«Печораводпуть»: 80 лет спустя - Морские вести России

«Печораводпуть»: 80 лет спустя

04.10.2018

Речной транспорт

В навигацию 2018 года Администрация обслуживает 2594 км внутренних водных путей Печорского бассейна, из них 1013 км магистральных водных путей с гарантированными габаритами на участке р. Печоры от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мар, в том числе 779 км со светоотражающей обстановкой на участке от г. Печора до г. Нарьян-Мар.

Для обозначения судовых ходов на водных путях бассейна установлено 2573 навигационных знака, в том числе 1143 плавучих и 1430 береговых.

Внутренние водные пути бассейна, включающие в себя основную водную магистраль – Печору, а также ее крупные притоки Уса, Ижма, Цильма, Сула, обеспечивают доставку грузов, техники и пассажиров, необходимых для обеспечения жизнедеятельности районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в границах двух субъектов РФ, Республики Коми и Ненецкого автономного округа.

Создание в 1938 году в Печорском бассейне самостоятельной отрасли речного транспорта, управления пути, определило дальнейшее развитие водных путей бассейна, что способствовало улучшению транспортной работы флота.

Вопрос улучшения состояния водных путей актуален и сегодня, 80 лет спустя.

В связи с недостаточно развитой транспортной инфраструктурой (автомобильные и железные дороги) в Печорском бассейне водный транспорт продолжает играть важную роль в экономике регионов.

В условиях поздней навигации

Татьяна Кончина, руководитель ФБУ «Администрация «Печораводпуть»

Юбилейная навигация 2018 года в Печорском бассейне началась позднее сроков, установленных программой, в среднем на 5 суток в связи с поздним (с 23.05 по 25.05.2018) прохождением ледохода в верхнем и среднем течении Печоры (среднемноголетние сроки начала и окончания ледохода с 8 по 19 мая).

Средства навигационного оборудования на участке реки от с. Усть-Уса – г. Нарьян-Мар, напротив, начали действовать раньше плановых сроков: с. Усть-Уса – с. Усть-Цильма – 27 мая (плановая дата 29 мая); с. Усть-Цильма – г. Нарьян-Мар – 28 мая (плановая дата 29 мая).

Сложившиеся гидрологические условия по водности в начальный период навигации способствовали завозу грузов на малые реки на протяжении длительного периода – с 29 мая до 20 июля, а по основной магистрали на участке Печоры от г. Печора до г. Нарьян-Мар позволили беспрепятственному движению грузового флота до 25 июля.

Жаркое лето в бассейне и отсутствие дождей привели к экстремально низким уровням воды в августе, что отрицательно повлияло на судоходство.

С 1 августа 2018 года в связи со снижением уровней воды по опорным водомерным постам ниже проектных значений в бассейне введено ограничение по осадке судов на участке Печоры протяженностью 579 км.

В результате длительной продолжительности меженного периода 2018 года в бассейне по сравнению с 2017 годом (на аналогичную дату) объем грузоперевозок снизился на 30%, а пассажирские перевозки остались на прежнем уровне.

При этом глубины, поддерживаемые проведением дноуглубительных работ, снизились только на 30 см от проектного значения, при падении уровня воды по водпосту Кожва на 65 см и не опускались ниже 90 см при отрицательном значении (-10 см) проектного уровня по водпосту Кожва (+55 над «0» графика).

Инновационные решения

Для выполнения путевых работ введены в эксплуатацию 15 единиц обстановочных судов, 3 земснаряда (земснаряд-катамаран проекта 324А, земснаряд проекта 23-110 общей производительностью 1400 м3/час), 1 плавучий кран проекта 528-Р, 3 изыскательских русловых партии и суда вспомогательного флота.

Выполнение путевых работ в Печорском бассейне для содержания внутренних водных путей непосредственно зависит от состояния технического флота Администрации, который, в свою очередь, с каждым годом стареет и требует постоянного обновления и модернизации. Ежегодно для поддержания технического флота в рабочем ядре, а также для продления его срока службы проводятся планово-предупредительные текущие и средние ремонты судов (замена главных двигателей и отопительных котлов, замена обшивки корпусов судов и т.д.).

На балансе учреждения находится 108 судов. В судоремонт 2017-2018 гг. на 9 судах выполнен ремонт в объеме очередного. Заменены главные двигатели на т/х «Кулик», т/х «Разлив» (пр. Р-14).

В силу большого срока службы технического флота с каждым годом суда требуют увеличения объемов ремонта из-за износа корпусов, двигателей, электрооборудования. Все работы по ремонту выполняются силами экипажей судов и работниками ремонтно-механических мастерских Администрации. Несмотря на трудности, флот учреждения поддерживается в годном техническом состоянии. В 2018 г. планируется замена главных двигателей и дизель-генераторов на 10 судах техфлота, что позволит повысить надежность энергетических установок. Но обновления требуют не только отдельные узлы и агрегаты, а и суда в целом, т.к. большая часть флота отработала нормативные сроки, а также не соответствует современным требованиям санитарных, экологических норм и эксплуатационным характеристикам. Остро стоит вопрос по замене нефтеналивного флота, экологического судна. В итоге с каждым годом требуется все больше дополнительных затрат на поддержание существующих судов этого класса.

Администрацией с целью повышения эффективности работы технического флота и уменьшения эксплуатационных затрат в целом продолжается внедрение инновационных технологий.

– В навигацию 2018 года планомерно происходит замена изношенных и морально устаревших металлических буев на буи из полимерных материалов на всем участке Печоры с гарантированными габаритами от г. Вуктыл до г. Нарьян-Мар.

– Для земснаряда проекта 324-А приобретен и введен в эксплуатацию резинотканевый пульпопровод взамен устаревшего металлического, который позволяет уменьшать время сборки и увеличивать скорость буксировки земснаряда.

– Установленные в 2016 году на судах технического флота системы контроля расхода топлива позволяют контролировать расход топлива, часы работы двигателей в онлайн-режиме, что способствует эффективному использованию средств федерального бюджета на ГСМ.

– В рамках контракта «Карта-Река» силами трех изыскательских русловых партий с использованием автоматизированных промерных комплексов в навигацию 2018 года выполнены работы по сбору данных навигационной и гидрографической информации (гидрографические, гидрологические, топографо-геодезические работы с обработкой и составлением отчетных планшетов) на участках внутренних водных путей бассейна общей протяженностью 500 км, из них: р. Печора – 181 км, р. Цильма – 59 км, р. Уса – 97 км, р. Колва – 163 км. На основании первичных русловых исследований, выполненных изыскательскими русловыми партиями, в Администрации реализуется комплекс работ по созданию и обновлению электронных карт на участке ВВП бассейна протяженностью 500 км.

– Оснащение дноуглубительных снарядов СКУПами (2018 г. – 1 ед.), обстановочных судов СОКами (2018 г. – 2 ед.), тральных бригад АПиКом (2018 г. – 1 ед.).

По-прежнему Администрация испытывает острую потребность в кадрах рядового и командного состава технического флота и в специалистах-дноуглубителях.

Обновление флота

В связи с общим износом судов технического флота учреждения требуется его обновление, в первую очередь это:

– мелкосидящие землесосы (с осадкой до 90 см) с производительностью не менее 700 м3/час, позволяющие работать в меженный период;

– мелкосидящие буксирные теплоходы (с осадкой до 80 см) с мощностью главных двигателей 450 л.с.;

– экологическое судно, удовлетворяющее требованиям в области экологии, так как поддержание существующего флота в годном техническом состоянии требует значительных финансовых и трудовых затрат.

В навигацию 2018 года извечная проблема с закупкой дизтоплива для флота с учетом ограниченного количества поставщиков по причине логистики проявилась в новом свете – полное отсутствие поставщиков, связанное с неуправляемым ростом цен и невозможностью их прогнозирования даже на 1,5 месяца вперед. В результате 1/3 закупаемого в 2018 году объема дизтоплива в настоящее время еще на стадии заключения контрактов (не состоялись 3 аукциона), а цена за тонну дизтоплива в сравнении с 2017 годом выросла на 50%. При всех обозначенных проблемах в навигацию 2018 года технический флот своевременно вышел на участки и открыл движение на ВВП бассейна.

Речники-путейцы Печоры решают задачи по выполнению государственного задания, успешному проведению навигации 2018 года и преодолению возникающих трудностей.

Проверок без замечаний стало больше

Навигация в Печорском бассейне ВВП, начавшаяся с большим опозданием, только в июне перевалила через середину. Проверки судов по линии государственного портового контроля также прошли экватор. На 20 августа 2018 года проведено 258 инспекций (58,6% установленного государственного задания), из них с замечаниями – 180 (69,8% от общего числа проверок), выявлено 625 нарушений, 41 судно задержано (15,9%, или почти каждое шестое судно).

Андрей Проурзин, и.о. первого заместителя руководителя – капитан Печорского бассейна ВВП

Количество выявленных замечаний снижается с 4 в 2015 году до 3 замечаний в 2017 году и до 2,4 замечания на одну проверку на середину навигации 2018 года. Все больше проверок проходит без замечаний. Снижение объясняется также улучшением у судовладельцев состояния документации систем управления безопасностью.

Основные причины задержаний: просрочены или отсутствуют на борту судовые свидетельства и документы (ст. 14 КВВТ) – 373 нарушения (59,7%), свидетельства и документы по системе управления безопасностью (СУБ) – 68 нарушений (11%), по остальным категориям нарушения обязательных требований не превышают 5%. Из судовых свидетельств больше всего несоответствий выявлено с документами, выдаваемыми Российским речным регистром.

Остаются проблемы в организации работы государственного портового контроля.

Не до конца решен вопрос с обеспечением инспекции государственного портового контроля транспортом, особенно водным. За инспекцией закреплен автомобиль, но не всегда его можно получить, особенно когда проверки необходимо провести за пределами установленного рабочего времени или в выходные и праздничные дни.

Существуют и другие вопросы, не решенные до настоящего времени:

– это, например, когда в командировках на выезде инспекторам установлен с разделением на части восьмичасовой рабочий день. Зачастую судовладельцы не желают ждать, когда у инспектора ГПК начнется рабочий день или закончится перерыв, не дождавшись проверки, отправляют суда в рейс, а потом их приходится ловить по бассейну, и не всегда успешно.

Казалось бы, решение вопроса рядом – установление при выезде на линию 12-часового рабочего дня:

– из-за неприспособленности выделяемых обстановочных судов для размещения дополнительных сотрудников инспекторам приходится отдыхать в столовых экипажа;

– нередко возникают проблемы с занесением результатов проверок в систему инспектирования речных судов в установленный срок из-за слабого покрытия или слабого сигнала сети Интернет на больших пространствах речного бассейна;

– в нижнем течении реки Печоры в навигацию удается провести проверки лишь дважды. Причины банальны: не всегда есть возможность выделения обстановочного судна и наличие топлива, а использование инспекторами для проверок танкеров или буксирных судов все же нецелесообразно.

Дипломирование и аттестация

Службы дипломирования и государственной регистрации судов работают в штатном режиме.

Службой дипломирования за 8 месяцев в 2018 году выдано 39 дипломов, 40 подтверждений к дипломам, 100 квалификационных свидетельств. Прошли аттестацию 11 кандидатов на должность ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов.

Государственная регистрация судов

С начала 2018 года службой государственной регистрации судов проведено 59 государственных регистраций: выдано 54 свидетельства о праве собственности и плавания под государственным флагом РФ, 19 судовых билетов, исключено из Государственного судового реестра 7 единиц (с переходом в ГИМС МЧС России 4 судов и 3 судна по списанию в металлолом). В Государственный судовой реестр внесено 17 изменений, оформлено 12 переходов права собственности, зарегистрировано 10 договоров аренды судов без экипажей, отказано в государственной регистрации по 4 заявлениям.

Более четверти судов, зарегистрированных в Государственном судовом реестре, отсутствуют в бассейне. В большинстве случаев суда давно утилизированы, но продолжают числиться. Действенным методом заставить бывших собственников вывести из реестра свои утилизированные суда было бы начисление транспортного налога.

Также настало время актуализировать Приказ Минтранса РФ от 26 сентября 2001 г. № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов».

Навигация 2018 года входит в завершающий период, когда необходима слаженная работа всего коллектива. Службы капитана Печорского бассейна ВВП готовы выполнить все поставленные задачи.

Фото. Открытие юбилейной навигации коллективом Администрации

Морские вести Росси №12 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика