Казахстанский уголь прорывается к морю

Логистика
Казахстанский уголь прорывается к морю

Межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по перевозке и перевалке казахстанского угля, принятие которого затянулось с конца прошлого года, обяжет российских стивидоров переваливать уголь из соседней страны, несмотря на ограниченность собственных угольных портовых мощностей, имеющиеся контрактные обязательства и дефицит провозной способности железных дорог в дальневосточном регионе.

В ходе работы над межправсоглашением Казахстан жестко поставил перед Россией требование гарантий перевалки своего угля через морские порты РФ в объеме около 17 млн тонн до 2020 года, или 10% от российской перевалки угля. При этом казахстанская сторона претендует на преимущественный доступ к угольным терминалам в портах Усть-Луга, Высоцк, Восточный и Тамань в пределах до 50% мощностей этих портов. Вопрос проработки соглашения и урегулирования обозначенных объемов и направлений транзитных перевозок с российской стороны возложен на Минтранс России.

Элеонора Григорьева

Мечты сбываются?

Казахстан богат минеральными ресурсами. В недрах страны только угля залегает 25,6 млрд тонн, что составляет 2,2% мировых запасов этого вида топлива (8-е место в мире). В 2017 году в Казахстане было добыто 111,1 млн тонн угля, его экспорт составил 29,3 млн тонн.

Как отмечают эксперты, перевод многих мегаполисов с угля на газ уже в ближайшие годы высвободит значительные объемы добываемого твердого топлива. Ему потребуются новые рынки сбыта. При этом главным покупателем казахстанского угля традиционно является Россия. В 2017 году ее доля в общем объеме экспорта угля из Казахстана составила 81%. Топливо поставлялось на уральские ТЭЦ, а также в адрес перекупщиков. В основном это были трейдеры, связанные с российскими морскими портами.

В то же время предприятия Казахстана искали возможность осуществления регулярных поставок угля в страны АТР самостоятельно, без участия российских посредников. Сделать это непросто, так как Казахстан не имеет выхода к морю, и для отправки груза в Юго-Восточную Азию его сначала нужно довезти до порта, а это несколько тысяч километров по территории России.

Напомним, что еще шесть лет назад тарифы ОАО «РЖД» на перевозку транзитных грузов значительно превышали расценки на внутрироссийские маршруты транспортировки. И только с 1 января 2013 года в странах единого экономического пространства произошла унификация тарифов. С этого периода у Казахстана появилась возможность вывозить уголь в балтийские и дальневосточные порты примерно с такой же транспортной составляющей, как у предприятий Кузбасса. Но фактически роста экспорта не случилось – сказалось падение рыночных цен на уголь в 2013-2015 годах. В прошлом году ситуация нормализовалась, и казахстанские предприятия вернулись к идее покорения мировых рынков.

В прошлом году из Казахстана через российские порты было экспортировано 7,9 млн тонн угля. Рост к 2016 году составил 265%. В частности, порт Усть-Луга прибавил 29% – через него в страны ЕС отгружался высококачественный уголь с Шубаркольского месторождения. Транзитный уголь также перерабатывался в порту Высоцк, на тихоокеанском побережье – в порту Находка.

В планах Казахстана – кратное увеличение объема вывоза угля за рубеж. Представители железных дорог Республики Казахстан полагают, что за счет внедрения технологии ускоренной перевозки грузов и использования инновационных вагонов c нагрузкой на ось 25 тонн (сейчас 21 тонна) суммарный экспорт может вырасти до 40 млн тонн, из которых значительная часть пойдет на рынки АТР.

Впрочем, наполеоновские планы казахстанской стороны в полном объеме могут и не реализоваться. Дело в том, что российские стивидоры не готовы работать с большими партиями угля из центральноазиатской республики ввиду дефицита мощностей угольных терминалов и недостатка провозной способности железнодорожной инфраструктуры, особенно с учетом строительства новых угольных фабрик, заводов по переработке нефти и газа в регионе и других промышленных предприятий.

Самим мало

Отметим, что инвестиционная активность на тихоокеанском побережье России в последние годы быстро растет. Причем увеличиваются как стивидорные, так и производственные мощности. По данным замминистра Министерства по развитию Дальнего Востока Александра Осипова, перспективная грузовая база в регионе достигает сотни миллионов тонн.

