Цифровая логистика в российских портах

Логистика
Цифровая логистика в российских портах

В последнее время набирает популярность направление цифровой логистики. Новости из этой сферы приходят если не каждый день, то по крайней мере каждую неделю, и не всегда радостные новости. В декабре прошлого года зафиксирован первый случай гибели человека, причиной которой послужило использование очков виртуальной реальности. В марте текущего года произошло первое ДТП с летальным исходом для пешехода, которого сбил беспилотный автомобиль. А в начале апреля первый запуск беспилотного грузового дрона для доставки посылок «Почты России» закончился неудачей. К счастью, в последнем случае все обошлось без человеческих жертв. Но однозначно, как позитивные, так и негативные события на пути развития отрасли цифровой логистики заставляют обращать на себя пристальное внимание.

Максим Максимов, коммерческий директор ООО «СОЛВО»

Происходящие неудачи в сфере цифровой логистики вовсе не означают, что традиционная (аналоговая) логистика лучше и безопаснее, что она не требует к себе внимания. Здесь можно также привести в пример мартовские события с пожаром на контейнеровозе Maersk Honam в Аравийском море или с инцидентом в пакистанском порту Карачи, где столкнулись два контейнеровоза Hapag-Lloyd.

История не терпит сослагательного наклонения. Но все же если принять во внимание тот факт, что в первом случае использовалось автономное безэкипажное судно-контейнеровоз, то можно предположить, что вряд ли во время пожара на нем могли бы пострадать люди. А если бы во втором случае в качестве лоцмана выступала компьютерная система управления, снабженная различными датчиками и алгоритмами прогнозирования ситуации, то, возможно, аварии также можно было бы избежать.

Как бы то ни было, в современных реалиях стало уже очевидно, что цифровые технологии проникают в нашу жизнь, и их интеграция с реальностью будет усиливаться с каждым днем. Это относится и к логистике, в том числе и в сферах водного транспорта и портов.

От безэкипажных судов к контейнерным терминалам

Беспилотные или безэкипажные суда проектируются, строятся и даже эксплуатируются в нескольких странах мира. Если не брать во внимание военные беспилотные корабли, то к наиболее ярким проектам гражданской логистики можно отнести проект электрического судна-контейнеровоза Yara Birkeland норвежской компании Massterly, ввод в эксплуатацию которого намечен на первую половину 2018 года, или проект автономных судов британской Rolls-Royce, запустить которые планируется к концу текущего десятилетия. Приятно, что Россия не отстает в данном вопросе. Первые испытания российских безэкипажных судов, разрабатываемых в рамках дорожной карты проекта Mari Net, запланированы также на текущий год.

В портовой логистике России пока не приходится хвастаться роботизированным крановым оборудованием собственного производства. Хотя в мире уже успешно эксплуатируются полностью автоматические контейнерные терминалы, например голландский Maasvlakte II или китайский Qingdao New Qianwan Container Terminal (QNQCT). Однако у нас есть вполне конкурентоспособная отечественная информационная система управления класса TOS (Terminal Operating Systems), которая осуществляет управление всеми технологическими процессами на контейнерных и грузовых терминалах стивидорных компаний.

Это система управления Solvo.TOS от российской компании «СОЛВО». Она установлена на большинстве крупных российских контейнерных терминалов. В последние годы компания «СОЛВО» вышла на международный рынок и сейчас реализует проекты по внедрению своей системы на зарубежных морских грузовых терминалах.

Система Solvo.TOS позволяет управлять в полностью автоматическом режиме подъемно-транспортным оборудованием контейнерного терминала. Поэтому, чтобы полностью соответствовать мировому тренду цифровизации, осталось дождаться в нашей стране соответствующей решимости на полную автоматизацию со стороны стивидорных компаний. Программное обеспечение для этого уже есть!

Доступность высоких технологий

Безусловно, не стоит говорить о том, что высокие технологии доступны только новым портам – так называемым Green Field. Они вполне подходят и уже работающим компаниям. Просто их внедрение не обязательно производить сразу и в полном объеме. Здесь уместен эволюционный подход.

Нужно исходить от разумного – соотносить инвестиции и положительный эффект, который дают высокие технологии. В этом отношении некоторые российские стивидоры выглядят вполне современно. В дополнение к информационной системе управления они используют также аппаратно-программные комплексы, такие как системы машинного зрения OCR (Optical Character Recognition), системы точного позиционирования DGPS/GLONASS, системы автоматического мониторинга рефрижераторных контейнеров и прочие. Администрации портов используют системы управления движением судов, системы помощи при швартовке, прочие системы обеспечения безопасности.

Одним из основных преимуществ использования цифровой логистики является интеграция всех участников логистической цепочки в единое информационное пространство. В плане документального сопровождения грузов и платежных транзакций такое пространство удобно реализовывать на технологии Blockchain.

Первопроходцами из логистической среды во внедрении данной технологии стали крупнейший контейнерный оператор Maersk и глобальная экспедиторская компания Agility. Не так давно была анонсирована первая специальная криптовалюта для логистических операций – TEU Tokens. Но надо понимать, что Blockchain – это всего лишь удобное средство для автоматических электронных транзакций.

Создание единого информационного пространства уже сейчас идет полным ходом на традиционных технологиях электронного обмена данными. Например, в российских портах с помощью все той же системы Solvo.TOS

взаимодействие стивидоров с линиями осуществляется посредством обмена данными в стандартизованном формате EDIFACT, а взаимодействие стивидоров с экспедиторами и перевозчиками, в том числе по передаче юридически значимых документов, осуществляется через веб-портал Solvo.TOS с применением электронно-цифровой подписи.

В последние годы высокие технологии, прежде всего аппаратное обеспечение, развиваются настолько стремительно, что их стоимость снижается и становится доступной большому числу пользователей. А широкое распространение технологий еще больше снижает их цену. От этого выигрывают все – и поставщики технологий, и их потребители. Можно считать, что переход от аналоговой к цифровой логистике происходит у нас на глазах. И нужно отметить, что такой переход не только неизбежен, но и экономически выгоден.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику

Эксперт: отечественная технология укрепления грунтов позволит эффективно и экологично освоить Дальний Восток и Арктику Материалы для стабилизации уже начали экспортировать за рубеж

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве

Рыбаки выступают против аукционов от ФАС и требуют моратория на изменения в законе о рыболовстве Инициатива регулятора может привести к банкротству и оттоку населения на Севере и Дальнем Востоке

Российская экономика

Цены на металлолом обвалились

Цены на металлолом обвалились Ломозаготовители винят Минпромторг

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов»

Государство направит 24 млрд рублей на строительство судов для углеводородных «гигантов» Из российской верфи выйдут уникальные "крупнотоннажники"

Транспортная политика

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти

Корабельный сбор могут увеличить на 2-3% для оперативной ликвидации разливов нефти Иначе средств на дежурства не хватает

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования

Подъем флага РФ на новейшем ледовом танкере «Михаил Лазарев» напомнил о задачах развития системы морского образования Помимо уникальной парусной учебной флотилии в отрасли имеется лишь одно немолодое учебно-производств...

Морские порты

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза

Грузооборот древесных гранул из Риги вырос в полтора раза С угля и газа Европа переходит на пеллеты

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем

Завод за $13,3 млрд построит Балтийский химический комплекс совместно с Китаем И это лишь часть большого комплекса




Морской транспорт

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря

Круизы во Владивостоке продлятся до декабря А вскоре к зарубежным лайнерам могут присоединиться и отечественные

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол

В пятницу «Атомфлоту» передадут первый неатомный ледокол Четыре рулевых колонки для точного маневрирования

Речной транспорт

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана

Прогулочное судно на газу построят для Татарстана Вместимость – до 250 туристов

Для Югры купят новую плавполиклинику

Для Югры купят новую плавполиклинику Текущая работает уже 26 лет, а еще через пять уже не сможет

Ж/Д транспорт

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области

Зерновые хабы появятся на трех ж/д станциях Саратовской области Пшеницу и рожь будут не только вывозить, но и перерабатывать

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием

«Делу» разрешили купить 50% + 2 акции «Трансконтейнера» с предписанием которое соответствует сложившейся практике по защите конкуренции в транспортной отрасли.

Авто транспорт

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году

Две федеральных «четырехполоски» построят на Кавказе к 2024 году Для развития экономики и туризма

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого

К Ростову-на-Дону будет вести новый мост. В два раза шире старого Строят с опережением графика

Аналитика

Транспортная политика

Ледовая лоцманская проводка

Ледовая лоцманская проводка Правовое обеспечение деятельности лоцманских организаций в целом нуждается в скорейшем реформировани...

Безопасность мореплавания как приоритетная цель

Безопасность мореплавания как приоритетная цель В начале июля прошло совместное заседание Коллегии Росморречфлота и Общественного совета при Росморр...

Морские порты

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива

Ледокольные проводки обеспечили стабильную работу портов Татарского пролива Прошедший период ледокольных проводок 2018-2019 годов отличался по сложности в разных портах ФГБУ «А...

С уверенностью в будущее

С уверенностью в будущее Нынешнее стремительное время накладывает свой отпечаток не только на отрасли, но и на отдельно взяты...

Морской транспорт

Взгляд за горизонт

Взгляд за горизонт 23-24 мая 2019 года в Москве состоялась XVIII ежегодная конференция деловых партнеров группы компани...

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот?

Судоходству пророчат «цифру», но есть ли для него флот? Цифровая трансформация поможет России реализовать свое водное преимущество. Открываются новые возмож...

Речной транспорт

Между прошлым и будущим

Между прошлым и будущим Как известно, за последние 35 лет Правила плавания по внутренним водным путям России трижды претерпе...

Дорога жизни

Дорога жизни Судоходство на реке Печоре и ее притоках и в наше время продолжает играть важнейшую роль в жизни гор...




Темы

Инфраструктура / Образование

Новые технологии в стенах университета

Новые технологии в стенах университета В начале этого года в стенах Санкт-Петербургского государственного морского технического университет...

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов

Наша цель – формирование кадрового потенциала управленцев и логистов «Морской флот» продолжает серию публикаций о кафедрах морских вузов. В этом номере знакомтесь с кафе...

Грузовая база

Круглый лес: экспорт преткновения

Круглый лес: экспорт преткновения В 2018 году выпуск промышленного круглого леса в России вырос на 8% и составил 236 млн кубометро...

Ставка на СПГ

Ставка на СПГ Для российской индустрии сжиженного природного газа (СПГ) 2018 год ознаменовался запуском но...

Безопасность мореплавания

Будьте бдительны по средам

Будьте бдительны по средам «Будьте особенно бдительны по средам, а также в начале и в конце года!» – предупреждают эксперты гло...

С задачей справились

С задачей справились 15 мая 2019 года в Новороссийске состоялись командно-штабные учения по ликвидации последствий чрезвы...

Севморпуть

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики

Арктическая контейнерная линия – залог оптимизации транспортной логистики Глобальный и конкурентный маршрут, связывающий Северо-Восточную, Восточную и Юго-Восточную Азию с Ев...

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2019 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 5-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...