Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий - Морские вести России

Основная цель – развитие инфраструктуры и внедрение передовых технологий

05.06.2018

Речной транспорт

Общая протяженность внутренних водных путей Обского бассейна составляет 7245,0 км, из которых в навигацию 2017 года судоходной обстановкой обслуживались 3827 км, в том числе участки с гарантированными габаритами на протяжении 3284 км. Освещаемая обстановка действовала на участке 2429 км, светоотражающая – на 1266 км.

В 2017 году на участке Оби от Барнаула до Камня-на-Оби было увеличено значение гарантированной глубины судового хода с 140 до 150 см. В бассейне 37 обстановочных бригад осуществляли обслуживание 7342 навигационных знаков, при этом протяженность участка пути, обслуживаемого одной бригадой, в среднем по бассейну составляла 103,4 км.

Увеличение пропускной способности водных путей

Дноуглубительные работы на плесах бассейна в навигацию 2017 года выполняли 7 земснарядов и 1 плавучий кран общей технической производительностью 7640 м3/час. В ходе транзитных дноуглубительных работ было извлечено 4530,1 тыс. м3 грунта на 68 перекатах.

Сергей Павлушкин, руководитель ФБУ «Администрация Обского БВП»

В целях развития судовых ходов на р. Чулым Томской области на участке г. Асино – с. Центрополигон протяженностью 336 км выполнен дополнительный комплекс путевых работ, при этом дноуглубление составило 27,4 тыс. м3 грунта.

Траления судовых ходов на площади 409,1 км2 в навигацию 2017 года были выполнены восемью специализированными бригадами и обстановочными судами.

На участках водных путей бассейна мониторинг и контроль за русловыми переформированиями осуществлялись семью изыскательскими русловыми партиями, которыми было сделано 328 съемок перекатов, 89 планов прорезей и 11 972,1 погонного километра промеров.

Новосибирским судоходным шлюзом за навигацию проведено 478 шлюзований, прошлюзовано 606 судов. Исходя из данных за навигационные периоды 2015-2016 годов, мы наблюдаем тенденцию к росту использования судовладельцами судоходных гидротехнических сооружений.

В навигацию 2017 года Администрация продолжала деятельность в рамках «Соглашения о сотрудничестве в сфере реализации проекта развития транспортной инфраструктуры внутреннего водного транспорта в границах Алтайского края Обского бассейна внутренних водных путей». Взятые Администрацией обязательства по поддержанию на внутренних водных путях Алтайского края повышенной глубины судовых ходов 140 см при гарантированной 110 см в течение 110 суток были выполнены в полном объеме.

Для этого было введено в эксплуатацию 4 земснаряда, которые произвели дноуглубительные работы объемом 1259,8 тыс. м3 на 35 перекатах рек Катунь и Обь.

Реализация соглашения позволила интенсифицировать объем перевозки грузов речным транспортом в границах Алтайского края по сравнению с 2016 годом на 18,8% и увеличить на 20,4% грузооборот по водным путям Алтайского края.

В результате выполнения комплекса путевых работ и использования благоприятных гидрологических условий в минувший навигационный период срывов гарантированных глубин при уровнях воды выше проектных отметок не отмечено, а транспортных происшествий по вине работников пути не было допущено.

Грузо- и пассажироперевозки по бассейну в 2017 году

Общий объем перевозок грузов в бассейне в навигацию 2017 года составил 5297,6 тыс. тонн.

В структуре перевозок преобладали минерально-строительные грузы – 4287,0 тыс. тонн (81,1% от общего объема), наливные (сжиженный газ, нефтепродукты) – 178,01 тыс. тонн, лес – 85,4 тыс. тонн, прочие грузы – 747,2 тыс. тонн.

Всего в 2017 году на грузовых линиях Обского бассейна работало 50 судоходных компаний и 40 индивидуальных предпринимателей. За отчетный период в процессе перевозки и перегрузки грузов было задействовано 297 единиц самоходного флота, 708 – несамоходного флота, было осуществлено 3163 груженых рейса. В целом объемы грузоперевозок на уровне навигации 2016 года.

Проводя анализ перевозок по роду груза, можно увидеть увеличение объемов при перевозке леса в 2,5 раза – 85,4 тыс. тонн (2016 год – 34,3 тыс. тонн), наливного на 24% – 178,0 тыс. тонн (2016 год – 143,3 тыс. тонн); при перевозке минерально-строительного груза прослеживается снижение на 4,2% – 4287,0 тыс. тонн (2016 год – 4466,0 тыс. тонн).

Несмотря на то, что габариты судового хода позволяли загружать подвижной состав до нужной осадки, судоходным компаниям не удалось выполнить план по перевозкам минерально-строительных грузов на некоторых участках, таких как р. Катунь (Бийский гравийно-песчаный карьер – устье р. Бия), р. Обь (г. Камень-на-Оби – с. Малетино), р. Обь (устье нижнего подходного канала – устья Томи). В итоге общий план грузоперевозок по бассейну на 2017 год не был выполнен на 4,6%. По предоставленным данным основными судовладельцами в феврале на Общественном совете бассейна он составил 5,6 млн тонн груза.

Пассажирские перевозки – это прогулочные рейсы в черте городов, пригородные рейсы (социально значимые маршруты, работа паромных переправ). Перевозки пассажиров вели 22 судоходные компании и 10 индивидуальных предпринимателей.

Всего на пассажирских маршрутах перевезено 1 097 108 человек, в том числе на пригородных (социальных) маршрутах – 79 749 человек, прогулочных – 319 785 человек. Основным видом остаются транспортные (паромные переправы), где перевезено 656 729 человек. В 2017 году было выполнено 3 прогулочных (круизных) рейса т/х «Ремикс» по направлению Новосибирск – Салехард с 134 туристами на борту.

На Новосибирском водохранилище спросом пользовались рейсы Речной вокзал – с. Бурмистрово (туры выходного дня). В Томской области работала скоростная линия с. Каргасок – с. Колтогорск, по которой перевезено 5660 человек.

Планы на 2018 год

В соответствии с государственным заданием на навигацию 2018 г. в качестве показателя, характеризующего качество работы по содержанию внутренних водных путей и обеспечению безопасности судоходства, установлено 483 699,0 километро-дня действия судоходной обстановки; показатель объема работ – 7245 км общей протяженности водных путей, обслуживаемых Администрацией.

Планирование объемов путевых работ производится с учетом следующих основных факторов:

– показателей и их значения качества услуги;

– анализа состояния участков пути, представляющих затруднения для судоходства;

– объема субсидии для выполнения государственного задания, от которого в первую очередь зависит количество приобретаемого дизельного топлива.

С 2018 года на более ранние даты изменены сроки открытия и закрытия работы средств навигационного оборудования на реках в границах Алтайского края и на реке Васюган.

Для подготовки к навигации 2018 года осуществляется ремонт 126 судов, из которых 4 ремонтируются на судоремонтных предприятиях, а 122 – собственными силами.

Работы по тралению, дноочищению и русловым изысканиям будут выполнены в объемах, необходимых для обеспечения безопасности судоходства.

В преддверии навигации проведена оптимизация протяженности обстановочных участков – это снизит количество обстановочных бригад на 3 единицы.

Планируемый объем транзитного дноуглубления 2,45 млн м3 грунта на 40% ниже объема дноуглубления, выполненного на основных судовых ходах в навигацию 2017 года.

На участке Оби (устье нижнего подходного канала Новосибирского шлюза – остановочный пункт Соснино) предполагается извлечь 1,5 млн м3 грунта. Однако этого объема недостаточно. Согласно отчету НИР «Обоснование объемов дноуглубления на ВВП Сибири и Дальнего Востока» в 2014 году, объем дноуглубительных работ должен быть больше в 3 раза.

Проведя анализ снегозапасов в бассейне Оби по состоянию на март за период 2011-2018 годов, а также учитывая количество осадков в феврале-марте, можно с высокой долей вероятности предположить, что навигация 2018 года окажется ниже средней по водности.

Современные технологии для путевых работ

Решение проблемных вопросов по увеличению пропускной способности внутренних водных путей и повышению безопасности судоходства, развитию необходимой инфраструктуры, внедрению передовых технологий при производстве путевых работ – основные цели, которые ставят перед собой путейцы Обского бассейна. И положительные результаты по этим направлениям уже имеются.

Ведется работа по переходу на береговые знаки из полимерных материалов и металлического проката. В 2017 году установлено 27 знаков, в 2018 году планируется установить 65. Ожидаемые эффекты: лучшая видимость, долговечность, снижение трудозатрат при обслуживании.

Современные системы позиционирования дноуглубительных снарядов на прорези обладают дистанционным контролем, повышают эффективность, снижая затраты времени операций, и выбирают оптимальный режим грунтозабора. Подобные системы позиционирования установлены и эксплуатируются на трех земснарядах.

В 2017 году был приобретен резинотканевый плавучий рефулер. Результаты подтвердили расчеты снижения затрат на его содержание и эксплуатацию по сравнению с металлическим.

Мастерами пути успешно применяется судовой обстановочный комплекс (СОК). Он позволяет собирать и обрабатывать навигационную и гидрографическую информацию в целях анализа состояния судовых ходов и контроля местоположения средств навигационного оборудования. СОК оснащены три судна и один теплоход.

Промерные программно-аппаратные комплексы (ПО «Дельта-П») производства ЗАО «Транзас» успешно собирают данные для создания и обновления навигационных электронных карт. Комплексами укомплектованы все семь изыскательских русловых партий Администрации. Планируется дальнейшее оснащение судов технического флота комплексами СОК и СКУП.

Гидролокатор бокового обзора Sport Scan дает возможность визуально оценивать состояние линейных и точечных подводных сооружений (дюкеры, оголовки водозаборов, водовыпуски). С его помощью можно своевременно определить местоположение и характер подводного препятствия и в дальнейшем передать информацию обстановочной или тральной бригаде.

В 2017 г. Администрацией принято оборудование для двух контрольно-корректирующих станций (ККС). В 2018-м планируется развертывание и ввод в эксплуатацию оборудования ККС в границах Барнаульского и Томского районов водных путей и судоходства.

В 2017 г. приобретены 133 фонаря, выполненных на базе навигационного фонаря БЭПА-8М с дополнительным модулем дистанционного мониторинга, который позволяет дистанционно в режиме реального времени отслеживать и оценивать текущее положение конкретного плавучего знака, а также снос, крен, заряд батареи и т.д.

В навигацию 2018 г. планируется установка данных фонарей на участках Новосибирского водохранилища и Оби. Это скорректирует количество объездов участков обстановочными бригадами, при этом повысив качество содержания навигационной обстановки.

Реконструкция Новосибирского судоходного шлюза

Для обеспечения безопасности судоходства Росморречфлотом было принято решение о включении мероприятия «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)» в ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)». Проектной документацией предусмотрена замена монолитного крепления нижнего подходного канала.

Длина крепленой части канала составляет 3350 м, откос правобережной дамбы – 1810 м, левобережной – 1540 м. Дно канала имеет отметку 88,30 и ширину не менее 40 метров. Заложение откосов 1:3.

Для крепления подводной части откосов канала применяется бетонирование с помощью матов Incomat Flex толщиной 20 см. Incomat Fleх – гибкие маты, используемые при больших гидростатических нагрузках, с гидравлической фильтрующей стабилизацией и водопроницаемостью, двухосной гибкостью, стабильной укладкой и большим весом. Их можно укладывать как под водой, так и над водой. Верхние ряды крепления откосов выполняются из монолитного железобетона. Общая площадь карт бетона, выполняемых с помощью системы Inkomat, равна 23 450 м2. Площадь крепления откосов последующими рядами монолитного железобетона составляет 66 400 м2.

В июне 2017 года завершились работы по предыдущим этапам мероприятия «Реконструкция Новосибирского шлюза, второй этап реконструкции (реконструкция подходного канала и ворот)»: заменены четыре комплекта ворот общим весом около 600 т, штрабной бетон общим объемом 325 м3, электрооборудование и системы управления судопропуском, приводы ремонтных ворот нижней головы шлюза, смонтировано 6 новых гидростанций гидроподъемников рабочих затворов водопроводных галерей.

Полностью реконструирована система управления технологическим процессом. Сегодня управление шлюзом осуществляется в цифровом формате. Оператор имеет полный обзор по видеонаблюдению заходящего или выходящего судна. Частотные преобразователи, установленные в системе управления, обеспечивают плавную работу всех механизмов, что значительно снижает износ механических деталей и отдельных конструкций шлюза. В зависимости от потребности с большей интенсивностью судопропуска через шлюз можно использовать несколько режимов его работы.

После завершения реконструкции шлюза будет обеспечен стабильный судопропуск даже при значительном росте объема перевозок.

Заключение

Прошедшая навигация обозначила немало проблем. Вместе с тем цели, поставленные перед Администрацией, были полностью достигнуты.

Снижение объемов дноуглубительных работ в навигацию 2018 года по сравнению с предыдущим годом приведет к значительным проблемам по поддержанию гарантированных габаритов в течение всего навигационного периода даже при средней водности, решить которые в рамках запланированных объемов дноуглубления будет довольно затруднительно. В свою очередь это потребует полной самоотдачи от каждого из нас.

Допущенные нарушения анализируем совместно

Навигация в 2017 году началась позднее, нежели в прошлом году, поэтому проверки судов инспекцией ГПК стартовали 17 апреля. При этом проведено их за отчетный период 987, тогда как в прошлом году 966. По итогам проверок выявлено 2130 нарушений (1365 в прошлом году), задержано 150 судов (93 в 2016 г.). Проверены 83 пассажирских судна (89 в прошлом году), выявлено 121 нарушение (91 в 2016 г.), задержано 5 судов (3 в 2016 г.).

Андрей Фомин, первый заместитель руководителя - капитан Обского бассейна ВВП

Увеличение количества инспекций в минувшую навигацию связано с работой службы ГПК в выходные и праздничные дни по проведению проверок судов, находящихся в эксплуатационной готовности. Особо хотелось бы отметить наше сотрудничество с АО «Томская судоходная компания», экипажи судов которой по мере приближения сроков проверок добровольно предъявляют их к осмотру инспекторам портконтроля.

Настойчивость как профессиональное соответствие инспектора

К сожалению, в нашем бассейне хватает и недобросовестных судовладельцев, которые из года в год нарушают закон, все свои огрехи, промахи, упущения стараясь спрятать любыми путями от глаз инспектора, не понимая, что выходить на неподготовленном судне в рейс означает серьезный риск как для экипажа, так и для других людей.

Например, ООО «Колпашевский речпорт» (задержаны все суда из 31 проверенного), ООО «Александровский грузовой терминал» (задержано 27 судов из 29 проверенных), ООО «ТомскТрансАвто (задержано 24 судна из 45 проверенных).

Основные причины задержаний – отсутствие судовых документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ, а также несоответствие систем и механизмов судов техническим требованиям, что является основанием для временного задержания. Материалы по всем задержанным судам отправлены в Обское УГРН Ространснадзора и соответствующие транспортные прокуратуры.

Необходимо отметить и факт того, что в минувшую навигацию продолжились случаи противодействия судовладельцев и судоводителей исполнению должностных обязанностей инспекторами ГПК. Например, был запрещен доступ инспекторов портконтроля на суда «Отважный» и «БМ-23» ООО «Колпашевский речпорт». Экипажи саботировали требования инспекции предоставить документы, например, на судах «КПЛ-711», «ПКТ-68», «Фрегат-2», «Фрегат-4».

Некоторые судовладельцы в деле нарушения закона пошли еще дальше, закрашивая на бортах названия и идентификационные номера, что затрудняет их идентификацию и, соответственно, лишает капитана бассейна возможности выдать приказы на проведение проверок. В этом замечено в первую очередь ООО «Новосибирская судоходная компания».

Для предотвращения подобных нарушений законодательства на основании решения совместного совещания по безопасности судоходства между Администрацией и Обским УГРН Ространснадзора от 05.04.2017, а также решения межведомственной рабочей группы по безопасному и бесперебойному функционированию транспорта от 27.04.2017 проведены 3 совместных рейда по проверкам судов в зоне ответственности Томского и Колпашевского районов водных путей и судоходства.

Кроме того, поводом для проведения совместных проверок стало обращение Администрации в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру, Следственное управление на транспорте СК РФ, а также в Управление на транспорте МВД РФ по СФО о противоправной деятельности ООО «Колпашевский речпорт» по перевозкам опасных грузов (сжиженный природный газ).

Активно в этом направлении работало и Обское УГРН Ространснадзора. Как результат, в августе 2017 года в Колпашевскую инспекцию ГПК с просьбой ограничить количество проверок судов и обещаниями привести работу флота организации в рамки правового поля обратился представитель ООО «Колпашевский речпорт». Безусловно, проверки были продолжены, но хочется отметить, что по состоянию на сегодняшний день внеплановое освидетельствование прошел ряд несамоходных и самоходных судов организации. Все это дает определенную уверенность на улучшение ситуации в компании.

С самого начала навигации 2017 года велась работа по выявлению судов, которые за все время существования портконтроля не попали в сферу его деятельности либо проверки на которых были единичны. Трудность ситуации в том, что в основной массе это либо прогулочные суда, периодически появляющиеся на водных путях в отличие от транспортного флота, либо это суда, осуществляющие деятельность в труднодоступных удаленных местах. Отследить, а тем более проверить их не всегда представляется возможным. Тем не менее к завершению навигации выявлены и проведены проверки в отношении 23 таких судов, на которых выявлено свыше 100 нарушений, 14 судов задержаны. Материалы по всем выявленным нарушениям направлены в компетентные органы. Работа в этом направлении будет продолжаться и впредь.

Контроль безопасности

В период летнего сезона отпусков и детских каникул был усилен контроль за обеспечением безопасной перевозки детей к местам отдыха и обратно. Кроме того, проводились проверки судов, на которых перевозились организованные группы детей, в том числе проверялась готовность экипажей судов к действиям в нештатных ситуациях.

– При проведении проверок судов в рамках госпортконтроля уделялось внимание соблюдению норм пассажировместимости судов. Грубых нарушений выявлено не было.

В межнавигационный период 2017-2018 гг. для снижения аварийности в предстоящую навигацию инспекторы в пунктах зимнего отстоя судов проводили встречи с судоводителями и судовладельцами, на которых совместно анализировали допущенные нарушения обязательных требований в навигацию прошлого года.

По итогам навигации-2017 в Администрации прошел ряд расширенных совещаний по безопасности судоходства с привлечением судовладельцев. Аналогичные выездные совещания были проведены в ноябре в Томске и Барнауле. Кроме того, в марте 2018 года в Томске, Колпашево и Каргаске прошли совещания с максимальным привлечением судоводителей судоходных компаний. На них с участием представителей Ространснадзора, Речного регистра были рассмотрены:

– Анализ работы государственного портового контроля в 2017 году.

– Изменения в законодательство, регулирующее деятельность ВВТ, вступившие в силу с 01.01.2018. Порядок проведения проверок на судах в рамках ГПК.

– Анализ выявленных нарушений обязательных требований при проверках судов службой ГПК в границах Обского бассейна.

– Аварийность в Обском бассейне за 2017 год.

– Изменения в Правила РРР. Готовность флота к навигации 2018 года по бассейну.

– Обеспечение безопасности судоходства в 2018 году в границах бассейна.

В навигацию 2017 года продолжалась интенсивная работа по регистрации судов. Всего службой регистрации принято заявлений на регистрацию 420, в т.ч. по маломерным судам – 19.

Всего обработано входящей/исходящей корреспонденции 1066/1008 (ответов, сведений, выписок и т.п.), в т.ч. оформлено 318 выписок по 442 судам.

Выдано:

– свидетельств о праве собственности на судно – 123.

– свидетельств о праве плавания под государственным флагом РФ – 126, в т.ч. 1 дубликат.

– судовых билетов – 44.

Зарегистрировано ограничений (обременений) прав (ипотека, аренда судна) 140 судов.

Совершено 155 действий по регистрации права (в т.ч. прекращение права) собственности, оперативного управления, хозяйственного ведения.

Внесено 100 изменений в Государственный судовой реестр.

Оказано 688 регистрационных услуг на сумму 1 788 483 руб.

Документарная база

Среди проблемных вопросов – отсутствие единого регламента по регистрации судов, прав на них и сделок с ними; устаревшие Правила государственной регистрации судов, утвержденные приказом Министерства транспорта РФ от 26.09.2001 № 144 в связи с изменениями в законодательстве РФ (Гражданский кодекс РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ и т.д. и т.п.), а также утратой силы некоторых нормативно-правовых актов. Отсутствие Правил учета плавучих объектов.

За 2017 год квалификационной комиссией по дипломированию членов экипажей судов внутреннего плавания проведено 50 заседаний, в том числе 9 выездных в Барнауле, Томске, Колпашево и селе Каргасок. Выданы дипломы 545 специалистам, из них 103 человека командного состава флота (172 диплома) и 442 – рядового состава (выдано 795 квалификационных свидетельств). Квалификационные испытания для получения подтверждений к дипломам прошли 115 человек, выдано 231 подтверждение.

После повышения квалификации на курсах при ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет водного транспорта» в бассейновой комиссии по аттестации исполнительных руководителей и специалистов по обеспечению безопасности судоходства прошли аттестацию 18 человек, по обеспечению безопасной эксплуатации судов (СУБ) – 8. Оформлено 101 удостоверение личности моряка и 2 мореходные книжки.

Морские вести России №5 (2018)

ПАО СКФ
IV ежегодная конференция ежегодная конференция: «SMART PORT: ЭФФЕКТИВНОСТЬ, БЕЗОПАСНОСТЬ, ЭКОЛОГИЧНОСТЬ»
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

12.03.2024

Транспортная политика

28.02.2024

Транспортная политика

30.01.2024

Транспортная политика