НДС: 20% вместо 18% - Морские вести России

НДС: 20% вместо 18%

03.09.2018

Российская экономика

В следующем году в России увеличится налоговая нагрузка на бизнес – ставка налога на добавленную стоимость (НДС) вырастет с 18% до 20%. Одним из последствий такого шага правительства станет рост цен на товары и услуги. По подсчетам Минфина, инфляция в 2019 году составит порядка 4,5%, при этом отдельные группы товаров могут существенно подорожать.

Предпринимательское сообщество выступило против увеличения налогового бремени, так как это приведет к снижению покупательского спроса и падению и без того слабого производства в стране. Однако, по заверениям правительства, в стране нет других ресурсов для выполнения майского указа президента, исполнение которого требует дополнительных 8 трлн рублей в бюджете. По данным финансового ведомства, повышение НДС обеспечит поступление в казну 620 млрд рублей в год.

Елена Александрова

Донастройка налоговой системы

16 июня 2018 года Правительство РФ внесло в Госдуму проект закона о повышении ставки НДС с 18% до 20%. Предполагается, что уже с 2019 года налог будет взиматься в увеличенном размере, что обеспечит бюджету ежегодное поступление 620 млрд рублей. По мнению премьер-министра Дмитрия Медведева, такая мера позволит обеспечить выполнение майского указа президента РФ о достижении целей развития и поддержать экономический рост.

По словам министра финансов Антона Силуанова, деньги пойдут на повышение качества государственных услуг в сфере образования, здравоохранения, культуры и социального обеспечения.

Для того чтобы смягчить усиление налоговой нагрузки на бизнес, Минфин обещает улучшить администрирование НДС. Речь идет об ускорении его возмещения экспортерам за счет снижения порогового значения суммы уплаченных предприятием за три года налогов с 7 млрд до 2 млрд рублей. Также планируется сократить сроки проведения камеральных проверок при возмещении НДС и отменить налог на движимое имущество.

Кроме того, правительство предлагает отменить контроль за трансфертным ценообразованием и зафиксировать на бессрочной основе тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 22% с предельной величины базы для обложения взносами и 10% сверх этой величины. Как пояснил замглавы Минфина Илья Трунин, данные меры будут подготовлены ко второму чтению законопроекта.

Минфин также обещает сохранить существующие льготные ставки НДС. Сейчас ставка 10% применяется в отношении продовольственных, детских товаров, периодических печатных изданий и книжной продукции, а также лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

Почему увеличили НДС, а не другие налоги?

Как отмечают эксперты, повышение НДС является самым доступным способом для пополнения доходов бюджета, так как собираемость данного налога близка к 100%. К примеру, в прошлом году поступления НДС составили порядка 5 трлн рублей.

Для понимания стоит напомнить механизм исчисления данного налога – он взимается с выручки, полученной в ходе реализации продукции (работ, услуг). Конечная стоимость товара для покупателя включает в себя цену продавца плюс налог. Основным документом, подтверждающим факт продажи, является счет-фактура (чек в розничной торговле), в котором НДС выделен отдельной строкой.

Бухгалтеры компаний суммируют полученный в ходе реализации продукции НДС. При этом перечисление налога в бюджет производится за вычетом суммы НДС, уплаченной поставщикам в момент покупки товаров (работ, услуг) для производства или продажи продукции (так называемый «входящий НДС»). Каждая компания, являющаяся налогоплательщиком НДС, должна один раз в квартал подавать в Федеральную налоговую службу (ФНС) налоговую декларацию, свидетельствующую о выполнении налогового обязательства. В декларации содержится информация обо всех полученных от поставщиков и выставленных покупателям счетах-фактурах за три месяца.

Таким образом, вся реализованная компанией продукция (работы, услуги) является налогооблагаемой базой, с которой должен быть исчислен и уплачен данный налог. В свою очередь если сумма входящего НДС превысила сумму налога, полученного от покупателей, то разницу компания имеет право возместить из бюджета.

Отметим также, что декларации по НДС подаются в электронном виде, благодаря чему налоговое ведомство сформировало единую базу данных налогоплательщиков, с помощью которой можно отследить все факты произведенных ими сделок, цепочку контрагентов и обнаружить факт неуплаты НДС.

Добавим, что в России НДС был введен с 1 января 1992 года. Сначала его ставка составляла 28%, затем она была снижена до 20%, а в 2004 году – до 18%.

Как повышение НДС отразится на бизнесе?

Нетрудно понять, что, казалось бы, небольшое увеличение ставки налога повлечет за собой значительный рост цен. Для того чтобы произвести любой товар, необходимо сначала купить сырье и материалы, а также оплатить электроэнергию и другие коммунальные услуги для работы производственных помещений. Все эти статьи расходов включают в себя НДС. При повышении налога расходы производителя увеличатся не на 2%, а кратно тому, сколько у него поставщиков в производственной цепочке.

Так, при выпуске сложных технических изделий добавочную стоимость получают производители на каждом этапе производства полуфабриката – цена стального листа включает НДС, придание нужной формы этому листу облагается НДС, нанесение аэрозоля на металл также идет с НДС и так далее. Соответственно, первое, что производитель сделает, узнав о повышении НДС, он посчитает, сколько средств ему понадобится, чтобы оплатить производственные расходы, и исходя из этого увеличит свои отпускные цены.

Предприниматели отмечают, что рост налоговой нагрузки серьезно обострит проблемы с оборотным капиталом компаний. Речь идет о том, что входящий НДС по повышенной ставке компания будет оплачивать при покупке товаров (работ, услуг) для осуществления своей деятельности, а возместить эту сумму она сможет только после реализации продукции. И чем длительнее у нее производственный цикл и скорость реализации продукции, тем ниже эффективность использования ее оборотных средств. А с учетом подорожания продукции у компании может и вовсе упасть объем продаж и снизиться выручка.

«Дело не в текущих цифрах, дело в подходе, во взгляде на будущее. У нас сегодня производить невыгодно, рентабельность в большинстве секторов слишком низка. Но налоговая политика никак не настроена на то, чтобы это изменить. Она ориентируется исключительно на изъятие средств из экономики в пользу бюджета, – рассказал бизнес-омбудсмен Борис Титов журналу Forbes. – Такая позиция никак не направлена ни на развитие производств, ни на создание новых рабочих мест. А ведь и эти задачи в посланиях президента были основными, магистральными».

Руководитель Департамента налогового и юридического консультирования КПМГ в России и СНГ Михаил Орлов полагает, что в первую очередь обогатят казну те, у кого высокая добавленная стоимость — значительный фонд оплаты труда, амортизационные отчисления, проценты по кредитам и прибыль. При этом, к примеру, банки не являются плательщиками данного налога и, соответственно, не пострадают от повышения ставки. «Какова бы ни была сумма НДС, уплачиваемого плательщиком, финансирование этих затрат берет на себя конечный покупатель. Для всех потребителей повышение налога обернется увеличением затрат на потребление», – пояснил он РБК.

По мнению вице-президента «Деловой России» Анастасии Алехнович, усиление налогового пресса спровоцирует помимо роста розничных цен увеличение расходов регионов, которые платят в федеральный бюджет НДС на большую часть своих закупок. При этом данная мера не затронет экспортеров, имеющих нулевую ставку по данному налогу и получающих возмещение суммы налога из бюджета по факту экспорта.

По оценке Банка России, планируемые налоговые изменения увеличат инфляцию примерно на 1 процентный пункт, причем рост цен может начаться уже в текущем году.

По словам А.Силуанова, из-за повышения НДС в 2019 году инфляция может ускориться c 4% до 4,5%. Однако в 2020 году она вернется к уровню 4%, уверен он. Центробанк и Минэкономразвития также прогнозируют в следующем году снижение деловой активности, вызванное повышением НДС. Так, экономическое ведомство снизило прогноз темпа повышения ВВП на 2019 год с 2,2% до 1,4%. Прирост инвестиций в экономику сократится с ранее ожидаемых 5,6% до 3,1%.

НДС в транспортном комплексе

Согласно законопроекту о повышении ставки НДС, производители колесных транспортных средств, самоходной и прицепной техники получат право не восстанавливать принятый к вычету НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным за счет субсидий, полученных в 2018 году на компенсацию затрат, связанных с выпуском и поддержкой гарантийных обязательств в отношении выпущенной продукции. В результате компаниям не придется уплачивать в бюджет порядка 27 млрд рублей восстановленного НДС.

Однако такое правило не распространяется на получателей бюджетных средств, участвующих в строительстве транспортной инфраструктуры. C

1 января 2018 года они утратили право снижать сумму НДС к уплате за счет входящего НДС, если затраты на покупку товаров (работ, услуг) им компенсировались из бюджета.

По мнению руководителя InfraONE Research Александры Галактионовой, в числе пострадавших оказались крупные инвестиционные проекты, в том числе автодороги и мосты. Их участникам придется уплатить в бюджет порядка 16-19 млрд рублей по заключенным в 2016-2017 годах соглашениям. Причем начиная с 2019 года размер налоговых обязательств концессионера станет больше из-за повышения ставки налога. По оценкам InfraONE, лидером по финансовым потерям является проект строительства автодороги в обход Хабаровска (12,2% от стоимости проекта), затем следует мост через Чусовую в Перми (11,9%) и строительство Восточного выезда из Уфы (11%).

Отметим, что для транспортных компаний в Налоговом кодексе предусмотрены многочисленные послабления в отношении уплаты НДС. Так, при реализации транспортных услуг они могут применять нулевую ставку НДС при осуществлении следующих операций (п. 1 ст. 164 НК РФ):

- международных перевозок товаров с пунктом отправления (назначения) за пределами РФ, в том числе транспортно-экспедиторского обслуживания морским и речным транспортом, судами смешанного типа, воздушными судами, железнодорожным и автотранспортом;

- транспортировки нефти и природного газа за пределы РФ или на территорию РФ;

- услуг по перевозке товаров, помещенных под таможенный режим транзита;

- перевозки пассажиров и багажа с пунктом отправления (назначения) за пределами РФ;

- пассажирских перевозок по железной дороге в пригородном сообщении в РФ (после 1 января 2015 года);

- перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом общего пользования в дальнем сообщении (после 1 января 2017 года);

- внутренних воздушных пассажирских и багажных перевозок с пунктом отправления (назначения) на территории Республики Крым или г.Севастополя, а также на территории Калининградской области.

Пониженная ставка НДС (10%) также с 2015 года действует в отношении внутренних межрегиональных воздушных перевозок. Правительство ее также планирует сохранить.

Эксперты отмечают, что 2019 год будет не самым простым для экономики страны в целом и для транспортного комплекса в частности. Ведь помимо роста налоговой нагрузки тяжким бременем для компаний станет подорожание бензина и дизтоплива. Оно случится неизбежно, так как повышение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и акцизов на нефтепродукты при одновременном снижении экспортных пошлин, которые планируются правительством, приведет к тому, что продавать в стране бензин по ценам ниже мировых станет невыгодно.

Ставка НДС в других странах мира

Венгрия – 27%

Греция – 24%

Италия – 22%

Аргентина – 21%

Франция – 20%

Германия – 19%

Турция – 18%

Китай – 16%

Мексика – 16%

ЮАР – 15%

Южная Корея – 10%

Индонезия – 10%

Саудовская Аравия – 5%

Морские порты №5 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика