НДС: 20% вместо 18%

Российская экономика
НДС: 20% вместо 18%

В следующем году в России увеличится налоговая нагрузка на бизнес – ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18% до 20%. Одним из последствий такого шага правительства станет рост цен на товары и услуги. По подсчетам Минфина, инфляция в 2019 году составит порядка 4,5%, при этом отдельные группы товаров могут существенно подорожать.

Предпринимательское сообщество выступило против увеличения налогового бремени, так как это приведет к снижению покупательского спроса и падению и без того слабого производства в стране. Однако, по заверениям правительства, в стране нет других ресурсов для выполнения майского указа президента, исполнение которого требует дополнительных 8 трлн рублей в бюджете. По данным финансового ведомства, повышение НДС обеспечит поступление в казну 620 млрд рублей в год.

Елена Александрова

Донастройка налоговой системы

16 июня 2018 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о повышении ставки НДС с 18% до 20%. Предполагается, что уже с 2019 года налог будет взиматься в увеличенном размере, что обеспечит бюджету ежегодное поступление 620 млрд рублей. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, такая мера позволит обеспечить выполнение майского указа президента РФ о достижении целей развития и поддержать экономический рост.

По словам министра финансов Антона Силуанова, деньги пойдут на повышение качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения.

Для того чтобы смягчить усиление налоговой нагрузки на бизнес, Минфин обещает улучшить администрирование НДС. Речь идет об ускорении его возмещения экспортерам за счет снижения порогового значения суммы уплаченных предприятием за три года налогов с 7 млрд до 2 млрд рублей. Также планируется сократить сроки проведения камеральных проверок при возмещении НДС и отменить налог на движимое имущество.

Кроме того, правительство предлагает отменить контроль за трансфертным ценообразованием и зафиксировать на бессрочной основе тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величины базы для обложения взносами и 10% сверх этой величины. Как пояснил замглавы Минфина Илья Трунин, данные меры будут подготовлены ко второму чтению законопроекта.

Минфин также обещает сохранить существующие льготные ставки НДС. Сейчас ставка 10% применяется в отношении продовольственных, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Почему увеличили НДС, а не другие налоги?

Как отмечают эксперты, повышение НДС является самым доступным способом для пополнения доходов бюджета, так как собираемость данного налога близка к 100%. К примеру, в прошлом году поступления НДС составили порядка 5 трлн рублей.

Для понимания стоит напомнить механизм исчисления данного налога – он взимается с выручки, полученной в ходе реализации продукции (работ, услуг). Конечная стоимость товара для покупателя включает в себя цену продавца плюс налог. Основным документом, подтверждающим факт продажи, является счет-фактура (чек в розничной торговле), в котором НДС выделен отдельной строкой.

Бухгалтеры компаний суммируют полученный в ходе реализации продукции НДС. При этом перечисление налога в бюджет производится за вычетом суммы НДС, уплаченной поставщикам в момент покупки товаров (работ, услуг) для производства или продажи продукции (так называемый «входящий НДС»). Каждая компания, являющаяся налогоплательщиком НДС, должна один раз в квартал подавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) налоговую декларацию, свидетельствующую о выполнении налогового обязательства. В декларации содержится информация обо всех полученных от поставщиков и выставленных покупателям счетах-фактурах за три месяца.

Таким образом, вся реализованная компанией продукция (работы, услуги) является налогооблагаемой базой, с которой должен быть исчислен и уплачен данный налог. В свою очередь если сумма входящего НДС превысила сумму налога, полученного от покупателей, то разницу компания имеет право возместить из бюджета.

Отметим также, что декларации по НДС подаются в электронном виде, благодаря чему налоговое ведомство сформировало единую базу данных налогоплательщиков, с помощью которой можно отследить все факты произведенных ими сделок, цепочку контрагентов и обнаружить факт неуплаты НДС.

Добавим, что в России НДС был введен с 1 января 1992 года. Сначала его ставка составляла 28%, затем она была снижена до 20%, а в 2004 году – до 18%.

Как повышение НДС отразится на бизнесе?

Нетрудно понять, что, казалось бы, небольшое увеличение ставки налога повлечет за собой значительный рост цен. Для того чтобы произвести любой товар, необходимо сначала купить сырье и материалы, а также оплатить электроэнергию и другие коммунальные услуги для работы производственных помещений. Все эти статьи расходов включают в себя НДС. При повышении налога расходы производителя увеличатся не на 2%, а кратно тому, сколько у него поставщиков в производственной цепочке.

Так, при выпуске сложных технических изделий добавочную стоимость получают производители на каждом этапе производства полуфабриката – цена стального листа включает НДС, придание нужной формы этому листу облагается НДС, нанесение аэрозоля на металл также идет с НДС и так далее. Соответственно, первое, что производитель сделает, узнав о повышении НДС, он посчитает, сколько средств ему понадобится, чтобы оплатить производственные расходы, и исходя из этого увеличит свои отпускные цены.

Предприниматели отмечают, что рост налоговой нагрузки серьезно обострит проблемы с оборотным капиталом компаний. Речь идет о том, что входящий НДС по повышенной ставке компания будет оплачивать при покупке товаров (работ, услуг) для осуществления своей деятельности, а возместить эту сумму она сможет только после реализации продукции. И чем длительнее у нее производственный цикл и скорость реализации продукции, тем ниже эффективность использования ее оборотных средств. А с учетом подорожания продукции у компании может и вовсе упасть объем продаж и снизиться выручка.

«Дело не в текущих цифрах, дело в подходе, во взгляде на будущее. У нас сегодня производить невыгодно, рентабельность в большинстве секторов слишком низка. Но налоговая политика никак не настроена на то, чтобы это изменить. Она ориентируется исключительно на изъятие средств из экономики в пользу бюджета, – рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов журналу Forbes. – Такая позиция никак не направлена ни на развитие производств, ни на создание новых рабочих мест. А ведь и эти задачи в посланиях президента были основными, магистральными».

Руководитель Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов полагает, что в первую очередь обогатят казну те, у кого высокая добавленная стоимость — значительный фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, проценты по кредитам и прибыль. При этом, к примеру, банки не являются плательщиками данного налога и, соответственно, не пострадают от повышения ставки. «Какова бы ни была сумма НДС, уплачиваемого плательщиком, финансирование этих затрат берет на себя конечный покупатель. Для всех потребителей повышение налога обернется увеличением затрат на потребление», – пояснил он РБК.

По мнению вице-президента «Деловой России» Анастасии Алехнович, усиление налогового пресса спровоцирует помимо роста розничных цен увеличение расходов регионов, которые платят в федеральный бюджет НДС на большую часть своих закупок. При этом данная мера не затронет экспортеров, имеющих нулевую ставку по данному налогу и получающих возмещение суммы налога из бюджета по факту экспорта.

По оценке Банка России, планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 процентный пункт, причем рост цен может начаться уже в текущем году.

По словам А.Силуанова, из-за повышения НДС в 2019 году инфляция может ускориться c 4% до 4,5%. Однако в 2020 году она вернется к уровню 4%, уверен он. Центробанк и Минэкономразвития также прогнозируют в следующем году снижение деловой активности, вызванное повышением НДС. Так, экономическое ведомство снизило прогноз темпа повышения ВВП на 2019 год с 2,2% до 1,4%. Прирост инвестиций в экономику сократится с ранее ожидаемых 5,6% до 3,1%.

НДС в транспортном комплексе

Согласно законопроекту о повышении ставки НДС, производители колесных транспортных средств, самоходной и прицепной техники получат право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении выпущенной продукции. В результате компаниям не придется уплачивать в бюджет порядка 27 млрд рублей восстановленного НДС.

Однако такое правило не распространяется на получателей бюджетных средств, участвующих в строительстве транспортной инфраструктуры. C

1 января 2018 года они утратили право снижать сумму НДС к уплате за счет входящего НДС, если затраты на покупку товаров (работ, услуг) им компенсировались из бюджета.

По мнению руководителя InfraONE Research Александры Галактионовой, в числе пострадавших оказались крупные инвестиционные проекты, в том числе автодороги и мосты. Их участникам придется уплатить в бюджет порядка 16-19 млрд рублей по заключенным в 2016-2017 годах соглашениям. Причем начиная с 2019 года размер налоговых обязательств концессионера станет больше из-за повышения ставки налога. По оценкам InfraONE, лидером по финансовым потерям является проект строительства автодороги в обход Хабаровска (12,2% от стоимости проекта), затем следует мост через Чусовую в Перми (11,9%) и строительство Восточного выезда из Уфы (11%).

Отметим, что для транспортных компаний в Налоговом кодексе предусмотрены многочисленные послабления в отношении уплаты НДС. Так, при реализации транспортных услуг они могут применять нулевую ставку НДС при осуществлении следующих операций (п. 1 ст. 164 НК РФ):

- международных перевозок товаров с пунктом отправления (назначения) за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;

- транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;

- услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

- перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления (назначения) за пределами РФ;

- пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (после 1 января 2015 года);

- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (после 1 января 2017 года);

- внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления (назначения) на территории Республики Крым или г.Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Пониженная ставка НДС (10%) также с 2015 года действует в отношении внутренних межрегиональных воздушных перевозок. Правительство ее также планирует сохранить.

Эксперты отмечают, что 2019 год будет не самым простым для экономики страны в целом и для транспортного комплекса в частности. Ведь помимо роста налоговой нагрузки тяжким бременем для компаний станет подорожание бензина и дизтоплива. Оно случится неизбежно, так как повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизов на нефтепродукты при одновременном снижении экспортных пошлин, которые планируются правительством, приведет к тому, что продавать в стране бензин по ценам ниже мировых станет невыгодно.

Ставка НДС в других странах мира

Венгрия – 27%

Греция – 24%

Италия – 22%

Аргентина – 21%

Франция – 20%

Германия – 19%

Турция – 18%

Китай – 16%

Мексика – 16%

ЮАР – 15%

Южная Корея – 10%

Индонезия – 10%

Саудовская Аравия – 5%

Морские порты №5 (2018)


Вернуться к разделу Российская экономика

Новости

Лента новостей

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна может перекрыть Ормузский про...

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019 Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) провел конференцию «Изменения Правил Ре...

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан Теплоход «Гранит», накануне из-за поломки потерявший ход в Японском море, прибыл в порт Пусан в Южно...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил письмо первому вице-п...

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...