Из наиболее крупных проектов можно выделить разработку Эльгинского угольного месторождения «Мечела» с объемом погрузки на железную дорогу около 25 млн тонн в год (в прош-лом году было добыто 4,3 млн тонн). Комплексы по переработке нефти и газа «Роснефти» и «Сибура» привнесут еще 20 млн тонн. Кроме того, в регионе ожидают роста экспорта деревообработки – это еще порядка 30 млн тонн грузовой базы. И наконец, вывоз из Сибири экспортного зерна увеличит нагрузку на ДВЖД еще на 1-3 млн тонн.

Что касается стивидорных мощностей, то наибольший прирост обеспечит Восточный порт (Приморский край). Уже в следующем году перевалка АО «Восточный порт» увеличится на 20 млн тонн. После запуска третьей очереди крупнейший в России специализированный угольный комплекс сможет перерабатывать 45-50 млн тонн грузов в год. Через него помимо кузбасского угля будет экспортироваться уголь из Монголии. В сентябре прошлого года об этом договорились глава РЖД Олег Белозеров, министр транспорта Максим Соколов и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

Нарастить объемы отгрузки в следующем году также планирует терминал «Дальтрансуголь» компании СУЭК в порту Ванино (Хабаровский край). Его мощность увеличится с 24 млн до 30 млн тонн. Однако стивидоры опасаются, что полностью загрузить мощности не удастся из-за дефицита пропускной способности железнодорожных подходов к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу.

Напомним, что рядом с Ванино строятся несколько новых терминалов: перегрузочный комплекс компании «Сахатранс» (входит в группу «Колмар») на 24 млн тонн (в 2019 году планируется запуск первой очереди на 13 млн тонн), терминал АО «Тувинская энергетическая производственная корпорация» (ТЭПК, принадлежит Руслану Байсарову) на 15 млн тонн и другие. Если все это сложить, то получится потребность в провозной способности на уровне 80 млн тонн, подсчитал директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

В то же время мощность после реализации проекта расширения Восточного полигона РЖД (БАМа и Транссиба) к 2021 году составит всего 42-43 млн тонн. «Этих объемов будет недостаточно на все строящиеся терминалы», – уверен Д.Илатовский.

Между тем в компании «Колмар» не сомневаются в способности довезти до порта все грузы. Для этого с РЖД у компании было заключено обязывающее соглашение о доставке в порт Ванино необходимых объемов.

Напомним, что в прошлом году Правительство РФ выделило 156 млрд руб-

лей из ФНБ на модернизацию участков БАМа и Транссиба. В «Колмаре» полагают, что по окончании проекта железнодорожники без проблем смогут выполнить все заявки российских грузоотправителей, правда, в компании не уточняют, на каких расчетах основываются.

А как обстоят дела с транзитным углем? Проведенный анализ влияния транзитного угля на работу РЖД и стивидоров показал, что выгоды от этой затеи никто, кроме Казахстана, не получит. По мнению руководителя Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, так как нагрузка на российскую инфраструктуру возрастет, то от партнеров должны последовать ответные компенсационные меры. Имеются в виду финансовые вливания в железнодорожную инфраструктуру и в стивидорные активы.

Уточним, что ИПЕМ смоделировал экспорт казахстанского угля через порты Усть-Луга, Мурманск и дальневосточные терминалы. Основной вывод исследования – перевозка транзитного угля в дальневосточные порты невозможна, так как данное направление перегружено, и включение новой грузовой базы Республики Казахстан может произойти только после вывода из портов российских объемов. Такое замещение спровоцирует падение доходов ОАО «РЖД». При этом потери ВВП РФ из-за сокращения добычи угля превысят 10 млрд рублей.

Таким образом, транзит угля из Казахстана возможен только в балтийские порты и в Мурманск. Дальневосточные терминалы не могут быть задействованы в этом проекте. Но экспортеры соседней страны настаивают на перевалке именно в дальневосточных портах России. И для достижения своих целей они привлекли политический ресурс.

Сила союза в балансе интересов

Проект межправительственного соглашения с Россией по перевозке и перевалке угля Казахстан подготовил еще в сентябре 2017 года. В соответствии с ним ежегодно до 1 октября страны должны согласовывать объемы и направления перевозок казахстанского угля по территории России на следующий год. Согласно документу, квота Казахстана не может превышать 50% от общего объема перевалки в российском порту. Соглашение рассчитано на 25 лет.

В октябре того же года Правительство РФ утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285), в соответствии с которыми компании стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получили право переваливать свою продукцию в российских портах даже при дефиците перевалочных мощностей и проблемах с провозной способностью железнодорожных линий на подъездах к портам.

Так, в соответствии с Правилами c 1 ноября 2017 года доступ любого потребителя из стран ЕАЭС к портовым услугам должен предоставляться в пределах доступной мощности. На стивидора в данном случае возлагается обязанность по ежемесячному расчету такой мощности и публикации ее на официальном сайте. При этом Правилами предусмотрено, что обязательства по межправсоглашению, заключенному со страной, входящей в ЕАЭС, являются доминирующими, имеющими такой же вес, как и обязательства, возникшие у стивидора перед инвесторами, вложившимися в инфраструктурные объекты порта.

Следовательно, межправсоглашение с Россией позволит угольщикам Казахстана ежегодно вывозить на экспорт через российские порты большие объемы угля. В свою очередь российские стивидоры, отклонившие заявку, могут быть привлечены к ответственности. Они будут вынуждены выделять мощности даже в ущерб обязательствам в рамках собственных долгосрочных контрактов.

Евразийский экономический союз, в который сегодня входит пять стран ― Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, своей целью ставит равные возможности для стабильного развития национальных экономик всех его участников за счет беспрепятственного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – на территории стран нет таможенного и миграционного контроля.

Однако эти возможности могут оказаться недолговечными: набирающий обороты политический кризис в мире, растущая конфронтация между Россией и Западом постоянно испытывают на прочность все существующие союзы России с ближними и дальними государствами, эти же обстоятельства способны породить и усугубить политические разногласия в ЕАЭС. И тому уже есть подтверждения.

В качестве примера можно привести введение Казахстаном с 1 января 2018 года безвизового режима с США (речь идет о туристах, прибывающих в страну на срок до 30 дней) без согласования с МИД РФ, что выглядит недружественным шагом по отношению к России, особенно в условиях проводимой против нее Соединенными Штатами санкционной политики. Но руководство Казахстана считает по-другому: оно уверено, что необходимость получать такого рода разрешения органов управления ЕАЭС у любого суверенного государства отсутствует.

Так же безвизовый въезд в страну в феврале прошлого года ввела Белоруссия. Она открыла границу для туристов, прибывающих в аэропорт Минска, из 80 стран мира, в том числе из США и ЕС. Правда, в отличие от Казахстана, в Белоруссии ограничились сроком нахождения туристов на территории республики в данном режиме 5-ю сутками. Добавим, что вопрос с «безвизом» для третьих стран в ЕАЭС до сих пор не урегулирован. В будущем аналогичный режим въезда планирует ввести Армения.

Подобные политические противоречия между странами ЕАЭС возникают все чаще. В существующей ситуации остается только надеяться на мудрую политику российского руководства и поиск приемлемых компромиссов.

Таким образом, можно предположить и то, что Правительство РФ пойдет на принятие определенных компенсационных стимулов для стивидоров-угольщиков, которые будут выбраны для работы с казахстанским углем по гарантиям РФ, чтобы они пересмотрели свои коммерческие планы в угоду партнерам по союзу.

Морские порты №3 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф

Тегеран не хочет закрывать Ормузский пролив, но имеет такую возможность – Зариф Министр иностранных дел Ирана Мохаммад Джавад Зариф заявил, что страна может перекрыть Ормузский про...

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019

РС: итоги конференции по правилам для рыболовных судов 2019 Российский морской регистр судоходства (РС, Регистр) провел конференцию «Изменения Правил Ре...

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан

Потерявший ход в Японском море российский теплоход «Гранит» прибыл в Пусан Теплоход «Гранит», накануне из-за поломки потерявший ход в Японском море, прибыл в порт Пусан в Южно...

Речной транспорт

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП

20 июля открывается Арктическая навигация - ЛОРП 144 единицы флота ПАО «ЛОРП» находятся в эксплуатации по состоянию на 18 июля. Всего сначала навигац...

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Ж/Д транспорт

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК

ФАС хочет лишить РЖД всех грузовых вагонов – РБК Глава Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев направил письмо первому вице-п...

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...