Беломорканал находит резервы развития - Морские вести России

Беломорканал находит резервы развития

13.06.2018

Речной транспорт

На содержании и обслуживании ФБУ «Администрация «Беломорканал» находится 3095,5 км водных путей, входящих в перечень внутренних водных путей, в том числе Беломорско-Балтийский канал (ББК) протяженностью 220 км. Навигация 2017 года на Онежском озере открыта 16 мая, на ББК – 20 мая, закрыта: – шлюзы №1-9 – 31 октября; шлюзы №10-19 – 30 октября; Онежское озеро –22 ноября.

Улучшая техническое состояние водных путей

Анатолий Серов, и.о. руководителя ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей»

В структуру Администрации входят филиалы:

– Сосновецкий район гидросооружений – занимается навигационно-гидрографическим обеспечением условий плавания и содержанием судоходных гидротехнических сооружений на трассе ББК от шлюза № 10 до шлюза № 19;

– Повенецкий район гидросооружений – занимается содержанием СГТС гидроузлов № 1-9 и навигационно-гидрографическим обеспечением условий плавания на трассе ББК от шлюза № 1 до шлюза № 10 и в южной части Онежского озера;

– Онежский район водных путей – занимается навигационно-гидрографическим обеспечением условий плавания на Онежском озере, реках Водле и Андоме;

– Бассейновый узел связи и радионавигации – занимается содержанием технологической связи и обеспечением УКВ-радиосвязью в бассейне.

Гидротехнические сооружения

В состав ББК входит 127 гидросооружений, в т.ч. 19 шлюзов, 13 плотин, 47 дамб, 13 водоспусков и другие сооружения, из них подлежат декларированию 72 гидросооружения. Суммарная протяженность канала 220,0 км.

Таблица. Основные показатели по пропуску судов через канал

2016 г.

2017 г.

%

Кол-во шлюзований, ед.

6100

6946

113,9

Кол-во прошлюзованных судов, ед.

7444

8915

119,8

В последние годы Администрация ведет большую работу по улучшению технического состояния и повышению уровня безопасности судоходных гидротехнических сооружений.

В результате комплексной реконструкции ежегодных ремонтов сооружений, проводимых в том числе силами эксплуатационного персонала, повысился уровень безопасности и техническое состояние шлюза №12, дамб №151, 154, 50, 79, 165, грунтовой плотины №31, водоспуска №132. Улучшилось техническое состояние с ограниченно работоспособного до работоспособного водоспусков №132 и №133.

В 2017 году завершилась комплексная реконструкция шлюза №9. Кроме того, Росморречфлотом выделена целевая субсидия на два больших проекта: капитальный ремонт водоспуска №134, входящего в состав гидроузла №9, и капитальный ремонт стен камеры шлюза №9. В результате гидроузел №9 в целом по результатам декларирования оценен как работоспособный с нормальным уровнем безопасности.

Начата разработка проекта капитального ремонта бетона голов шлюза № 3 с завершением в 2018 году. Реализация данного проекта позволит вывести шлюз из предаварийного технического состояния.

Выполнение текущих ремонтов гидротехнической части и механического оборудования Хижозерского гидроузла позволило повысить его техническое состояние до работоспособного, а уровень безопасности – до нормального.

В связи с тем, что финансирование комплексного проекта реконструкции гидросооружений Беломорско-Балтийского канала прекращено, не ведутся работы на шлюзе №18 (это последний объект третьего этапа) и на объектах 4-го этапа (шлюз №2 и шлюз №14).

Особое беспокойство вызывает состояние деревянной плотины №23, на которой продолжают развиваться процессы разрушения. В настоящее время проводится поддерживающий ремонт плотины и детальное обследование. По результатам обследования будут предложены варианты ремонта или реконструкции плотины.

Путевые работы

В навигацию 2017 года установленные гарантированные габариты судовых ходов были выдержаны. В связи с неблагоприятными погодными условиями (затяжная весна и позднее освобождение озер ото льда) выставление судоходной обстановки на некоторых участках Онежского озера и на трассах ББК происходило позже (от 2 до 10 дней).

В течение навигации:

– проводилась постепенная замена деревянных вех на пластиковые, для чего закупили вехи из полимерных материалов (из них 117 шт. речных и 11 – канальных);

– произведена закупка пластиковых буев (буй малый морской Н2 – 3 шт., буй ледовый Н2 – 4 шт.). Буи установлены на трассах с гарантированными габаритами в Онежском озере;

– был приобретен металлопрофиль для замены деревянных щитов навигационных знаков. В навигацию 2017 года произведена замена 56 щитов.

Для сокращения расходов на плановые объезды по контролю действия судоходной обстановки приобретены 62 фонаря с функцией удаленного мониторинга и закуплено информационно-коммуникационное оборудование для системы мониторинга. С навигации 2018 года фонари будут установлены на плавучую обстановку.

Флот

Для выполнения комплекса путевых работ в Администрации содержится специализированный флот. Всего по состоянию на 01.01.2018 на балансе находится 49 единиц флота, из которых 35 единиц самоходных и 14 несамоходных судов. Под наблюдением Российского речного регистра состоит 27 судов.

В 2017 году выполнен большой объем работ по ремонту технического флота Администрации. На сторонних предприятиях отремонтировано 12 судов.

В мае-сентябре 2017 года выполнен текущий ремонт т/х «Тайфун» проекта 758Б для возобновления класса судна с заменой главных двигателей.

Два путейских мотокатера типа МСП были практически полностью восстановлены после длительного отстоя на берегу.

Перевозка грузов и пассажиров

Основными видами перевозимых грузов в бассейне являются строительные и лесные грузы.

В навигацию 2017 года в бассейне перевезено 6276,4 тыс. тонн грузов, рост в общем объеме перевозок составил 15,2% к 2016 году. По номенклатуре перевезенные грузы распределяются следующим образом: строительные – 90,6%; лесные – 7,7%; прочие – 1,7%.

В портах и портопунктах Онежского озера обработано и перевезено 6113,4 тыс. тонн грузов, что составило 115,7% к 2016 году. Анализируя грузопотоки в по Онежскому озеру, следует отметить, что объем перевозок строительных грузов в 2017 году (5538,0 тыс. тонн) увеличился на 18,1% к 2016 году, по перевозкам лесных грузов (445,4 тыс. тонн) наблюдается небольшой спад – 92,1% к 2016 году, что обусловлено поздним очищением ото льда северной части Онежского озера и Беломорско-Балтийского канала и, соответственно, более поздним началом судоходства в бассейне, чем в 2016 году.

По переработке строительных грузов наилучшие показатели по сравнению с навигационным периодом 2016 года отмечены в портопунктах: Щелейки – 1262,9 тыс. тонн, рост на 25,8%; Ропручей – 1319,7 тыс. тонн, рост на 25,1%; Шала – 1413,2 тыс. тонн, рост на 40,2%. Небольшое снижение переработки строительных грузов, в пределах 12-28%, отмечено в портопунктах Хоугуя, Медвежьегорск и Уя-губа.

По переработке лесных грузов показатели выросли относительно 2016 года только в портопункте Шала на 26,6% – 149,47 тыс. тонн, по остальным грузополучателям (грузоотправителям) лесных грузов снижение составило от 5% до 40% к 2016 году, в том числе по портопункту Кондопога – 76,8% к 2016 году.

В границах ББК, включая трассу Валдай – Сегежа, перевезено 163,0 тыс. тонн грузов, что составило 79,7% к 2016 году. Значительно снизился объем отправлений лесных грузов из портопункта Валдай и составил всего 58,9% к 2016 г. Основным потребителем Валдайского леса является Сегежский ЦБК, поэтому грузооборот портопункта Сегежа снизился на 12,1% (124,2 тыс. тонн) по сравнению с 2017 годом.

Потенциал по развитию грузоперевозок:

1. Возможно восстановление судоходства на подходе к пункту Петровский Ям на Выгозере, что связано с созреванием леса на делянках, вырубленных 20-30 лет назад. Интерес к данной трассе проявляет Segezha Group, которая в 2017 году начала реализацию инвестиционного проекта модернизации на АО «Сегежский ЦБК». Проект рассчитан до 2018 года и предусматривает модернизацию целлюлозного завода, пуск в эксплуатацию новой бумагоделательной машины №11 и строительство новой котельной установки на биомассе по производству пара для технологических процессов комбината.

Благодаря инвестиционному проекту объем производства мешочной бумаги на Сегежском ЦБК вырастет на 40%. Увеличение грузопотока прогнозируется до 190 тыс. куб. м.

2. На Онежском озере наряду со строящимися (Уя-губа, Пухтинская губа) и уже эксплуатируемыми гидротехническими сооружениями, специализирующимися на отгрузке нерудных строительных материалов навалом (в основном в центральной и южной части западного берега Онежского озера), стоит отметить и возобновление работы по обработке нерудных строительных материалов навалом и обслуживанию пассажирских судов в п. Повенец (ООО «Порт Повенец»). ООО «Порт Повенец» в навигацию 2015 года обслуживало маломерный флот – более 30 судозаходов; в навигацию 2016 года: перевалка сыпучих строительных материалов – 25 тыс. тонн, обслуживание пассажирского туристического флота – более 10 судозаходов, обслуживание маломерного флота – более 40 судозаходов; в навигацию 2017 года: перевалка сыпучих строительных материалов выросла до 55 тыс. тонн, обслуживание туристического флота, крупнейших туристических операторов, обслуживание маломерного флота. Тот же оператор организовывает зимоотстой, проводит мелкий судовой ремонт.

В планах организации: увеличение погрузо-разгрузочных работ мощностью до 500 тыс. тонн в навигацию 2018 года; строительство системы временных причалов для обслуживания маломерного флота; строительство комплекса по приему с судов хозфекальных и нефтесодержащих отходов.

В 2017 году пассажироперевозки по Онежскому озеру выросли на 24,3% к 2016 году и составили 102,7 тыс. человек. Количество судозаходов туристических судов на о. Кижи составило 563 единицы – это 121,1% к 2016 году, в Петрозаводск выполнено 72 судозахода, что меньше на 1,4% относительно 2016 года.

Объемы туристических перевозок пассажиров по Беломорско-Балтийскому каналу в 2017 году снизились незначительно (95,9% к 2016 году), при этом количество рейсов туристических судов не изменилось. Туристическими судами выполнено 20 рейсов, перевезено 2,8 тыс. пассажиров.

Местные пассажирские перевозки по бассейну снизились на 18,6%, за навигационный период 2017 года на местных направлениях перевезено 70,7 тыс. пассажиров.

В рамках работы по обеспечению реализации комплекса мер, направленных на развитие водного туризма в бассейне до 2020 года, с участием Администрации бассейна при Министерстве культуры Республики Карелия создана и действует межведомственная рабочая группа по вопросам развития водного туризма в Беломорско-Онежском бассейне ВВП. Основной целью группы является работа по проведению инвентаризации гидротехнических сооружений (включая малые, руинированные, частично сохранившиеся), которые могут быть использованы для развития водного туризма. Рабочей группой рассмотрены и определены основные направления пассажиропотока в бассейне, основные узловые пункты перераспределения между разными видами транспорта и обладающие потенциалом к его увеличению в обозримом будущем, но требующие дополнительного финансирования. Такими пунктами определены:

– п. Беломорск – основной пассажиропоток на о. Соловки. Узловой пункт по перенаправлению пассажиров с железнодорожного, автомобильного и внутреннего водного транспорта на морской и обратно;

– п. Шала – возможно увеличение потока туристов в Водлозерский национальный парк и комплекс исторических карельских деревень на побережье Онежского озера. Узловой пункт по перенаправлению пассажиров с автомобильного транспорта на внутренний водный.

Музей-заповедник «Кижи» к 2019 году планирует завершение реконструкции церкви Преображения Господня, в связи с чем высвобождаются мощности грузового причала. После дооборудования причал можно использовать для обслуживания пассажирских судов, эксплуатируемых как на местных, так и круизных маршрутах, увеличив тем самым посещаемость на остров Кижи.

Краткие итоги первой пятилетки (2012-2017)

В 2017 году инспекция государственного портового контроля на внутренних водных путях РФ разменяла второе пятилетие, что без преувеличения позволяет провести обоснованный анализ работы как самой службы, так и тот эффект, который она произвела на отрасль.

Константин Тимонин, первый заместитель руководителя – капитан Беломорско-Онежского бассейна ВВП

Основные моменты: во-первых, признание самой структуры отраслью как действенного инструмента в общем механизме обеспечения безопасности судоходства; во-вторых, то, что инспекция не превратилась в «младшего брата» по отношению к коллегам из морских портов и вкладывает свою долю в общий процесс развития российского флота на паритетных началах; в-третьих, структура весьма гармонично реализовалась в рамках тех инноваций, которые были осуществлены на ВВП РФ в 2012 году.

Стоит особо отметить и то, что сама идея введения института капитанов бассейнов ВВП и создание инспекции государственного портового контроля на ВВП не только не носит некоего соревновательного характера, связанного с вопросами преемственности в системе контрольно-надзорных структур в области внутреннего судоходства, сколько являет собой новый подход к обеспечению безопасности последнего при неизменном сохранении самих конечных целей данного направления отрасли.

Оценка результатов

В навигацию 2017 года была произведена 241 инспекция судов, что практически находится на уровне государственного задания. Количество инспекций, в ходе которых были выявлены нарушения обязательных требований как впервые, так и остающиеся от предыдущих инспекций, находится на уровне 75% и 17% к общему количеству инспекций соответственно, с общим количеством инспекций с выявленными нарушениями на уровне 92%. В 10 случаях выявленные нарушения обязательных требований повлекли за собой временное задержание судна.

Интенсивность проведения проверок в течение навигации не является величиной постоянной и зависит в большей степени от интенсивности судоходства. На приведенных ниже диаграммах четко прослеживается тренд резкого увеличения практически всех показателей работы инспекции с первой декады мая и до третьей декады июля, с последующим медленным снижением показателей. Данный момент вполне объясним ростом судоходства с момента освобождения судоходных трасс ото льда и до падения активности пассажирских перевозок как на внутренних линиях, так и на круизных маршрутах во второй половине августа – первой половине сентября, а также снижением транзита грузового флота ввиду перехода всей акватории Онежского озера в разряд «М» с 1 октября.

Общее количество выявленных в ходе инспекций нарушений коррелируется как с общим количеством проведенных инспекций, так и со средним количеством выявленных нарушений за одну инспекцию. Данная ситуация отражает отсутствие значительных девиаций практически по всем параметрам инспекций и охарактеризована тем, что наибольшее количество выявленных нарушений обязательных требований приходится на более ранние периоды навигации, после ввода флота в эксплуатацию после зимнего отстоя/ремонта, с понижением данного показателя во второй половине навигационного периода, когда большинство нарушений обязательных требований, выявленных при ранних инспекциях, устранены.

Рис. 1. Статистика по временным задержаниям судов за 2012-2017 гг.

Рис. 2. Статистика по временным задержаниям судов в 2017 г.

Анализ самих выявленных нарушений обязательных требований показывает то, что наибольшее количество нарушений зарегистрировано в категории «Безопасность в целом» (32%). Данное обстоятельство больше указывает на то, что эта категория нарушений охватывает наибольшее количество аспектов инспекции. Далее, по ниспадающей, идут нарушения в категориях: «Спасательные средства» (15,0%), «Грузовая марка» (9%), «Судовые свидетельства и документы» и «Предотвращение загрязнения нефтепродуктами» (7%), «Экипаж» и «Навигация» (5%), «Свидетельства и документы по СУБ» и «Средства борьбы с пожаром» (4%). Нарушения из этих категорий составляют 92% всех выявленных нарушений.

Рис. 3. Среднее количество выявленных нарушений обязательных требований в расчете на одну проведенную инспекцию в 2017 г.

Рис. 4. Статистика инспекций судов в 2017 г.

Анализ показателей работы

Общее количество инспекций, проведенных за 2012-2017 гг., находится на среднем уровне 260, по сравнению с чем показатели 2017 года показывают снижение на 7%. Количество же выявленных нарушений находится на уровне 75% к среднему показателю 2012-2017 гг. Стоит также отметить и то, что сокращение количества нарушений наблюдается практически по всем категориям. Существенное сокращение количества нарушений отмечено в категориях «Судовые свидетельства и документы» на (4%) и «Средства борьбы с пожаром» на (15%). Данные изменения отражают тенденцию к более ответственному подходу судовладельцев к исполнению требований, установленных законодательством в области безопасности судоходства.

Морские вести России №6 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика