Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно
08.10.2018
Морские порты
В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной доступности морского порта и безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.
Для осуществления оперативной работы по выработке рекомендаций капитанам морских портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Магадан по организации ледокольной проводки судов в морских портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» и на подходах к ним, установлению режима ледового плавания и обеспечению безопасности мореплавания в условиях ледового плавания до объявления начала периода ледокольных проводок в зимнюю навигацию 2017-2018 годов были созданы Бассейновая комиссия (для портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри) и Штаб по организации ледокольных проводок (порт Магадан).
Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»
Морской порт Ванино
Период ледокольных проводок судов в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему был объявлен капитаном морского порта Ванино с 28 декабря 2017 года. В начале третьей декады декабря прошлого года преобладание устойчивых низких температур до -25° С и слабые ветра способствовали ускоренному ледообразованию в северной части Татарского пролива по всей его ширине – от материковой береговой линии до западного побережья острова Сахалин. К 20 декабря 2017 года лед начальных видов уже покрывал акваторию морского порта Ванино и подходы к нему. Кромка льда проходила от порта Ванино на расстоянии до 15 морских миль и уходила на юг более 30 морских миль.
Рис. 1. Движение льда
Однако к 3 января 2018-го северные и северо-западные ветра от циклона, проходившего в южной части Татарского пролива, разогнали лед на подходах к порту Ванино. 12 января на северных подходах к порту появились поля серого, серо-белого льда сплоченностью до 8 баллов. Отсутствие ветров и подвижка льда от постоянных и приливо-отливных течений позволяли судам следовать в/из порта по имеющимся разводьям самостоятельно.
Между тем появление восточных, северо-восточных ветров могло привести к значительному осложнению ледовой обстановки. В связи с этим Бассейновой комиссией было принято решение вызвать линейный ледокол ранее запланированного срока (20 января 2018 г.). 14 января ледокол «Капитан Хлебников» подошел к порту Ванино и приступил к ледокольным проводкам. В соответствии с Планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов на 2017-2018 гг. на смену ледоколу «Капитан Хлебников» 3 февраля в порт Ванино прибыл ледокол «Красин».
Массив белого льда, дрейфующий с северной части пролива, находясь в непосредственной близости (3-6 морских миль) от порта Ванино, продолжал создавать напряженную обстановку для судов на подходах к порту. Учитывая все возможные риски, оперативной группой Бассейновой комиссии совместно с капитаном ледокола «Красин» прорабатывались районы точек формирования каравана судов, которые из-за ледовой обстановки изменялись до 3-х раз в сутки.
12 февраля обширные поля белого льда сдрейфовали до широты порта Ванино и осложнили работу ледокола. В процессе проводки суда зажимало дрейфующими полями, ледовый канал затягивался очень быстро. В этой связи Бассейновой комиссией было принято решение осуществлять проводку ледоколом только по одному судну.
24 февраля плохая видимость вследствие обильных осадков в виде снега и ветра со скоростью более 20 м/сек, а также отсутствие снимков с искусственного спутника Земли (ИСЗ) из-за облачности осложнили прогнозирование ледовой обстановки. Анализ движения льда проводился по информации, предоставленной через РЦ СУДС по сигналам АИС дрейфующих судов. Скорость дрейфа судов вместе со льдом с учетом скорости ветра и течения достигала от 1 до 3 узлов.
27 февраля при получении снимка с ИСЗ подтвердился прогнозируемый дрейф льда, ледовые поля частично сдрейфовали от береговой линии в юго-восточном направлении на удаление 5-7 морских миль от берега, но на южной границе подходов к порту в районе мыса Красный Партизан все еще оставалась опасность образования ледовой перемычки.
С 27 февраля по 5 марта под влиянием крепких восточных, а затем северных ветров с порывами от 17 до 23 м/сек обширного циклона, проходившего по южной части Татарского пролива, ледовая обстановка значительно ухудшилась вдоль всего побережья. Началось сильное сжатие и торошение льда. Судам, следующим в морской порт Ванино, по УКВ-связи через капитана ледокола «Красин», официальный сайт ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», агентирующие компании передавались рекомендации об ожидании ледокольной проводки у кромки льда для предотвращения аварийной ситуации.
Кромка льда значительно сдрейфовала в южном направлении (более 40 морских миль). По этой причине увеличилось время и расстояние ледокольных проводок. За период ледокольных проводок (с 28.12.2017 г. по 03.04.2018 г.) максимальное расстояние от порта Ванино до точки формирования каравана составило 57 морских миль, а максимальное время ледокольной проводки – 12 часов 55 минут.
6 марта 2018 года после прохождения циклона и появления ветра западного направления вдоль берега образовалась полоса чистой воды от 3 до 6 миль, позволяющая судам следовать в порт самостоятельно. Ледокол «Красин» в это время занимался ледокольной проводкой судов, которые были затерты ледяными полями на удалении от порта до 30-50 морских миль и не могли выйти из них самостоятельно.
В третьей декаде марта в Татарском проливе в результате южных ветров от обширного циклона и повышения температуры воздуха кромка льда с каждым днем размывалась и смещалась в северо-восточном направлении. Впоследствии она удалилась на расстояние более 20 морских миль от берега и суда смогли следовать в морской порт Ванино самостоятельно.
В связи с улучшением ледовой обстановки 29 марта на основании полученного с ИСЗ снимка ледового покрытия Татарского пролива, анализа и прогноза погоды Бассейновой комиссией было рекомендовано освободить ледокол «Красин» от дальнейших ледокольных проводок.
31 марта ближайшая размытая кромка льда находилась на удалении 40-60 морских миль в северо-восточном направлении от морского порта Ванино. С учетом полученной гидрометеорологической информации капитаном морского порта Ванино было издано распоряжение «Об окончании периода ледокольных проводок в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему» с 00:00 часов 3 апреля 2018 года.
Рис. 2. Маршрут серо-белого льда, 20-40 м. миль
Рис. 3. Образование ледовой перемычки
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
– применение линейного ледокола на постоянной основе в период ледокольных проводок является обоснованным, позволяет обеспечивать стабильную работу транспортного узла – морского порта Ванино, тем самым повышая его привлекательность;
– в случае сжатия льда проводка караванов судов малоэффективна.
Морской порт Советская Гавань
Распоряжением капитана порта с 1 декабря 2017 года было объявлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Советская Гавань. Множество ручьев и рек, впадающих в залив Советская Гавань, способствуют ускоренному льдообразованию в заливе. Ледокольные проводки судов производились на основании договоров между судовладельцами и собственниками буксиров ледового класса. Общий период ледокольных проводок составил 4 месяца 23 дня, период тяжелого судоходства с толщиной льда 80-110 см – с февраля по март.
В первых числах апреля 2018 года из-за штормовых ветров северо-восточных направлений и волнения началось разрушение и вынос льда из залива. Периодический заход ледокола «Красин» в залив для укрытия от шторма и работа МФАСС «Спасатель Кавдейкин» по проводке судов также положительно сказались на раннем освобождении акватории морского порта ото льда.
Таким образом, в период зимней навигации МФАСС «Спасатель Кавдейкин» эффективно справлялся с ледокольными проводками судов в декабре-январе. Однако в феврале-марте эффективность ледокольных проводок уменьшилась из-за толщины льда 70-110 см. В феврале-марте ледокольные проводки судов к причалу рекомендуется осуществлять с применением ледокола с осадкой до 7 м по причине малых глубин у причалов. Кроме того, интенсивность плавания судов в заливе Советская Гавань способствует более раннему освобождению акватории порта ото льда.
Морской порт Магадан
По наблюдениям прошлых лет, в результате установившихся низких температур до -30° С толщина льда в акватории порта достигала 170 см. В связи с этим возникали трудности при швартовных операциях (время швартовки достигало 6 часов).
Учитывая это, при благоприятных погодных условиях и силе ветра 2-3 балла морские буксиры «Владимир Высоцкий» и «Александр Солженицын» с 11.11.2017 г. начали взламывать лед в акватории и на подходах к порту Магадан. В результате работы буксиров и ледокола «Магадан» лед выносило из бухты приливно-отливным течением, максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 20 см, швартовные операции сократились до 30-40 минут.
Таким образом, своевременная околка бухты ото льда дала положительный результат и ледовые условия в порту Магадан в зимнюю навигацию можно признать легкими.
Морской порт Де-Кастри
Период ледокольного сопровождения танкеров в порту начался 07.12.2017 г. силами судов обеспечения «Норманн» и «Помор» с ледовым классом Icebreaker-6, буксиром «Полар Певек» КМ*Arc6.
При ветрах западных направлений ледяной массив в Татарском проливе сдвигался к западному побережью острова Сахалин, тем самым образуя легкопроходимый путь под материковым берегом. При ветрах восточных направлений ледяной массив сдвигался к материковому побережью, образовывая проходимый путь вдоль побережья Сахалина.
Таким образом, в сравнении со среднестатистическими данными последних десяти лет по степени тяжести прошедший период зимней навигации 2017-2018 годов в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Магадан можно охарактеризовать как легкий.
Табл. 1. Сравнительный анализ периодов ледокольных проводок по количеству проведенных судов
Год |
Буксирами |
МФАСС |
Ледоколами |
Всего |
---|---|---|---|---|
2015 |
12 |
- |
0 |
12 |
2016 |
23 |
45 |
30 |
98 |
2017 |
5 |
31 |
132 |
168 |
2018 |
- |
- |
111 |
111 |
Табл. 2. Количество судозаходов и объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг.
Количество судозаходов в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг. |
Объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг., (тыс. т) |
||
---|---|---|---|
2015 г. |
363 |
2015 г. |
5198,00 |
2016 г. |
328 |
2016 г. |
5000,00 |
2017 г. |
420 |
2017 г. |
7562,40 |
2018 г. |
475 |
2018 г. |
7669,80 |
Табл. 3. Длина и продолжительность ледокольных проводок в 2017-2018 гг.
Порт |
Начало периода ледокольных проводок |
Окончание периода ледокольных проводок |
Продолжи тельность ледокольных проводок (сутки) |
Максимальная проводка (морские мили) |
Максимальная проводка (час) |
---|---|---|---|---|---|
Ванино |
28.12.2017 |
03.04.2018 |
96 |
57 |
12:55 |
Советская Гавань |
01.12.2017 |
24.04.2018 |
144 |
- |
- |
Де-Кастри |
07.12.2017 |
10.04.2018 |
124 |
164 |
16:40 |
Магадан |
10.12.2017 |
11.05.2018 |
152 |
95 |
16:00 |
Морские порты №5 (2018)