Волго-Донской канал надежен и безопасен - Морские вести России

Волго-Донской канал надежен и безопасен

28.05.2018

Речной транспорт

Обеспечение безопасного судоходства на водных путях и бесперебойной работы гидротехнических сооружений – приоритетная задача коллектива ФБУ «Администрация Волго-Донского бассейна внутренних водных путей».

В ведении Администрации находятся 2187,5 км водных путей, расположенных в Волгоградской, Ростовской, Воронежской, Липецкой областях, Краснодарском крае и Республике Адыгея. Из них 313 км – это магистральные водные пути Единой глубоководной системы европейской части России, в том числе Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 км.

В учреждении эксплуатируются 132 гидротехнических сооружения: 22 судоходных шлюза, 3 насосные станции, 26 судоходных каналов, 20 земляных плотин и дамб, межшлюзовая ГЭС, а также 116 единиц технического флота, более 80 объектов энергетического хозяйства и технологической связи.

Великое сооружение века

Волго-Донской судоходный канал – не только реальное воплощение многовековой мечты о соединении двух великих русских рек. Создание этого комплекса уникальных гидротехнических сооружений вошло в историю как одна из самых грандиозных строек минувшего века, по масштабам не уступающая строительству Панамского и Суэцкого каналов. Но если на осуществление каждого из этих международных проектов ушли десятилетия, то Волго-Дон был построен за 3,5 года: с 1948 по 1952 год.

Олег Шахмарданов, руководитель ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

С его введением в строй было завершено создание Единой глубоководной системы европейской части России. Это сделало Москву портом пяти морей: Балтийского, Белого, Каспийского, Азовского и Черного.

Только на Волго-Донском судоходном канале возведено 96 сложных гидротехнических сооружений, в том числе 13 судоходных шлюзов, 3 насосные станции, 3 плотины, 17 дамб, 2 аварийно-ремонтных заграждения.

Уникальность ВДСК состоит в том, что канал полностью накачной и питание его водой осуществляется из Цимлянского водохранилища с помощью трех каскадно расположенных насосных станций (каждая производительностью 45 м3/с), подающих воду в водораздельный бьеф на нужды судоходства и орошения. Только за 2017 год насосными станциями перекачано 915 млн м3 воды.

Проектная пропускная способность ВДСК составляет 10,5 млн тонн при продолжительности навигации 200 суток.

В 2017 году при фактической длительности навигации 256 суток через Волго-Донской судоходный канал прошло 5383 судна и перевезено более 8,6 млн тонн грузов (96% к 2016 году).

Всего по водным путям бассейна прошло 11 633 единицы флота и перевезено 15,9 млн тонн грузов. На шлюзах Администрации выполнено 86 095 шлюзований.

Ежегодно по водным путям Волго-Донского бассейна проходят суда около 200 судоходных компаний, крупнейшие из которых: АО «СК «Волжское пароходство», ПАО «Северо-Западное пароходство», ООО «НавигаторЪ», ООО «Прайм Шиппинг», ООО «ВФ Танкер», ООО «МРП-Танкер» и др.

Более чем 65-летний опыт эксплуатации Волго-Дона показывает, что наибольшие объемы перевозок достигались с 1979 по 1983 год за счет практически равных грузопотоков в обоих направлениях, обеспеченности водных ресурсов Дона и увеличения сроков навигации. Надо отметить, что гидросооружения в тот период эксплуатировались около трех десятков лет, имели хорошее техническое состояние (можно сказать, были «молодыми» при 100-летнем проектном возрасте).

В последние годы при грузопотоке 10:1 с Волги на Дон те же показатели достигаются в основном за счет слаженной работы диспетчерского аппарата бассейна, увеличения количества крупнотоннажных судов и сроков работы гидросооружений.

Реконструкция и ремонт шлюзов

В рамках подпрограммы «Внутренний водный транспорт» ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» в 2017 году продолжались работы по реконструкции объектов Администрации.

В рамках реализации комплексного проекта реконструкции объектов Волго-Донского судоходного канала выполняются работы:

I этап. Реконструкция гидроузлов №2 и №5, техническое перевооружение насосной станции №32, агрегат №3.

Реконструкция насосного оборудования для осушения камер шлюзов.

Реконструкция электроснабжения, освещения, связи и автоматизации.

Реконструкция дренажных ванн шлюзов №2, №5.

Ведется изготовление агрегата для насосной станции №32.

Завершены работы по реконструкции гидроузла №11.

II этап. Реконструкция гидроузлов №7 и №8, техническое перевооружение насосных станций №31 и №32.

Завершена реконструкция рабочих двустворчатых ворот нижней головы шлюза №8.

По гидроузлу №7: реконструкция крепления верхнего и нижнего подходных каналов, механизма привода подъемно-опускных ворот, реконструкция помещений, наружных сетей водоснабжения и водоотведения; строительство модульных зданий хозяйственно-бытового назначения; устройство комплекса инженерно-технических средств обеспечения транспортной безопасности.

По насосной станции №32: завершение работ по замене насосного агрегата №1, реконструкции подстанции 110/10 кВ.

По насосной станции №31: замена насосного агрегата №1, реконструкция подстанции 110/10 кВ, завершение строительства модульного здания хозяйственно-бытового назначения, наружных сетей водоснабжения и канализации, реконструкции зданий механизмов и управления насосной станции.

Завершение работ по реконструкция напорного трубопровода №34, первая нитка.

Завершается разработка проектной документации по реконструкции сети бассейновой связи Администрации.

Техническая готовность шлюзов и насосных станций, исполнение графиков подготовки гидросооружений в МНП 2016/2017 гг. к эксплуатации в навигацию 2017 года были обеспечены в установленные сроки.

Для улучшения технического состояния гидросооружений и повышения их уровня безопасности в 2017 году проводились работы по капитальному ремонту: железобетона верхней камеры шлюза №31 Волгоградского гидроузла; рабочих двустворчатых ворот нижней головы шлюза №6 Волжского РГСиС; антикоррозионного покрытия металлоконструкций подъемно-опускных ворот шлюза №1 Волжского РГСиС и верхних ремонтных ворот шлюза №15 Цимлянского РГСиС; механического оборудования водопроводных галерей шлюзов №30, №31 (ремонтные затворы) и электрооборудования 0,4-10 кВ шлюзов №30, №31 (насосы откачки камер) Волгоградского гидроузла Волгоградского РГСиС; фасадов и кровли зданий шлюзов №2, 5, 7, 8 Волжского РГСиС, нижней и верхней головы шлюза №11 Донского РГСиС, здания верхней головы шлюза №14 и здания Монумента в честь соединения пяти морей шлюза №14 Цимлянского гидроузла Цимлянского РГСиС; металлоконструкций верхних и нижних ремонтных двустворчатых ворот шлюза №9 Волжского РГСиС; начались работы по замене металлоконструкций нижних ремонтных двустворчатых ворот шлюза №13 Донского РГСиС. Разработана проектно-сметная и рабочая документации «Капитальный ремонт гидросилового и энергетического оборудования Межшлюзовой ГЭС Волгоградского гидроузла» с проведением негосударственной экспертизы технических решений, проводится проверка достоверности определения сметной стоимости.

Для обеспечения безопасной эксплуатации гидротехнических сооружений на Волгоградском гидроузле проводились работы по ремонту: упоров и уплотнений аварийно-ремонтных откатных ворот шлюза №30; рымной ниши №6 верхней камеры левой стороны шлюза №31; ремонт оборудования шахт насосов откачки камер и кабельных каналов шлюзов №30 и №31.

Начались работы по ремонту стоек и уплотнений аварийно-ремонтных откатных ворот шлюза №30 Волгоградского гидроузла и ремонту системы контроля уровней «Волна 10М» шлюза №30.

Для повышения надежности и безопасности эксплуатации гидросооружений Волжского и Донского склонов выполнен ремонт системы гидропривода ПОВ шлюза № 4, парапетов причальных эстакад, плит-оболочек, дефектного штрабного бетона шлюзов №1-9; ремонт антикоррозийного покрытия металлоконструкций РДВ шлюза №3; ремонт пьезометров на гидроузлах Волжского и Донского РГСиС; ремонт ВЛ 10 кВ линии фидер №38; ремонт ВЛ 0,4 кВ обстановки пути канала 118 (зеленая сторона); ремонт технического водоснабжения насосных агрегатов НС-33.

На гидросооружениях Цимлянского РГСиС проводился ремонт плит перекрытий нижней причальной эстакады основного шлюза Константиновского гидроузла и нижних сегментных ворот судоходного шлюза Николаевского гидроузла.

Начаты работы по ремонту металлоконструкций рабочих двустворчатых ворот верхней головы основного судоходного шлюза Константиновского гидроузла.

На Воронежском гидроузле проводились работы по ремонту пьезометров земляной плотины, опорно-ходовых частей затворов №11 и №12 водосбросной плотины, металлоконструкций шахт затворов водопроводных галерей правого и левого устоя, шахтного колодца насосов откачки камеры шлюза.

Начаты работы по ремонту металлоконструкций и антикоррозионного покрытия левой створки ремонтных ворот верхней головы судоходного шлюза Воронежского гидроузла.

На Федоровском шлюзе проводились работы по ремонту левого домкрата ТС-125 т автодорожного поворотного моста.

Начаты работы по ремонту рабочих затворов водопроводных галерей нижней головы и ремонт двух комплектов полиспаст грузоподъемных механизмов ремонтных заграждений верхней и нижней голов Федоровского судоходного шлюза.

Проведена государственная экспертиза деклараций безопасности и получены положительные заключения гидроузлов №4, 5, 6 и Водораздельного.

В августе проведено преддекларационное обследование сооружений гидроузла № 9.

Выполненные мероприятия позволили повысить надежность и безопасность эксплуатации гидротехнических сооружений.

Межшлюзовая ГЭС выработала 173 278,220 тыс. кВт∙ч электроэнергии, из них потреблено на нужды ФБУ «Администрация «Волго-Дон» 63 157,763 тыс. кВт∙ч.

Водные пути

Официальное открытие навигации 2017 года состоялось 1 апреля в соответствии с планом, а ее продолжительность составила 256 дней.

Навигация выдалась менее сложной ввиду наполненности Цимлянского водохранилища и регулирования расходов в межнавигационный период. Приток воды к водохранилищу за период весеннего половодья составил 7,31 км3, что соответствует 70% от нормы – 10,4 км3. Максимальная отметка наполнения Цимлянского водохранилища составила 34,90 м при НПУ 36,00 м.

Попуск воды через Цимлянский гидроузел, установленный с 11 декабря 2016 г. расходом 230 м3/с, сохранялся до 12 января 2017 г. С 13 января в связи с отсутствием положительной аккумуляции водных ресурсов в Цимлянском водохранилище комплексный попуск воды был снижен до величины 200 м3/с.

В целях обеспечения водохозяйственного комплекса Нижнего Дона, включая хозяйственно-питьевое водоснабжение, с 1 апреля попуск воды через Цимлянский гидроузел был увеличен до 270 м3/с. Для создания безопасных условий судоходства в период навигации расход комплексного попуска воды составлял: с 10 мая до 300 м3/с, с 3 июля до 340 м3/с, а с 18 августа до 380 м3/с. С 10 октября до конца навигации расходы через Цимлянский гидроузел составляли 340 м3/с. С 6 декабря был установлен попуск воды величиной 250 м3/с.

К концу ноября уровень воды Цимлянского водохранилища снизился до отметки 33,34 м. Фактические габариты судового хода составили: глубина 365 см и ширина 100 м.

Характерные особенности навигации 2017 г. по сравнению с навигацией 2016 г.:

1. Общее снижение количества пропущенных судов на 5% и количества перевезенных грузов на 3%, несмотря на благоприятные путевые условия как в самом бассейне Администрации, так и в соседних бассейнах.

Уменьшение грузоперевозок вызвано:

– уходом грузопотока светлых нефтепродуктов с водного транспорта на железнодорожный из-за снижения тарифа на перевозку железнодорожным транспортом;

– внезапной остановкой Куйбышевского нефтеперерабатывающего завода ПАО «НК «Роснефть» на профилактику;

– снижением перевозок строительных грузов из-за уменьшения добычи на карьерах Северского Донца.

2. Более равномерное движение судопотока в течение навигации (сглаживание пика массовых подходов флота к границам бассейна).

3. Благоприятная ситуация с уровнями воды в Цимлянском водохранилище и достаточные объемы финансирования позволили выполнить транзитные дноуглубительные работы на перспективу для поддержания гарантированных габаритов судовых ходов и по восстановлению судовых ходов к убежищам на водохранилище.

4. Благоприятные гидрометеорологические условия в завершающий период навигации позволили благополучно снять обстановку и выпустить из бассейна последние суда без ледовых условий.

Из 2187,5 км внутренних водных путей бассейна 511 км имеют гарантированные габариты судовых ходов, из которых 300 км оборудованы освещаемой судоходной обстановкой, 198 км – знаками судоходной обстановки отражательного действия, 13 км оборудованы неосвещаемой обстановкой.

В бассейне эксплуатируются 450 береговых и 460 плавучих навигационных знаков. В навигацию 2017 г. на Цимлянском водохранилище началась эксплуатация 28 береговых навигационных створных знаков, оборудованных средствами СНО с системой дистанционного мониторинга и управления.

Также в течение последних 10 лет успешно эксплуатируются плавучие навигационные знаки из полимерных материалов, доля которых составляет 40% от общего количества знаков.

В межнавигационный период уточнялись схемы расстановки СНО на магистральных водных путях бассейна, готовился корректурный материал к лоцманским картам, проводился необходимый ремонт флота и средств навигационного оборудования. Обеспечен в достаточном количестве запас плавучих знаков. Диспетчерский аппарат и лоцманы прошли аттестацию и подготовились к работе по обеспечению безопасного пропуска и к проводке судов в бассейне.

Технический флот

Одним из направлений по улучшению содержания ВВП бассейна является модернизация технического флота.

Администрация эксплуатирует 108 единиц технического флота, из которых на 12 судах в 2017 году выполнен средний ремонт.

На нефтеналивной барже «НТ-1» силами подрядной организации произведена замена подводной части корпуса.

Капитальный ремонт электрооборудования проведен на земснаряде «Донской-421». В рамках ремонта были заменены дизель-генераторы на ЯМЗ-238.

В IV квартале отчетного года начаты работы по капитальному ремонту электрооборудования судов технического флота «Донской-423», «Кубанский-309», «НТ-1» и «НТ-102». Капитально отремонтированы четыре судовых двигателя Донского РГСиС и Кубанского РВПиС.

В Администрации действует система управления безопасностью судов. Суда учреждения, в отношении которых действует статья 34.1 КВВТ (система управления безопасностью), имеют судовые свидетельства управления безопасностью, своевременно проходят освидетельствование.

На 17 судах учреждения установлены современные речные радиостанции, что существенно укрепляет оснащенность в части безопасного управления.

На теплоходе «Путейский-704» установлено радиооборудование, позволяющее выполнять рейсы в морских участках.

Судовладельцы по заявкам своевременно обеспечивались навигационными картами и корректурным материалом в течение навигации. Постоянно выполняется корректировка и поддержание на современном уровне бумажных и электронных карт.

Транспортных происшествий по вине работников пути не было.

Транспортная безопасность

Ведется реконструкция судоходных шлюзов №7 и 8, в состав работ включено оснащение их современными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ спланированы и проводятся мероприятия по оценке уязвимости, разработке планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств.

В 2017 году заключен договор с ФБУ «Служба морской безопасности» и проведена аттестация сил обеспечения транспортной безопасности в количестве 22 человек.

В результате проводимых мероприятий в 2017 году на СГТС не допущено ни одного акта незаконного вмешательства в деятельность объектов. Учреждение справилось с поставленными задачами, и есть уверенность, что в 2018 году будет работать также успешно.

Единая задача судоходства

Безопасность судоходства на внутреннем водном транспорте будет всегда приоритетной не только для тех, кто ее контролирует, но и для судовладельцев.

Александр Раков, первый заместитель руководителя – капитан Волго-Донского бассейна ВВП

Глубокое понимание единой задачи – обеспечение безопасных условий судоходства в бассейне внутренних водных путей – отличительная черта в подходе к организации безопасности судоходства на Волго-Доне. Присутствие государственного портового контроля, работа под его наблюдением не осложнила деловых, партнерских отношений с судовладельцами.

30 августа 2017 года исполнилось пять лет, как вступил в силу Федеральный закон от 28 июля 2012 г. № 131-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Капитаны бассейнов и инспекторы в очередной раз готовятся к прохождению обучения и повышению квалификации, а некоторые из инспекторов примеряют новые должности, которыми отмечен добросовестный труд в этот, пусть небольшой, но значимый юбилей (один инспектор стал заместителем начальника службы ГПК, один – старшим инспектором, двоим повысили персональные коэффициенты).

Положительные и негативные моменты

В 2017 году в соответствии с государственным заданием в бассейне было запланировано 260 инспекций судов и плавобъектов. Реально проведено 276 инспекций, в том числе 21 – пассажирских и грузопассажирских судов. Выявлено 660 нарушений обязательных требований, из них 56 послужили основанием для временного задержания 13 судов, в том числе одного пассажирского. Основные причины задержаний – отсутствие на судах документов, предусмотренных статьей 14 КВВТ РФ. По результатам проверок капитаном бассейна составлено 16 протоколов об административных правонарушениях, сумма взысканных штрафов 6600 рублей.

Таблица 1. Статистика проверок из информационной системы инспектирования речных судов в 2016-2017 годах

Бассейн/Место

Кол-во инспекций, 2017/2016

Кол-во инспекций с выявленными нарушениями, 2017/2016

Кол-во выявленных нарушений, 2017/2016

Кол-во задержаний судов, 2017/2016

ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

276/267
103%

243/236
103%

660/638
103%

13/33
39%

Верхне-Донской РВПиС

45/60

38/51

14/166

6/14

Донской РГСиС

101/130

101/125

220/317

4/19

Кубанский РВПиС

52/48

29/37

58/82

3/0

Цимлянский РГСиС

33/21

31/15

124/62

0/0

Управление

45/8

44/7

124/11

0/0

Из таблицы видно, что при том же количестве проверенных судов количество замечаний и задержаний значительно уменьшилось. Это говорит об ответственном отношении судовладельцев к выполнению ранее выданных предписаний и устранению замечаний. Но и отношение к делу инспекторов ГПК тоже изменилось: стали строже следить и требовать соблюдения законодательства. Основное количество задержаний приходится на суда небольших компаний, которые не всегда способны содержать флот на должном уровне.

В 2017 году на одного инспектора в среднем пришлось 55 проверок. На одно проверяемое судно инспектор затрачивает в зависимости от размера и назначения судна от 2,5 до 4 часов (с учетом оформления предписания на борту и без учета переездов к месту нахождения судна и обратно). Исходя из этого, ясно видно, что за рабочий день инспектор не может проверить более 2-3 судов.

Таблица 2. Статистика проведенных инспекций в 2012-2017 гг.

ФБУ «Администрация «Волго-Дон»

2012 г.

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Кол-во инспекций

134

291

292

287

267

276

Кол-во инспекций с выявленными нарушениями

56

246

272

242

236

243

Кол-во выявленных нарушений

184

971

978

771

638

660

Кол-во временных задержаний судов

17

42

66

31

33

13

Остается открытым вопрос места проведения проверки судов. Осматривать только на ВВП, включенные в Перечень… или можно и на других участках, можно ли осматривать судно на ходу, имеет ли инспектор право остановить судно для осмотра на рейде? Все это делается, но как оно согласуется с требованиями нормативных документов?

Вроде бы все хорошо в работе ГПК? Но это только на первый взгляд. Есть проблема кадров для работы инспектором в связи с высокими требованиями к ним. Есть негативное отношение к работе ИГПК представителей контрольно-надзорных структур. Постоянные проверки, огромное количество различного вида запросов, требований зачастую выбивают из нормального рабочего ритма. Совместной работы на конечный результат, которым является повышение уровня безопасности судоходства, пока не получается. Создается ощущение искусственного выискивания нарушений в работе служб Администрации и ИГПК.

В прошедшую навигацию особенно много проведено проверок судов как в местах погрузки-разгрузки, так и на рейдах органами прокуратуры и Ространснадзора, транспортной полиции.

Но зачем им всем подниматься на борт? Зачем лишний раз трепать нервы экипажу, которым идти в рейс? Ведь большинство из них и представления о судах не имеют. Не для того ли созданы инспекция ГПК и система инспектирования, которая сама определяет, когда и какое судно проверять, чтобы исключить подобные эксцессы?

Целевой критерий работы ИГПК – уменьшение транспортных происшествий и предотвращение новых. На Волго-Доне в навигацию 2017 года зарегистрировано одно транспортное происшествие.

Диспетчерское регулирование

Нельзя не сказать о диспетчерском регулировании и его не последнем по значимости месте. Основная цель диспетчерского регулирования в Волго-Донском бассейне – это обеспечение безопасного пропуска судов через шлюзы и ВВП, безопасного перехода через Цимлянское водохранилище, безопасного пропуска негабаритных составов, которых с каждым годом становится все больше. Налажено взаимодействие по информационному обмену и регулированию движения судов между диспетчерскими службами Волго-Донского, Волжского и Азово-Донского бассейнов, капитанами морских портов Азов и Ростов-на-Дону. Временно задержанные суда и суда, которым выставлены коды «до выхода в рейс», без информации инспекторов об устранении замечаний не получат разрешение диспетчера на продолжение рейса.

Квалификационной комиссией Администрации с начала 2017 года:

аттестовано ответственных за безопасность судоходства – 31 человек;

аттестовано ответственных по СУБ – 32 человека;

выдано дипломов и подтверждений к дипломам – 1232 ед.;

выдано рядовому составу квалификационных свидетельств – 1255 шт.

Отделом государственной регистрации судов проведена следующая работа:

принято заявлений о государственной регистрации судов – 143 шт.;

выдано свидетельств о праве собственности и праве плавания под государственным флагом РФ – 116 шт.;

выдано судовых билетов маломерных судов – 12 шт.;

выдано выписок и справок из Государственного судового реестра – 1128 шт.

Выражаю искреннюю благодарность и признательность за добросовестное отношение к своим обязанностям всем работникам служб и отделов Администрации, с которыми, несмотря на все невзгоды, недостаточность нормативной базы, наличие противоречий в существующих нормативно-распорядительных документах, мы с честью преодолели испытания первой пятилетки.

Фото. ИГПК и отдел государственной регистрации судов и дипломирования. 5 лет единым коллективом

Морские вести России №2 (2018)

ПАО СКФ
Восточный Порт 50 лет
НПО Аконит
Подписка 2024
Вакансии в издательстве
Журнал Транспортное дело России
Морвести в ТГ

24.04.2024

Транспортная политика

19.04.2024

Транспортная политика