Казахстанский уголь прорывается к морю - Морские вести России

Казахстанский уголь прорывается к морю

01.07.2018

Логистика

Межправительственное соглашение между Россией и Казахстаном по перевозке и перевалке казахстанского угля, принятие которого затянулось с конца прошлого года, обяжет российских стивидоров переваливать уголь из соседней страны, несмотря на ограниченность собственных угольных портовых мощностей, имеющиеся контрактные обязательства и дефицит провозной способности железных дорог в дальневосточном регионе.

В ходе работы над межправсоглашением Казахстан жестко поставил перед Россией требование гарантий перевалки своего угля через морские порты РФ в объеме около 17 млн тонн до 2020 года, или 10% от российской перевалки угля. При этом казахстанская сторона претендует на преимущественный доступ к угольным терминалам в портах Усть-Луга, Высоцк, Восточный и Тамань в пределах до 50% мощностей этих портов. Вопрос проработки соглашения и урегулирования обозначенных объемов и направлений транзитных перевозок с российской стороны возложен на Минтранс России.

Элеонора Григорьева

Мечты сбываются?

Казахстан богат минеральными ресурсами. В недрах страны только угля залегает 25,6 млрд тонн, что составляет 2,2% мировых запасов этого вида топлива (8-е место в мире). В 2017 году в Казахстане было добыто 111,1 млн тонн угля, его экспорт составил 29,3 млн тонн.

Как отмечают эксперты, перевод многих мегаполисов с угля на газ уже в ближайшие годы высвободит значительные объемы добываемого твердого топлива. Ему потребуются новые рынки сбыта. При этом главным покупателем казахстанского угля традиционно является Россия. В 2017 году ее доля в общем объеме экспорта угля из Казахстана составила 81%. Топливо поставлялось на уральские ТЭЦ, а также в адрес перекупщиков. В основном это были трейдеры, связанные с российскими морскими портами.

В то же время предприятия Казахстана искали возможность осуществления регулярных поставок угля в страны АТР самостоятельно, без участия российских посредников. Сделать это непросто, так как Казахстан не имеет выхода к морю, и для отправки груза в Юго-Восточную Азию его сначала нужно довезти до порта, а это несколько тысяч километров по территории России.

Напомним, что еще шесть лет назад тарифы ОАО «РЖД» на перевозку транзитных грузов значительно превышали расценки на внутрироссийские маршруты транспортировки. И только с 1 января 2013 года в странах единого экономического пространства произошла унификация тарифов. С этого периода у Казахстана появилась возможность вывозить уголь в балтийские и дальневосточные порты примерно с такой же транспортной составляющей, как у предприятий Кузбасса. Но фактически роста экспорта не случилось – сказалось падение рыночных цен на уголь в 2013-2015 годах. В прошлом году ситуация нормализовалась, и казахстанские предприятия вернулись к идее покорения мировых рынков.

В прошлом году из Казахстана через российские порты было экспортировано 7,9 млн тонн угля. Рост к 2016 году составил 265%. В частности, порт Усть-Луга прибавил 29% – через него в страны ЕС отгружался высококачественный уголь с Шубаркольского месторождения. Транзитный уголь также перерабатывался в порту Высоцк, на тихоокеанском побережье – в порту Находка.

В планах Казахстана – кратное увеличение объема вывоза угля за рубеж. Представители железных дорог Республики Казахстан полагают, что за счет внедрения технологии ускоренной перевозки грузов и использования инновационных вагонов c нагрузкой на ось 25 тонн (сейчас 21 тонна) суммарный экспорт может вырасти до 40 млн тонн, из которых значительная часть пойдет на рынки АТР.

Впрочем, наполеоновские планы казахстанской стороны в полном объеме могут и не реализоваться. Дело в том, что российские стивидоры не готовы работать с большими партиями угля из центральноазиатской республики ввиду дефицита мощностей угольных терминалов и недостатка провозной способности железнодорожной инфраструктуры, особенно с учетом строительства новых угольных фабрик, заводов по переработке нефти и газа в регионе и других промышленных предприятий.

Самим мало

Отметим, что инвестиционная активность на тихоокеанском побережье России в последние годы быстро растет. Причем увеличиваются как стивидорные, так и производственные мощности. По данным замминистра Министерства по развитию Дальнего Востока Александра Осипова, перспективная грузовая база в регионе достигает сотни миллионов тонн.

Из наиболее крупных проектов можно выделить разработку Эльгинского угольного месторождения «Мечела» с объемом погрузки на железную дорогу около 25 млн тонн в год (в прош-лом году было добыто 4,3 млн тонн). Комплексы по переработке нефти и газа «Роснефти» и «Сибура» привнесут еще 20 млн тонн. Кроме того, в регионе ожидают роста экспорта деревообработки – это еще порядка 30 млн тонн грузовой базы. И наконец, вывоз из Сибири экспортного зерна увеличит нагрузку на ДВЖД еще на 1-3 млн тонн.

Что касается стивидорных мощностей, то наибольший прирост обеспечит Восточный порт (Приморский край). Уже в следующем году перевалка АО «Восточный порт» увеличится на 20 млн тонн. После запуска третьей очереди крупнейший в России специализированный угольный комплекс сможет перерабатывать 45-50 млн тонн грузов в год. Через него помимо кузбасского угля будет экспортироваться уголь из Монголии. В сентябре прошлого года об этом договорились глава РЖД Олег Белозеров, министр транспорта Максим Соколов и президент Монголии Халтмаагийн Баттулга.

Нарастить объемы отгрузки в следующем году также планирует терминал «Дальтрансуголь» компании СУЭК в порту Ванино (Хабаровский край). Его мощность увеличится с 24 млн до 30 млн тонн. Однако стивидоры опасаются, что полностью загрузить мощности не удастся из-за дефицита пропускной способности железнодорожных подходов к Ванино-Совгаванскому транспортному узлу.

Напомним, что рядом с Ванино строятся несколько новых терминалов: перегрузочный комплекс компании «Сахатранс» (входит в группу «Колмар») на 24 млн тонн (в 2019 году планируется запуск первой очереди на 13 млн тонн), терминал АО «Тувинская энергетическая производственная корпорация» (ТЭПК, принадлежит Руслану Байсарову) на 15 млн тонн и другие. Если все это сложить, то получится потребность в провозной способности на уровне 80 млн тонн, подсчитал директор по логистике СУЭК Денис Илатовский.

В то же время мощность после реализации проекта расширения Восточного полигона РЖД (БАМа и Транссиба) к 2021 году составит всего 42-43 млн тонн. «Этих объемов будет недостаточно на все строящиеся терминалы», – уверен Д.Илатовский.

Между тем в компании «Колмар» не сомневаются в способности довезти до порта все грузы. Для этого с РЖД у компании было заключено обязывающее соглашение о доставке в порт Ванино необходимых объемов.

Напомним, что в прошлом году Правительство РФ выделило 156 млрд руб-

лей из ФНБ на модернизацию участков БАМа и Транссиба. В «Колмаре» полагают, что по окончании проекта железнодорожники без проблем смогут выполнить все заявки российских грузоотправителей, правда, в компании не уточняют, на каких расчетах основываются.

А как обстоят дела с транзитным углем? Проведенный анализ влияния транзитного угля на работу РЖД и стивидоров показал, что выгоды от этой затеи никто, кроме Казахстана, не получит. По мнению руководителя Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) Юрия Саакяна, так как нагрузка на российскую инфраструктуру возрастет, то от партнеров должны последовать ответные компенсационные меры. Имеются в виду финансовые вливания в железнодорожную инфраструктуру и в стивидорные активы.

Уточним, что ИПЕМ смоделировал экспорт казахстанского угля через порты Усть-Луга, Мурманск и дальневосточные терминалы. Основной вывод исследования – перевозка транзитного угля в дальневосточные порты невозможна, так как данное направление перегружено, и включение новой грузовой базы Республики Казахстан может произойти только после вывода из портов российских объемов. Такое замещение спровоцирует падение доходов ОАО «РЖД». При этом потери ВВП РФ из-за сокращения добычи угля превысят 10 млрд рублей.

Таким образом, транзит угля из Казахстана возможен только в балтийские порты и в Мурманск. Дальневосточные терминалы не могут быть задействованы в этом проекте. Но экспортеры соседней страны настаивают на перевалке именно в дальневосточных портах России. И для достижения своих целей они привлекли политический ресурс.

Сила союза в балансе интересов

Проект межправительственного соглашения с Россией по перевозке и перевалке угля Казахстан подготовил еще в сентябре 2017 года. В соответствии с ним ежегодно до 1 октября страны должны согласовывать объемы и направления перевозок казахстанского угля по территории России на следующий год. Согласно документу, квота Казахстана не может превышать 50% от общего объема перевалки в российском порту. Соглашение рассчитано на 25 лет.

В октябре того же года Правительство РФ утвердило Правила недискриминационного доступа к услугам субъектов естественных монополий в портах (постановление Правительства РФ от 20.10.2017 г. №1285), в соответствии с которыми компании стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС) получили право переваливать свою продукцию в российских портах даже при дефиците перевалочных мощностей и проблемах с провозной способностью железнодорожных линий на подъездах к портам.

Так, в соответствии с Правилами c 1 ноября 2017 года доступ любого потребителя из стран ЕАЭС к портовым услугам должен предоставляться в пределах доступной мощности. На стивидора в данном случае возлагается обязанность по ежемесячному расчету такой мощности и публикации ее на официальном сайте. При этом Правилами предусмотрено, что обязательства по межправсоглашению, заключенному со страной, входящей в ЕАЭС, являются доминирующими, имеющими такой же вес, как и обязательства, возникшие у стивидора перед инвесторами, вложившимися в инфраструктурные объекты порта.

Следовательно, межправсоглашение с Россией позволит угольщикам Казахстана ежегодно вывозить на экспорт через российские порты большие объемы угля. В свою очередь российские стивидоры, отклонившие заявку, могут быть привлечены к ответственности. Они будут вынуждены выделять мощности даже в ущерб обязательствам в рамках собственных долгосрочных контрактов.

Евразийский экономический союз, в который сегодня входит пять стран ― Россия, Белоруссия, Казахстан, Киргизия и Армения, своей целью ставит равные возможности для стабильного развития национальных экономик всех его участников за счет беспрепятственного перемещения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – на территории стран нет таможенного и миграционного контроля.

Однако эти возможности могут оказаться недолговечными: набирающий обороты политический кризис в мире, растущая конфронтация между Россией и Западом постоянно испытывают на прочность все существующие союзы России с ближними и дальними государствами, эти же обстоятельства способны породить и усугубить политические разногласия в ЕАЭС. И тому уже есть подтверждения.

В качестве примера можно привести введение Казахстаном с 1 января 2018 года безвизового режима с США (речь идет о туристах, прибывающих в страну на срок до 30 дней) без согласования с МИД РФ, что выглядит недружественным шагом по отношению к России, особенно в условиях проводимой против нее Соединенными Штатами санкционной политики. Но руководство Казахстана считает по-другому: оно уверено, что необходимость получать такого рода разрешения органов управления ЕАЭС у любого суверенного государства отсутствует.

Так же безвизовый въезд в страну в феврале прошлого года ввела Белоруссия. Она открыла границу для туристов, прибывающих в аэропорт Минска, из 80 стран мира, в том числе из США и ЕС. Правда, в отличие от Казахстана, в Белоруссии ограничились сроком нахождения туристов на территории республики в данном режиме 5-ю сутками. Добавим, что вопрос с «безвизом» для третьих стран в ЕАЭС до сих пор не урегулирован. В будущем аналогичный режим въезда планирует ввести Армения.

Подобные политические противоречия между странами ЕАЭС возникают все чаще. В существующей ситуации остается только надеяться на мудрую политику российского руководства и поиск приемлемых компромиссов.

Таким образом, можно предположить и то, что Правительство РФ пойдет на принятие определенных компенсационных стимулов для стивидоров-угольщиков, которые будут выбраны для работы с казахстанским углем по гарантиям РФ, чтобы они пересмотрели свои коммерческие планы в угоду партнерам по союзу.

Морские порты №3 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика