Речной транспорт пробивается через административные барьеры - Морские вести России

Речной транспорт пробивается через административные барьеры

11.10.2018

Речной транспорт

Ежегодное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта Российской Федерации (АПСРТ) состоялось 27 июля в Хабаровске. Место проведения было выбрано по приглашению ОАО «Хабаровский речной торговый порт». В мероприятии приняли участие представители более 70 ведущих транспортных предприятий речного флота России.

А. Сидоров

В рамках встречи обсуждались вопросы развития внутренних водных перевозок в стране, исполнения решений Госсовета России и указов президента по развитию внутренних водных путей. Также на собрании была заслушана информация о результатах работы АПСРТ за период с августа 2017 г. по июль 2018 г. и о приоритетных направлениях деятельности на предстоящий период.

Избыток контроля тормозит развитие

Как сообщил в отчетном докладе президент АПСРТ Александр Зайцев, прошедший 2017 год характеризуется стабилизацией объемных показателей работы внутреннего водного транспорта. Как по объему перевозок грузов, так и погрузочно-разгрузочных работ в речных портах существенных изменений не произошло. Продолжилась стагнация пассажирских перевозок речным транспортом. Основной причиной такого положения на транспорте является ситуация с экономикой в стране. Изменений в грузовых потоках в лучшую сторону за последние годы не происходит. Большие надежды возлагались на изменение грузовой базы при создании дорожных фондов, однако этого не произошло и объем переработки нерудных материалов продолжает снижаться.

«На наш взгляд, это происходит, потому что ни строители автомобильных дорог, ни контролирующие органы не уделяют достаточного внимания качеству поставляемых материалов. В таких условиях поставляемые материалы предприятиями речного транспорта становятся неконкурентными», – подчеркнул докладчик.

Кроме того, отметил А. Зайцев, не уменьшилось административное давление и со стороны органов надзора, в первую очередь со стороны Росприроднадзора и Гостехнадзора. «Пример давления на Чебоксарский порт со стороны Росприроднадзора по абсолютно надуманному предлогу – нарушению требования по свободному доступу к водоему физических лиц из-за выгрузки на береговую полосу добытого песка, практически парализовал работу предприятия. К сожалению, судебные органы встали на сторону контролирующего органа», – сказал президент АПСРТ.

О чрезмерной активности контролирующих органов говорил и другой выступающий – генеральный директор ОАО «Омский речной порт» Сергей Сандулов.

«Речные порты старого образца постоянно проверяют контролирующие и налоговые органы, прокуратура, полиция и т.д. и т.п., – сказал он. – У нас в Омске десятки предприятий речного транспорта, которые созданы в разные периоды времени. Как и Омский речной порт, они добывают и перевозят песок, осуществляют перевозку грузов в транзит по Омской и Тюменской областям. Разница в том, что небольшие предприятия малого бизнеса спокойно работают в сфере речного транспорта. Они не подвергаются разнообразным проверкам со стороны различных ведомств. На сегодняшний день малые предприятия распоряжением президента РФ освобождены от проверочных мероприятий.

Старые порты, судоходные компании таких льгот не имеют, поэтому контролирующие органы проверяют одни и те же предприятия, приходят к ним многократно. Например, АО «Омский речной порт», Иртышское пароходство подвергаются постоянным проверкам. На нашем предприятии за 2017 год проведено 103 проверки, за 2018 год уже прошло более 20 проверок».

На протяжении нескольких лет как в государственных органах управления, так и в сфере бизнес-сообщества поднимается вопрос о реформе контрольно-надзорной деятельности в стране, сообщил А. Зайцев. Благодаря этим дискуссиям и поручению президента РФ, сказал президент АПСРТ, подготовлен и внесен правительством в Государственную Думу проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле», который прошел первое чтение и дорабатывается ко второму чтению. Цель законопроекта – повышение результативности и эффективности контроля при одновременном снижении избыточного вмешательства государственных органов в деятельность граждан и организаций.

«Достижение этой цели остается пока пожеланием. Никакие надзорные органы добровольно не откажутся от тех функций, что они выполняют. Вторым этапом будет разработка подзаконных актов, т.е. постановлений правительства и приказов министерств и ведомств. На этом этапе необходимо всем общественным организациям приложить много усилий, чтобы не допустить избыточного вмешательства в деятельность организаций», – подчеркнул А. Зайцев.

Конкуренция между рекой и железной дорогой обостряется

В продолжение доклада президент АПСРТ отметил, что в 2017 году, к сожалению, обострилась конкуренция между железнодорожным и внутренним водным транспортом. Снижение на 25% тарифов АО «РЖД» на перевозку нефтеналивных грузов по маршрутам, параллельным внутренним водным путям, привело к потере одного миллиона тонн на перевозках речными судами. В 2018 году проблема еще более усиливается.

«Необходимо принимать решения системного характера на государственном уровне, – убежден докладчик. – И уже сегодня надо принимать энергичные меры для получения заказов на перевозки в конкурентной борьбе с другими видами транспорта».

За последние годы из-за ухудшения состояния внутренних водных путей, старения флота и портовых сооружений часть грузопотоков была переключена на другие виды транспорта. Настало время возвращения грузов в традиционные схемы перевозок. Но за это время значительная часть судов была списана и осваивать грузопотоки в прежних объемах становится проблематичным. Впервые в навигацию 2017 года не обеспечены перевозки щебня в предъявленных объемах из карьеров Карелии, были напряженные периоды на перевозках зерновых грузов повышенного урожая. Следует ожидать в связи с ростом экономики увеличения предъявления и других грузов. К этому судоходным компаниям и портам необходимо быть готовыми.

В целях обеспечения долгосрочной государственной поддержки строительства гражданских судов принято постановление Правительства РФ от 27.04.2017 № 502, которым утверждены правила предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на возмещение части затрат на строительство новых гражданских судов взамен сданных на утилизацию. Наряду с этим работает программа лизинга судов Государственной транспортной лизинговой компании.

«При всех финансовых сложностях желательно бы членам АПСРТ использовать эти механизмы», – призвал А. Зайцев.

За последнее время органы государственного управления стали больше уделять внимания внутреннему водному транспорту, продолжил он. Проблемы ВВТ рассматривались на парламентских слушаниях в Государственной Думе, в комитетах Совета Федерации. По поручению президента России Минтрансом разработана Стратегия развития внутреннего водного транспорта РФ на период до 2030 года, которая утверждена распоряжением Правительства РФ 29 февраля 2016 года № 327-р. 2 декабря 2014 года Правительством РФ утверждены новые нормативы на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений с переходом на 100-процентное бюджетное финансирование к 2018 году. Уже в 2017 году финансирование из бюджета увеличено на 4,5 млрд рублей, но в 2018 году поручение президента не выполняется, что не позволит создать условия для развития речного транспорта.

Речные порты – слабое звено

Основная работа дирекции АПСРТ за прошедшие годы была сосредоточена на участии в выполнении решений Государственного совета России, состоявшегося 15 августа 2016 г. в Волгограде по вопросу «О развитии внутренних водных путей в Российской Федерации», и поручений президента страны по итогам встречи с бизнес-сообществом 8 июля 2011 года в Москве, 8 ноября 2011 года в Новосибирске, 30 октября 2012 года в Ново-Огареве. Результатом этих поручений президента стало принятие решения по строительству серии пассажирских судов Московским речным пароходством и туристической компанией «Водоход». На судостроительных предприятиях «Лотос» в Астрахани и «Красное Сормово» в Нижнем Новгороде идет строительство новейших четырехпалубных круизных лайнеров проекта PV300VD пассажировместимостью 342 человека, с численностью экипажей и обслуживающего персонала 144 человека.

Анализ рынка погрузочно-разгрузочных работ на внутреннем водном транспорте, проведенный Федеральной антимонопольной службой совместно с ее территориальными органами в 2006-2009 годах, выявил существенное увеличение участников рынка. В среднем по стране на одного хозяйствующего субъекта, включенного в реестр субъектов естественных монополий на транспорте, приходится 15 других хозяйствующих субъектов, расположенных, как правило, в одной зоне тяготения грузопотоков и тарифы которых не регулируются. В ряде речных бассейнов запас производственных мощностей в речных портах многократно превышает потребности в услугах по погрузочно-разгрузочным работам и конкурентные преимущества на этом рынке услуг получает та организация, через которую доставка грузов конечному потребителю наименее затратная и где себестоимость погрузочно-разгрузочных работ лишь элемент в совокупной стоимости доставки грузов.

Наиболее слабым звеном в транспортном комплексе речного транспорта является портовая составляющая. Как известно, причальные стенки в речных портах остались в собственности государства при проведении реформ в 90-е годы прошлого века. За 25 прошедших лет государством не выделялись средства для поддержания причальных сооружений в работоспособном состоянии, а акционерные общества не имели правовой основы для вложения собственных средств на их ремонт, поскольку не были урегулированы взаимоотношения между государством, которому принадлежат эти сооружения, и эксплуатирующими их акционерными обществами. В результате часть причальных стенок запрещена к эксплуатации (Московский Западный порт, Тюменский порт, Ульяновский порт, Якутский порт), в ряде портов отмечается неудовлетворительное техническое состояние или они оказались невостребованными для ведения портовой деятельности (порт Кинешма, Костромской порт, Нижегородский порт, Новосибирский порт, центральные грузовые районы Волгоградского, Пермского, Чебоксарского портов).

Исключить порты из реестра монополистов

Длительное сотрудничество ассоциации с Федеральной службой по тарифам способствовало изданию приказа от 21 июля 2009 г. № 170-Т/9 «Об изменении государственного регулирования в отношении субъектов естественной монополии в речных портах». Согласно приказам ФСТ в 35 речных портах было прекращено ценовое регулирование. На сегодняшний день ценовое регулирование осуществляется в следующих портах – членах АПСРТ: торговом порту Благовещенск, Красноярском речном порту, Лесосибирском порту, Якутском речном порту. «На неоднократные предложения АПСРТ и Министерства транспорта о прекращении регулирования тарифов в этих портах положительного результата не достигнуто», – подчеркнул А. Зайцев.

Вместе с тем ситуация усложнилась после принятия постановления Правительства РФ от 27.11.2010 № 938 «О стандартах раскрытия информации субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сферах услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей». Субъекты естественной монополии обязаны представлять ежеквартально информацию: бухгалтерскую и статистическую отчетность предприятия; данные об объеме услуг, доходах, расходах и себестоимости услуг в речных портах (по номенклатуре перегружаемых грузов и оказываемых услуг); применяемые тарифы на услуги в речных портах; данные о среднесписочной численности и среднемесячной заработной плате работников в целом по предприятию и по видам оказываемых услуг. В условиях тяжелейшего финансового состояния предприятие не имеет возможности содержать дополнительный штат для выполнения этих требований. По сообщению портов, затраты на дополнительную отчетность составляют до 3 млн рублей в год.

«В этих условиях ассоциация предложила руководителю антимонопольной службы И.Ю. Артемьеву 11 декабря 2017 года на встрече в Торгово-промышленной палате России рассмотреть вопрос по исключению услуг речных портов из реестра монополистов путем внесения поправок в федеральный закон № 174-ФЗ от 7 августа 1995 г., на что был получен утвердительный ответ о поддержке этого предложения. АПСРТ направило по данному вопросу необходимые материалы в Государственную Думу РФ, которые были рассмотрены на Экспертном совете при Комитете по транспорту и строительству 20 февраля 2018 года, и принято положительное решение о продвижении проекта», – сообщил президент АПСРТ.

Остается актуальным вопрос по субсидированию социально значимых перевозок пассажиров речным транспортом в межрегиональном сообщении и в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах. Необходимо принять решения Правительства РФ по аналогии с субсидированием перевозок пассажиров железнодорожным транспортом и межрегиональных перевозок воздушным транспортом. Одновременно назрело решение по установлению налоговой ставки 0% на добавленную стоимость при перевозках пассажиров речным транспортом. Поручение министра транспорта № 46 от 24 марта 2016 года по данному вопросу не было исполнено из-за несогласования Минфином. «АПСРТ продолжает работать на этом направлении, этот вопрос был озвучен на съезде членов Союза транспортников России 18 апреля 2017 года и включен в резолюцию съезда», – сказал А. Зайцев.

Совмещенные профессии узаконены

12 марта 2018 года Минтранс приказом № 87 (зарегистрирован Минюстом 25 апреля 2018 г.) утвердил Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта взамен действующего положения, утвержденного постановлением Правительства РФ 31 мая 2005 года. Дирекция АПСРТ в течение всего периода разработки документа совместно с Российской палатой судоходства принимала активное участие в процессе. Основными позициями, закрепленными в Положении, являются: совмещение профессий капитана-механика, старшего помощника капитана – первого помощника механика, помощника капитана – помощника механика, моториста-рулевого, моториста-матроса; создание квалификационных комиссий в администрациях бассейнов внутренних водных путей и в их филиалах, что позволит значительно снизить расходы судоходных компаний на командировки, проживание, обучение плавсостава судов. Предусматривается проводить обучение по совмещенным профессиям в учебных заведениях по программам, согласованным с Росморречфлотом.

Следует обратить внимание на исключение градации судов по группам в зависимости от мощности, вводятся новые требования по ограничению действия дипломов на судах мощностью главных двигателей более 330 кВт, дипломы, выданные на основании Положения о дипломировании, действующего до введения нового Положения, являются действительными до истечения срока действия этих дипломов.

Остаются нерешенными вопросы, связанные с транспортной безопасностью. К достижениям в этом вопросе следует отнести решение Комитета по транспорту Государственной Думы по выводу из-под действия Федерального закона № 16-ФЗ от 09.02.2007 «О транспортной безопасности» портов и судов, перегружающих и перевозящих сухогрузы (кроме грузов повышенной опасности). Постановлением Правительства РФ № 1697 от 29 декабря 2017 года внесены изменения в перечень участков автомобильных дорог и внутренних водных путей (постановление Правительства № 686), которыми исключен подпункт В пункта 5, то есть исключены из объектов транспортной безопасности пункты ремонта и отстоя судов.

Приказом Минтранса № 470 от 1 сентября 2017 года утверждены Правила учета плавучих объектов. Необходимо провести перерегистрацию дебаркадеров, понтонов и других плавучих объектов из реестра судов в реестр плавучих объектов. Появится легитимная возможность упростить требования по транспортной безопасности. В остальном снизить требования, утвержденные постановлением Правительства РФ, не получается. Остаются абсурдными требования по учебе и аттестации работников, на которых возложены обязанности по транспортной безопасности. Кроме роста расходов предприятий в результате этого требования ничего позитивного не происходит.

Итоговая декларация

В результате делегаты заседания утвердили основные направления деятельности АПСРТ на период 2018-2019 гг. В списке этих направлений:

– Продолжить участие в исполнении решения Государственного совета России и поручений президента по вопросу «О развитии внутренних водных путей в Российской Федерации».

– Принимать активное участие в экспертизе проектов федеральных законов, постановлений правительства, приказов министерства транспорта по внутреннему водному транспорту при рассмотрении их на Экспертном совете по транспорту при Комитете Государственной Думы РФ по транспорту и строительству.

– Обратить особенное внимание на проект закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в речных портах, о внесении изменений в статью 4 Федерального закона № 147-ФЗ от 17 августа 1995 года «О естественных монополиях» в части исключения речных портов из реестра естественных монополий», на подготовку подзаконных актов, издаваемых в развитие федерального закона «О государственном и муниципальном контроле в Российской Федерации», на вопросы страхования пассажиров и судов на внутреннем водном транспорте.

Фото. Участники собрания АПСРТ, Хабаровск


Морские вести России №12 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика