Новый курс экономического развития - Морские вести России

Новый курс экономического развития

15.07.2018

Российская экономика

7 мая, после инаугурации, Президент России Владимир Путин подписал указ, содержащий стратегические планы развития государства на ближайшие шесть лет. Этим документом перед правительством поставлена задача совершить прорыв в экономике и социальной сфере, а также перевести страну на цифровые технологии. Всего сформулировано 13 целей.

Для претворения президентских инициатив в жизнь были сформированы новые структура и состав правительства. В него вошли 10 вице-премьеров и 21 министр, причем 15 человек - новички. В краткосрочной перспективе перед кабинетом министров стоит задача найти средства на реализацию майского указа президента в объеме около 8 трлн рублей.

Елена Александрова

Национальные приоритеты

В первом подписанном Владимиром Путиным после вступления в должность Президента РФ Указе «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» выстроены приоритеты развития страны на следующие шесть лет: до 2024 года Россия должна совершить прорыв в научно-технологическом и социально-экономическом развитии, увеличить численность населения, повысить уровень жизни граждан, создать комфортные условия для их проживания, условия и возможности для самореализации и раскрытия талантов.

Одним из приоритетов станет перевод страны на цифровые технологии (в том числе в сфере госуправления и оказания госуслуг). Под эту задачу создано отдельное министерство и разработана соответствующая национальная программа.

За шесть лет правительство должно в два раза снизить уровень бедности населения (с 20 млн до 10 млн человек), увеличить среднюю продолжительность жизни до 78 лет (сейчас 72 года), ежегодно улучшать жилищные условия не менее 5 млн семей, а также обеспечить попадание страны в пятерку крупнейших экономик мира по паритету покупательной способности.

По данным Минэкономразвития, Международный валютный фонд поставил Россию на шестое место по паритету покупательной способности – ее доля по данному показателю в 2017 году составила 3,6%, отставание от Германии, которая занимает пятую строчку, – 4-5%. При этом, по размеру ВВП Россия в прошлом году заняла 12-е место в мире.

Программными документами в работе кабинета министров станут «Основные направления деятельности правительства», «Прогноз соци-ально-экономического развития до 2024 года», а также 13 приоритетных национальных программ, определенных указом Президента РФ. Речь идет о программах в таких областях социально-экономической деятельности, как демография, здравоохранение, образование, жилье, экология, дороги, производительность труда, наука, цифровая экономика, культура, малый бизнес, развитие экспорта, строительство инфраструктуры. Документы должны быть готовы до 1 октября.

Минимальный объем средств на выполнение майского указа по предварительным оценкам составит 25 трлн рублей, часть из которых (17 трлн рублей) предполагается предусмотреть в проекте Федерального бюджета на 2019-2021 годы. Оставшиеся средства будут внебюджетными. О том, из каких источников правительство будет их брать, станет известно уже в конце июня. Об этом заявил премьер-министр Дмитрий Медведев.

В качестве одного из источников кабмин рассматривает повышение пенсионного возраста. Кроме того, планируется нарастить объем внутреннего долга и создать фонд инфраструктурного развития объемом 3 трлн рублей, в котором будут аккумулироваться бюджетные и заемные средства.

Фокус на инфраструктуре

Еще одним национальным приоритетом стало развитие транспортной инфраструктуры. В майском указе президента предусмотрено, что до 2024 года Россия должна построить на своей территории участки дорог, входящие в международные транспортные коридоры, в том числе на маршруте Европа – Западный Китай. Кроме того, перед правительством поставлена задача повышения мощностей морских портов, увеличения грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн тонн (в 2017 году – 10,7 млн тонн), поручено заняться вопросами строительства логистической инфраструктуры для перевозки железнодорожным транспортом объема транзитных контейнеров в 4 раза большего и сокращения срока их перевозки с Дальнего Востока до западной границы РФ до 7 дней. Пропускная способность БАМа и Транссиба при этом должна быть увеличена в полтора раза, до 180 млн тонн.

Также поставлены цели создания основы для развития высокоскоростного железнодорожного сообщения между крупными городами, увеличения пропускной способности внутренних водных путей, повышения доли автомобильных дорог регионального значения, соответствующих нормативным требованиям, до 50% от их общей протяженности, реконструкции инфраструктуры региональных аэропортов и расширения сети межрегиональных регулярных пассажирских авиационных маршрутов, минуя Москву, до 50% от общего количества внутренних регулярных авиационных маршрутов.

Одним из инструментов финансирования транспортных проектов должен стать инфраструктурный фонд внутри федерального бюджета. По словам министра экономического развития РФ Максима Орешкина, такой фонд позволит привлечь на один рубль бюджетных средств несколько рублей частных инвестиций. Основным инструментом предполагается сделать облигации федерального займа (ОФЗ), которые будут выкупать банки, компании и физлица. C Азиатским банком инфраструктурных инвестиций уже есть соответствующая договоренность, уточнил глава Минэкономразвития на прошедшем недавно Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ-2018).

В свою очередь первый вице-премьер и министр финансов РФ Антон Силуанов полагает, что в России мало платных дорог и проезд по ним стоит дорого. По его мнению, за счет нового инфраструктурного фонда удастся построить платные участки дорог с более дешевыми тарифами на проезд.

Напомним, что аналогичный фонд, инвестирующий в инфраструктуру, уже есть в России. Это Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). По данным его главы Кирилла Дмитриева, потребность российской инфраструктуры в финансировании на сегодняшний день составляет порядка 2 трлн рублей. При этом РФПИ и партнеры уже проинвестировали 1,2 трлн рублей в более чем 50 проектов. В ближайшие два года вложения фонда составят еще 1,5 трлн рублей, из которых на один рубль бюджетных средств придется девять рублей частных инвестиций.

Кроме того, деньги на инфраструктуру, вероятно, будут также перераспределены с других расходных обязательств бюджета. По словам А.Силуанова, меры по стимулированию экономики должны быть профинансированы в первую очередь. В противовес предыдущих лет, когда расходы бюджета были направлены на повышение зарплат и соцобеспечение, в предстоящие шесть лет средства федерального бюджета должны пойти на те направления, которые смогут стимулировать приток инвестиций.

«Безусловно, мы говорим о необходимости бюджетного маневра внутри расходов федерального бюджета, переструктурирования таким образом, чтобы эти расходы больше отвечали целям развития», - сказал А. Силуанов на ПМЭФ.

Инфраструктуру предполагается финансировать и с участием долговых инструментов, таких как инфраструктурные облигации, а расходы на развитие цифровой экономики и поддержку экспорта, в качестве обязательного условия экономического роста, планируется осуществлять напрямую из бюджета.

Дорогая нефть: потери бюджета и рост резервов

В текущем году в связи с ростом мировых цен на нефть (c начала года цена марки Urals увеличилась с $63 до $78 за баррель, марки Brent – с $66 до $79 за баррель) и, соответственно, ростом цен на топливо внутри страны правительство с 1 июля снизит акцизы на бензин на 3700 рублей за тонну, на дизтопливо на 2700 рублей за тонну (соответствующий законопроект готовит Минфин). Потери федерального бюджета, по оценкам Минфина, составят порядка 140 млрд рублей вместе с НДС. Недополучат ожидаемых доходов и региональные бюджеты, у которых акцизы являются источником пополнения дорожных фондов.

Вместе с тем, несмотря на уменьшение поступлений в региональные бюджеты от снижения размеров акцизов, рост мировых цен на нефть обеспечил приток средств в федеральный бюджет за счет экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В 2018 году увеличение нефтегазовых доходов бюджета может составить 1,75 трлн рублей. Такую цифру опубликовало Минэкономразвития в поправках в закон о бюджете. За основу была взята среднегодовая цена на нефть – $61,4 за баррель.

Впрочем, эти средства пойдут в резервы, они не могут быть использованы на текущие расходы бюджета. Таково бюджетное правило, которого придерживается правительство: вся поступающая валюта от продажи нефти идет в бюджет из расчета цены нефти в $40. Если нефть стоит дороже, то соответствующая разница пополняет резервные инструменты (Фонд национального благосостояния, ФНБ).

Отметим, что в первом квартале текущего года доходы казны увеличились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 441,9 млрд рублей и составили около 4 трлн рублей. При этом ФНБ пополнился на 734,8 млрд рублей, до 3,9 трлн рублей. Доходы от налогов за три месяца составили 458,2 млрд рублей.

Новый глава Счетной палаты РФ Алексей Кудрин в ходе ПМЭФ предложил смягчить бюджетное правило, подняв ставку отсечения валюты в резервы на уровне $45 за баррель нефти. По его мнению, это лучше, чем увеличивать налоги.

Он также напомнил, что до 2014 года Россия жила с бюджетным правилом, когда в резервы валюта шла при цене на нефть свыше $90. «Тогда всем нам казалось, что это нормально. Как только цены снизились, мы опять дуем на воду и создаем правило $40. Цена $45 не является критической», – сказал А.Кудрин.

Однако М.Орешкин не согласен с таким подходом, считая, что, формируя бюджет, исходя из низкой цены на нефть, правительство реализует политику отвязки курса рубля от цен на нефть и тем самым помогает экспортерам. По словам М.Орешкина, если бы правительство не установило бюджетное правило, то при цене нефти $80 за баррель курс доллара снизился бы до 50 рублей за доллар и менее, что подкосило бы конкурентоспособность российского экспорта. А как мы знаем, поддержка экспорта является одной из национальных задач, поставленных президентом РФ, а также обязательным условием экономического роста.

Состав нового правительства РФ

Председатель Правительства РФ (премьер-министр)

Дмитрий Медведев

Заместители председателя правительства (вице-премьеры)

Антон Силуанов – первый вице-премьер, министр финансов

Татьяна Голикова – вице-премьер по социальной политике

Ольга Голодец – вице-премьер по культуре и спорту

Виталий Мутко – вице-премьер по строительству

Дмитрий Козак – вице-премьер по промышленности

Юрий Борисов – вице-премьер по оборонно-промышленному комплексу

Максим Акимов – вице-премьер по транспорту, связи и цифровой экономике

Алексей Гордеев – вице-премьер по агропромышленному комплексу

Константин Чуйченко – вице-премьер, глава аппарата правительства

Юрий Трутнев – вице-премьер

Федеральные министры

Александр Новак – министр энергетики

Владимир Колокольцев – министр внутренних дел

Максим Орешкин – министр экономического развития

Евгений Зиничев – глава МЧС (экс-замдиректора ФСБ России)

Александр Коновалов – министр юстиции

Владимир Якушев – министр строительства (экс-губернатор Тюменской области)

Александр Козлов – глава Минвостокразвития (экс-губернатор Амурской области)

Сергей Чеботарев – глава Минкавказа (экс-замначальника Управления Администрации Президента РФ по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами)

Вероника Скворцова – министр здравоохранения

Сергей Лавров – министр иностранных дел

Константин Носков – министр цифрового развития (экс-руководитель Аналитического центра при Правительстве РФ)

Владимир Мединский – министр культуры

Сергей Шойгу – министр обороны

Дмитрий Кобылкин – министр природных ресурсов и экологии (экс-губернатор ЯНАО)

Евгений Дитрих – министр транспорта (экс-замминистра транспорта РФ)

Михаил Котюков – министр науки и высшего образования (экс-руководитель Федерального агентства научных организаций)

Дмитрий Патрушев – министр сельского хозяйства (экс-председатель правления «Россельхозбанка»)

Ольга Васильева – министр просвещения

Павел Колобков – министр спорта

Денис Мантуров – министр промышленности и торговли

Максим Топилин – министр труда и соцзащиты

Морские порты №4 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