Экология перевалки в австралийском порту Хэй-Пойнт

Морские порты

Эволюция восприятия местными жителями деятельности угольных терминалов на территории порта Хэй-Пойнт – одного из мировых лидеров по перевалке экспортного угля.

Расположенный в 40 км к югу от города Маккай на австралийском восточном побережье, порт Хэй-Пойнт (Hay Point) состоит из двух терминалов: угольного терминала Хэй-Пойнт (Hay Point Coal Terminal – HPCT) с пропускной способностью 55 млн тонн и угольного терминала бухты Далримпл (Dalrymple Bay Coal Terminal – DBCT) с пропускной способностью 85 млн тонн. Порт входит в государственную ассоциацию грузовых портов Северного Квинсленда (Northern Queensland Bulk Ports) и управляется ею.

После протестов местных жителей, недовольных загрязнением окружающей среды от деятельности терминалов, в последние годы руководство портом пересмотрело экологическую политику и приняло ряд программ, направленных на защиту окружающей среды и работу с населением.

Юлия Халявко, научный сотрудник факультета политологии и международных исследований Университета Квинсленда, магистр управления и государственной политики

Крупнейшие угольные терминалы Австралии

Одновременно с созданием порта Хэй-Пойнт в 1971 году был создан угольный терминал Хэй-Пойнт (Hay Point Coal Terminal – HPCT), который сегодня полностью принадлежит альянсу угледобывающих компаний BHP Billiton и Mitsubishi (BHP Billiton Mitsubishi Alliance) и управляется сервисной компанией Hay Point Services Pty Ltd. На терминал уголь поступает только с шахт, владельцем которых является BHP Billiton.

Проект HPCT был разработан Корпорацией развития американского штата Юта в начале 1970-х годов, а в 1975-1976 годах был расширен путем добавления второго причала. Последний проект расширения, завершенный в 2015 году, позволил увеличить пропускную способность терминала до 55 млн тонн в год.

Рис. 1. Динамика экспорта угля в порту Хэй-Пойнт в 2010-2015 гг., млн тонн

В 1983 году правительством штата Квинсленд по просьбе производителей угля, которые не могли получить доступ к HPCT, был создан угольный терминал бухты Далримпл (DBCT). Используемый множеством угледобывающих компаний, такой тип терминала позволил сократить их затраты на экспортную инфраструктуру, не прибегая к созданию собственных терминалов. Эта модель подходит для ситуаций, когда большое число разных производителей одновременно расположены на сравнительно небольшой территории, производя различное количество и виды угля.

В отличие от HPCT, DBCT сдается в аренду правительством штата компании Brookfield Asset Management и управляется субподрядчиком DBCT Management Pty Ltd. Имея годовую пропускную способность 85 млн тонн, DBCT занимает второе место по экспорту угля в стране после терминала Кураганг, расположенного на территории порта Варата в Ньюкасле (120 млн тонн).

Такие высокие показатели обусловлены наличием 4 причалов и 3 судопогрузчиков, способных на отгрузку 8500 тонн в час каждый, что позволяет обслуживать суда дедвейтом до 220 тыс. тонн. Уголь хранится на 8 складах длиной 1,1 км каждый, занимающих площадь 366 тыс. м2 и обслуживающихся 6 стакер-реклаймерами, 4 стакерами и 2 реклаймерами. Максимальная возможность единовременного хранения на терминале составляет 2,3 млн тонн.

Виды угля, поставляемого на терминал из долины Бауэн Бэйзин (Bowen Basin), включают коксующийся и каменный уголь. DBCT является важнейшим звеном в данной цепи поставок, на него приходится около 7% мирового экспорта каменного угля и 21% мирового экспорта коксующегося угля.

Рис. 2. Угленосная долина Бауэн Бэйзин (Bowen Basin) в Австралии

Работа с претензиями к качеству воздуха

Как и любому другому угольному порту, Хэй-Пойнту пришлось столкнуться с недовольством местных жителей его деятельностью, влияющей на окружающую среду и, следовательно, на здоровье людей. В частности, жалобы касались качества воздуха, понижающегося по причине выбросов ультрадисперсных частиц PM10 и PM2.5 – наиболее опасных для здоровья человека в связи с их способностью оседать в легких, захватываться кровью и достаточно трудновыводимых из организма.

Особо отличился и фигурировал в новостных сводках 2013 год, когда Ассоциация портов NQBP выступила с опровержением фактов, приведенных в отчете независимой неправительственной экологической организации Mackay Conservation Group. Из количественных данных отчета, предоставленных, по словам представителя группы, Департаментом по защите окружающей среды и наследия, следует, что данные по PM10 и PM2.5 оказались критически близки к максимально допустимому уровню, установленному Всемирной организацией здравоохранения. Согласно отчету, данный тренд держался на протяжении 12 лет – с 2000 по 2012 год.

Тем не менее, Ассоциация портов NQBP заявила о нехватке исследовательских доказательств, поскольку в ходе исследования данные о частицах не разделялись по источникам происхождения. Также Ассоциация предположила, что Mackay Conservation Group руководствовалась скорее мотивом популяризации отрицательной репутации угольной индустрии, а не интересами в определении источника пыли, вызывающей проблемы со здоровьем людей1.

В подтверждение своих предположений в конце 2013 года Ассоциация портов NQBP начала собственное исследование2, длившееся 15 месяцев и включившее измерения в трех локациях. Результаты позволили идентифицировать источники пыли и разделить их на производные от угля, минералов или от растений и насекомых и показали, что ни один из параметров не превысил максимально допустимых норм. Кроме того, 75-95% пыли состояло из останков насекомых или растений.

Рис. 3.

Меры по сокращению воздействия на окружающую среду

Как отмечается Ассоциацией портов NQBP, руководство порта Хэй-Пойнт серьезно относится к мониторингу воздействия на экологию, которое оказывается деятельностью терминалов, особенно учитывая тот факт, что она осуществляется в границах Большого Барьерного рифа, являющегося природным национальным и мировым достоянием, подлежащим охране ЮНЕСКО3.

В 2015 году Ассоциацией был принят План устойчивого развития 2015+4, основанный, первое, на обеспечении контроля за развитием производства, заключающемся в сохранении экологии штата Квинсленд для будущих поколений, второе, на миссии, состоящей в придании особого значения процветанию штата в целом и сообщества, которому принадлежит порт, в частности, а также в поддержании высокого уровня экологической и социальной целостности в процессе развития порта.

Рис. 4. Динамика качества воздуха на протяжении 100 дней в 2016 году и 365 дней в 2014 году

План состоит из пяти принципов, от поддержания которых зависит его успешное выполнение: 1. Целесо-образные портовые операции (сокращение выбросов парниковых газов и переход на использование источников возобновляемой энергии; сокращение количества отходов; организация безопасной погрузки). 2. Поддержание окружающей среды (регулярный мониторинг; поддержка исследовательской деятельности; адаптация к изменению климата; максимальное сокращение выбросов углекислого газа). 3. Поддержание здоровой рабочей среды. 4. Планирование светлого будущего (заключение партнерств; пространственное планирование и повышение эффективности его использования; устойчивость угольной цепи). 5. Отношения с общественностью (интеграция в работу порта; обучение; поддержка культуры коренного населения).

В порту используется Система управления влиянием на экологию (Environmental Management System), в основе которой лежит концепция адаптивного менеджмента5.

Особое внимание, как и на большинстве угольных терминалов, уделяется мониторингу уровня пыли, процесс которого запускается в самом начале угольной цепи.

В дополнение к этому на территории порта и за его пределами совершается регулярный мониторинг общего содержания TSP. Согласно отчету Your Ports 20176, составляемому каждые 2 года с 2013 года, данный мониторинг оценивает эффективность программы по управлению уровнем пыли и шума. Согласно другому ежемесячному отчету о состоянии воздуха, уровне шума и погодных условиях7, заказываемому Ассоциацией портов NQBP с декабря 2017 года у внешнего подрядчика, мониторинг совершается в локациях, отмеченных на карте, – близлежащих к порту жилых районах.

Отношения с местными жителями

Поскольку поддержание отношений с местными жителями является одним из основных принципов Плана устойчивого развития 2015+, данной деятельности присваивается один из главных приоритетов. Порт осуществляет спонсорскую деятельность, пожертвования и заключение партнерских контрактов посредством нескольких программ8.

Программа поддержки общественности (The Port Communities Program), благодаря которой проводятся регулярные встречи (раз в 3 месяца) с представителями бизнеса, местными жителями и работниками порта для осведомления их об осуществляемой деятельности порта и дальнейших планах.

Программа обратной связи для местных жителей (Community Reference Group Program), в рамках которой на встречах (каждые 2 месяца) обсуждаются вопросы работы порта и планов расширения, а также возможности инвестирования в развитие социальной сферы.

Программа экологически чистых портов (Ecoports Program), благодаря которой после обсуждений с представителями общественности родилось большое количество экологических инициатив.

Одним из самых масштабных мероприятий, поддерживаемых портом, является 21-километровый Морской марафон Маккая (Mackay Marina Run), к которому в 2017 году присоединилась Лига Северного Квинсленда по регби – Ковбои Северного Квинсленда (North Queensland Cowboys).

Помимо марафона порт также сотрудничает с лигой в ежегодной программе «Грузовые порты атакуют» (Bulk Ports Blitzes), в рамках которой в течение 2 дней происходит вовлечение местных жителей в спортивные мероприятия, начиная от тренировок со спортсменами и заканчивая их визитами в местные школы.

Всего в 2016-2017 годах в организацию и поддержку инициатив и программ по вовлечению общественности в деятельность порта Хэй-Пойнт было вложено более $130 тыс.

Согласно национальному стандарту, в штате Квинсленд общая максимально допустимая норма TSP равна 80 мг/м3.

Верхняя таблица отражает качество воздуха по категориям – от самого хорошего до самого плохого в зависимости от цвета, а график в середине – общий результат всех локаций, полученный в конце месяца.

На нижней диаграмме показана динамика TSP в измеряемых локациях (P1, P2, P3 и P4) на протяжении апреля 2018 года. Допустимая суточная норма TSP рассчитывалась путем добавления 50 мг/м3 к полученному за день показателю, что отражено красной кривой.

1. http://www.abc.net.au/news/2013-10-10/ports-corp-rejects-mackay-coal-dust-claims/5013406

2. https://nqbp.com.au/sustainability/research-and-reports/coal-dust-study

3. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0012/3315/Sustainability-Plan-2015.pdf

4. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0012/3315/Sustainability-Plan-2015.pdf

5. http://www.dbct.com.au/our-environmental-management-system

6. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0021/3567/BPC2771-Your-Ports-Report-2017-FINAL-WEB.pdf

7. https://nqbp.com.au/__data/assets/pdf_file/0018/30285/Hay-Point-Ambient-Air,-Noise-and-Weather-Monit...

8. https://nqbp.com.au/community/community-engagement

Морские порты №4 (2018)


Вернуться к разделу Морские порты

Новости

Лента новостей

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию

В штаб-квартире ИМО состоялась сессия Подкомитета по предотвращению загрязнения и реагированию В штаб-квартире Международной морской организации (ИМО) 18 февраля  – 22 февраля с...

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово»

Сухогруз «ИДЕЛЬ 1» спущен на воду на заводе «Красное Сормово» На заводе «Красное Сормово» (входит в ОСК) состоялся спуск на воду первого в серии из четырё...

Российская экономика

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей

Корейская Sangsangin Ship Machinery поставит ССК «Звезда» крупногабаритное оборудование за 1 млрд рублей ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (ССК, создается на базе Дальневосточного завода «Звезда»...

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции

Росрыболовство ожидает снижения цены на красную икру из-за больших запасов продукции Ранее сообщалось, что производство красной икры в России по итогам 2018 года выросло в 1,7 раза.

Транспортная политика

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации

Госдума приняла закон, исключающий конфискованные суда браконьеров из плана приватизации Госдума приняла в третьем, окончательном чтении закон, предусматривающий исключение изъятых или конф...

Электронный документооборот при перевозке грузов за рубеж будет введен в РФ в 2023 году

Электронный документооборот при перевозке грузов за  рубеж будет введен в РФ в 2023 году Система электронного документооборота при перевозке грузов по международным   транспортным...

Морские порты

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда»

АО «ММТП» стал частью «Заполярного Нанограда» Мурманские портовики провели экскурсию по градообразующему предприятию для участников пятой регионал...

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование

Морской порт Санкт-Петербург обновил крановое оборудование В рамках программы технического перевооружения АО «Морской порт Санкт-Петербург» (МП СПб, входит...




Морской транспорт

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал»

ЦС «Звездочка» оснастил гребными винтами газовозы типа «Ямал» Центр судоремонта «Звёздочка» (входит в Объединённую судостроительную корпорацию) завершил и...

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни

Законодательные тонкости утилизации судов. Как обойти подводные камни Проблема вывода из эксплуатации технически устаревших или обветшалых судов, реновация которых являет...

Речной транспорт

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка

Глава Росморречфлота: решающим фактором для переориентации грузов на реку может стать административная поддержка В интервью газете «Морские вести России» Юрий Цветков говорит об актуальных проблемах речного трансп...

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки

Юрий Цветков: неразумно дотировать судоверфи напрямую, правильнее заходить через перевозки В интервью газете «Морские вести России» глава Росморречфлота говорит об актуальных проблемах речног...

Ж/Д транспорт

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова

Глава РЖД и врио губернатора Сахалинской области обсудили ход реконструкции ж/д инфраструктуры острова В Москве состоялась рабочая встреча генерального директора – председателя правления ОАО «РЖД» Олега ...

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения плана по магистральной инфраструктуре

ГТЛК может учредить АНО для мониторинга выполнения   плана по магистральной инфраструктуре Государственная   транспортная лизинговая компания (ГТЛК) может стать   ...

Авто транспорт

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске

Началась заливка плиты путепровода на транспортной развязке в Новороссийске На 1539-м километре трассы М-4 «Дон» в Краснодарском крае – на строящейся транспортной развязке – на...

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив

Дорога в обход Краснодара позволит без пробок доехать до моста через Керченский пролив Государственная компания «Автодор» разработала проект по строительству скоростной   дороги...

Аналитика

Транспортная политика

Дуализм переходного периода

 Дуализм переходного периода За годы работы частных лоцманских компаний с 2005 года ущерб, нанесенный их хозяевами стабильности и...

Элементы инфраструктуры

Элементы инфраструктуры Традиционная ежегодная «Неделя транспорта» в 2018 году прошла с 19 по 23 ноября. Как всегда, на одно...

Морские порты

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша

Безопасность мореплавания в перспективном порту Кандалакша Морской порт Кандалакша расположен на Белом море в северо-западной части Кандалакшского залива и пре...

Черное море под экологическую защиту

Черное море под экологическую защиту Сегодня загрязнение морей и океанов вредными веществами, нефтью и ее производными, хищническое истре...

Морской транспорт

Есть ли будущее у научного флота?

Есть ли будущее у научного флота? Научно-исследовательский флот России имеет яркое прошлое, менее заметное настоящее и – увы – неясное...

Преимущества и риски газового топлива

Преимущества и риски газового топлива Использование газового топлива на транспорте, в том числе на морском и речном, обладает рядом извест...

Речной транспорт

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...

Багаевский гидроузел: новая экономика региона

Багаевский гидроузел: новая экономика региона 23 апреля 2018 года состоялось торжественное мероприятие, посвященное началу строительства Багаевско...




Темы

Инфраструктура / Образование

Как я добилась плавательной практики

Как я добилась плавательной практики Работа в море – это моя мечта, которая постепенно начинает реализовываться. С детских лет я хотела с...

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов

Социальные проблемы подготовки кадров плавсостава морских судов В февральском номере газеты «Морские вести России» за 2017 год была опубликована статья автора «Обра...

Грузовая база

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции

Перевалка контейнеров: восстановление объемов, повышение конуренции Контейнерооборот российских портов постепенно восстанавливается после падения 2015-2016 годов: в 201...

Безопасность мореплавания

Международные спасательные учения на Каспии

Международные спасательные учения на Каспии Водная стихия по-прежнему диктует свои правила морякам и создает чрезвычайные ситуации, несмотря на ...

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе

Обеспечение нефтегазовых объектов на арктическом шельфе Сегодня Морспасслужба активно развивается и обеспечивает работы на шельфе на глубинах до 3000 метров...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...