Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

Морские порты
Ледокольные проводки в Охотском море – это серьезно

В соответствии с приказом Минтранса России от 26.10.2017 г. №463 в целях обеспечения навигационной доступности морского порта и безопасности мореплавания в условиях льдообразования в морских портах и на подходах к ним осуществляется ледокольная проводка судов.

Для осуществления оперативной работы по выработке рекомендаций капитанам морских портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри, Магадан по организации ледокольной проводки судов в морских портах ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива» и на подходах к ним, установлению режима ледового плавания и обеспечению безопасности мореплавания в условиях ледового плавания до объявления начала периода ледокольных проводок в зимнюю навигацию 2017-2018 годов были созданы Бассейновая комиссия (для портов Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри) и Штаб по организации ледокольных проводок (порт Магадан).

Николай Татаринов, руководитель ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива»

Морской порт Ванино

Период ледокольных проводок судов в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему был объявлен капитаном морского порта Ванино с 28 декабря 2017 года. В начале третьей декады декабря прошлого года преобладание устойчивых низких температур до -25° С и слабые ветра способствовали ускоренному ледообразованию в северной части Татарского пролива по всей его ширине – от материковой береговой линии до западного побережья острова Сахалин. К 20 декабря 2017 года лед начальных видов уже покрывал акваторию морского порта Ванино и подходы к нему. Кромка льда проходила от порта Ванино на расстоянии до 15 морских миль и уходила на юг более 30 морских миль.

Рис. 1. Движение льда

Однако к 3 января 2018-го северные и северо-западные ветра от циклона, проходившего в южной части Татарского пролива, разогнали лед на подходах к порту Ванино. 12 января на северных подходах к порту появились поля серого, серо-белого льда сплоченностью до 8 баллов. Отсутствие ветров и подвижка льда от постоянных и приливо-отливных течений позволяли судам следовать в/из порта по имеющимся разводьям самостоятельно.

Между тем появление восточных, северо-восточных ветров могло привести к значительному осложнению ледовой обстановки. В связи с этим Бассейновой комиссией было принято решение вызвать линейный ледокол ранее запланированного срока (20 января 2018 г.). 14 января ледокол «Капитан Хлебников» подошел к порту Ванино и приступил к ледокольным проводкам. В соответствии с Планом расстановки ледоколов на период ледокольной проводки судов на 2017-2018 гг. на смену ледоколу «Капитан Хлебников» 3 февраля в порт Ванино прибыл ледокол «Красин».

Массив белого льда, дрейфующий с северной части пролива, находясь в непосредственной близости (3-6 морских миль) от порта Ванино, продолжал создавать напряженную обстановку для судов на подходах к порту. Учитывая все возможные риски, оперативной группой Бассейновой комиссии совместно с капитаном ледокола «Красин» прорабатывались районы точек формирования каравана судов, которые из-за ледовой обстановки изменялись до 3-х раз в сутки.

12 февраля обширные поля белого льда сдрейфовали до широты порта Ванино и осложнили работу ледокола. В процессе проводки суда зажимало дрейфующими полями, ледовый канал затягивался очень быстро. В этой связи Бассейновой комиссией было принято решение осуществлять проводку ледоколом только по одному судну.

24 февраля плохая видимость вследствие обильных осадков в виде снега и ветра со скоростью более 20 м/сек, а также отсутствие снимков с искусственного спутника Земли (ИСЗ) из-за облачности осложнили прогнозирование ледовой обстановки. Анализ движения льда проводился по информации, предоставленной через РЦ СУДС по сигналам АИС дрейфующих судов. Скорость дрейфа судов вместе со льдом с учетом скорости ветра и течения достигала от 1 до 3 узлов.

27 февраля при получении снимка с ИСЗ подтвердился прогнозируемый дрейф льда, ледовые поля частично сдрейфовали от береговой линии в юго-восточном направлении на удаление 5-7 морских миль от берега, но на южной границе подходов к порту в районе мыса Красный Партизан все еще оставалась опасность образования ледовой перемычки.

С 27 февраля по 5 марта под влиянием крепких восточных, а затем северных ветров с порывами от 17 до 23 м/сек обширного циклона, проходившего по южной части Татарского пролива, ледовая обстановка значительно ухудшилась вдоль всего побережья. Началось сильное сжатие и торошение льда. Судам, следующим в морской порт Ванино, по УКВ-связи через капитана ледокола «Красин», официальный сайт ФГБУ «АМП Охотского моря и Татарского пролива», агентирующие компании передавались рекомендации об ожидании ледокольной проводки у кромки льда для предотвращения аварийной ситуации.

Кромка льда значительно сдрейфовала в южном направлении (более 40 морских миль). По этой причине увеличилось время и расстояние ледокольных проводок. За период ледокольных проводок (с 28.12.2017 г. по 03.04.2018 г.) максимальное расстояние от порта Ванино до точки формирования каравана составило 57 морских миль, а максимальное время ледокольной проводки – 12 часов 55 минут.

6 марта 2018 года после прохождения циклона и появления ветра западного направления вдоль берега образовалась полоса чистой воды от 3 до 6 миль, позволяющая судам следовать в порт самостоятельно. Ледокол «Красин» в это время занимался ледокольной проводкой судов, которые были затерты ледяными полями на удалении от порта до 30-50 морских миль и не могли выйти из них самостоятельно.

В третьей декаде марта в Татарском проливе в результате южных ветров от обширного циклона и повышения температуры воздуха кромка льда с каждым днем размывалась и смещалась в северо-восточном направлении. Впоследствии она удалилась на расстояние более 20 морских миль от берега и суда смогли следовать в морской порт Ванино самостоятельно.

В связи с улучшением ледовой обстановки 29 марта на основании полученного с ИСЗ снимка ледового покрытия Татарского пролива, анализа и прогноза погоды Бассейновой комиссией было рекомендовано освободить ледокол «Красин» от дальнейших ледокольных проводок.

31 марта ближайшая размытая кромка льда находилась на удалении 40-60 морских миль в северо-восточном направлении от морского порта Ванино. С учетом полученной гидрометеорологической информации капитаном морского порта Ванино было издано распоряжение «Об окончании периода ледокольных проводок в акватории морского порта Ванино и на подходах к нему» с 00:00 часов 3 апреля 2018 года.

Рис. 2. Маршрут серо-белого льда, 20-40 м. миль

Рис. 3. Образование ледовой перемычки

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

– применение линейного ледокола на постоянной основе в период ледокольных проводок является обоснованным, позволяет обеспечивать стабильную работу транспортного узла – морского порта Ванино, тем самым повышая его привлекательность;

– в случае сжатия льда проводка караванов судов малоэффективна.

Морской порт Советская Гавань

Распоряжением капитана порта с 1 декабря 2017 года было объявлено начало периода ледокольных проводок в морском порту Советская Гавань. Множество ручьев и рек, впадающих в залив Советская Гавань, способствуют ускоренному льдообразованию в заливе. Ледокольные проводки судов производились на основании договоров между судовладельцами и собственниками буксиров ледового класса. Общий период ледокольных проводок составил 4 месяца 23 дня, период тяжелого судоходства с толщиной льда 80-110 см – с февраля по март.

В первых числах апреля 2018 года из-за штормовых ветров северо-восточных направлений и волнения началось разрушение и вынос льда из залива. Периодический заход ледокола «Красин» в залив для укрытия от шторма и работа МФАСС «Спасатель Кавдейкин» по проводке судов также положительно сказались на раннем освобождении акватории морского порта ото льда.

Таким образом, в период зимней навигации МФАСС «Спасатель Кавдейкин» эффективно справлялся с ледокольными проводками судов в декабре-январе. Однако в феврале-марте эффективность ледокольных проводок уменьшилась из-за толщины льда 70-110 см. В феврале-марте ледокольные проводки судов к причалу рекомендуется осуществлять с применением ледокола с осадкой до 7 м по причине малых глубин у причалов. Кроме того, интенсивность плавания судов в заливе Советская Гавань способствует более раннему освобождению акватории порта ото льда.

Морской порт Магадан

По наблюдениям прошлых лет, в результате установившихся низких температур до -30° С толщина льда в акватории порта достигала 170 см. В связи с этим возникали трудности при швартовных операциях (время швартовки достигало 6 часов).

Учитывая это, при благоприятных погодных условиях и силе ветра 2-3 балла морские буксиры «Владимир Высоцкий» и «Александр Солженицын» с 11.11.2017 г. начали взламывать лед в акватории и на подходах к порту Магадан. В результате работы буксиров и ледокола «Магадан» лед выносило из бухты приливно-отливным течением, максимальная толщина льда в акватории порта не превышала 20 см, швартовные операции сократились до 30-40 минут.

Таким образом, своевременная околка бухты ото льда дала положительный результат и ледовые условия в порту Магадан в зимнюю навигацию можно признать легкими.

Морской порт Де-Кастри

Период ледокольного сопровождения танкеров в порту начался 07.12.2017 г. силами судов обеспечения «Норманн» и «Помор» с ледовым классом Icebreaker-6, буксиром «Полар Певек» КМ*Arc6.

При ветрах западных направлений ледяной массив в Татарском проливе сдвигался к западному побережью острова Сахалин, тем самым образуя легкопроходимый путь под материковым берегом. При ветрах восточных направлений ледяной массив сдвигался к материковому побережью, образовывая проходимый путь вдоль побережья Сахалина.

Таким образом, в сравнении со среднестатистическими данными последних десяти лет по степени тяжести прошедший период зимней навигации 2017-2018 годов в морских портах Ванино, Советская Гавань, Де-Кастри и Магадан можно охарактеризовать как легкий.

Табл. 1. Сравнительный анализ периодов ледокольных проводок по количеству проведенных судов

Год

Буксирами

МФАСС

Ледоколами

Всего

2015

12

-

0

12

2016

23

45

30

98

2017

5

31

132

168

2018

-

-

111

111

Табл. 2. Количество судозаходов и объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг.

Количество судозаходов в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг.

Объем грузооборота в периоды ледокольных проводок 2015-2018 гг., (тыс. т)

2015 г.

363

2015 г.

5198,00

2016 г.

328

2016 г.

5000,00

2017 г.

420

2017 г.

7562,40

2018 г.

475

2018 г.

7669,80

Табл. 3. Длина и продолжительность ледокольных проводок в 2017-2018 гг.

Порт

Начало периода ледокольных проводок

Окончание периода ледокольных проводок

Продолжи тельность ледокольных проводок (сутки)

Максимальная проводка (морские мили)

Максимальная проводка (час)

Ванино

28.12.2017

03.04.2018

96

57

12:55

Советская Гавань

01.12.2017

24.04.2018

144

-

-

Де-Кастри

07.12.2017

10.04.2018

124

164

16:40

Магадан

10.12.2017

11.05.2018

152

95

16:00

Морские порты №5 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

540 человек «посвятили» в студенты семи факультетов Морского университета

540 человек «посвятили» в студенты семи факультетов Морского университета Наказ первокурсникам дал лично Петр I

Госквоты на глубоководных крабов оказались невыгодны для рыбаков

Госквоты на глубоководных крабов оказались невыгодны для рыбаков Добыть членистоногих не так-то просто

Российская экономика

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей

Из-за соглашения СССР с США рыбаки Камчатки потеряли уже 150 млрд рублей Доступ в акваторию размером с Австрию закрыт почти 30 лет

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Уникальный для России портовый кран заработает в Петербурге

 Уникальный для России портовый кран заработает в Петербурге Грузоподъемность – до 500 тонн

Более 18 млн рублей потратит «Росморпорт» на реконструкцию в порту Холмск

Более 18 млн рублей потратит «Росморпорт» на реконструкцию в порту Холмск Для входа в порт 130-метровых паромов




Морской транспорт

Французы представили судно с «океаническими крыльями»

Французы представили судно с «океаническими крыльями» Его используют для перевозки космической ракеты

«Кометы» будут работать на месяц дольше

«Кометы» будут работать на месяц дольше

Чтобы майские удались

Речной транспорт

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ленские речники завершают арктическую навигацию

Ленские речники завершают арктическую навигацию Последние отгрузки этого года

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Актуальные задачи отрасли

Актуальные задачи отрасли В повестке дня – меры по обеспечению безопасности мореплавания в акватории Северного морского пути, ...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...

Бизнес на реке: проблемы и решения

Бизнес на реке: проблемы и решения Выездное отчетно-выборное собрание Ассоциации портов и судовладельцев речного транспорта (АПСРТ&...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...