На Волге растет качество водных путей

Речной транспорт
На Волге растет качество водных путей

В соответствии с государственным заданием в навигацию 2017 г. для судоходства в Волжском бассейне были открыты 3997,6 км водных путей, из них с гарантированными габаритами 3189,6 км. В целом на эксплуатируемых участках водных путей работало 34 обстановочные бригады. На водных путях бассейна было задействовано 4190 навигационных знаков, в том числе 1293 береговых и 2897 плавучих (2/3 плавучих и 1/3 береговых). Освещалось 2589 знаков. В среднем на километр судового хода приходился один знак. Средняя продолжительность действия обстановки в целом по бассейну составила 209 суток (плюс 2 суток к уровню 2016 г.), в том числе с освещаемой обстановкой 223 суток (плюс 6 суток к уровню 2016 г.), с неосвещаемой обстановкой 173 суток (плюс 1 сутки к 2016 г.), с отражательной – 200 суток (плюс 3 суток к 2016 г.). Отмечалось, что навигационная обстановка в бассейне содержалась до прогнозных дат окончания навигации, установленных в «Перечне судовых ходов в навигацию 2017 г.».

Судоводителям улучшили условия

Дмитрий Бессмертный, руководитель ФБУ «Администрация Волжского бассейна»

Для производства транзитных землечерпательных работ были задействованы 9 земкараванов, которые извлекли 4 млн 487 тыс. кубометров (плюс 44% к 2016 г.).

На русловых изысканиях использовалось 8 русловых партий, которые выполнили на транзите 11,5 тыс. км промеров (плюс 15% к 2016 г.).

В 2017 г. протяженность водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, увеличилась на 20 км: по р. Самаре (переведена из 7-й в 6-ю категорию) и на 63 км участок дельты Волги – протока Гандурино (участок переведен из 7-й в 3-ю категорию). Кроме того, на 14 км участка дельты Волги в рукаве Бузан увеличена гарантированная глубина до 380 см.

За последние семь лет были переведены с повышением категории водные пути:

– в 2011 году произошло изменение категории на подходе к Ахтубинску, примыкающему к Волге (из 6-й в 4-ю категорию);

– в 2011 году произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, на 14 км. Это участок дельты Волги – рукав Бузан (из 6-й в 1-ю категорию);

– в 2012 году произошло увеличение протяженности водных путей, обслуживаемых судоходной обстановкой, на 16,3 км. Это участки Нижней Волги (из 7-й в 3-ю категорию) – дополнительные судовые ходы в районе Волгограда.

Проведение комплекса работ, несомненно, сказалось на улучшении условий работы судоводителей и не осталось ими незамеченными. В последние годы перевод участков в категории с улучшенными условиями для судоходства стал более динамичным. Это является реальным результатом выполнения государственной программы, цель которой – улучшение качественных показателей внутренних водных путей. В рамках этой большой многоуровневой работы для нужд путевого хозяйства бассейна было приобретено новое современное оборудование: в 2015 году 215 буев; 59 плавучих знаков судоходной обстановки в 2017 году, выполненных из полимерных материалов, а также 267 навигационных фонарей с системой дистанционного мониторинга в прошлом году. Кроме того, в 2018 году будет приобретено 174 буя из полимерных материалов. Преимуществ у новых фонарей у полимерных перед старыми металлическими немало, но в случае наезда судна они не подлежат ремонту. Призыв путейцев бережно относиться к новому оборудованию на судовом ходу был принят судоводителями с пониманием.

Гидрологические условия навигации в 2017 г. были хорошими. К примеру, на участке Городец – Балахна гарантированная глубина 350 см выдерживалась в течение 178 дней, что на 11 дней больше, чем в 2016 г. На Нижней Волге наблюдались повышенные расходы воды до 15 августа, а по сравнению с 2016 г. расход воды 9 тыс. куб. м был на 63 дня больше. И после окончания навигации уровни воды на регулирующих водохранилищах были выше, чем в 2016 г.: по Рыбинскому – на 93 см, на Куйбышевском – на 154 см.

В 2017 г. по результатам двух инспекторских осмотров было зарегистрировано 15 замечаний по навигационным знакам, обслуживаемым филиалами Администрации Волжского бассейна, и 221 замечание по навигационным знакам, обслуживаемым владельцами подводных и надводных переходов. По всем этим случаям специалистами филиалов своевременно направлялись письма владельцам с просьбой устранить замечания.

В прошедшую навигацию судоводители не допустили ни одного транспортного происшествия, связанного с повреждением судами и составами гидротехнических сооружений. И несмотря на явное снижение количества случаев транспортных происшествий (на 49%), полностью избежать их не удалось. В Волжском бассейне был зафиксирован 21 случай, среди которых было 3 аварии и 11 инцидентов. Более дисциплинированными в прошедшую навигацию проявили себя владельцы маломерного флота. Число происшествий, связанных с их судами, уменьшилось с восьми до трех.

Анализируя итоги работы в навигацию-2017, мы отмечаем рост объема перевезенных грузов (более 40 млн т, плюс 22,5%), на 50-40% выросли перевозки лесных, зерновых, на 17,4% – серы. Хорошая водность, содержание водных путей, отвечающее нормативам стандартов, добросовестная работа флотских коллективов, поддержанных береговым сервисом, флотская солидарность стали залогом успешной навигации в Волжском бассейне.

Важной составной в деятельности Администрации бассейна стала работа по проектированию Нижегородского низконапорного гидроузла. В проекте бюджета РФ заложено порядка 43,5 млрд рублей на строительство этого транспортного объекта. С его вводом на мелководном участке реки Нижний Новгород – Городец будут сняты ограничения по грузо- и пассажироперевозкам. ННГУ будет расположен на границе Сормовского района Нижнего Новгорода и Балахнинского района Нижегородской области, его пропускная способность составит не менее 25 млн тонн в год.

Особое внимание – нормативным документам

Евгений Лепёхин, первый заместитель руководителя – Капитан Волжского бассейна

По официальным данным, объем грузоперевозок внутренним водным транспортом за январь-декабрь 2017 года составил 118,6 млн тонн, что на 0,5% превышает показатель 2016 года. Грузооборот в 2017 году составил 67,3 млрд тонно-км. Основная часть перевозок приходилась на Волжский бассейн, доля которого от общего объема перевозок грузов на ВВП составила 35,7%.

Номенклатура перевозимых грузов в Волжском бассейне обширна и представлена практически полным перечнем видов грузов, допущенных к перевозке на судах. Широко развита перевозка нефтепродуктов, металла, строительных, зерновых, навалочных, генеральных грузов. Формирование грузопотоков происходит в основном в границах бассейна. В среднем за навигацию более 50% грузооборота составляют внутрибассейновые перевозки, порядка 10 млн тонн грузов ввозится, столько же следует на выход из бассейна. Транзитные перевозки в каспийском направлении не превышают 10% общего объема перевозок и составляют в среднем не более 3-4 млн тонн грузов в год.

Таблица 1. Объем перевозок и судопоток по водным путям ФБУ «Администрация Волжского бассейна» за 2016-2017 гг.

Показатели

Ед. изм.

2016

2017

Результат +/-

%

Наливные

тыс. т

9605,3

10 049,2

443,9

4,6

Жидкие удобрения

тыс. т

2,7

0

-2,7

-100

Строительные

тыс. т

16 887,7

23 676

6788,3

40,2

Лесные

тыс. т

318,3

464,5

146,2

45,9

Зерновые

тыс. т

955,7

1446,1

490,4

51,3

Металл

тыс. т

2036,7

1409,2

-627,5

-30,8

Уголь

тыс. т

0

0

0

Руда

тыс. т

0

0

0

Соль

тыс. т

1101,9

1106,5

4,6

0,4

Химич. минер. удобрения

тыс. т

544,6

589

44,4

8,2

Прочие грузы

тыс. т

259,6

284,3

24,7

9,5

Сера

тыс. т

1420

1667

247

17,4

Всего грузов

33 202,4

40 707,1

7504,7

22,6

Всего рейсов

56321

68 997

12 676

22,5

Кол-во рейсов сухогрузных судов и барж

24 114

31 073

6959

28,9

Кол-во рейсов танкеров и наливных барж

5955

5890

-65

-1,1

Кол-во рейсов толкачей и буксиров

13 330

19 266

5936

44,5

Кол-во рейсов пассажирских судов

12 922

12 768

-154

-1,2

Кол-во перевезенных пассажиров

чел.

1 342 997,8

1 031 532

-311 465,8

-23,2

Оборот модуля

87 600 562 030,20

98 536 837 686,70

10 936 275 657

12,5

Соотношение и распределение общего грузопотока по направлениям вверх/вниз происходит в равных пропорциях. Как правило, на виды ввозимых и вывозимых грузов существенное влияние оказывает внешнеэкономическая деятельность организаций, внутрибассейновые перевозки определяются конъюнктурой рынка. Основу внутрибассейновых перевозок составляют навалочные строительные и наливные грузы. В навигацию 2017 года почти вдвое увеличились перевозки зерновых и строительных грузов, что явилось закономерным результатом урожая зерновых культур в регионах Волги и активизацией строительного рынка.

Всего за навигацию 2017 года было перевезено 40 674,1 тыс. тонн различных видов грузов, 1 025 659 пассажиров в транзитных перевозках и более 1 млн человек на местных линиях. В Волжском бассейне зарегистрировано 4357 судов и 1670 судовладельцев различных форм собственности. Суммарное количество совершенных судами рейсов составило 68 807, что на 22,2% больше предыдущего периода. В суточном движении в бассейне в среднем около 300 судов. Практически в каждом регионе бассейна развита судостроительная отрасль, суда выходят на ходовые испытания, осуществляют переходы к местам сдачи заказчикам.

Интенсивность движения судов накладывает высокую ответственность на деятельность всех служб и филиалов Администрации. Обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне Волги в том числе обусловлено проведением контрольных действий и мероприятий при организации процессов движения самоходных судов и эксплуатации стоечных объектов. В целях повышения качественного уровня регулирования движения на основе информационных технологий введены дополнительные точки обязательных докладов с судов, организовано оперативное взаимодействие с филиалами Российского речного регистра по судам, не прошедшим ежегодные освидетельствования и отсутствия СУБ компании и судна.

В рамках исполнения функций государственного портового контроля осмотры судов в бассейне выполняли 43 инспектора. За год было проведено 2692 проверки, выявлено 5208 замечаний, в 77 случаях замечания послужили основанием для задержания судов. В рамках исполнения совместного распоряжения Федерального агентства морского и речного транспорта и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта инспекторами портового контроля продолжалось оперативное взаимодействие по исполнению административных полномочий при осуществлении проверок судов.

Одним из критериев работы государственного портового контроля можно определить количество транспортных происшествий за истекший период. В 2017 году в Волжском бассейне произошло 4 столкновения (все с маломерными судами), 2 случая затопления судов (оба в межнавигационный период в местах отстоя), 5 посадок на мель (одно – пассажирское судно в первом рейсе в начале навигации на смене вахт), 3 удара (постановка/снятие судов на рейдах).

Отдельно необходимо обратить особое внимание командного состава всех судов и соответствующих подразделений организаций-судовладельцев на обязательность повышенного контроля при исполнении требований нормативных документов, регламентирующих соблюдение норм охраны труда и техники безопасности. Халатное отношение к выполнению указанных требований привело к трагической гибели механика на буксирном теплоходе и механика на пассажирском судне.

За 2017 год службой государственной регистрации судов было совершено более 1900 юридически значимых действий. С 1 января 2018 года вступили в силу нормативные изменения в Кодекс внутреннего водного транспорта РФ. В качестве основания для исключения судна из Государственного судового реестра судов в статью 21 введен подпункт 1 пункта 1, в котором указано, что исключению из Государственного судового реестра судов подлежит судно, в отношении которого правообладателем подано заявление об исключении этого судна из реестра судов. Подпункт 6 пункта 1 данной статьи предусматривает исключение из Государственного судового реестра судна, которое в результате перестройки или других изменений утратило качество судна. Приказ Минтранса России от 26.09.2001 № 144 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов» совершение данных юридически значимых действий не регламентирует.

В целом итоги навигации 2017 года показали положительную тенденцию и динамику: перевозки увеличились, транспортные происшествия уменьшились, количество задержаний судов осталось на прежнем уровне.

Искренне благодарю экипажи судов, работающих в Волжском бассейне, руководителей и сотрудников организаций, судовладельцев за совместную оперативную работу по организации безопасного судоходства и желаю всем безаварийной работы, обновления флота, сохранения кадров и развития бизнеса в навигацию 2018 года!

Морские вести России №3 (2018)


Вернуться к разделу Речной транспорт

Новости

Лента новостей

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море

ФАС прекратила рассмотрение дела о распределении квот на вылов краба в Баренцевом море В конце 2018 года ФАС сообщила о том, что подозревает компании «Зигранд» и «Артиксервис» в заключени...

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны

Команда ОСК вышла на старт в числе сильнейших яхтсменов страны Команда Объединенной судостроительной корпорации принимает участие в гонках Высшего дивизиона Национ...

Российская экономика

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике

Посол России в КНР: РФ и Китай имеют реальные перспективы сотрудничества в Арктике В перспективе стороны могут заняться совместным освоением Севморпути, рассказал Андрей Денисов.

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты

Для РЖД и других компаний введут KPI под нацпроекты Данная мера поможет в достижении роста объемов экспорта.

Транспортная политика

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу

Виктор Павленко предложил создать единую государственную лоцманскую службу Сенатором от Архангельской области Виктором Павленко совместно с депутатом Госдумы Павлом Федяевым р...

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума

Транзит грузов из РФ через Эстонию за 4 года упал до исторического минимума Объем транзитных грузоперевозок из России через Эстонию за последние четыре года достиг историческог...

Морские порты

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы: 13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона

АО «Ростерминалуголь» наращивает объемы:  13 апреля на терминале выгружено 1244 вагона АО «Ростерминалуголь» отмечает рост выгрузки вагонов в апреле 2019 года относительно результатов за ...

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу

Находкинский морской торговый порт прошел государственную экологическую экспертизу Находкинский морской торговый порт получил положительное заключение государственной экологической эк...




Морской транспорт

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках

Damen Shipyards впервые за 15 лет сообщает об убытках Чистый убыток голландской судостроительной компании Damen Shipyards Group по итогам 2018 года состав...

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта

На атомный ледокол «Сибирь» погружен турбогенератор левого борта Специалисты АО «Балтийский завод» (входит в Объединенную судостроительную корпорацию) произв...

Речной транспорт

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания

На судне снабжения «Остап Шеремета» начались швартовные испытания Новые санкции РФ также коснутся угля, продукции машиностроения и легкой промышленности.

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет

Углубление дна Оби позволило увеличить грузопоток в Алтайском крае на 3 млн тонн за 5 лет Углубление дна реки Обь в Алтайском   крае и увеличение продолжительности навигации позвол...

Ж/Д транспорт

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ

ОАО «РЖД» презентовало участникам рынка интерактивную карту ремонтных работ Первый заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Краснощёк провел 19 апреля в Москве рас...

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами

ОТЛК ЕРА подписала соглашения о сотрудничестве с двумя европейскими партнерами «Объединенная транспортно-логистическая компания – Евразийский железнодорожный альянс» (ОТЛК ЕРА...

Авто транспорт

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста

В Волгоградской области отремонтируют около 100 км трасс и три моста При этом на участках протяженностью более 50 км выполнят капитальные работы, сообщает ФКУ Упрдор Мос...

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6%

Проезд по трассе М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6% Стоимость проезда по всем   платным участкам трассы М-4 «Дон» с 15 апреля подорожает на 6&...

Аналитика

Транспортная политика

Мост на Сахалин

Мост на Сахалин В настоящий момент идет обсуждение проекта возведения мостового или тоннельного перехода через проли...

Итоги и задачи

Итоги и задачи В канун нового года в Москве в зале коллегий Федерального агентства морского и речного транспорта пр...

Морские порты

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов

Наилучшие доступные технологии – экологическая эффективность угольных терминалов Эколого-технологическую трансформацию промышленности в РФ часто связывают с переходом к нормированию...

Порты переходят на «цифру»

Порты переходят на «цифру» В ноябре на правительственном совещании по вопросам цифровой трансформации транспортного комплекса Р...

Морской транспорт

Привлекательный каботаж

Привлекательный каботаж С 1 января 2019 года вступают в силу изменения Налогового кодекса Российской Федерации (далее – ...

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту

«Механик Погодин»: ЧП в Херсонском порту Одним из заметных происшествий минувшего лета стала история с танкером «Механик Погодин» ООО «В.Ф. Т...

Речной транспорт

Водные магистрали Китая

Водные магистрали Китая В 2017 г. общая протяженность доступных для навигации внутренних судоходных путей в КНР составила 12...

Важно встать во главе изменений

Важно встать во главе изменений ФГБУ «Канал имени Москвы» является крупнейшим воднотранспортным и водохозяйственным комплексом и вып...




Темы

Инфраструктура / Образование

Проект «Плавучая лаборатория»

Проект «Плавучая лаборатория» В рамках совместного соглашения об организации проекта «Плавучая лаборатория» на базе ледокольного м...

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры

Развитие отрасли обеспечат инновации и инженерные кадры В октябре в Санкт-Петербурге прошла VI ежегодная конференция «Техника и технологии для портов: эффек...

Грузовая база

У металлолома не экспортный тренд

У металлолома не экспортный тренд Объем российского рынка металлолома сегодня оценивается в 40 млн тонн в год, из которых порядка 25 м...

Южный акцент ро-ро

Южный акцент ро-ро В 2017 году объем накатных (ро-ро) грузов, прошедших через российские порты, составил 5,7 мл...

Безопасность мореплавания

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург

Готовность к действию и профессионализм МСКЦ Санкт-Петербург Морские спасательно-координационные центры (МСКЦ) были созданы в соответствии с приказом мин...

Контроль безопасности. В поисках панацеи

Контроль безопасности. В поисках панацеи В ночь на субботу, 1 сентября 2018 года, в аэропорту Сочи самолет Boeing 737-800 авиакомпании «ЮТэйр...

Севморпуть

Арктическая среда нуждается в защите

Арктическая среда нуждается в защите В начале октября во Владивостоке состоялось совещание Рабочей группы Арктического совета по программ...

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП

Арктический прорыв: контейнеровоз Maersk впервые на СМП Контейнеровоз судоходной компании Maersk, впервые совершивший проход по Северному морскому пути, в к...




Судостроение

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Диагностирование судовых технических средств

Диагностирование судовых технических средств Проведен анализ современного состояния и требований к процессу диагностирования судовых технических ...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

«Либерти» – легенда мирового судостроения

«Либерти» – легенда мирового судостроения 27 сентября судоходный мир отметит очередной День «Либерти». Ни один проект в истории мирового судос...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...