Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Морские порты
Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной доступности морского порта и безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.

Для осуществления оперативной работы по выработке рекомендаций капитанам морских портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Магадан по организации ледокольной проводки судов в морских портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» и на подходах к ним, установлению режима ледового плавания и обеспечению безопасности мореплавания в условиях ледового плавания до объявления начала периода ледокольных проводок в зимнюю навигацию 2017-2018 годов были созданы Бассейновая комиссия (для портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри) и Штаб по организации ледокольных проводок (порт Магадан).

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Ванино

Период ледокольных проводок судов в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему был объявлен капитаном морского порта Ванино с 28 декабря 2017 года. В начале третьей декады декабря прошлого года преобладание устойчивых низких температур до -25° С и слабые ветра способствовали ускоренному ледообразованию в северной части Татарского пролива по всей его ширине – от материковой береговой линии до западного побережья острова Сахалин. К 20 декабря 2017 года лед начальных видов уже покрывал акваторию морского порта Ванино и подходы к нему. Кромка льда проходила от порта Ванино на расстоянии до 15 морских миль и уходила на юг более 30 морских миль.

Рис. 1. Движение льда

Однако к 3 января 2018-го северные и северо-западные ветра от циклона, проходившего в южной части Татарского пролива, разогнали лед на подходах к порту Ванино. 12 января на северных подходах к порту появились поля серого, серо-белого льда сплоченностью до 8 баллов. Отсутствие ветров и подвижка льда от постоянных и приливо-отливных течений позволяли судам следовать в/из порта по имеющимся разводьям самостоятельно.

Между тем появление восточных, северо-восточных ветров могло привести к значительному осложнению ледовой обстановки. В связи с этим Бассейновой комиссией было принято решение вызвать линейный ледокол ранее запланированного срока (20 января 2018 г.). 14 января ледокол «Капитан Хлебников» подошел к порту Ванино и приступил к ледокольным проводкам. В соответствии с Планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов на 2017-2018 гг. на смену ледоколу «Капитан Хлебников» 3 февраля в порт Ванино прибыл ледокол «Красин».

Массив белого льда, дрейфующий с северной части пролива, находясь в непосредственной близости (3-6 морских миль) от порта Ванино, продолжал создавать напряженную обстановку для судов на подходах к порту. Учитывая все возможные риски, оперативной группой Бассейновой комиссии совместно с капитаном ледокола «Красин» прорабатывались районы точек формирования каравана судов, которые из-за ледовой обстановки изменялись до 3-х раз в сутки.

12 февраля обширные поля белого льда сдрейфовали до широты порта Ванино и осложнили работу ледокола. В процессе проводки суда зажимало дрейфующими полями, ледовый канал затягивался очень быстро. В этой связи Бассейновой комиссией было принято решение осуществлять проводку ледоколом только по одному судну.

24 февраля плохая видимость вследствие обильных осадков в виде снега и ветра со скоростью более 20 м/сек, а также отсутствие снимков с искусственного спутника Земли (ИСЗ) из-за облачности осложнили прогнозирование ледовой обстановки. Анализ движения льда проводился по информации, предоставленной через РЦ СУДС по сигналам АИС дрейфующих судов. Скорость дрейфа судов вместе со льдом с учетом скорости ветра и течения достигала от 1 до 3 узлов.

27 февраля при получении снимка с ИСЗ подтвердился прогнозируемый дрейф льда, ледовые поля частично сдрейфовали от береговой линии в юго-восточном направлении на удаление 5-7 морских миль от берега, но на южной границе подходов к порту в районе мыса Красный Партизан все еще оставалась опасность образования ледовой перемычки.

С 27 февраля по 5 марта под влиянием крепких восточных, а затем северных ветров с порывами от 17 до 23 м/сек обширного циклона, проходившего по южной части Татарского пролива, ледовая обстановка значительно ухудшилась вдоль всего побережья. Началось сильное сжатие и торошение льда. Судам, следующим в морской порт Ванино, по УКВ-связи через капитана ледокола «Красин», официальный сайт ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», агентирующие компании передавались рекомендации об ожидании ледокольной проводки у кромки льда для предотвращения аварийной ситуации.

Кромка льда значительно сдрейфовала в южном направлении (более 40 морских миль). По этой причине увеличилось время и расстояние ледокольных проводок. За период ледокольных проводок (с 28.12.2017 г. по 03.04.2018 г.) максимальное расстояние от порта Ванино до точки формирования каравана составило 57 морских миль, а максимальное время ледокольной проводки – 12 часов 55 минут.

6 марта 2018 года после прохождения циклона и появления ветра западного направления вдоль берега образовалась полоса чистой воды от 3 до 6 миль, позволяющая судам следовать в порт самостоятельно. Ледокол «Красин» в это время занимался ледокольной проводкой судов, которые были затерты ледяными полями на удалении от порта до 30-50 морских миль и не могли выйти из них самостоятельно.

В третьей декаде марта в Татарском проливе в результате южных ветров от обширного циклона и повышения температуры воздуха кромка льда с каждым днем размывалась и смещалась в северо-восточном направлении. Впоследствии она удалилась на расстояние более 20 морских миль от берега и суда смогли следовать в морской порт Ванино самостоятельно.

В связи с улучшением ледовой обстановки 29 марта на основании полученного с ИСЗ снимка ледового покрытия Татарского пролива, анализа и прогноза погоды Бассейновой комиссией было рекомендовано освободить ледокол «Красин» от дальнейших ледокольных проводок.

