80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев - Морские вести России

80 лет/Юбилейная навигация ленских путейцев

14.08.2018

Речной транспорт

В навигацию 2018 года в бассейне содержится 10 949 км водных путей с установленными средствами навигационной обстановки. В том числе с гарантированными габаритами и освещаемой обстановкой – 3700 км, с гарантированными габаритами со светоотражательной обстановкой – 2931 км, с гарантированными габаритами неосвещаемой обстановкой – 2516 км, без гарантированных габаритов с неосвещаемой обстановкой – 1795 км, с освещаемой обстановкой без гарантированных габаритов – 7 км.

Комплекс путевых работ

На всех обслуживаемых водных путях в целях обеспечения судоходства проводится комплекс путевых работ и содержатся средства навигационной обстановки различной категории (освещаемая, светоотражательная, неосвещаемая).

Павел Снытко, руководитель ФБУ «Администрация Ленского бассейна»

Плановые показатели основных путевых работ составляют:

– дноуглубление (транзитное) – 1859 тыс. кбм;

– траление – 563,26 кв. км;

– выправление (эксплуатационное) – 41,5 тыс. кбм.

Количество знаков судоходной обстановки составляет 16 250 единиц, из них 12 250 береговых знаков, 4000 плавучих.

Судоходную обстановку обслуживают 73 путейские бригады и 1 семафорный пост, также на обслуживании обстановки будут задействованы прорабские теплоходы в количестве 13 ед.

Нынешний ледоход в верховьях Лены, в районе п. Жигалово начался 25 апреля, что на 5 суток раньше среднемноголетних сроков. Уровни воды при ледоходе составили 142 см, что выше отметок ледохода 2017 года на 95 см. Достаточная водность в период ледохода на Верхней Лене позволила спустить из поселка Жигалово обстановочный теплоход «Гидротехник Любимов» проекта 3052, который 13 июня прибыл в Якутск. Новый обстановочный теплоход приступит к обслуживанию судоходной обстановки на Нижней Лене и Оленекской протоке.

4 мая после продвижения ледохода ниже Киренска была открыта береговая судоходная обстановка на участке реки Усть-Кут – Киренск. Тем самым положено официальное начало навигации 2018 года. В целом ледоход по Лене и основным боковым притокам Алдан, Вилюй, Амга проходил при повышенных уровнях воды, местами образовывались заторы, которые привели к подтоплению населенных пунктов по берегам. Серьезно пострадали населенные пункты Амга, Харбалах, Чымнайы на реках Амга, Эльдикан, Кюпцы, Эжанцы, Охотский перевоз на Алдане, Сангар, Октемцы, Техтюр, Кальвица на Лене. Многоводностью при весеннем ледоходе отличилась река Колыма. Там оказались частично или полностью подтопленными практически все населенные пункты от п. Зырянка до п. Черский. Это поселки Зырянка, Налимск, Березовка, Среднеколымск, Верхнеколымск, Колымское, Черский.

Вследствие паводка была нарушена транспортная инфраструктура пострадавших районов Якутии. Размыты дороги, затоплены причалы и взлетные полосы аэропортов. Пострадала инфраструктура водных путей. Если береговые базы, отстойно-ремонтные пункты удалось отстоять без потерь, то в результате ледохода было утрачено около 1500 береговых знаков. В настоящее время ведется активная работа по их восстановлению. Некоторые штатные места береговых знаков по-прежнему остаются под навалами льда, что осложняет их восстановление.

Сейчас вода ушла из пострадавших поселков, в них активно ведутся восстановительные работы. Администрация не осталась в стороне и оказывает посильную помощь пострадавшим районам. Выполнено 2 рейса обстановочным теплоходом «Перепел» по доставке жизнеобеспечивающих грузов (продовольствие, генераторы, тепловые пушки, строительные материалы) в поселок Эльдикан на Алдане.

В целом судоходная обстановка на водных путях бассейна в навигацию 2018 года открывается раньше установленных сроков. На Верхней Лене до 10 суток, на Вилюе до 8 суток раньше установленных сроков. Открытие судоходной обстановки сразу после очищения ото льда позволило доставить на реку Амга весь запланированный объем каменного угля, что позволит раньше планового срока начать отопительный сезон в пострадавших от паводка поселках.

На барах Яны и Индигирки

В навигацию планируется проведение транзитных дноуглубительных работ в объеме 1859 тыс. кбм на 72 объектах землечерпания на Лене, Яне, Колыме и барах Яны и Индигирки. На дноуглубительных работах планируется задействовать 12 ед. дноуглубительной техники общей технической производительностью 16 260 м3/ч :

– 7 многочерпаковых земснарядов общей технической производительностью 2260 м3/ч;

– 5 землесосов технической производительностью 14 000 м3/ч.

Дноуглубительные работы в бассейне начаты 24 мая с разработки лимитирующих перекатов на участке Усть-Кут – Киренск. Далее по плану будут разрабатываться перекаты на Средней и Нижней Лене.

В конце июня планируется начать разрабатывать бары Яны и Индигирки. 20 июня землесос «Индигирка» подошел к нулевому километру Индигирки и с улучшением погоды и ледовых условий приступит к разработке бара. На землесосе «Ленский-1021» в п. Белая Гора заканчивается ремонт главного двигателя, после окончания которого землесос также отправится на разработку бара Индигирки. Общий планируемый объем дноуглубительных работ на баре 409,55 тыс. кбм.

На разработке бара Яны будет задействован, как и в прошлые годы, землесос «Олег Стрельченя». Землесос находится в п. Нижнеянск, и с очищением бара реки ото льда готов приступить к его разработке. В сентябре ожидается прибытие в п. Нижнеянск нового землесоса с механическим разрыхлителем, свайно-напорным ходом проекта RDB66.42, который построен по заказу Федерального агентства морского и речного транспорта. Новому землесосу присвоено имя Владимира Михайловича Панченко, бывшего в свое время начальником Ленского управления водных путей и внесшего немалый вклад в развитие водных путей бассейна. На июль запланированы приемосдаточные испытания землесоса, после чего по Северному морскому пути он будет отбуксирован на бар Яны. К работе землесос приступит в навигацию 2019 года. С появлением нового землесоса повысится оперативность выполнения дноуглубительных работ на баре, лимитирующих перекатах речной части и качество содержания водных путей. Плановый объем дноуглубления в 2018 году составляет 300,0 тыс. кбм. Для повышения качества дноуглубительных работ на баре, оперативности контроля за ходом дноуглубления на землесосе «Олег Стрельченя» в навигацию 2018 года размещен изыскательский отряд Якутского РВПиС.

Ключевая роль изысканий

Изыскательские работы в бассейне играют ключевую роль в планировании и контроле за путевыми работами, мониторинге русловых переформирований. По результатам проводимых изысканий на водных путях корректируется плановый объем дноуглубительных работ, переносятся судовые ходы, вносятся изменения в схемы их ограждения.

В навигацию 2018 года планируется работа 11 изыскательских партий и 2 изыскательских отрядов: один на баре Индигирки, второй – на баре Яны. Для сравнения: в навигацию 2017 года работали 9 изыскательских партий и один отряд. Работа русловых изыскательских партий в 2018 году запланирована на 75 объектах дноуглубления, а также других лимитирующих участках (перекаты, дополнительные ходы и пр.). Всего планируется выполнить около 353 съемок. В случае необходимости частота изысканий на лимитирующих участках будет увеличена.

В навигацию этого года специалисты Картографической службы учреждения продолжают выполнять промерные работы по созданию баз данных электронных навигационных карт и корректировке существующих электронных карт Ленского бассейна. Промерами будут охвачены участки рек Алдан, Колыма, Анюй, Омолон, Чара, Олекма, а также подходы к портам, находящимся в Перечне внутренних водных путей, всего 1204 км. На Олекме, Чаре, Алдане промерные работы выполнены, на очереди Колыма с притоками и залив Неелово в дельте Лены.

С открытием судоходной обстановки начаты тральные работы. После прохождения ледохода проводится траление подходов и акваторий портов, причалов, мест погрузки/выгрузки согласно заключенным договорам. Сплошное траление судового хода будет производиться тремя специализированными тральными бригадами:

– Киренский РВПиС, теплоходы «Путейский-105», «Путейский-11»;

– Витимский РВПиС, теплоход «Бекас»;

– Вилюйский РВПиС, теплоход «Путейский-201».

На участках судоходных рек с гарантированными габаритами, где нет тральных бригад, с наступлением меженного периода сплошное траление будет производиться путевыми мастерами в границах своих участков. В качестве трала применяются счалы тралящих рам длиной 75-100 метров (трал Богова), жесткие судовые тралы, а также гидролокаторы бокового обзора. Плановый объем тральных работ на транзите составляет 563,26 кв. км.

Обновление флота

Обновление технического флота является одним из приоритетных направлений деятельности Администрации. За счет внебюджетных средств учреждением продолжается строительство служебно-разъездных катеров из материала АМг5 для замены устаревших судов типа «Заря» и «Полесье», так как данные суда требуют значительных затрат на ремонт и ежегодное содержание.

15 июня 2018 года после отделочных и покрасочных работ спущен на воду пятый катер, построенный в Администрации, оснащенный двумя судовыми дизельными стационарными двигателями мощностью 270 л.с. каждый с поворотно-откидными колонками. Данный катер первый из новой серии, отличается габаритами и мощностью. На рабочих оборотах двигателя катер развил скорость 75 км/ч по течению и 65 км/ч против течения, на катере имеются носовая каюта, камбуз и санузел.

Ранее построенные четыре катера отправлены в филиалы учреждения – Киренский РВПиС, Витимский РВПиС, Якутский РВПиС и Янский РВПиС в качестве служебно-разъездных судов для проведения инспекторских осмотров пути, флота, а также доставки работников учреждения.

В производственной деятельности катера зарекомендовали себя с наилучшей стороны. Хорошая маневренность, малая осадка обеспечивают их хорошую функциональность при обслуживании, осмотре и контроле путевой навигационной обстановки.

В 2017 году учреждением принято решение о восстановлении землесоса «Алдан» проекта 1-517-01, год постройки 1971-й, который был выведен из эксплуатации с 1996 года по техническому состоянию. Была проведена работа по закупке необходимых материалов для ремонта корпуса (металлопрокат, электроды, сварочная проволока и т.д.), и в октябре 2017 года землесос был поднят в док для проведения котельно-сварочных работ. Общий объем подлежащей смены обшивки составил около 1200 м2, в настоящее время идет приемка выполненных работ и окраска подводной части судна для спуска на воду.

Пополнение рабочего ядра дноуглубительной техники данным землесосом позволит сократить дефицит производственных мощностей по обеспечению гарантированных габаритов на Лене, особенно в период экстремально низких уровней воды.

В настоящее время открыта судоходная обстановка на большинстве участков водных путей Ленского бассейна, в середине июля – начале августа откроются устьевые участки Лены, бары Яны и Индигирки. Навигация в бассейне набирает обороты, и задача ленских путейцев не снижать темп и достойно провести навигацию 2018 года, которая является юбилейной, 80-й со дня образования учреждения.

Профилактика – весомый аргумент инспектора

Территориальное расположение Республика Саха (Якутия) обусловлено сложными климатическими и географическими условиями. Ввиду отсутствия разветвленной сети наземных дорог речные перевозки по водным артериям Ленского бассейна исторически составляют одну из важнейших сфер транспортной деятельности. В период короткого северного лета речным транспортом завозятся самые необходимые грузы в отдаленные районы – это топливо, продукты, хозяйственные товары и другие жизненно важные ресурсы. Даже с приходом железной дороги в Якутск потребность в доставке грузов водным транспортом все равно останется актуальной, так как все крупные населенные пункты находятся по берегам рек, где отсутствует иное развитое транспортное сообщение.

Эдуард Недилько, 1-й заместитель руководителя – капитан Ленского бассейна ВВП

Перевозки с социальным аспектом

Поэтому для Якутии речные перевозки являются безальтернативным видом транспорта с высоким социальным аспектом и в долгосрочной перспективе оставляют за собой решающую роль в обеспечении перевозок грузов для районов Крайнего Севера. Обеспечение безопасности судоходства в указанных условиях является приоритетной задачей.

Контроль за соблюдением требований обеспечения безопасной эксплуатации судов в бассейне осуществляется инспекцией госпортконтроля (далее ИГПК) численностью 9 человек (2 начальника инспекций и 7 инспекторов). Сегодня можно с уверенностью сказать, что деятельность ИГПК эффективна и результативна. Во взаимодействии с судовладельцами приняты к сведению ошибки, допущенные в предыдущих навигациях, вследствие чего наблюдается тенденция по снижению выявленных нарушений. Регулярно инспекторы принимают участие в публичных обсуждениях и других мероприятиях, комментируя и разъясняя нормы действующего законодательства и нормативные акты в части обеспечения безопасной эксплуатации судов.

Ленский бассейн демонстрирует стабильные показатели по выполнению государственного задания. С начала навигации проведено 289 инспекций, что составляет 33% от итогового значения на 2018 год, из них 81 проверка приходится на пассажирский флот. Выявлено 469 нарушений, из них 102 на пассажирских судах. В результате плановых осмотров выявлены нарушения обязательных требований, повлекших временное задержание 38 судов, из них 12 пришлось на пассажирский флот. При этом стоит отметить, что все задержания пассажирского флота пришлись на маломерные суда, осуществляющие коммерческую деятельность по перевозке людей. Недостаточно ответственно подходят судовладельцы к подготовке флота к эксплуатации в начальный период навигации.

Силами инспекторского состава проведены профилактические мероприятия (беседы с судовладельцами и капитанами судов), которые положительно отразились на понимании необходимости соблюдения правил и норм, обеспечивающих безопасную эксплуатацию маломерного флота.

Ввиду малой продолжительности судоходного периода на реках Яна, Индигирка, Вилюй, Колыма, Алдан, Витим обязательно осуществляется регулярное выездное инспектирование судов и плавучих объектов.

Планируется продолжить положительно зарекомендовавшую практику проведения совместных проверок судов с представителями Федеральной службы безопасности, Транспортной прокуратуры, Следственного отдела на транспорте, Ространснадзора, ГИМС.

Дипломирование и аттестация

В период с 01.10.2017 по 31.05.2018 проведено дипломирование 256 человек (оформлено и выдано бланков дипломов 418 шт.), подтвердили свою квалификацию в соответствии с ранее выданным дипломом 232 человека (оформлено и выдано бланков подтверждений к дипломам 419 шт.), по результатам квалификационных испытаний оформлено и выдано 677 квалификационных свидетельств на право занятия должностей рядового состава 410 членам судовой команды.

В июне 2018 г. введено в действие новое Положение о дипломировании членов экипажей судов внутреннего водного транспорта, утвержденное приказом Министерства транспорта РФ № 87 от 12.03.2018, вследствие чего изменен порядок оформления, выдачи и учета квалификационных документов.

При Администрации действует комиссия, которая проводит аттестацию лиц, ответственных за обеспечение безопасной эксплуатации судов. По результатам выдается аттестационное удостоверение. Всего за период аттестовано 5 человек.

Регистрация судов

По состоянию на 14.06.2018 в Государственном судовом реестре РФ по Ленскому бассейну зарегистрировано 2305 единиц флота, из них:

– самоходного флота – 1409;

– несамоходного флота – 896.

Количество зарегистрированных собственников судов составляет 621 (все формы собственности).

С начала года выполнено 322 регистрационных действия: прием (запись) документов, проверка юридической силы, внесение записи в Государственный судовой реестр на бумажный и электронный носитель, изготовление свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ, а также судовых билетов, изготовление и отправка формы «Т» в налоговый орган.

Доходная составляющая деятельности отдела за указанный период обеспечила поступление 840 100 рублей в федеральный бюджет.

Ключевым дополнением в деятельности отдела в 2018 году стал приказ Минтранса России «Об утверждении Правил учета плавучих объектов». Это урегулировало правовой порядок осуществления учета плавобъектов на внутренних водных путях.

Заключение

Навигация 2018 года находится в самой благоприятной стадии, когда уровни воды в реках высокие, световой период все продолжительней, флот после зимнего ремонта находится в полной технической готовности, а экипажи полны сил и энтузиазма. Хотелось бы пожелать всем участникам транспортного процесса в Ленском бассейне отработать навигацию 2018 года с положительным экономическим эффектом, безаварийно завершить работу и расставить суда в плановых пунктах отстоя.

Фото. Капитания Ленского бассейна

Морские вести России №10 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика