Цифровая логистика в российских портах

Логистика
Цифровая логистика в российских портах

В последнее время набирает популярность направление цифровой логистики. Новости из этой сферы приходят если не каждый день, то по крайней мере каждую неделю, и не всегда радостные новости. В декабре прошлого года зафиксирован первый случай гибели человека, причиной которой послужило использование очков виртуальной реальности. В марте текущего года произошло первое ДТП с летальным исходом для пешехода, которого сбил беспилотный автомобиль. А в начале апреля первый запуск беспилотного грузового дрона для доставки посылок «Почты России» закончился неудачей. К счастью, в последнем случае все обошлось без человеческих жертв. Но однозначно, как позитивные, так и негативные события на пути развития отрасли цифровой логистики заставляют обращать на себя пристальное внимание.

Максим Максимов, коммерческий директор ООО «СОЛВО»

Происходящие неудачи в сфере цифровой логистики вовсе не означают, что традиционная (аналоговая) логистика лучше и безопаснее, что она не требует к себе внимания. Здесь можно также привести в пример мартовские события с пожаром на контейнеровозе Maersk Honam в Аравийском море или с инцидентом в пакистанском порту Карачи, где столкнулись два контейнеровоза Hapag-Lloyd.

История не терпит сослагательного наклонения. Но все же если принять во внимание тот факт, что в первом случае использовалось автономное безэкипажное судно-контейнеровоз, то можно предположить, что вряд ли во время пожара на нем могли бы пострадать люди. А если бы во втором случае в качестве лоцмана выступала компьютерная система управления, снабженная различными датчиками и алгоритмами прогнозирования ситуации, то, возможно, аварии также можно было бы избежать.

Как бы то ни было, в современных реалиях стало уже очевидно, что цифровые технологии проникают в нашу жизнь, и их интеграция с реальностью будет усиливаться с каждым днем. Это относится и к логистике, в том числе и в сферах водного транспорта и портов.

От безэкипажных судов к контейнерным терминалам

Беспилотные или безэкипажные суда проектируются, строятся и даже эксплуатируются в нескольких странах мира. Если не брать во внимание военные беспилотные корабли, то к наиболее ярким проектам гражданской логистики можно отнести проект электрического судна-контейнеровоза Yara Birkeland норвежской компании Massterly, ввод в эксплуатацию которого намечен на первую половину 2018 года, или проект автономных судов британской Rolls-Royce, запустить которые планируется к концу текущего десятилетия. Приятно, что Россия не отстает в данном вопросе. Первые испытания российских безэкипажных судов, разрабатываемых в рамках дорожной карты проекта Mari Net, запланированы также на текущий год.

В портовой логистике России пока не приходится хвастаться роботизированным крановым оборудованием собственного производства. Хотя в мире уже успешно эксплуатируются полностью автоматические контейнерные терминалы, например голландский Maasvlakte II или китайский Qingdao New Qianwan Container Terminal (QNQCT). Однако у нас есть вполне конкурентоспособная отечественная информационная система управления класса TOS (Terminal Operating Systems), которая осуществляет управление всеми технологическими процессами на контейнерных и грузовых терминалах стивидорных компаний.

Это система управления Solvo.TOS от российской компании «СОЛВО». Она установлена на большинстве крупных российских контейнерных терминалов. В последние годы компания «СОЛВО» вышла на международный рынок и сейчас реализует проекты по внедрению своей системы на зарубежных морских грузовых терминалах.

Система Solvo.TOS позволяет управлять в полностью автоматическом режиме подъемно-транспортным оборудованием контейнерного терминала. Поэтому, чтобы полностью соответствовать мировому тренду цифровизации, осталось дождаться в нашей стране соответствующей решимости на полную автоматизацию со стороны стивидорных компаний. Программное обеспечение для этого уже есть!

Доступность высоких технологий

Безусловно, не стоит говорить о том, что высокие технологии доступны только новым портам – так называемым Green Field. Они вполне подходят и уже работающим компаниям. Просто их внедрение не обязательно производить сразу и в полном объеме. Здесь уместен эволюционный подход.

Нужно исходить от разумного – соотносить инвестиции и положительный эффект, который дают высокие технологии. В этом отношении некоторые российские стивидоры выглядят вполне современно. В дополнение к информационной системе управления они используют также аппаратно-программные комплексы, такие как системы машинного зрения OCR (Optical Character Recognition), системы точного позиционирования DGPS/GLONASS, системы автоматического мониторинга рефрижераторных контейнеров и прочие. Администрации портов используют системы управления движением судов, системы помощи при швартовке, прочие системы обеспечения безопасности.

Одним из основных преимуществ использования цифровой логистики является интеграция всех участников логистической цепочки в единое информационное пространство. В плане документального сопровождения грузов и платежных транзакций такое пространство удобно реализовывать на технологии Blockchain.

Первопроходцами из логистической среды во внедрении данной технологии стали крупнейший контейнерный оператор Maersk и глобальная экспедиторская компания Agility. Не так давно была анонсирована первая специальная криптовалюта для логистических операций – TEU Tokens. Но надо понимать, что Blockchain – это всего лишь удобное средство для автоматических электронных транзакций.

Создание единого информационного пространства уже сейчас идет полным ходом на традиционных технологиях электронного обмена данными. Например, в российских портах с помощью все той же системы Solvo.TOS

взаимодействие стивидоров с линиями осуществляется посредством обмена данными в стандартизованном формате EDIFACT, а взаимодействие стивидоров с экспедиторами и перевозчиками, в том числе по передаче юридически значимых документов, осуществляется через веб-портал Solvo.TOS с применением электронно-цифровой подписи.

В последние годы высокие технологии, прежде всего аппаратное обеспечение, развиваются настолько стремительно, что их стоимость снижается и становится доступной большому числу пользователей. А широкое распространение технологий еще больше снижает их цену. От этого выигрывают все – и поставщики технологий, и их потребители. Можно считать, что переход от аналоговой к цифровой логистике происходит у нас на глазах. И нужно отметить, что такой переход не только неизбежен, но и экономически выгоден.

Морские порты №2 (2018)


Вернуться к разделу Логистика

Новости

Лента новостей

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород

«Солнечная регата» отправляется в Нижний Новгород В акватории реки Волга на базе яхт-клуба «Лето» в Нижнем Новгороде 21 июля 2019 года состоится волжс...

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков

Суд продлил арест шести из 24 украинских моряков Лефортовский суд Москвы удовлетворил ходатайство следствия о продлении срока ареста шестерым из 24 у...

Российская экономика

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом

Газпромбанк Лизинг закрыл первое полугодие с 40% ростом Газпромбанк Лизинг подвел итоги работы за первое полугодие 2019 года: объем нового бизнеса за 6 меся...

Лососевая путина набирает обороты

Лососевая путина набирает обороты К середине июля вылов тихоокеанских лососей на Дальнем Востоке составил 61,4 тыс. тонн, что на 15,4 ...

Транспортная политика

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ

Юрий Цветков обсудил вопросы развития Волго-Балта и принял участие в закладке корабля ПМО «Анатолий Шлемов» на СНСЗ Завершающий день своей рабочей поездки в Санкт-Петербург  заместитель министра транспорта ...

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный

Минтранс и Росморречфлот ведут активную работу по переориентации грузопотока на водный транспорт как самый экологичный Минтранс России и Росморречфлот проводят активную работу по переориентации грузопотока на внутренний...

Морские порты

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли

ОНФ предлагает установить в морском порту «Беринговский» на Чукотке защитные экраны от угольной пыли При содействии активистов регионального отделения Общероссийского народного фронта в Чукотском автон...

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор»

Иран предложил Таджикистану арендовать землю в порту «Чобахор» Иран предложил Таджикистану арендовать участок земли на территории своего морского порта «Чобахор» д...




Морской транспорт

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер

Иран отбуксировал в свои воды сломавшийся в Персидском заливе танкер Иран отбуксировал на свою территорию иностранный танкер, столкнувшийся с проблемой в Персидском зал...

АО «НСРЗ» произвело спуск дока.

АО «НСРЗ» произвело спуск дока. На Плавдоке стр. №190 АО «Новороссийский судоремонтный завод» были выполнены работы по спуску дока.

Речной транспорт

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК

На Иннопроме состоялась международная премьера проекта ОСК На международной промышленной выставке «Иннопром-2019» состоялась международная премьера судна новог...

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку

Дневник навигации ЛОРП. «Капитан Бабичев» проведёт ледовую разведку По состоянию на 11 июля в эксплуатации находятся 138 единиц флота ПАО «ЛОРП». В Осетрово продолжаетс...

Ж/Д транспорт

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ

РЖД временно снизит тарифы на перевозку энергетического угля в направлении южных портов РФ Руководство «Российских железных дорог» («РЖД») пошло на встречу угольщикам Кузбасса и приня...

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ

РЖД направят на дивиденды за 2018 год 13,4 млрд рублей или 72,74% чистой прибыли по РСБУ «Российские железные дороги» направят на выплату дивидендов по обычным акциям за 2018 год 13,4 млрд ...

Авто транспорт

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире

AsstrA отчиталась о результатах деятельности в России и мире AsstrA-Associated Traffic AG подвела итоги работы за первое полугодие 2019-го.

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении

Новые российско-узбекские договоренности позволят снять квотирование с выдачи разрешений для отечественных перевозчиков на узбекском направлении Заседание российско-узбекской Смешанной комиссии по вопросам международного автомобильного сообщения...

Аналитика

Транспортная политика

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал

Морской транспорт будет и дальше наращивать свой потенциал Итоги работы отрасли в 2018 г. и планы на 2019 г. стали главной темой повестки дня расширенного совм...

Итоги и планы Росморречфлота

Итоги и планы Росморречфлота 7 марта в Москве в конференц-зале Московской академии водного транспорта – филиала ГУМРФ им. адмирал...

Морские порты

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее

30 лет устойчивого роста и новые планы на будущее 25 марта 2019 года в Санкт-Петербурге состоялась очередная годовая 32-я Конференция (общее собра...

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск

Системный подход к экологической безопасности в порту Новороссийск Стратегия экологической безопасности на период до 2025 года, установленная Указом Президента РФ от 1...

Морской транспорт

Четверть века на службе флоту

Четверть века на службе флоту 25 лет отметило ОООР «Российская палата судоходства». Этому событию было посвящено Общее собрание чл...

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее

«Совкомфлот» стартует в цифровое будущее В конце 2018 г. на базе штаб-квартиры ПАО «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге открылся операционный цент...

Речной транспорт

Водные пути четырех регионов

Водные пути четырех регионов Протяженность водных путей в границах ответственности Администрации составляет 3347 км, объединяющих...

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн

ЭНК покроет весь Енисейский бассейн Аномальная теплая погода в бассейне Верхнего и Среднего Енисея в конце марта – начале апреля 2018 го...




Темы

Инфраструктура / Образование

Стань капитаном своей судьбы

Стань капитаном своей судьбы Три курсанта Московской государственной академии водного транспорта совсем недавно вернулись с плава...

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин»

Полярная школа жизни на ледоколе «Капитан Бородкин» Владимир Войцехович в этом году окончил судоводительское отделение Амурского филиала МГУ им. адм. Г...

Грузовая база

Нефтяные рекорды и налоговые маневры

Нефтяные рекорды и налоговые маневры В 2018 году в России было добыто 555,8 млн тонн нефти (+1,6%), из которых 260,2 млн ...

Протекционизм замедленного действия

Протекционизм замедленного действия Развитие мировой черной металлургии в 2018 году было отмечено очередной волной протекционизма, что в...

Безопасность мореплавания

Найди меня, морячок!

Найди меня, морячок! Безопасность мореплавания – это не только море без пиратов, штормов и прочих «нештатных ситуаций». К...

На пути к капитанскому мостику

На пути к капитанскому мостику В прежние времена, по крайней мере в СССР, чтобы стать капитаном, например, в Балтийском морском пар...

Севморпуть

Арктика – территория диалога

Арктика – территория диалога В пятый раз в апреле этого года Международный форум «Арктика – территория диалога» стал площадкой дл...

«Холодный Шелковый путь»

«Холодный Шелковый путь» В последние годы неспокойная обстановка в Аденском заливе и Малаккском проливе, политическая нестаби...




Судостроение

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот

Рыбопромышленники взялись за маломерный флот Тема судостроения для рыбной отрасли стала основной на совещании, которое в режиме видеоконференции ...

Судостроение вырастет в пять раз

Судостроение вырастет в пять раз В октябре в Калининграде состоялось выездное заседание Морской коллегии при Правительстве РФ, на кот...

Таможня

«Особый подход» Южной таможни

«Особый подход» Южной таможни Юристы Адвокатского бюро «Степанов и Аксюк» в течение длительного времени работают в сфере защиты ин...

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД

Недостатки таможни в свободном порту глазами участника ВЭД Одной из главных целей образования режима порто-франко во Владивостоке является создание условий для...

Пиратство

Тридцать дней в плену (часть 2)

Тридцать дней в плену (часть 2) Журнал «Морской флот» неоднократно поднимал тему пиратства на своих страницах.
И вот новый ма...

Последний пират отступает

Последний пират отступает 10 лет назад о нападениях сомалийских пиратов говорили каждую неделю. Теперь от них не осталось и сл...

Из истории флота

Первая русская антарктическая экспедиция

Первая русская антарктическая экспедиция Первая русская антарктическая экспедиция 1819-1821 годов под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Ми...

Потопленные перестройкой

Потопленные перестройкой Приступив к созданию полноценного авианосного флота, Китай, судя по планам и темпам, через 10-15 лет...

Наши издания

Морские вести России

Газета «Морские вести России» издается при поддержке Федерального агентства морского и речного транспорта и Морской коллегии при Правительстве РФ тиражом 9 тыс. экземпляров, полным цветом, объемом до 28 полос. Формат издания - А-3 …

Морской флот

Информационно-аналитический журнал «Морской флот» освещает деятельность российского судоходства и всех процессов, связанных с морскими перевозками внешнеторговых грузов РФ …

Морские порты

Информационно-аналитический журнал «Морские порты» освещает деятельность российского портового комплекса и всех процессов, связанных с международными перевозками внешнеторговых и транзитных грузов через морские порты России …

Международный экспедитор

ВНИМАНИЕ! Издательство объявляет о продаже или аренде журнала «Международный экспедитор». Информационно-аналитический журнал освещает вопросы транспортной логистики, складского хозяйства, таможенного оформления грузов и ...




Транспортное дело России

Научный журнал «Транспортное дело России», основан в 1999 году, входит в Перечень ВАК. Выходит 6 раз в год ...

Инновационная экономика

Научный журнал «Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы», выходит с 2010 года 4 раз в год ...

Справочник морские порты

В 2018 году редакция выпустила 8-е издание спраочника. Первый выпуск состоялся в 2001 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Справочник речные порты

В 2015 году, по поручению Росморречфлота, редакция подготовила и выпустила 3-е издание справочника. Первый выпуск состоялся в 2011 году. Справочник выходит в режиме один раз в два года ...

Спецпроекты

Капитаны российского флота

Капитаны российского флота

Конференции

Анонсы, репортажи и отчеты с конференций и семинаров, организуемых издательством «Морские вести России». На конференциях обсуждаются самые актуальные проблемы отрасли судоходства, судостроения и портово...

Торговая площадка

В данном разделе публикуются объявления о покупке/продаже/аренде перегрузочного оборудования, средств транспорта, услуг и вакансий.

По условиям размещения объявлений обращаться по тел.: +7 (495) 763-54-2...

Информация СКЦ

Регулярная сводка «Спасательно-координационного центра Росморречфлота» (СКЦ Росморречфлота). Все происшествия на водном транспорте, оповещения об опасных гидрометеорологических условиях.





Фото/Видео репортажи

Информационный интернет-портал «Морвести.Ру» публикует фоторепортажи о наиболее значимых событиях в отрасли морского и речного транспорта. Совещания и экспертные советы в Минтрансе и федеральных агентствах, н...

Конкурс коков

Конкурс планируется провести в два этапа 5 июля 2018 года.
1-й этап – отборочный тур, с 23 января 2012 года по 23 июня 2019 года
2-й этап – конкурс финалистов – 5 июля 2019 года.
Особые условия. Уча...

Конкурс «Удиви ближнего»

Журнал «Морской флот» открывает рубрику «Удиви ближнего». Это будут ваши фотографии, на которых есть что-то необычное, непривычное или загадочное, удивившее вас в дальних рейсах.

Если у вас появится ...

Морская семья

Россия всегда славилась семьями моряков, из поколения в поколение передававшими любовь и интерес к морской профессии. Главным для них была верность своему долгу перед Родиной, нелегкой работе в море и тем, кто жде...