«Русалу» предложили сменить собственника - Морские вести России

«Русалу» предложили сменить собственника

18.06.2018

Российская экономика

Введенные США 6 апреля 2018 года санкции против России затронули 15 компаний и 24 гражданина РФ. Санкционные ограничения были введены под предлогом борьбы с «режимом» Владимира Путина. Комментируя состав черного списка (Specially Designated Nationals List), министр финансов США Стивен Мнучин сказал, что русские олигархи больше не будут стоять в стороне от дестабилизирующей деятельности российского правительства.

На текущий момент американские санкции больней всего ударили по предпринимателю Олегу Дерипаске и по его крупнейшему из активов – алюминиевому холдингу «Русал». Акции компании упали в цене, зарубежные партнеры отказались от контрактов, возникли проблемы с поставщиками, потребителями и перевозчиками продукции. Под угрозой остановки оказались предприятия холдинга по всему миру.

Пользуясь ситуацией, американская сторона поставила О. Дерипаске условия, в случае исполнения которых санкционные ограничения с компании могут быть сняты, – выйти из контроля над «Русалом», сократив пакет акций, и покинуть совет директоров. В конце апреля после недолгих раздумий и консультаций бизнесмен принял эти условия.

Елена Александрова

Масштабы бедствия

«Русал» (US Rusal) является второй компанией в мире по выпуску алюминия. Основные его производственные мощности расположены в России: Красноярский и Братский алюминиевые заводы мощностью свыше

1 млн тонн каждый, а также Иркутский и Богучанский алюминиевые заводы каждый объемом производства свыше 500 тыс. тонн алюминия в год.

В 2017 году «Русал» произвел 3,7 млн тонн алюминия. Продажи компании составили 3,95 млн тонн. Из них порядка 80% было реализовано на внешних рынках и около 20% – внутри страны. География продаж выглядела следующим образом: Америка – 16%, ЕС – 42%, Азия (в основном Япония и Южная Корея) – 17%, Россия и СНГ – 24%. Доля «Русала» на мировом рынке алюминия составила 5,8% (см. Мировой рынок алюминия в 2017 году).

Компания также добыла 17,4 млн тонн бокситов (алюминиевая руда – сырье для производства глинозема) и произвела 10,6 млн тонн глинозема (6,3% мирового производства). Переработкой глинозема занимались заводы «Русала» в Ирландии (2 млн тонн), на Ямайке (1,2 млн тонн) и в Австралии (около 1 млн тонн).

Крупнейшими потребителями алюминия «Русала» были трейдеры Glencore (около 1 млн тонн в год) и Mechem SA, а также компании Rio Tinto, Arconic и Toyota. После введения санкций все они объявили форс-мажор по большинству контрактов и отказались от продукции холдинга.

Отметим, что собственность многих зарубежных «дочек» «Русала» является совместной. Так, в австралийском глиноземном комбинате QAL 80%-ный пакет акций принадлежит Rio Tinto. В соответствии с санкциями американским резидентам нельзя иметь активов в «Русале», следовательно, эти доли должны быть проданы.

В Швеции «Русал» владеет заводом Kubikenborg Aluminum (Kubal), которому после 6 апреля отказали в доступе на крупнейшую региональную энергетическую биржу. Однако завод продолжил работу, покупая энергию по высоким тарифам. Сейчас стоит вопрос о его закрытии, но правительство Швеции против такого шага, так как на предприятии работают 500 граждан страны, завод платит налоги и его закрытие никому не выгодно.

В целом активы «Русала» представлены в 20 странах мира. Имея такую географию производства и сбыта, компания управляет разветвленной логистической цепью поставок продукции. Введение санкций против нее фактически явилось объявлением экономической войны, так как нормальная деятельность холдинга стала невозможной.

По мнению старшего аналитика БКС Олега Петропавловского, «Русал» уже не сможет торговать продукцией в обычном режиме. Контракты с компанией будут вынуждены расторгнуть даже российские потребители, например, заводы Coca-Cola и другие предприятия, входящие в глобальные холдинги.

«Совсем не факт, что предприятия Бразилии, Индии, Китая и других развивающихся стран возьмут на себя риски работы с «Русалом». Привлекать клиентов придется дисконтом и торговлей в закрытом режиме, но для этого потребуется провести делистинг», – полагает эксперт.

Под прессом «западной демократии»

Преследуя политические цели, власти США запретили американским резидентам любые сделки с фигурантами черного списка. В отношении «Русала» американцы должны аннулировать заключенные контракты с ним и его дочерними предприятиями, в которых «Русалу» принадлежит 50% и более акций, так как активы данных компаний, в том числе денежные средства, на территории США будут заморожены. В свою очередь для международных компаний, не являющихся резидентами США, продолжение работы с «Русалом» означает попадание под вторичные санкции, что влечет блокировку их транзакций.

Первоначально предельный срок для расторжения контрактов был назначен на 5 июня 2018 года. Однако 23 апреля он был продлен на четыре месяца – соответствующий нормативный акт (генеральная лицензия №14) выпустило Управление по контролю за иностранными активами (OFAC), являющееся департаментом Минфина США. То есть до 23 октября 2018 года американцы могут продолжать работу с «Русалом» и его дочерними компаниями по контрактам, заключенным до 6 апреля 2018 года. При этом новые контракты заключать нельзя. Документом также предусмотрено, что вторичные санкции для партнеров «Русала» – нерезидентов США в этот период вводиться не будут. Вместе с тем, акции и облигации «Русала» инвесторы должны продать по-прежнему до 7 мая текущего года, как и было установлено изначально.

Как отметил С. Мнучин, четырехмесячный срок для завершения работы по контрактам с «Русалом» американским компаниям был дан ввиду того, что правительство США не намерено наказывать честных предпринимателей, чей бизнес зависит от сделок с «Русалом». По истечении данного срока Минфин США может принять решение о снятии санкций с компании.

На самом деле, как видится со стороны, американские власти предприняли попытку по отъему активов у российского предпринимателя, чтобы показать другим, что может стать и с их бизнесом, если они будут поддерживать «режим» Владимира Путина. Подтверждением этому может служить факт выдвижения О.Дерипаске определенных условий снятия санкций – требование о его уходе с позиции контролирующего акционера в компании и выход из совета директоров холдинга.

Переходя на личности

В настоящее время О. Дерипаска владеет «Русалом» через компанию En+, на балансе которой находится 48,13% акций «Русала». Несмотря на то, что данный пакет меньше контрольного (51%), акционеры «Русала» подписали соглашение о том, что назначать гендиректора и формировать совет директоров компании должен контролирующий акционер, которым является собственник доли в En+ от 40% и больше.

Помимо О.Дерипаски крупными акционерами «Русала» также являются Виктор Вексельберг и Леонард Блаватник. Их суммарная доля в En+ составляет 26,5%. Еще 8,75% – у Glencore через Amokenga Holdings, около 0,25% акций принадлежит менеджменту «Русала» и порядка 13,37% акций находится в свободном обращении, то есть торгуется на бирже.

Как рассказал журналу доктор экономических наук, руководитель Центра промышленных и инвестиционных исследований ИМЭМО РАН Владимир Кондратьев, американцы настаивают на избавлении от контролирующего акционера в «Русале» по ряду причин, в том числе нельзя исключать их намерения самим приобрести долю в компании.

«В правовой системе США и других англосаксонских стран нет контролирующих акционеров. Любой человек может купить акции компании на открытом рынке. Американцы целенаправленно ограничивают в правах акционеров, имеющих большую долю в капитале. Таким образом они уравнивают шансы участия в управлении компанией для всех акционеров, – говорит В.Кондратьев. – Это отлично для акционеров, но процесс принятия важных для компании решений при этом затягивается. Вместе с тем, в России все крупные компании имеют контролирующих акционеров, способных принимать решения за очень короткий промежуток времени».

В вопросе приобретения доли в «Русале» американцами, полагает В.Кондратьев, речь может идти о миноритарном пакете. Впрочем, от таких «партнеров» можно ожидать и большего – они, очевидно, могут замахнуться и на несколько миноритарных пакетов, например, взяв в оборот других российских акционеров – Вексельберга и Блаватника, и на активы других компаний.

«Даже в США такие вопросы решаются правительством. И если такое намерение есть, то правительство России будет решать, продавать ли долю в «Русале» и на каких условиях. К примеру, Китай позволяет покупать США долю в своих компаниях только при условии передачи технологий. Причем перечень технологий прописывается в договоре», – оценивает ситуацию представитель ИМЭМО РАН. Правительству в данном вопросе необходимо проявить жесткость, считает он.

Бизнес на политике

На встрече G20 в Вашингтоне 22 апреля Министр финансов РФ Антон Силуанов назвал действия США протекционизмом. Он напомнил, что санкции в отношении «Русала» негативно отразились на работе европейских компаний, работающих на рынке алюминия, при этом капитализация компаний США увеличилась. Как это еще можно расценить, если не лоббирование экономических интересов национальных производителей США под политическим предлогом борьбы с российским режимом, охарактеризовал ситуацию российский министр.

В.Кондратьев также отметил, что «Русал» попал в эпицентр мировой конкурентной борьбы, где американское руководство под прикрытием политических лозунгов ведет передел глобальных рынков в пользу своих производителей. «Администрация Трампа взяла курс на закрытие внутреннего рынка и резкое сокращение импорта. 1 марта были введены пошлины на импорт стали и алюминия – 25% и 10% соответственно. Под них попали многие сталелитейные компании Европы. Санкции в отношении «Русала» также направлены на поддержку американских производителей алюминия за счет снижения объемов производства в других странах», – пояснил он. То есть американцам выгоден возникший после введения санкций хаос на европейском рынке.

По мнению эксперта, сейчас в мировой экономике наблюдаются процессы, обратные глобализации – идет регионализация рынков и защита их от иностранных конкурентов. Об этом свидетельствует и статистика. Глобальный тренд заключается в том, что США и Евросоюз закрывают свои рынки для продукции из Китая, России, Бразилии и других развивающихся стран. «В связи с таким развитием событий «Русалу» следует искать новые рынки сбыта для своей продукции в развивающихся странах, а также наращивать внутренние поставки. Хотя последнее сделать довольно трудно, так как авиационная промышленность и машиностроение (основные потребители алюминия) в России развалены», – говорит В.Кондратьев.

Напомним, что в начале развития искусственно созданного американцами кризиса на рынке металлов в России обсуждалась идея создания государственного фонда алюминия, которому «Русал» мог бы продавать свою продукцию в отсутствии экспортного спроса. Однако Антон Силуанов заявил, что такая мера в качестве поддержки «Русала» правительством не рассматривается. Хотя не исключено, что какие-то другие меры государством все-таки будут приняты.

Государство поддержит

Президент РФ Владимир Путин в ответ на санкции США поручил правительству подготовить разные варианты поддержки попавших под санкции компаний, в том числе «Русала».

«Компаниям, которые находятся в санкционном списке, мы будем оказывать поддержку, помощь, направленную в первую очередь на сохранение рабочих мест, на сохранение производств, – заявил премьер-министр России Дмитрий Медведев на встрече с членами РСПП.

В свою очередь глава Минпромторга Денис Мантуров пообещал обеспечить предприятия, находящиеся под санкциями, оборотными средствами путем проведения целевых госзакупок. Речь шла о покупке за счет бюджета продукции «Группы ГАЗ». Также он не исключил выкуп государством доли О.Дерипаски в «Русале», но конкретики по этому вопросу пока нет, уточнил чиновник.

Глава РСПП Александр Шохин рассказал, что для нивелирования негатива от санкций планируется создать специальный банк на базе «Проминвестбанка», который будет предоставлять ликвидность для обслуживания долга «Русала». Размер долга оценивается в $7,6 млрд. При этом нужно иметь в виду, что на российских предприятиях «Русала» работает около 170 тыс. человек, а 80% выручки компании приносит экспорт.

На конец апреля список конкретных мер поддержки «Русала» правительством все еще не был оглашен. А 27 апреля стало известно, что О. Дерипаска согласился на условия американской стороны снизить долю ниже 50% и покинуть совет директоров, но в компании En+, которой принадлежит 48,13% «Русала» (этот вариант был выбран, видимо, потому, что напрямую Дерипаска не владеет «Русалом», но у него есть акционерное соглашение с российскими партнерами о контроле над компанией и представительстве в совете директоров). Кроме того, бизнесмен дал согласие на вхождение в совет директоров En+ новых независимых директоров.

Однако все это не устроило Минфин США. Ведомство напомнило свои предыдущие разъяснения по «Русалу» – компанию могут исключить из черного списка только через «лишение Олегом Дерипаской контроля над «Русалом» и отказом от него».

Несмотря на то что О. Дерипаска вместе с «Русалом» отчаянно отстаивает свои права и права компании на свободное ведение бизнеса по всему миру, ведет переговоры и консультации с американскими властями, эксперты не гарантируют, что после выполнения одних условий российскому олигарху не выставят новых и что санкции с компании полностью будут сняты.

Добавим, что помимо «Русала» в черный список попали и другие крупные российские компании, например «Газпром» и дочка «Ростеха» – компания «Рособоронэкспорт». Они также являются экспортно ориентированными и зависимыми от клиентов из США, ЕС и Японии. Пока данные компании не столкнулись с отказом контрагентов от закупок и продолжают отгружать продукцию на внешние рынки. «Газпром» даже привлек финансирование проекта Nord Stream-2 в европейских банках.

Но нельзя исключать того, что США могут применить вторичные санкции и, например, запретить японцам закупать российский газ, а ближневосточным и африканским странам – российское оружие. Напомним, что в СПГ-проекте «Сахалин-2», в котором контролирующим акционером является «Газпром», доля Mitsui & Co составляет 12,5%, Mitsubishi Corporation – 10%. По аналогии с «Русалом» японские компании также должны избавиться от владения этим активом и прекратить импорт газа.

Что в таком случае будет предпринимать российское государство – бесконечно выделять бюджетные средства на поддержку компаний, попавших под санкции, или все-таки найдутся более действенные рычаги противостояния санкционному давлению? О таких рычагах будет известно в середине мая, после первого чтения в Госдуме РФ законопроекта об ответных санкциях против США и иных государств. Но только время покажет, насколько они станут действенными.

Мировой рынок алюминия в 2017 году. Региональный срез

Совокупный объем выпуска алюминия в мире – 63,4 млн тонн (+5,8% к 2016 году).

Китай – 32,2 млн тонн (+1,9%).

Азия (за пределами Китая) – 3,9 млн тонн (+14,8%).

Восточная и Центральная Европа – 4 млн тонн (+0,5%).

Южная Америка – 1,4 млн тонн (+1,2%).

Страны Персидского залива – 5,1 млн тонн (+1,3%).

Северная Америка – 3,9 млн тонн (-1,9%).

Западная Европа – 3,8 млн тонн (-0,1%).

Австралия – 1,8 млн тонн (-7,8%).

Африка – 1,7 млн тонн (-0,8%).

Источник: данные компаний

Крупнейшие мировые производители алюминия в 2017 г.

Hongqiao (Китай) – 7,5 млн тонн.

US Rusal – 3,7 млн тонн.

Chalco (Китай) – 3,7 млн тонн.

Xinfa (Китай) – 3,7 млн тонн.

Rio Tinto – 3,6 млн тонн.

Emirates Global Aluminium (EGA) – 2,5 млн тонн.

State Power Investment Corporation (SPIC, Китай) – 2,4 млн тонн.

Alcoa (США) – 2,3 млн тонн.

East Hope (Китай)– 2,1 млн тонн.

Norsk Hydro (Норвегия) – 2,1 млн тонн.

Источник: данные компаний

Морские порты №3 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика