Цифровая логистика в российских портах - Морские вести России

Цифровая логистика в российских портах

31.05.2018

Логистика

В последнее время набирает популярность направление цифровой логистики. Новости из этой сферы приходят если не каждый день, то по крайней мере каждую неделю, и не всегда радостные новости. В декабре прошлого года зафиксирован первый случай гибели человека, причиной которой послужило использование очков виртуальной реальности. В марте текущего года произошло первое ДТП с летальным исходом для пешехода, которого сбил беспилотный автомобиль. А в начале апреля первый запуск беспилотного грузового дрона для доставки посылок «Почты России» закончился неудачей. К счастью, в последнем случае все обошлось без человеческих жертв. Но однозначно, как позитивные, так и негативные события на пути развития отрасли цифровой логистики заставляют обращать на себя пристальное внимание.

Максим Максимов, коммерческий директор ООО «СОЛВО»

Происходящие неудачи в сфере цифровой логистики вовсе не означают, что традиционная (аналоговая) логистика лучше и безопаснее, что она не требует к себе внимания. Здесь можно также привести в пример мартовские события с пожаром на контейнеровозе Maersk Honam в Аравийском море или с инцидентом в пакистанском порту Карачи, где столкнулись два контейнеровоза Hapag-Lloyd.

История не терпит сослагательного наклонения. Но все же если принять во внимание тот факт, что в первом случае использовалось автономное безэкипажное судно-контейнеровоз, то можно предположить, что вряд ли во время пожара на нем могли бы пострадать люди. А если бы во втором случае в качестве лоцмана выступала компьютерная система управления, снабженная различными датчиками и алгоритмами прогнозирования ситуации, то, возможно, аварии также можно было бы избежать.

Как бы то ни было, в современных реалиях стало уже очевидно, что цифровые технологии проникают в нашу жизнь, и их интеграция с реальностью будет усиливаться с каждым днем. Это относится и к логистике, в том числе и в сферах водного транспорта и портов.

От безэкипажных судов к контейнерным терминалам

Беспилотные или безэкипажные суда проектируются, строятся и даже эксплуатируются в нескольких странах мира. Если не брать во внимание военные беспилотные корабли, то к наиболее ярким проектам гражданской логистики можно отнести проект электрического судна-контейнеровоза Yara Birkeland норвежской компании Massterly, ввод в эксплуатацию которого намечен на первую половину 2018 года, или проект автономных судов британской Rolls-Royce, запустить которые планируется к концу текущего десятилетия. Приятно, что Россия не отстает в данном вопросе. Первые испытания российских безэкипажных судов, разрабатываемых в рамках дорожной карты проекта Mari Net, запланированы также на текущий год.

В портовой логистике России пока не приходится хвастаться роботизированным крановым оборудованием собственного производства. Хотя в мире уже успешно эксплуатируются полностью автоматические контейнерные терминалы, например голландский Maasvlakte II или китайский Qingdao New Qianwan Container Terminal (QNQCT). Однако у нас есть вполне конкурентоспособная отечественная информационная система управления класса TOS (Terminal Operating Systems), которая осуществляет управление всеми технологическими процессами на контейнерных и грузовых терминалах стивидорных компаний.

Это система управления Solvo.TOS от российской компании «СОЛВО». Она установлена на большинстве крупных российских контейнерных терминалов. В последние годы компания «СОЛВО» вышла на международный рынок и сейчас реализует проекты по внедрению своей системы на зарубежных морских грузовых терминалах.

Система Solvo.TOS позволяет управлять в полностью автоматическом режиме подъемно-транспортным оборудованием контейнерного терминала. Поэтому, чтобы полностью соответствовать мировому тренду цифровизации, осталось дождаться в нашей стране соответствующей решимости на полную автоматизацию со стороны стивидорных компаний. Программное обеспечение для этого уже есть!

Доступность высоких технологий

Безусловно, не стоит говорить о том, что высокие технологии доступны только новым портам – так называемым Green Field. Они вполне подходят и уже работающим компаниям. Просто их внедрение не обязательно производить сразу и в полном объеме. Здесь уместен эволюционный подход.

Нужно исходить от разумного – соотносить инвестиции и положительный эффект, который дают высокие технологии. В этом отношении некоторые российские стивидоры выглядят вполне современно. В дополнение к информационной системе управления они используют также аппаратно-программные комплексы, такие как системы машинного зрения OCR (Optical Character Recognition), системы точного позиционирования DGPS/GLONASS, системы автоматического мониторинга рефрижераторных контейнеров и прочие. Администрации портов используют системы управления движением судов, системы помощи при швартовке, прочие системы обеспечения безопасности.

Одним из основных преимуществ использования цифровой логистики является интеграция всех участников логистической цепочки в единое информационное пространство. В плане документального сопровождения грузов и платежных транзакций такое пространство удобно реализовывать на технологии Blockchain.

Первопроходцами из логистической среды во внедрении данной технологии стали крупнейший контейнерный оператор Maersk и глобальная экспедиторская компания Agility. Не так давно была анонсирована первая специальная криптовалюта для логистических операций – TEU Tokens. Но надо понимать, что Blockchain – это всего лишь удобное средство для автоматических электронных транзакций.

Создание единого информационного пространства уже сейчас идет полным ходом на традиционных технологиях электронного обмена данными. Например, в российских портах с помощью все той же системы Solvo.TOS

взаимодействие стивидоров с линиями осуществляется посредством обмена данными в стандартизованном формате EDIFACT, а взаимодействие стивидоров с экспедиторами и перевозчиками, в том числе по передаче юридически значимых документов, осуществляется через веб-портал Solvo.TOS с применением электронно-цифровой подписи.

В последние годы высокие технологии, прежде всего аппаратное обеспечение, развиваются настолько стремительно, что их стоимость снижается и становится доступной большому числу пользователей. А широкое распространение технологий еще больше снижает их цену. От этого выигрывают все – и поставщики технологий, и их потребители. Можно считать, что переход от аналоговой к цифровой логистике происходит у нас на глазах. И нужно отметить, что такой переход не только неизбежен, но и экономически выгоден.

Морские порты №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