджин» корейские власти добились исключения, и санкции в отношении КНДР не могут помешать его реализации.

Санкции мешают транспортным проектам

В августе 2018 года южнокорейский президент заявил о том, что интеграция с КНДР начнется с создания железнодорожного сообщества Северо-Восточной Азии, включающего Республику Корею, КНДР, Россию, Китай, Монголию, Японию и США. Такой альянс станет «началом многосторонней системы безопасности» в регионе. При этом Мун Чже Ин провел параллель с Евросоюзом, который начинался как объединение в области угля и стали.

«Развитие отношений двух Корей является движущей силой, которая способствует денуклеаризации Корейского полуострова. С этой целью Южная Корея будет стремиться к соединению автомобильных и железных дорог с Севером до конца года», – добавил он.

По словам главы Республики Кореи, к 2020 году планируется построить скоростную железную дорогу Синыйджу – Пхеньян – Сеул стоимостью $35 млрд, а также автомобильную магистраль протяженностью 19 км между городами Кэсон (КНДР) и Мунсан (РК).

Казалось бы, политические усилия увенчались успехом, и у Транскорейской железной дороги и проекта «Хасан – Раджин» появились реальные перспективы реализации, однако в данный момент угроза нависла с другой стороны – из-за усиления американских санкций участие России в этих проектах может оказаться под вопросом.

Напомним, что 1 августа этого года сенаторы США внесли в Конгресс законопроект «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля – 2018», расширяющий санкции против РФ. Американским юрлицам запрещено инвестировать в российский госдолг и осуществлять транзакции с ключевыми банками страны. Речь идет о Сбербанке, ВТБ, Россельхозбанке, Газпромбанке, Промсвязьбанке, ВЭБе и других финансовых учреждениях с госучастием. Если законопроект будет принят, то Россия не сможет осуществлять безналичные расчеты в долларах, так как все операции в этой валюте будут заблокированы.

Также в августе США ввели санкции в отношении банка «Агросоюз» за длительные отношения с северокорейским банком. По мнению представителей американских властей, «Агросоюз» участвовал в денежном переводе для финансирования деятельности, связанной с производством оружия в Северной Корее. Ранее в корейский санкционный список были включены банки «Россия», «Индустриальный сберегательный банк», «Рублев», «Северный кредит» и «Российский национальный коммерческий банк».

Морские порты №6 (2018)


Вернуться к разделу Ж/Д транспорт

Новости

Лента новостей

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве Инициатива регулятора может привести к банкротству и оттоку населения на Севере и Дальнем Востоке

Российская экономика

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза С угля и газа Европа переходит на пеллеты

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем И это лишь часть большого комплекса




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...