31 марта ближайшая размытая кромка льда находилась на удалении 40-60 морских миль в северо-восточном направлении от морского порта Ванино. С учетом полученной гидрометеорологической информации капитаном морского порта Ванино было издано распоряжение «Об окончании периода ледокольных проводок в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему» с 00:00 часов 3 апреля 2018 года.

Рис. 2. Маршрут серо-белого льда, 20-40 м. миль

Рис. 3. Образование ледовой перемычки

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– применение линейного ледокола на постоянной основе в период ледокольных проводок является обоснованным, позволяет обеспечивать стабильную работу транспортного узла – морского порта Ванино, тем самым повышая его привлекательность;

– в случае сжатия льда проводка караванов судов малоэффективна.

Морской порт Советская Гавань

Распоряжением капитана порта с 1 декабря 2017 года было объявлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Советская Гавань. Множество ручьев и рек, впадающих в залив Советская Гавань, способствуют ускоренному льдообразованию в заливе. Ледокольные проводки судов производились на основании договоров между судовладельцами и собственниками буксиров ледового класса. Общий период ледокольных проводок составил 4 месяца 23 дня, период тяжелого судоходства с толщиной льда 80-110 см – с февраля по март.

В первых числах апреля 2018 года из-за штормовых ветров северо-восточных направлений и волнения началось разрушение и вынос льда из залива. Периодический заход ледокола «Красин» в залив для укрытия от шторма и работа МФАСС «Спасатель Кавдейкин» по проводке судов также положительно сказались на раннем освобождении акватории морского порта ото льда.

Таким образом, в период зимней навигации МФАСС «Спасатель Кавдейкин» эффективно справлялся с ледокольными проводками судов в декабре-январе. Однако в феврале-марте эффективность ледокольных проводок уменьшилась из-за толщины льда 70-110 см. В феврале-марте ледокольные проводки судов к причалу рекомендуется осуществлять с применением ледокола с осадкой до 7 м по причине малых глубин у причалов. Кроме того, интенсивность плавания судов в заливе Советская Гавань способствует более раннему освобождению акватории порта ото льда.

Морской порт Магадан

По наблюдениям прошлых лет, в результате установившихся низких температур до -30° С толщина льда в акватории порта достигала 170 см. В связи с этим возникали трудности при швартовных операциях (время швартовки достигало 6 часов).

Учитывая это, при благоприятных погодных условиях и силе ветра 2-3 балла морские буксиры «Владимир Высоцкий» и «Александр Солженицын» с 11.11.2017 г. начали взламывать лед в акватории и на подходах к порту Магадан. В результате работы буксиров и ледокола «Магадан» лед выносило из бухты приливно-отливным течением, максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 20 см, швартовные операции сократились до 30-40 минут.

Таким образом, своевременная околка бухты ото льда дала положительный результат и ледовые условия в порту Магадан в зимнюю навигацию можно признать легкими.

Морской порт Де-Кастри

Период ледокольного сопровождения танкеров в порту начался 07.12.2017 г. силами судов обеспечения «Норманн» и «Помор» с ледовым классом Icebreaker-6, буксиром «Полар Певек» КМ*Arc6.

При ветрах западных направлений ледяной массив в Татарском проливе сдвигался к западному побережью острова Сахалин, тем самым образуя легкопроходимый путь под материковым берегом. При ветрах восточных направлений ледяной массив сдвигался к материковому побережью, образовывая проходимый путь вдоль побережья Сахалина.

Таким образом, в сравнении со среднестатистическими данными последних десяти лет по степени тяжести прошедший период зимней навигации 2017-2018 годов в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Магадан можно охарактеризовать как легкий.

Табл. 1. Сравнительный анализ периодов ледокольных проводок по количеству проведенных судов

Год

Буксирами

МФАСС

Ледоколами

Всего

2015

12

-

0

12

2016

23

45

30

98

2017

5

31

132

168

2018

-

-

111

111

Табл. 2. Количество судозаходов и объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг.

Количество судозаходов в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг.

Объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг., (тыс. т)

2015 г.

363

2015 г.

5198,00

2016 г.

328

2016 г.

5000,00

2017 г.

420

2017 г.

7562,40

2018 г.

475

2018 г.

7669,80

Табл. 3. Длина и продолжительность ледокольных проводок в 2017-2018 гг.

Порт

Начало периода ледокольных проводок

Окончание периода ледокольных проводок

Продолжи тельность ледокольных проводок (сутки)

Максимальная проводка (морские мили)

Максимальная проводка (час)

Ванино

28.12.2017

03.04.2018

96

57

12:55

Советская Гавань

01.12.2017

24.04.2018

144

-

-

Де-Кастри

07.12.2017

10.04.2018

124

164

16:40

Магадан

10.12.2017

11.05.2018

152

95

16:00

Морские порты №5 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна может перекрыть Ормузский про...

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ВМТП начал обслуживание новой контейнерной линии

ВМТП начал обслуживание новой контейнерной линии Владивостокский морской торговый порт начинает работать с сервисом SOUTH CHINA SERVICE (SCS)...

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...




Морской транспорт

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019 Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) провел конференцию «Изменения Правил Ре...

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан Теплоход «Гранит», накануне из-за поломки потерявший ход в Японском море, прибыл в порт Пусан в Южно...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил письмо первому вице-п...

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...