Транспорт КНР – драйвер социально-экономического развития Китая (Часть 3) - Морские вести России

Транспорт КНР – драйвер социально-экономического развития Китая (Часть 3)

02.10.2018

Логистика

Редакция журнала продолжает публикацию цикла статей о развитии транспортной инфраструктуры Китая на основе работы ведущего научного сотрудника Института Дальнего Востока РАН, к.э.н. С.Л.Сазонова «Транспорт КНР превращается в один из основных драйверов социально-экономического развития Китая». В этом номере мы публикуем третью часть работы, где говорится об объединяющей роли магистральных видов транспорта в экономике и территориальной целостности Китая (Часть 1 и 2 см. в «МП» №3 и №4 за 2018 год).

Часть 3. Развитие железнодорожного и автомобильного транспорта в КНР в качестве интегратора территории, усиливающего единство экономического пространства, укрепляющего обороноспособность и территориальную целостность страны.

В условиях перехода экономики Китая на инновационный путь развития транспортный комплекс рассматривается в качестве важнейшего фактора социально-экономического роста КНР, который обеспечивает единство и связность экономического пространства территории, укрепление межпровинциальных транспортно-экономических связей, оптимизацию размещения производительных сил, выравнивание уровней социально-экономического развития провинций и автономных районов Китая.

Транспортная инфраструктура оказывает комплексное влияние на экономическое развитие провинций и автономных районов КНР как на макроэкономическом уровне, так и применительно к хозяйствующим субъектам данных территорий.

Сергей Сазонов, к.э.н., ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН

Планы регионального развития ВСЖД

Транспортный комплекс КНР в качестве ведущего элемента производственной инфраструктуры, с одной стороны, обеспечивает перевозку товаров и ресурсов, с другой – улучшает доступность провинций, обеспечивая возможность свободного передвижения товаров и населения. В свою очередь региональное экономическое развитие превращается в главную движущую силу развития спроса на услуги по транспортировке грузов и пассажиров.

В 2017 году в Китае высокоскоростные экспрессы1 курсировали по 38 выделенным линиям высокоскоростных железных дорог (ВСЖД) протяженностью более 25 тыс. км (66,3% от мировой сети ВСЖД), которые были проложены в 29 из 31 провинциях КНР2. Высокоскоростные магистрали, состоящие из четырех линий в направлении «север – восток» и четырех маршрутов в направлении «восток – запад», охватили все города Китая с населением более 500 тыс. человек, связали между собой более 500 городов страны, включая крупнейшие, а также большинство уездов в Центральном и Восточном Китае.

Магистрали ВСЖД обеспечили доступ к скоростному железнодорожному сообщению более 90% населения страны. Магистрали в направлении «север – юг» связали Пекин с крупнейшими мегаполисами Шанхай и Гуанчжоу, а также с такими северо-восточными городами, как Шэньян, Харбин и Далянь. Железнодорожные линии в направлении «восток – запад» связали между собой ВСЖД Пекин – Гуанчжоу и Пекин – Шанхай, продлили сеть ВСЖД к западным городам, таким как Сиань, Чэнду, Чунцин.

С 2008 года объем перевозок пассажиров скоростными поездами ежегодно возрастал на 30%, а за 10 лет к началу 2018 года на китайских скоростных магистралях было совершено 7 млрд поездок.

Ежедневно в Китае около 4,2 тыс. скоростных поездов выходят на линии, перевозя более 4,5 млн пассажиров. В 2017 году на долю ВСЖД приходилось 52% всего объема перевозок пассажиров железнодорожным транспортом КНР.

КЖК планирует, что к концу 2020 года сеть ВСЖД протяженностью 30 тыс. км соединит более 80% важнейших городов КНР с населением не менее 1 млн человек и позволит жителям двух крупных соседних городов добираться друг до друга за время, не превышающее 1-2 часа. К 2020 году сеть ВСЖД позволит добираться от Пекина до подавляющего большинства административных центров провинций страны за время, не превышающее 8 часов (за исключением Хайкоу, Наньнина, Куньмина, Урумчи и Лхасы), а время в пути между крупнейшими городами должно сократиться в 2-3 раза.

Согласно поправкам в «Среднесрочный и долгосрочный план развития железнодорожной сети КНР» (от 13.07.2016 г.), к 2025 году протяженность железных дорог в Китае достигнет примерно 175 тыс. км, из которых на ВСЖД будет приходиться около 38 тыс. км. Планируется осуществление перехода от нынешних «четырех вертикальных и четырех горизонтальных линий» к «восьми вертикальным и восьми горизонтальным линиям». К этому времени все 2,8 тыс. уездов страны должны иметь железнодорожное сообщение, а все вокзалы должны быть связаны с другими видами транспорта.

В 2030 году общая протяженность железных дорог в Китае составит 200 тыс. км, а протяженность ВСЖД превысит 45 тыс. км. В результате ускорится пассажирское сообщение, сократится время в пути, увеличится провозная способность сети и будет решена проблема перегрузки крупнейших железнодорожных узлов в периоды массовых поездок жителей Китая.

В отдаленной перспективе руководство КНР планирует построить ВСЖД между Китаем, Россией, США и Канадой. Маршрут высокоскоростной магистрали будет проходить из Северо-Восточного Китая (СВК) и далее на север через территорию РФ до Берингова пролива, где будут построены туннели до Аляски. От Аляски скоростные линии протянутся через Канаду в США.

Время, скорость, мобильность

Строительство высокоскоростных магистралей значительно повысило мобильность населения КНР. Ежегодный прирост объема пассажирских перевозок на ВСЖД Пекин – Тяньцзинь со дня ее открытия составлял 20%, ВСЖД Пекин – Шанхай – 40%. Сегодня интервалы между отправлениями скоростных составов в обоих направлениях составляют 4-5 минут.

За год эксплуатации самой протяженной в мире ВСЖД Пекин – Гуанчжоу ее услугами только в 2015 году воспользовались около 100 млн пассажиров. Кроме того, магистраль сделала более доступными туристические объекты – за год после открытия движения по ВСЖД число туристов, которые посетили города Ухань, Чанша, Чжэнчжоу, Шицзячжуан и Пекин, увеличилось на 25%.

В 2016 году была запущена в эксплуатацию ВСЖД Чжэнчжоу (провинция Хэнань) – Сучжоу (провинция Цзянсу) – первая в КНР скоростная дорога, где поезда будут развивать скорость 380 км/час. Это позволит сократить время в пути между двумя городами с 2 часов 33 минут до 1 часа 20 минут. Магистраль, проходящая через три провинции Китая – Хэнань, Аньхой и Цзянсу – соединила западные провинции с двумя важнейшими линиями ВСЖД «север – юг» Пекин – Гуанчжоу и Пекин – Шанхай и позволила значительно сократить время поездки между западными, центральными и восточными провинциями страны.

Табл. 1. Время поездки по ВСЖД от Пекина до крупнейших городов Китая

Пекин

1 час

2 часа

3 часа

4 часа

5 часов

8 часов

9 часов

11 часов

12 часов

Тяньцзинь

Чжэнчжоу

Нанкин

Ханчжоу

Шанхай

Гуанчжоу

Сянган

Шэньчжэнь

Куньмин

Шицзячжуан

Цзинань

Хэфэй

Ухань

Харбин

Шэньян

Чанчунь

Сиань

Тайюань

Далянь

Источник: Китайские СМИ.

ВСЖД Сучжоу – Ланьчжоу является одной из важнейших магистралей КНР, которая превратилась в центральное звено маршрута Азия – Европа и стала играть ключевую роль в реализации плана строительства «Экономического пояса Шелкового пути» (ЭПШП). Магистраль значительно сократила время поездки между крупнейшими городами в направлении «восток – запад»: время поездки между Шанхаем и Чжэнчжоу уменьшилось с 4 часов до 2 часов 45 минут, а из Шанхая до Сианя – с 10 часов 47 минут до 6 часов.

КЖК планирует, что в будущем все высокоскоростные поезда в Китае будут передвигаться со скоростью 400 км/час, что позволит еще больше сократить время в пути между важнейшими городами страны.

Согласно военной стратегии КНР, высокоскоростные магистрали обеспечивают поддержание постоянной боевой и мобилизационной готовности частей Народно-освободительной армии Китая (НОАК), позволяя производить быструю переброску войск в пределах территории страны. В июне 2015 года Министерство обороны КНР провело учения по переброске войск по построенной в 2014 году высокоскоростной магистрали Ланьчжоу – Урумчи протяженностью 1776 км и признало удовлетворительным опыт использования высокоскоростных железных дорог для повышения мобильности сухопутных войск.

Расширение сети автодорог

В течение 2000-2010 годов более трети всех капиталовложений в развитие дорожного строительства пришлось на расширение Национальной сети скоростных магистралей (НССМ). НССМ превратилась в основу и главный элемент национального автодорожного транспорта: скоростные автомагистрали стали соединять Пекин и Шанхай со столицами всех провинций страны, объединили 200 главных городов с населением, превышающим 500 тыс. человек.

Костяк НССМ состоял из 12 скоростных автомобильных дорог, составляющих 5 коридоров «север – юг» и 7 коридоров «восток – запад». В стране было построено одно из самых протяженных высококлассных шоссе в мире – автомагистраль «Тунсань»: Тунцзян (провинция Хэйлунцзян) – Санья (провинция Хайнань) протяженностью 5,7 тыс. км.

В период 12-й пятилетки была построена и сформирована Национальная скоростная сеть (НСС, иное название «Сеть скоростных автодорог: 7–9–18»). Объединившись с НССМ и расширив ее, новая Национальная скоростная сеть объединила столицы всех провинций страны и крупнейшие города Китая с населением 500 тыс. жителей, 9 важнейших меридиональных магистралей в направлении «север – юг» и 18 широтных магистралей в направлении «восток – запад», а также 7 лучеобразных автострад, берущих начало в Пекине: Пекин – Шанхай, Пекин – Тайбэй, Пекин – Сянган – Аомэнь, Пекин – Куньмин, Пекин – Лхаса, Пекин – Урумчи и Пекин – Харбин. В 2015 году НСС была проложена в 65% городов с населением, превышающим 1 млн человек, а количество пассажирских транспортных маршрутов составило 181 тыс.

Согласно планам 13-го пятилетнего плана в период 2016-2020 годов в Китае будет построено 30 тыс. км скоростных автодорог, а их сетью будут покрыты более 80% крупных городов КНР. Количество важнейших меридиональных шоссе в направлении «север – юг» будет увеличено до 11 магистралей. К 2020 году скоростными магистралями планируется соединить все города КНР, чье население превышает 200 тыс. человек, тем самым объединив более 1 млрд жителей Китая. Предполагается, что все жители восточных провинций получат возможность добираться до скоростных автомагистралей в течение получаса, центральных провинций – за час, а западных – за два часа.

За период с 2010 по 2015 год правительство КНР инвестировало более 550 млрд юаней в строительство сельских автодорог, за счет чего было построено 1 млн км новых сельских автомобильных магистралей, улучшено покрытие более 350 тыс. км уездных и волостных дорог3. В 2016 году было построено более 200 тыс. км сельских дорог, общая протяженность автомобильных дорог в сельских районах Китая составила около 4 млн км, 99,9% поселков (37648) и 99,8% деревень (634390) Китая были охвачены автодорожной сетью.

В период с 2017 по 2020 год свыше 850 млрд юаней будут направлены на строительство автомобильных дорог в сельской местности и 340 млрд юаней будут ассигнованы на реконструкцию и улучшение качества сельских дорог. К 2020 году все поселки и деревни будут охвачены автодорожной сетью, в самих деревнях будет построено 152 тыс. км дорог с цементно-бетонным покрытием, что позволит осуществлять сквозное автобусное движение по всем сельским районам.

В 2017 году объем инвестиций СУАР, занимающего 1/6 территории КНР, в развитие автомобильных дорог увеличится в 6 раз (до 170 млрд юаней) по сравнению с 2016 годом, а общий объем капиталовложений в развитие транспортной системы автономного района за год превысит общий объем инвестиций СУАР в расширение своей транспортной сети в период 12-й пятилетки (2010-2015 гг.). Столь значительный прирост инвестиций в развитие региональной транспортной инфраструктуры позволит автономному району к 2020 году создать надежную сеть автомобильных дорог общей протяженностью 82,3 тыс. км, соединяющую все города и уезды СУАР, которая позволит сократить себестоимость перевозок как региональных, так и международных транзитных грузов в рамках ЭПШП на 30%.

Политика китайского руководства в области автодорожного транспорта направлена на то, чтобы в каждом крупном городе Китая должна быть сформирована внутригородская сеть скоростных магистралей, что приведет к обеспечению высокой загрузки сети, уменьшит период окупаемости вложенных в нее капиталовложений.

За счет создания сети многополосных скоростных шоссе провинции получают значительные выгоды – ускоряется конвергенция уровней социально-экономического развития и экономическая интеграция провинций и автономных районов КНР, формируется масштабное региональное пространство, уменьшаются транспортные расходы предприятий всех отраслей экономики и возрастают скорость движения, оборачиваемость грузов и автотранспортных средств, снижаются необходимые запасы на складах. В результате повышается производительность труда, возрастает конкурентоспособность местных производителей, им обеспечивается выход на ранее недоступные региональные рынки, а снижение затрат и времени перевозки, улучшение доступности рынка позволяют отдельным провинциям при прочих равных производственных условиях извлекать дополнительную прибыль и тем самым повышать конкурентоспособность своей продукции.

Перспективы авиаперевозок и транспортная доступность

Китайские экономисты подсчитали, что на каждые 10% снижения совокупных транспортных издержек на магистральных видах транспорта во всех провинциях и автономных районах Китая приходится 0,15% роста ВВП КНР, а улучшение условий инфраструктурного доступа на региональные рынки на 1% влечет за собой увеличение ВРП на 0,25-0,3%.

Развитие всех видов транспорта привело к резкому повышению как внутренней, так и внешней деловой и туристической мобильности населения. Если в 2010 году за рубеж вылетело 10 млн пассажиров, то в 2016 году – 12,2 млн, за последние пять лет рынок авиаперевозок увеличился на 140%. В 2016-м объем внутренних пассажирских перевозок увеличился на 10,7% (436 млн пассажиров), зарубежных – на 22,7% (51,6 млн пассажиров, из них на авиалиниях КНР – США – на 10,1%, на линиях КНР – Европа – на 9,3%, на маршрутах КНР – страны АТР – на 4%).

В 2014 году Госсовет КНР принял постановление об ускорении строительства инфраструктуры гражданской авиации – к 2018 году в Китае будут реконструированы и расширены 102 аэропорта, а общее количество аэропортов в КНР составит 220, к 2030 году – 500. Большинство из этих проектов будут реализовываться в центральных и западных районах страны, а внутренние авиаперевозки охватят территорию Китая, где производится 94% ВВП и проживает 83% населения.

К 2020 году объем пассажирских авиаперевозок составит 720 млн человек, объем перевозки грузов – 140 млн тонн, а к 2030 году объем пассажирских перевозок гражданской авиации КНР превысит 1,5 млрд человек, частота полетов жителей Китая возрастет с нынешних 0,3 полета на душу населения до 1,3, что значительно превысит европейский показатель. Китай превратится в крупнейший авиационный рынок в мире.

На 4-й сессии ВСНП 12-го созыва (март 2016 г.) среди основных задач была выделена необходимость развития региональной транспортной доступности. Было отмечено, что в период 13-й пятилетки следует ускорить инфраструктурное строительство в центральных и западных провинциях КНР, а также в зоне «Экономического пояса р.Янцзы и р.Чжуцзян», регионе Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй4, что позволит в русле реализации инициативы Председателя КНР Си Цзиньпина о строительстве ЭПШП и МШП-21 век усилить связность территории Китая и укрепить экономическую интеграцию его регионов.

Китайские экономисты утверждают, что прирост резерва инфраструктурных мощностей страны на 1% стимулирует рост ВВП КНР на 1%.

1. Китайские производители добились значительного снижения сроков производства подвижного состава для ВСЖД. Для изготовления одного высокоскоростного состава им требуется 12 месяцев, тогда как зарубежным производителям – от 18 до 22 месяцев.

2. Темпы строительства линий ВСЖД в КНР поражают. Китай построил первые 10 тыс. км ВСЖД за 11 лет, и ему понадобилось три года, чтобы удвоить протяженность линий ВСЖД к началу 2017 года. К 2025 году страна вновь удвоит протяженность сети ВСЖД, а к 2030 году она составит 54 тыс. км.

3. Кроме государственных расходов, на строительство дорог в сельских районах Китая было вложено около 2 трлн юаней частных и банковских инвестиций.

4. В китайской англоязычной прессе этот регион часто называют «регион Jing-Jin-Ji».

Морские порты №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика